компьютерные игры в обучении персонала

Зачем компании используют игры для обучения персонала

Все больше компаний используют компьютерные игры для обучения сотрудников и привлечения персонала, поскольку имитирование рабочей реальности помогает новичку получить опыт старшего сотрудника без выхода на рабочее место. Раньше этот способ использовали топ-менеджеры, констатирует Олег Чумаков, руководитель образовательного направления софтверной компании Nival. А сейчас игры становятся популярным инструментом привлечения менеджмента среднего звена. Эксперты говорят, что этот способ обучения сотрудников полезен и недорог, однако и он не решает всех кадровых проблем, с которыми сталкиваются компании при поиске молодых сотрудников.

Биржа в аэропорту

Например, аэропорт «Домодедово» применяет обучающие игры с 2010 г. С их помощью компания планирует увеличить приток молодежи на управленческие позиции (от директора аэропорта до экономиста) и заранее обучить их будущим специальностям. А в конце октября 2015 г. выпустила пятую версию компьютерной игры DME Live Classic. По словам представителя аэропорта «Домодедово» Александра Власова, сейчас в компании в целом есть 1500 специальностей и каждая требует помимо стандартного обучения прохождения специального образовательного курса. Компания с 2000 г. сотрудничает с несколькими московскими профильными вузами и колледжами по программе «Приток». И игра была создана в первую очередь для их студентов. По данным Власова, разработка DME Live Classic обошлась «Домодедово» в 28 млн руб. Хотя аэропорт пока не проводил никаких исследований для оценки эффекта использования игр.

DME Live Classic, по сути, экономическая стратегия: в ней симулируется деловая и реальная активность аэропорта. Играя, можно проводить регистрацию, просчитывать необходимое количество автобусов или трапов, распределять другие ресурсы. А еще управлять компанией, которая специализируется на наземном обслуживании самолетов, или авиакомпанией. Например, закупать самолеты Airbus A320, Airbus A380, Bombardier CRJ-200, вести деловые переговоры на английском языке. Новая версия позволяет создавать биржу и терминал для торгов ценными бумагами, а в финале игры можно выпустить акции и провести IPO.

Замена опыта

Тренд на геймификацию в корпоративном бизнес-обучении набирает обороты, этим форматом обучения интересуется все больше компаний, констатирует Олег Бусыгин, гендиректор консалтинговой и тренинговой компании Intake-Consult. Чаще всего рабочую реальность симулируют в финансовых и логистических компаниях. Их деятельность проще смоделировать математически. «Большой спрос всегда будет со стороны тех компаний, работа которых легко формализуется», – говорит Чумаков.

В помощь летчикам

В середине октября 2015 г. авиаперевозчик Emirates Airlines заключил соглашение с софтверной компанией Cubic Global Defense о создании компьютерной игры для летного состава. В авиакомпании полагают, что обучающиеся при помощи компьютерной игры усваивают информацию на 65% лучше.

Бесспорный плюс геймификации в том, что она позволяет новичку получить багаж знаний, который есть у опытного сотрудника. Играя в компьютерные игры, можно заранее снять все риски и понять основные проблемы, которые могут возникнуть в реальной работе. «Опытный сотрудник видел много ситуаций и знает, как решать сложности. Его знания ложатся в основу игры, и молодой специалист, потренировавшись, решит проблему на уровне знатока. Учебники, конечно, дадут ему знания о том, что может случиться, но решение он должен принимать, исходя из практики и опыта, а их у него нет», – говорит Чумаков. Например, спектр игровых стратегий используется в компании IBM. В одной видеоигре участники попадают в виртуальный город, где они могут более эффективно организовать всю городскую жизнь. Они воплощают на практике разные бизнес-сценарии, рассказывает Чак Гамильтон, лидер по обучению виртуальным играм в IBM. Он добавляет, что 400 000 сотрудников компании, т. е. 40% ее персонала, работают из дома или в любых других местах, удаленных от офиса. Игры помогают коллегам связываться друг с другом и чувствовать себя одной командой.

Кстати, согласно исследованию, проведенному Трейси Ситцманном, профессором менеджмента Денверской бизнес-школы Университета Колорадо, сотрудники, которых обучали в форме игры, запоминали больший объем информации, лучше овладевали профессиональными навыками и дольше удерживали в памяти полученные знания.

Игры – хороший инструмент для привлечения и обучения сотрудников, особенно если учесть, что молодое поколение Y выросло на играх в соцсетях и смартфонах, говорит Павел Безручко, гендиректор компании «Экопси-консалтинг». «Для них это привычный и комфортный формат обучения», – объясняет он.

Еще один плюс игрового формата в том, что компании достаточно один раз инвестировать средства в разработку игры и не надо каждый раз тратиться на организацию очного тренинга. Реальную пользу и сроки возврата инвестиций, правда, оценить сразу сложно. Надо сначала обучить определенную группу людей, а потом сравнить их результаты с группой, которая такой курс не прошла, говорит эксперт. Представитель компании «Домодедово» сказал, что пока они не проводили исследований такого рода.

Игровые ограничения

Тем не менее игры не полноценная замена реального опыта и эксперты советуют компаниям чрезмерно не увлекаться методами геймификации. По словам Бусыгина, игровые технологии должны служить лишь приложением к базовому образованию и очным тренингам. Сами по себе они знаний не прибавят. Кроме того, не стоит забывать, что работа на игровом симуляторе – это не больше чем теоретическо-практическая часть обучения, которая нужна для общего понимания той работы, которой человеку предстоит заниматься, поясняет Бусыгин. Игры не прививают конкретных навыков, которые могут пригодиться в реальной ситуации, особенно в экстремальных обстоятельствах, нередко возникающих в работе аэропортов. «Вы ведь не станете хорошим водителем, если вас обучить вождению на симуляторе. По-настоящему хорошо научиться водить машину можно только на настоящей дороге», – говорит Бусыгин. Поэтому ошибочно считать, что обученный на симуляторе сотрудник полностью готов к выполнению любых серьезных задач на работе.

Эксперты РАНХиГС предлагают чиновникам поиграть с населением

Кроме того, у обучающих игр есть серьезное ограничение. В некоторых сферах игровые технологии не работают – например, их нельзя использовать для оценки результатов работы персонала. Чтобы оценить сотрудника, с ним надо пообщаться лично, игровые технологии и компьютерные игры не могут дать полного представления о том, как человек работает и что он умеет, объясняет эксперт. Игровая система не подойдет и компаниям, где процессы не стандартизованы, например рекламным агентствам, уверен Чумаков.

Наконец, надо еще уметь правильно пользоваться этими играми. Компании, которые не продумывают заранее, какая именно обучающая компьютерная программа им нужна, с какой целью они будут обучать сотрудников и как надо будет оценивать результаты обучения, не получат желаемого инструмента. Директор по персоналу может неправильно сформулировать задание разработчикам и получить некачественный и неподходящий для компании программный продукт, объясняет Бусыгин. Правда, в последнее время HR-директора крупных компаний научились четко формулировать цели компании и ставить задачи перед разработчиками игр. А среднему и малому бизнесу еще предстоит научиться правильно применять обучающие игры, пока для них это скорее бесполезные игрушки, говорит эксперт.

Источник

Как компьютерные симуляторы помогают в обучении менеджеров

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Об экспертах: Петр Тутаев, руководитель команды разработчиков компьютерных симуляторов Simulizator; Дара Мельник, руководитель исследовательской группы в Центре трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО.

Принятие решений при дефиците информации, противоречиях в вопросах прагматики, этики и интересов различных игроков можно и нужно тренировать. Безопаснее и эффективнее это делать в искусственном игровом пространстве — в идеале регулярно, как ходить в спортзал.

Симуляции — достаточно древняя форма обучения. Они произошли от инициаций, то есть обрядов посвящения новых участников в общество. Современные образовательные симуляторы связаны с трендом на геймификацию. Образование может быть построено как испытание, а испытание — как игра: например, линейный сотрудник банка получает в виртуальном пространстве возможность управлять всеми его активами.

Кто еще может тренироваться виртуально через действия:

Им больше всего подходит формат виртуальных лабораторий вроде тех, которые предлагает датская компания Labster. Они позволяют работать с реагентами и оборудованием, имитирующими физические аналоги.

Так можно проводить эксперименты в реальной жизни — невозможные, недопустимые или опасные: влиять на орбиты планет или менять геном человека.

Здесь вместо физического мира нужно работать с социальной реальностью — управлять людьми, конкурировать и кооперироваться. Задачу управленческих «лабораторий» могут выполнять образовательные симуляторы.

В России существует около ста центров симуляционной медицины для подготовки врачей, и их количество и у нас, и в мире будет расти в связи с изменением статуса пациента и высокой стоимостью врачебной ошибки.

Какие бывают симуляторы

Их можно грубо разделить на симуляции для формирования навыков — например, авиационные тренажеры для подготовки летчиков — и симуляции ситуаций.

Одна из наиболее нашумевших за последние годы — «День в жизни беженца» (A Day in the Life of a Refugee), которая использовалась в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. Участникам нужно было представить себя беженцами и 75 часов действовать в условиях принудительного переселения, нехватки ресурсов для базовых потребностей и предельной уязвимости. Это иммерсивный опыт в реальном мире, но опыт в виртуальном пространстве может быть настолько же сильным.

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Нарастающий тренд в бизнесе и университетах

Виртуальные симуляторы, обычно в комбинации с последующим «разбором полета», активно используются в топовых образовательных учреждениях по всему миру: в Уортонской бизнес-школе Пенсильванского университета и Школе менеджмента Слоуна при MIT в США, французской INSEAD и многих других. В Школе лидерства и управления имени Фрэнка Бэттэна в Университете Вирджинии есть центр по разработке виртуальных симуляторов и игр для управленцев.

Некоторые российские университеты тоже активно внедряют формат. Среди них — РАНХиГС, ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, УрФУ. Симуляторы используются при обучении управленцев в Московской школе управления СКОЛКОВО и Высшей школе менеджмента СПбГУ.

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Большинство существующих симуляторов направлены на формирование одной конкретной компетенции или иллюстрации одной идеи или принципа. Так, в использующейся в Стэнфорде игре Venture Capital Game («Игра венчурного капитала») участники делятся на предпринимателей и венчурных инвесторов. Симуляция сконцентрирована на экономическом эффекте от вложений.

В известной игре Tragedy of the Tuna («Трагедия тунца») команды участников представляют страны с рыболовными флотами, которым нужно не допустить критического сокращения популяции тунца, балансируя доход и устойчивость. Здесь разворачивается идея «трагедии общих ресурсов» — конфликта между интересами индивидов и общим благом.

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Какими должны быть симуляторы для управленцев

Сейчас растет спрос на моделирование комплексных социальных систем: города, региона или университета. Так, в российском симуляторе «Universities World Rankings», моделирующем развитие вуза, за последние три года приняло участие около двух тысяч университетских управленцев.

Рост популярности подобных игр связан с несколькими факторами.

Аналогично с запросом на коллективное обучение: в комплексных тренажерах участники обычно работают в командах с людьми на разных позициях. Командная игра позволяет сформировать общую картину объекта «с высоты».

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Как устроены такие симуляторы

Они ощущаются как погружение в реальность и отражают ее противоречия. В них не может быть единственно правильного решения, потому что у любого решения есть цена и негативные последствия. Для каждого из игроков «лучшее» решение будет своим, и нужно учиться находить компромисс.

Если мы говорим о симуляторе регионального развития, то у бизнеса, НКО, власти и рядового жителя будут совсем разные интересы. При этом управленцу нужно учитывать и их, и свой личный этический кодекс. Например, может стоять задача превратить моногород в город мирового класса или стартап в глобальную технологическую компанию. Такие тренажеры ставят управленцев в ситуации, в которых невозможно действовать по привычным шаблонам, и направлены на развитие того, чем управляешь, а не просто на поддержание функционирования.

Тренду на повышение динамики противостоит контртренд на медленную и обстоятельную рефлексию. Управленческие симуляторы не должны состоять из непрерывного потока решений и действий. Значимая часть таких игр обычно отведена на обсуждение мотиваций, оснований и результатов действий. В таком случае у участников остаются не только воспоминания о драйве, но и выводы.

В будущем управленческие симуляторы могут быть улучшены снятием показаний психоэмоционального состояния — например, частоты сердечных сокращений. Важно не только качество отдельного решения, но и состояние, в котором оно принимается. Действия, предпринятые в состоянии раздражения или паники, не могут быть систематически эффективными. Тренажеры должны, в том числе, обучать работе над реакцией.

Управленческие тренажеры имеют и свои ограничения. Дизайн игры строится на основании реальных кейсов, при этом необходим не столько набор ситуаций, сколько понимание причин, стоящих за тем или иным сценарием развития событий. Не каждый менеджер может выделить в своей практике общие принципы, которые послужат материалом для обучения других. Несмотря на шторм цифровой революции, как и много лет назад, управление — это, в первую очередь, обучение от людей к людям.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.

Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).

Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.

Что почитать/посмотреть по теме:

Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:

Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс

Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.

Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.

Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.

Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.

Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

Как заработать на киберспорте

Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть фото компьютерные игры в обучении персонала. Смотреть картинку компьютерные игры в обучении персонала. Картинка про компьютерные игры в обучении персонала. Фото компьютерные игры в обучении персонала

При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.

По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».

Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:

Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *