концепция человеколюбия жэнь была разработана этическом учении
Тест по этики и психологии
1) в этическом учении буддизма;
2) в этике суфизма;
3) в конфуцианстве.
2. Реализация практического закона общения, согласно И. Канту, включает:
1) рассмотрение любого человека как „цели самой по себе”;
2) использование одним человеком другого в качестве средства для достижения целей;
3) употребление другого человека как „какой-нибудь вещи”.
3. Какие из перечисленных ниже теорий можно отнести к теоретическим предпосылкам дисциплины этики и этикета делового общения?
1. Социальная психология.
2. Психофизика.
3. Психология личности.
4. Клиническая психология.
5. Профессиональная психология.
4. Установите соответствие между предметами исследования и научными теориями.
1. Деловое общение. А. Психологические процессы, лежащие в основе
экономического поведения.
2. Экономическая психология. Б. Психологические проблемы группового и массового по-
литического сознания.
3. Политическая психология. В. Психологические и этические проблемы взаимодейст-
вия партнеров в деловом общении.
4. Этика. Г. Система нравственных отношений и нравственного
сознания.
5. Предметная область дисциплины „Этика и этикет делового общения ” включает в себя изучение:
1) социально-психологических механизмов общения, взаимодействия субъектов;
2) ценностных ориентаций деловых партнеров;
3) психических познавательных процессов;
4) коммуникативных техник и технологий;
5) биологических основ функционирования психики индивида.
6. Содержание психологического блока дисциплины „этика и этикет делового общения ” составляют:
1) проблемы социально-психологических механизмов межличностного общения;
2) проблемы делового этикета;
3) проблемы генетических оснований экономического поведения.
7. Организационно-технический блок дисциплины „этика и этикет делового общения ” связан с рассмотрением:
1) психологических характеристик деловых партнеров;
2) техник и технологий делового общения;
3) пространственно-временных рамок делового общения;
4) ценностных ориентаций деловых партнеров.
8. Ценностный бок дисциплины „этика и этикет делового общения” включает в себя анализ:
1) особенности психической структуры личности;
2) политической ориентации делового партнера;
3) этических принципов делового общения.
9. Дисциплина „этика и этикет делового общения ” изучает:
1) типологию деловых партнеров;
2) структуру и особенности делового общения;
3) психологические различия между людьми и группами людей;
4) перцептивные барьеры делового общения;
5) физиологические механизмы функционирования памяти и мышления.
10. Установите среди приведенных ниже положений проблемную область дисциплины „этика и этикет делового общения”.
1. Исследование психологических механизмов экономического поведения.
2. Обоснование психологических методов обучения и воспитания.
3. Изучение особенностей психологического и этического взаимодействия людей в бизнесе и предпринимательской деятельности.
4. Исследование наследственных механизмов психики и поведения людей.
Концепция человеколюбия жэнь была разработана этическом учении
Полезное
Смотреть что такое «ЖЭНЬ» в других словарях:
Жэнь — (қыт.: гумандылық, адамгершілік, адамды сүю, мейірімділік) Қытай философы Конфуцийдің діни философиялық іліміндегі адам болмысы тәсілінің, амалының ерекше белгісін, адами бастаманы және адамның бейімділігін (призвание) білдіретін негізгі үғым.… … Философиялық терминдердің сөздігі
жэнь — нескл. ж.; = жень Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
жэнь-у — сущ., кол во синонимов: 1 • живопись (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
жэнь — сущ., кол во синонимов: 6 • гуманность (14) • достоинство (62) • сдержанность (41) … Словарь синонимов
жэнь — жэнь, нескл., ср. (основное понятие конфуцианства) … Русский орфографический словарь
ЖЭНЬ — [древнекит. гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта], одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры. Совмещает 3 смысловых аспекта: морально психологический «[родственную] любовь / жалость к… … Православная энциклопедия
Жэнь — (китайское гуманность) основное понятие конфуцианской философии. Конфуций, придавший этому понятию значение универсальной добродетели, интерпретировал его как «любовь к людям». Мэн цзы, высказавший афоризм «Ж. это человек», подчёркивал… … Большая советская энциклопедия
ЖЭНЬ БИ-ШИ — (1904 50) деятель Коммунистич. партии Китая (КПК). В 1920 вступил в Социалистич. союз молодежи Китая (позднее переименован в Коммунистич. союз молодежи Китая), в 1922 в КПК. Принимал активное участие в революции 1924 27, был секретарем ЦК… … Советская историческая энциклопедия
жэнь — см. доброта … Китайская философия. Энциклопедический словарь.
Жэнь: человеколюбие
От чего зависит и в чем конкретно выражается выбор человеком того или иного пути развития? Ответ на этот двуединый вопрос дает концепция «жэнь». Термин «жэнь» встречается в «Лунь юе» 109 раз, является там ключевым. Его интерпретация — самостоятельная и сложная задача; русскими китаистами он переводится как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность», «благорасположенность», «совесть», «добродетель». Что касается содержания, которое вкладывает Конфуций в понятие «жэнь», то оно многозначно, включает все положительные нравственные качества и нормы достойного поведения. «Жэнь» как явление крайне трудно идентифицировать. На вопросы, можно ли назвать обладающими «жэнь» тех или иных реальных лиц, в том числе лучших своих учеников, считавшихся достойными людьми, Конфуций отвечает, что он не знает; жэнь трудно практиковать и о нем трудно говорить. «Жэнь» — понятие и описательное и аксиологическое одновременно; оно обозначает и существенную характеристику человека, и программу его деятельности. Это — человеческое начало в человеке, которое одновременно является его долгом. У Конфуция есть высказывание, которое на первый взгляд нарушает элементарные каноны мышления: «Только человеколюбивый способен любить людей и способен возненавидеть людей» (4, 3). В первой части оно кажется тавтологией, во второй противоречием определения. Логические ошибки, однако, снимаются, если иметь в виду многозначность «жэнь». И его особый статус в структуре сознательной человеческой деятельности. Как у одной и той же матери могут родиться разные дети, требующие разного, хотя и всегда родительски-ответственного к себе отношения, так и «жэнь» может стать санкцией различных действий. Если исходить из того, что «жэнь» представляет собой и человеческое начало в человеке и этическую стратегию поведения, то приведенное выше суждение Конфуция, можно было бы прочесть следующим образом: жень как человеческое начало в человеке есть то самое начало, в силу которого он может любить и ненавидеть людей. Точным представляется толкование термина «жэнь», которое дает современный китайский исследователь профессор Чжоу Гучэн: «Человек должен быть человеком».
Содержание «жэнь» (гуманизма, человеколюбия) как основополагающего принципа учения Конфуция включает два положения.
Первое: качественная определенность бытия индивидов, выбор того или иного вектора личностного развития зависит от отношений, которые устанавливаются между ними, и выражается в этих отношениях. Графически «жэнь» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно в левой части человека, и в правой части цифру «два», то есть два человека; «уже — как замечает Л. С. Переломов, — в самом начертании иероглифа 1= заложена идея общения, связи»[9] Собственное бытие человека, или человеческое начало в человеке, совпадает с отношениями между людьми. Не в природных потребностях тела и не в справедливости небесного пути следует искать тайну человека, а в его общественном статусе. В «Лунь юе» описывается эпизод, когда один из учеников Конфуция во время их скитаний спросил у отшельников о броде. Те ответили в том духе, что тщетно искать брод, когда «вся Поднебесная бушует и вышла из берегов», и, вместо того чтобы держаться за Конфуция, который хочет уйти от определенных людей, «не лучше ли последовать за теми, кто избегает этот мир?». Ученик передал Конфуцию ответ отшельников. Тот сказал: «Человек не может жить с птицами и животными! Если я не буду с людьми Поднебесной, то с кем же я буду? Если бы в Поднебесной царил Дао-Путь, то я не добивался бы вместе с вами перемен!»» (XVIII, 6). У человека — свой удел, даже если он тяжкий; ему предназначено сбиваться в стаю с такими же, как он, жить в людской суете. И задача не в том, чтобы ставить несбыточные цели ухода от общества, сколь бы высокими они ни были, а в том, чтобы подумать над обустройством человеческой «стаи», социума, внести в сам этот социум гармоническое начало. «Не печалься, что люди не знают тебя, а печалься, что сам не знаешь людей» (1, 16), — учит Конфуций. Человеческое предназначение человека состоит в том, чтобы правильно отнестись к людям.
Отсюда — второе положение: правильное отношение к людям состоит во взаимности, суть которой лучше всего передается правилом, которое в рамках европейской культурной традиции получило название золотого правила нравственности. «Цзы-гун спросил: «Существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это слово — снисхождение[10]. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе» (15, 23). Это недвусмысленное высказывание Конфуция не является единственным, в котором золотое правило нравственности рассматривается в качестве критерия правильного выбора жизненной линии поведения.
Учение Конфуция целостно. Оно не расчленено на отдельные автономные или даже относительно самостоятельные части (этику, метафизику и т. д.). Если пользоваться европейским образом научности гуманитарной теории, которая строится по методу восхождения от абстрактного к конкретному, то здесь нет стадии абстрактного знания, когда та или иная сторона целостного объекта абстрагируется от него и изучается так, как если бы она сама была самостоятельным объектом. При желании непременно наложить эту познавательную схему на учение Конфуция следовало бы перевернуть ее логику и говорить о движении от конкретного к абстрактному, где роль абстрактной стадии играют практически-воспитательные усилия. Конфуций с самого начала имеет дело с истиной в ее конкретной и неисчерпаемой многосторонности. Категории Конфуция — не отдельные узлы, которые потом должны сложиться в нечто единое, они с самого начала выступают в составе целого как некая отражающаяся друг в друге система зеркал. Одну категорию нельзя понять без ее соотнесенности со всеми другими. Это относится и к категории «жэнь».
Для понимания человеколюбия как конфуцианской категории существенно то, что оно в своем материальном содержании совпадает с ритуалом. Человеколюбие представляет собой общий принцип отношений между людьми, ритуал — его конкретное воплощение. Человеколюбие — душа социума, ритуал — его плоть. «Янь Юань спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Преодолеть себя и вернуться [в словах и поступках] к Правилам — в этом заключается человеколюбие» (12, 1).
Читайте также
Глава IV «Ли Жэнь»
Глава IV «Ли Жэнь» «Община и человеколюбие…»1. Учитель сказал:— Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда [кто-либо] поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?2. Учитель сказал:— Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях
Гуманность, или человеколюбие (жэнь)
Гуманность, или человеколюбие (жэнь) Учитель сказал:– Если человек негуманен, то что толку в церемониях? Если человек негуманен, то что толку в музыке?Учитель сказал:– Прекрасна та деревня, в которой господствует любовь. Если при выборе места мы не будем селиться там,
Понятие человеколюбия «жэнь» в конфуцианстве
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.02.2010 |
Размер файла | 32,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
2. Конфуций о человеке
3. Человеколюбие и гуманность
4. Основные понятия учения. Жень: человечность
Конфуцианство проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определенные стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции.
2. Конфуций о человеке
Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй», Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга».
3. Человеколюбие и гуманность
Конфуций говорил о «почтительности», «великодушии», «правдивости», «сметливости», «милости», считая, что «тот, кто способен распространить в Поднебесной эти пять качеств, является человеколюбивым».
Из некоторых текстов видно, что «человеколюбие» не является нормой для всех. Конфуций говорил: «Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые обладали бы человеколюбием». Конфуций противопоставляет «благородных» и «низких» людей. «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду». К «низким людям» нужно относиться настороженно. «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».
Конфуций рисует образ «благородного мужа», противопоставляя ему простолюдина. «Благородный муж» боится трех вещей: он боится веления неба, великих людей и слов совершенно мудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его; презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека». «Благородный человек стойко переносит нужду, а низкий человек в нужде становится распущенным». «Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк; в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности». «Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах».
В конфуцианстве сформулированы следующие принципы «самоусовершенствования»:
ь истинно богатые и знатные должны вести себя как богатые и знатные, истинно бедные и низкие должны вести себя как бедные и низкие, рабы должны вести себя как рабы, потерпевшие бедствие должны вести себя как потерпевшие бедствие;
ь те, кто занимает высокое положение, не должны опускаться вниз, и наоборот, те, кто находится на низшей ступени, не должны карабкаться вверх;
ь следует исправлять свои ошибки и ничего не требовать от других;
ь не следует роптать на небо и питать ненависть к другим.
Эти понятия должны отличать человека от любого другого существа и, прежде всего, от некитайского «варвара». Именно человеколюбие должно царить в мире гармонии.
Какой же человек может считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. «Тот, кто держится с достоинством, не попадет впросак, широта завоевывает толпы, доверие внушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердие позволяет управлять другими».
В основе гуманности лежат сыновья почтительность, братская любовь и уважение к древности. Именно гуманность оказывается тем чувством, которое выделяет благородного мужа. Оказывается, не официальный пост, не воспитание, даже не образование, а такое эфемерное чувство, вечно ускользающее качество как человеколюбие, определяет истинность человека.
А был ли гуманен сам Конфуций? Кто бы мог усомниться в неискренности Конфуция. Но в жизни его есть эпизод, который поможет нам, западным людям, понять тот смысл, который вкладывал Конфуций в понятие «человеколюбие».
Однажды Кoнфуций в качестве знатока всех тонкостей и особенностей Ритуала был приглашен в дoм одного аристократа. Когда началось представление и зазвучала «музыка четырех сторон света», Конфуций потребовал прекратить это, так как культурным людям не подобает слушать музыку «варваров». Когда же на площадку выбежали скоморохи и акробаты, Конфуций повелел придать смерти простолюдинов, которые осмелились насмехаться над знатными особами.
4. Основные понятия учения. Жень: человечность
Древнеиндийские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было бы успеть почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилелу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия.
В состав понятия «жень» входит и золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Ритуал, по мнению Конфуция, соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам.
Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». В конфуцианстве «жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». При этом и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень».
Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.
В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).
В любом случае не стоит идеализировать конфуцианство и его трактовку гуманности-человеколюбия (жэнь), т. к., как показывает история, эта гуманность существовала, прежде всего, для китайцев, и представителям других народов зачастую отказывалось в возможности обладания её, что мы видим ещё у Конфуция. Кроме того, жэнь носит у Конфуция избирательный характер. Здесь проявляется некий утилитарный прагматизм, маркирующий заботу Конфуция не столько обо всех людях, как это ему часто приписывается, но только о китайцах, причём о тех из них, которые способствовали сохранению определённого социального порядка, некоего статуса-кво существовавшей в, то время этнической общности китайцев.
Мы, конечно, можем продолжать анализировать категорию «жэнь», пытаясь выяснить все оттенки этого понятия. Но это задача большой специальной работы. Слишком уж богата палитра значений у этого понятия даже в раннем конфуцианстве, в интерпретациях самого Конфуция. И зачастую эти интерпретации носят, чуть ли не взаимоисключающий и противоречивый характер, создавая дополнительные трудности для нашего понимания подлинного места и значения «жэнь» в учении Конфуция. Наверное, будет правильнее, если каждый интересующийся данным вопросом человек, сам почитает, первоисточники и сделает для себя выводы о том, что же такое «жэнь» для Конфуция. И в этом плане, данная работа не ставит целью что-то утвердить или даже обозначить конкретное мнение её автора по вопросу, что такое «жэнь» в проповеди Конфуция, она лишь лишний раз призвана показать, что не может быть однозначных интерпретаций таких сложных феноменов человеческой культуры как, например, конфуцианство.
1. А.Е. Лукьянов. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. 2001. 384 с.
2. А.Е. Лукьянов. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. Инсан, Российский международный фонд культуры, 1992. 208 с.
3. А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии. Высшая школа. 1991. 512 с.
4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Мысль, 1994. 574 с.
5. Марсель Гране. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы. Республика, Алгоритм. 2008. 528 с.
Подобные документы
реферат [27,9 K], добавлен 27.11.2013
Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.
реферат [39,3 K], добавлен 01.12.2013
Конфуцианство как этико-социальное учение: особенности возникновения и сущность, направления, основные черты, понятия, концепции. Даосизм – учение о Дао: основные понятия, представления о правильной организации государства, отличия от учения Конфуция.
реферат [23,1 K], добавлен 24.04.2009
Жизненный путь древнекитайского мыслителя Конфуция. Идеальное государственное устройство и управление обществом согласно конфуцианству. Влияние этико-политического учения на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая.
курсовая работа [943,5 K], добавлен 28.11.2013
Сущность и исходная идея философии даосизма. Основная цель, направления и центральная концепция религиозного даосизма. Влияние даосского культа природы и учения о бессмертии на различные сферы материальной и духовной культуры Китая. Учение Лао Цзы.
реферат [34,4 K], добавлен 06.03.2009
Этико-политическое учения Конфуция. Основы учения Конфуция о государстве. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти.
курсовая работа [14,0 K], добавлен 20.12.2002
Развитие духовной и политической жизни Китая. Три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Книга перемен. Основные понятия конфуцианства. Основные темы в философии Конфуция. Концепция идеального человека. Судьба человека по Конфуцию.
презентация [610,6 K], добавлен 23.05.2015
Понятие человеколюбия «жэнь» в конфуцианстве
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.02.2010 |
Размер файла | 32,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
2. Конфуций о человеке
3. Человеколюбие и гуманность
4. Основные понятия учения. Жень: человечность
Конфуцианство проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определенные стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции.
2. Конфуций о человеке
Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй», Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга».
3. Человеколюбие и гуманность
Конфуций говорил о «почтительности», «великодушии», «правдивости», «сметливости», «милости», считая, что «тот, кто способен распространить в Поднебесной эти пять качеств, является человеколюбивым».
Из некоторых текстов видно, что «человеколюбие» не является нормой для всех. Конфуций говорил: «Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые обладали бы человеколюбием». Конфуций противопоставляет «благородных» и «низких» людей. «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду». К «низким людям» нужно относиться настороженно. «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».
Конфуций рисует образ «благородного мужа», противопоставляя ему простолюдина. «Благородный муж» боится трех вещей: он боится веления неба, великих людей и слов совершенно мудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его; презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека». «Благородный человек стойко переносит нужду, а низкий человек в нужде становится распущенным». «Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк; в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности». «Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах».
В конфуцианстве сформулированы следующие принципы «самоусовершенствования»:
ь истинно богатые и знатные должны вести себя как богатые и знатные, истинно бедные и низкие должны вести себя как бедные и низкие, рабы должны вести себя как рабы, потерпевшие бедствие должны вести себя как потерпевшие бедствие;
ь те, кто занимает высокое положение, не должны опускаться вниз, и наоборот, те, кто находится на низшей ступени, не должны карабкаться вверх;
ь следует исправлять свои ошибки и ничего не требовать от других;
ь не следует роптать на небо и питать ненависть к другим.
Эти понятия должны отличать человека от любого другого существа и, прежде всего, от некитайского «варвара». Именно человеколюбие должно царить в мире гармонии.
Какой же человек может считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. «Тот, кто держится с достоинством, не попадет впросак, широта завоевывает толпы, доверие внушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердие позволяет управлять другими».
В основе гуманности лежат сыновья почтительность, братская любовь и уважение к древности. Именно гуманность оказывается тем чувством, которое выделяет благородного мужа. Оказывается, не официальный пост, не воспитание, даже не образование, а такое эфемерное чувство, вечно ускользающее качество как человеколюбие, определяет истинность человека.
А был ли гуманен сам Конфуций? Кто бы мог усомниться в неискренности Конфуция. Но в жизни его есть эпизод, который поможет нам, западным людям, понять тот смысл, который вкладывал Конфуций в понятие «человеколюбие».
Однажды Кoнфуций в качестве знатока всех тонкостей и особенностей Ритуала был приглашен в дoм одного аристократа. Когда началось представление и зазвучала «музыка четырех сторон света», Конфуций потребовал прекратить это, так как культурным людям не подобает слушать музыку «варваров». Когда же на площадку выбежали скоморохи и акробаты, Конфуций повелел придать смерти простолюдинов, которые осмелились насмехаться над знатными особами.
4. Основные понятия учения. Жень: человечность
Древнеиндийские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было бы успеть почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилелу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия.
В состав понятия «жень» входит и золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Ритуал, по мнению Конфуция, соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам.
Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». В конфуцианстве «жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». При этом и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень».
Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.
В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).
В любом случае не стоит идеализировать конфуцианство и его трактовку гуманности-человеколюбия (жэнь), т. к., как показывает история, эта гуманность существовала, прежде всего, для китайцев, и представителям других народов зачастую отказывалось в возможности обладания её, что мы видим ещё у Конфуция. Кроме того, жэнь носит у Конфуция избирательный характер. Здесь проявляется некий утилитарный прагматизм, маркирующий заботу Конфуция не столько обо всех людях, как это ему часто приписывается, но только о китайцах, причём о тех из них, которые способствовали сохранению определённого социального порядка, некоего статуса-кво существовавшей в, то время этнической общности китайцев.
Мы, конечно, можем продолжать анализировать категорию «жэнь», пытаясь выяснить все оттенки этого понятия. Но это задача большой специальной работы. Слишком уж богата палитра значений у этого понятия даже в раннем конфуцианстве, в интерпретациях самого Конфуция. И зачастую эти интерпретации носят, чуть ли не взаимоисключающий и противоречивый характер, создавая дополнительные трудности для нашего понимания подлинного места и значения «жэнь» в учении Конфуция. Наверное, будет правильнее, если каждый интересующийся данным вопросом человек, сам почитает, первоисточники и сделает для себя выводы о том, что же такое «жэнь» для Конфуция. И в этом плане, данная работа не ставит целью что-то утвердить или даже обозначить конкретное мнение её автора по вопросу, что такое «жэнь» в проповеди Конфуция, она лишь лишний раз призвана показать, что не может быть однозначных интерпретаций таких сложных феноменов человеческой культуры как, например, конфуцианство.
1. А.Е. Лукьянов. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. 2001. 384 с.
2. А.Е. Лукьянов. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. Инсан, Российский международный фонд культуры, 1992. 208 с.
3. А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии. Высшая школа. 1991. 512 с.
4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Мысль, 1994. 574 с.
5. Марсель Гране. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы. Республика, Алгоритм. 2008. 528 с.
Подобные документы
реферат [27,9 K], добавлен 27.11.2013
Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.
реферат [39,3 K], добавлен 01.12.2013
Конфуцианство как этико-социальное учение: особенности возникновения и сущность, направления, основные черты, понятия, концепции. Даосизм – учение о Дао: основные понятия, представления о правильной организации государства, отличия от учения Конфуция.
реферат [23,1 K], добавлен 24.04.2009
Жизненный путь древнекитайского мыслителя Конфуция. Идеальное государственное устройство и управление обществом согласно конфуцианству. Влияние этико-политического учения на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая.
курсовая работа [943,5 K], добавлен 28.11.2013
Сущность и исходная идея философии даосизма. Основная цель, направления и центральная концепция религиозного даосизма. Влияние даосского культа природы и учения о бессмертии на различные сферы материальной и духовной культуры Китая. Учение Лао Цзы.
реферат [34,4 K], добавлен 06.03.2009
Этико-политическое учения Конфуция. Основы учения Конфуция о государстве. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти.
курсовая работа [14,0 K], добавлен 20.12.2002
Развитие духовной и политической жизни Китая. Три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Книга перемен. Основные понятия конфуцианства. Основные темы в философии Конфуция. Концепция идеального человека. Судьба человека по Конфуцию.
презентация [610,6 K], добавлен 23.05.2015