контрольная работа классификация методов обучения

Контрольная работа по педагогике » Обучение и методы обучения»

контрольная работа классификация методов обучения. Смотреть фото контрольная работа классификация методов обучения. Смотреть картинку контрольная работа классификация методов обучения. Картинка про контрольная работа классификация методов обучения. Фото контрольная работа классификация методов обучения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ – ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

профиль начальное образование

Тест по дисциплине педагогика

Составитель: студент (ка) 1курса

а) деятельность человека с определённой целью.

б) совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой, осуществляется развитие личности, её образования и воспитания.

в) формирование личностных качеств.

2.Кто впервые ввёл в теорию обучения термин «дидактика»

3.Основной вид деятельности учащегося, без которого невозможно обеспечить обучение, это:

а) трудовая деятельность.

б) игровая деятельность.

в) учебно-познавательная деятельность.

г) умственная деятельность.

4. Функции традиционного обучения:

5) Какие системы отношений изучает дидактика

б) учитель – родители

6) Словесными методами в обучении является:

7) Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности по источникам восприятия и передачи учебного материала

8) Метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения

9)Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения:

10.Методы обучения – это:

а) средство управления познавательной активностью учащихся, элемент культуры и нравственности.

б) пути, способы создания благоприятных условий для организации учебного процесса.

в) механизмы социализации и просвещения.

г) категория психолого – педагогических наук, обеспечивающая преемственность в получении образования.

11.Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путём самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»

в) решение проблемы

12.Некоторые функции форм обучения:

а) Обучающе – образовательная

б) интегрирующе – дифференцирующая

в) дополняющая и координирующая

г) оздоровительно – обучающая

13.Система Дальтон – плана, это:

а) система группового обучения

б) система коллективного боучения

в) система индивидуального обучения

г) система практического обучения

14.Дал теоретическое обоснование классно – урочной системе обучения, характерной особенностью которой, была организация обучения в форме урока.

15. Эта система обучения получила распространение в советских школах в 20-е годы 21 века:

б) бригадно – лабораторная системой обучения

в) индивидуальное обучение

г) классно – урочная система

16. Форма организации в средней школе это:

17.К формам организации процесса обучения не относится:

г) факультативные занятия

18. Содержание образования зависит от ряда факторов:

а) цель образования

б) уровень экономического и технического развития страны

в) традиции государства в области стратегии образования

г) формирование системы знаний и убеждений

19.Что представляет собой учебная программа

а) учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количества часов, отведённое на них

б) в учебной программе определены содержание и объём знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определённых тем

в) под учебной программой следует понимать такой предмет, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определённом классе

г) документ, характеризующий отдельный учебный предмет

20.Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепции образования

б) программы развития образования

в) закона об образовании

г) образовательного стандарта

21.Эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определённый исторический отрезок времени

а) образовательный стандарт

б) образовательный ценз

г) учебная программа

22. Элемент, раскрывающий содержание образования

а) лабораторное оборудование

г) государственный стандарт

23.Технология обучения это:

а) совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса

б) совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации

в) внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования»

г) Организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической задачей

24.Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику

а) с середины 70-х годов ХХ столетия

б) с середины 90-х годов ХХ столетия

в) с середины 60-х годов ХХ столетия

г) с середины 80-х годов ХХ столетия

25.Выделите принципы педагогических технологий

а) научность, системность, целенаправленность

б) сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность

г) активность, систематичность, доступность

26.В основе проектной технологии лежит идея:

а) гуманного отношения к личности воспитанника;

б) уважения его прав и свобод;

в) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований

г) бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам

а) материализованное выражение результатов оценочной деятельности

б) усвоение обучаемым знаний, умений и навыков

в) процесс соотнесения результата или хода учебной деятельности

г) соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения

29. Типы оценок в ситуации опроса

а) неопределённая оценка

б) количественная оценка

30.Процедура выставления отметок называется:

а) процессом определения уровня знаний

б) контролем или проверкой знаний, умений и навыков

г) выявлением динамики

б) модульно – рейтинговая система

32.Новые подходы к решению школьной отметки (найдите ошибку)

а) повышение стимулирующей роли пятибалльной шкалы

б) оценка рассматривается как конечный результат обучения

в) устанавливается уровень компетентности обучаемых

г) выявляется соответствие результатов обучения стандартам образования

33. Закономерности обучения можно поделить на виды:

а) объективные, присущие процессу обучения по его сущности, проявляющиеся как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования
б) закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимся деятельности и средств

в) закономерности, проявляющиеся в зависимости от климатических условий данной местности

34. Социологические закономерности.

а) развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

б) продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

в) эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.

г) продуктивность обучения зависит от уровня развития памяти.

35. Организационные закономерности.

а) эффективность обучения зависит от организации.

б) результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

в) умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М.В. Антропова и др.).

г) Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.

36. Гносеологические закономерности:

а) результаты обучения пропорциональны умению учащихся учиться.

б) продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.

в) продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений.

г) продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых.

37. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности:

а) результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.

б) продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.

в) продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.

г) продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.

38.Формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности (воспитание чувства долга, справедливости. искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам, мыслям, чувствам человека ) это:

а) воспитательный процесс

б) духовное воспитание

в) социальное воспитание

г) патриотическое воспитание

39.Важным признаком результативности процесса воспитания является:

а) понимание сущности процесса воспитания педагогом

б) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний

в) знание воспитанниками, в соответствии с их возрастом, норм и правил поведения

г) формирование норм и правил общения

40.Нравственное воспитание это:

а) опыт поведения школьников

б) формирование эстетического вкуса

в) научное мировоззрение личности

г) освоение общечеловеческих ценностей

41.Стержнем гражданского воспитания является:

а) отсутствие конфликтов между воспитанниками

б) целенаправленная деятельность школьников

в) энциклопедичность знаний

42. Целью воспитания является:

а) Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека

б) Развитие чувств, интуиции, воспитание души

в) Развитие человеческого «Я»

г) коррекция высших психических функций

43.Принцип воспитания это:

а) целенаправленный и организованный процесс формирования личности

б) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей

в) передача накопленного опыта от старших поколений к младшим

г) Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам

44.Понятие, не являющееся принципом воспитания

а) опора на положительное

б) проблемность обучения

в) личностный подход

г) сознательность воспитанников

45.Требования к реализации принципов воспитания:

а) обязательность (принципы должны соблюдаться в обязательном порядке в любом педагогическом действии, в противном случае воспитательному процессу будет нанесён серьёзный ущерб);

б) комплексность (одновременно должны осуществляться все принципы, нельзя сегодня реализовать один принцип, завтра другой и т.д.);

в) равнозначность (все принципы важны в равной степени, среди них нет более важных и менее важных).

46.Принцип связи воспитания с жизнью, трудом

а) взаимосвязь методов, средств и форм

б) слаженность действий педагога и родителей

в) борьба с вредными привычками

г) усвоение содержания воспитания

47 .Принципы воспитания:

а) принцип ориентации на ценностные отношения

б) принцип субъектости

в) соединение воспитания с практической деятельностью

г) принятие ребёнка как данность

48.Методы формирования сознания личности

б) анализ воспитывающих ситуаций

а) способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения

б) неодобрение и отрицательная оценка действий и поступков личности

в) эмоционально-словесное воздействие на воспитанников

г) яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий

а) конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями

б) это пути достижения заданной цели воспитания

в) это способы воздействия на сознание, это волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

г) это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

51. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:

б) метод создания воспитывающих ситуаций

в) педагогическое требование

52. Классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. (Г.И. Щукина).

а) методы формирования личности.

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

в) методы стимулирования поведения и деятельности.

г) метод коррекции личностных качеств

53.В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей, выделяют такие формы воспитания, как:

54.Форма воспитания выполняет ряд функций:

55. Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином –

56.Формы воспитательной работы, в зависимости от количества вовлечённых в неё участников

а) индивидуальные (для одного воспитанника)

б) групповые (для нескольких воспитанников)

в) коллективные (для всего класса)

г) индивидуально – групповые

58.Содержание воспитания направлено на:

а) формирование системы знаний, убеждений, навыков, черт личности, привычек поведения

б) совместную деятельность детей и взрослых

в) ненасильственное формирование требуемых качеств

г) формирование научного знания объективной деятельности

59. Некоторые из основных особенностей воспитательного процесса :

а) длительность б) непрерывность

в) комплексность г) вариативность

60.Законы, действующие в большинстве учебно – воспитательных систем:

а) закон социальной обусловленности целей содержания, принципов и методов воспитания

б) закон обусловленности результатов воспитания, характером деятельности и общения воспитанников

в) закон единства и взаимосвязи теории воспитания и педагогической практики

г) закон многогранности, обширности педагогического процесса

61.Основные закономерности воспитания, некоторые из них:

а) обусловленность целей и задач воспитательной работы объективными потребностями общества

б) ориентация на развитие личности

в) развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой

г) формирование научного знания объективной деятельности

1.Коджаспирова. Г.М. Педагогика для средних специальных учебных заведений. Москва.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003.

2.Сластении.В.А.Педагогика учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва.: издательство «Школа-Пресс»1997.

Источник

Контрольная работа по педагогике на тему: ««Методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста»

контрольная работа классификация методов обучения. Смотреть фото контрольная работа классификация методов обучения. Смотреть картинку контрольная работа классификация методов обучения. Картинка про контрольная работа классификация методов обучения. Фото контрольная работа классификация методов обучения

2.Глава II. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения….…. …6

3.Глава III. Познавательная ценность практических методов обучения………………9

Список использованной литературы……………. ……………………………………13

В контрольной работе автор ставит цель: изучить методы и приемы педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

В ходе работы были сформулированы следующие задачи:

-прочитать и изучить литературу по данной теме;

-познакомиться с классификацией методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста;

-узнать, какие необходимы требования к наблюдению как методу обучения;

-изучить познавательную ценность практических методов;

-познакомиться с игровыми методами работы;

-сделать соответствующие выводы.

Глава I . Классификация методов и приемов обучения детей дошкольного возраста

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Рассказ воспитателя : должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

Каждый из них имеет свои особенности.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

-метод проблемного изложения материала.

Глава II . Дидактические требования к наблюдению как методу обучения

Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы: их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей дошкольного возраста.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п. Содержание занятий, связанных с наблюдением, постепенно усложняется: выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется план его, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связей между ними.

Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

Для ознакомления детей с животным и растительным миром, природными и общественными явлениями организуются наблюдения, планомерное, более или менее длительное изучение предметов или явлений окружающего мира. Целенаправленное наблюдение может осуществляться только при руководящей и направляющей роли учителя, а наиболее глубокое осмысление наблюдаемых объектов возможно в процессе дальнейшей активной и познавательной деятельности школьников.

Для наблюдения выбираются такое место и такие моменты, которые позволяют детям увидеть наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта; вопросы и указания должны привлечь внимание детей к разным признакам наблюдаемого объекта. Во время наблюдения все внимание должно быть направлено на объект. Наблюдениям предшествовать беседа, в которой выявляются знания о наблюдаемом объекте, возможные ошибочные представления, даются указания, на что следует обратить внимание.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований: объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления; должна быть ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ); планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов; объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.); учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения; наблюдение должно сопровождаться точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия; усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре).

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть организовано и проводиться в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Педагог помогает детям овладеть деятельностью наблюдения: ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способам обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию его, помогает выделить в соответствии с поставленными задачами характерные, существенные признаки.

Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.

Источник

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

контрольная работа классификация методов обучения. Смотреть фото контрольная работа классификация методов обучения. Смотреть картинку контрольная работа классификация методов обучения. Картинка про контрольная работа классификация методов обучения. Фото контрольная работа классификация методов обучения Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский)обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *