комплекс эдипа восходит к мифу о царе эдипе
Миф об Эдипе
Развеем миф: Эдипов комплекс,
откуда понятие к нам то пришло,
и что же оно в себе несло, и кто
виновником был, что произошло,
нам миф расскажет о царе Эдипе,
раскрыть все тайны нам по силам.
Эдипов комплекс (нем. ;dipuskomplex) — понятие, введённое в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.
Это пояснение из Википедии.
1
Когда-то в Фивах правил царь Лабдак,
а сыном и преемником его был Лай,
который и принял власть над Фивами,
когда почил его отец Лабдак и царь.
Однажды посетил Лай-царь Пелопса,
и долго пребывал он у него в гостях,
но отплатил Лай чёрною неблагодарностью:
у Пелопса сына Хрисиппа его украл,
и проклял царь Пеполпс разгневанный
Лая-царя, в проклятии он пожелал,
чтоб наказали боги сына похитителя
тем, что Лая сын родной смерти предаст.
2
Вернувшись в Фивы, Лай-царь женился,
а в жёны Иокасту взял, дочь Менойкея,
жил долго Лай с женою и спокойно,
но не было детей, отправился он к Аполлону
испросить причину бездетности его.
И жрица Аполлона грозный ответ дала:
— Родится сын у тебя, но только знай,
исполнится проклятие Пелопса,
погибнешь от рук ты сына своего.
И в ужас пришёл царь Лай, узнав,
его какая участь ожидает, тогда
решил так Лай, убьёт он сына,
лишь только тот появится на свет.
3
Вскоре и вправду родился у Лая сын,
жестокий царь, ножки младенца связав,
позвал раба, сына отдал ему и приказал
бросить младенца на склонах Киферона,
чтоб звери дикие растерзали его там.
Но пожалел ребёнка раб, его отдал
рабу царя Полиба, а тот отдал его царю,
тот будучи бездетным, себе ребёнка взял,
Эдип он имя названному сыну дал,
и воспитал как своего наследника.
4
Вырос Эдип, стал крепок и силён,
в жизни своей ничем не обделён,
но на пирушке однажды вот одной
приёмышем друг его назвал хмельной.
Эдип был этим страшно поражён,
к отцу Полибу и матери Меропе он пошёл,
и долго тайну рождения просил открыть,
Меропа и Полиб решили это скрыть.
И в Дельфы решил отправиться Эдип,
и тайну оракула просил раскрыть,
ответил Аполлон устами пифии:
— Эдип, страшна твоя судьба,
убьёшь ты своего отца,
и станешь мужем матери своей,
и будет много от брака этого детей,
но будут они прокляты богами
и ненавидимы всеми людьми!
5
И в страшный ужас пришёл Эдип,
как избежать той злой судьбы,
ему что напророчил сам Аполлон,
ведь кто отец и мать не знает он.
Решил отправиться он в странствие,
не возвращаться более в Коринф,
чтобы отца и мать не погубить.
Словно бездомный он скиталец
в неведомый отправился тут путь,
и всё равно было куда идти.
Вот встретил на пути Эдип
в ущелье узком колесницу,
а там к Парнасу сходились три пути
ехал вида величественного в ней старик,
а глашатай той правил колесницей,
и замахнулся на Эдипа он бичом,
рассерженный Эдип ударил глашатая,
хотел мимо пройти уже, но тот старик,
что ехал в колеснице, посохом взмахнул,
ударил Эдипа но голове, рассвирепел
Эдип, в ответ ударил старика так сильно,
что сразу приняла земля здесь старика,
упал он замертво.
7
Эдип всё дальше шёл, до Фив дошёл,
а в Фивах царило великое уныние,
там Сфинкс ужасный с женской головой,
туловищем льва, и острыми когтями
поселился, и требовал всё новых жертв,
а также до жителей известие дошло,
что царь погиб, сражённый неизвестным,
когда хотел до Дельфы Лай дойти,
чтоб жителей своей страны спасти,
у Аполлона испросить, как быть.
Узнав по все несчастия страны, Эдип
решил избавить от Сфинкса город Фивы.
8
Решили Боги, до тех пор там будет Сфинкс,
пока загадку не разгадает кто-то, и Фивы
будут ему подчинены. Пришёл Эдип
к Сфинксу, и тот ему загадку предложил:
— Скажи, кто ходит утром на четырёх ногах,
днём лишь на двух, а вечером на трёх?
Никто так не менялся из тварей всех земных,
когда на четырёх ногах, то меньше сил,
когда на двух, то во сто крат же больше.
И не задумался Эдип здесь ни на миг:
— То человек! Когда он мал, когда лишь
утро его жизни, ползёт на четвереньках,
а днём, когда он в возрасте уж зрелом,
он ходит твёрдо на двух своих ногах,
а вечером, когда он стар, тогда же
нуждается в опоре, костыль берёт
и ходит, как кажется, на трёх ногах.
Так разрешил Эдип загадку Сфинкса,
тот крыльями взмахнув, прочь со скалы
так рухнул в море! Решили это Боги,
кто разрешит загадку, Сфинкс утонет.
Эдип избавил город Фивы, и все решили,
что править Фивами впредь будет он,
назначили в граде царём его, и в жёны
досталась та ему, царицей что была,
женою царя Лая, Эдип того не зная,
что это мать его, жениться согласился.
9
Сбылось так предсказание второе:
мать стала его женою, и дети вскоре
народились от брака, как сказал оракул,
две дочери и двое сыновей. Однако,
недолго жила семья эта в покое,
Аполлон наслал на страну ужасный мор,
болезнь губила старых и молодых,
и голод был ещё причиною иных
смертей. Не помогали жертвы богам,
боги не слышали молений, и тогда
народ пришёл к Эдипу о помощи просить,
и как от бед и гибели избавить их.
12
В изгнании долго по Земле Эдип бродил,
сопровождала его дочь родная Антигона,
и довела отца она до Аттики, городу Афин,
где встретил его царь Тесей, рок предрешил,
к кому придёт почить Эдип, то целый Мир
тому будет открыт,
лишь нужно Эдипу дать приют.
И принял с радостью Эдипа герой Тесей,
но час приходит Эдипу уж спуститься
в царство мрачное теней царя Аида,
ушёл так тихо царь Эдип, без стона
кончил жизнь многострадальную свою,
никто из смертных так из жизни
никогда не уходил!
Материалы: Н.А.Кун, «Легенды и мифы древней Греции», Москва, 1954 год.
Миф об Эдипе – смог ли фиванский царь обмануть судьбу?
Легенда о царе Эдипе принадлежит к одному и самых древних сказаний греков. О нём уже знал Гомер, а позднее миф об Эдипе появился в пересказах Эсхила, Софокла, Еврипида. Неудивительно, что многие древнегреческие поэты выбирали его историю в качестве сюжета своих трагедий – судьбу Эдипа можно назвать кошмарной.
Возможно, именно это и стало причиной популярности мифа. Предание об Эдипе не уступало по известности рассказам о подвигах Геракла или Одиссея. Увы, финал жизни этого царя едва ли можно сравнить с судьбами этих героев. Почему же Эдипа настигло страшное проклятие? И как жуткое пророчество было воплощено в жизнь?
Ребёнок, спасённый слугой
У фиванского царя Лая не было наследников, что сильно его печалило. Однажды правитель решил отправиться в Дельфы, где спросил у оракула, пошлют ли небеса ему ребёнка.
Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.
Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти.
К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.
Страшное пророчество для Эдипа
В Коринфе Эдипа вылечили от ран, воспитали как царевича. Мужая, он превращался в сильного крепкого юношу, а вот о своём происхождении Эдип ничего не подозревал.
Во время одного из пиров, что устраивал коринфский царь, Эдип случайно услышал, как о нём сказали “приёмыш”. Подобная характеристика задела его, он начал расспрашивать у отца и матери о своих родных родителях. Но царь и царица знали о родословной Эдипа не больше, чем он сам.
Тогда юноша так же, как когда-то сделал его отец, отправился к оракулу. Пророчество для него оказалось намного страшнее, чем то, что услышал Лай. Дельфийский предсказатель поведал Эдипу, что тот убьёт родного отца, затем женится на собственной матери, а все его потомки будут прокляты – как в мире людей, так и в царстве богов.
Потрясённый до глубины души, Эдип решил не возвращаться в Коринф, боясь, что навлечёт беду на своих приёмных родителей. Он надеялся, что избежать пророчества удастся, если скитаться по миру. С тех пор Эдип стал странником. Он посетил немало городов, однако нигде не задерживался подолгу.
Гюстав Моро. Эдип разгадывает загадку Сфинкса
Предсказание сбывается
Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница.
Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью.
Вопрос был таков: кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень поднимается на две ноги, а вечером стоит на трёх? Сообразительный Эдип быстро понял, что это – человек (в разном возрасте). В отчаянии Сфинкс сбросился со скалы.
Герой и изгнанник Эдип
Узнав об избавлении от Сфинкса, фиванцы решили, что Эдип – герой, то достоин занять место их убитого правителя. Согласно правилам, новый царь должен был жениться на прежней царице Иокасте (а ведь она приходилась Эдипу матерью).
В браке с ней у молодого фиванского правителя родилось четверо детей. Эдип даже не подозревал, что страшное пророчество уже сбылось.
Когда жители Фив начали гибнуть от смертельной болезни, люди попросили царя отправиться к оракулу и узнать, как спастись от мора. Эдипу было сказано, что лишь тогда благополучие вернётся в город, когда будет изгнан из Фив убийца прежнего правителя.
Стараясь выяснить, кто является убийцей Лая, Эдип открыл страшные истины. Во-первых, преступником был он сам. Во-вторых, он узнал, кем были его родные родители.
Всюду он сталкивался с презрением и ненавистью людей. Все наследники Эдипа были прокляты богами – каждого из его потомков настигло несчастье, из-за чего род прекратил своё существование. За свой грех, пусть и совершённый неосознанно, Эдип расплатился страшной ценой.
Фридрих Рехберг. Слепой Эдип и его дочь Антигона
О последних годах Эдипа есть разные версии. В одних преданиях говорится, что он умер неподалёку от Афин. Другие же мифы рассказывают, будто незадолго до смерти он вернулся в Фивы, где и простился с жизнью. Тем не менее, тело его было вывезено из города. Позора нечестивцу Эдипу народ так и не простил. Этот миф ярко демонстрирует веру в пророчества, предсказания оракулов, что некогда вершили судьбы древних греков. История Эдипа – пример того, насколько слаб человек перед силой рока.
Эдипов комплекс
Нормально, когда маленький мальчик стремится быть рядом с мамой. Большинство малышей перерастают «мамину юбку» и становятся самостоятельными. Но бывает так, что к 20,30 и даже 40 годам мужчина не может выжить без мамы. Эдипов комплекс – причина этого явления.
Что такое Эдипов комплекс
В 1897 году Фрейд впервые описал свое детство: нежные чувства к матери и ревность к отцу. Переживания он сравнил с древнегреческим произведением Софокла. В честь трагедии «Царь Эдип» комплекс получил название.
Теория Фрейда
Комплекс Эдипа, как психологическое явление, был представлен Фрейдом в 1910 году. Он считал, что данное явление одинаково влияет на детей разных полов. Дети испытывают неосознанное влечение к родителю противоположного пола. Во втором родителе они видят соперника и пытаются его устранить. Позже, ученик Фрейда Карл Густав Юнг вывел отдельный термин «комплекс Электры». Кратко два этих явления можно описать так:
Как выражение философского наследия Фрейда, комплекс получил большее значение в исследованиях психологов нового поколения.
Комплекс Эдипа в философии
В детской психике заложена потребность быть похожим на родителя. Это врожденный инстинкт в формировании целостного «Я» – идентифицировать себя в окружающем мире. А весь мир ребенка до 4-6 лет – дом и родители.
Мальчик стремится быть как отец. При этом он хочет взять на себя роль папы во всех отношениях, включая собственную мать. Ребенок не оставляет без внимания, что с определенного возраста родители не разрешают спать с ними. Возникает противоречие, конфликт. То же работает во взаимоотношениях дочки с матерью.
Легенда об Эдиповом комплексе
Такая странность в поведении мужчин восходит к мифу о царе Эдипе. Фиванский царь Лай получил пророчество от оракула, что его сын убьет своего отца и женится на матери. Испугавшись предсказания, Лай стал избегать жены, Иокасты. Но девушка забеременела хитростью, опоив мужа.
Когда у Лая и Иокасты родился сын, недовольный отец оставил ребенка умирать. Мальчика нашел пастух. Добрый человек не бросил ребенка и отнес в соседний город на усыновление бездетной семье. Ребенка назвали Эдип.
Приемная семья выдавала сына за своего. Когда мальчик подрос, жители города начали замечать, что он не похож на родителей. Слухи дошли до Эдипа. Он заинтересовался своим прошлым, начал искать настоящих родителей. Так он узнал о пророчестве.
После юноша женился на своей родной матери – Иокасте, и стал царем Фив. Так мифология и натолкнула Фрейда на название «Эдипов комплекс».
Эдипов комплекс у мужчин
Отец в жизни мальчишки играет огромную роль. Это – первый авторитет, на который хочется опираться. Это пример, к которому нужно стремиться. Он не позволяет матери оградить сына безмерной любовью, пресекает гиперопеку. Словом, это человек, который помогает ребенку вылезти из-под маминой юбки. Мама – добрая и нежная, отец – строгий, но справедливый.
Отец мальчика нарушает ребяческие фантазии о матери. Из-за отца они кажутся неправильными, противоестественными. Поэтому ребенок вытесняет их и перерастает. Но когда ребенка растит одна мать, возникает совсем другая ситуация. Так и зарождаются причины странного поведения у взрослого мужчины.
Но на практике мать может занимать доминирующую позицию в семье, а отец быть безвольным. Или его вообще может не быть. Тогда мать задаривает единственного сына всей любовью и заботой. Между матерью и сыном нет никаких преград, и Эдипов комплекс врывается в жизнь взрослого мужчины.
Проявление у женщин
Фрейд считал, что такой недуг присущ и женщинам. Но в меньшей мере. Эдипов комплекс у девочек проявляется в зависти к органу, который у нее отсутствует. Состояние подготавливает женщину к её половой роли. При травмирующих обстоятельствах, комплекс фиксируется во взрослом возрасте. Тогда крайнее его проявление – желание стать мужчиной, отрицание своей феминности.
Как проявляется Эдипов комплекс
Заметить подрбную странность в поведении у малыша можно в возрасте от 3 до 5 лет. В эти годы происходит фаллическая стадия психосексуального развития ребенка. С годами комплекс проходит. Но при определенных обстоятельствах (неполная семья, авторитарная мать и т.п.) может возникнуть фиксация ребенка на проблемах.
Признаки Эдипового комплекса у взрослых мужчин
Мальчик без отца понимает, что мама всегда накормит и пожалеет. Никакой соперник не встанет между ними. Взросление затягивается. Тогда и возникает вопрос, как распознать Эдипов комплекс:
Как справиться с комплексом Эдипа
«Мамин сын» не желает избавляться от её опеки. Единственная возможность вырвать его из лап материнской любви – осознать последствия подобной проблемы:
Единственный способ избавиться от проблемы – ослабить роль матери в жизни мужчины. При этом важно вовремя распознать угрозу, чтобы не стало слишком поздно.
Эдипов комплекс у мальчиков: что делать?
Матери важно понять, что чрезмерная опека над ребенком – прямой путь к гибели. Особенно это касается матерей-одиночек. Если вы видите, что сын не отлипает от вас в 12-14 лет, то бейте тревогу. Учите его самостоятельности, отдайте на курсы борьбы, где он сможет общаться с мужчинами. Мальчику без отца важно найти авторитет, на который он может равняться. Это может быть тренер, дядя, старший брат.
Если вы отец, и замечаете подобную проблему у своего ребенка – проявите интерес к его жизни. Проводите время вместе. Мальчик крайне нуждается в вашей опеке и поддержке.
Как убрать комплекс у взрослого мужчины
У мужчины за 30 Эдипов комплекс лечится кардинально: переездом из материнского дома. Только так. Нужно заставить человека жить самостоятельно, уменьшить влияние матери. Иначе, зачем искать отношения, развиваться, если есть мама?
Миф об Эдипе
«Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.
Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»
Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.
Александр Кабанель “Эдип и Иокаста” 1843 год
Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.
Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825
Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.
Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.
Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842
Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.»
Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798
Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у З. Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно З. Фрейду, наши сновидения убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание – на отца.
Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели З. Фрейда к выводу овсеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочетобладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.
В своем понимании эдипова комплекса З. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения З. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.
Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.
В представлении З. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекс.
В работе ” Я и Оно ” Фрейд высказывается по поводу Эдипова комплекса следующим образом:
” … Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного эдипова комплекса вообще у всех людей, а у невротиков, в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает, не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которого находится позитивный, на другом конце – обратный, негативный Эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов”.
В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению З. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.
Согласно З. Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом.
Исходя из этой версии древнегреческого мифа, некоторые исследователи подчеркивали то обстоятельства, что в момент совершения преступлений (отцеубийство и инцест) Эдип не обладал знаниями о действительном положении вещей и, следовательно, представления об эдиповом комплексе не соответствуют подлинному содержанию мифа. Отвечая на подобные возражения, З. Фрейд замечал: «Незнание Эдипа является правдоподобным изображением бессознательного состояния, в которое для взрослых погрузилось это переживание; и убеждающая сила пророчества, которое делает или должно сделать героя невиновным, является признанием неизбежности судьбы, которая приговорила каждого сына пережить эдипов комплекс».
В теории и практике психоанализа эдипову комплексу уделялось и до сих пор уделяется большое внимание. Тем не менее фрейдовская трактовка эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи З. Фрейда о природе эдипова комплекса: одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса; другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения; третьи подвергли сомнению исторические параллели З. Фрейда, согласно которым лежащее в основе эдипова комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах.
Так, А. Адлер (1870– 1937) исходил из того, что представление, согласно которому мать является единственным сексуальным объектом для ребенка, удовлетворяющего свои сексуальные желания в борьбе с отцом, это – фиктивная идея. Рассмотрение эдипова комплекса позволяет, как он считал, говорить о том, что данный комплекс выдает уродливое, часто выраженное в асексуальной форме, стремление ребенка к превосходству над отцом и матерью. Соответственно эдипов комплекс – «это символ желаемого господства».
В отличие от Фрейда К.Г. Юнг (1875–1961) по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс, полагая, что Сфинкс, представляющая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас), является олицетворением страха перед матерью. Согласно легенде, Сфинкс – дочь Ехидны, появившаяся на свет в результате кровосмесительной связи матери со своим сыном (собакой Орт). Сфинкс – кровосмесительно отщепленная часть либидо из отношения к матери. Опираясь на данную легенду, К.Г. Юнг пришел к точке зрения, согласно которой в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне.
В понимании В. Райха (1897–1957) эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б. Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная З. Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности эдипова комплекса. В. Райх считал, что форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания речь не будет идти об этом комплексе.
С точки зрения Э. Фромма (1900–1980), основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе.Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие его части, как «Эдип в Колоне» и «Антигона». С учетом трилогии Софокла миф об Эдипе можно рассматривать, по мнению Э. Фромма, не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как символ протеста сына, восставшего против власти отца в патриархальной семье.Главное в этом мифе не сексуальная подоплека, а отношение к власти, что составляет основу межличностных отношений.