коррекционно развивающие технологии обучения детей с овз
Выступление на заседании РМО «Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
В системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным различных исследований испытывают от 15 до 40 % обучающихся.
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.
В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.
Обобщение литературных источников и опыта педагогов позволило выделить основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.
Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.
3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.
Традиционные технологии обучения
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Объяснительно – иллюстративные технологии
Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.
Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.
Например, при изучении темы «Работа» иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А=0, т.е. к такому же выводу, что сделал и сам баснописец.
Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление.
Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.
Например, при изучении гидростатического давления и в теме «Плавание тел»:
Про море вспомнить в самый раз.
И правду ль водолаз гутарит:
«Чем глубже, тем сильнее давит»?
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка не плачь!
По закону Архимеда
Не утонет в речке мяч!
Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, на которых применяется компьютер не только как электронная доска, но и для индивидуальной работы школьников.
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.
Технология уровневой дифференциации.
М ожно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
А нализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
П овышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
П овышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Применяя в работе рассмотренные принципы и технологии
· Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;
· Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;
· Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;
· Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;
· Развиваются способности детей, повышается самооценка.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Адамовская средняя общеобразовательная школа №2»
учитель класса коррекционно- развивающего обучения
Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он
С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли….
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.
Психолог Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». И ещё «Для развития высших функций внимания и мышления умственно отсталого ребёнка должно быть создано нечто, напоминающее шрифт Брайля для слепого или дактилологию для глухонемого, т.е. систему обходных путей культурного развития там, где прямые пути оказываются отрезанными вследствие его природного недостатка».
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской
Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
По уровню обученности, проявляющейся в овладении ЗУН учащихся можно разделить на 4 группы:
1 группу – составляют дети, которые в целом правильно решают
предъявляемые им задания. Они наиболее активны и
самостоятельны в усвоении программного материала.
2 группу – обучающихся характеризует замедленный темп продвижения в овладении ЗУН.
Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях,
т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у
них затруднены. Эти ученики нуждаются в применении
наглядности на всех этапах учебной деятельности.
3 группа – учащихся отличается пассивностью, инертностью
психологических процессов, нарушениями внимания, что
приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики
обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ.
4 группа – характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счёта и чтения. Обучаются такие дети на дому.
Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умение планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого обучающегося в классе. В начале учебного года обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, анкеты, беседы с родителями). В начале сентября провожу анкетирование детей с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.
Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, письменные задания.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
В своей профессиональной деятельности учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовить презентации).
В начале сентября проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников.
Для диагностики уровня воспитанности применять различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.
Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
А так же использование в практике эффективных педагогических технологий :
— технология дифференцированного обучения;
— технология личностно-ориентированное обучения;
— игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
— коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
— поэтапное формирование умственных действий;
— технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
При проведении внеклассных занятий использовать компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности учащиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей помогает использование в ходе занятий здоровье-сберегающихтехнологий.Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от работы всех участников диагностико-коррекционно-развивающего процесса – психологов, педагогов, родителей.
— Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.
— Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.
— Занятия в спортивных кружках и секциях.
В своей работе, я как учитель использую следующиездоровье-сберегающие технологии:
1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
4. Элементы цветотерапии и элементы музыкотерапии. Использование цветовой гаммыи музыки на коррекционно-развивающих занятияхмогут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.
6. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
7. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
8. Игра «Приз» – развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
А так же специальные коррекционные технологии:
Использую различные формы организации урока:
Игровые технологии для нас очень важны и приемлемы. Мне хочется подтвердить словами Ш. Амонашвили.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.
При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Так же в практике применяю такой вид работы, как проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность их выполнения. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо проводить психолого-педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.
Применение технологий на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Современное общество настолько сложно, что любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды.
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель педагогов – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
Закончить своё выступление хочу такими словами В.А. Сухомлинского.
О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Коррекционно-развивающие технологии в системе работы учителя с обучающимися с ОВЗ
Коррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с обучающимися с ОВЗ.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Н а сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, использую в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаю индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Технология проблемного обучения.
О на направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы нужно ставить перед детьми проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.
Обучающиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, нужно всегда оказать детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.
2. Технология уровневой дифференциации.
Ц ель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Г лавная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету.
М ожно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
А нализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
П овышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
П овышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
3.Информационные компьютерные технологии
В недрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной.
П ри подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.
С огласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
4. Технология проектного обучения.
Д анный метод проектов используется во внеклассной и внеурочной деятельности.
5. Здоровьесберегающие технологии.
И спользование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
О животворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов.
Д ля детей с ОВЗ использую разнообразные игры: игры с пуговицами и т.д.
Б лагодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.
И спользуя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.