концепция проблемного обучения а м матюшкин

Концепция проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин и др.)

концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть фото концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть картинку концепция проблемного обучения а м матюшкин. Картинка про концепция проблемного обучения а м матюшкин. Фото концепция проблемного обучения а м матюшкин концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть фото концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть картинку концепция проблемного обучения а м матюшкин. Картинка про концепция проблемного обучения а м матюшкин. Фото концепция проблемного обучения а м матюшкин концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть фото концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть картинку концепция проблемного обучения а м матюшкин. Картинка про концепция проблемного обучения а м матюшкин. Фото концепция проблемного обучения а м матюшкин концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть фото концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть картинку концепция проблемного обучения а м матюшкин. Картинка про концепция проблемного обучения а м матюшкин. Фото концепция проблемного обучения а м матюшкин

концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть фото концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть картинку концепция проблемного обучения а м матюшкин. Картинка про концепция проблемного обучения а м матюшкин. Фото концепция проблемного обучения а м матюшкин

концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть фото концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть картинку концепция проблемного обучения а м матюшкин. Картинка про концепция проблемного обучения а м матюшкин. Фото концепция проблемного обучения а м матюшкин

Целевая ориентация – развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности у учащихся.

Основная идея. Проблемное обучение — это тип современного обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки. Дл него характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащи­мися. Такая модель обучения восходит к методам систе­мы Д.Дьюи — обучение через делание. В 60-е годы ее вариант разрабатывал Дж.Брунер. В России этим занимались И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов. Но и в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. И как следствие этого существуют различные точки зрения на основополагающее понятие этой тео­рии — «проблемная ситуация» (24, 27, 28).

Преимущества проблемного обуче­ния:

Оно доказательно, что способствует осознанности знаний, превращению их в убеждения; учит мыслить научно, диалектически, раскрывает этапы научного поиска, развивает мыслительные способности; эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждаются творческие силы.

Основные принципы: принцип проблемности; принцип целеполагания; принцип бинарности.

Ограничения использования проблемного обучения:

—сложность построения всей дисциплины на идее проблемного обучения;

—значительные затраты времени преподавателя на подготовку занятий;

— высокие требования к уровню профессионализма преподавателя;

—использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у обучающихся.

Источник

Теория проблемного обучения

(А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.)

«Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это — формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».

Задействованное в таком процессе мышление называют продуктивным мышлением в противовес репродуктивному мышлению, которое основывается на воспроизведение уже известных человеку способов действий.

Проблемное обучение предусматривает процесс получения новых знаний (не важно, новых для субъекта или новых в истории данной проблемы) новыми, не применяемыми ранее средствами. Создание нового – это и есть творческий процесс.

Мотивация – это стимул к деятельности. Проблемное задание является здесь мощной познавательной мотивацией.

Чтобы раскрыть сущность проблемного обучения, необходимо знать понятия, лежащие в его основе.

Единицей процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира. Роль учителя состоит в том, что бы ученик почувствовал трудность практического или теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее.

Проблемная ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – это такие задания, которые ставятся перед учащимися и ориентируют их на самостоятельный поиск решений

В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуациии, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:

1. Возникновение (постановка) проблемной ситуации;

2. Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

3. Поиск способа решения проблемной задачи путем различных догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

4. Доказательство гипотезы;

5. Проверка правильности решения проблемной задачи.

В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций выделяются четыре уровня полноты проблемного обучения:

1. Проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока;

2. Преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися;

3. Учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем;

4. Все этапы разрешения проблемной ситуации проходятся самими учащимися, самостоятельность и познавательная активность учащихся наивысшая.

В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяют также четыре уровня проблемного обучения:

— уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие школьников в поиске способа решения поставленной учителем проблемы;

Эти показатели характеризуют уровень интеллектуального развития учащихся и могут применяться учителем как видимые показатели продвижения ученика в учебном развитии, в качестве основного содержания обратной информации.

В современной педагогике на основе психологической особенностей процесса обучения выделяютсячетыре главных условия эффективности проблемного обучения:

1. Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения;

2. Обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного;

3. Значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;

4. Необходимость «диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися».

Функции проблемного обучения:

Наиболее важными функциями проблемного образования, являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков мышления в использовании знаний и повышении уровня освоения учебного материала.

Формирование творческого мышленияизначально ставилось специфической целью проблемного обучения, его отличительной особенностью от традиционного обучения.

Приоритет информационной составляющей образования был присущ педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории, что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения.

Второй основной целью и функцией проблемного обучения, как уже отмечалось, является развитие у учащихся практических навыковиспользования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Значительно больший эффект проблемного обучения в этой сфере, нежели у традиционного обучения, достигается за счет психологических особенностей процесса усвоения знаний. Так, как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимся осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении.

К основным типам заданий, включение которых в систему работы учителя с учащимися будет способствовать формированию у них интеллектуальных умений, относятся прежде всего задания, носящие исследовательский характер (наблюдения, подготовка эксперимента, поиск ответа в научной литературе и т.п.), способствующие развитию пытливости, самостоятельности, индуктивного мышления. Имеется целый ряд заданий, направленных на развитие творческого мышления, среди которых чаще всего встречаются: написания сочинений, составление своих задач, «хитрых» заданий, где надо догадаться о каком-либо условии, содержащимся в неявной форме, задания по конструированию приборов или приспособлений и т.п.

Источник

Концепция проблемного обучения А.М.Матюшкина

Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

o процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

o проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

o условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

o закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Матюшкин А.М.: Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента:

o необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

o неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

o возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации

Правила создания проблемных ситуаций по Матюшкину. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

o Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

§ задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

§ неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

§ выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

o Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

o Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

o В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

o Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

o Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты

Источник

Концепция проблемного обучения А. М. Матюшкина. «Задача» и «проблемная ситуация».

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента: o необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; o неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; o возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемные ситуации дифференцируются А. М. Матюшкиным по критериям: структуры действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы (например, нахождения способа действия); уровня развития этих действий у человека, решающего проблему; интеллектуальных возможностей учащегося. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания.

1.Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.

2.Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3.Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4.Проблемными заданиями могут быть:

б) формулировка вопроса,

в) практические задания.

Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6.Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Понятия «задача» и «проблемная ситуация», являющиеся принципиальными в проблемном обучении, обозначают различные психологические реальности. Ситуация задачи не требует для своей характеристики обязательного включения в эту ситуацию субъекта действия. Не случайно поэтому в качестве первого этапа любого процесса решения задачи выделяется этап ее усвоения. При этом специально отмечается, что учащийся, перед которым ставится задача, не всегда ее принимает (Н.А. Менчинская). Основным условием возникновения проблемной ситуации является потребность человека в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Такая потребность может определяться как непосредственными практическими обстоятельствами выполнения действия, так и широкими общественными потребностями.

Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного задания, для выполнения нужного действия. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Важнейшей характеристикой неизвестного как центрального элемента проблемной ситуации в отличие от искомого как центрального элемента задачи является то, что неизвестное в проблемной ситуации всегда характеризуется какой-либо степенью обобщения. Несмотря на конкретность поставленного задания, неизвестное, которое должно быть раскрыто в проблемной ситуации для выполнения этого задания, всегда составляет общее отношение, свойство, способ и т. п., относящееся к целому классу близких заданий. Искомое задачи всегда или в большинстве случаев составляет единичное отношение или единичную конкретную величину. Таким образом, при характеристике проблемной ситуации показателем ее трудности для субъекта (учащегося) является не сложность самого задания, как в задаче, и не абстрактная степень новизны усваиваемых знаний, а та степень обобщения, которой должен достигнуть учащийся в процессе поиска неизвестного в проблемной ситуации. Показатель обобщения является, таким образом, общей единицей процессов мышления человека, возможностей учащегося в усвоении новых знаний и той основной ситуации, в которой осуществляется процесс мышления.

Важным элементом проблемных ситуаций, без которого невозможно целенаправленно их создавать и использовать, являются возможности учащегося, включающие как его интеллектуальные способности, так и достигнутый им уровень знаний. Главная характеристика этих возможностей при постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию, заключается в том, что с помощью достигнутых знаний и способов действия учащийся не может выполнить поставленного задания, но они должны быть достаточными для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения задания. Чем большими возможностями обладает учащийся, тем более общие отношения могут быть представлены ему в неизвестном усваиваемом знании. Чем эти возможности меньше, тем менее общие отношения могут быть раскрыты учащимся в решении проблемной ситуации. Процесс проблемного обучения оказывается как бы слагающимся из двух необходимых этапов: 1) этапа постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию, и 2) этапа поиска неизвестного в этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования ученика (в старших классах и в вузе), либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для выполнения проблемного задания. Эти сведения и составляют усваиваемые учеником знания.

Поиск неизвестного в проблемной ситуации составляет главное звено проблемного обучения. Он совпадает с процессом усвоения новых знаний.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Концепция проблемного обучения А. М. Матюшкина. «Задача» и «проблемная ситуация».

Концепция проблемного обучения А. М. Матюшкина. «Задача» и «проблемная ситуация».

Источник

Концепция проблемного обучения а м матюшкин

концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть фото концепция проблемного обучения а м матюшкин. Смотреть картинку концепция проблемного обучения а м матюшкин. Картинка про концепция проблемного обучения а м матюшкин. Фото концепция проблемного обучения а м матюшкинРобот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть

Умение действовать по готовым алгоритмам и выученным правилам, решать стандартные задачи – лишь часть того содержания образования, который должен усвоить ученик. Реальные жизненные ситуации, как правило, отличаются от учебных заданий и требуют от человека умений самостоятельно находить решение, выбирать для него оптимальный способ. Поэтому среди противоречий современного учебного процесса часто называют разрыв между усвоенными знаниями и умениями с одной стороны и готовностью ученика применять их на практике для решения учебных и практических задач – с другой. На преодоление этого противоречия направлена одно из наиболее известных современных дидактических концепций: концепция проблемного обучения.

Концепция проблемного обучения предполагает поиск резервов умственного развития учащихся: способности к творческому мышлению и самостоятельной познавательной деятельности. Научное обоснование данной концепции сделано в 1960–1970-х гг. работах Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконя и др.

Суть проблемного обучения состоит в организации педагогом для учащихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций, их принятия и решения в процессе совместной взаимодействия учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников и общем направляющем руководстве педагога.

Проблемные ситуации возникают, например, в таких случаях:

— если обнаруживается несоответствие между уже известными учащимся фактами и новыми знаниями;

— если учащиеся сталкиваются с новыми для них условиями использования уже имеющихся знаний, умений и навыков;

— если необходимо выбрать из известных ученику способов решения учебно-познавательной задачи единственный правильный или наилучший и т.д.

При создании проблемных ситуаций учителю следует руководствоваться правилами:

— каждое задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет ученик;

— то неизвестное, которое нужно «открыть» ученику при разрешении проблемной ситуации, должно подлежать усвоению, способствовать формированию действительно важных знаний и умений;

— выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика интерес, потребность в усваиваемом знании.

В проблемном обучении принято выделять четыре основных этапа:

1) осознание проблемной ситуации («ситуация требует разрешения, потому что…»);

2) анализ ситуации и формулировка проблемы («проблема состоит в том. что…»;

3) решение проблемы: выдвижение гипотез и обоснование путей решения, отбор наиболее логичных гипотез и их последовательная проверка;

4) проверка правильности решения («противоречие устранено, потому что…»).

Подводя итог, особенности проблемного обучения можно изобразить с помощью следующей ментальной карты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *