красное на волге храмы

Церковь Богоявления (Красное-на-Волге)

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

Церковь Богоявления — шатровая церковь, построенная в 1592 году в годуновском имении Красное-на-Волге под Костромой. Церковь расположена на Красной площади. Является единственным каменным шатровым храмом, оставшимся в Костромской области. Памятник архитектуры федерального значения.

Содержание

История [ править ]

Церковь Богоявления была построена в селе Красное-на-Волге в 1592 году на средства дяди царя Бориса Фёдоровича Годунова, Дмитрия Ивановича. В начале XVII века к храму пристроили два придела, а в конце этого же века возвели колокольню. На протяжении всех последующих веков храм неоднократно перестраивался, а к концу XIX века практически утратил свой первоначальный облик, за исключением шатра.

В 1932 году церковь закрыли, а в дальнейшем она использовалась как зернохранилище, склады, библиотека и клуб. В 1950—1960 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который имел храм к концу XVII века.

В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии, но реставрационные работы, которые были начаты в 1950 году, продолжались. 6 августа 2009 года, когда храм полностью отреставрировали, состоялось великое освящение. Освящение и Божественную литургию в сослужении духовенства города Костромы и Красносельского благочиния совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Сейчас настоятелем храма является благочинный Красносельского благочиния протоиерей Григорий Ковальский.

Описание [ править ]

Церковь Богоявления Господня — это единственный каменный шатровый храм в Костромской области XVI века. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 157940, п. Красное-на-Волге, площадь Красная, Красносельский район, Костромская область

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Красное-на-Волге. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь

Архитектура храма ориентирована на два иконографических прототипа: церковь Спаса Преображения в с. Остров Московской области (2-я пол. XVI в., ср. композицию с двумя симметричными пониженными приделами) и собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве (1555-1561 гг., ср. общее решение главного объёма со сложной системой декоративных закомар)

Карта и ближайшие объекты

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

Статьи

Единственная сохранившаяся шатровая церковь на территории области. Пребывает в длительном ремонте, осенью 2005 г. некоторая активность была замечена.

Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь Всех Святых. После революции Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм Богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд.

В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века. В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году.

Богоявленская церковь в Красном на Волге, построенная в 1592 году Годуновыми, принадлежит к числу бесспорных шедевров древнерусского зодчества. История её недавней реставрации развивалась очень странно. Сначала были сделаны новые луковичные главы, заменившие собой шлемовидные, а затем отлично отреставрированный в 1962 году по проекту И. Шевелёва памятник решили окончательно вернуть к дореволюционному облику, который он приобрёл в результате поздних искажений. Шатры храма и колокольни покрыли медью, а на церковном шатре заново воспроизвели псевдолюкарны. Таким образом, памятник сейчас отброшен на сто лет назад, словно и не было вековой истории его научного изучения и реставрации.

В 1960-е годы Богоявленская церковь, настрадавшаяся за несколько десятилетий от «нецелевого использования», была реставрирована. Проект реставрации составил костромской архитектор Иосиф Шефтелевич Шевелев, много потрудившийся в деле выявления и сохранения памятников Костромской области. Реставраторам пришлось восстанавливать его изначальный облик, опираясь на археологические исследования и данные, известные о других шатровых памятниках ХVII века, с которыми Богоявленская церковь находится в родстве. Реставрация советской эпохи, разумеется не предполагала возвращение храму его богослужебной функции. Однако она позволила ему благополучно дожить до новейших времён. В 1990 году Богоявленский храм возвратили Костромской епархии, в нём возобновилась приходская жизнь. И, естественно, начались реставрационно-ремонтные работы, связанные с приспособлением церковного здания к его исконному предназначению. Не будучи специалистами, стоит воздержаться от каких-либо оценок реставрационных усилий этого периода. Понятно, что предпринимались они в условиях острой нехватки средств и имели целью в первую очередь практическое благоустройство. Скорее всего, именно в этих видах шатёр храма был покрыт медными листами, что визуально на пользу ему не пошло, но, возможно,послужило к лучшей его защите. В 2009 году, по окончании ремонта, тогдашний архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил великое освящение храма, что стало значительным событием в новейшей истории Красного-на-Волге.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №91, 2014 г.

Известный памятник каменного шатрового зодчества кон. 16 в., объемная композиция и декор которого характеризуют стиль архитектуры годуновского времени. Кирпичный храм с двумя приделами и двухъярусной галереей возведен в 1592 г. по заказу Бориса Годунова в его вотчинном селе. В сер. 17 в. вместо западного крыльца была построена колокольня; к 18 в. относится западный притвор. Во время ремонта 1808 г. было изменено завершение колокольни. Реставрация храма проведена в кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. под руководством архит. И.Ш. Шевелева. Арки галереи, прежде открытые, в нач. 1990-х гг. были заложены кирпичом в нижнем ярусе и остеклены во втором.

Храм поднят на низком подклете. Над четвериком с тремя апсидами, равными ему по высоте, возвышается восьмерик, завершенный восьмигранным шатром со шлемовидной световой главкой, увенчанной крестом. С двух сторон к основному ядру храма примыкают небольшие одинаковые одноглавые приделы, замыкающие с востока двухъярусную арочную галерею, окружающую храм с трех сторон. Колокольня, с высоким четвериком и меньшим по площади восьмигранным ярусом звона, увенчана шатром с двумя рядами слухов и маленькой луковичной чешуйчатой главкой.

В отличие от большинства храмов кон. 16 — нач. 17 вв. храм не имеет развитого ордерного декора, а его фасадное убранство носит несколько упрощенный и огрубленный характер. Так, вместо обычного для этого времени членения четверика ордерными элементами (пилястрами и трехчастным карнизом) на три прясла, стены четверика Богоявленского храма расчленены тремя прямоугольными вертикальными нишами с узким карнизом над ними. Восьмерик украшен тремя рядами полукруглых кокошников и увенчан трехчастным, грубоватым по профилировкам карнизом. В основании глухого шатра выведены своеобразные фронтоны, составленные из мелких кокошничков; аналогичные мелкие кокошнички декорируют также основание цилиндрического барабана главы. Углы приделов, разделенных узкой тягой на два яруса, подчеркнуты лопатками. Узкий карниз отделяет от стены удвоенный карниз, раскреповки которого служат постаментами для яруса маленьких полуциркульных кокошников. Цилиндрический барабан шлемовидной главы декорирован кокошничками и валиковой тягой в основании и скромным карнизом в завершении. Ярусы галереи разделены между собой карнизом, вторящим профилированному цоколю, окружающему все здание, а между полуциркульными арками, во втором ярусе обрамленными профилированными архивольтами, помещены лопатки.

Колокольня связана со вторым ярусом галереи широкой лестницей, под которой расположен миниатюрный западный притвор. Своеобразие композиции колокольни заключается в том, что арки по ее сторонам имеют огромную высоту, достигая основания широкого венчающего раскрепованного карниза; мощные угловые пилоны, декорированные широкими пилястрами, не имеют четкого ярусного деления и расчленены тягами на четыре части. Дополнительная арочная перемычка, делящая четверик на два яруса, выявлена лишь на западном фасаде, при входе на лестницу. Желанием связать архитектурные формы колокольни с храмом можно объяснить декорирование каждой грани шатра в основании треугольными фронтончиками, опирающимися на два кокошничка.

Первый ярус галереи перекрыт цилиндрическим сводом, прорезанным с двух сторон глубокими распалубками, создающими ощущение системы крестовых сводов. Верхний ярус имеет плоское деревянное перекрытие. В подклет храма, перекрытый продольным коробовым сводом с распалубками над боковыми окошками, ведет арочный проем, заключенный в неглубокую нишу. Аналогично оформлены и входы в подклеты приделов, имеющие такую же форму свода. Порталы основного храма и приделов обрамлены перспективными колончатыми порталами с развитыми базами, карнизами и дыньками. Внутри пространственные зоны четверика, восьмерика и открытого внутрь шатра разделены карнизами. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов. В стенах восьмерика в три яруса помещены голосники. Алтарные апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами, боковые приделы — коробовыми сводами с поперечной распалубкой со световым кольцом в шелыге. Стены всех помещений побелены по обмазке.

В подклете, используемом в качестве зимнего храма во временном иконостасе установлены великолепные барочные царские врата 2-й пол. 18 в., перенесенные из какого-то утраченного храма. В фигурных филенках, обрамленных пышной позолоченной резьбой написаны “Благовещение” и евангелисты. Над створками — изображение Св. Духа в виде голубя с расходящимся сиянием.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 32; Семенов П. Географический статистический словарь Российской империи. СПб., 1864. С. 886; Известия Императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 112- 114; Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской археологической комиссии. СПб., 1909. С. 48-50; Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца XVI в. // МИА СССР. № 12. М., 1949. С. 253; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С. 55, 125, 134, 145, 167-169, 240-242; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 153-155.

Комментарии и обсуждение

Рядом с этим храмом стоял храм святых апостолов Пера и Павла (построенный на народные деньги в конце XIX века), храмовый ансамбль был обнесен оградой, внутри было старое кладбище. У ограды храма стоял памятник Александру II. Когда встала потребность в новом кладбище, его основали на новом месте и построили новокладбищенскую церковь Всех Святых. Храм Петра и Павла разрушен, кладбище разорено, надгробные плиты растащены.

23 ноября 2008 года архиепископ Костромской и Галичский Александр провел благодарственный молебен по случаю окончания реставрационных работ в соборе (по сообщению сайта Костромской епархии). Наконец с собора сняты многолетние леса, и шатер снова виден во всей красе.

Источник

Храм Богоявления Красное-на-Волге (Костромская область)

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

Содержание:

В 1592 году в Красном появилась каменная церковь в честь Богоявления — по всей видимости, на месте существовавшего издревле деревянного храма. Строилась новая церковь по благословению Патриарха Иова на средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди «почти уже царя».

Храм Богоявления в Красном был возведен шатровым — в новом вкусе. До того в костромской глуши шатры видали только на деревянных церквах. Выглядела первоначально Богоявленская церковь несколько иначе, чем теперь. Она представляла собой простой восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Приделов и колокольни тогда не существовало, они появились лишь в XVII веке.

В конце XVII столетия Богоявленская церковь обзавелась шатровой колокольней — в целом созвучной облику храма, хотя в сравнении с его мощным шатром несколько как бы «робкой».

Трагическую страницу в историю Красного и Богоявленской церкви вписала революция 1917 года. Храм оставался действующим до 1932 года. Затем в нем разместилось колхозное зернохранилище. Тогда же разрушили храм Петра и Павла и старое кладбище возле церкви. Памятник императору Александру II, находившийся в храмовой ограде, вероятно, был уничтожен еще раньше.

Богоявленский храм в Красном архитектура

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

Богоявленский храм и окружающий его парк — едва ли не самое популярное место в Красном-на-Волге. Храм не имеет ограды, но это в каком-то смысле даже на пользу ему: он свободно осеняет близлежащую местность своим присутствием.

Богоявленский храм в селе Красное-на-Волге — единственный шатровый храм на территории Костромской области, хотя шатровых колоколен здесь великое множество.

Многие элементы Богоявленского храма позволяют предположить, что над его возведением трудились приглашенные — московские — мастера. Храм выстроен, согласно московской традиции, на высоком подклете; основная часть его представляет собой восьмерик на четверике. Восьмерик разделен на три яруса, каждый из которых декорирован закомарами, уменьшающимися от нижнего яруса к верхнему. В основании шатра треугольные фронтоны с вписанными в них горками кокошников. Этот прием отсылает нас к центральному шатру московского собора Покрова на Рву. Шатер увенчан маленькой главкой на высоком барабане. Переход от шатра к барабану решен в виде однорядного пояса кокошников.

Еще одного «родственника» красненского храма исследователи обнаруживают в подмосковном селе Остров, где при Иване Грозном была возведена изумительной красоты Преображенская церковь. Декоративный строй Преображенского храма более сложен, однако конструктивно он весьма походит на своего провинциального «брата».

До сих пор не решен вопрос, когда именно появились у Богоявленской церкви приделы, оформленные отдельными алтарными апсидами. В общеупотребительной литературе говорится, что они выстроены в первой половине XVII века. Однако галереи-гульбища, опоясывающие храм с трех сторон, современны ему. Относительно колокольни никаких споров нет: ее строительство относят к последней трети XVII века.

Интерьер Богоявленского храма в Красном

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

На фото: Современный иконостас Богоявленского храма.

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмыИнтерьер Богоявленского храма в селе Красном мало чем интересен для любителя церковной старины.

Иконостас и росписи здесь — современные, выполненные в ходе ремонта 1990—2000-х годов. То и другое — в характерном для современности «древнерусском» стиле, причем даже минимально соблюсти прежнюю стилистику убранства не представилось возможности, поскольку не сохранилось никаких дореволюционных изображений интерьеров Богоявленского храма.

Интереснее поэтому исследовать внутренние конструктивные элементы, не претерпевшие изменений с момента постройки церкви. Ко входу в храм ведет крутая лестница, прежде, очевидно, бывшая просто кирпичной, а теперь выложенная половой плиткой. Войдя в дверь, мы оказываемся в крытой галерее, опоясывающей храм с севера, запада и юга. Приделы, которыми завершаются восточные оконечности галереи, пока не освящены и используются как подсобные помещения.

В центральный храм можно попасть через три входа — западный (главный), северный и южный. Все они оформлены порталами, несколько упрощенными по сравнению с более древними памятниками. Так, мы не видим здесь ни килевидного завершения, ни классических дынек. Утолщения с перехватами есть, но, в отличие от традиционных дынек, они не разделены на «дольки».

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

Внутри храм довольно темен, в противоположность гульбищам с широкими полукруглыми окнами (они были восстановлены в ходе реставрации 1960-х годов; если мы посмотрим на фотографии конца XIX столетия, то увидим, что паперть прорезана обычными прямоугольными окошками). Света, поступающего через небольшие окна, явно не хватает для того, чтобы осветить скромное по своим размерам, но «глубокое» благодаря шатровой конструкции помещение. Высокий иконостас полностью закрывает восточную стену четверика.

Храм Богоявления в Красном-на-Волге богослужения контакты как добраться расположение на карте

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

Храм Богоявления в Красном-на-Волге богослужения:

Богослужения в Богоявленском храме совершаются в воскресные и праздничные дни. Точное время имеет смысл уточнять по телефону. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Контакты:

Как добраться самостоятельно в Красное-на-Волге:

Поселок Красное-на-Волге находится в тридцати пяти километрах к юго-востоку от Костромы. Автобусы от костромского автовокзала в Красное отправляются с промежутком от получаса до пятидесяти минут (с половины седьмого утра до примерно восьми часов вечера). Пожалуй, для тех, кто передвигается на общественном транспорте, этот способ наиболее сподручен.

Около пятидесяти километров разделяют Красное-на-Волге и Иваново (дорога Р-600), но здесь нужно еще учитывать расписание парома, который ходит раз в полчаса между Красными Пожнями и Красным-на-Волге с 7:30 до 18:00.

Источник

Церковь Богоявления. Красное-на-Волге под Костромой.

О святом месте

Церковь Богоявления – шатровая церковь, построенная в 1592 году в годуновском имении Красное-на-Волге под Костромой. Является главной достопримечательностью села, а также единственным каменным шатровым храмом, оставшимся в Костромской области. Памятник архитектуры федерального значения.

Храм появился в селе Красном в ту эпоху, когда им владели Годуновы, стремительно возвысившиеся во второй половине XVI века. В 1592 году, согласно записи в клировой, в Красном появилась каменная церковь в честь Богоявления – по всей видимости, на месте существовавшего издревле деревянного храма. Строилась новая церковь по благословению первого Патриарха Московского Иова на средства Дмитрия Годунова. Храм был возведён шатровым, до того в костромской глуши шатры видали только на деревянных церквах. И, вероятно, работали в Красном не местные мастера, а приезжие. Во всяком случае, некоторые приёмы, нашедшие применение на здешней строительной площадке, обнаруживают знакомство зодчих с московскими шатровыми памятниками. Логично было бы предположить, что церковь в Красном сооружали именно москвичи, ведь Годуновы к описываемому времени прочно укоренились в стольном граде. Выглядела первоначально Богоявленская церковь несколько иначе, чем теперь: приделов и колокольни тогда не существовало, они появились лишь в XVII веке.

В конце XVII века Богоявленская церковь обзавелась шатровой колокольней – в целом созвучной облику храма, хотя в сравнении с его мощным шатром несколько как бы “робкой”. Село между тем росло, и один храм не мог удовлетворить его потребностей. В начале XVIII века в Красном было уже, считая Богоявленскую церковь, четыре церкви. В 1827 году в Красном случился большой пожар. Неизвестно, сколь сильно пострадала тогда Богоявленская церковь, и потребовался ли её ремонт, но вот деревянные храмы, по всей видимости, тогда сгорели. К началу ХХ века, в селе существовал ансамбль из двух храмов – холодного Богоявленского и тёплого Петропавловского, построенного в характерном «тоновском» стиле в 1860-е годы на деньги прихожан. Ещё была кладбищенская церковь. Приход в селе считался один, клир составляли два священника, диакон и псаломщик.

Храм оставался действующим до 1932 года. Затем в нём разместилось колхозное зернохранилище. Тогда же разрушили храм Петра и Павла и старое кладбище возле церкви. Памятник Александру II, находившийся в храмовой ограде, вероятно, был уничтожен ещё раньше. В 1960-е годы Богоявленская церковь, пострадавшая в последние несколько десятилетий от нецелевого использования, была реставрирована. Реставраторам пришлось восстанавливать его изначальный облик, опираясь на археологические исследования и данные, известные о других шатровых памятниках XVII века. В 1990 году Богоявленский храм возвратили Костромской епархии, в нём возобновилась приходская жизнь. В это же время начались реставрационно-ремонтные работы, связанные с приспособлением церковного здания к богослужению. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков. В 2009 году, по окончании ремонта, архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил торжественное освящение храма.

Источник

Красное-на-Волге. Церковь Всех Святых.

Церковь возле кладбища

Карта и ближайшие объекты

красное на волге храмы. Смотреть фото красное на волге храмы. Смотреть картинку красное на волге храмы. Картинка про красное на волге храмы. Фото красное на волге храмы

Статьи

Церковь Всех Святых- пример скромной сельской церкви периода эклектики. Расположена она на кладбище, на западной окраине посёлка Красное-на-Волге. Данная кирпичная церковь с первоначально деревянной колокольней возведена была в 1895 г. на средства купца В.Н.Чулкова. Тогда же, очевидно, сооружены были кирпичные кладбищенские ворота восточнее храма и такая же сторожка, расположенная за пределами церковной территории, также с восточной стороны. В 1901 г. был составлен проект устройства каменной колокольни с переустройством паперти, и в 1902 г. эти работы были выполнены под наблюдением губернского архитектора Л.А.Большакова. Сама церковь имеет продольно-осевую композицию, ядро которой образует четверик храма, завершённый пятью широко поставленными луковичными главками на глухих граненых барабанах.

С востока примыкает полукруглая апсида, с запада небольшой притвор, соединяющий храм с двухъярусной колокольней. Её высокий квадратный в плане нижний объём несёт ярус звона со срезанными углами. Фасады храма, расчлененные лопатками и арочными окнами (по два с юга и севера) декорированы исключительно скупо. Довольно необычен декор колокольни. Первый ярус в верхней части прорезан тремя щелевидными арочными окнами. На углах обоих ярусов помещены квадратные филенки с андреевскими и греческими крестами. Арочным проёмам звона вторят архивольты и полукруглые кокошники, составляющие фриз в завершении второго яруса колокольни. Трёхъярусный резной окрашенный иконостас храма характерен для русского стиля. В оформлении его применён резной растительный орнамент, особенно богатый у царских врат. Масляная настенная живопись, обнавлённая в 1985 г.,выполнена в академических традициях. В обрамлениях композиций использованы пышные растительные мотивы в духе псевдобарокко. На своде храма изображены евангелисты, «Покров» и «Воскресение». На стенах четверика расположены сцены Христологического цикла. В основании свода помещён рисованный карниз с выразительными кронштейнами и виноградными гроздями. Конху апсиды занимает композиция «Отечество».

В годы гонений на Святое Православие церковь во имя Всех Святых оставалась единственным действующим храмом Красносельского района. В настоящее время Всех-Святская церковь является одним из центров духовно-просветительского служения Костромской епархии, достопримечательностью Красного-на-Волге. Настоятелем храма уже более 30 лет является протоиерей Иоанн Ковальский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *