компьютерное обучение иностранным языкам это научное направление изучающее реальные практики
Роль компьютерных технологий в обучении иностранному языку.
Николаевская Марина Юрьевна
Роль компьютерных технологий в обучении иностранному языку.
Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся [1.С.27]. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся [2].
Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.
Проблемы обучения иностранному языку.
Эти и другие проблемы изучения иностранного языка создают тенденцию к снижению интереса учащихся к занятиям иностранным языком.
В век информационных технологий все чаще предъявляются высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и сфере профессиональной деятельности. Объёмы учебного материала увеличиваются, и традиционные методы его передачи и тренировки нередко являются малоэффективными. В настоящее время всё чаще обсуждается вопрос об эффективном использовании новейших информационных технологий в российских школах. К ним относятся не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основная цель обучения иностранным языкам заключается в формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся, обучении практическому овладению иностранным языком. Задача учителя иностранного языка – создать условия для каждого учащегося индивидуально, необходимые для практического овладения языком, подобрать целесообразные методы обучения, которые позволили бы стимулировать познавательную активность учащегося на уроке иностранного языка.
Приоритетными направлениями в обучении иностранным языкам являются коммуникативность, аутентичность, интерактивность, изучение языка в культурном контексте, развитие межкультурной компетенции. Конечной целью обучения иностранным языкам является свободное ориентирование в иноязычной среде, и этому в большой степени способствуют новые мультимедийные инновации, которые определяются как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм, реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации.
В ходе изучения иностранного языка все большую популярность приобретают информационные и коммуникационные технологии. Их активное применение в обучении иностранному языку служит рычагом повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся и расширения их кругозора. Кроме того, используя информационно – коммуникационные технологии в процессе обучения иностранному языку, учитель повышает интерес к преподаваемому предмету. Также информационные и коммуникационные технологии могут выступать как в качестве средства подачи учебного материала, так и средством мониторинга знаний.
Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Применение современных технологий обучения иностранному языку раскрывает огромные возможности перед учителем. Например, они дают возможность отрабатывать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях. Помимо того, компьютерные технологии помогают выработать лингвистические умения и навыки, организовать коммуникативные ситуации, довести до автоматизма языковые и речевые действия, а также гарантируют реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика, кроме того могут помочь в преодолении психологического барьера при практическом использовании языка как средства общения. Таким образом, при работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.
Выделяют несколько основных методических функций, реализуемых с помощью компьютера и компьютерных технологий:
1) информативная – главным превосходством компьютера является возможность хранения и обработки большого объема информации, вследствие чего компьютер активно применяется на уроке иностранного языка;
2) тренировочная функция заключается в использовании ПК с целью тренировки, отработки общеуниверсальных действий учащихся в процессе обучения иностранному языку. В некоторых случаях компьютер обладает рядом преимуществом по сравнению с учителем, например, в ходе тренировки и закрепления учебного материала. Это можно объяснить тем, что учащийся неограничен во времени при работе с компьютером, а также компьютер характеризуется объективным оцениванием работы учащегося и безграничным терпением;
3) функция контроля и коррекции знаний учащихся с применением компьютерных технологий используется для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности. Применение компьютерных технологий положительно влияет на возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в ходе проведения фронтального контроля; реализацию сильной обратной связи, максимального объективного оценивания результатов, что позволит учителю максимально сократить затраты времени на осуществление контроля и избавит учителя от трудоемкой работы во время обработки результатов контрольной работы.
4) коммуникативная, под этой функцией подразумевается возможность общения в глобальной сети Интернет;
5) организационно-стимулирующая функция осуществляется следующим образом: ответ учащегося автоматически принимается компьютером и происходит его распознавание, затем ответ анализируется и определяется, является ли ответ правильным, результат запоминается и сообщается учащемуся.
Отсюда следует, что компьютер в процессе обучения иностранному языку позволяет сделать активным участником педагогического процесса каждого учащегося. Например, при обучении аудированию, каждый ученик имеет возможность воспринимать на слух аутентичную иноязычную речь, при обучении говорению или отработке фонетических навыков используются обучающие программы, которые предусматривают работу с микрофоном. После того как учащийся прослушал слова или фразы на иностранном языке, ему предлагается произнести эти фразы самому, после чего он может узнать, насколько его произношение данных фраз и их интонирование близко к произношению носителя языка, т.е диктора, сравнив свою речь с речью диктора, учащийся может увидеть неточности в своем произношении и в последующем работать над их коррекцией, с целью улучшить свои произносительные навыки. Недостаток такого вида работы заключается в том, что такая работа отнимает у преподавателя много времени, но если несколько минут урока уделить этой работе, она принесет свои плоды. При тренировке грамматических навыков – каждый ученик имеет возможность выполнять грамматические упражнения, констатировать свои ошибки и добиваться верных ответов. Кроме того, компьютер может выступать в роли вспомогательного средства на уроке при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтении и письма, а так же, при тестировании. В случае если в классе компьютер только у учителя, он может быть использован как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. [5. С. 11-16]
Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные технологии имеют свои преимущества. К примеру, у каждого учащегося, даже у самого пассивного, есть возможность продемонстрировать свои умения и навыки, соревнуясь с другими учащимися, что позволит разбудить в нем желание и стимул достичь высоких результатов. [4. С. 31] С помощью компьютерных технологий учитель может своевременно корректировать учебные планы, учитывая при этом возможности и интересы всех учащихся. В свою очередь мультимедийные элементы могут быть использованы учащимся в своих домашних работах, которые они могут отправить учителю в электронной форме. А во внеурочное время или дома при наличии компьютера и соответствующих программ учащийся может упражняться столько, сколько ему необходимо, исходя из его возможностей и желаний. [3. С. 24]
В последние десятилетия теория и практика обучения языку существенно обогатились за счет Интернет- ресурсов. Необходимо отметить, что ресурсы глобальной сети играют огромную роль для лингводидактики, поскольку позволяют общаться с носителями языка в режиме реального времени на изучаемых языках, осуществляют доступ к аутентичным материалам и большому количеству учебных ресурсов в текстовом, аудио- и видеоформатах. С развитием мультимедийных средств и распространением Интернета можно заявлять о другом подходе к созданию компьютерной обучающей языковой среды. Этот подход предусматривает комплексное применение тщательно отобранных для конкретных целей обучения аутентичных и учебных материалов. Так, глобальная сеть Интернет может быть полезна как учащимся, так и учителям при получении необходимой информации. Это может быть и страноведческий материал, и новости из жизни молодёжи, и различные газетные общественно-политические статьи и т.д. Учащиеся могут принимать онлайн-участие в различных тестированиях, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, обмениваться сообщениями в чатах, форумах со сверстниками из других стран. В рамках реализации проблемного обучения учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. [6. С. 56-59]
При внедрении и успешном использовании инновационных форм обучения в педагогическом процессе учителю отводится роль активного помощника, который организует, направляет и стимулирует учебную деятельность учащихся. Отсюда следует, что современные интернет-технологии играют важную роль при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, так как эффективное изучение иностранного языка строится на работе с аутентичными аудио-, видео- и печатными материалами.
Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что студены выучили и что они знают. Вместо того чтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.
· временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент «включения» в него информационных технологий;
· техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т. п.). Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер. Например: для работы на уроках изобразительного искусства или черчения потребуется более мощный компьютер чем, скажем, на уроках математики или информатики;
· организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством. Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства.
Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г.Мур, У.Макинтош, Л.Блэк и др. М.: Издат.дом «Обучение-Сервис», 2006.
Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного образования: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2006.
Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 22 – 26.
Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий // Информатика и образование. – 2008. – №9. – С. 31 – 33.
Полипова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – №10. – С.11 – 16.
Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2012. – №10. – С. 56 –59.
Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам
Дата публикации: 13.04.2015 2015-04-13
Статья просмотрена: 2222 раза
Библиографическое описание:
Хамицева, С. Ф. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / С. Ф. Хамицева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1057-1059. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17354/ (дата обращения: 19.11.2021).
В статье рассматриваются компьютерные технологии как способ более успешного обучения иностранным языкам и их недостатки и преимущества. В ней также исследуются эффективность обучающих программ и интернет-ресурсов.
Ключевые слова:компьютерные технологии, иностранные языки, обучающие программы, условия, преимущества, компьютерная деятельность, информационный.
The article deals with computer technologies as a way of more effective teaching of foreign languages and their advantages and shortcomings. The effectiveness of teaching programmes and Internet-resources are also considered in it.
Цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе в настоящее время — формирование и развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в четырех видах деятельности (говорении, чтении, письме, аудировании), то есть практическое владение иностранным языком как в повседневном, так и в профессиональном общении. На наш взгляд, это является необходимым личностным и профессиональным качеством любого специалиста в эпоху стремительной интеграции России в мировое сообщество.
Актуальность данной проблемы заключается в поиске более эффективных методов обучения иностранным языкам, обусловленных требованиями современного мира. Именно правильное и эффективное использование компьютерных технологий рассматривается нами как возможность перехода на качественно новый уровень в обучении иностранным языкам.
Цель нашего исследования — теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам.
В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический (беседа, анкетирование) и статистический.
Под компьютерными технологиями обучения понимается совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации и управления познавательной деятельностью.
Компьютерные технологии в обучении студентов применяются с середины 70-х годов XX века. Современный этап их использования характеризуется не только мощными персональными компьютерами, но и новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Однако, на наш взгляд, при использовании компьютерных технологий необходимо учитывать определенные условия для более успешного осуществления процесса обучения:
— соблюдать определенное соотношение компьютерных и традиционных педагогических технологий, то есть компьютерный курс должен быть вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса;
— обеспечить соответствующей техникой учебный процесс (иметь хотя бы несколько компьютерных классов на факультете);
— преподаватель кроме профессиональных знаний должен хорошо владеть компьютерными технологиями;
— рационально планировать занятия с применением компьютера;
— преподаватель должен оставаться главным источником знаний и информации, организуя, направляя и контролируя весь процесс обучения.
Компьютерные технологии характеризуются рядом преимуществ в обучении иностранным языкам:
— способствуют высокой мотивации процесса обучения;
— повышают общую компьютерную и языковую культуру;
— обеспечивают индивидуализацию обучения;
— способствуют появлению непосредственной обратной связи;
— повышают профессиональную культуру специалиста;
— позволяют тренировать все виды речевой деятельности;
— создают коммуникативные ситуации;
— формируют лингвистические способности;
— автоматизируют языковые и речевые действия;
— способствуют проявлению творческих возможностей;
— создают предпосылки для усвоения больших объемов информации;
— способствуют экономии времени;
— обеспечивают высокое качество образования при правильном использовании.
При этом следует отметить и некоторые недостатки:
— избыточность красок и компьютерных эффектов;
— быстрая утомляемость из-за больших нагрузок на зрение;
— отсутствие живого партнера в общении, так как компьютерные технологии обеспечивают в основном квазиобщение, то есть общение с машиной;
— недостаточно эффективная реализация коммуникативного аспекта обучения, на наш взгляд, (студент часто ничего не говорит вслух, выполняя определенные виды заданий);
— частое несоответствие готовых компьютерных обучающих программ, целям и дидактическим принципам обучения.
Компьютерным технологиям свойственны основные дидактические принципы учебного процесса: наглядность, доступность, научность, последовательность, практическая ориентированность.
Компьютерные технологии, несомненно, существенно влияют на процесс обучения иностранным языкам. Мы отдаем предпочтение обучающим программам и Интернет-ресурсам из них в нашей работе в Северо-Осетинском государственном университет имени К. Л. Хетагурова.
Обучающие программы особенно эффективны, на наш взгляд, для отработки произношения, изучения грамматики и лексики, обучения устной речи и письму, учитывая при этом уровень подготовки студентов и их способности.
При коррекции фонетики на первом этапе мы используем курс «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» как на занятиях, так и самостоятельно. При этом студенты не только улучшают произношение, но и увеличивают темп речи.
Обучающие программы по грамматике дают возможность изучить и закрепить различные правила. По нашим экспериментальным исследованиям, особенно эффективны задания на построение предложений, употребление глаголов в правильной форме, подборку правильного ответа. А использование различных таблиц, схем и рисунков вызывает живой интерес у студентов. При этом и материал воспринимается и усваивается легче и быстрее, как показали данные наших исследований.
Обучающие программы, несомненно, оказывают неоценимую помощь преподавателю в обучении иностранным языкам. Это и обилие языкового и страноведческого материала, их подробное описание, возможность самому общаться на иностранном языке постоянно повышая уровень своей квалификации. Однако, преподаватель должен не только хорошо ориентироваться в огромном количестве обучающих программ, но и подходить к ним крайне ответственно, так как они не всегда соответствуют целям обучения, на наш взгляд.
Интернет-ресурсы же в обучении иностранным языкам можно разделить на два вида: коммуникативные и информационные. Коммуникативная деятельность студентов по данным наших исследований включает:
— переписку по электронной почте;
— участие в чатах (самое популярное у студентов);
— участие в конкурсах и олимпиадах;
— подготовку презентаций (студенты всегда тщательно готовятся к ним: ищут, собирают, анализируют и сопоставляют информацию).
В ходе наших исследований живой интерес у студентов вызвали темы второго этапа обучения: «Достопримечательности Лондона», «Англоязычные страны» и «Члены королевской семьи». Все это, несомненно, способствует развитию общего кругозора студентов, уменьшению языковых и культурных барьеров, повышению уровня владения иностранным языком и мотивации к его изучению.
Информационные возможности Интернета огромны тоже. Они представляют огромный выбор и доступ к громадному объему информации со всех концов земного шара и способствуют эффективному овладению иностранными языками в единстве с культурой их носителей.
1. Богдашкина Г. П. Электронные образовательные ресурсы в обучении иностранным языкам. Томск, 2010.
2. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 2, 2001.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М., 1998.
4. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
5. Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку // Учебное пособие. М., 2004.
Компьютерное обучение иностранным языкам это научное направление изучающее реальные практики
© Оформление. Издательство «Эдитус», 2017
Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального и общего образования в 2010–2012 гг., профессиональных стандартов педагогов вузов и школ в 2015 г. свидетельствует о необходимости значительной перестройки всех составляющих образовательной парадигмы школы и вуза. Данные изменения связаны с повышенным вниманием к интерактивным формам обучения, обязательному использованию цифровых технологий (ЦТ) на всех этапах процесса обучения – от подачи материала до его контроля, моделированию и применению инновационных методов обучения, организации и регламентации самостоятельной работы обучающихся, развитию информационно-коммуникационной компетенции (ИКТ) всех участников образовательного процесса.
Многие исследователи, анализируя роль ЦТ в обучении, выделяют три качественно различные типа их применения в обучении:
● первый тип – смешанный форма (blended learning) – предполагает интеграцию новейших технологий в традиционный процесс обучения для повышения эффективности преподавания различных дисциплин;
● второй тип обучения – дистанционный – базируется на использовании ЦТ, которые позволяют вести учебный процесс без прямого участия преподавателя, способствуя развитию навыков самостоятельного поиска, выбора и применения информации;
● третий тип представлен новым образовательным феноменом, основанным на концепции образование через всю жизнь – это массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые в основном используются для самообразования и повышения квалификации.
Первый и второй тип применения ИКТ в образовательном процессе предполагает постепенную перестройку всей системы образования, смену господствующей парадигмы профессионального обучения. Сегодня внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых образовательных стандартов вуза и школы.
Что касается второго типа обучения – дистанционного, то в нашей стране он еще не нашел широкого применения, хотя сегодня дистанционное обучение считается одним из наиболее эффективных и перспективных форм получения образования во всем мире. В настоящий момент этот термин находится у всех на слуху, и им пытаются обозначить все возможные способы и формы применения ИКТ в образовательном процессе – от сайта учебного заведения с краткой информацией о поступлении до обычного линейного учебника, опубликованного в сети. Целесообразность развития системы дистанционного образования уже не подвергается сомнению и подтверждается многочисленными данными и оценками экспертов в этой области, реальными примерами внедрения новых форм образования в высшей и средней школе. Однако следует отметить, что широкое распространение этой формы получения образования возможно лишь при решении ряда сложнейших задач экономического (большие материальные затраты на развитие технической и методической базы высших и средних учебных заведений, а также на обеспечение самого учебного процесса), технологического (развитие российских компьютерных сетей, обеспечение широкого доступа к Интернету), методологического (необходимость выработки стандартов электронных обучающих ресурсов, новых методов технологий обучения, основных принципов подготовки педагогических кадров и др.) и психологического (психологическая подготовка обучающихся и преподавателей) характера.
Массовые открытые онлайн-курсы – наиболее перспективное и бурно развивающееся направление электронного обучения на сегодняшний день как у нас в стране, так и за рубежом, поскольку опирается на такие подходы, как коннективизм, активное обучение, обучение в сотрудничестве, которые повышают самостоятельность и мотивацию обучающихся в приобретении навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире.
По мнению автора данного пособия, основная сложность заключается в создании не столько технической, сколько методической базы учебных заведений, которая предполагает наличие открытых обучающих ресурсов, коренным образом отличающихся от тех, что используются в традиционной форме образования.
Цель данного пособия – помочь преподавателям и учителям иностранных языков научиться проектировать и создавать собственные электронные обучающие материалы и задания, способствующие оптимизации и эффективности учебного процесса при использовании дистанционной и смешанной форм обучения.
Глава 1. Теоретические подходы к внедрению цифровых технологий в преподавание иностранных языков
§ 1. Основные этапы применения цифровых технологий в обучении иностранным языкам в ХХ – начале ХХI в
Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 70 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества, появлением Интернета и бурным развитием мобильных и облачных технологий все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом осознают необходимость интеграции новейших технологий в учебный процесс. Термин цифровые технологии (digital technologies) появился сравнительно недавно. В англоязычной педагогической литературе он используется как зонтичный термин, включающий разнообразные, недавно появившиеся (облачные, мобильные, смарт-технологии и др.) и ставшие уже традиционными информационно-коммуникационные технологии [Dudeney, Hockley, Pegrum, 2013].
В своей статье «Использование компьютеров в преподавании иностранных языков» М. Воршер обозначил три основных этапа использования компьютерных технологий в преподавании иностранных языков – бихевиористский, коммуникативный и интеграционный [Warschauer, 1997]. Это направление называют Computer Assisted Language Learning, что значит – изучение иностранных языков с помощью компьютерных технологий. Для каждого этапа характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод. Сегодня, в связи с появлением новых технологий и педагогических подходов к использованию ЦТ в процессе обучения, данная классификация может быть дополнена и расширена (см. табл. 1).
Основные этапы применения ИКТ в процессе преподавания иностранных языков в XX – XXI вв.
Первый период в развитии обучения с поддержкой компьютерных технологий, начавшийся в конце 50-х гг. и продолжающийся до 60—70-х гг. ХХ века и условно названный бихевиористским, основан на популярной в то время бихевиористской теории преподавания. Компьютерные упражнения, созданные в тот период, тренировали навыки обучающихся (грамматика, письмо) путем повторения. Главным принципом построения компьютерных программ было «упражнение и тренировка» (drill and practice). Компьютер лишь частично выполнял функции преподавателя, он воспринимался как устройство, предоставляющее только учебный материал студентам. Устоявшаяся модель тренировочных компьютерных упражнений действовала по принципу: презентация – тренировка – контроль. Сторонники бихевиористской теории обучения приводили следующие доводы в защиту этого метода: периодическое повторение материала необходимо в процессе обучения;
● компьютер идеально подходит для упражнений, основанных на повторении, так как он не «устает» и дает объективную оценку;
● компьютерная программа позволяет каждому студенту работать в собственном темпе.
Однако уже в конце 70-х – начале 80-х гг. бихевиористский подход к использованию компьютеров в преподавании потерял свою популярность в силу многих причин. Во-первых, этот подход к изучению языка был опровергнут на теоретическом и практическом уровне. Во-вторых, появление персональных компьютеров открыло целый ряд новых возможностей. Это стало началом нового коммуникативного периода, основанного на коммуникативной теории, популярной в преподавании в 80-е гг. Сторонники нового метода считали, что упражнение и тренировка не дают возможности общения на изучаемом языке. Основными принципами коммуникативного подхода к применению компьютерных технологий являлись: