коптский храм в египте
Копты – египетские христиане и уникальный народ
Копты и их Церковь
Слово «копт» появилось путём искажения наименования «Египет». Долгое время коптами называли всех коренных египетских жителей для их отличия от остального населения, среди которого было множество переселенцев (греки, римляне). Однако после мусульманского завоевания Египта (середина 7 века) термин «копты» стали применять в отношении тех коренных жителей, которые исповедуют христианство. Таким образом, это этнорелигизное понятие и можно сказать, что копты – египетские христиане.
Коптская Церковь является отдельным национальным религиозным сообществом, входящим в группу Древневосточных христианских церквей. Они откололись от христианства в 5 веке, не признав положений Четвёртого и последующих Вселенских соборов. Ассирийская церковь Востока не признала также Третий Вселенский собор.
Зарождение Коптской Церкви
В середине 1-го века ученики Иисуса Христа начали распространять Его учение по всему миру. В Египте, согласно Преданию Церкви, проповедовал апостол Марк. Именно Марк считается основателем и первым патриархом Коптской Церкви. Она пребывала в единстве с мировым христианством до 5 века. Широко почитаются в Православии коптские монахи. Среди них святители Афанасий, Василий, Пахомий и Антоний Великие, а также преподобный Павел Фивейский.
С 4-го века Святая Церковь проводила Вселенские соборы – собрания христианских архиереев со всего мира. На соборах, в первую очередь, решались вопросы догматического характера. Так формулировалось единое истинное вероучение, чтобы противостоять различным ересям (учениям, искажающим понимание и почитание Бога).
Египетская Церковь соглашалась с решениями первых трёх Вселенских соборов. Однако она не приняла постановление Четвёртого собора (Халкидон, 451 год) о двух природах Христа – человеческой и Божественной. Рассмотрим этот конфликт подробнее.
Коптская Церковь и Православие: догматическое различие
Православие учит, что Христос – Сын Божий, воплотившийся и пострадавший на Кресте ради нашего спасения. То есть Бог по Своему смирению и любви к человеку Сам стал человеком. Но при этом не перестал быть Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
«Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, не смотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого. И человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного» (Полное собрание творений, том 4).
Таким образом, Христос Бог – одна Божественная Личность с двумя природами (Божественной и человеческой). Данная концепция в богословии именуется диофизитством.
В 4 веке среди христиан начали распространяться ереси монофизитства и несторианства. Первая учила о Божественности Христа, но отрицала наличие у Него подлинной человеческой природы. Это противоречит учению о Боговоплощении и, соответственно, подразумевает, что Дева Мария не была Богородицей. Монофизиты именовали Её Христородицей.
Несториане верили, что Христос – человек, в котором живёт Бог. Таким образом, они видели во Христе не только две природы, но и две личности. Это тоже отрицает подлинное Боговоплощение и умаляет Божественность Христа. Третий и Четвёртый Вселенские соборы осудили данные ереси и окончательно утвердили соответствующие диофизитству христологические догматы.
Коптская Церковь тоже осудила несторианство и монофизитство. Однако она не согласилась с концепцией диофизитства, усматривая в ней тяготение к несторианству. Копты верят, что две природы Христа слились в одну – Богочеловеческую. Такой взгляд на естество Господа именуется миафизитством. Православие не может принять данное учение. Церковь видит в нём отрицание Христа как подлинного Бога и подлинного Человека одновременно. Такое богословское разногласие спровоцировало отделение Египетской Церкви от мирового христианства. Этот процесс завершился в середине 6 века.
История Коптской Церкви после отделения от Православия
В 7 веке Египет был захвачен арабами, которые практически полностью исламизировали некогда христианскую территорию. В последующие столетия были и жестокие гонения египетских христиан, и периоды относительной веротерпимости. Копты навсегда остались национальным и религиозным меньшинством в родной стране.
Наиболее тяжёлое время для коптов пришлось на рубеж 10-11 веков. У власти находился преследовавший христиан фатимидский халиф аль-Хаким. Второй пик притеснений был в период с 1279 по 1447 гг. при мамлюкских правителях. Они изгнали коптов с государственных постов и ужесточили социальные ограничения христиан.
Притеснения коптов имели место даже в конце 20 века. Например, ещё недавно египетские христиане не имели права избираться в парламент. В 1981 году египетские власти арестовали множество церковных и светских лиц коптской общины. Патриарх был отстранён от исполнения обязанностей и сослан в монастырь.
Копты (египетские христиане): современное положение
Положение коптов в Египте сегодня остаётся нестабильным. С одной стороны, государство предприняло ряд шагов по защите их прав. Так, с 2003 года Рождество в Египте является национальным праздником. Хотя единственной государственной религией в Египте остаётся ислам. Разрешено отмечать и другие христианские праздники. Торжественные праздничные богослужения транслируются по государственным телеканалам. Также египетские власти приняли закон, гарантирующий присутствие коптов в парламенте. Некоторые из них являются министрами.
С другой стороны, египетский христианин всё ещё страдает от радикального ислама. Множество нападений на христианские церкви было совершено в годы египетской революции (2011-2013), когда власть на некоторое время оказалась в руках мусульманских радикалов. Нередко случаются теракты. Например, в 2017 году был обстрелян перевозивший коптов-христиан автобус. Погибло более 30 человек, столько же были ранены.
По официальным данным, сегодня в Египте проживает около 6 млн. коптов. Независимые источники указывают в 2-3 раза большие числа. Крупнейшая диаспора (около 500 тысяч человек) находится в США. Протоиерей Олег Давыденков отмечает:
«Копты, наверное, как никто другой сегодня, представляют собой достойный пример свидетельства христианской веры в мусульманском мире. Они показывают, каким образом христианская церковь может успешно исповедовать свою веру. И при этом усиливать свое влияние в обществе, действуя не путем реформ протестантского характера и отказа от своих традиций, а, наоборот, путем возвращения к ним».
Копты (египетские христиане): отличие от Православия
Учения Коптской и Православной Церквей во многом идентичны, поскольку имеют общую раннехристианскую основу. Однако, как уже было сказано, между ними существует серьёзное разногласие христологического характера.
Заметно отличаются русские и египетские богослужебные обряды. В РПЦ существует 3 основных чина Божественной литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Также эпизодически служится Литургия апостола Иакова. В Коптской же Церкви служатся литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Последняя является наследницей коптской литургии апостола Марка (вышла из употребления в 12 веке).
Коптская литургия имеет ряд специфических элементов. Это обряд представления Святых Даров (священник одной рукой касается Даров, а другой благословляет молящихся). А также начертание креста священником — на Хлебе смоченным в освящённом Вине указательным пальцем). В коптской литургии нет Малого и Великого Входов, а также пения Херувимской песни. Зато Новый Завет читается 4 раза.
Копты (египетские христиане) молятся 7 раз в сутки, обратившись на восток. Характерным элементом священнического одеяния коптов является плат «эфод», который возлагается на голову и плечи. При входе в коптский храм необходимо снять обувь (влияние ислама). И у женщин, и у мужчин должна быть покрыта голова. Внутри церкви расположены ряды скамеек или стульев, поскольку на богослужении принято сидеть. Икон и фресок в коптском храме не так много, как в православном. Также в алтаре нет жертвенника. Алтарная перегородка не всегда является иконостасом, на ней могут отсутствовать иконы. Протоиерей Олег Давыденков приводит ещё одно отличие:
«У коптов более простое отношение к святыням. Например, любой копт может войти в алтарь и приложиться к престолу, что у нас разрешено только священнослужителям. Однако эта простота проистекает не от небрежения, а от непосредственной живой веры, идущей не от ума, а от сердца».
Отношения Коптской Церкви и РПЦ
Отношения Коптской и Русской Православной Церквей можно охарактеризовать как дипломатические. Их предстоятели неоднократно совершали официальные визиты друг к другу. Евхаристическое же общение (взаимное участие в Таинствах) между Церквями невозможно из-за догматических разногласий.
«По милости Божией между нашими Церквами проблем нет. Имеются богословские вопросы, которые достались нам из глубокой древности и относительно которых мы совместно работаем, чтобы преодолеть существующие разногласия. Но есть реальные проблемы, которые сегодня волнуют христиан и всё человечество».
Коптский Патриарх Феодор II, посещая Россию в 2014 году, отметил, что его визит является возможностью выразить уважение патриарху Кириллу и благодарность российскому государству за поддержку Египта в период кризиса.
Египетские копты в вопросах и ответах
В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви.
Епископ Тавадрос. © REUTERS Mohamed Abd El Ghany |
Каковы полномочия коптского патриарха?
Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину.
Кто такие копты?
Копты представляют собой большинство египетских христиан, которые распределены по более чем десяти различным церквям. Они любят называть себя «подлинными египтянами». Их название произошло от греческого слова «aegyptos» путем редукции первого слога. Они занимают видное место как в истории, так и в современной жизни Египта, и не желают, чтобы их воспринимали как «меньшинство». В результате активной работы прошлого патриарха Шенуды III в сообществе наблюдается религиозный подъем.
|
Монастырь преподобного Бишоя в Египте, где похоронен патриарх коптской церкви Шенуда III |
Сколько их?
У нас нет достоверных данных на этот счет. На коптов приходится порядка 6-10% от 83 миллионов египтян. В церкви обычно называют цифру в 12%. Египетские копты – это потомки тех, кто не перешел в ислам с течением веков. Эмиграция также играет заметную роль. В США находится их крупнейшая диаспора, в которой насчитывается 500 000 человек.
В чем их отличие от других христиан?
Их церковь зародилась в результате раскола. В 451 году в Халкидоне египетские христиане делали выбор в пользу монофизитской доктрины, из которой следует, что Христос обладает единой божественной природой. Примерно такой же доктрины за несколькими отличиями придерживается и православная церковь. Коптские ритуалы довольно сложны, в них большое место отводится культу мучеников. Кроме того, существуют католическая и евангелическая коптская церкви, которые были основаны в XIX веке. Их одеяния восходят еще к временам фараонов. К тому же, как и египетским мусульманкам, коптским женщинам нередко делают обрезание.
К каким общественным кругам они принадлежат?
Их представителей можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства. Крестьяне-копты проживают преимущественно в Верхнем Египте. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли активную роль в торговле и промышленности, кроме того, их было много среди крупных землевладельцев. Аграрная реформа и национализации Насера лишили их большей части богатств. Сегодня в стране вновь появляется множество состоятельных коптов.
Как складываются их отношения с государством?
|
Коптские церкви Каира, квартал Мэри Гиргис |
Со времен Насера президенты Египта проводили дискриминационную политику по отношению к их соотечественникам-христианам. В 1970 году Садат сделал исламские законы шариата частью Конституции. Коптский патриарх Шенуда III выразил протест, однако все было впустую. В 1981 году Садат отправил его под домашний арест, из которого его освободил Мубарак в 1985 году. Впоследствии Шенуда III начал политику сближения с властью, которая иногда воспринималась как чрезмерно податливая среди юных коптов.
До сегодняшнего дня президентом Египта мог быть только мусульманин. Кроме того, по негласному правилу, копты не могут пробиться в высшие эшелоны вооруженных сил. В последние годы руководства страной Мубарак назначил нескольких коптов в правительство: им в том числе достался портфель министра экономики. Тем не менее, по результатам последних выборов при его режиме, которые, как и раньше, были «подтасованы», коптам досталось всего десять депутатских мест (семь из них были назначены президентом) в парламенте из более чем 500 представителей.
Обладают ли они свободой вероисповедания?
Да, но до 2000 года им требовалось президентское разрешение на строительство или расширение церкви. Причем выдавали его исключительно редко… Построенные без разрешения здания нередко сносили бульдозерами. Власть оказала эту услугу исламистам в обмен на их отказ от создания политической партии. В 2000 году Хосни Мубарак передал эти полномочия губернаторам, однако на ситуации это почти не отразилось.
Чего они могут ждать от новой власти?
Сегодня в правительстве «Братьев-мусульман» работает коптское меньшинство, которому поручены научные вопросы. В числе трех ближайших советников президента Мурси находится копт Самр Маркос, который занимается проблемами политического переходного процесса. В проекте Конституции обозначено, что личный статус и религиозные дела в этих общинах будут определяться на основе «принципов христианских и иудейских законов», что вовсе не обязательно по нраву светски настроенным коптам. Кроме того, пока еще нет определенности насчет шариата. Его «принципы» должны быть «главным источником закона», что оставляет самые широкие возможности для интерпретации. Тем более, что в статье 4 утверждается, что принимать решения о сути этих самых принципов будут «мудрецы» из Университета Аль-Азхар.
Коптская церковь в Египте: основатель, история, традиции
Несмотря на то что 95 % жителей современного Египта исповедуют ислам, весьма заметную роль в жизни страны играют и христиане-копты ─ последователи автокефальной (самостоятельной) православной церкви. Её создание явилось результатом раскола, происшедшего в VI веке в единой прежде христианской церкви Африки, возглавлявшейся Александрийским патриархом.
Две концепции природы Сына Божьего
На IV Вселенском соборе, состоявшемся в 451 году в Халкидоне (район современного Стамбула), произошло событие, повлиявшее на жизнь всех последующих христиан Египта. Патриарх Александрийский Диоскор, а также ряд его последователей встали на сторону приверженцев учения, известного как монофизитство. Оно строится на утверждении о том, что Иисусу Христу присуща лишь божественная природа, в которой нет места человеческому естеству.
В свою очередь, их оппоненты диофизиты исповедовали иной догмат, принятый ныне большинством христиан мира. Он сводится к тому, что природа Иисуса Христа одновременно божественная и человеческая, причём обе они соединены в Нём не слитно и не раздельно. То есть они признают Иисуса Христа одновременно истинным Богом и истинным человеком, в котором сочетаются все особенности простых людей, кроме их склонности ко греху.
Раскол среди христианских церквей
Это догматическое разногласие послужило причиной раскола между христианами, в результате которого образовалось несколько автокефальных церквей, названных нехалкидонскими за отказ принять постановление IV Вселенского собора, осудившего монофизитов. К их числу относится и Христианская церковь Египта, именуемая коптской по названию этнорелигиозной группы населения, члены которой составляют большинство её последователей.
Происхождение слова «копты» относится к VII веку, когда арабы, захватившие Египет, обозначали им местных жителей. Со временем оно распространилось за пределами государства, и многие чужестранцы стали называть так египтян. Тогда же вошёл в употребление распространённый ныне термин ─ Коптская церковь.
Тяготы, ставшие уделом египетских христиан
На момент религиозного раскола Египет входил в состав Византийской империи, где христианство было построено на концепции диофизитства. В результате все последователи Александрийского епископа, осмелившегося идти вразрез с решениями Халкидонского собора, были объявлены еретиками и подверглись жестоким гонениям.
История коптской церкви этого периода полна драматических событий. Не менее тяжёлыми были и времена, когда Египет оказался под властью вначале арабов, а затем турок. И те и другие жестоко преследовали христиан, разрушая их храмы и уничтожая священников.
Свет христианства, воссиявший в Египте
Согласно Священному преданию, основателем Коптской церкви в Египте является святой Марк ─ один из 70 учеников и апостолов Иисуса Христа. После воскрешения и последующего вознесения Учителя он отправился сеять по миру слово Божье. Апостолу Марку мы обязаны одним из четырёх принятых в христианстве Евангелий. Впервые появившись на берегах Нила в 47 году, он развернул широкую проповедническую деятельность, в результате которой многие египтяне, порвав с язычеством, обратились к истинной вере. Он же впоследствии стал первым епископом новообразованной им Коптской церкви.
Отдав более 20 лет божественному служению и став основателем многих христианских общин как в самом Египте, так и в ряде других африканских стран, на закате дней своих святой проповедник и евангелист стяжал венец мученичества. Схваченный язычниками и влекомый ими на неправедное судилище, апостол Марк скончался, выразив готовность предать дух Богу, которому посвятил всю свою жизнь.
Церковная структура, принятая у египетских христиан
В наши дни Коптская церковь включает в себя 26 епархий, делящихся, в свою очередь, на 400 общин, находящихся как на территории самого Египта, так и в странах его диаспоры, таких как Америка, Канада, Австралия и ряде других. В них богослужения проводятся на английском языке.
Предстоятель церкви носит титул Святейшего папы, Патриарха Александрии. Его избрание совершается общим собранием архиереев, в котором принимают участие также и простые миряне ─ по 12 депутатов от каждой епархии. Весьма характерно, что в качестве претендентов на столь высокий пост могут рассматриваться кандидатуры не только епископов, как это делается, например, у нас в России, но и рядовых монахов.
Ещё одна отличительная черта этих выборов состоит в том, что их победитель определяется жребием. В этом участники собрания усматривают изъявление Божьей воли и со смирением её принимают. Патриарх Коптской церкви, избранный в результате жеребьёвки, впредь не может быть смещён со своей должности и занимает её пожизненно, руководя церковью. Только он один вправе рукополагать новых епископов.
Главный собор египетских христиан и система религиозного обучения
Резиденцией патриарха является собор святого Марка в Каире (его фото представлено ниже). Это грандиозное и весьма оригинальное по своей архитектуре сооружение было возведено в 1968 году. Инициатором его строительства стал правивший в тот период папа Кирилл VI, а автором проекта ─ египетский архитектор Мишель Бакхум. В соборе хранится величайшая святыня коптов ─ частица мощей святого Марка, ставшего, как уже говорилось выше, основателем их церкви.
Несмотря на то что основная религия Египта ─ это ислам, в стране создана сеть христианских учебных заведений, как начальных, представляющих собой общеобразовательные школы с религиозным уклоном, так и ориентированных на подготовку священнослужителей. Главная коптская семинария уже многие годы действует в одном из центральных районов Каира, поблизости от собора Святого Марка. Там же расположен открытый в 1959 году Институт высших исследований, занимающийся изучением истории христианской культуры в Египте.
Храм, ставший наследием британских магнатов
В столице Египта, кроме собора Святого Марка, о котором речь шла выше, находится древний храм апостолов Петра и Павла, чудом уцелевший после ряда религиозных конфликтов, потрясавших страну на протяжении веков. Кроме того, множество христианских церквей можно увидеть и в других городах страны. Наиболее известной из них является храм в городе Хургаде, построенный в начале XX века англичанами, занимавшимися в этом районе добычей нефти.
Первоначально он предназначался исключительно для персонала британской нефтедобывающей кампании, и в нём проводились богослужения в соответствии с традициями англиканской церкви. Но после того как месторождения истощились и зарубежные магнаты потеряли к Хургаде интерес, храм был передан в распоряжение коптов. Его фото открывает статью.
Фрески и иконы в египетских православных храмах
Внутреннее оформление коптских церквей, как правило, не отличается нарочитой пышностью, и даже фрески встречаются нечасто. Обычно их создатели ограничиваются тем, что гладко оштукатуренные стены окрашивают в белый цвет. Иконостас же представляет собой конструкцию, состоящую из деревянных резных панелей, лишь в верхней части которой помещается ряд икон.
Весьма своеобразен и художественный стиль, в котором выполнены фигуры святых. Как правило, они лишены объёмности, непропорциональны по своему строению и почти не детализированы. В целом, эти изображения чем-то напоминают детские рисунки.
Прочие особенности коптских церквей
Ещё одним отличием египетских храмов являются ряды скамеек, расположенные во внутреннем помещении, так как во время богослужений прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, крест, расположенный на куполе, имеет объёмную форму, позволяющую ориентировать его сразу по четырём сторонам света. На фото, представленном ниже, это хорошо видно.
Поскольку египетские христиане живут в окружении мусульман, среди которых нередко встречаются крайне радикальные исламисты, то для защиты от возможных провокаций с их стороны храмы ограждаются высокими и прочными стенами. Однако для всех, кто приходит с добрыми намерениями, их двери бывают открыты, независимо от того, прихожанин это или заезжий турист, принадлежащий к иной религиозной конфессии.
В последние десятилетия в стране наблюдается тенденция к возрождению монашества. В одном лишь оазисе Вади-эн-Натрун, расположенном в ста километрах от Каира, Коптской церкви принадлежат 12 мужских и 6 женских обителей. Одной из характерных их особенностей являются сохранившиеся доныне монахи-отшельники, по благословению настоятелей удаляющиеся в безлюдные районы пустыни и живущие там в собственноручно вырытых пещерах, совершая при этом непрестанные аскетические подвиги.
Коптские обряды и праздники
Нынешние копты считают себя прямыми потомками жителей Древнего Египта, и, несмотря на то что их национальный язык давно вышел из употребления, они используют его во время богослужений. Известно, что благодаря знанию коптского языка известному французскому египтологу Луи Шампольону удалось расшифровать иероглифы.
В вопросах, касающихся религиозных праздников и обрядов, копты во многом схожи с последователями иных православных церквей. В течение года они отмечают 7 больших и столько же малых Господних праздников. Кроме того, коптский календарь содержит в себе 32 праздника, посвящённых Деве Марии, пользующейся у них особым почитанием. С особой торжественностью отмечаются Рождество Богородицы, Введение во храм и, разумеется, Успение.
Богослужения, совершаемые в коптских храмах, имеют свою специфику, поскольку сохранили в себе многие элементы, заимствованные из раннехристианских времён. Согласно установившейся традиции, они совершаются 7 раз в течение суток, на коптском и арабском языках. Такое двуязычие объясняется тем, что коптский язык, давно вышедший из употребления, непонятен большинству прихожан.
Особенности коптских религиозных традиций
При большой обрядовой и литургической схожести с иными православными церквами мира Коптская церковь имеет ряд особенностей, присущих только ей одной. Это относится в первую очередь к обрезанию, заимствованному некогда из иудаизма, и практиковавшемуся в раннехристианских общинах.
Однако, сохранив эту отвергнутую во всем христианском мире традицию, копты пошли ещё дальше, введя на определённом этапе своей истории практику женского обрезания. В настоящее время этот варварский обычай запрещён в Египте, и руководство церкви от него всячески дистанцируется. Но традиция не умирает, и женское обрезание хоть и негласно, но продолжает повсеместно совершаться.
Сегодняшний день христианской церкви Египта
В настоящее время основное количество коптов проживает на территории Египта и составляет 8 млн человек. Кроме того, ещё около 2 млн человек проживают за границей в различных странах мира. В силу особенностей своего вероучения Коптская церковь поддерживает наиболее тесные связи с другими церквями монофизитского толка, такими как сирийская, эфиопская, армянская, эритрейская и маланкарская. Осуществляются также контакты и представителями иных конфессий.
В 2014 году предстоятель Коптской церкви Шенуд III посетил Россию и был принят патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Эта встреча явилась знаком сближения двух ветвей православия и попыткой установления между ними конструктивного диалога. Глава египетских христиан в рамках своего визита посетил ряд московских храмов и монастырей. В память о днях, проведённых в российской столице, он получил в дар от патриарха Кирилла пастырский посох с надписью, гласящей, что у коптских христиан есть братья, в которых они всегда могут найти опору.
Поскольку основная религия Египта ─ ислам, который исповедуют 95% населения, копты на протяжении всей истории своей церкви не знали лёгких времён. Вот и в наши дни нередко в сообщениях мировых СМИ появляется информация о различных провокациях, а подчас и открытых террористических актах, совершаемых в отношении христианского населения страны. Однако, несмотря ни на какие трудности, Коптская церковь продолжает неуклонно развиваться, бережно сохраняя традиции прошлых веков и укрепляя веру в сердцах своих последователей.