концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

37.Концепция коррекционно-развивающего обучения.

В 1993 году Институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция, которая получила название «Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы»

В концепции реализуются следующие основные положения:

— Комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер (лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодолению недостатков, компенсации).

— Вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения.

— Активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно- развивающих дошкольных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения.

— Максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к современным социальным условиям (в том числе в условиях рынка труда).

Реализация системы КРО в дифференцированных условиях общеобразовательных учреждений предполагает организацию комплексной работы в следующих направлениях.

1. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) типов и параллельных консультативно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи, на наш взгляд, обеспечивается развитием следующих служб:

— межведомственных постоянно действующих ПМПК;

— окружных ПМПК на базе образовательных учреждений общего и коррекционного типов;

— ППК образовательных учреждений.

2. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции, который подразумевает:

— обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариантов развития у детей в коррекционно-развивающих группах дошкольных учреждений комбинированного и компенсирующего видов с целью профилактики (предупреждения) трудностей в обучении и школьной дезадаптации;

— преодоление трудностей в обучении и школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-развивающих классов, обеспечивающих реализацию задач КРО.

3. Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в среднем звене (на 2-й ступени обучения) на основе разработки разноуровневого содержания обучения детей с трудностями в обучении.

5. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки в среднем звене (на 2-й ступени обучения); создание профклассов, профшкол, продолжение обучения в сменных вечерних школах, реабилитационных центрах.

6. Подготовка (вузовская) специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов) для коррекционно-развивающей работы с детьми при дифференцированном обучении в общеобразовательной школе.

7. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений и их переподготовка через систему кабинетов дефектологии ИПК учителей при помощи курса «Коррекция отставания в развитии учащихся начальных классов общеобразовательной школы».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

— развитие навыков каллиграфии;

— развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

— развитие зрительного восприятия и узнавания;

— развитие зрительной памяти и внимания;

— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

— развитие пространственных представлений ориентации;

— развитие представлений о времени;

— развитие слухового внимания и памяти;

— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

— навыков соотносительного анализа;

— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

— умения планировать деятельность;

— развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

— развитие наглядно-образного мышления;

— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Источник

Тема 10 Концепция коррекционно-развивающего обучения. Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

В 1993 г. Институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция, которая получила название «Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы».

В концепции реализуются следующие основные положения:

1. комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодолению, компенсации недостатков;

2. вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения;

4. активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно-развивающих дошкольных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения;

5. максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к современным социальным условиям (в том числе к условиям рынка труда).

Реализация этой концепции предполагает прежде всего создание блока консультативно-диагностической службы (городская, окружная, служба в общеобразовательном учреждении).

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов (КРО), которые позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Именно в таких классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений работы с детьми.

Важным фактором в системе коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах.

Особая роль принадлежит охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья учащихся. Поэтому организуются профилактическое лечение детей и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого.

При успешной коррекции и сформированной готовности к школьному обучению дети поступают в обычные классы, функционирующие по традиционной системе обучения, или при необходимости продолжения коррекционной работы — в классы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. К числу таких предметов, кроме математики и русского языка, относятся ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Введение специально разработанных указанных учебных курсов позволяет обеспечивать максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус; дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое учителем на всех уроках, дает детям возможность усваивать программный материал на уровне образовательного стандарта начальной школы. Проверка и оценка работы учащихся классов коррекционно-развивающего обучения проводится в соответствии с требованиями, изложенными в вариативных программах.

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, например: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Вместе с тем подобные занятия могут иметь и предметную направленность (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.). Значительное место занимают также логопедические занятия для детей с нарушениями речи.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики. Она предполагает также глубокое понимание со стороны специалистов основных причин и особенностей отклонений в развитии психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития и обеспечивать личностно-развивающую среду, которая позволяла бы реализовывать познавательные резервы школьников.

Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к решению проблемы подготовки и переподготовки кадров. Для работы с детьми нужны специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии. Особенно важно умение специалистов взаимодействовать друг с другом в работе. Использование широкого спектра психологических и педагогических мероприятий повышает эффективность всего комплекса учебно-воспитательных технологий.

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения в дифференцированных условиях общеобразовательных учреждений предполагает комплексную работу по ряду направлений. Рассмотрим эти направления:

I. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) типов и параллельных консультативно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи, на наш взгляд, обеспечивается развитием следующих служб:

1. Межведомственные постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).

2. Окружные психолого-медико-педагогические консультации на базе образовательных учреждений общего и коррекционного типа.

3. Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.

II. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции:

1. Обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариантов развития у детей в коррекционно-развивающих группах дошкольных учреждений комбинированного и компенсирующего вида с целью профилактики (предупреждения) трудностей в обучении и школьной дезадаптации.

2. Обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса (УВК) «начальная школа — детский сад», «детский сад — начальная школа».

3. Преодоление трудностей в обучении и в школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-развивающих классов, которые должны обеспечивать реализацию задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

III. Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в среднем звене (на второй ступени обучения) на основе разработки разноуровневого содержания обучения детей.

IV. Внедрение модели социальной профилактики в условиях школы. Обеспечение сотрудничества триады «педагог — ребенок с трудностями обучения — семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам.

V. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки на второй ступени обучения (создание профклассов, профшкол, продолжение обучения в сменных вечерних школах, реабилитационных центрах).

VI. Подготовка (вузовская) специалистов (психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели-дефектологи) для коррекционно-развивающей работы с детьми в дифференцированных условиях обучения в общеобразовательной школе.

VII. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений и их переподготовка через систему кабинетов дефектологии институтов повышения квалификации учителей посредством курса «Коррекция отставания в развитии учащихся начальных классов общеобразовательной школы».

Рассмотрим организацию и конкретные задачи работы этой системы по следующим направлениям: диагностико-консультативному, коррекционно-развивающему, лечебно-профилактическому, социально-трудовому.

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения предполагает непрерывность реабилитационного процесса: обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной (I) ступени обучения и сохранение при необходимости таких классов на основной (II) ступени обучения, а также открытие таких классов не позднее 5 класса (6 класса в исключительных случаях). Следует подчеркнуть, что эта система позволяет учащимся свободно переходить в обычные классы при достижении положительных результатов в развитии и в учебно-познавательной деятельности.

Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:

1. введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

2. использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

3. коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

4. определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

· развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

· развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

· осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

· развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

· осуществлять логопедическую коррекцию нарушений речи;

· осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

· проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых дисциплин, которые составляют инвариантную часть учебного плана. К ним, кроме математики и русского языка, относятся ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Введение специально разработанных вышеуказанных учебных курсов позволяет обеспечивать максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повышать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшать мотивацию учебно-познавательной деятельности

2. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /И.К.Белова, Р.В.Боглич, С.Г.Шевченко, И.А.Кузнецова и др.- М.: Ника-Пресс, 1997.

4. Лапшин В.А., Пузанов В.П. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Прсвещение, 1991.

5. Лебединский В.В. Задержанное психическое развитие //Нарушение психического развития у детей.- М.: Изд-во МГУ, 1985.

7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М, 1999.

Источник

Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому интегрированному ребенку в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.

Кроме того в настоящее время возникла необходимость обратить более пристальное внимание на детей дезадаптированных, не осваивающих школьные предметные программы. Они становятся неуспевающими, (потенциальными второгодниками), разрушителями учебной деятельности на уроках, нарушителями дисциплины в школе и социальных норм поведения вне ее. Такие дети получили название «дети группы риска».

В мировой литературе и практике дети группы риска определяются как нормальные дети (их 90%, не ниже), но в силу разных причин биологического, физиологического, генетического, социального характера у них наблюдаются слабые нарушения отдельных функций мозга, которые вызывают отставания в учении и отклонения в поведении. Эти минимальные мозговые дисфункции могут быть компенсированы при соответствующей организации воспитательной и учебной работы в школе и семье.

В понятие «дети группы риска» включаются характеристики 2-х категорий учащихся: дети с трудностями в учении и дети с отклонениями в поведении.

Каждый ребенок может достигнуть успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в соответствующем обучении, воспитании и реабилитации.

В настоящее время к их числу может быть отнесен каждый третий ребенок. Такие дети уже с первого дня пребывания в школе испытывают особые систематические трудности в учебе и проблемы в общении. Постепенно это приводит к отставанию в обучении и конфликтам в отношениях с учителями и соучениками, перерастающим в педагогическую запущенность, трудновоспитуемость, правонарушения. Эти же дети чаще других попадают в криминальные ситуации.

Для решения данной проблемы была начата работа по формированию команды проекта. Директором школы был назначен руководитель данного проекта (завуч по КРО), которому было поручено подобрать команду специалистов, включающую в себя психолога, логопеда, медицинского работника, социального педагога. Этим людям предстояло впервые работать в тесном контакте друг с другом, решать новые для себя задачи, налаживать межличностные отношения, формировать общие ценности и интересы, определять пути и принципы достижения целей.

В своей работе команда проекта руководствуется имеющимися нормативными документами. В соответствии с ними составляется план работы на текущий учебный год.

Реализация этих функций происходит следующим образом. Коррекционные классы, открывшиеся обычной общеобразовательной школе, предусматривают создание для детей риска щадящих санитарно гигиенических, психологических и дидактических условий учитывающих их индивидуально-типологические особенности. Коррекционные классы отличаются от обычных меньшей наполняемостью 9-12 человек.

Безусловно, работа в таких классах не будет достаточно эффективной без хорошо налаженной диагностики, которую ведут все работающие в них специалисты.

Результаты диагностик с периодичностью два раза в год сводятся в интегральные показатели, подтверждающие или снимающие факторы, подлежащие коррекции. Таким образом осуществляется мониторинг состояний учащихся (учебной успешности и социальной адаптированности).

В процессе обсуждения результатов учебной деятельности учащихся рассматриваются и учитываются все аспекты учебной деятельности учащихся и их поведения. Учитываются результаты текущих, итоговых и срезовых контрольных работ, а также мнение всех членов команды, родителей и самих учащихся.

С помощью этих процедур члены команды члены реализуют требование осуществления динамики в обучении учащихся классов КРО.

Учебная деятельность в классах КРО организуется в соответствии учебным планом для этих классов. Результаты контрольных и срезовых работ показывает, что средний балл по классу КРО колеблется от 3,2 до 3,5 баллов. Относительная устойчивость этого показателя объясняется слаженной работой команды проекта.

Кроме того школьный психолог помогает выявить склонности и увлечение детей, оказывает помощь в выборе кружков и секций. Так возникла необходимость расширить команду проекта КРО, за счет введения в нее педагогов дополнительного образования.

Благодаря работе классов КРО удается обеспечить: значительное снижение числа детей с учебно-школьной дезадаптацией, гармонизацию их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Условия педагогической поддержки (индивидуализация, щадящий режим, эмоциональный комфорт во взаимоотношениях, коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса) позволяют помочь учащимся не только более успешно адаптироваться, но и стабильно успевать, осваивая программы общеобразовательной школы в те же временные сроки.

Результаты коррекционного обучения в начальной школе доводятся до сведения администрации школы в конце учебного года или по необходимости в течение учебного года. По окончанию начальной школы принимается решение о направлении учащегося на областную ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

По окончанию 9 класса все учащиеся коррекционных классов 7 вида проходят государственную итоговую аттестацию в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к этой группе обучающихся.

Кроме того современная теория интегрированного обучения детей с разным уровнем умственной недостаточности отстает от практики, поскольку отсутствует научно обоснованная методология осуществления образовательной интеграции. Проблемами для специальной психологии и педагогики b организации совместного обучения детей с разными образовательными потребностями является: недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных классов для осуществления совместного обучения детей с разными образовательными потребностями в одном классе; слабо организованная диагностическая, консультативная работа специалистов интегрированного обучения учащихся; неадекватный уровень ожиданий, требовании, представлений родителей учащихся с умственной недостаточностью о своих детях, неготовность родителей и учащихся массовых школ воспринимать детей с умственной недостаточностью как равноправных участников образовательного процесса в общеобразовательной школе.

И над этими проблемами вместе с другими коллегами предстоит работать команде проекта коррекционно-развивающего обучения.

Источник

Концепция коррекционно-развивающего обучения

В 1993 г. Институтом коррекционной педагогики была раз­работана единая концепция, которая получила название «Кон­цепция коррекционно-развивающего обучения в условиях об­щеобразовательной школы» (Дефектология. — 1995. — № 1). Концепция коррекционно-развивающего обучения получила положительную оценку у многих ведущих специалистов на экспертных советах в рамках Федеральной программы «Рос­сийская школа», а также на экспертных советах общего среднего образования МО РФ. Она рассматривалась и была утверждена коллегией МО РФ по представлению Московского департамен­та образования. Основные положения концепции докладывались на конференции по комгенсирующему обучению в Новгороде (ноябрь 1994), на московской конференции по коррекционно-развивающему обучению (апрель 1996), а также на проблем­ных семинарах, курсах переподготовки руководящих кадров народного образования в РИПКРО, МИПКРО Москвы, других городов России: Самары, Тюмени, Владимира, Пензы, Уренгоя, Пскова и др.

В концепции реализуются следующие основные положения:

комплексность в диагностико-консультативной и коррекци-

онно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное

выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодоле­нию, компенсации недостатков;

вариативность учебных планов, образовательных и коррек­ционных программ, в том числе разноуровневых по содержа­нию и срокам обучения;

активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно-развивающих до­школьных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения;

максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростко­вом возрасте к современным социальным условиям (в том числе к условиям рынка труда).

Реализация этой концепции предполагает прежде всего со­здание блока консультативно-диагностической службы (го­родская, окружная, служба в общеобразовательном учреж­дении).

В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывается учебно-методическое оснащение классов коррекционно-развивающего обучения: созданы вариативные учебные планы (4 варианта для начальных классов, 3 вариан­та для 5—9 классов), [а_также вариативные учебные програм­мы, которые обеспечивают фронтальную коррекционную на­правленность учебно-воспитательного процесса (утверждены экспертными советами МО РФ). Внесены изменения в содер­жание обучения в 5—9 классах, ведется экспериментальная проверка этих изменений. Совместно с Московским департамен­том образования (С. Н. Коровина, Н. Н. Гурова) было разрабо­тано Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, которое утвер­ждено на коллегии Московского департамента образования 10 ноября 1994 г. (Дефектология. — 1996. — № 2).

Зачисление в классы коррекционно-развивающего обучения производится на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика.

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — это форма дифференциации образования, позволяющая решать

3 Коррекциошю-ралпинающее обучение

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школызадачи своевременной активной помощи детям с трудностя­ми в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифферен­циации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов (КРО), которые позволяют обес­печить оптимальные педагогические условия для детей с труд­ностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Именно в таких классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативно-го, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений работы с детьми.

Важным фактором в системе коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов на­блюдений проводится не менее одного раза в четверть на ма­лых педсоветах или консилиумах.

Особая роль принадлежит охране и укреплению соматичес­кого и психоневрологического здоровья учащихся. Поэтому организуются профилактическое лечение детей и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностя­ми и возможностями каждого.

При успешной коррекции и сформированной готовности к школьному обучению дети поступают в обычные классы, функ­ционирующие по традиционной системе обучения, или при не­обходимости продолжения коррекционной работы — в клас­сы коррекционно-развивающего обучения.

По итогам начальной школы по любому из четырех вари­антов учебного плана решается вопрос о дальнейшем образо­вании: или дети переходят в обычные массовые классы, или продолжают обучение в коррекционных классах меньшей наполняемости чем массовые, но «год в год» с последними. Возможно также комплектование пятых классов по итогам обучения в начальной школе.

Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов, которые состав­ляют инвариантную часть учебного плана. К числу таких предметов, кроме математики и русского языка, относятся оз­накомление с окружающим миром и развитие речи, ритми­ка, трудовое обучение. Введение специально разработанных указанных учебных курсов позволяет обеспечивать макси­мальное погружение ребенка в активную речевую среду, обо­гащать его двигательную деятельность, корригировать эмоци-

ональный тонус; дает возможность формировать основные эта­пы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности. Фронтальное коррекци-онно-развивающее обучение, осуществляемое учителем на всех уроках, дает детям возможность усваивать программный ма­териал на уровне образовательного стандарта начальной шко­лы. Проверка и оценка работы учащихся классов коррекци­онно-развивающего обучения проводится в соответствии с требованиями, изложенными в вариативных программах (Программы специальных (коррекционных) учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996).

Существенной чертой коррекционно-развивающего педаго­гического процесса является индивидуально-групповая кор­рекционная работа, направленная на коррекцию индиви­дуальных недостатков развития. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, например: повышение уровня обще­го, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внима­ния; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространствен­ных нарушений, общей и мелкой моторики. Вместе с тем подобные занятия могут иметь и предметную направленность (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.). Значительное место занимают также логопедические занятия для детей с нарушениями речи.

Гибкая структура дошкольных и школьных учреждений для детей с трудностями в обучении, тесная связь между этими упражнениями позволяют своевременно, без увеличения сро­ков пребывания ребенка в школе выбирать оптимальный путь для его обучения.

В связи со сложностью профессиональных задач, которые должны решать специалисты коррекционно-развивающего обу­чения, довольно остро стоят вопросы теоретической и практи­ческой кадровой подготовки. Так, 10% специалистов из 150 оп­рошенных с высшим психологическим или дефектологическим образованием указали, что владеют некоторыми знаниями и навыками в области коррекционной педагогики и психологии. Учителя классов выравнивания и классов компенсирующего обучения полагают, что не имеют такой подготовки, поскольку работа с детьми, испытывающими трудности в обучении, тре­бует особого подхода, который отличается от традиционного, ориентированного на стандартно заданную модель ученика. з*

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школыОрганизация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики. Она предпола­гает также глубокое понимание со стороны специалистов ос­новных причин и особенностей отклонений в развитии пси­хической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития и обеспечивать личностно-развивающую среду, которая позволяла бы реализовывать по­знавательные резервы школьников.

Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к решению проблемы подготовки и переподготовки кадров. Для работы с детьми нужны специалисты, владеющие/ основами знаний в облас­ти смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах кор­рекционной педагогики, психологии, логопедии. Особенно важно умение специалистов взаимодействовать друг с дру­гом в работе. Использование широкого спектра психологи­ческих и педагогических мероприятий повышает эффектив­ность всего комплекса учебно-воспитательных технологий. В связи с этим необходимы увеличение удельного веса и ка­чественная перестройка психологической подготовки каждо­го специалиста, принимающего участие в работе с детьми, обучение технологиям взаимодействия, а также технологи­ям практических занятий в классах и дошкольных группах. Специальным предметом в системе подготовки педагогов должна стать работа с родителями (консультирование по вопросам индивидуальной коррекции в развитии ребенка, роли семьи в нормализации жизнедеятельности детей, общее педагогическое просвещение родителей).

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения в дифференцированных условиях общеобразовательных уч­реждений предполагает комплексную работу по ряду направ­лений. Рассмотрим эти направления:

I. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррек-ционного) типов и параллельных консультативно-диагности­ческих служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи, на наш взгляд, обеспечивается развитием следующих служб:

1. Межведомственные постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).

2. Окружные психолого-медико-педагогические консульта­ции на базе образовательных учреждений общего и коррек-ционного типа.

3. Психолого-медико-педагогические консилиумы образова­тельных учреждений.

П. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции:

1. Обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариан­тов развития у детей в коррекционно-развивающих группах дошкольных учреждений комбинированного и компенсирую­щего вида с целью профилактики (предупреждения) трудностей в обучении и школьной дезадаптации.

2. Обеспечение преемственности дошкольного и школьно­го обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса (УВК) «начальная школа — детский сад», «детский сад — на­чальная школа».

3. Преодоление трудностей в обучении и в школьной деза­даптации у детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-развивающих классов, которые должны обес­печивать реализацию задач коррекционно-развивающего обу­чения и воспитания.

III. Обеспечение непрерывности реабилитационного процес­са в среднем звене (на второй ступени обучения) на основе раз­работки разноуровневого содержания обучения детей.

IV. Внедрение модели социальной профилактики в услови­ях школы. Обеспечение сотрудничества триады «педагог — ребенок с трудностями обучения — семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам.

V. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки на второй ступени обучения (создание профклассов, профшкол, продолжение обу­чения в сменных вечерних школах, реабилитационных цент­рах).

VI. Подготовка (вузовская) специалистов (психологи, дефек-тологи, логопеды, воспитатели-дефектологи) для коррекцион-но-развивающей работы с детьми в дифференцированных ус­ловиях обучения в общеобразовательной школе.

VII. Повышение квалификации учителей общеобразова­
тельных учреждений и их переподготовка через систему ка­
бинетов дефектологии институтов повышения квалификации

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школыучителей посредством курса «Коррекция отставания в раз­витии учащихся начальных классов общеобразовательной школы ».

Рассмотрим организацию и конкретные задачи работы этой системы по следующим направлениям: диагностико-консуль-тативному, коррекционно-развивающему, лечебно-профилак­тическому, социально-трудовому.

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Смотреть картинку концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Картинка про концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Фото концепция коррекционно развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *