контрольная работа 11 класс по теме эволюционное учение
Контрольная работа «Эволюционное учение» для 11 класса
Дидактический материал содержит текст контрольной работы в 4х вариантах, ответы прилагаются. Текст контрольной работы составлен на основе заданий сайта «Решу ЕГЭ»
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа «Эволюционное учение» для 11 класса»
Контрольная работа «Эволюционное учение»
1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных
Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи
В) семена погибают в пустынях и Антарктиде
Г) растения вытесняют друг друга
Д) плоды поедают птицы
Е) растения гибнут от бактерий и вирусов
3) борьба с неблагоприятными условиями
2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции.
А) возникновение полового размножения
Б) образование у китообразных ластов
В) возникновение 4-х камерного сердца
Г) возникновение автотрофного способа питания
Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь
Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
3. Установите соответствие между формами естественного отбора и особенностями, которые для них характерны
А) ведет к смене нормы реакции
Б) изменяет среднее значение признака в сторону уменьшения или увеличения
В) сохраняет норму реакции признака
Г) высокая эмбриональная смертность, которая отметает крайние варианты
Д) действует в изменяющихся условиях среды
Е) действует в постоянных условиях среды
Ж) контролирует функционирующие органы
4. Выберите примеры стабилизирующей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Потомки животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам
5. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) остаток третьего века у человека
2) отпечатки растений на пластах каменного угля
3) окаменевшие остатки папоротников
4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека
6) филогенетический ряд лошади
6.Установите правильную последовательность возникновения приспособлений организма к окружающей среде.
1) возникновение мутации
2) влияние фактора внешней среды
3) внешнее проявление признака
4) передача мутации потомству
5) сохранение и усиление признака естественным отбором
6) появление приспособлений
7. Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
8. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса.
9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.
10. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?
Контрольная работа «Эволюционное учение»
1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) растения одного вида вытесняют друг друга
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие
3) борьба с неблагоприятными условиями
2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции
А) редукция органов зрения у крота
Б) наличие присосок у печеночного сосальщика
В) возникновение теплокровности
Г) возникновение 4-х камерного сердца
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
3. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками животных
А) жираф в высоту достигает 6 м
Б) язык синего кита весит до 4 тонн
В) самец комара питается нектаром
Г) птица-палач питается мышами, делает запасы на «черный день», накалывая мышей на шипы кустарника
Д) основная пища королевской кобры – другие змеи
Е) морские звезды обитают на морском дне, некоторые зарываются в ил
4. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора.
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками
5. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят
1) остаток третьего века у человека
2) отпечатки растений на пластах каменного угля
3) окаменевшие остатки папоротников
4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека
6) филогенетический ряд лошади
6. Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
7. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5-7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
8. Самцы павлинов имеют длинный ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем это объясняется? Какая форма естественного отбора проявляется в этом случае?
9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.
10.Определить, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора
Контрольная работа «Эволюционное учение»
1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) плоды поедают птицы
Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи
В) растения гибнут от бактерий и вирусов
Г) растения вытесняют друг друга
Д) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных
Е) семена погибают в пустынях и Антарктиде
2) борьба с неблагоприятными условиями
2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции
А) возникновение 4-х камерного сердца
Б) образование у китообразных ластов
В) возникновение полового размножения
Г) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики
Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь
Е) возникновение автотрофного способа питания
2) общая дегенерация
3. Установите соответствие между формами естественного отбора и особенностями, которые для них характерны
Формы естественного отбора
А) контролирует функционирующие органы
Б) ведет к смене нормы реакции
В) изменяет среднее значение признака в сторону уменьшения или увеличения
Г) высокая эмбриональная смертность, которая отметает крайние варианты
Д) действует в изменяющихся условиях среды
Е) действует в постоянных условиях среды
Ж) сохраняет норму реакции признака
4. Выберите примеры стабилизирующей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Потомки животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
5. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) ископаемые кости животных
2) филогенетический ряд лошади
3) сходство зародышей позвоночных
4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека
6) окаменевшие остатки папоротников
6. Установите последовательность действия движущих сил эволюции.
1) борьба за существование
2) размножение особей с полезными изменениями
3) появление в популяции разнообразных наследственных
4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
5) формирование приспособленности к среде обитания
7. Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
8.Какие особенности в строении древних земноводных позволили им осваивать сушу как новую среду обитания? Укажите не менее четырёх особенностей.
9.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
10.Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Какие органы изображены на рисунке?
В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример?
Укажите четыре критерия.
Контрольная работа «Эволюционное учение»
1. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) плодами растений питаются птицы и млекопитающие
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) растения одного вида вытесняют друг друга
3) борьба с неблагоприятными условиями
2. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции
А) редукция органов зрения у крота
Б) возникновение 4-х камерного сердца
В) наличие присосок у печеночного сосальщика
Г) возникновение теплокровности
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
1) общая дегенерация
3. Установите соответствие между критериями вида и характеристиками животных
А) самец комара питается нектаром
Б) морские звезды обитают на морском дне, некоторые зарываются в ил
В) основная пища королевской кобры – другие змеи
Г) птица-палач питается мышами, делает запасы на «черный день», накалывая мышей на шипы кустарника
Д) жираф в высоту достигает 6 м
Е) язык синего кита весит до 4 тонн
4. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонением от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особи с новыми фенотипами
5. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят
1) филогенетический ряд лошади
2) остаток третьего века у человека
3) сходство материковой и островной фауны
5) копчик в скелете человека
6) окаменевшие остатки папоротников
6.Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.
1) сохранение темных бабочек в результате отбора
2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
4) уничтожение светлых бабочек птицами
5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
7. Известно, что подсолнечник масличный — важнейшее пищевое, кормовое, техническое растение.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Подсолнечник является однолетним травянистым растением.
2) Родина подсолнечника — Мексика, где его называли «цветком солнца». Поэтому подсолнечник теплолюбивая культура и сеять его нужно весной, когда почва прогреется до 8-12 °С.
3) Соцветие подсолнечника — корзинка, плод-семянка.
4) Подсолнечное масло идет в пищу, на изготовление маргарина, из тертых семян получают халву.
5) Из стеблей и листьев подсолнечника производят силос и сенаж — корма для травоядных животных. Так же используют жмыхи, остающиеся после выжимания масла.
6) Из подсолнечника можно делать бумагу, мыло, лакокрасочные материалы.
8. В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота? С чем оно связано?
9.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
10.Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.
Текущий контроль «Основы учения об эволюции» (11 класс)
Данный текущий контроль представлен в двух вариантах и проводится в 11 классе на уроке биологии по теме «Основы учения об эволюции» (автор учебника:.А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник / Биология. Общая биология. 10 – 11 классы).
Просмотр содержимого документа
«Текущий контроль «Основы учения об эволюции» (11 класс)»
Основы учения об эволюции
I вариант 11 класс
Задания (А1-А10) с выбором одного верного ответа из четырех.
А1. Научную теорию эволюции живой природы создал
а) Н.И. Вавилов в) Ж.Б. Ламарк
б) К. Линней г) Ч.Дарвин
А2. К естественнонаучным предпосылкам появления дарвинизма относят:
а) высокий уровень развития промышленности в Англии
б) высокий уровень развития сельского хозяйства в Англии
в) успехи в создании новых пород и сортов
г) доказательство исторического развития земной коры
А3. К результатам эволюции относится:
а) естественный отбор в) искусственный отбор
б) видообразование г) наследственность
А4. Среди существующих критериев вида один является главным, решающим.
Назовите этот критерий.
а) географический в) генетический
б) экологический г) морфологический
А5. Победителями во внутривидовой конкуренции в конечном итоге оказываются:
а) определенные генотипы и фенотипы в) виды
б) отдельные особи г) биогеоценозы
А6. Назовите отечественного ученого-эволюциониста, который разработал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса:
а) А.Н. Северцов в) С.С. Четвериков
б) Н.И. Вавилов г) А.И. Опарин
А7. Назовите явление, примером которого служит сходство формы тела и конечностей у представителей трех семейств отряда ластоногих: морского котика, моржа и тюленя:
а) дивергенция в) конвергенция
б) параллельная эволюция г) ароморфоз
А8. Назовите явление, примером которого служит наличие желтой окраски у змеи и тушканчика, живущих в пустыне:
а) дивергенция в) мимикрия
б) ароморфоз г) гомология
А9. Какие органы являются аналогичными?
а) конечности позвоночных в) видоизменения листьев у растений
б) видоизменения корня у растений г) роющие конечности крота и медведки
А10. Главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время:
а) изменение климата в) изменение рельефа
б) хозяйственная деятельность человека г) увеличение численности хищников
В задании В1, В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
В1. Биологический прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к …
1) снижению уровня приспособленности к среде обитания;
2) увеличению численности;
3) уменьшению площади видового ареала;
4) возрастанию приспособленности организма к окружающей среде;
5) уменьшению численности;
6) увеличению площади видового ареала
В2. Для организмов, относящихся к одному виду, характерны:
1) сходство в биохимическом составе;
2) способность свободно скрещиваться;
3) изоляция их ареала от ареалов других видов;
4) образование нескольких популяций;
5) широкая область распространения;
6) обитание на определенном ареале
В3. К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите следующие особенности:
А) генофонд группы генетически открытая система
Б) генофонд группы генетически закрытая система
В) группа особей генетически, экологически и репродуктивно обособлена
Г) все особи группы имеют общую генетическую программу, возникшую в ходе предшествующей эволюции
В4. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции:
А) возникновение покровительственной окраски
Б) возникновение редукции пальцев на ногах копытных
В) возникновение полового размножения
3) общая дегенерация
Г) возникновение шерсти млекопитающих
Д) возникновение плотной кутикулы на листьях растений
Е) возникновение сходства некоторых бабочек с листьями растений
Основы учения об эволюции
II вариант 11 класс
Задания (А1-А10) с выбором одного верного ответа из четырех.
А1. Первое эволюционное учение создал:
а) М. Шлейден в) Р. Гук
б) Ж.Б. Ламарк г) К. Линней
А2. К общественно – экономическим предпосылкам возникновения дарвинизма относят:
а) появление гипотезы о происхождении Солнечной системы естественным путем
б) успехи в выведении новых пород и сортов
в) открытие закона сохранения и превращения энергии
г) синтез мочевины искусственным путем
А3. К результатам эволюции относится:
а) многообразие видов в) естественный отбор
б) изменчивость г) наследственность
А4. Обитание особей одного вида в сходных условиях:
а) морфологический критерий в) экологический критерий
б) биохимический критерий г) географический критерий
А5. Межвидовая конкуренция может вести к:
а) изменению видового состава биогеоценоза
в) изменению генофонда конкурирующих видов
г) всем перечисленным последствиям
А6. Назовите крупного российского ученого, внесшего значительный вклад в разработку проблемы эволюции, согласно которому различные направления эволюционного процесса и пути достижения биологического прогресса закономерно сменяют друг друга:
а) Н.И. Вавилов в) И.И. Шмальгаузен
б) С.С. Четвериков г) В.И. Вернадский
А7. Назовите явление, примером которого служит сходство формы тела у акулы, ихтиозавра и дельфина:
а) дивергенция в) ароморфоз
б) параллельная эволюция г) конвергенция
А8. Назовите явление, примером которого служит наличие белой окраски у куропатки и зайца:
а) дивергенция в) гомология
б) ароморфоз г) мимикрия
А9. Какие органы являются гомологичными?
а) конечности позвоночных в) крыло птицы и бабочки
б) жабры рака и рыбы г) роющие конечности крота и медведки
А10. Биологический прогресс характерен для популяции:
А) снежного барса В) серой крысы
Б) морского котика Г) белого медведя
В задании В1, В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
В1. Биологический регресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, ведущее к …
1) снижению уровня приспособленности к среде обитания;
2) увеличению численности;
3) уменьшению площади видового ареала;
4) возрастанию приспособленности организма к окружающей среде;
5) уменьшению численности;
6) увеличению площади видового ареала
В2. Внутривидовая борьба за существование в конечном итоге приводит к:
1) уменьшению размеров популяции;
2) повышению приспособленности организмов;
3) образованию новых видов;
4) гибели какой-то части особей в популяции;
5) снижению жизнеспособности особей в популяции;
6) выживанию наиболее приспособленных особей
В3. Дайте определения форм естественного отбора:
Формы естественного отбора
А) поддерживает несколько фенотипически различных форм за счет особей со средней выраженностью признака
Б) благоприятствует сохранению особей с признаками, близкими к среднему значению
2) стабилизирующая форма
В) действует в пользу редких генотипов, поскольку приспособленность генотипа повышается, по мере того как он становиться все более редким
3) дизруптивная (разрывающая) форма
Г) приводит к появлению новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды
В4. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции:
А) упрощение организации, связанное с исчезновением некоторых систем органов и функций
Б) приводит к образованию новых крупных систематических групп-типов, классов
В) маскирующая окраска у тритонов
3) общая дегенерация
Г) возникновение класса птиц
Д) обеспечивает приспособления к более простым условиям существования
Е) отсутствие пищеварительной системы у плоских паразитических червей
Данный текущий контроль представлен в двух вариантах и проводится в 11 классе на уроке биологии по теме «Основы учения об эволюции» (автор учебника:.А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник / Биология. Общая биология. 10 – 11 классы). Учащиеся самостоятельно выполняют тестовую работу в форме ЕГЭ. Время работы 30 мин. Контроль проводиться с целью проверить у учащихся сформированность знаний по теме «Основные учения об эволюции», о главных путях и направлениях эволюционного процесса. Продолжить формировать умения работать с тестовыми заданиями в форме ЕГЭ. Учащиеся выполняют тестовые задания с целью закрепления изученного материала с последующей самопроверкой (10 мин). Текущий контроль в форме ЕГЭ дает возможность детальной проверки каждой темы курса, а также отслеживается учет индивидуальных особенностей учащихся.
Большой справочник по биологии. М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 448с.
Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9 – 11 кл. /В.Б. Захаров, А.Г.Мустафин. М. : Просвещение, 2003. – 143с.
Биология. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. Саратов: Лицей, 2005. – 128с.
Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 367с.