концепция ф герцберга применение на практике
Теория мотивации Герцберга: как получать удовлетворение от работы
Теория мотивации Герцберга описывает 2 вида факторов, от которых зависит, получает человек удовольствие от работы или нет. Задумайтесь, каким вы видите идеальное рабочее место. Важны ли для вас условия труда? Или лучше, чтобы была возможность строить карьеру и улучшать профессиональные навыки? От ответов на эти вопросы зависит, насколько вы будете удовлетворены своей работой.
Теория мотивации Герцберга
Теорию мотивации Герцберга разработали в 1959 году Фредерик Герцберг и его коллеги-психологи. Их главной целью было найти критерии, по которым можно определить, удовлетворен или не удовлетворен работник профессиональной деятельностью. Также нужно было выяснить, по каким причинам повышается или понижается рабочая производительность.
Пытаясь получить ответы на вопросы, Герцберг и его команда опросили сотрудников крупной компании в Питтсбурге, которая работает с лакокрасочными покрытиями. Участники должны были рассказать, когда им нравилось работать, в каких условиях они испытывали положительные эмоции. Также им нужно было описать ситуации, когда работа вызывала у них только неприятные чувства.
Если говорить кратко, Герцберг выяснил, что удовлетворенность и неудовлетворенность зависят от воздействия внутренних и внешних факторов соответственно. Эти факторы условно разделили на 2 большие группы: гигиенические и мотивационные.
Гигиенические факторы по Герцбергу
Согласно теории Герцберга, гигиеническими факторами называются условия окружающей среды, в которой человеку приходится трудиться. Название ученый взял из медицины. И оно отлично объясняет суть: такие факторы поддерживают здоровье, но не всегда улучшают его.
Краткий список гигиенических факторов выглядит так:
Наличие полного списка гигиенических факторов 100% не подарит вам чувство полного удовлетворения, не станет мотивацией к усердной деятельности. Но при их отсутствии вы вряд ли будете испытывать положительные эмоции. Скорее всего, вашим спутником будет неудовлетворенность.
Получается, по двухфакторной теории мотивации Герцберга благоприятные условия не являются мотивацией. Конечно, людям нравится, когда рабочее место чисто вымыто или в офисе есть все необходимое для комфортной работы. Но удобство и чистота никогда не заменят удовольствие или удовлетворение, получаемое от вклада в трудовой процесс.
Фредерик Герцберг считал, что мотивировать сотрудников повышением заработной платы – неудачная идея. Делающие так работодатели сильно разочаруются. И этому есть объяснение. Как только люди привыкнут к надбавке или премии, этот фактор перестанет быть для них мотивационным и перейдет в разряд гигиенических. Это легко объяснить с точки зрения психологии. Для человека мотивацией всегда будет желание что-либо получить. Наличие желаемого в его жизни расслабляет.
Мотивирующие факторы
Мотиваторы из двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга напрямую связаны с самой сутью работы. Они повышают чувство удовлетворенности, которое получает человек, побуждают его повышать квалификацию, расти профессионально.
К мотивационным факторам, согласно теории потребностей Герцберга, относятся:
Любому человеку хочется чувствовать свою значимость, быть признанным в обществе. Это побуждает его самосовершенствоваться, улучшать свои профессиональные навыки. В этом может помочь руководитель, если время от времени будет предоставлять работнику отзывы о качественно сделанной работе.
Мотивацией к действию станет и разнообразие. Вряд ли рутина принесет удовлетворение. Возможность же использовать творческий подход к выполнению поставленных задач, наоборот, станет стимулом приходить вовремя, не отвлекаться, становиться лучше. Такими же мотиваторами являются карьерный рост и повышенная ответственность.
Суть теории мотивации Фредерика Герцберга
Итак, теория мотивации Ф. Герцберга выдвигает два утверждения:
Автор теории мотивации вывел интересную формулу. По его мнению, комфортные условия труда вместе с мотиваторами – это удовлетворенность. Благоприятная же обстановка без мотивационных факторов дает нулевой результат.
Теория мотивации Герцберга на практике
Если работник испытывает неудовлетворенность работой, вряд ли он стремится к чему-то большему. Скорее всего, он будет машинально выполнять поставленные перед ним задачи, даже не пытаясь научиться новому. Руководитель может исправить ситуацию, освоив применение теории Герцберга на практике. Достаточно воспользоваться простыми советами:
Перечисленные действия помогут устранить неудовлетворенность сотрудников. Но этого мало. Они должны получать от работы удовольствие. Как этого достичь?
Руководитель должен найти к каждому человеку индивидуальный подход, как бы банально это ни звучало. То, что для одного мотивация, для другого – демотиватор.
Заключение
Теория мотивации Фредерика Герцберга помогает выяснить, при каких обстоятельствах работник испытывает удовлетворенность или неудовлетворенность своим делом. Она позволяет руководителям выбрать подходящую политику компании, побудить сотрудников не бездумно выполнять работу, а стремиться к профессиональному росту. Главное – найти подход к каждому отдельному человеку.
Теория мотивации Герцберга: как получать удовлетворение от работы
По теории мотивации Герцберга существует 2 фактора, от которых зависит рабочее настроение. Таким образом человек может получать удовольствие от работы или наоборот. Задумывались ли вы когда-нибудь, что для вас является важным — хорошие условия труда или же возможность повышения? В этой статье для вас будет представлена интерпретация теории мотивации Герцберга, а также основная концепция, согласно которой объясняется, почему человек полностью удовлетворен своей работой.
Теория мотивации Герцберга
Впервые о теории мотивации заговорили в 1959 году, когда Фредерик Херцберг вместе со своими друзьями-психологами пытались выявить основные критерии, по которым можно было оценить удовлетворенность или недовольство работой. Также они хотели знать, за счет чего производительность труда может повышаться или понижаться.
Чтобы получить содержательные ответы на свои вопросы, они провели опрос сотрудников одной компании. Согласно результатам исследования они выяснили, что удовлетворенность и производительность зависят от внутренних и внешних факторов. Всего было выделено 2 группы факторов — гигиенические и мотивационные. Таким образом создателям удалось принести в психологию новую теорию мотивации.
Гигиенические факторы
Гигиеническими факторами ученый назвал условия, в которых человеку приходится работать. К гигиеническим факторам можно отнести:
Безусловно, все эти факторы не могут полностью удовлетворить человека, но дарят ему положительные эмоции во время трудовой деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить о двухфакторной теории Герцберга, которая подтверждает, что комфортные условия труда не будут мотивировать работников. Также неудачной идеей для мотивации является повышение зарплаты, ведь подобная система вызывает привыкание, а потом плавно перетирает в гигиенический фактор. Такая модель поведения начальников компаний не является правильной.
Мотивирующие факторы
Мотиваторы напрямую зависят от самой сути работы. Если говорить кратко, то они существенно влияют на удовлетворенность человеком и его желание расти. К мотивационным факторам Герцберг отнес:
Каждый человек хочет быть значимым для общества, это и толкает его к самосовершенствованию.
Теория мотивации на практике
Применение теории мотивации Герцберга допустимо как в менеджменте, так и в других отраслях. Если работник неудовлетворен работой, руководитель должен вовремя начать действовать:
Теория мотивации Герцберга является целой системой, с помощью которой можно выявить насколько работник удовлетворен или нет работой. Она помогает руководителям организовать процесс так, чтобы работники стремились к развитию. Также существует ряд книг, в которых можно более подробно ознакомиться с данной теорией. А чтобы лучше понимать коллектив, руководителям компаний рекомендуется пройти курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив«.
Теория мотивации Герцберга
В начале XIX века многие загадки человеческой психики оставались нераскрытыми. Возможно, поэтому Зигмунд Фрейд решил посвятить себя изучению душевных тайн человека и занялся психотерапией.
Двухфакторная теория Герцберга
Гигиенические факторы в теории Герцберга
Согласно теории Герцберга, гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа.
Согласно теории Герцберга, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. Но их достаточность вызывает удовлетворение и создает мотив повышения эффективности трудовой деятельности.
Мотивирующие факторы в теории Герцберга
Критика теории Герцберга
Но критика также не обошла теорию Фридриха Герцберга.
Во-вторых, теории мотивации Герцберга не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с ней. То, что мотивирует данного человека в определенной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Для того чтобы применить теорию Герцберга, необходимо рассматривать многочисленные аспекты поведения людей в процессе их трудовой деятельности и условия окружающей среды.
Применение теории Герцберга в практике управления
Согласно теории Герцберга, для того, чтобы добиться мотивации руководитель должен обеспечить наличие как гигиенических, так и мотивирующих факторов.
То есть необходимо делать то, чтобы работа приносила больше удовлетворения, а также вознаграждался ее непосредственный исполнитель. Нужно дать почувствовать исполнителю свою значимость, а также важность выполняемого им задания. Дать ему самостоятельность в выполнении работы. Но следует помнить, что этот метод подходит для мотивации не всех людей и не во всех ситуациях.
При применении теории Герцберга на практике установлено, что чаще всего в организациях с достаточно высоким уровнем образования и, соответственно, заработной платы, руководству необходимо быть более внимательным к своим сотрудникам, прислушиваться к их личным проблемам, чтобы обеспечить, таким образом, влияние других мотивационных факторов на повышение производительности труда.
Например, можно проводить мероприятия для создания в коллективе здорового социально-нравственный климата, который будет способствовать наибольшему удовлетворению от трудовой деятельности.
Для максимально эффективного использования теории Герцберга на практике, нужно разработать перечень гигиенических факторов и факторов мотивации и предоставить возможность сотрудникам организации самим определить и указать то, что они предпочитают.
Теория мотивации Герцберга
Это важный вопрос, потому что он лежит в основе мотивации – искусства общения с членами вашей команды таким образом, чтобы они работали с превосходной производительностью.
Одну из самых популярных теорий мотивации разработал Фредерик Герцберг (Frederick Herzberg, 1959). В ее основе лежит анализ интервью, проведенных исследователем среди 200 инженеров и бухгалтеров, работающих в фирмах Питтсбурга и его окрестностях. Для создания теории Герцберг использовал метод критических инцидентов. В ходе интервью он задавал людям два вопроса:
Результаты этого исследование показали, что один набор факторов взывает удовлетворенность работой, в то время как другой набор факторов, как правило, вызывает неудовлетворенность работой. Он сгруппировал эти факторы в два кластера.
Гигиенические факторы в теории мотивации Герцберга
Гигиенические факторы не мотивируют людей, они просто предотвращают недовольство и поддерживают статус-кво. Такие факторы не дают положительных результатов, зато предотвращают отрицательные результаты. Отсутствие этих факторов приводит к неудовлетворенности работой. К “гигиеническим факторам” по мнению Герцберга относятся:
ВАЖНО
Мотивационные факторы в теории мотивации Герцберга
Как уже говорилось выше, эти факторы являются внутренними и напрямую связаны с работой. Мотивационные факторы оказывают положительное влияние на удовлетворенность работой и часто приводят к увеличению результативности работы. Герцберг пришел к выводу, что имеются следующие факторы мотивирующие сотрудников:
ВАЖНО
Любое улучшение этих факторов улучшит уровень удовлетворенности сотрудников, таким образом, эти факторы могут быть использованы для их мотивации.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга на практике
Чтобы применить эту теорию на практике, вы должны сделать два шага. Во-первых, вам нужно устранить неудовлетворенность, с которой ваши люди сталкиваются, и, во-вторых, вам нужно помочь им найти удовлетворение от работы.
ШАГ ПЕРВЫЙ: УСТРАНИТЬ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ
Напомню, Герцберг назвал причины неудовлетворенности «факторами гигиены». Чтобы избавиться от них, вам необходимо:
Все эти действия помогут вам устранить неудовлетворенность работой в вашей организации. И нет смысла пытаться мотивировать людей, пока эти проблемы не будут решены!
Однако вы не можете остановиться только на решении гигиенических факторов. Помните, если сотрудник не испытывает негативных чувств по отношению к работе, то это не значит он ею удовлетворен и готов работать с полной отдачей.
ШАГ ВТОРОЙ: СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
Людям должна нравиться их работа. Чтобы этого добиться, Герцберг советует находить и использовать индивидуальные мотивирующие факторы, для каждого своего сотрудника. Вам следует делать следующее:
СОВЕТ 1:
Вам нужно будет найти разные подходы к разным людям, другими словами, если что-то мотивирует одного сотрудника, не факт что это также будет мотивировать другого. Регулярно разговариваете со своими людьми, чтобы узнать, что для них важно.
СОВЕТ 2:
Эта теория в значительной степени отвечает за практику предоставления людям большей ответственности за планирование и контроль за их работой, что отлично работает на повышение мотивации и удовлетворения от работы.
Выводы
Отношения между мотивацией и удовлетворенностью работой не слишком сложны. Проблема в том, что многие работодатели рассматривают гигиенические факторы как способы мотивации, когда, по сути они очень мало мотивируют. Жаль, что некоторые руководители любят использовать этот подход, так как считают, что людей в основном мотивирует финансовый аспект.
Ваша же задача, быть хорошими руководителями. Поэтому оглянитесь, поговорите со своими людьми и начните избавляться от вещей, которые раздражают их в компании и на рабочем месте. Удостоверьтесь, что к ним относятся справедливо и с уважением.
Как только вы это сделаете, ищите способы, которыми вы можете помочь людям расти на своей работе. Дайте им возможности для достижения успеха и хвалите их за эти достижения.
Что такое теория мотивации Герцберга
Американский социальный психолог Фредерик Герцберг занимает почетное место среди самых влиятельных людей в сфере управления бизнесом. В свое время он создал теорию, согласно которой на рабочем месте каждого человека присутствуют факторы, вызывающие чувство удовлетворенности либо неудовлетворенности от деятельности. Основные принципы и теории, которые включает в себя мотивация Герцберга, кратко мы опишем прямо сейчас.
Исследование Герцберга
В 1959 году Фредерик Герцберг и его коллеги решили выяснить, почему люди довольны или недовольны своей работой, и, соответственно, как их восприятие влияет на производительность. В качестве «подопытных» были избраны две сотни инженеров и других работников из сферы производства лакокрасочных изделий.
Участники должны были рассказать о тех ситуациях, когда их работа им нравилась, и у них было желание продолжать свою деятельность, а также о тех, когда вовсе не хотелось ею заниматься.
Гигиенические факторы
Теория мотивации Герцберга выделила существование факторов здоровья или гигиенических факторов. Они имеют отношение ко всему, что окружает процесс работы. Эти факторы не способны в полной мере удовлетворить человека, но зато они прекрасно предупреждают чувство недовольства. То, есть при их отсутствии у работников предприятия вполне может возникнуть раздражительность и нежелание выполнять свою работу.
Перечислим эти составляющие:
Казалось бы, все перечисленные моменты важны, и их наличие должно мотивировать человека делать свою работу быстрее и лучше. Именно поэтому многие работодатели, желая увеличить уровень мотивации сотрудников, повышают им зарплату. Вначале люди это оценивают, но потом новая заработная плата становится чем-то обычным, и воспринимается как гигиенический фактор. Люди устроены так, что их больше мотивирует осознание возможности иметь что-либо в будущем, чем иметь это прямо сейчас.
Мотивирующие факторы
Мотивирующие факторы или мотиваторы направлены на увеличение уровня удовлетворения тем, чем занимается человек. Они больше связаны с конкретной деятельностью. Итак, к мотиваторам мы отнесем:
Модель мотивации Герцберга говорит о том, что человеку очень важно слышать в свой адрес слова признания. Ему нужно знать, что его работа приносит пользу. Хороший руководитель должен понимать эту необходимость и постоянно мотивировать сотрудников путем приятных высказываний об их деятельности.
Важно осознавать, что скучная и однообразная работа обычно не приносит никакого удовольствия. Гораздо приятнее в этом смысле является творческая, активная и разнообразная деятельность. Человек, занимающийся такой работой, хочет постоянно расти и развиваться, а также не позволяет себе опаздывать или прогуливать. Также многих людей мотивирует возможность получить более высокую должность или особый уровень ответственности.
Теория на практике
Теория не имеет смысла, если не уметь использовать ее на практике. Каждый работодатель, желающий улучшить производительность своего предприятия, может применить теорию мотивации. Для этого нужно сделать всего два шага.
Шаг 1. Убрать недовольство.
Шаг 2. Обеспечить удовлетворение.
Итоги и недочеты теории Герцберга
Проведенная Герцбергом работа получила признание во всем мире. На основании проведенных действий психолог сделал важные выводы:
Как и любая теория, мотивация Герцберга имеет некоторые недочеты. Иногда бывает сложно провести границу между факторами здоровья и мотивации. Наведем и еще один пример – можно обеспечить потребность человека работать в команде с людьми, которые ему нравятся, но это не обязательно сможет улучшить производительность, а иногда даже ухудшит ее.
Теория Герцберга стала отличной основой для развития работ других ученых. Они занимаются ее анализом и активно изучают процесс мотивации. Так как в теории существуют некоторые недочеты, работать есть над чем.
Двухфакторная мотивация Герцберга – это теория, которая должна активно применяться на практике. Учитывание ее аспектов руководителем предприятия значительно улучшит отношение сотрудников к их прямым обязанностям и, соответственно, увеличит производительность труда.