комплексно волновая методика обучения

Комплексно волновая методика обучения

Идеи выдающихся мастеров

Михаил Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

По мнению Казиника, сегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы, используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

«Что будет, если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым?»

Казиник скорее учит не тому, как воспитать гения, а тому, как его не загубить. Музыкант уверен, что гениями не становится, а рождаются. Дух детской гениальности для Михаила Казиника проявляется в целостном восприятии мира (которое и нужно сохранить), когда дорога в детский сад – это не просто пять минут по асфальту, а целое путешествие, где можно вдруг увидеть ворону, лужу или рябину, которая стояла здесь уже «сто лет», но «открылась» ребёнку только сегодня.

Методика комплексно-волнового урока

Методика комплексно-волнового урока, которую предлагает Михаил Казиник построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Здесь главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще.

Комплексно-волновые занятия в школе «7 ключей» города Челябинск

Методика комплексно-волнового урока или «Школа будущего» была использована в школе «7 ключей» г.Челябинск.

На комплексно-волновом уроке «Дождь» ученики 3 «а» класса изучали это явление природы со всех сторон: его разновидности и особенности, дождь, изображенный музыкантами, поэтами и художниками, пытались найти в дожде плохие и хорошие стороны. Ребята и сами попытались изобразить дождь – в рисунках, описать дождь в эссе, сказках, рассказах и даже стихах. Дождь изучали даже на уроках физкультуры! «Спорт в одной капле» – так звучала тема уроков физкультуры в бассейне.

«Под знаком солнца» — тема комплексно-волнового урока для второклашек, на котором ребята решали астрономические задачи, делали научные открытия и изобретения. Они учились вычислять продолжительность светового дня и «приручать» солнечных зайчиков. Ребята освоили солярные (солнечные) символы и теперь точно знают, как изобразить солнце, не рисуя его. С солнышком в музыке ребята познакомились, исполняя заклички под аккомпанемент народных инструментов, и даже смастерили свое солнышко, которое освещает теперь всю школу!

Успех команды «дети + учителя» в школе «7 ключей» был достигнут также и на комплексно-волновом уроке «Бесконечность». Три группы 8-летних ученых 4 часа подряд искали бесконечность вокруг себя: в музыке Моцарта и Баха, в английском алфавите, в суффиксах, в полосках бумаги, лазерных указках и даже шнурках. Настоящая бесконечность была обнаружена во Вселенной, ее и нарисовали все вместе (групповая работа).

За доказательствами бесконечности движения ребята обратились к физике. Преподаватель физики, как настоящий волшебник, сначала продемонстрировал ребятам вечные двигатели, но, тут же разоблачил их. Но это не беда – ведь именно такое домашнее задание получили наши второклассники. Изобретение вечного двигателя и создание своего собственного личного созвездия – идеи для проектов. Домашнее задание получили и родители, им необходимо будет сегодня подумать о том, как, используя предметы быта, показать ребенку, что такое бесконечность.

Используемые материалы были взяты с сайта Михаила Казиника и сайта школы «7 ключей»

Источник

Яблоко

На днях к нам в ЛиБрейн приезжал Михаил Казиник. Очень душевно пообщались. И по ходу, и потом была куча мыслей по поводу и без.

Например, вопрос о методике. Как именно проводить КВУ — комплексно-волновые уроки, которые собственно и были know-how Михаила Семеновича. Идея заключается в кросс-культурном взгляде на событие-явление-предмет. Это может быть игра в ассоциации, или просто такой взгляд на вещи, когда невозможно рассказать о чем-то только с точки зрения одной дисциплины, тут же напрашиваются параллели, попутные вещи — и взгляд становится объемным, многомерным. Главное, что надо понять — нельзя просто взять любой хороший метод и начать молиться на него, делать из него догму, превращать в конвейер. Это творчество, импровизация.

Даже когда в последний раз учителям предложили рассказать про яблоко с позиций своего предмета, мне не хотелось заранее вымучивать, натягивать математику всеми правдами-неправдами на это несчастное яблоко. Подумал: оставим в покое математику, пусть это будет пока физика. А там, глядишь — и по математике что-то всплывет.

Интересно, что у разных ученых были или свои знаменательные предметы или питомцы. У Ньютона было яблоко. У Колумба яйцо. У Павлова собака (он ее любил. Она съела кусок мяса, он ей продырявил щеку и подставил пробирку). У Пржевальского лошадь. У Шредингера кот, и у Кнорозова тоже. У Эйнштейна мышь. И этой мышью был Декарт. Cogito ergo… Вот моргнет мышь — и все исчезнет. Такой вот квантовый наблюдатель. Ладно, это меня понесло.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

Так вот. Показываю на телеке детям слайд с портретом Ньютона. Спрашиваю, может кто-то из них знает, кто этот великий муж? Подсказка: на букву «Н». Кричат: «Некрасов! Некрасов!» Эх, гуманитарии))) Ладно, вторая подсказка, раз уж вы любите стихи: «Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился…». Ну, тут взрослые не выдерживают, и договаривают строку.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

Про упавшее на голову яблоко сразу все вспомнили, когда сказал, что Ньютон сидел под любимой яблоней и размышлял о законах движения планет. Кстати, мир уже был вполне продвинутый, после Магеллана 100 лет прошло, люди знали что в Австралии антиподы не падают в небо, а значит про гравитацию догадывались.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

То, что все тела притягиваются — это уже было известно. Но почему маленькое падает на большое, а не наоборот? Ну, допустим, это закон природы. А если бы яблоко было размером с Землю? Кто на кого упал бы? Даже просто размышляя, можно понять, что они одновременно притянутся. А если одно чуть больше другого, то большое тоже притянется, но с меньшей охотой. Просто потому что большое, массивное труднее сдвинуть с места! Конечно! Ускорение же обратно пропорционально массе. А сила притяжения подобна просто растянутой пружине, которая хочет притянуть вместе тяжести на концах. Кто хочет быть яблоком, а кто планетой? Лес рук))) Выберем самого маленького и самого большого. А посередине между ними встанет великая Гравитация, которая попробует их притянуть руками друг к другу, конечно, самый маленький притянулся первым. Это логично. Даже в невесомости, где слоны ничего не весят, попробуйте сдвинуть с места слона (например, уперевшись ногами в стену МКС) или оттолкнуть от себя мышку. Слона будете 100 лет сдвигать по миллиметру.

И вот эти планеты и звезды — просто разбросаны по пространству, как яблоки, как апельсины. Достаю из пакета апельсин — вот это будет Солнце. Ух, ты! А что тут у нас еще? И мандарин — Меркурий, и слива — Венера, и румяное яблоко — Земля, и гранат — Марс. Называйте дальше сами планеты, вы их помните, выбирайте для них фрукты. Кто будет Солнцем? Бери апельсин, становись в центр. Ты — Меркурий? Бери мандарин, и крутись вокруг Солнца. А ты — Венера? Вставай подальше Меркурия и бегай вокруг него. Тут фруктов на всех хватит. Я чур буду Юпитером. Вот такая живая инсталляция.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

Все набегались, устали.

А что там с математикой-то? Момент. Сейчас будет вторая серия. Про кардиоиду.

Кто-то из взрослых пил чай. Позаимствую чашку с чаем на секунду? Ньютон вообще любил всякие фокусы со светом. Я тоже люблю. Смотрите. Когда яркое Солнце из окна светит в чашку с чаем, на дне видны 2 красивых завитка. В чем-то похоже на сердце (Хотя, мне в детстве это не казалось похожим на сердце, а вовсе даже наоборот, ну да ладно). Латинское название этой кривой — кардиоида, как раз от «кардио» — сердце. Если яблоко разрезать пополам (вот так), то как раз увидите такую же фигуру, круг с острием внутрь. Совпадение? Не думаю.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

Все помнят таблицу умножения? Ок. Нарисую на доске круг и размечу его засечками по краям — на 32 дольки к примеру (просто пополам и пополам легко делить). И пронумерую по кругу от 0 до 31, а дальше можно пойти на второй круг: 0=32, 1=33, 2=34, … Это по сути остатки от деления на 32, группа вычетов по модулю (все-все, больше не буду страшные слова говорить). Сейчас будем умножать на 2. 1×2=2. Проводим отрезок от 1 до 2. 2×2=4, проводим отрезок от 2 до 4, 4×2=8 (отрезок от 4 до 8), и так от каждого числа в круге к результату умножения. И вуаля! Та же самая кардиоида!

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

А причем здесь яблоко? Ну, просто похоже. Просто вспомнилось. Не обязательно у всего есть прямая связь. Иногда есть просто слово «кстати».

Источник

Михаил Казиник: «В моей школе очень много смеются»

Алексей Семёнычев

16 ноября 2017 • 16:12

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей», вел Алексей Семёнычев, президент Ассоциации развития семейного образования-АРСО, организатор Форума «Открой Мечту! Детские проекты от идеи до успеха», спикер, блогер.

Комплексно-волновая школа

Алексей Семёнычев: Давайте поговорим про вашу школу «Семь ключей»? Насколько в вашей школе воплощено то, что вы хотите видеть в образовании?

Михаил Казиник: В деталях скрыто целое. Например, я приезжаю в Челябинск, где школа, в которой я принял большое участие, и не могу сказать, что это целиком моя школа. Там работает моя методика, мои уроки ассоциативного комплексно-волнового мышления.

И вот я прихожу, мне говорят: «Михаил Семенович, первый визит во 2-й «А». Они вас ждали так долго, сказали, что хотят видеть Михаила Казиника в своем классе!» Значит, сначала зайдем во 2-й «А».

Мы заходим в этот класс. И я вижу детей, которые изобретают что-то, возятся, сопят, делают, все время в какой-то работе… Один ребенок вскакивает, бежит ко мне, обнимает меня за ногу, прижался и стоит. Я чувствую, как его сердечко бьется. Я стою и не знаю, что делать. С одной стороны, оттолкнуть его тоже не хочется, а в другой стороны, я же пришел ко всем детям, а он меня «захватил» и все. И вдруг смотрю, эти маленькие обезьянки выстроились в очередь и говорят: «Максим, не будь эгоистом. Все хотят обнять Михаила Семеновича», — и начался ритуал, когда каждый подходит и обнимает меня, прижимается. Понимаете, почему? Потому что они знают, что этот дядя седовласый придумал их школу, в которой они счастливы.

АС: Это первый класс?

МК: Первый, второй. «Что у вас было на уроке?». — «А мы делали аппликации, как Андерсен, и потом придумывали сказки. Это было про Данию».

Понимаете, то есть Дания возникает в контексте гения, а не сама по себе. Сама по себе она нужна будет, если вы бизнесмен — вы поедете и получите нужную информацию по бизнесу в Дании. Если вы турист, вы прочтете, наведете все необходимые справки и составите маршрут — вам будет нужна Дания как география, как история. Но если вы хотите знать дух Дании, то дух Дании — это Андерсен. Он — душа Дании. Почему он появился в этой стране? Вот самый важный вопрос, ответ на который нужно дать. Не то, что Андерсен был в Дании, а почему именно он появился в Дании. Почему Достоевский появился в России? Почему он не появился во Франции? Это очень интересно.

Поэтому моя школа комплексно-волновая. Каждое явление дает лучи: можете представить понятие, форму, идею, слово — то, что дает лучи во все науки, во все сферы. Если вы берете зерно, то это зерно как посев, как Библия, как мысль…

Зерно — это мысль… Давайте учиться формулировать лаконичные мысли.

Вот я сейчас попробую высказать мысль очень продолжительно, а вы попробуйте ее в нескольких словах переиначить. Это тяжело.

Мы работаем над риторикой. Почему? Потому что дети должны уметь словесно отличать ложь, видеть актера, который играет на них, и отличать его от человека, который действительно человечен. Поэтому мы придумываем всевозможные формы.

У нас никто не считает «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10» — это скучно. Одному ребенку я даю задание: «Скажи «один», поскольку ты самый главный человек в классе, так, чтобы никто не смел рта открыть. Попробуй». Он собирает и пробует: «Один!». Я говорю девочке рядом: «Вот теперь ты должна сказать «два». Видишь, какой он сильный? Видишь, какой он авторитарный? Он всех забил, да? А ты ведь красивая, нежная, и вообще он к тебе неравнодушен.

Ну-ка, скажи «два» так, чтобы он тебя не побил и не спорил с тобой». Она готовится. Я говорю: «Понимаешь, для тебя сейчас судьба решается. Ты должна так сказать». Она: «Два». А третий мальчик видит, что есть уже другое мнение, он более робкий в классе, он так робко говорит: «Три». А там еще один, он торгует, он говорит: «Четыре, пять». Знаете, и так далее. То есть, даже счет — это образы, это параллельный театр.

И вот когда начинается школа, то воспитанные мною педагоги владеют совершенно другой постановкой голоса, понимаете?

Потому что нет ничего страшнее того, что мы называем лекция — монотонное произношение слов. Это ужас. Это нужно быть гением, чтобы понять, что лектор говорил в течение полутора или двух часов.

А для этого есть приемы, есть принцип остранения — странное начало урока, принцип парадокса — парадоксальное начало урока — все, что я разработал для учителей. После того, как мы с ними поработаем неделю, школу можно запускать.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения
Бал в честь Дня учителя в школе «Семь ключей», 2017 г.

АС: Неужели каждый учитель может освоить эту методику?

МК: Практически каждый, потому что эта методика куда более естественна, чем методика клипового сознания.

Чем в прежние, докомпьютерные, доинтернетные времена отличался учитель географии от учителя, например, истории? Тем, что у учителя географии дома полочка и написано «Методика преподавания географии в 6-м классе». У учителя истории такая же полочка — «Методика преподавания истории в 6-м классе». Тогда другого выхода не было. Тем они и отличались: у одного методика истории, у другого — методика географии.

Сегодня, если вы скажете нормальному учителю географии, что учитель истории заболел, и попросите географа прийти и поговорить о французской революции, то нормальный географ буквально в течение 40–45 минут вытащит из интернета всю информацию. Если нужно, в Вашингтонскую библиотеку залезет, если нужно — в Парижскую, скачает произведения великих французских композиторов, и готово! Он сделает это интереснее, чем учитель истории, потому что он свободен от методического, закомплексованного, больного сознания.

У меня такое когда-то еще в Советском Союзе было. Я прихожу в ресторан: гороховый суп, который я очень люблю, на второе — морковные котлеты, на третье — компот. Называется «Комплекс № 1». Во втором комплексе молочный суп, который я ненавижу, но зато второе блюдо —вкусные мясные котлеты, а не морковные. Я говорю: «Мне, пожалуйста, гороховый суп из первого». — «Нельзя, потому что у нас в комплексе». Я говорю: «Комплексы для вас, но не для меня. Я пришел к вам». Понимаете, в советские годы было трудно порой сказать простые вещи. Вот эти комплексы так и остались в школе.

Но всё дело в самой методике. Ее смысл в том, что клиповое сознание должно окончиться, потому что учитель истории, придя в класс, даже не спросил у детей: «Что у вас было передо мной, какой урок?» и «О чем вы говорили на географии?». А ведь, в принципе, они должны вместе работать, учитель истории и учитель географии. Почему?

Потому что история — это время, география — это место, а искусство и наука, культура и наука — это заполнение места и времени. Все очень просто.

Более того, ассоциативное мышление, суть Нобелевского мышления, научного мышления, культурного мышления — ассоциации, связи явлений, одного с другим.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения
Выборы президента школы «Семь ключей». 2017 г.

Это то, что сейчас финны осознали — подход к одному и тому же явлению с точки зрения истории, с точки зрения математики, с точки зрения физики, с точки зрения логики, с точки зрения культуры. Даже предмет у них сейчас появляется такой: «Работа в кафе», на английском языке. Они проходят принципы общения в кафе, как вы должны общаться с клиентом — устраивают настоящий театр. Я такой театр у себя в школе сделал 1000 раз, когда и дети актеры, и учителя актеры, потому что школа — это колоссальнейший, радостный, переливающийся всеми красками театр мира. Настоящий театр! «Весь мир — театр», — помните, что Шекспир сказал, — «а все мужчины, женщины, дети — в нем актеры». Я с этим согласен. Это еще и формула школы.

Школа — это не скучная зубрилка клиповой географии, клиповой физики. В моей школе учителя работают вместе. Они могут целый день вести один урок, что они, собственно, и делают у меня — урок «Дания».

Один урок на целый день

АС: А за какой срок можно научить человека вашей методике?

МК: Я встречаюсь с ними от трех полных дней до недели. В конце мы создаем первые комплексно-волновые уроки. Более того, если даже школа по какой-нибудь причине не может составить такое расписание, что 3 или 4 учителя вместе ведут однодневный урок, то сами учителя начинают понимать главный метод.

Учитель физики приходит и начинает с парадокса близнецов, начинает с рассказа о фуге Баха, потому что Эйнштейн сказал, что если бы не было фуг Баха, он бы не понял, что E = mc2. И я каждому учителю предлагаю вот такие мыслеформы, такие линии связей и понятий, бесконечного количества связей.

Но единственное, что я скажу — моя школа не конфессиональная, не религиозная. Она античная. Она не политизированная, в ней не обсуждаются политические вопросы, в ней нет государственной идеологии, потому что государство не может следовать за своими вождями и все время менять идеологию.

Поэтому есть совершенно другое, куда более глубокое явление, которое связано с чувством юмора и с панорамным видением мира.

В моей школе очень много смеются, веселятся, радуются. Самое замечательное — это задать остроумный вопрос. Самое прекрасное — это получить остроумный ответ.

Музыка и искусство занимают в ней важнейшую, колоссальную роль, и я сразу приучаю детей не к тому, что вот это — классицизм, а это — авангард. А почему люди не понимают авангард? Потому что нет непрерывности.

Я пишу об этом в своей книге «Буравчик»: Васнецов, «Царевна-лягушка». Говорю: «Ну-ка, расскажите мне». Начинают рассказывать сказку про Василису Прекрасную, всю эту историю с Василисой и так далее. Я говорю: «Так, ребята, вы мне пересказываете сказку, а у Васнецова — это не картинка в книжке, это отдельная картина, которая висит в музее. Ну-ка, смотрите внимательно. Сюжет сказки в данном случае не играет роли. Какая главная линия в картине?».

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

Дети смотрят и говорят: «Волнистая». Я говорю: «Точно! Волна в рукавах, волна на столе, волна в узорах, волна в горнице, волна в лебединых шеях. Смотрите, кругом волна. Даже сапоги — волновые складки — русские хромовые, красные, сафьяновые». И так далее. То есть, все волна, видите? Посмотрите. Ищите волны, ищите. Все построено на волне, потому что сказку иллюстрировать — это одно дело, а писать картину, великое произведение искусства — это другое. Васнецов все закодировал.

Теперь переворачиваем. Дальше — Кандинский. «А здесь что? Внимательно». Дети смотрят внимательно. Я говорю: «Внимательно, внимательно, внимательно». Смотрят: «А! Здесь все линии пересекают все предметы». Точно. Так и называется «Секущая линия». Теперь смотрите, что это такое? – «Это секущая, это биссектриса, это…», и начинается.

комплексно волновая методика обучения. Смотреть фото комплексно волновая методика обучения. Смотреть картинку комплексно волновая методика обучения. Картинка про комплексно волновая методика обучения. Фото комплексно волновая методика обучения

Вот что Кандинский сделал. Он здесь всю геометрию выложил, всю стереометрию.

В первой картине линии были волнистые, а здесь — секущие, пресекающие, втыкающиеся, входящие и так далее.

Теперь смотрите, где золотое сечение у Васнецова? ». – «Вот». – «А что здесь? Самая главная фигура, самая главная линия. А у Кандинского посмотрите. Так что, Васнецов договорился с Кандинским?». – «Нет». – «А почему?». – «А потому что золотое сечение — это действие, это закон, это божественная пропорция».

После этого я ставлю картину Малевича, выходит мальчишка 11-ти лет и дает такой феноменальный анализ этой картины, что взрослые теряются, потому что искусствоведы знаменитые не могут увидеть того, что увидел мальчишка.

— Вы когда-нибудь засекали, сколько времени продолжается проход человека мимо картины в музее? 3–4 секунды. Представляете, мастер думал, глубоко творил, грунтовал холст, потом создавал рисунок, исходил из каких-то главных точек, потом колорит пошел, владение маслом… Эта картина — его душа, его тайна, его смысл. Он хочет что-то более важное передать людям, чем просто изображение. Потому что изображение мы сами видим.
— Ага, понятно.
— Как вы теперь считаете, не оскорбление это для художника, когда человек 3 секунды идет мимо картины, слегка повернув голову влево или вправо?.
— Конечно.
— Давайте остановимся. Давайте попробуем сделать так, чтобы художник порадовался. Он же бессмертен. Он за нами, допустим, сейчас наблюдает, когда мы смотрим его картину. Давайте ему покажем, как мы чувствуем картину. Давайте мы ему расскажем, какой он замечательный, как мы его поняли глубоко.

Здесь много компонентов: добра, любви, игры, театральной игры и так далее.

Предлагаю другой момент детям, говорю:

— Вот, опоздал у нас один мальчишка на урок. Это хорошо или плохо — опоздать?.
— Плохо.
— Давайте это «плохо» переведем в «хорошо». Теперь я вам всем предлагаю: вы все опоздали на урок. Я вас всех прощаю при условии, что вы придумаете очень интересную историю со смыслом, с идеями, с мыслями, почему вы опоздали.

Вы себе не представляете — можно написать том! Это столько юмора, столько радости, столько веселья!

Например, одна девочка говорит: «Будильник прогремел так громко, неожиданно, что я вскочила и ударилась головой о стенку. У меня волосы стали дыбом. Мне пришлось потратить время на приведение прически в порядок, поэтому опоздала».

Другая девочка говорит: «Была такая лунная ночь, я проснулась посреди полянки далеко за городом».

Мальчик говорит: «Вы знаете, какие нынче телефоны? Они, как люди, требуют все время денег. А у меня кончились деньги, и мой телефон не прозвонил. Я ему не дал, я на смски потратил все деньги». И

ли еще одна девочка, 15–16-летняя, говорит: «Вы знаете, видит Бог, я спешила в школу, но я встретила Анну Каренину, и она как стала мне рассказывать такие ужасы про свою судьбу. Я пыталась ей помочь как-то, чтобы она не бросилась под поезд. Вот я и задержалась».

Вы себе не представляете, как начинает срабатывать фантазия детей! Взрослые сидят в зале, а мои дети на сцене.

Взрослые думают, что это все подстроено, потому что не может 11–12–13-летний ребенок сразу сочинить фантазию. Еще как может!

В моей школе может, потому что мы с самого начала знаем: гений — парадоксов друг. Мы выявляем, что такое парадоксы, как они действуют, и пытаемся практически, на уроках говорить на парадоксальном языке.

И вы знаете, получается

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей» вел Алексей Семёнычев, президент Ассоциации развития семейного образования-АРСО, организатор Форума «Открой Мечту! Детские проекты от идеи до успеха», спикер, блогер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *