коррекционно развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта екжанова
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях.
Тенденции к обобщению научных и практических подходов являются закономерными для развития человековедческих знаний в современном обществе и обусловлены достижениями и изменениями в понимании эволюционных процессов, произошедших в развитии таких наук, как философия, деонтология, общая и возрастная психология, дошкольная, общая и коррекционная педагогика, психофизиология, нейропсихология, специальная психология, методология и дидактика преподавания отдельных учебных предметов. Трансформации в научном мировоззрении тесно связаны с изменениями в прикладных областях социальной сферы — в базе нормативно-законодательных актов, в образовании, в семейном воспитании. Ответом на социальный заказ и является предпринятая нами попытка дать современный концептуальный подход и предложить практикам конкретные ориентиры в определении направлений и содержания коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
Исходными теоретическими положениями представленной программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии. Л. С. Выготский увидел и вывел на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка. Тем самым были заложены основы для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В трудах Л. С. Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе системы коррекционного обучения и воспитания. Продолжение идей Л. С. Выготского нашло отражение в трудах его учеников: Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурия, Н. Г. Морозовой и Д. Б. Эльконина, внесших весомый вклад в развитие отечественной психологии и педагогики.
Коррекционно развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта екжанова стребелева
В системном подходе реализуется отношение к ребенку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого — динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, который рассматривается в программе как стержень коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом.
Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде (Н. Г. Морозова, 1976; А. А. Катаева, 1978, и др.). Следовательно, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребенка. Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.).
Коррекционно развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта екжанова стребелева
Ориентиром для коррекционного воспитания детей с нарушениями интеллекта явились результаты исследований А. В. Запорожца, которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию амплификации детского развития, предусматривающую создание определенных условий для обогащения всех сторон личностного развития и их взаимосвязь.
В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя особые, качественно отличающиеся специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий тип деятельности; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.
В каждом психологическом возрасте главной является генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок — взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания.
Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.
Коррекционно развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта екжанова стребелева
Исходя из этого положения, принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
§ формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;
§ учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических
новообразований в каждом возрастном периоде;
§ деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
§ единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
§ анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;
§ развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;
§ включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
§ расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
§ формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;
§ реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование
методов и приемов работы;
§ стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;
§ расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
§ определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка.
Сравнительный анализ программ развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта
Описание презентации по отдельным слайдам:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта старший воспитатель МДОУ ЦРР №50 Миховская Т.В. г. Дедовск 2020 год
Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.
Классификация интеллектуальных нарушений Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся: Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций. Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию). Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций. Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта в программе выделены шесть разделов «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребенка в разные возрастные периоды. Содержание разделов программы изложено с учетом следующего алгоритма: дана краткая аннотация каждому разделу и подразделам программы, характеризующая значимость данного вида деятельности для развития ребенка и коррекции имеющихся отклонений; определены задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми по данному разделу на каждый год пребывания ребенка в детском учреждении; сформулированы задачи обучения и воспитания детей на каждый квартал учебного года; предложены темы для планирования и проведения групповых и подгрупповых занятий с детьми в процессе работы по данному разделу; определены возрастные показатели потенциальных возможностей и достижений ребенка по всем годам обучения в каждом из разделов, представленных в программе.
Раздел I. Здоровье Раздел II. Социальное развитие В данном разделе программы рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, определяются задачи формирования представлений о здоровом образе жизни ребенка и членов его семьи, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обеспечение детей приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью. формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»); развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»); формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).
Раздел III. Физическое развитие и физическое воспитание Раздел IV. Познавательное развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Данный раздел включает следующие подразделы: «Сенсорное воспитание», «Формирование мышления», «Формирование элементарных количественных представлений», «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Обучение грамоте».
Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечкано- ва, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой. включает пять разделов: Сенсомоторное развитие и основы здорового образа жизни Познавательно-речевое развитие Формирование основ безопасности жизнедеятельности. Художественно-эстетическое развитие Труд. Содержание коррекционно-развивающей работы в разделах сгруппировано по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Они развиваются, формируются, расширяются и уточняются в процессе разнообразных видов деятельности. Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе программы, возможно лишь в условиях комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов дошкольного учреждения, а также при участии родителей в реализации единых требований к работе с детьми.
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Физическое воспитание ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Физическое воспитание, Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, Сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды. формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков, развитие речи и профилактика речевых нарушений, конструирование, формирование элементарных математических представлений).
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Основными формами работы по воспитанию у детей представлений о пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения на железной дороге, правилах поведения в природной среде являются наблюдения, экскурсии, игры с правилами (дидактические и подвижные), творческие игры (театрализованные и сюжетно-ролевые). изобразительная деятельность, музыкальное воспитание. ТРУД Трудовое воспитание детей с ЗПР происходит в так называемой «бытовой» деятельности: Для этого создаются специальные условия, которые позволяют успешно сформировать у детей эти навыки.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие задачи: развитие и совершенствование общей моторики; • развитие и совершенствование ручной моторики; • развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации); • развитие слухового восприятия, внимания; • развитие зрительного восприятия, памяти; • развитие ритма; • формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры; • совершенствование лексических грамматических средств языка; • развитие навыков связной речи; • обогащение коммуникативного опыта