компьютерные средства обучения это

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ: ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

В современном мире процесс компьютеризации можно рассматривать как глобальный и неизбежный этап развития нашей цивилизации [1,2]. Данный процесс является качественным скачком в развитии человечества. Его можно сравнить с появлением письменности. Это шанс для решения многих проблем современного человечества, и даже проблемы выживания.

Проблему компьютерного и информационного развития общества необходимо рассматривать не только как научную или техническую, но и как экономическую для выживания и развития современных стран и городов [2,3].

В данном процессе можно выделить следующие направления: [4]

— полная автоматизация орудий труда, производственных и интеллектуальных процессов, производство вычислительной техники;

— создание баз данных;

В Толковом словаре Ожегова дается определение понятию «средство» как приёму, способу действия для достижения чего-нибудь [7]. В педагогической науке под средством рассматриваются предметы, действия, явления, весь реальный мир как обстоятельства для формирующейся личности, которые соотносятся с педагогической целью [8], а также разнообразная деятельность, в которую включается личность [9].

Средства обучения условно можно разделить на две группы: традиционные и современные (информационные, компьютерные).

К традиционным средствам обучения относятся наглядные пособия, дидактические материалы, карты, реактивы и т.д.

Но в наш век информационных технологий в школьную практику прочно входят компьютеры, компьютерные средства обучения (КСО), понимаемые как программные средства (программные комплексы) или программно-технические комплексы, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучаемым [10]. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом меняет ее функции, позволяя достигать нового педагогического эффекта.

По представлению Атапиной Т.В., современное обучение трудно представить без технологий мультимедиа (многокомпонентная среда), которые позволяют в интерактивном режиме использовать графику, мультипликацию, видео, расширяя при этом возможности компьютерных средств обучения. Становится возможным использовать также виртуальную реальность – сравнительно новую технологию неконтактного информационного взаимодействия, с помощью которой можно создать эффект присутствия учащегося в «экранном мире» [11].

Новые возможности компьютеризации образования, появившиеся еще в 90-е годы, – гипертекстовая технология. Гипертекст – сверхтекст – совокупность информации различной направленности, размещающейся на разных компьютерах. Гиперссылки могут быть представлены в виде текста либо графического изображения с возможностью перехода. Современную гипертекстовую учебную среду отличает максимально удобная среда для обучения, в которой можно легко вернуться к уже пройденному материалу, а также быстро найти необходимую информацию.

Таким образом, обучающийся может, следуя ссылкам в тексте, использовать самые разные схемы работы с учебным материалом, что так необходимо для дифференцированного подхода к обучению. Именно благодаря внедрению гипертекстовых технологий создаются электронные приложения к учебникам, энциклопедиям, справочникам, словарям, таким, как «Волшебный мир музыки», «Кирилл и Мефодий» и других.

По сравнению с традиционной книгой, электронная имеет ряд преимуществ:

— яркое и наглядное представление информации;

— упрощенный поиск нужной информации;

— электронный учебник может быть дополнен электронными тетрадями [9, с. 119].

В последние годы актуальным становится разработка новейших обучающих программ, расширяющих возможности имеющихся компьютерных технологий. Например, помимо всем известного программного пакета Mickrosoft Office, разработаны специальные, многофункциональные, предназначенные специально для учебных целей, например Applied Vision [9, с.122]. С помощью одной лишь этой программы возможно использование целого ряда компьютерных средств обучения, таких, как Документ – камера, цифровой микроскоп и других, о чем речь пойдет ниже.

Также в процессе обучения учащиеся и преподаватели используют электронную почту, сеть Интернет для обмена и передачи данных. Это обеспечивает процессу обучения интерактивность, оперативность, безграничность и дает возможность получать нужную информацию в любой момент из любой точки земного шара [9, с.123].

На современном этапе образования стало возможным использование компьютерных телекоммуникационных площадок в целях организации процесса обучения. То есть становится возможным обучение на расстоянии (так называемое дистанционное обучение). Например, если учащийся увлекается астрономией, а в школе нет учителя такого профиля, такая площадка может обеспечить ему общение с преподавателем из другого региона и даже страны. Компьютерные технологии обеспечивают достаточно эффективную коммуникацию, обратную связь с преподавателем, ведущим определенный курс.

К компьютерным средствам обучения можно отнести также следующие машины и механизмы, которые уже сейчас используются учителями общеобразовательных школ на всех ступенях обучения:

— компьютер (ноутбук) учителя и учащихся (возможно, один на парту);

— система модульных экспериментов PROLOG;

— система мониторинга и контроля качества знаний учащихся PROClass;

Особенно выделим роль такого компьютерного средства обучения, как интерактивная доска. С интерактивной доской процесс обучения предстаёт более наглядным, что так необходимо учащимся младшего школьного возраста для наиболее полного усвоения учебного материала. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по всем учебным предметам, которые записываются на диск и идут в комплекте с учебником.

Программа дает возможность использовать на уроке карты, схемы, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Учащиеся могут сами создавать цветные изображения, используя электронные маркеры, выполнять задания типа: установи соответствие, проведи аналогию, вставь пропущенную букву, сгруппируй по одинаковому признаку, убери лишнее, найди и исправь ошибку, переставь букву, расшифруй слово, сравни, обобщи.

Интерактивная доска может эффективно использоваться на различных видах и этапах урока, позволяя быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:

1.Объяснение нового материала или инструктирование класса. 2.Выполнение упражнений для закрепления нового материала. 3.Обобщение и закрепление изученного материала.

4.Контроль знаний, тестирование. 5.Проверка домашнего задания. Интерактивную доску можно использовать:

· демонстрируя на экране с помощью проектора;

· демонстрируя интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;

· при выступлении учащегося или в процессе дискуссии с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т.д.;

· демонстрируя задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;

· демонстрируя задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;

· при самостоятельной работе одного учащегося;

· при анализе или построении моделей;

· при поиске необходимой информации;

· при самостоятельной работе группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления).

Не менее результативна, наряду с интерактивной доской, и Документ – камера в качестве компьютерного средства обучения. Главным преимуществом документ – камеры перед другими средствами обучения является то, что она позволяет максимально реализовать основополагающий принцип обучения – наглядности, получивший название «Золотое правило дидактики». Документ – камера предназначена для сохранения, получения, визуализации на большом экране и трансляции изображений в режиме реального времени, полученных с нецифровых носителей информации.

Вот лишь некоторые функции документ-камеры:

— демонстрация стационарных изображений и их увеличение (страницы прописей, элементы буквы, соединения букв, демонстрация «как надо» и «как не надо»);

— обзор объемного текстового материала (написание сочинений по картинке);

— демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов (рисование сложных узоров, накладывание штриховки – в период обучения грамоте);

— обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания (письмо, подчеркивание

членов предложения, исправление ошибок, заполнение пропусков, разгадывание кроссвордов);

— обучение заполнению бланков (олимпиада «Русский медвежонок», листки регистрации и др.);

— запись стационарных и динамических объектов (сохранение необходимой информации в виде фотографий или видеозаписей) [12].

Выделим также в качестве компьютерного средства обучения Систему мониторинга и контроля качества знаний учащихся PROClass. Обычно мониторинг знаний происходит в виде теста. Учитель на компьютере создает презентацию с вопросами и вариантами ответа (в программе PROClass учитель выделяет правильный ответ и выставляет время для ответа). Учащиеся с помощью пульта – на нем 4 кнопки, названные как A, B, C, D. В тесте на доске варианты ответов должны иметь такие же буквенные обозначения. Учащемуся достаточно просто выбрать правильный вариант ответа и нажать на соответствующую кнопку на пульте.

Нельзя обойти вниманием и цифровой микроскоп как компьютерное средство обучения. Обычно такой микроскоп используют на уроках окружающего мира, биологии. Учитель подключает микроскоп к своему компьютеру и с помощью проектора транслирует изображение на доску. Таким образом можно изучать строение коры, льда, сахара, кристаллов соли и многое другое!

Подчеркнём преимущества компьютерных средств обучения:

— более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);

— работа с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);

— взаимодействие с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;

— представление в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и других);

— автоматизированный контроль и более объективное оценивание знаний и умений;

— поиск обширной информации в КСО и более удобный доступ к ней (гипертекст, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и другие);

— благоприятные условия для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность и так далее) [13];

— удобство изложения материала;

— наглядность представления учебного материала;

— легкость и быстрота обновления материала;

— возможность быстро найти нужную информацию [13].

Конечно, в любых средствах обучения есть как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам КСО относятся:

— необходимость иметь компьютер и соответствующее программное обеспечение;

— необходимость обладать хотя бы минимальными навыками работы с компьютером;

— избыточное разнообразие инструментов интерфейса КСО (учитель при знакомстве с новым КСО должен тратить время на знакомство с незначительными особенностями интерфейса);

— неграмотное проектирование КСО;

— технологические ошибки, допущенные создателями машин;

-длительная работа с компьютером может нанести вред зрению учащихся;

— высокая стоимость программного обеспечения;

— быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров. Для учителя тоже есть ряд минусов данной технологии:

— увеличивается время подготовки к уроку;

— разрыв между информационной культурой учителей, ориентированных на традиционные носители информации и информационной культурой учеников;

— психологический барьер – компьютерная тревожность, страх проявить некомпетентность;

— дефицит времени на подготовку к уроку [14].

Существует опасность потери эмоционального контакта с учащимися при электронном представлении материала, пропадают жесты, мимика, интонация. Именно поэтому преподавателя никогда не исключить из образовательного процесса. Необходимо научиться сочетать в уроке и традиционные, и компьютерные средства обучения.

Для успешного использования КСО необходимо решить некоторые вопросы:

— тщательный отбор содержания обучения в соответствии с возможностями КСО;

— прогноз воздействия КСО на мышление учащихся;

— грамотный выбор способов сочетания традиционных и компьютерных средств обучения.

Поэтому не следует абсолютизировать компьютерные средства обучения. Надо помнить, что сама по себе передача информации не несет в себе передачу опыта, знаний, эмоций и культуры, поэтому компьютерные технологии являются хоть и очень эффективными, но, все же, вспомогательными в процессе обучения.

Отсюда сформулируем цели использования КСО:

— реализация социального заказа в связи с глобальной компьютеризацией и информатизацией всего общества;

— повышение качества обучения за счет использования КСО;

— углубление межпредметных связей за счет использования компьютера при создании, хранении и обработки материала [14];

— развитие и подготовка обучаемого к продуктивной деятельности;

— формирование умений принятия оптимальных решений в сложных условиях;- формирование информационной культуры;

— умение осуществлять обработку полученной информации;

— развитие конструктивного мышления благодаря работе с компьютером;

— развитие творческого мышления [14] ссылка.

Определены также и основные направления внедрения компьютерных средств обучения:

— средство организации интеллектуальных игр;

— средство распространения методического опыта;

— средство контроля и мониторинга;

— средство, совершенствующее весь процесс обучения в целом [14]. Укажем также на возможности КСО для учащихся:

— адаптация к интеллектуальным возможностям учащегося;

— гибкость всего процесса обучения;

— определение причин ошибок [14].

Для учителей компьютерные средства обучения дают возможность:

— ограничить область информационных потребностей учащихся;

— выделить основную и полезную информацию;

— создание динамических изображений;

— звуковое и видео сопровождение материала [14];

— облегчение контроля знаний учащихся;

— определить проблему обучения легко и быстро [14];

— моделировать действия учащихся;

— обеспечение работы в он – лайн режиме;

— обеспечение дифференцированного обучения;

— обеспечение дистанционного обучения [14];

Проведенный анализ КСО позволяет сделать следующие выводы:

— использование компьютера открывает огромные возможности для развития процесса обучения, в том числе самостоятельного;

— появляется возможность углубленного самоконтроля;

— проведение телемостов и дистанционного обучения;

— участие в сетевых конкурсах и проектах;

— дистанционное общение со сверстниками – для учащихся и с коллегами – для учителей;

— консультации с высококвалифицированными специалистами из любой точки мира;

— доступ к мировым общекультурным и общенаучным ценностям;

— доступ к виртуальным библиотекам.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий открывает огромные возможности для повышения качества образования. Учебное занятие с использованием компьютерных средств обучения эффективнее, а восприятие предлагаемой информации намного превосходит возможности в этой области любых традиционных наглядных пособий, роль уроков с использованием КСО возрастает, а, значит, обостряется значимость проблемы изучения компьютерных средств обучения как инструмента для обучения различным дисциплинам.

2. Пивоварова М.А. Информационные технологии в учебном процессе: возможности и опасности. — Ассоциация гуманитарного знания, 2000., №5, С. 129-140

3. Белич Д.В. Сменим доску и мел на экран и лазер // Информатика и образование. 1995. №5. С. 125.

4. Киселев Б., Леонова Н. Педагогика сотрудничества и компьютеризация учебного процесса // Информатика и образование. 1990. №2. С. 73-74.

5. Галкин Г., Соболев В., Кулаков В. Microsoft Office 97 // Компьютерный журнал для всех. Hard’ n’ Soft. 1997.№5. С. 50-63.

6. Координация разработок программного обеспечения // Информатика и образование. 1989. №2. С. 125-128.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е издание, дополненное/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: Азбукварик, 1999.-944 стр.

8. Бушля А.К., Крупская Н.К. о самообразовании взрослых// Советская педагогика, 1969, №3. – С.102.

9. В.И. Загвязинский. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 192 с.

12. Рыбкина О.С. Компьютерные технологии обучения русскому языку в начальной школе: документ-камера // Образование детей и молодежи в изменяющемся мире: технологический аспект: сборник статей (г. Тольятти, 2015 г.). — Тольятти, НОЦ «Международный исследовательский центр современных проблем воспитания» ТГУ : Издательство ТГУ, 2015. – 228 с. — С. 88-93.

13. Рыбкина О.С. Инновационные подходы к обучению в начальной школе // Тенденции развития психологии, педагогики и образования: материалы II международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов по итогам конференции. (г.Казань, 2015 г.). — Казань: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. – 79 с. — С. 59-61.

14. Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 3-4 (13-14) 1998. – 322 с.

Источник

Компьютерные средства обучения

К средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека. Поэтому прежде чем приступить к проектированию учебного процесса с использованием ЭВМ, преподаватель должен знать методику обучения с применением компьютера. Следовательно, правомерно ставить вопрос о новой технологии обучения, которая давала бы преимущества, компенсирующие затраты на приобретение ЭВМ и на овладение навыками работы с ней. Для этого нужен поиск принципиально новых перспективных решений использования компьютера как эффективного средства обучения.

Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении:

– технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

– дидактические ( компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации; компьютер как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).

Задача педагогики в этой связи состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. На практике же эти условия или не выявлены, или не используются, поэтому и функции компьютера реализуются зачастую на примитивном (в педагогическом аспекте) уровне. Что это за условия?

Не претендуя на абсолютную полноту, назовем следующие:

– взаимосвязь применения компьютера и целей, содержания, форм и методов обучения;

– сочетание слова преподавателя и применения компьютера;

– дидактическая структура компьютерного занятия;

– мотивационное обеспечение компьютерного занятия;

– сочетание компьютера и других ТСО.

Вычленение названных условий необходимо для того, чтобы найти разумное, дидактически обоснованное соответствие между логикой работы ЭВМ и логикой развертывания учебной деятельности. В настоящее время вторая логика приносится в жертву первой, поэтому компьютеризация обучения не дает должного педагогического эффекта. Установка в школьном классе или вузовской аудитории ЭВМ есть не окончание компьютеризации, а начало компьютерного обучения. Рассмотрим подробнее его условия.

Взаимосвязь компьютера с основными компонентами педагогического процесса.

– по временному фактору: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;

– по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;

– по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;

– по степени “механизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

В представленном перечне целей видно, что используется только одна сторона компьютерного обучения – программированное обучение, но только на более совершенной технике. Практика использования систем программирования подтверждает правомерность такого набора целей при решении задачи формирования практических умений и навыков. Но технологии программированного обучения, по существу, дублируют традиционные методы обучения: оптимизируя операционные и регуляторные компоненты управления деятельностью учащегося, они существенно обедняют и даже разрушают другие ее компоненты (интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный). Поэтому использование целей программированного обучения необходимо, но недостаточно: оно достаточно лишь в узком спектре педагогических ситуаций, связанных с формированием навыков, но совершенно недостаточно в ситуациях развития основных сфер человека.

Мы не отвергаем приведенную выше номенклатуру целей, но ее необходимо существенно дополнить. В чем ее недостатки? Она предполагает значительное облегчение труда преподавателя, но не направлена на развитие учащегося как субъекта деятельности, ибо в этом случае остается вне поля анализа проблема организации учебной деятельности. С учетом этого основной стратегической линией психолого-педагогического обеспечения компьютерного обучения становится обоснование целостных систем учебной деятельности, сохраняющих и при использовании компьютера все возможности формирования и развития основных сфер человека. Иначе говоря, необходима номенклатура целей, учитывающая новые педагогические концепции личностно ориентированного обучения и индивидуально-деятельностный подход. Отсюда следует, что вышеприведенную номенклатуру целей необходимо дополнить следующим образом:

– развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;

– развитие мотивационной сферы: формирование потребностей – интеллектуальной, в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания; потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности; воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;

– развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;

– развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям – как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;

– формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся, разъяснение им смысла предстоящей деятельности, актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний, стимулирование целеполагания, создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий, помощь и коррекция деятельности, оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

Рассмотрим сочетаемость компьютера с содержанием, формами и методами обучения. Опыт отечественной высшей и средней школы, как и опыт зарубежной школы, показывает, что для применения компьютера в любом предмете практически нет ограничений. Но содержание компьютерного занятия должно обязательно включать данные о способах анализа условия задачи, о поисках способа ее решения, о способах контроля за правильностью решения. То есть в содержание необходимо включать данные о всех типах рефлексии – интеллектуальной, личностной и межличностной: учитывать, как учащиеся понимают логику компьютерного обучения, смысл требований и пр.

Применение компьютера должно учитывать сложившиеся формы обучения. Современные формы обучения независимо от типа школы имеют следующую инвариантную структуру:

– актуализация опорных знаний и способов действий;

– формирование новых понятий и способов действий;

– применение знаний, формирование умений.

Как сочетается с выделенными этапами компьютер? Многое зависит от специфики учебного предмета: очень трудно формализовать знания по гуманитарным предметам (хотя это и временные трудности), трудно также с помощью компьютера развивать творческое мышление. Поэтому второй этап занятия (формирование новых понятий и способов действий) чаще проводится традиционными (вербальными) методами. Первый и третий этапы, как показывает опыт применения компьютеров в учебном процессе и наши исследования, вполне поддаются компьютеризации.

На этапе актуализации компьютер может восполнить недостающие у учащихся знания независимо от того, по какой причине они у него отсутствуют, поможет ему вспомнить необходимые опорные знания и способы действий. Учитель при этом может получить информацию об уровне актуализации знаний всех учащихся. Все это создает определенные предпосылки успеха обучения на других этапах.

На этапе применения компьютерное обучение может полностью погрузить учащихся в самостоятельную деятельность.

Приведенная выше структура занятия носит название дидактической структуры. Наряду с ней существует психологическая структура занятия. Для компьютерного обучения нами предлагается следующая структура:

– управление вниманием учащихся на занятии: включение их в деятельность в начале урока, организация внимания при смене деятельности, поддержание непроизвольного и произвольного внимания на необходимое время;

– раскрытие смысла предстоящей деятельности: каждому учащемуся самому нужно осознать смысл предстоящей деятельности. Только тогда у него возникнет желание что-то делать, только тогда он включится в активную деятельность. Для этого учащийся должен получить информацию о предмете потребности, позволяющую ему ясно представить, какие знания ему надо усвоить, какими способами овладеть, что необходимо делать и почему это необходимо;

– актуализация мотивационных состояний: учащийся под влиянием педагогических воздействий осознает свои побуждения и действует, побуждаемый значимым в данной ситуации мотивом;

– совместное с учащимися целеполагание: формулирование проблемы, целей предстоящей деятельности;

– формирование системы учебных действий (планирующие, ориентировка в деятельности, исполнительские);

– формирование способов контроля за своими действиями;

– формирование самооценки, отношения к процессу и результату деятельности.

Как приведенную выше психологическую структуру компьютерного занятия реализовать практически? Рассмотрим инвариантный сценарий модели компьютерного занятия.

На первых двух этапах психологической структуры создается высокая личностная заинтересованность учащихся с помощью информации, вводимой на мониторе компьютера:

– информация о необходимости учения, значимости знаний;

– информация об актуальности и практической значимости обучающей программы, предъявляемой компьютером;

– информация, помогающая настроиться на работу, сосредоточить внимание;

– информация, настраивающая на самообразование и развитие познавательного интереса;

– информация, объясняющая важность и актуальность выбранной темы изучения;

– информация, объясняющая, что в обучающей программе имеются специальные средства, помогающие преодолению трудностей;

– одобрительная информация о правильном отношении обучаемого к образованию, к необходимости стремления к новым знаниям;

– одобрительная информация о правильном выборе профессии (специальности), о важности обучения рациональным способам учения;

– информация, объясняющая, что в обучающей программе имеются средства, способствующие развитию инициативы и волевых качеств.

На третьем этапе с помощью компьютера вводится:

– информация о том, где реально могут пригодиться получаемые знания;

– информация, подчеркивающая те вопросы, которые демонстрируют определенные приемы учебной деятельности;

– информация, объясняющая, как в случае затруднения обращаться за помощью, какой вид помощи выбрать;

– информация, требующая проявления максимума самостоятельности при выполнении заданий;

– информация, подчеркивающая, что рассматриваемая ситуация развивает умение ставить цели учебной деятельности;

– информация, объясняющая, что в случае затруднения будет выдаваться дополнительная информация, ставиться вопросы, помогающие решению рассматриваемых проблем;

– информация, подчеркивающая, что решение этих проблем способствует формированию определенных умений;

– информация, подчеркивающая, что действия, осуществляемые обучаемыми, формируют умения учебной и профессиональной деятельности;

– информация, объясняющая, что в случае затруднений будут выдаваться вспомогательные задания или алгоритмические предписания.

На четвертом этапе происходит сознательный выбор учащимися цели деятельности, выбор решения, как действовать. На этом этапе осуществляется создание индивидуальной установки на выполняемую деятельность. Возможности компьютера здесь ограничены, и лучше этот этап проводить в процессе живого общения между педагогом и обучаемыми.

На заключительных этапах психологической структуры компьютерного занятия вновь можно использовать компьютер и дать возможность учащимся выбрать вид помощи. В случае затруднений предложить дополнительные вопросы или информацию, учебные задачи, алгоритмические предписания. Центральной задачей преподавателя на этих этапах является моделирование с помощью компьютера индивидуальной деятельности обучаемых. Приведем сценарий дифференцированных вспомогательных обучающих воздействий.

Учащимся предъявляется задание; в случае затруднений обучающая программа предлагает: – “выберите помощь”: 1) подсказка, 2) правильный ответ без объяснения, 3) правильный ответ с объяснением;

– “нужна ли помощь?”: 1) попробуйте ответить еще раз; 2) устраните ошибку; 3) правильный ответ с объяснением;

– помощь в доброжелательной форме с нарастающей степенью подсказки, приводящей в итоге к правильному ответу;

– указание на причину затруднений: типичная причина (№1), типичная причина (№2), другое; – дополнительную информацию, заставляющую обучаемого задуматься над тем, к чему он должен стремиться, чтобы найти правильное решение;

– дополнительные вопросы типа “Что дано?” “Что нужно найти?”;

– вспомогательные учебные задачи, проблемные вопросы, которые помогут определить принцип решения основной задачи;

– выполнить алгоритмические предписания;

– мотивационные указания, дополнительные указания.

Таким образом, модель компьютерного занятия должна быть многогранной, или полифункциональной: формировать не только знания, но и развивать обучаемых, вовлекать их в сферу разносторонней психической деятельности. На этой основе происходит развитие интеллекта, мотивации, воли и пр. Поэтому модель компьютерного занятия должна быть также процессуальной. Процесс – это не только изменение, но и ряд генетически преемственных стадий развития, соответствующих этапам компьютерного обучения. Модель должна также отвечать критериям противоречивости и проблемности, вариативности и гибкости.

Как уже отмечалось, компьютерное занятие не предполагает стопроцентного использования своего времени на работу с компьютером. Поэтому необходимо рассмотреть проблему сочетания слова преподавателя и использования компьютера. Можно выделить несколько форм такого сочетания:

1) преподаватель руководит работой обучаемых с компьютером, знания об объекте изучения они извлекают сами;

2) знания об объекте изучения обучаемый получает от преподавателя, а компьютер служит подтверждением или конкретизацией вербальных сообщений;

3) на основании работы с компьютером, осуществленной учащимися, преподаватель решает совместно с ними учебную проблему;

4) опираясь на информацию, заложенную в компьютер, педагог сам решает проблему (и показывает ее решение) монологическим методом.

В зависимости от рассмотренных форм сочетания компьютерное занятие может быть проведено различными методами обучения:

– алгоритмическим и исследовательским методами при первой форме сочетания;

– монологическим и диалогическим методами – при второй форме;

– при третьей форме сочетания действий преподавателя и применения ЭВМ доминирующими методами будут диалогический и эвристический;

– четвертая форма сочетания предопределяет применение монологического метода обучения.

Эффективность проведения занятия с компьютерным сопровождением зависит от многих факторов. К ним, как известно, относятся: содержание учебного материала (его противоречивость, насыщенность математическим аппаратом или гуманитарным содержанием, возможность его программирования, создания проблемных ситуаций и др.); форма проведения занятий (урок, лекция, практическое занятие, коллоквиум, консультация и др.); выбранная преподавателем форма сочетания компьютера с применяемыми им методами обучения; актуальный уровень развития у учащихся интеллектуальной, мотивационной и других сфер; наконец, уровень методического мастерства преподавателя и его умение отбирать и применять программные педагогические средства (ППС).

Таким образом, модель компьютерного занятия как дидактическая система включает номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности; характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия; характеристику дидактической структуры занятия; мотивационное его обеспечение; указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ними сочетание методов обучения. Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда вышеназванных факторов и от того, насколько реализован замысел, представленный в его модели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *