козел отпущения ветхий завет
Изучение Библии
Изучение Библии
вторник, 13 октября 2015 г.
«Козел отпущения» в Библии. Кто он?
Читая ветхозаветную историю древнего народа Бога Израилева, надо понимать, что все это лишь образы для современного народа этого Бога, который будет существовать перед самым возвращением Иисуса Христа 1 Коринфянам 10:11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
Но было бы неправильно, если бы мы не увидели в Библии и положительную роль, которую могут играть, пользуясь пастушескими образами, «козлы» в «стаде» Бога. Речь идет о тех редких случаях, когда робким овцам, которые собрались в загоне Вавилона великого, объявленного блудницей, нужны люди, которые подадут им пример, и таким образом поведут их за собой к спасению из плена: Иеремия..50:8 Бегите из среды Вавилона, и уходите из Халдейской земли, и будьте как козлы впереди стада овец.
Но такие случае полезности «козлов» в Библии редки. Наоборот, в ней есть примеры, когда цари или пророки Израиля, выступая в роли козлов, слишком гордились своими преимуществами, и поэтому Богу приходилось их наказывать. Вот такой пример о пророке Моисее, который много лет вел за собой народ Израиля, но, вдруг, решил приписать славу за воду, добытую из скалы себе, а не Богу: Числа 20:10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
12 И сказал Господь(Иегова) Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне (и не воздали мне славу), чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему.
11 и даже вознесся на Вождя воинства сего(Иегову Саваофа), и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.
12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.
Крылатая фраза: козел отпущения
В предыдущем изучении Библии — «подложить свинью» мы говорили, про известную поговорку и самое интересное, что с Писания появилась эта легенда.
Сегодня предлагаю изучить фразу «козел отпущения». Это человек, который собирает все «шишки». А с чего все началось?
Откуда пошло выражение: «Подложить свинью»?
Предлагаю обратиться к Библии
Козел, животное, приносимое, главным образом, в жертву за грех (Лев 4:24; 9:15; 10:16 и др.). Его мясо разрешалось употреблять в пищу.
24 и возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются всесожжения пред Господом: это жертва за грех;
(Лев.4:24)
15 И принес приношение от народа, и взял от народа козла за грех, и заколол его, и принес его в жертву за грех, как и прежнего.
(Лев.9:15)
16 И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал:
(Лев.10:16) и др.
Овцы и козы часто паслись на одном пастбище, поэтому постоянно возникала необходимость разделять стада.
Это обстоятельство иногда обыгрывалось в сравнениях. Например, в Мф 25:32 и следующих стихах Библии козел олицетворяют неправедных людей, которые в Судный день будут стоять по левую руку от Господа.
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
(Матф.25:33)
В Иез 34:17 козел служат символом нечестивых и неверных вождей народа.
Особая роль отводилась козлу в великий праздник, в День очищения (искупления).
Одного козла приносили в жертву за грех народа, а другого, исповедовав над ним грехи всего народа, отпускали в пустыню (Лев 16:15-22).
17 Вас же, овцы Мои, — так говорит Господь Бог, — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом.
(Иез.34:17)
15 И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, —
16 и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их.
17 Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево.
18 И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон,
19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла,
21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.
(Лев.16:15-22)
В Дан 8:5-14,21,22 козел символизирует греко-македонскую империю Александра Великого, которая после его смерти (323 г. до Р.Х.), в 301 г. до Р.Х., распалась на четыре отдельных царства — Египет, Сирию, Фракию и Македонию, что показано в видении о выросших у козла четырех рогах.
5 Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.
6 Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.
7 И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.
8 Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных.
9 От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране,
10 и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их,
11 и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.
12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.
13 И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?»
14 И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».
(Дан.8:5-14)
21 А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь;
22 он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою.
(Дан.8:21,22)
Неприятная сегодня поговорка «козел отпущения» имела под собой реальную историю, более того — каждый год на протяжении не одного десятка лет в истории Израильского народа, события повторялись.
Вот место из Библии, на которое следует ориентироваться:
Лев. (16:15-22)
15 И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, —
16 и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их.
17 Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево.
18 И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон,
19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла,
21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.
Простая сегодня фраза оказалось очень емкой по содержанию, имела свои корни.
Когда начал изучать этот вопрос, я даже не подозревал, что история окажется настолько интересной и познавательной. За обычным словосочетанием скрывалась религиозная традиция, напоминавшая отдаленно по содержанию современный смысл.
Послание апостола Варнавы 296
Глава I. Приветствие Варнавы к христианам
Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас. Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, – радуюсь, что вы получили благодать, столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения297, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника Божественного; я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня. По этой причине, думаю, я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоит величие веры и любовь и надежда той жизни.298 Итак, как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение. Божественных установлений три: чаяние жизни, ее начало и совершение.299 Ибо Господь чрез пророков предвозвестил нам то, что теперь и исполнилось, а вместе показал и начало будущего. Итак, согласно с Его волей мы должны ревностнее и ближе приступать к Его жертвеннику. А я не как учитель, но как равный с вами изъясню вам немногое, от чего много увеличится ваша радость.
Глава II. Новый закон Христа – без ига необходимости, а жертвы иудейские отменены
Так как ныне дни неприязненные и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием должны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши споборники – великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение. Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях. «К чему мне множество жертв ваших? – говорит Господь. – Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку – напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя».300 Итак, Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение.301 Господь еще говорит к ним302: «Заповедал ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли Египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря303: каждый из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной».304 Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «Жертва Богу – сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает».305 Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.
Глава III. Посты иудейские неистинны и неугодны Богу, как об этом возвещали уже пророки
О постановлениях Ветхого Завета Господь еще говорит к ним. «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, – говорит Господь, – чтобы человек томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облекся во вретище, и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты мне поста приятного».306 А к нам Он говорит: «Когда будете поститься, разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись, уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу и отбрось всякую злонамеренную предосторожность307; раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай. Тогда откроется308 ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют, и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: «Вот Я!» – если отринешь от себя и союз, и совет309 злых, и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб».310 В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону иудейскому.
Глава IV. Антихрист близко, и мы должны избегать заблуждения иудействующих и удаляться от дел пути злого
Итак, надо тщательно исследовать настоящий предмет и изложить то, что может служить к нашему спасению. Будем убегать всякого дела неправедного и возненавидим заблуждение настоящего времени311, дабы в будущем нам быть возлюбленными Богом. Не дадим душе нашей места, где бы она могла пристать с нечестивыми и грешниками, дабы не уподобиться им. Ибо последнее искушение312, как написано и как говорит Даниил, приблизилось313: Господь сократил314 времена и дни для того, чтобы Возлюбленный Его ускорил Своим пришествием к наследию Своему. Пророк так говорит: «Десять царств315 будут царствовать на земле, и после восстанет малый царь, который зараз низложит трех царей».316 Подобное должно разуметь и о царствах.317 О том же еще говорит Даниил: «Я видел четвертого зверя злого, сильного и более прочих зверей морских неистового; и явилось на нем десять рогов, и среди их восстал еще рог короткий и выбил три рога из числа больших рогов».318 Мы должны это понимать. Еще же, как брат ваш, любящий всех более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: «Завет иудеев есть и наш».319 Он только наш потому, что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: «Моисей был на горе и постился сорок дней и сорок ночей и принял завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божиею».320 Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо Господь говорит Моисею: «Моисей, сойди поскорее, потому что преступил закон народ твой, который вывел ты из земли Египетской».321 И бросил Моисей скрижали каменные из рук своих, так завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечатлелась в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в Него. Посему будем внимательны к последним дням. Ибо все время нашей жизни и веры не доставит нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправды и будущих искушений, как говорит Сын Божий: «Будем противиться всякой неправде и возненавидим ее».322 Итак, смотрите внимательно на дела пути злого. Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но, собираясь в одно место323, исследуйте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще. Ибо Писание говорит: «Горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собою разумны».324 Со делаемся духовными, будем храмом совершенным Богу; сколько может зависеть от нас, будем размышлять о страхе Божием и подвизаться в соблюдении заповедей Господа (так, чтобы могли находить для себя радость в Его оправданиях).325 Господь нелицеприятно судит мip; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним. Смотрите, чтобы нам, уже призванным, не предаться покою и не уснуть в грехах своих, чтобы противник, восстав на нас, не покорил своей власти и не лишил нас Царства Господня. Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его. Итак, будем внимательны, чтобы не оказаться, как написано, многими зваными, но немногими избранными.326
Глава V. Смертию Христа Сына Божия мы спасены, а иудеи осуждены
Глава VI Страдания Христа и Новый Завет предвозвещены уже пророками
Когда же Он исполнил возложенное на Него, то что говорит? «Кто хочет спорить со Мною? да противостанет Мне. Или кто хочет судиться со Мною? да приближится к Отроку Господню. Горе вам. Ибо все вы обветшаете, как одежда, и моль поест вас».341 И еще пророк говорит: «Как твердый камень положен для сокрушения342, вот, положу в основание Сиону камень многоценный, избранный, краеугольный, почтенный!». И далее, что говорит? «Кто будет надеяться на Него, тот жить будет вовек».343 Итак, надежда наша утверждается на камне? Нет, но пророк говорит так о плоти Господа, потому что Господь одарил силой плоть Свою. Ибо говорит: «И положил Меня, как твердый камень».344 Пророк также говорит: «Камень, который пренебрегли зиждущии, сделался во главу угла»; и далее: «сей день великий и дивный, который сотворил Господь».345 Я просто пишу вам, дабы вы понимали, я – отребие любви вашей.346 – Но что еще говорит пророк? «Осадил меня сонм лукавых.347 Окружили меня как пчелы сот.348 Об одежде моей метали жребий».349 Итак, поелику Он во плоти имел явиться и пострадать, то и предъявлено было Его страдание. Так пророк говорит к Израилю: «Горе душе их, потому что умыслили совет лукавый на себя самих, говоря: «Свяжем праведного, ибо он тягостен нам»».350 И Моисей говорит к ним: «Вот что говорит Господь Бог: вступайте в землю добрую, которою клялся Господь Аврааму, Исааку и Иакову, и наследуйте ее, землю, текущую медом и млеком».351 Узнайте, что говорит ведение352: «Уповайте на Иисуса, который имеет явиться вам во плоти, как человек». Ибо земля страждущая означает человека353, потому что из существа земли образован Адам.354 Что значат далее слова «землю добрую, текущую медом и млеком’355? Благословен Господь наш, давший нам премудрость и ведение Своих тайн! Ибо пророк говорит: «Притчу Господа кто уразумеет, разве премудрый и искусный, и любящий Господа своего».356 Так как Господь обновил нас отпущением грехов, то дал нам новый образ, так что мы имеем младенческую душу, как воссозданные духовно. Ибо к нам относятся слова Писания, которые Отец говорит Сыну: «Сотворим по образу и по подобию Нашему человека, и да обладает зверями земными, и птицами небесными, и рыбами морскими».357 И, видя человека, прекрасное создание Свое, Господь сказал: «Возрастайте и умножайтеся, и наполняйте землю».358 Это вначале сказано о нас к Сыну. Далее я покажу вам, каким образом Он в конце времен совершил в нас второе творение. Господь говорит: «Вот, я сделаю последнее так, как первое’359. В этом смысле проповедовал, пророк: «Вступайте в землю, текущую медом и млеком, и обладайте ею».360 Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: «Вот, говорит Он, отниму от них», т.е., от тех, которых провидел Дух Господа, «сердца каменные и вложу в них плотяные’361, ибо Он имел явиться во плоти и обитать в нас, так как, братия мои, обиталище нашего сердца есть святой храм для Господа. Еще говорит Господь362: «В каком месте явлюсь Господу Богу Моему и прославлюсь?».363 И далее: «Принесу исповедание Тебе в церкви, посреди братий моих, и воспою Тебя, среди церкви святых».364 Итак, мы те, которых Бог ввел в землю добрую. Но что такое млеко и мед? То, что как жизнь младенца поддерживается сперва медом и потом молоком, так и мы, будучи оживотворяемы верой в обетование и словом Божиим, будем жить и господствовать над землей. Вначале сказано было людям, чтобы они растились и обладали зверями и птицами, и рыбами. Кто же ныне может обладать зверями, или рыбами, или птицами небесными? А мы должны понимать, что обладать означает власть, когда кто-нибудь распоряжается и повелевает. Хотя этого обладания и нет ныне, однако оно обещано нам; когда же оно будет? Когда сами столько будем совершенны, что сделаемся наследниками завета Господня.
Глава VII. Пост и козел отпущения суть прообразы страданий Христа
Итак, видите, чада радости, что благий Господь все наперед открыл нам, чтобы мы знали, кого мы должны за все благодарить и славословить. Если Сын Божий – Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас. Будучи распят, Он был напоен оцетом и желчью. Послушайте, как жрецы народа иудейского предуказали это. В законе написана заповедь: «Кто не будет поститься постом, смертию истребится’365, – так заповедал Господь, потому что Сам Он за наши грехи имел принести в жертву сосуд Своего Духа366, дабы исполнилось и прообразование, бывшее на Исааке, когда он был возложен на жертвенник. Что же говорит Бог у пророка? «И пусть едят козла, приносимого в день поста за все грехи» – замечайте внимательно – «и пусть только жрецы, все, едят внутренности, не омытые с уксусом». Почему? «Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом; то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом».367 А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте, какую дал Он заповедь. «Возьмите двух козлов хороших и одинаковых и принесите их в жертву; пусть одного из них жрец возьмет во всесожжение».368 А с другим что должны они сделать? «Другой», сказано, «да будет проклят». Замечайте, как открывается здесь прообразование об Иисусе. «Плюньте на него все и поразите его, и возложите волну червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню».369 По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню, снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый шиповником370, коего ростки обыкновенно едим, находя на поле, и который один между кустарниками имеет сладкие плоды. А к чему и то, заметьте, что один козел возлагается на жертвенник, а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день371 в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: «Не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили; подвергли осмеянию и распяли? Поистине, это тот, который тогда называл себя Сыном Божиим». Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла.372 Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать. Почему еще волну полагают среди тернов? Это есть прообразование Иисуса, данное Церкви: кто хочет снять червленую волну, должен много потерпеть от страшной колючести терна и с болью овладеть ею. Равным образом говорит Иисус: «Хотящие Меня видеть и получить Мое Царство должны стяжать Меня скорбями и страданиями».373
Глава VIII. Жертвоприношение красной юницы есть прообраз Христа и Его Царства
А какой прообраз, думаете, в том, что Израилю заповедано, «чтобы мужи с тяжкими грехами приносили в жертву юницу (телицу) и, заклавши ее, сожигали, чтобы после отроки собирали пепел и влагали в сосуды, привязывали к деревянному жезлу червленую волну и иссоп и таким образом окропляли народ, каждого человека порознь, дабы очистились от грехов’374? Смотрите, как просто говорит к нам Господь. Телец есть Иисус; приносящие его мужи грешные суть те, которые подвергли Его смерти; (они после уже не грешники и не почитаются за грешных).375 Отроки, совершавшие окропление, – благовестники, возвещающие нам отпущение грехов и очищение сердца, которым Господь дал власть проповедовать Евангелие: их двенадцать, для означения колен Израильских, которых также двенадцать. Для чего же три отрока совершают окропление? Для того, чтобы указать на трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, – так как они велики пред Богом. А почему волна полагалась на деревянном жезле? Потому что Царство Иисуса на дереве376 и потому уповающие на Него будут жить вовек. Почему же волна и вместе иссоп? Потому что в царствование Его будут дни худые и нечистые, в которые мы, однако, получим спасение, так как и больной телом исцеляется посредством очищающего сока иссопа.377 Все это для нас ясно, а для иудеев темно, потому что они не послушали гласа Господня.
Глава IX. Ветхозаветное обрезание должно понимать духовно
Глава X. Заповеди Моисея о яствах должно понимать в духовном смысле
Глава XI. И вода крещения, и Крест Христов были предуказан в Ветхом Завете
Глава XII. Другие ветхозаветные прообразования о Кресте Христовом
Глава XIII. В Ветхом Завете предъуказано, что не Иудеи, а христиане суть наследники Божественных обетований
Но посмотрим, этот ли народ или первый 436 есть наследник, и к нам ли относится завет Божий, или к ним? 437 Послушайте, чтó Писание говорит о народе. «Молился Исаак о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна, и она после того зачала. И вышла Ревекка вопросить Господа; и сказал Господь к ней: два языка в чреве твоем и два народа в утробе твоей; и один народ превзойдет другой, и старший будет служить меньшему». 438 Вы должны понимать, кто Исаак, кто Ревекка, и о каких народах Бог объявил, что один будет более другого. В другом пророчестве Иаков еще яснее говорит ИосиФу сыну своему так: «вот не лишил меня Господь лица твоего; приведи мне сынов твоих, чтобы я благословил их». Иосиф привел Ефрема и Манассию, желая, чтобы был благословен Манассия, потому что он был старший: и подвел его Иосиф к правой руке отца своего Иакова. Но Иаков духом провидел образ народа будущего. И что говорить Писание? «Иаков переменил руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго и меньшего сына Иосифова, и благословил его. И сказал Иосиф Иакову: «переложи правую свою руку на голову Манассию, потому что он первородный мой сын». А Иаков отвечал ИосиФу: «знаю, сын мой, знаю; но старший будет служить меньшему, – впрочем и тот получит благословение». 439 Смотрите, кому Бог определил быть первым народом и наследником завета. Если притом сказано было об этом народе и в обетовании Аврааму; то наше ведение достигло совершенства. Что же говорит Бог Аврааму, когда вера вменилась ему в праведность? «вот я поставил тебя отцем народов верующих Господу без обрезания крайней плоти». 440
Глава XIV. Завет, который Моисей получил и потом разрушил, Господь возобновил через Иисуса Христа
Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они по своим грехам были недостойны принять его. Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей’441, чтобы принять завет Господний к народу. И действительно, он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно442; и, получив, нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской».443 Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его как служитель444, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их445 исполнилась, и мы, сделавшись чрез Него наследниками, получили завет Господа Иисуса Христа, Который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом и в свет народов, чтобы открыть очи слепых и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке».446 Итак, знайте, от чего мы искуплены.447 Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли; так говорит Господь Бог, Спаситель твой».448 И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих».449
Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу
Глава XVI. Не иудейский храм, но духовный храм в сердцах христиан есть истинный и угодный Богу
Наконец, я скажу вам и о храме, как они458 бедные в обольщении своем надеялись не на Бога, Создателя своего, но на здание, так как бы оно действительно было домом Божиим. Ибо они, почти как язычники, поклонялись Ему во храме. Но послушайте, как говорит Господь и отменяет храм: «Кто измерил небо пядию, или землю горстию? Не Я ли’459? Господь говорит: «Небо – престол Мой, земля же подножие ног Моих; какой дом построите Мне, или какое место есть место покоя Моего’460? Знайте, что надежда их на храм суетна. Бог же говорит еще: «Вот те, которые разрушили этот храм, те самые и созиждут его».461 Это теперь и совершается.462 Ибо за то, что они постоянно воюют, храм их разрушен врагами463, и теперь подданные их врагов464 восстановят его. А что городу с храмом и народом израильским надлежало быть предану язычникам, это было наперед объявлено. Писание говорит: «Вот что будет в последние дни: предаст Господь овец пасомых, хлев и столб их на истребление».465 И сбылось это, как сказал Господь. Исследуем теперь, есть ли уже храм Божий.466 Есть – там, где Сам Господь хочет создать его и устроить. Ибо написано: «А по совершении седмины созиждется храм Божий славный, во имя Господне».467 Итак, я нахожу, что храм существует. А как он будет создан во имя Господне, узнайте. Прежде нежели мы уверовали Богу, обиталище сердца нашего было слабо и подвержено разрушению, подобно храму, построенному рукой человеческой. Ибо мы были домом, исполненным идолослужения, жилищем демонов, потому что мы делали противное Богу.468 Храм создан будет во имя Господне, – заметьте, – для того, чтобы был создан славный храм Господа. А как это – внимайте. Получив отпущение грехов и надежду на имя Господне, мы соделались новыми, совершенно вновь созданными; поэтому в обиталище наших сердец, в нас истинно Бог живет. Как это? Его слово веры, Его зов обетования, мудрость Его распоряжений, заповеди учения, Он Сам в нас пророчествует и в нас живет. Он открыл нам, рабам смерти двери храма, т.е., уста469, Он дал нам покаяние и ввел нас в нетленный храм. Кто поэтому желает спастись, тот взирает не на человека, но на Того, Кто в нем живет и говорит в нем, и удивляется, что не слыхал никогда из уст говорящего таких слов и даже сам никогда не желал слышать. Вот духовный храм, созидаемый Господу!
Глава XVII. Заключение первой части
Душа моя надеется, что я объяснил сколько мог и как мог просто и согласно с моим желанием ничего не опустил из того, что служит к вашему спасению и что относится только к предметам настоящего времени.470 А если стану писать вам о будущем, то не поймете, потому что оно находится в сокровенности. Довольно об этом.
Глава XVIII. Вторая часть послания: о двух путях
Теперь перейдем к другому роду ведения и учения. Два пути471 учения и власти, один – света, другой – тьмы.472 Но велико различие между этими двумя путями. На одном поставлены светоносные ангелы Божии, на другом – ангелы сатаны. Бог есть Господь от веков и в века; сатана есть начальник времени беззакония.
Глава XIX. Путь света
Путь света есть следующий. Кто хочет достигнуть этим путем определенного места, тот должен стремиться к нему посредством дел своих. Итак, ведение, данное нам для хождения путем света, состоит в следующем: люби своего Создателя, прославляй Искупившего тебя от смерти. Будь прост сердцем и богат духом. Не сообщайся с теми, которые ходят по пути смерти. Ненавидь все неугодное Богу, ненавидь всякое лицемерие. Не оставляй заповедей Господних. Не превозносись, но будь смиренномудр. Не усвояй себе славы. Не предпринимай злого намерения против своего ближнего. Не давай душе своей дерзости. Не будь любодеем, ни прелюбодеем, ни деторастлителем. Слова Божия не произноси с нечистотой. Не смотри на лицо, когда надобно обличить кого-нибудь в грехопадении. Будь кроток, будь спокоен. Трепещи слов, которые ты слышал.473 Не помни зла на брате твоем. Не сомневайся, исполнится ли возвещенное Богом474 или нет. Не употребляй понапрасну имени Господня. Люби ближнего более своей души. Не умерщвляй младенца (в утробе) и по рождении не убивай его. Не отнимай руки своей от своего сына или своей дочери, но от юности учи их страху Господню.475 Не желай принадлежащего ближнему твоему и не будь любостяжателен. Не прилепляйся душой к гордым, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой трудные обстоятельства принимай за благо. Не будь двойствен ни в мысли, ни в слове, ибо двуязычие есть сеть смерти. Покоряйся Господу и господам, как образу Божию, с почетом и страхом. Не повелевай жестоко своей рабыней и своим рабом, надеющимися на того же Господа, дабы не показалось, что ты не боишься Бога, Который над обоими вами, ибо Он пришел призвать, не по лицу судя, но по тому, кого уготовал Дух. Имей общение с ближним во всем и не называй ничего собственностью476, ибо если вы общники в благах нетленных, то не более ли в вещах тленных?477 Не будь тороплив своим языком, ибо уста суть сети смерти. Сколько можешь храни чистоту души своей. Не будь простирающим рук к принятию и сгибающим их, когда ты должен дать. Всякого, говорящего тебе слово Господне, люби как зеницу ока, вспоминай о нем днем и ночью.478 Старайся каждый день видеться со святыми479 для беседы480; ходи к ним для утешения их и заботясь о том, чтоб словом своим спасти душу. Употребляй руки свои для милостыни, чтобы получить отпущение грехов твоих.481 Не колеблись давать и давая не ропщи. «Всякому, просящему у тебя, давай’482; но знай, Кто добрый Воздаятель награды.483 Береги то, что ты получил, не прибавляя и не убавляя. Ненавидь лукавого до конца. Суди справедливо. Не причиняй разделения, но примиряй и соединяй спорящих. Признавайся во грехах своих.484 Не приступай к молитве со злой совестью.485 Вот путь света!
Глава XX. Путь тьмы
Глава XXI. Заключение увещания
Означения содержания глав послания принадлежат не автору, а издателям его. Мы при этом руководствовались изданиями Гефеле и Дресселя.