концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

Традиционная педагогическая технология, ее методологические основы. Классно-урочная система Я.А. Коменского, концептуальные положения.

Ассоциативная концепция обучения, особенности методики, ее достоинства и недостатки. Игровые технологии: история возникновения и социально-педагогическое значение игры, теории игры, особенности их организации и применения

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде вс его классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всœестороннее развитие было декларацией).

Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения.Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

Особенности содержания.Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объёме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики.Традиционная технология представляет собой прежде всœего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

Методы усвоения знаний основываются на:

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.

В составе учебной деятельности ребенка:

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всœесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

При этом в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителœем, предметом, школой, с семьей.

Положительные стороныОтрицательные стороны
Систематический характер обученияШаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материалаo Нерациональное распределœение времени урока.o На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
Организационная четкостьo Учащиеся изолируются от общения друг с другом.o Отсутствие самостоятельности
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителяo Пассивность или видимость активности учащихся.o Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).o Слабая обратная связь. Усредненный подход
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обученииОтсутствие индивидуального обучения

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я.А. Каменским. данная теория базируется на следующих принципах:

· всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;

· основной метод – упражнение.

Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащении сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость данной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

III. Современное традиционное обучение (ТО)

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок;

— урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

— учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Классификационные параметры ТО

По уровню применения:общепедагогическая.

По философской основе:педагогика принуждения.

По концепция усвоения:ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры— информационная, ЗУН.

По характеру содержания:светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления:традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам:классно-урочная, академическая.

По подходу к ребенку:авторитарная.

По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная.

По категории обучаемых:массовая.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

• формирование системы знаний, овладение основами наук;

• формирование основ научного мировоззрения;

• всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

• воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;

• воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели ТО представляет воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:

• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

• природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

• последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

• сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

• принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

• принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

• учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание образования в традиционной массовой школе, сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

• регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);

• ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Методы усвоения знаний основываются на:

• сообщении готовых знаний;

• обучении по образцу;

• индуктивной логике от частного к общему;

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:

• самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

• планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения классно-урочная. Ее отличают:

Положительные стороныОтрицательные стороны
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обученииШаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь. Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Источник

Традиционные технологии обучения (ТТО)

Традиционные технологии обучения (ТТО) – технологии, построенные на основе классно – урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. Традиционное обучение подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVIII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками, – атрибуты классно-урочной системы,

Классификационные параметры ТТО: по уровню применения – общепедагогическая; по философской основе – педагогика принуждения; по основному фактору развития – социогенная (с допущением биогенного фактора); по концепции усвоения – ассоциативно-рефлектор – ная с опорой на суггестию (образец, пример); по ориентации на личностные структуры – информационная, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН); по характеру содержания – светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая; по типу управления – традиционное классическое + ТСО; по организационным формам – классно-урочная, академическая; по подходу к ребенку – авторитарная; по преобладающему методу – объяснительно-иллюстративная; по категории обучаемых – массовая.

Целевые ориентации. Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. Напр., в советской педагогике цели обучения формулировались так:

Т.о., по своему характеру цели ТТО представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию целей ТТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились – исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно- эмоциональной и творческой.

Концептуальную основу ТТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским, т.е. принципы:

Обучение в ТТО понимают как процесс передачи

знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений – подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы, средства.

Особенности содержания. Содержание образования в отечественной ТТО сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-техническо – го прогресса) и по сей день является технократическим (имеется в виду ТТО в Российской Федерации). Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания (данные Г.К. Селевко, 1998). Традиционная система образования остается в основном единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения – централизовано.

Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри к-рых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики. ТТО представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Авторитаризм процесса обучения проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»); централизации контроля; ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»). В такой системе ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Учитель же – командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы». Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний, обучении по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении и репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель, планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производится не им самим, а учителем, др. взрослым. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма – «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности уч-ся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной (в Российской Федерации – пятибалльной, в Республике Беларусь – десятибалльной) оценки знаний, умений и навыков уч-ся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок. Количественная оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на уч-ся. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует уч-ся на «хороших» и «плохих». Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепции).

К ТТО относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результат усвоения проверяется в форме зачетов.

Источник

Традиционная педагогическая технология

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения.Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

Особенности содержания.Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Смотреть картинку концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Картинка про концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована. Фото концептуальная основа технологии традиционного обучения сформулирована

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики.Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

Методы усвоения знаний основываются на:

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.

В составе учебной деятельности ребенка:

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой, с семьей.

Положительные стороныОтрицательные стороны
Систематический характер обученияШаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материалаo Нерациональное распределение времени урока.o На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
Организационная четкостьo Учащиеся изолируются от общения друг с другом.o Отсутствие самостоятельности
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителяo Пассивность или видимость активности учащихся.o Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).o Слабая обратная связь. Усредненный подход
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обученииОтсутствие индивидуального обучения

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *