Концепция лурия о трех функциональных блоках мозга
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: 3 блока мозга как структурно-функциональная модель.
Статья:
3 блока мозга как структурно-функциональная модель. Признаки нарушения в развитии блоков мозга
В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
2 блок – приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.
К истории концепции А. Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках мозга человека
Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. (Москва, Россия)
Корсакова Наталья Константиновна
кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образо-вания «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Ленинские горы, д. 1, Москва, 119991, Россия. Тел.: 8 (495) 629-57-19.
Рощина Ирина Федоровна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела гериатрической психиатрии; федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (495) 109-03-94;
профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: 8 (495) 632-91-99.
Аннотация. Статья посвящена истории создания одной из важнейших составляющих концептуального аппарата отечественной нейропсихологии — структурно-функциональной модели головного мозга человека — концепции о трех блоках мозга Александра Романовича Лурии. Рассматривается научный и личностно-биографический контекст работы А. Р. Лурии в 60—70 годы, повлиявший на формирование трехблочной модели церебральной организации: развитие когнитивно-информационного направления в психологии, цикл нейропсихологических исследований по мозговой организации памяти в Институте нейро-хирургии им. Н. Н. Бурденко, осуществленный учениками А. Р. Лурии, интенсивное развитие нейрохирургии, в том числе операции на глубинных структурах мозга. Отмечается, что в настоящее время данная концепция широко используется в теоретическом и диагностическом аспектах деятельности клинических психологов, работающих с проблемами аномалий психического развития в детском возрасте, в нейрогеронтопсихологии, в клинике эндогенных и органических психических расстройств с пациентами разного возраста, а также в клинике хронических соматических заболеваний.
Ключевые слова: А.Р. Лурия; структурно-функциональная модель мозга; нейропсихология.
Поступила в редакцию:
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Движение вперед не просто удается, чтоб было в нем движение к себе.
А. Р. Лурия соединяет различные мозговые структуры на основе их общего функционала в обеспечении таких составляющих психической деятельности, как нейроди-намические параметры психической активности, модаль-ности форм психического отражения действительности и их произвольная регуляция.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии [20]
Необходимо отметить, что это произошло в соот-ветствующем культурно-историческом и личностно-биогра-
фическом контексте. С одной стороны, развитие когнитивно-информационного подхода обеспечило возможность рассмотрения психики в новых операциональных единицах при приеме, переработке и хранении информации. С другой стороны, в рамках этого подхода произошло «дробление» высших психических функций (ВПФ) на мелкие составляющие (например, эхоическая/иконическая память), что беспокоило Александра Романовича. Можно полагать, что идея укрупнения возникла в качестве своеобразного противовеса, примиряющего эффективность информационных аналитических стратегий в изучении психики и развивающийся гуманистический взгляд на ценности целостного человека и психики.
Кроме того, именно в этот период А. Р. Лурия объединяет ранее описанные им 7 форм нарушений речи (афазии) в две большие группы. Новая классификация афазий включает парадигматическую и синтагматическую составляющие речи, обеспечиваемые соответственно передними и задними отделами коры левой гемисферы мозга.
Заметим также, что к этому времени в луриевской лаборатории в Институте ней-рохирургии им. Н. Н. Бурденко практически завершился боль-шой цикл исследований по мозговой организации памяти, который отчетливо высветил роль субкортикальных структур мозга в реализации мнести- ческой функции. Предпосылкой для этих исследований послу-жили данные о роли в про-цессах памяти круга Пейпеца, включающего в себя такие подкорковые структуры, как таламус, мамиллярные тела,
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. T. 1 [21]
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 2. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга [21]
Возникла необходимость уделить им особое место в видении мозга как субстрата психической деятельности.
Пожалуй, впервые на паритетных условиях в работе мозга стали рассматриваться не только кора больших полушарий, но и подкорковые образования, которые были отнесены автором к первому (!) ФБМ. Сотрудники А. Р. Лурии были удивлены тем, что в качестве первого блока были представлены не лобные доли мозга, функционалу которых в психической деятельности А. Р. Лурия уделял особое внимание. «Загадка лобных долей», по словам А. Р. Лурии, осталась как проблема для будущих исследований.
И еще одна маленькая, но очень яркая иллюстрация. Именно в это время у Александра Романовича появился интерес к фотосъемкам с увеличением. По вечерам за чашкой чая в доме Александра Романовича мы разглядывали, фантазируя в описаниях, слайды коры деревьев, где укрупненные рельеф и фактура воспри-нимались в неожиданном ракурсе.
Немаловажно, что в этот период происходило интенсивное развитие нейрохирургии. Стали проводиться операции на сосудах мозга в связи с артериальными аневризмами, стереотаксические деструкции подкорковых ядер в целях минимизации инвалидизирующих человека нарушений двигательных функций при паркинсонизме. В ряде клиник за рубежом и в нашей стране стерео-таксические воздействия на подкорковые структуры мозга осуществлялись для преодоления навязчивых состояний, эпилептического статуса и т. п. (У. Пенфильд, Н. П. Бехте-рева). В поле внимания оказались именно не конвек-ситальная кора больших полушарий, а глубинные, так называемые неспецифические субкортикальные образо-вания. Они стали доступны тщательному исследованию на основе решения новых лечебных задач с применением инновационных технологий. Более того, стало понятно, что эти структуры весьма специфичны, связи между ними сложны и многообразны, а результаты воздействия на них позволяют ввести их в общий конструкт представлений о системной динамической локализации ВПФ.
Таким образом, имелся целый ряд предпосылок для формирования концепции о трех структурно-функциональных блоках мозга (ФБМ).
Концепция о трех блоках мозга
С работой 1-го структурно-функционального блока мозга (ФБМ) связано «энергетическое» обеспечение оптимального уровня психической деятельности и баланс процессов возбуждения и торможения благодаря интегративной работе всей «вертикали» мозговых структур — от ствола мозга до медиобазальных отделов височных и лобных долей (по А. Р. Лурии — глубинные неспецифические отделы мозга) [20]. Этот блок также играет важную роль в регуляции нейрогуморальных процессов, изменений уровня активации, цикла «сон — бодрствование», в обеспечении модально-неспецифических форм памяти, некоторых видов и уровней внимания и эмоционально-потребностной сферы. Иными словами, в целом структуры этого блока обеспечивают мобилизацию адаптационных ресурсов человека.
2-й структурно-функциональный блок мозга, включающий все основные мозговые центры анализаторных систем (зрительную, слуховую и кожно-кинесте-тическую), объединяет височные, затылочные, теменные области и ассоциативные зоны их «перекрытия» (ТРО). Этот блок обеспечивает прием, переработку и хранение экстероцептивной и интрероцептивной информации различных модальностей [Там же]. Структуры этого блока вносят свой вклад в различные виды восприятия, модально-специфические формы памяти и внимания. Этот блок также играет важную роль в реализации оптико-пространственной деятельности, большинства речевых функций, операциональных составляющих мышления, некоторых произвольных движений и действий.
Роль 3-го структурно-функционального блока мозга — произвольная организация и регуляция психической активности: целеобразование, построение программ и выбор способов действий, прогнозирование результата, контроль над деятельностью и ее критическая оценка, самооценка и др. Он также играет важную роль в речевых и мыслительных процессах, в произвольной мнестической деятельности, в произвольном внимании, в высших эмоциях, в некоторых видах праксиса. Эти фундаментальные составляющие психики реализуются в результате активности лобных долей мозга.
Каждый из трех функциональных блоков мозга представлен симметрично в левом и правом полушариях мозга, которые специфичны по ведущей роли в различных познавательных процессах. При этом оптимум осуществления последних требует совместной работы полушарий и обеспечивается мозговыми комиссурами (в частности, мозолистым телом).
До определенного времени эта концепция не была востребована, оставалась чисто теоретической и не использовалась в изучении проблемы психики и мозга. И только когда перед нейропсихологами школы А. Р. Лурии возникла задача изучения диффузных изменений в церебральном функционировании, оказалось, что именно такой системно-динамический «блочный» подход позволил структурировать и синдромологически описать изменения в когнитивной сфере при нормальном и патологическом старении, а также варианты нейропсихологического синдрома при нормальном физиологическом старении [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 27].
Несколько позднее на основе концепции о трех ФБМ было проведено нейропсихологическое исследование особенностей психической деятельности при психоорганическом синдроме у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС [26].
В настоящее время данная концепция широко используется в теоретическом и диагностическом аспектах деятельности клинических психологов, работающих с проблемами аномалий психического развития в детском возрасте, в клинике эндогенных и органических психических расстройств с пациентами разного возраста, а также в клинике хронических соматических заболеваний [1; 25; 28].
В заключении следует высказать предположение о том, что последние работы А. Р. Лурии («Маленькая книжка о большой памяти», «Потерянный и возвра-щенный мир» и др.) свидетель-ствуют о сохранившемся у него интересе к глубинным структурам психики и мозга и возможном возвращении к истокам его профессиональной деятельности: создание психоаналитического кружка в Казани (1921), пере-писка с З. Фрейдом и, что особенно важно, его первая большая монография «Природа человеческих конфликтов» (1932,
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) [18]
Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) [19]
1960, 1976, США). Эта книга была опубликована в США и при жизни автора ни разу не издава-лась на русском языке. Нельзя
исключить, что под давлением идеологии ортодоксального материализма в 30—50 годы А. Р. Лурия не мог продолжать исследования в парадигме глубинной психоаналитической психологии. В этот период он начинает большой цикл фундаментальных исследований по проблеме мозга и психики, о чем свидетельствуют тома многочисленных книг и создание науки, названной им нейропсихологией.
Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека [23] (на русском и английском языке)
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения
В 60-е годы ХХ века, во времена «оттепели», отечественная психология снова заявила о себе на международном уровне, в частности благодаря активным связям А. Р. Лурии с зарубежными психологами и его международной известности. В 1966 году в Москве с большим успехом прошел XVIII Международный психологический конгресс с участием более 1,5 тысячи зарубежных ученых. Содержание конгресса нашло отражение в тезисах (более 15 томов), представленных отечественными и зарубежными психологами. В организации конгресса участвовали многие корифеи отечественной психологии, при этом особую роль взяли на себя Алексей Николаевич Леонтьев (президент конгресса) и Александр Романович Лурия (председатель программного комитета). Именно с 60-х годов XX века начался подъем отечественной психологической науки, создание факультетов психологии в Москве, Ленинграде и Тбилиси (1966 год), что расширило возможности и перспективы подготовки профессиональных психологов в нашей стране.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы [17]
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [16]
Лобные доли и регуляция психических процессов / под ред. А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской [15]
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. Нейропсихо-логический подход: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 288 с.
2. Балашова Е.Ю. Особенности пространственной организации произвольных движений при старении // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1996. – Т. 1, № 2. – С. 37–46.
3. Балашова Е.Ю. Роль пространственных расстройств в формировании наруше-ний психической деятельности при деменциях позднего возраста // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М., 1998. – С. 273–276.
4. Балашова Е.Ю. Пространственная организация произвольных движений при нормальном и патологическом старении // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 41. – С. 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.com/index.php/num/ 2015v8n41/1133-balashova41.html
5. Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. – 1996. – Т. 14, № 2. – С. 32–37.
6. Корсакова Н.К. Нейрогеронтопсихология: развитие идей школы А.Р. Лурия // I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. – М., 1997. – С. 50–51.
7. Корсакова Н.К. Типология нормального старения и факторы риска деком-пенсации: нейропсихологический подход // Нейрореабилитация – 2011. Материалы III-его Международного конгресса. – М., 2011. – С. 77–78.
8. Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при нормальном старении // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009. – Т. 109, № 2. – С. 44–50.
9. Корсакова Н.К. Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 165 с.
10. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Нейропсихологический подход к исследованию нормального и патологического старения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2009. – № 3-4. – С. 4–8. doi: https://doi.org/10.14412/2074-2711-2009-47
11. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Когнитивные функции при нормальном и патологическом старении // Нейродегенеративные заболевания: фундаментальные и прикладные аспекты / под ред. акад. М.В. Угрюмова. – М.: Наука, 2010. – Ч. 2. – С. 304–312.
12. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Значение концепции А.Р. Лурии о трёх функ-циональных блоках мозга для становления и развития нейрогеронтопсихологии // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте. К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии / сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. – М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. – С. 161–176.
13. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Концепция А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и нейропсихологический синдром нормального старения // Методо-логические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Коллективная монография / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – M.: Сам Полиграфист, 2018. – С. 203–211 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.medpsy.ru/ library/library238.pdf
14. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф., Балашова Е.Ю. Экспресс-методика оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте // Материалы III Междуна-родной научно-практической конференции «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии» / под ред. проф. В.А. Москвина. – М.– Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. – С. 79–80.
15. Лобные доли и регуляция психических процессов / под ред. А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской. – М., 1966. – 740 с.
16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Издательство Московского Университета, 1962. – 432 с.
17. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: в 2 т. – Т. 1. Нейро-психологические исследования. – М.: Педагогика, 1963; Т. 2. Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. – М.: Педагогика, 1970.
18. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). – М.: Издательство Московского Университета, 1968. – 88 с.
19. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир: история одного ранения. – М.: Издательство Московского Университета, 1971. – 126 с.
20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательство Московского Уни-верситета, 1973. – 374 с.
21. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974, 1976. – 311 с.; 192 с.
22. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М.: Наука, 1974. – 172 с.
23. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. – М.: Когито-Центр, 2002. – 527 с.
24. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
26. Нейропсихологический анализ последствий облучения мозга после Черно-быльской аварии / Е.Д. Хомская, Е.В. Ениколопова., Н.Г. Манелис [и др.] // Чернобыльский след. Медико-психологические последствия радиационного воздей-ствия. Сборник научных трудов. Ч.1. – М.: МГП Вотум-пси, 1992. – С. 83–104.
27. Рощина И.Ф., Балашова Е.Ю. Клиническая психология старения в России: истоки, проблемы и перспективы // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы. К 85-летию Юрия Федоровича Полякова: коллект. монография / под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2013. – С. 142–156 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/85polya.pdf
28. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – Academia, 2002. – 232 с.
Ссылка для цитирования
Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. К истории концепции А. Р. Лурии о трех структурно- функциональных блоках мозга человека // Медицинская психология в России. – 2021. – T. 13, № 2. – C. 3. doi: 10.24412/2219-8245-2021-2-3
Основные принципы функциональной организации мозга. Концепция А.Р. Лурия о трех блоках мозга
Основные принципы функциональной организации мозга. Концепция А.Р. Лурия о трех блоках мозга.
Три функциональных блока мозга (А.Р. Лурия):
Верхние, «ассоциативные», слои мозговой коры играют важную роль в осуществлении наиболее сложных форм психической деятельности, становление которых происходит на поздних ступенях филогенеза и на поздних этапах развития человека.
Важным анатомическим фактом, является неравномерность распределения отдельных слоев коры в топографически различных участках коры головного мозга.
Факты показывают, что над каждой первичной областью мозговой коры, в которой преобладают низшие (афферентные или эфферентные) слои коры, надстраиваются вторичные области, в которых преобладают верхние (проекционно-ассоциационные) слои, играющие, существенную роль в функциональной организации работы отдельных анализаторов.
Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия
А. Р. Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяет объяснить его интегративную функцию (Е. Д. Хомская).
Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока:
а) Энергетический блок,
б) Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации,
в) Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
Первый функциональный блок мозга
Первый блок — это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования.
Было доказано (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, М. Н. Ливанов), что для нормальной психической деятельности организм должен находиться в состоянии бодрствования (иными словами, кора больших полушарий должна находиться в состоянии тонуса, т. е. иметь определенный уровень возбуждения).
Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней.
Было установлено, что аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга.
Таким аппаратом являются неспецифические структуры разных уровней:
Ретикулярная формация представляет собой нервную сеть, в которую вкраплены тела нейронов с короткими аксонами.
Ретикулярная формация имеет ряд особенностей строения и функционирования, благодаря которым обеспечиваются ее основные функции:
Наличие многочисленных связей в самой ретикулярной формации, конвергенция всех нервных путей на большей части ее нейронов создают дополнительные возможности широкого и одновременного распространения волн возбуждения в первичные, вторичные и третичные зоны коры, а также другие структуры мозга.
Как известно, нервная система всегда находится в состоянии определенной активности и для любого проявления жизнедеятельности обязательно ее наличие.
Принято выделять несколько источников активности: в первую очередь, обменные процессы организма, лежащие в основе гомеостаза (белковый, углеводный и т. д.). Затем непосредственный приток информации, поступающей в организм из внешнего мира (от экстерорецепторов).
Известно, что в состоянии сенсорной депривации человек впадает в сон, из которого его может вывести лишь поступление новой информации.
Перечисленные источники активности свойственны и человеку, и животным. Но у человека помимо этого значительная часть активности обусловлена его планами, намерениями, программами. Формируясь в процессе сознательной жизни, они являются социальными по своему заказу и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней, а потом внутренней речи.
Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключается,
При поражении ретикулярной формации снижается продуктивность всех ВПФ (в первую очередь — непроизвольного внимания и памяти), нарушается активность, сон.
В случае массивных поражений ретикулярной формации стирается грань между сном и бодрствованием, человек находится в полусонном состоянии, у него страдает ориентировка во времени и месте.
Отличительными диагностическими признаками поражения ретикулярной формации является одновременное снижение продуктивности абсолютно всех психических процессов, а также возможность частичной компенсации дефекта за счет усложнения задания.
Вовлечение произвольных процессов и специальная мотивация позволяют ненадолго повысить эффективность психических процессов.
Таким образом, первый блок мозга участвует в обеспечении психической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти, эмоционального состояния и сознания в целом.
Кроме того, первый блок мозга участвует в регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.
Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок, занимают центральное место в организации эмоциональных и мотивационных состояний.
В связи с этим первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния.
Второй функциональный блок мозга
Второй блок — блок приема, переработки и хранения информации – расположен в наружных отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры.
Структурно-анатомической особенностью этого блока мозга является шестислойное строение коры.
Отличительной особенностью аппаратов второго блока является модальная специфичность.
Эксперименты по регистрации активности отдельных нейронов показали, что нервные клетки первичных зон отличаются высокой модальной специфичностью и узкой специализацией.
Первое означает, что они реагирует на возбуждение только одной модальности (одного вида), например, только зрительное или только слуховое.
Второе предполагает, что эти нейроны реагируют лишь на отдельный признак раздражителя одного вида (например, только на ширину линии или угол наклона и т. п.).
Благодаря этому аппараты второго функционального блока мозга выполняют функции приема и анализа информации, поступающей от внешних рецепторов и синтеза этой информации.
Основные законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга
А. Р. Лурия выделяет основные законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга.
1. Закон иерархического строения корковых зон.
Согласно этому закону соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры осуществляет все более сложный синтез информации.
Более сложно организованные зоны коры обеспечивают более сложные функции.
А. Р. Лурия подчеркивает, что соотношение первичных, вторичных и третичных зон у взрослого и у ребенка различно.
Для нормального развития вторичных зон у ребенка необходимо, чтобы были сформированы первичные, а для развития третичных — вторичные зоны.
Поэтому поражение первичных зон в раннем детстве может приводить к грубым нарушениям в развитии вторичных и, тем более, третичных зон.
У взрослого же человека, при сформированных зонах коры, третичные, наиболее организованные, управляют функцией ниже лежащих вторичных и первичных зон. Поэтому у взрослого человека взаимодействие зон коры осуществляется сверху вниз.
В данном случае поражение первичных зон не приводит к заметным нарушениям психических функций и может компенсироваться работой расположенных рядом структур.
2. Закон убывающей модальной специфичности иерархически построенных корковых зон.
Этот закон предполагает, что по мере перехода от первичных зон к третичным снижается проявление их модальной специфичности.
Первичные зоны каждой из долей мозга, входящих во второй блок мозга, обладают максимальной модальной специфичностью (благодаря громадному числу нейронов с высокодифференцированной, модально-специфической функцией).
Вторичные зоны, в которых преобладают верхние слои с ассоциативными нейронами, обладают модальной специфичностью в значительно меньшей степени.
Еще меньше модальная специфичность характерна для третичных зон описываемого блока («зоны перекрытия» корковых концов различных анализаторов).
Таким образом, этот закон описывает переход от дробного отражения частных, модально-специфических признаков к синтетическому отражению более общих схем воспринимаемого мира.
3. Закон прогрессивной латерализации функций.
Закон прогрессивной латерализации функций объясняет связь функций с определенным полушарием (по мере перехода от первичных зон к третичным зонам).
Первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны. На уровне вторичных зон часть функций, выполняемых левым и правым полушариями, остаются одинаковыми, но часть функций левого полушария уже отличаются от функций, выполняемых правым полушарием мозга.
Функции же третичных зон левого полушария уже коренным образом отличаются от функций аналогичных зон правого полушария мозга.
При поражении аппаратов второго блока мозга нарушение функций зависит от того, какие именно зоны пострадали.
При поражении первичных зон возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражителя одной модальности (слепое пятно, гемеанопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т. д.).
При поражении вторичных зон коры наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).
Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.
Причем, согласно закону прогрессивной латерализации, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространстве, а при поражении аналогичных зон левого полушария — страдает символическая ориентировка в пространстве.
Третий функциональный блок мозга
Третий функциональный блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга.
Аппараты третьего функционального блока мозга расположены кпереди от центральной лобной извилины и включают в свой состав моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.
Лобные доли отличаются очень сложным строением и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами.
Отличительной особенностью этого блока является:
По своей структуре и функциональной организации моторная кора относится к первичным, премоторная — к вторичным, а префронтальная — к третичным зонам коры больших полушарий.
Поэтому они выполняют функции, характерные для этих зон.
Нейроны моторной коры передают возбуждение к мышцам, отсюда начинается большой пирамидный путь. Именно эти зоны имеют ярко выраженную соматотопическую организацию, что наглядно проиллюстрировал Пенфилд («двигательный человечек»).
Премоторная кора обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию.
Префронтальные отделы играют решающую роль в формировании намерений, программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Они состоят из мелкозернистых клеток с короткими аксонами и обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией.
Поэтому могут выполнять ассоциативную функцию, получая импульсы от первого блока мозга и оказывать интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, приводя ее активирующие импульсы в соответствие с динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в префронтальной (лобной) коре.
Префронтальные отделы фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры, выполняя функцию общей регуляции поведения.
При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден.
При поражении моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц).
Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности.
Исследования А. Р. Лурия показали, что в этом случае целенаправленное поведение заменяется «полевым» поведением, нарушается программа выполняемой деятельности, лобный больной не может подобрать адекватные средства деятельности, отсутствует контроль за ее выполнением и коррекция ошибок. При этом наблюдается персеверация (повторяемость) и стереотипизация движений.
Анализ особенностей строения и функционирования трех функциональных блоков мозга позволяет предположить, что каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение всего психического процесса в целом.
Выделение этих блоков достаточно условно.
Аппараты первого блока мозга обеспечивают необходимый уровень активации остальных блоков, второй блок отвечает за прием, анализ и переработку информации, поступающей из внешней среды, от экстерорецепторов.
С одной стороны, эта информация составляет основу для интегративной деятельности третьего блока, а с другой — является одним из источников активности первого блока.
Роль третьего блока проявляется в его интегрирующей, регулирующей, модулирующей функции. Обеспечивая важный этап в переработке информации, аппараты третьего блока оказывают модулирующее влияние и на первый и на второй блоки, что приводит как к изменению уровня активации коры, с одной стороны, так и к изменению порогов ощущения и восприятия — с другой.
Анализируя взаимодействие блоков мозга с точки зрения деятельности, следует отметить, что первый блок участвует в формировании мотивов любой сознательной деятельности, второй — обеспечивает операциональную сторону деятельности, а третий — отвечает за формирование целей и программ деятельности.
Нарушение работы каждого из этих блоков обязательно приводит к дезинтеграции психической деятельности в целом, но каждый раз по-разному, так как приводит к нарушению соответствующих стадий деятельности.