коррекционно развивающие технологии обучения и воспитания лиц с овз
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
Ольга Бажанова
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования. В связи с гуманистическим взглядом на детей с ОВЗ в сфере образования формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка.
Учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования требует подключения к работе команды разных специалистов (учитель-логопед, дефектолог, психолог, координатор по инклюзии, тьютор, воспитатель, медсестра! врач).
Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – это всестороннее развитие.
В детском саду, развитие высших психических функций должно проходить красной нитью на занятиях у всех специалистов и педагогов. Только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов Учреждения возможна качественная реализация данных задач.
На основе статистических данных дети с ОВЗ менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми, как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций. Преодолеть трудности, вызванные физической неполноценностью, помогают индивидуальные занятия.
При работе с детьми, имеющими ОВЗ, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии,позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:
Традиционные и нетрадиционные технологии, которые представлены вашему вниманию на слайде.
А теперь я хотела бы подробно остановиться на каждой из них.
Сейчас активно используют фитотерапию в детских садах с целью уменьшить количество вирусных инфекций и заболеваний у детей. Использование трав – это хорошая и безопасная профилактика ОРВИ и ОРЗ.
Перед тем, как вы захотите ввести в группе детского сада сеансы фитотерапии, вам необходимо взять с родителей письменное согласие, а так же проконсультироваться с врачами. Возможно, у кого-то из детей будет аллергия или непереносимость тех или иных веществ, которые будут использованы при сеансах профилактики.
Всегда полезно давать детям витаминный комплекс из трав: отвар крапивы, шиповника, смородины черной, рябины, земляники, малины, ромашки…
Рекомендуется для каждого ребенка подбирать свой индивидуальный набор трав, который можно обсудить с родителями и угощать малышей в детском саду травяным полезным фито-чаем!
Противопоказания для назначения фитоадаптогенов у детей:
— острые лихорадочные реакции;
— иные подозрительные нестандартные проявления.
Ароматические вещества, такие как эфирные масла – сильнейшие антисептики, поэтому их резонно использовать в детских учреждениях.
Чтобы детки меньше болели, попробуйте применять ароматерапию. Главное, чтобы аромат эфирного масла был не слишком резкий.
Правила применения ароматерапии в детском саду.
— необходимо, чтобы аллергии не было ни у одного ребенка. Если среди малышей есть кто-то с подобным заболеванием, следует выяснить, есть ли у него непереносимость аромата, который вы хотите использовать.
— обязательно следует известить всех родителей о принимаемых мерах профилактики с эфирными маслами.
— если в группе есть детки, у которых астма, следует исключить данный метод профилактики ОРВИ, так как активность болезни может повышаться из-за густых ароматов. Исключение могут составлять лишь дни, когда ребенок отсутствует.
— распылять эфирные масла следует с помощью аромаламп и ни в коем случае не на кожу или одежду! Дыхательная система малышей может пострадать!
— концентрация эфирных масел должна быть минимальной.
— проветривать и обновлять ароматами воздух следует очень часто.
Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком. Помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в тоже время чрезмерно тихим.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.
Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена. Было замечено, что определенные цвета и оттенки благотворным образом действуют на душевное состояние человека, в то время как другие, напротив, могут причинять ему вред.
Цветотерапия для дошкольников – это хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Ведь ребенок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам окружающего его мира, чем взрослые. Лечение цветом в детском саду может проходить в разных формах.
Методика «Сухой душ». рассматривают как вид коррекционных технологий, для регулирования эмоциональных состояний ребенка. Его можно использовать как «уголок уединения», или как замечательный обучающий материал (обучение счету, цвету; развитие логики; знакомство с новыми понятиями). К тому же он очень украшает комнату. Это как «Радужный уголок» для отдыха!
Чрезвычайно важно, чтобы дети получали положительные эмоции от цвета не только периодически, на занятиях арт-терапией, но и в своей повседневной деятельности. Цветовая окраска комнат, мебели, игрушек – все это должно быть гармонично сбалансировано и вызывать у детей соответствующие положительные эмоции. Например, стены в спальне должны быть окрашены в светлые, успокаивающие тона, а комната для занятий и игр, напротив, может содержать более яркие оттенки, стимулирующие активность детей.
Не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой. Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день!При выборе доминирующих цветов следует помнить об их психофизиологической характеристике:
• красный – оказывает влияние на стимулирование кровообращения, обмена веществ и иммунитета, повышение психологической активности;
• желтый – стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус, активно воздействует на различные центры головного мозга;
• зеленый – помогает при бессоннице, благотворно действует на зрение, способствует психическому равновесию, умиротворению;
• голубой – снижает температуру и артериальное давление, оказывает положительное воздействие на организм в борьбе с инфекциями;
• синий – положительно влияет на укрепление эндокринной системы, формирует чувство психологической безопасности.
Таким образом, цветотерапия в детском саду является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка, но и принять определенные меры по возможной коррекции психологических девиаций. Также несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.
Пластилинотерапия – это еще и способ развить моторику руки, речь ребенка. Это сохранение здоровья с помощью пластилина. Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Можно через что угодно познавать мир. Здесь мир познается через пластилин.
В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.
Занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль как в развитии мелкой моторики рук, так и в полноценном творческом развитии ученика.
Занятия пластилинотерапией способствуют развитию:
• речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
• восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
• умения планировать свою работу и доводить ее до конца;
• интеграции различных образовательных сфер.
Мнемотехника:
Актуальность применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя единое целое.
Задачи использования мнемотехники –развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие умения перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы); развитие мелкой моторики кисти руки при частичном или полном графическом воспроизведении.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
На практике подтверждаются положения ученых о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, восприятие, память, развивает воображение, речь, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, творческие способности.
Привлекательность идеи использования дощечек состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.
При организации занятий с тактильными дощечками, необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, признавать за детьми право на пробы и ошибки, что позволит малышу работать без напряжения и нервозности. Тем самым, повышать их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.
Работа с тактильными дощечками проводится индивидуально. Осуществляется постоянный контроль над правильностью выполнения задания. Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь. Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой.
Работас тактильными дощечками:
— дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза;
— вложить в руку ребенка тактильную дощечку с установкой ее потрогать;
— спросить у ребенка, что это ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, медведя, зубастого волка, колючего ежа);
— дать установку ребенку, чтобы он открыл глаза и еще раз пощупал (погладил) дощечку уже с открытыми глазами.
Развитие мелкой моторики, сенсорики. Важно помнить насколько зависит развитие речи ребенка от его тактильных ощущений. То есть, чем больше малыш их развивает, тем активнее и правильнее он разговаривает.
Благодаря хорошо подобранным наполнителям мешочки отличают по весу, форме, реакции на давление и сжатие, звукам.Наполнители тактильных мешочков: мука, крахмал, манка, гречка, рис, пшено, горох, фасоль, такое сочетание позволяет усложнять обучающий процесс от легкого к сложному. В эту игру вы сможете играть достаточно долго, добавляя все новые нюансы.
Мешочки оптимального размера, чтобы ощупывание можно было делать всеми пальчиками одновременно, а не только указательным и большим. С самого раннего возраста и до старости – чем лучше работают руки, пальцы, тем живее и восприимчивее ум.
Тактильные мешочки подарят ребенку новые тактильные ощущения.
Су-Джок терапия – это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Метод Су-Джок так же направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
Высокая эффективность Су-Джок терапии в том что:
— не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;
— безопасность использования многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях учреждения;
Так же массажные шарики можно использовать для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.
Можно использовать следующие игры:
— разложи шарики по цвету
— найди все синие, красные, желтые, зеленые.
— сделай разноцветные шарики (сине-зеленый, зелено-желтый).
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.
Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства,которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т. д.) коррекция психического и эмоционально-волевой сферы, развития речи и т. д.
Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
Какие виды сказок используются в качестве материалов для терапии? Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы. Народные художественные сказки,способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др.
Правила организации сказкотерапии для дошкольников:
Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию; Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу; Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке; Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
Игры с песком обогащают и развивают внутренний мир ребенка.
-рисование песком на световых столах (рисование песком, песочная анимация);
-аппликация из песка;
-обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте);
-познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.);
-проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию).
Условия при работе с песком:
1. согласие и желание ребёнка;
2. специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий;
3. у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Игровая деятельность с песком направлена на формирование базисных качеств личности дошкольника:
Эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения, рефлективность, компетентность.
Использование природных материалов:
Сушеные листья, семена и ягоды деревьев и трав, ракушки, камни, шишки, орешки.
Материалы для рисования песком:
Выдувание рисунка, использование ситечка, использование кондитерского шприца для изображений, использование массажного мячика.
Способы рисования песком:
кистью руки; симметрично двумя руками; пальцами; ладонями; ребром ладони; кулачкам; щепотью.
кистью для акварели; кистью латексной; ситом; скребками; стеками; трафаретами; массажными мячиками; шприцем.
Техника рисования песком:
Вырисовывание; отпечатывание; разравнивание; разгребание песка вокруг; отсечение лишнего; высыпание из кулачка; прихлопывание; рассеивание песка между пальцами, через сито.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить.
Игры с детьмина накопление эмоций:
-игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
-игры на преодоление негативных эмоций;
-игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
-игры на развитие эмпатии у детей и др.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителем-дефектологом Статья «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом» Учитель – дефектолог.
Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДЕЛЬФИНЕНОК» Игровые здоровьесберегающие.
Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших.
Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.
Консультация для педагогов «Применение квест-технологии в корекционной работе с детьми с ОВЗ» Учитель-логопед В. В. Волк МБДОУ № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска Консультация для педагогов «Применение квест-технологии в корекционной.
Коррекционно-развивающие занятия для детей 5–6 лет с ОВЗ (ТНР, ЗРР, СДВГ) Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-6 лет с особыми возможностями здоровья (ТНР, ЗРР,СДВГ). Это специальный курс занятий (этюдов,.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по нескольким направлениям, одно из которых –.
Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
«…Чтобы любить жизнь,
не обязательно иметь все блага мира.
Для этого достаточно научиться ценить её и знать,
что всё в наших руках…»
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов.
Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Целью коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ является создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих освоению ими образовательного стандарта, сохранению их здоровья, коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, успешной социализации с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся.
Задачи коррекционно-развивающего обучения:
обеспечить своевременное выявление детей с образовательными затруднениями;
осуществить комплексный (психолого-медико-педагогический) подход в коррекционно-развивающей деятельности, проводить индивидуальную коррекцию развития детей с ОВЗ,
оказывать помощь семье в коррекционно-развивающем процессе;
осуществлять сотрудничество с учреждениями социокультурной среды микрорайона и города для повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности.
Обобщение литературных источников и из своего опыта позволило мне выделить основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.
Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.
2. Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).
3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.
4. Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.
5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т. п.).
6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на
Традиционные технологии обучения
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Объяснительно – иллюстративные технологии
Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.
Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются с учителем.
Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление.
Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить правило. Например, по теме склонение имён прилагательных Влад не мог поставить вопрос от существительного. Тогда ему был дан стишок(ЭниБэни туфи рос нужен от тебя вопрос)
1. Пескотерапия (игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке).
2. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.
3. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге ).
4. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).
5.Оригами (самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у обучающихся способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Моя цель как учителя – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
Закончить своё выступление хочу такими словами В.А. Сухомлинского.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».