контроль развития обучающихся 4 х классов обсуждение готовности к обучению в среднем звене
Справка по результатам изучения психологической готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено.
Справка по результатам изучения психологической готовности
учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено
Цель: изучение готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено
Сроки проведения: март-апрель.
Использовался следующий психодиагностический инструментарий:
1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), адаптированный М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой.
2. Методика «Социометрия» Дж. Морено.
3. Методика изучения самооценки и уровня притязаний школьников (модификация Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.Н. Прихожан).
4. Анкета Н.Г. Лускановой для оценки уровня школьной мотивации.
5. Детский личностный опросник Кеттелла (модификация Ясюковой).
Данный диагностический инструментарий позволяет выявить следующие показатели психического развития учащихся:
1) уровень умственного развития;
2) межличностные отношения в классе;
3) уровень самооценки и притязаний;
4) выявление уровня мотивации к школьному обучению ;
5) личностные особенности, влияющие на обучение.
Поэтому необходимо обеспечить преемственность в обучении и развитии между начальной и основной школой, связанное с учетом психологических особенностей данного возрастного периода.
1. Умственное развитие школьников
В исследовании приняли участие человека (в 4а – 24, в 4б – 25, в 4в – 26, в 4г – 24).
Тестирование осуществлялось групповым интеллектуальным тестом (ГИТ), предназначенным для изучения уровня умственного развития и степени обученности учащихся 4-5-х классов. В состав его 7-ми субтестов входят задания, построенные на основе понятий, отобранных на основе психологического анализа учебных программ и учебников начального звена и 5-х классов общеобразовательной школы, что помогает определить, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
Результаты отражены в диаграмме:
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень умственного развития соответствует психологической норме у 58% обследованных учащихся. 27% обследуемых имеют высокий уровень умственного развития и 32% учащихся имеют выше среднего уровень умственного развития. Таким образом, эти дети способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично».
21% обследованных четвероклассников имеют близкий к норме (средний) уровень умственного развития. При создании эффективной образовательной среды, при учете индивидуальных особенностей детей, при поддержании учебной мотивации психологическое развитие этих детей позволяет делать благоприятный прогноз в обучении.
20% учащихся с низким и очень низким уровнем умственного развития. Выявление таких детей говорит о необходимости дополнительной коррекции их умственного развития, о возможности привлечения большего внимания к процессу их обучения со стороны родителей, педагогов и психолога.
Причинами отставания от социально-психологической нормы могут быть:
· неэффективность систем и методов преподавания;
· психофизиологические особенности ребенка;
· низкий уровень психологической готовности к школе;
· низкая мотивация к учению и др.
2. Межличностные отношения в классе
В ходе изучения была использована методика «Социометрия» Дж. Морено.
Данные представлены в диаграммах:
В школьном обучении важное значение имеет психологическая атмосфера в коллективе. Результаты проведенной диагностики межличностных отношений говорят о том, что большинство четвероклассников имеет более или менее благоприятный статус. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. При этом главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов класса – это создание разнообразных форм групповой деятельности, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных возможностей и ресурсов членов группы (например, можно использовать прием «Отсвет от звезды», когда высокостатусному члену группы под благовидным предлогом поручается в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для группы работу).
3. Выявление уровня самооценки и притязаний учащихся
В ходе работы была использована методика изучения самооценки и уровня притязаний школьников Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. ур овень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Было выявлено, что нормальный для развития уровень самооценки имеют 36% учащихся. Средний уровень развития самооценки имеют 4% ребят, но такие показатели мало способствуют адекватному личностному развитию. 56% учеников имеют очень высокую, что, в свою очередь, не позволяет им адекватно оценивать свои возможности. Это же можно сказать и о 90,5% учащихся с завышенным уровнем притязаний. Особое внимание необходимо обратить на учеников с заниженной самооценкой (4%), так как они входят в группу риска с точки зрения личностного развития.
Такой показатель, как степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, свидетельствует о том, что 43% учащихся имеют хорошие перспективы личностного развития. 40% четвероклассников, имеющих сильную степень расхождения, либо ставят перед собой очень высокие, трудно достижимые цели (переоценивают свои силы и способности), либо не очень высоко оценивают себя, свои возможности. Небольшие расхождения между уровнем притязаний и самооценкой имеют 17% учеников, которые не только не стремятся достичь больших успехов, не уверены в своих силах, но и свои возможности реализации себя в разных областях оценивают как одинаковые.
Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:
· Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
· Спокойно относиться к критике, без агрессии.
· Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
· Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
4. Выявление уровня мотивации к школьному обучению
Результаты оценивания уровня школьной мотивации (ШМ) учащихся 4-х классов по анкете Н.Г. Лускановой представлены в диаграмме:
Можно сделать вывод, что у большинства учащихся высокая и хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, что способствует психологической адаптации в среднем звене. Особое внимание необходимо обратить на учеников с низкой мотивацией и с негативным отношением к школе.
— Использовать приемы работы с опорой на интересы учащихся.
— Обеспечивать учащимся психологическую поддержку, создавать ситуации успеха.
— Продолжить работу с родителями по формированию у детей чувства значимости знаний в жизни.
5. Личностные особенности учащихся 4-х классов, влияющие на обучение
Диагностика проводилась с использованием детского личностного опросника Кеттелла (модификация Ясюковой), который позволяет выявить особенности развития следующих качеств учеников, влияющих на обучение: исполнительность, волевой самоконтроль, активность, самокритичность, независимость – самостоятельность, тревожность, эмоциональность, активность а общении, потребность в общении, психическое напряжение, физиологическая энергия.
Так, например, высокий уровень тревожности, эмоциональности, а также активности могут негативно отражаться на поведении ребенка, которое в свою очередь может дезорганизовать учебную деятельность учащегося. В основном причинами проблем в поведении учащихся выступают неправильный стиль воспитания и неблагополучная ситуация в семье. Поэтому в данном случае стоит работать с родителями, нежели с ребенком.
Готовность обучающихся 4-х классов к обучению в среднем звене
Методический семинар (апрель 2017 г.)
Тема. Г отовность выпускников начальной школы к обучению в среднем звене.
Цель : познакомить с уровнем подготовленности выпускников 4-х классов.
Задачи : представить результаты качества образования обучающихся 4-х классов; познакомить с возрастными особенностями выпускников 4-х классов;
обменяться опытом работы по выработке предметных результатов;
выработать решение для успешной адаптации обучающихся в 5-х классах.
Открытые уроки в 4-х классах:
4б – окружающий мир, учитель – Ивченко Лариса Минигарьевна
4в – математика, учитель – Кузьмина О.Н.
Предметные результаты освоения обучающихся 4-х классов ООП НОО МАОУ НОШ №13
Краткий анализ посещённых уроков в 4-х классах.
Результаты анкетирования обучающихся 4-х классов педагогом-психологом.
Характеристика выпускников начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Провести экскурсии для обучающихся 4-х классов в МАОУ СОШ №2.
(Ответственные: классные руководители 4-х классов, Срок – май)
Провести классный час «Скоро в 5-й класс».
(Ответственные: классные руководители 4-х классов, Срок – май)
Посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности. (Ответственные: учителя 4-х классов, Срок – сентябрь)
Классным руководителям будущих 5-х классов посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах с целью изучения индивидуальных особенностей выпускников начальной школы. (Ответственные: учителя МАОУ СОШ №2, Срок: апрель-май)
Слайд 2. Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Слайд 3. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями в соответствии с ФГОС НОО.
Сейчас я хочу представить вам результаты контрольных работ за 3-4 класс.
Аналитическая справка по 4 классу при переходе в среднее звено
МБОУ «Крымская школа-гимназия»
Сакского района Республики Крым
по результатам психодиагностического исследования
учащихся 4-х классов
Цель исследования: изучение состояния и динамики образовательного процесса, психологического здоровья учащихся при переходе в среднее звено.
определение уровня интеллектуального и эмоционально-личностного развития учащихся;
определение педагогической эффективности ОУ;
выявление групп школьников, испытывающих трудности, определение природы и характера трудностей;
определение причин школьной неуспешности на разных этапах обучения, воспитания, поведения и развития;
определение уровня психологической готовности учащихся при переходе в среднее звено.
Психолог: Рыбась Елена Викторовна
Периодичность: 1 раз в год.
Сроки проведения исследования : март-апрель, 2016 года.
Использовался следующий психодиагностический инструментарий:
1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), адаптированный М.К.Акимовой, Е. М. Борисовой.
2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модифицированный опросник Ч. Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой).
3. Методика изучения самооценки и уровня притязаний школьников (модификация Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.Н. Прихожан).
4. Анкета Лускановой для оценки уровня школьной мотивации.
5. Методики для определения самооценки «Ступеньки».
Данный диагностический инструментарий позволяет выявить следующие показатели психического развития учащихся:
1) уровень умственного развития;
2) уровень эмоционального отношения к учению, мотивированность школьников;
3) уровень самооценки и притязаний.
Поэтому необходимо обеспечить преем ственность в обучении и развитии между начальной и основной школой, связанное с учетом психологических особенностей данного возрастного периода.
1. Умственное развитие школьников
В исследовании приняли участие 26 человек (мальчиков – 20, девочек – 15).
1.1. Уровень умственного развития.
Тестирование осуществлялось групповым интеллектуальным тестом (ГИТ), предназначенным для изучения уровня умственного развития и степени обученности учащихся 4-5-х классов. В состав его 7-ми субтестов входят задания, построенные на основе понятий, отобранных на основе психологического анализа учебных программ и учебников начального звена и 5-х классов общеобразовательной школы, что помогает определить, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень умственного развития соответствует психологической норме у 86% обследованных учащихся (27 человек). 8,6% обследуемых имеют высокий уровень умственного развития и 34% учащихся имеют выше среднего уровень умственного развития. Таким образом, эти дети способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично».
40% обследованных четвероклассников имеют близкий к норме (средний) уровень умственного развития. При создании эффективной образовательной среды, при учете индивидуальных особенностей детей, при поддержании учебной мотивации психологическое развитие этих детей позволяет делать благоприятный прогноз в обучении.
17% учащихся с низким и очень низким уровнем умственного развития (большинство представлено мальчиками 4Б класса). Выявление таких детей говорит о необходимости дополнительной коррекции их умственного развития, о возможности привлечения большего внимания к процессу их обучения со стороны родителей, педагогов и психолога.
Причинами отставания от социально-психологической нормы могут быть:
неэффективность систем и методов преподавания;
психофизиологические особенности ребенка;
низкий уровень психологической готовности к школе;
низкая мотивация к учению и др.
2. Мотивация и эмоциональное отношение к учению
2.1. Эмоции в учебной деятельности
Методика изучает степень познавательной активности, тревожности и негативных эмоций. Позволяет получить данные о состоянии основных эмоциональных процессов и характере их проявления в ходе учебной деятельности.
2.1.1. Тревожность (общая по классам)
2.1.2. Познавательная активность
46% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, большинство которых представляют учащиеся 4-х классов (такие дети практически всегда любознательны, инициативны, самостоятельны). Низкая познавательная активность уже изначально определяет процесс обучения как скучный, неинтересный, а это 20% детей. Особые опасения должны вызывать те учащиеся, которые помимо низкой познавательной активности имеют высокую тревожность и высокую степень проявления гнева. Их выявление требует обязательной дополнительной работы по обнаружению причин возникшего эмоционального состояния и дальнейшей коррекционно-развивающей работы, осуществляемой психологом, педагогом, родителями.
2.2. Мотивация учения
2.3. Уровни эмоционального отношения к учению
Для определения причин низкого уровня мотивации как качественный показатель необходимо учитывать и эмоциональное отношение учащихся к учению, позволяющий проанализировать факторы, оказывающие наибольшее влияние на эмоциональное состояние школьников:
— продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению испытывают 48% учащихся. Данную группу представляет большинство девочек;
— резко отрицательное отношение к школе и учению (помимо высокого уровня гнева, присутствует и высокая тревожность) и школьная тревожность не отмечается у учащихся;
— школьную тревожность имеют 5% обследованных;
— позитивное отношение к учению при фрустрированности потребностей и позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения – 30% учащихся.
Наиболее часто встречаемыми внешними источниками тревожности, снижения мотивации к учению являются:
семейная ситуация (перенос эмоциональной нестабильности родителей по поводу обучения ребенка на него);
школьная неуспешность ребенка (неудовлетворенность отметками);
взаимоотношения с учителем (конфликты, несправедливое отношение, придирки);
взаимоотношения со сверстниками (положение, статус в коллективе, зависимость).
Также следует учитывать и внутренние источники тревожности:
внутренний конфликт (связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией);
предшествующий неблагоприятный эмоциональный опыт (преобладающая отрицательная оценочная стимуляция, рост учебных неудач).
Во избежание увеличения количества учащихся с фрустрированностью значимых потребностей на уроке и увеличения повышенной эмоциональности на уроке уже сейчас педагогам в своей работе необходимо учитывать следующее:
— переориентация с оценки результатов учебной деятельности на оценку процессов по критерию объективной успешности;
— удовлетворение основных потребностей учащегося в любви, заботе, одобрении со стороны других, надежности, безопасности и т. д.;
— создание благоприятного климата в коллективе, развитие коммуникативной культуры.
3. Уровень самооценки и притязаний
Было выявлено, что нормальный для развития уровень самооценки и уровень притязаний имеет 32% и 49% учащихся соответственно.
Средний уровень развития самооценки имеют 21% ребят, но такие показатели мало способствуют адекватному личностному развитию.
26% учеников имеют очень высокую самооценку (большинство представлено девочками), что, в свою очередь, не позволяет им адекватно оценивать свои возможности. Это же можно сказать и о 10% ребят, которые имеют низкую самооценку, а также о 2% ребят с низким уровнем притязаний и 45% учащихся с завышенным уровнем притязаний.
Адекватно оценивают свои способности и личность в целом только 38% учащихся, имеющих умеренную степень дифференцированности самооценки.
Такой показатель, как степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, свидетельствует о том, что 45% учащихся имеют хорошие перспективы личностного развития.
10% четвероклассников, имеющих сильную степень расхождения, либо ставят перед собой очень высокие, трудно достижимые цели (переоценивают свои силы и способности), либо не очень высоко оценивают себя, свои возможности.
Небольшие расхождения между уровнем притязаний и самооценкой имеют 45% учеников, которые не только не стремятся достичь больших успехов, не уверены в своих силах, но и свои возможности реализации себя в разных областях оценивают как одинаковые.
Сочетание степени дифференцированности самооценки и уровня притязаний позволяет говорить о том, что 47% четвероклассников имеют гармоничную самооценку, их притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие. Такой вариант отношения к себе является продуктивным в плане самоопределения.
17% учащихся, имея высокую и очень высокую самооценку, демонстрируют лишь общее положительное отношение к себе, «закрытость» от замечаний и оценкам окружающих. Несомненно, что подобная самооценка не несет в себе стимула для личностного развития.
6% четвероклассников имеют низкую самооценку, что свидетельствует о высокой тревожности и низком уровне социально-психологической адаптации.
15% учащихся имеют сильно дифференцированную самооценку (в чем-то переоценивают свои возможности и способности, где-то, наоборот, недооценивают себя), что также не способствует гармоничному развитию личности.
4. Анкета Лускановой по изучению уровня школьной мотивации (общий)
15 чел. (42,9 %) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
13 чел. (37,1 %) – хорошая школьная мотивация, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
7 чел. (20 %) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеклассными мероприятиями, внешняя мотивация.
Таким образом, анализ результатов социопсихологического исследования, проведенного среди учащихся четвертых классов, позволяет выделить следующие социально-психологические особенности школьников:
только 15% детей способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично». Среди трудностей отмечается недостаточный уровень знаний по русскому языку (18% успешности) при достаточно развитой способности оперативно переключаться с одного вида заданий на другой и развитом произвольном внимании и памяти (43% успешности выполнения);
большинство четвероклассников имеет средний уровень тревожности (45% учащихся), высокий уровень познавательной активности (77% учащихся) и не испытывают негативных эмоциональных переживаний на уроке (43 % учащихся);
большинство учащихся имеют средний уровень с несколько сниженной мотивацией (66% обследованных четвероклассников);
47% четвероклассников имеют гармоничную самооценку, что свидетельствует о хорошем уровне социально-психологической адаптации.
Можно предположить, что причинами, влияющими на возникновение проблем в умственном, личностном и эмоциональном развитии могут являться:
1. Недостаточный уровень умственного развития учащихся (обусловленный физиологическими особенностями ребенка).
2. Работа педагога со «средним» учеником без учета индивидуальных особенностей ребенка.
3. Недостаточный уровень преподавания основных школьных дисциплин, а также сформированности учебных навыков в области русского языка и математики.
4. Отсутствие четкой системы поощрений и наказаний, неадекватность оценивания возможностей учащихся
5. Сниженная познавательная мотивация к учению.
Успешная адаптация зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания деятельности и обучения ребенка в семье и школе. Сформированность познавательных процессов, хороший уровень социально-психологического развития, поддержка со стороны родителей и педагогов составляют надежную основу для быстрой адаптации пятиклассника.
Рекомендации по результатам исследования
Проанализировать данные социопсихологического мониторинга по школе-гимназии.
Оценить качество применяемых образовательных технологий в их совокупности и уровень профессионализма педагогов.
Обратить внимание на четкость и доступность учебных программ.
Наметить план мероприятий по нивелированию выявленных проблем в когнитивном, личностном, эмоциональном развитии учащихся:
Организация проведения психолого-педагогических консилиумов с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого учащегося.
Создание условий для развития выявленных нарушений (приобретение оборудования, методической литературы, дидактических пособий).
Обеспечить необходимые условия (психологу, кл. руководителям) для качественной организации и проведения мероприятий по оказанию психологической помощи слабым учащимся.
Наметить план мероприятий по оказанию практической помощи, направленной на активизацию мыслительной деятельности выпускников начальной школы.
Активизировать работу МО.
Обратить особое внимание на комплектование учебных предметов техническими средствами обучения, наглядными материалами по предметам (схемы, таблицы, графики, плакаты, картины и т.п.), использование раздаточного материала на уроках.
Отрабатывать зачетную систему по всем предметам с целью закрепления знаний, умений, навыков в соответствии с государственным стандартом образования.
В течение года осуществлять контроль за выполнением управленческих решений.
1. Классному руководителю, учителям-предметникам:
В 5-х классах оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
Способствовать гармонизации образа «Я», повышению уверенности в себе и своих возможностей у детей с заниженной самооценкой.
Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
Способствовать снижению: общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, страха и проблем в отношении с учителями.
Учитывать низкую сопротивляемость стрессу у учащихся.
Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
Провести с родителями дополнительные беседы с целью уточнения их отношения к детям, степени их участия в подготовке детьми домашнего задания, объяснения негативного воздействия на ребенка гиперопеки и эмоциональной прохладности родителей.
Ознакомиться с результатами исследований и учитывать их при построении процесса домашнего обучения, воспитания ребенка.
Выработать систему конструктивного взаимодействия с педагогом, психологом и ребенком.
Пересмотреть в семье оценку жизненных ценностей. Развивать у детей интерес к знаниям.
Учить детей адекватной самооценке возможностей и способностей.
С целью повышения успешности обучения, воспитания ребенка принимать активное участие в жизни класса, школы.
Создавать в семье положительный эмоционально-психологический фон. Поощрять успехи ребенка, формировать культуру общения.
Помочь ребёнку составить режим дня, правильно распределять время.
Организовывать культурный досуг ребёнка, повышать знания об окружающем мире, общую эрудицию.
Для коррекции уровня тревожности и непродуктивной самооценки:
организация здорового образа жизни ребенка: урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом, отдых;
поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я»:
отказ от негативных оценок его личности;
терпимость к импульсивному поведению;
организация совместного досуга, расширяющего кругозор ребенка;
убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю воспитания.
Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать более благоприятные условия для полноценного обучения и развития детей 10-11-летнего возраста, и в целом будет способствовать повышению качества оказываемых образовательных услуг.