консервация полигонов по захоронению твердых бытовых отходов
Требования к порядку консервации объектов размещения отходов
Оглавление
Требования к порядку консервации объектов размещения отходов
Вид документа:
Консультация
Принявший орган: Эксперт
Тип документа: Ответ на частный запрос
Дата начала действия: None
Опубликован:
Требования к порядку консервации объектов размещения отходов
В целях реализации данного закона Министерством природных ресурсов и экологии были утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее Правила) (Приказ МПР России от 25.02.2010 г. № 49). Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее объекты размещения отходов). Предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Действие Правилне распространяется на:
В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду.
Таким образом, единых требований порядку консервации объектов размещения отходов на сегодняшний день нет. Для разъяснения данного вопроса рекомендую Вам обратиться в территориальный орган Росприроднадзора.
Рекультивация полигона ТБО
Существование любого человека неразрывно связано с появлением твердых бытовых отходов (ТБО), что само по себе уже существенная экологическая проблема. Мусор, выбрасываемый людьми в больших количествах, приводит к образованию свалок.
Следует отметить, что рекультивация полигонов твердых бытовых отходов считается необходимой мерой, способствующей улучшению экологической обстановки на планете. Она является сложным и многоступенчатым процессом, для выполнения которого необходимы особые знания и умения.
Обратите внимание! Территория, на которой ранее был расположен полигон, не может сразу использоваться для хозяйственной деятельности. Чтобы процесс полностью завершился, требуется довольно длительный период, иногда до 15 лет.
Проектирование
Проект рекультивации полигонов разрабатывают еще на стадии планирования объекта. Согласно действующим инструкциям он предполагает, что:
Этапы рекультивации полигона
Рекультивация земельных угодий, где ранее располагались мусорные полигоны, представляет собой целую программу, включающую в себя совокупность реализуемых в определенном порядке мероприятий. Их цель – улучшить состояние окружающей среды и экологические условия в регионе.
Работа в данном направлении начинается параллельно с тем, как на полигон перестают привозить мусор. Процесс состоит из двух последовательных этапов – технического и биологического.
Рекультивация полигона бытовых отходов является длительным и многоступенчатым процессом. К работам приступают после того, как прошло согласование документации, владелец получил лицензию на их осуществление и необходимое финансирование.
Особенности технического этапа
Прежде, чем приступать к началу работ по рекультивации полигона, требуется разработать план последовательных действий, который должен неукоснительно соблюдаться:
Совокупность технических работ включает в себя:
Особенности биологического этапа рекультивации полигона ТБО
Данный этап предусматривает реализацию комплекса мер агротехнического и фитомелиоративного характера, которые позволяют оздоровить землю. В процессе его проведения экспертами по сельскохозяйственным вопросам разрабатываются рекомендации касаемо подбора почвы и осуществления ее предварительной очистки, подбираются наиболее подходящие для данного случая растения.
При этом, хотя разработка метода уплотнения почвы производится еще на стадии проектирования, на данном этапе возможна его корректировка.
Что касается посева насаждений, то выделяют четыре разных варианта. Следует отметить, что каждый из них характеризуется своим периодом восстановление грунта.
Применение данных технологий рекультивации полигонов эффективно, если рядом располагаются сельскохозяйственные либо животноводческие объекты. В такой ситуации не понадобится нести дополнительные расходы на транспортировку урожая до места его переработки. В противном случае, на месте свалки будет организовано рекреационное место либо строительная площадка. При выборе метода ориентируются на степень запущенности обстановки и состав отходов.
Сбор и переработка сингаза
Свалочный газ или, как его еще называют сингаз, представляет собой совокупность химических продуктов, которые образуются при размножении в отходах на полигоне патогенных микроорганизмов. Параллельно с этим происходит образование дополнительного водяного пара, диоксида углерода и метана. Эти вещества ухудшают экологическую ситуацию и негативно влияют на человеческий организм.
Для сбора и обработки газа используются газоотводы. Их возводят еще в начале строительства свалки. Утилизация газа производится в несколько стадий:
Важно! Персонал объекта должен проявлять особую осторожность, четко соблюдать инструкции касаемо сбора и переработки газа.
Проведение очистки газа
Для того чтобы иметь возможность использовать свалочный газ в дальнейшем, осуществляют его переработку. Это производится посредством подачи воды с помощью специальных аппаратов. Обработка сингаза жидкостью рассматривается, как один из самых оптимальных методов. Он отличается небольшой стоимостью и высокой эффективностью. В перспективе газ может использоваться для:
Как и зачем производится обогащение метана
Метан, полученный в процессе переработки, не может быть использован полностью, лишь часть его пригодна для нужд промышленной сферы. Чтобы оптимизировать его, прибегают к обогащению. Оно позволяет довести концентрацию метана в газе до 95%. Для осуществления этого процесса применяется специализированное оборудование. Полученное вещество может использоваться в бытовых газовых сетях.
На заметку! При наличии ошибок в застройке, возможна потеря топливных ресурсов и нанесение вреда экологии.
Консервация полигона
Выше мы уже разобрались с тем, что это такое рекультивация свалки. Далее необходимо выяснить, что представляет собой консервирование полигона и зачем оно необходимо.
Данная методика применяется, чтобы предотвратить развитие патогенных микроорганизмов и образование и токсичных веществ, способных проникнуть в окресную среду. Провалы и трещины, образующиеся внутри бывшего полигона, могут стать прибежищем для грызунов, являющихся разносчиками инфекции. Это может привести к возникновению эпидемий. В связи с этим стадия консервации считается обязательной при осуществлении эксплуатации и рекультивации полигона.
Консервация полигонов по захоронению твердых бытовых отходов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об установлении требований к объектам размещения отходов (за исключением твердых бытовых отходов)» (подготовлен Минприроды России 30.04.2016)
В целях реализации пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; N 45, ст. 5142; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 31, ст. 4317; 2013, N 30, ст. 4059; N 43, ст. 5448; N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4220, 4262; 2015, N 1. ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4350; 2016, N 1, ст. 12, ст. 24) и в соответствии с подпунктом 5.2.63 пункта 63 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2016, N 2, ст. 325), приказываю:
утвердить прилагаемые Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов)
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минприроды России
от___.____.2016 N _____
ТРЕБОВАНИЯ
к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов)
2. Действие настоящего документа не распространяется на объекты размещения радиоактивных, биологических и медицинских отходов.
3. В настоящем документе применяются термины, установленные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также следующие понятия:
4. Настоящие требования распространяются на следующие виды ОРО:
а) объекты хранения отходов добычи и обогащения природных ресурсов, в том числе:
— отвалы отходов добычи полезных ископаемых;
— отвалы отходов обогащения полезных ископаемых;
— хранилища долгосрочного хранения отходов добычи и обогащения полезных ископаемых кроме отвалов;
— хранилища бессрочного хранения отходов добычи и обогащения полезных ископаемых кроме отвалов;
б) объекты хранения отходов, образующихся в обрабатывающих и иных производствах, в том числе:
— отвалы отходов обрабатывающих производств;
— хранилища долгосрочного хранения отходов обрабатывающих производств кроме отвалов;
в) объекты захоронения отходов обрабатывающих и иных производств, в том числе:
— полигоны приповерхностного захоронения производственных отходов;
— системы подземного захоронения жидких отходов;
— системы подземного захоронения твердых отходов.
5. Проектирование, строительство и реконструкция объектов размещения, отнесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», к объектам I категории, должны осуществляться с применением наилучших доступных технологий.
6. ОРО, в отношении которых может применяться понижающий коэффициент 0,3 при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны быть оборудованы противофильтрационным экраном, исключающим или минимизирующим миграцию загрязняющих веществ в подземные воды, и сооружениями по очистке сточных и инфильтрационных вод, сбрасываемых в водные объекты, а проектная документация на их строительство, реконструкцию иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы. Наличие и надлежащее функционирование указанного оборудования (сооружений) подтверждаются в порядке, предусмотренном правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный N 17520).
II. Требования при выборе участка для планируемого строительства объектов размещения отходов
7. Участок для планируемого строительства объектов приповерхностного размещения отходов, предназначенных для долгосрочного хранения и захоронения отходов, должен быть расположен на землях промышленности в пределах зоны специального назначения установленной документами территориального планирования. Участок для строительства объектов хранения отходов может быть расположен в промышленной зоне, установленной документами территориального планирования. Расположение объектов размещения на землях других категорий и в пределах иных зон не допускается.
8. Выбор участка для планируемого строительства объекта приповерхностного размещения отходов производится с учетом необходимости установления защитных и охранных зон, устанавливаемых в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запретов и ограничений, установленных федеральными законами, для размещения отходов. Перечень территорий, на которых не допускается строительство объектов размещения отходов или строительство ограничено определенными условиями, приведен в Приложении к настоящим требованиям.
9. Выбор участка для планируемого строительства объектов глубинного размещения отходов производится на основе геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения отходов, имеющей положительное заключение государственной экспертизы геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых
10. Выбор участка для планируемого строительства объектов приповерхностного размещения отходов следует осуществлять:
— с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к населенным пунктам и зонам отдыха;
— ниже мест водозаборов питьевой воды, рыбоводных хозяйств, мест нереста, массового нагула и зимовальных ям рыбы;
— на участках со слабофильтрующими грунтами (глиной, суглинками, сланцами), с залеганием подземных вод при их наибольшем подъеме, с учетом подъема воды при эксплуатации полигона не менее 2 м от нижнего уровня размещаемых отходов.
При неблагоприятных гидрогеологических условиях на выбранной площадке необходимо предусматривать инженерные мероприятия, обеспечивающие требуемое снижение уровня грунтовых вод. Устройство объектов на просадочных грунтах допускается при условии полного устранения просадочных свойств грунтов.
11. Участки для планируемого строительства ОРО, эксплуатация которых сопровождается выделением в атмосферный воздух загрязняющих веществ, должны быть хорошо проветриваемыми.
12. Участки для размещения объектов глубинного захоронения жидких отходов допускается при наличии пласта-коллектора, надежно изолированного от зоны активного водообмена, и наличия вышележащих «буферных» водоносных горизонтов.
III. Требования при проектировании объектов размещения отходов
14. Проектирование хранилищ долгосрочного хранения отходов осуществляется в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, модернизацию производственных объектов, в результате эксплуатации которых планируется образование отходов, подлежащих долгосрочному хранению.
15. Разработка проектной документации на строительство прочих объектов размещения отходов осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, выполняемых в соответствии с требованиями, установленными «Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20.
16. При проведении инженерных изысканий должны быть определены компоненты природной среды, на которые может быть оказано воздействие в ходе строительства и эксплуатации ОРО, и показатели качества компонентов природной среды на территории, предназначенной для строительства ОРО. Установленные при инженерных изысканиях показатели качества окружающей среды используются для оценки воздействия ОРО на окружающую среду при его строительстве и эксплуатации.
17. Проектирование ОРО осуществляется в соответствии требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
18. Обеспечение безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации ОРО осуществляется в соответствии с требованиями документации в области технического регулирования, в том числе техническими регламентами, сводами правил, национальными стандартами, включенными в «перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
19. Конструкция и технические решения объектов глубинного захоронения жидких отходов должны обеспечить их поступление и локализацию в выбранном пласте-коллекторе.
20. В целях охраны подземных вод при проектировании объектов приповерхностного размещения отходов должен быть предусмотрен противофильтрационный экран, исключающий или минимизирующий миграцию загрязняющих веществ в подземные воды. Конструкция противофильтрационного экрана определяется топографическими, геологическими и гидрогеологическими условиями.
21. Конструкции нагнетательных скважин, технические решения объектов глубинного захоронения жидких отходов должны обеспечить исключение возможности вертикальных перетоков закачиваемых отходов по затрубному пространству.
22. В целях охраны атмосферного воздуха при проектировании ОРО должны быть предусмотрены:
23. В целях охраны поверхностных водных объектов при проектировании ОРО должны быть предусмотрены:
— конструктивные решения, сооружения и мероприятия по исключению сброса в водные объекты сточных и инфильтрационных вод, образующихся на объекте без предварительной очистки;
— создание защитных устройств и сооружений от подтопления и заболачивания в виде канав, продольных дренажей и аналогичных мер, расположение которых определяется рельефом местности, гидрогеологическими и гидрологическими условиями территории расположения ОРО.
— мероприятия по отводу дождевых и талых вод.
25. Если в процессе хранения отходов возможно изменение их физико-химических характеристик с выделением газообразных веществ и образованием из компонентов отходов иных веществ, имеющих опасные свойства, такие отходы перед их размещением должны быть стабилизированы. Если стабилизация отходов невозможна, организация их размещения должна исключить возможность возникновения аварийной ситуации.
28. Складирование пастообразных отходов в приповерхностных объектах захоронения отходов осуществляется в таре раздельно.
29. Для объектов глубинного захоронения жидких отходов предусматривается создание схемы размещения нагнетательных скважин, их конструкции и оборудование устьев, обеспечивающие проведение необходимых измерений и опробования и проведение гидродинамического и гидрогеохимического мониторинга в пласте-коллекторе, вышележащих буферных и контрольных горизонтах, на участках эксплуатации и/или естественной разгрузки подземных вод.
30. Проектная документация на строительство, реконструкцию, а также проекты вывода из эксплуатации ОРО, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.
V. Требования при строительстве и реконструкции объектов размещения отходов
31. Строительство, реконструкция ОРО допускаются при наличии:
— утвержденной проектной документации на строительство указанных объектов;
— разрешения на строительство, реконструкцию, полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
— положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию.
32. При строительстве ОРО не допускается отклонений от проектной документации, в том числе в части применения строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения проектной документации.
VI. Требования при вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов
33. Ввод в эксплуатацию ОРО допускается после его включения в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011 N 22313).
34. Для эксплуатации ОРО собственник объекта или лицо, во владении или пользовании которого находится объект, разрабатывает регламент эксплуатации объекта на основании положений проектной документации на его строительство, реконструкцию.
35. В процессе эксплуатации ОРО осуществляется техническое обслуживание, периодические осмотры и контрольные проверки и (или) мониторинг состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения ОРО, а также текущие ремонты.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации ОРО должны соответствовать требованиям проектной документации на его строительство, реконструкцию. Указанное соответствие должно подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
36. В процессе эксплуатации ОРО на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66.
37. Результаты наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды оценивают совместно с результатами осмотров контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
38. Результаты наблюдения за состоянием недр при эксплуатации объектов глубинного захоронения жидких отходов сравнивают с показателями прогнозов, разработанных при их проектировании.
39. В случае установления факта негативного изменения качества окружающей среды, лицо, осуществляющее эксплуатацию ОРО, обязано прекратить эксплуатацию ОРО и предпринять меры по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и восстановлению ее состояния.
VII. Требования при выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации
объектов размещения отходов
40. Вывод из эксплуатации ОРО осуществляется в следующих случаях:
— после заполнения ОРО до проектного объема;
— при нецелесообразности эксплуатации ОРО;
— по истечении срока действия лицензии на пользование недрами или при ее досрочном прекращении (для объектов захоронения отходов);
— при установлении в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды факта негативного изменения ее качества, которое может повлечь деградацию естественных экологических систем.
41. Консервация и ликвидация ОРО допускаются при наличии:
— утвержденной проектной документации на консервацию и ликвидацию ОРО;
— положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию ОРО.
42. Мероприятия по консервации ОРО рассматриваются в проектной документации на строительство, реконструкцию ОРО. В документации приводятся сведения о необходимых конструктивных решениях, связанных с консервацией, о рекультивации, благоустройстве и использовании территории ОРО и прилегающих к нему земель, временно отчужденных под его строительство.
43. ОРО подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
Ликвидация и консервация ОРО осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».
44. Консервация или ликвидация ОРО производится в соответствии с проектной документацией на их ликвидацию и консервацию.
45. В период производства работ по консервации ОРО, а также после его консервации собственник или лицо, во владении или в пользовании которого находится ОРО, проводят контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду.
ТЕРРИТОРИИ, НА КОТОРЫХ ВВЕДЕНЫ ЗАПРЕТЫ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ
Обзор документа
Предлагается установить требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов размещения отходов производства и потребления (ОРО). Они адресованы лицам, эксплуатирующим такие объекты, Росприроднадзору и его территориальным органам.
Требования будут распространяться на объекты хранения отходов добычи и обогащения природных ресурсов, отходов, образующихся в обрабатывающих и иных производствах, а также на объекты захоронения отходов обрабатывающих и иных производств. На объекты размещения радиоактивных, биологических, медицинских и твердых коммунальных отходов требования распространяться не будут.
Планируется закрепить порядок выбора участка для планируемого строительства ОРО. Он сможет размещаться на землях промышленности в пределах зоны спецназначения или в промышленной зоне. Будет установлен перечень территорий, на которых не допускается строительство таких объектов. В их числе населенные пункты, водоохранные, лесопарковые, курортные, лечебно-оздоровительные и рекреационные зоны.
Ввести в эксплуатацию ОРО можно будет только после его включения в госреестр объектов размещения отходов. Собственник ОРО будет обязан разработать регламент его эксплуатации. В процессе деятельности ОРО будет проводиться мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.