контроль результатов обучения это система оценочно отметочной деятельности
Обобщение педагогического опыта по теме: «Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС»
Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС
Новые стандарты ориентируют ОП на достижение качественно новых целей и результатов.
В систему контроля и оценивания внесены значительные изменения, так как теперь за качество процесса обучения несёт персональную ответственность учитель и школа в целом.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
Особенности предлагаемой системы оценки
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов).
Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода (способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).
Оценка динамики образовательных достижений учащихся.
Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования
Использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных.
Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
Функции контроля и оценки
социальная функция: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Методы и формы организации контроля
Особенностью устного опроса теперь является то, что обучающимся предлагается решить учебную задачу посредством создания вокруг неё проблемной ситуации, что требует от ученика самостоятельности, творчества, сообразительности, а не повторения выученного дома текста или статьи учебника.
Оценка метапредметных результатов
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов может быть оценен и измерен:
1)в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач.
2)Как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован в представленных примерах для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам.
В зависимости от успешности выполнения проверочных работ по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.
Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат и позволяющие оценить сформированность коммуникативных учебных действий представлены в планируемых результатах освоения курсов музыки, технологии, физкультуры.
Особенности оценки личностных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
Сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе;
Сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий и т.д.;
Сформированности мотивации учебной деятельности;
Согласно требованиям Стандарта в итоговой оценке освоения обучающимися ООП НОО выделены две составляющие:
1) результаты промежуточной аттестации ( накопленные оценки ), отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;
2) результаты итоговых работ ( оценки за стандартизированные итоговые работы), характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы.
В начальной школе особое место в системе итоговых работ занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов, в том числе по программе «Чтение: работа с информацией».
Именно эти результаты имеют решающее значение для успешного обучения на следующей ступени, для оценки деятельности системы начального образования в целом, ОУ и педагогов, работающих в начальной школе.
Проверку результатов целесообразно вести при проведении 3 итоговых работ: по русскому языку, по математике, и комплексной работе на межпредметной основе. Необходимо также использовать наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы оценивания как проекты, практические работы, творческие работы.
Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся (оценка на единой критериальной основе; самоанализ, самооценка, самоконтроль).
Оценка учителя может быть только после самооценки. Совпадение означает «Ты молодец! Умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки ученика учитель ещё раз объясняет критерии и просит в следующий раз быть к себе строже или снисходительней.
Портфолио – оптимальный способ организации накопительной системы оценки. Материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации или аккредитации.
Обязательной составляющей портфолио являются:
материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Организация контроля и оценки результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Семинар «Организация контроля и оценки результатов обучения с учётом требований стандарта»
Тема: Организация контроля и оценки
результатов обучения в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС.
Подготовила : Бурчик Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п.Искателей»
Организация контроля и оценки результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
(СЛАЙД 1) Система контроля и оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
1.Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций: (СЛАЙД 3)
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо) Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образовании подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так. », «что нужно сделать, чтобы. ») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
(СЛАЙД 4) Задачи школьной оценочной системы:
повышать уровень объективности оценок;
оценки должны позволять фиксировать развитие образовательных результатов учащихся;
снять эмоциональное напряжение и боязнь плохих отметок;
изменить случайный характер оценивания на плановый и постоянный (учебная работа должна оцениваться систематически как учеником, так и педагогом);
сделать процесс оценивания качества образовательных результатов более наглядным для всех;
стимулировать развитие оценочной деятельности учащихся.
2. Виды контроля результатов обучения. (СЛАЙД 5)
В целях упорядочения организации контроля и оценки результатов обучения младших школьников на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, методического письма МОиН РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (№ 1561/14-15, от 19.11.98 г.), концептуальных основ построения образовательных программ начального общего образования для организации деятельности учителя, рекомендует использовать в работе с учащимися учителями и заместителями директоров следующие виды контроля результатов обучения:
тематический контроль : заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка (отметка) фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку;
при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
возможность получения более высокой оценки своих знаний; уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.
итоговый контроль : проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за первую, вторую, третью учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.
В 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
К структуре итоговой оценки выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
(СЛАЙД 6) Методы и формы организации контроля
письменный опрос, который заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Различают полную самостоятельную (15-20 минут) и динамическую самостоятельную (5-10 минут) работы.
Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Контрольная работа : используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и до конца изученной теме программы. Проводится в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир). Контрольная работа оценивается отметкой.
4. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: (СЛАЙД 7)
-качество усвоения ключевых компетенций, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-степень сформированности деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
-степень развития основных качеств умственной деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
-уровень развития познавательной активности и отношения к учебной деятельности;
-степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).
Функции оценки: (СЛАЙД 8)
Стимулировать ответственность учащихся за результаты.
Помогать учиться на своих ошибках.
Помочь понять, что не получается и почему.
Фиксировать неудачи, ноне наказывать за них.
Помочь понять, что надо освоить.
Оценивать динамику достижений.
Мотивировать на успех.
. Оценка должна отражать качественный результат процесса обучения.
Требования к оцениванию (СЛАЙД 9)
Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результат своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
(СЛАЙД 10) Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя.
Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить высокие баллы и повысить свою успеваемость. Таким образом, следует бороться с использованием отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Еще одной важной проблемой оценивания являются отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего года. Отметка как цифровое оформление вводится только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания.
Работа в режиме безотметочного обучения с первого класса требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «организма» школы. Среди таких вопросов можно назвать следующие: (СЛАЙД 10)
1. «Стыковка» на уровне общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями. Проблема «стыковки» безотметочного обучения и традиционного оценивания в рамках обучения в начальной школе (если такой переход осуществляется, например, после первого класса или после второго, третьего) тоже существует, хотя и выглядит менее болезненной.
2. «Стыковка» «оценочной политики» школы и семьи. Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.
3. «Стыковка» оценочных требований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля (правила ведения классных журналов, ученических дневников, других документов).
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок.
При использовании цифровой отметки следует различать количество ошибок по текущему учебному материалу и по пройденному материалу.
Введена отметка за внешнее впечатление от работы. (СЛАЙД 11) Снижение отметки «за внешнее впечатление от работы» допускается, если:
в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Оценивание устных ответов: (СЛАЙД 12)
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
-неправильный ответ на поставленный вопрос;
-неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
-при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
-неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
-при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
-неумение точно сформулировать ответ;
-медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;
-неправильное произношение терминов.
(СЛАЙД 15) В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
внутренняя ( оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
самоанализ и самооценка обучающихся.
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого раздела. С этой целью рекомендуется организовать специальную работу методических объединений, цель которой – анализ содержания программ и четкое определение тех результатов, которые должны быть достигнуты ребенком на конец изучения раздела, четверти, на конец учебного года. В результате данной работы составляются планирования с предполагаемыми результатами (личностными, метапредметными, предметными) для каждого содержательного блока программ.
(СЛАЙД 16) С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов учащихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов целесообразно выделить следующие моменты:
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции.В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.
2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и по каждой дидактической линии) для различных этапов обучения.
3. Описание тематических результатов по отдельным предметам по основным сквозным дидактическим линиям, которые выделены в планируемых результатах.
4. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.
5. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания.
(СЛАЙД 17) Таким образом, результаты начального образования можно представить как:
предметные и универсальные способы действий , обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
умение учиться – способность к самоорганизации
с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.