компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

Компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Педагогика.

компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

Структура процесса учения всегда вызывала к себе притягательное внимание дидактов и психологов. Разные школы в соответствии со своими воззрениями по-разному представляли содержание и сущность учения. К основным же теориям, рассматривавшим проблему учения, относятся: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, деятельностная теория и гуманистическая психология.

Краткий обзор представленных психологических теорий учения свидетельствует о том, что их авторы исходят либо из механистической, либо из органической модели мира, человека и его психики, и выводы, сделанные ими во многом остаются только теоретическими посылками обучения, а следовательно, и учения, как познавательной деятельности школьника в целостном процессе обучения.

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются ее содержание и форма. Содержание деятельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении — это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражается предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности — преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.

Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

В продуктах учебной деятельности — знаниях, опыте деятельности — отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оценки, способы применения. Эти свойства, составляющие содержание познавательной деятельности, содержание учения, имеют разные источники и идут они как бы навстречу друг другу. Их встреча и рождает познавательную деятельность. Но если они не соотнесутся, то деятельность не состоится, она подменяется реакцией.

Конкретизируя данное положение в условиях обучения в современной школе, следует прежде всего отметить, что учебная деятельность есть форма существования школьника как субъекта учения. В ней выражаются, проявляются и формируются все качества личности, ее характеристики.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по решению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последовательность осуществления деятельности: анализ задачи; принятие учебной задачи; актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.

Сущность учения состоит в том, что школьник не только усваивает предметные знания и навыки, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания. Поэтому при разработке проекта учения необходимо различать процесс учебной деятельности, в котором происходит усвоение, и самоусвоение.

Специфической особенностью учения является его ориентированность и организованность в направлении овладения учащимися способами деятельности, начиная с процесса ее конструирования. Конкретное же содержание деятельности, которое планируется усвоить в процессе учения, всегда связывается в сознании субъекта с выполнением действия или системы действий. Тем самым познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. Процесс усвоения, а также сами усвоенные знания носят вторичный характер и вне деятельности, вне системы действий теряют свою силу как стимулы учения или конкретные цели, как орудия или инструменты познания.

Источник

Конспект лекций по курсу «Педагогическая психология».

1. Структура и функционирование деятельности учения.

Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.

Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой учебной деятельности, с другой – ее результатом – сформированным мотивом. Учебная деятельность рассматривается при этом с точки зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.

Второй аспект, который характеризует учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов.

Предмет изменений в учебной деятельности – это сам человек, осуществляющий эту деятельность.

Процесс учения характеризуется как целостная система и реальный процесс решения задач, стоящих перед субъектом этой деятельности.

В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия и структура.

Предмет (или содержание) учебной деятельности включает в себя усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам ученик.

Средствами учебной деятельности являются:

1) интеллектуальные мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.;

2) языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание;

3) фоновые исходные знания.

Способы учебной деятельности бывают репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными, с помощью перехода от внешних предметных действий к внутренним умственным.

Продуктом учебной деятельности являются структурированные знания, умение решать научные и профессиональные задачи, такие внутренние новообразования, как формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.

Результатом учебной деятельности может быть потребность продолжать учение, интерес к нему, получение удовлетворения от своей деятельности или, наоборот, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из учебного заведения.

Внешняя структура учебной деятельности включает в себя:

1) учебную мотивацию;

2) учебную ситуацию, которая включает в себя учебную задачу и ее решение с помощью учебных действий;

3) контроль педагога;

Учебные задачи включают в себя:

1) цель и требования задачи;

2) исходные условия предмета задачи: отношения между объектами;

3) модель требуемого состояния предмета задачи;

4) оператор задачи, т. е. совокупность действий, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

Действия и операции:

1) общие – логические приемы и психологические умения; специфические – предметные действия;

2) действия целеполагания;

3) действия программирования;

4) действия планирования;

5) исполнительные действия: вербальные, материальные и практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие;

6) действия контроля (самоконтроля);

7) действия оценки (самооценки);

Статическая модель учения включает в себя:

1) систему мотивов – установки, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение;

2) систему целей – овладение знаниями, умениями, видами деятельности;

3) процесс – конкретные виды деятельности;

4) условия и средства: субъективные – обученность, здоровье, уровень интеллектуально-психического развития; объективные – источники информации, педагог, технические средства обучения;

5) результат – развитие, воспитание, образование.

Функциональная модель учения включает в себя систему мотивов, условия и средства, принятие требований педагога, постановку целей учения, выбор значимых условий, разработку программы ориентировочных, исполнительных и контрольных действий, реализацию программы, контроль результатов действий, принятие норм и критериев оценки, оценивание результатов учебных действий, принятие решения о коррекции.

В учебной деятельности объединяются не только ее познавательные функции, такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, но и потребности, воля, мотивы и эмоции.

Учебная деятельность характеризуется тем, что она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. В учебной деятельности осваиваются общие способы действий и научные понятия, общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному. Учебная деятельность приводит к изменениям в самом обучающемся. В зависимости от результатов собственных действий происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося.

В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит саму способность учиться, которая возникла на определенном этапе развития общества.

Учение является деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. В этом случае знания, на овладение которыми направлено учение, являются мотивом к познавательной деятельности и одновременно – целью деятельности учения. Если человек учится ради удовлетворения какой-либо другой потребности, то учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями служит в этом случае лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реализующим другую деятельность.

Учение независимо от потребности – специфической для него или нет – реализуется действием или цепью действий. Одна и та же деятельность реализуется при помощи различных действий, как и одно и то же действие реализует разные деятельности. Таким образом, действие имеет относительную самостоятельность.

Выполнение учебной деятельности имеет целью усвоение социального опыта и этим отличается от других видов ведущей деятельности. Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как на субъект в плане совершенствования, развития, формирования его личности с помощью целенаправленного присвоения общественного опыта в процессе теоретической и практической деятельности.

Деятельность учения своеобразна тем, что не пополняет богатства общества. Также она своеобразна своей потребностью – учение направлено на удовлетворение познавательной потребности.

Учебная деятельность носит общественный характер, так как по содержанию направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, а также общественно значима и общественно оцениваема, соответствует общественно выработанным формам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью. Деятельность учения – это самоизменение и саморазвитие человека. Предмет деятельности ученияисходный образ мира – в ходе познавательных действий корректируется, обогащается и уточняется. Психологическое содержание – это усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе которых происходит развитие ученика.

Структура деятельности учения состоит из основных компонентов: мотивации, учебных задач, заданных в различной форме в определенных ситуациях, учебных действий, контроля, переходящего в самоконтроль, оценки, переходящей в самооценку.

Мотивация является первым обязательным компонентом деятельности учения и бывает внешней или внутренней. Мотивация всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности. При этом эффективность учебного процесса напрямую связана с тем, какие мотивы образуют смысл для обучающихся.

Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. К внешним мотивам относятся награда, наказание, требование, угроза, материальная выгода, давление группы и т. п. К внутренним мотивам относятся те, которые побуждают к учению как к своей цели, – интерес к знаниям, стремление повысить профессиональный и культурный уровень, потребность в новой информации.

Целью учебной деятельности является получение знаний. Для ученика учение может отвечать познавательной потребности, которая выступает мотивом учения, двигателем учебной деятельности, а может служить и средством достижения других целей. В таком случае мотивом, позволяющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.

Деятельность учеников внешне схожа, а внутренне – различна, потому что определена разными мотивами. Когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности, характер учебных мотивов является решающим.

Учебная задача является вторым по счету, но главным по сути компонентом учебной деятельности. Она предлагается ученику в виде определенного учебного задания с существенной для решения и результата формулировкой или в виде определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен учебный процесс.

С. Л. Рубинштейн соотносил понятие задачи с понятием действия, считал, что произвольное действие человека – это осуществление цели, и прежде чем действовать, необходимо осознать цель, для которой действие предпринимается. При этом недостаточно одного осознания цели, чтобы ее достичь, необходимо учесть условия, в которых должно совершиться действие. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное действие человека – это более или менее сознательное решение задачи.

Учебной задачей является определенное учебное задание, которое имеет четкую цель. А. Н. Леонтьев определил, что задача – это цель, заданная в определенных условиях. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи в том, что ее результат и цель состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми он действует.

Вся учебная деятельность представляется системой учебных задач. Задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные и вспомогательные, такие как обобщение, анализ, выписывание, схематизация, подчеркивание и т. п.

В структуру задачи обязательно входят два компонента: предмет задачи в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета задачи. Состав задачи как данное и искомое, известное и неизвестное представляется в форме исходного их состояния и модели потребного будущего как результата разрешения отношения между компонентами состава задачи.

Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, процессе или объекте, в котором лишь часть сведений четко определена, а остальные неизвестны. Она может быть найдена лишь на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким способом, что между отдельными понятиями и положениями имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательства, согласования, преобразования.

Любая задача состоит из нескольких частей:

1) предметная область – класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;

2) отношения, которые связывают эти объекты;

3) требование задачи – указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в ходе решения;

4) оператор задачи – совокупность тех действий или операций, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

Способом решения задачи называется любая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи. При решении задачи одним способом целью обучающегося является нахождение правильного ответа. Решая задачу несколькими способами, решающий стоит перед выбором наиболее краткого и экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов, а также создания новых для данной ситуации.

Средства решения бывают материальными (инструменты), материализованными (тексты, формулы, схемы) и идеальными (применяемые знания). Идеальные средства в вербальной форме в учебной задаче являются ведущими.

Выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций. Все учебные действия делятся на два класса: общие и специфические. Общие используются при работе с разными знаниями (умение планировать деятельность, умение контролировать выполнение деятельности, приемы логического мышления), а специфические отражают особенности изучаемого предмета и используются в пределах данной области.

Виды умений в учебном процессе функционируют во взаимосвязи друг с другом. Познавательная деятельность – это система определенных действий и применяемых знаний. Познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, учитывая содержание действий, из которых она складывается.

Умение учиться состоит из познавательных действий, которые ранее необходимо было приобрести, после чего они используются как средства усвоения новых действий. Усвоенные познавательные действия могут быть использованы не только в качестве средств усвоения, но и для трудовой деятельности, при открытии новых явлений.

Источник

Понятие учения. Компоненты процесса учения.

Учение, разумеется, не является проблемой только лишь памяти, это — гораздо более сложная проблема. Учение — одна из независимых форм поведения человека, имеющая, как таковая, собственное специфическое содержание.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

· мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами:

§ непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.;

§ перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности;

§ интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

· действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 52 ; Нарушение авторских прав

Источник

Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования

компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Воз­можность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мо­тивы, движущие ученика к гностической цели — к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер.

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами.

1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учите­лем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.

2. Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на пони­мании значимости знания вообще и учебного предмета в частно­сти: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных зна­ний и умений; связывание учебного предмета с будущей само­стоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения на­грады, развитое чувство долга, ответственности.

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: инте­рес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навы­ками, увлеченность самим процессом решения учебно-познава­тельных задач и т.п.

Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объектив­ной основой развития познавательных интересов школьников яв­ляется высокий уровень обучения с его подлинно научным со­держанием и педагогически целесообразной организацией актив­ного и самостоятельного познания.

Принято различать уровни познавательного интереса и соот­ветственно им определять пути и создавать условия его форми­рования (Г.И.Щукина). Низший элементарный уровень познава­тельного интереса выражается во внимании к конкретным фак­там, знаниям — описаниям, действиям по образцу. Второй уро­вень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следствен­ным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уро­вень выражается в интересе к глубоким теоретическим пробле­мам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основа­ние говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способ­ствует широкое использование фактора новизны знаний, элемен­тов проблемности в обучении, привлечение данных о современ­ных достижениях науки и техники, показ общественной и лич­ностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Следующий компонент учения — учебные действия (опера­ции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они про­являются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.), сим­волические действия, связанные с использованием речи. К внут­ренним — мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные).

компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Смотреть картинку компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Картинка про компоненты учения как особого вида познавательной деятельности. Фото компоненты учения как особого вида познавательной деятельности

Главный инструмент познания — мышление. Поэтому, учиты­вая его взаимосвязь с другими познавательными процессам и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мысли­тельных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являют­ся действия контроля, оценки и анализа результатов. Самокон­троль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школь­ники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблю­дению деятельности своих сверстников, организация взаимокон­троля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *