кража иконы казанской божьей матери в 1904
Никто не хотел защищать
Дело о похищении и уничтожении Казанской иконы Божьей Матери слушалось в Казанском окружном суде 25 ноября 1904 года. Оно привлекло огромное внимание публики по всей стране, да и сегодня, по прошествии 115 лет, продолжает будоражить воображение любителей загадок и поисков пропавших ценностей, верящих, что икона не погибла, а была надежно спрятана от людских глаз. Для человека же, интересующегося историей адвокатуры, в данном деле, по нашему мнению, скорее будет важна общественная обстановка, в которой пришлось работать адвокатам.
История странствий оригинала иконы к XIX веку была уже весьма запутанной, но по официальной точке зрения, подтверждаемой большинством исследователей, она находилась в Казанском Богородицком девичьем монастыре. Именно оттуда в ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах. Обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были украдены также деньги в сумме около 350 рублей из свечных ящиков. В начале третьего часа ночи послушница услышала крик «караул!», раздавшийся со стороны колокольни. Она позвала нескольких работников, и в подвале ими был обнаружен запертым монастырский сторож Федор Захаров. При осмотре собора были найдены следы взлома. Захаров на следствии показал, что при обходе увидел на задней паперти собора четырех мужчин, которые, угрожая ему револьвером и ножом, закрыли его в подвале.
Следствие через пару дней вышло на золотых дел мастера Максимова, заказавшего для своего покупателя Федора Чайкина мощные разжимные щипцы, которые по некоторым признакам могли быть использованы для взлома дверей собора; после некоторого запирательства мастер сообщил, что последний несколько раз угрожал ему револьвером, требуя молчать о заказе. Выяснилось также, что Максимов продал нескольким лицам жемчуг, по описанию схожий с украшением похищенных икон.
Во время тщательного четырехдневного (!) обыска в доме, где жил Чайкин, полиция обнаружила множество фрагментов украденного (жемчужины, серебряные детали, разноцветные камни, обрезки риз и т.п.). В печи в золе нашлись обгорелые жемчужины, гво́здики, проволока и кусочки материи. Монахини опознали в найденном фрагменты похищенного в соборе. 5 июля Чайкин и его сожительница Кучерова были задержаны на пароходе в Нижнем Новгороде. Был установлен «подельник» Чайкина Ананий Комов; также возникли сильные подозрения в отношении сторожа, который, как выяснилось, был хорошо знаком с Чайкиным и, по мнению следователей, тоже был причастен к ограблению. Малолетняя дочь Кучеровой рассказала, что видела, как Чайкин и Комов разрубили иконы, а мать Кучеровой Елена Шиллинг сожгла их в печке.
По назначению суда (казанские адвокаты организованно и категорически отказались по соглашению защищать святотатцев) обвиняемых защищала группа адвокатов: Тельберг (защитник Чайкина), Ушаков (Комова), Бабушкин (Максимова), Лаврский (Захарова), Ясевский (Кучеровой) и Миролюбов (Шиллинг). Все они были присяжными поверенными (Бабушкин, Ясевский, Лаврский) или помощниками присяжных поверенных (Тельберг, Ушаков, Миролюбов) Казанской судебной палаты.
Яркой была биография Константина Викторовича Лаврского. Окончив Нижегородскую гимназию, он поступил в Казанский университет, откуда в 1864 году был исключен за участие в так называемом «Казанском заговоре» в поддержку польского восстания 1863 года и приговорен к каторге (помилован в 1867 году). Активно занимался журналистикой, сотрудничал в либеральной печати и был выслан в Вологодскую губернию за антиправительственную публикацию. Как адвокат занимался в основном защитой крестьян, часто выступал безвозмездно. В 1906 г. был избран депутатом 1-й Государственной думы (входил во фракцию трудовиков).
Никандр Иванович Миролюбов, хотя и был некоторое время помощником присяжного поверенного, выбрал научную карьеру. Приват-доцент кафедры уголовного права и процесса Казанского университета с 1903 года, он преподавал всю жизнь – 15 лет в Казани, после – в Иркутске, Владивостоке и Харбине. Впрочем, пришлось ему позаниматься и практической криминалистикой: в 1917-м Временное правительство назначило его прокурором Казанской судебной палаты, и в этом качестве он в Сибири надзирал за следствием по делу об убийстве царской семьи, ведущемся Н.А. Соколовым. Многие документы этого следствия сохранились и доступны сегодня благодаря Н.И. Миролюбову. О других защитниках известно немногое.
Задача перед адвокатами, действительно, стояла нелегкая: уж слишком много следов было оставлено их подзащитными, слишком много свидетелей что-то видели, что-то слышали. Поэтому кто-то из защитников (например, Тельберг) больше взывал к милосердию, чем разбирал неувязки обвинения. Добиться успеха удалось лишь опытному Лаврскому: доказательства против его клиента были самыми неочевидными, да и самый вид дряхлого, постоянно плачущего старика на контрасте с красноречиво уголовными физиономиями других обвиняемых склонял присяжных к проявлению милосердия.
В результате трехдневного процесса Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Ананий Комов – на 10 лет. Максимов был определен на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, подозревавшийся в пособничестве, был оправдан.
2 Процесс о похищении Казанской явленной иконы Божией Матери. С портретами подсудимых и полными речами обвинителя и защитников. М., 1905. С. 24.
3 Похищение чудотворной. Публикация воспоминаний Георгия Густавовича Тельберга, назначенного адвокатом к вору, укравшему Казанскую икону // Родина, 1999. № 4. С. 60.
5 Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5-и томах. Т. 5. М., 1963. С. 234.
«Люди не просто так несли к ней свои крестики, цепочки. Значит, исцеление происходит!»
Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище обокрали сегодня ночью: кто-то разбил стекло и сорвал с иконы приношения прихожан. В полиции пока не говорят даже о том, будет ли возбуждено дело: «Ущерб уточняется». Между тем сама икона — не менее почитаемая в Казани, чем Ватиканский список, подаренный Папой Римским. «Образ хранился в церкви, которая единственной не закрывалась в советское время, и продолжал незримо хранить наш город», — говорит настоятель храма протоиерей Алексей Чубаков.
|
В Казани сегодня ночью обокрали х рам Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище |
«ДЛЯ НАС ВАЖНА НЕ ПОТЕРЯ САМИХ УКРАШЕНИЙ, А УТРАТА СВИДЕТЕЛЬСТВ ПОМОЩИ ЧУДОТВОРНОЙ»
«15 февраля в период времени с 3:00 до 4:30 утра неизвестный проник в помещение храма на территории Арского кладбища. По предварительным данным, были вскрыты ящики для пожертвований от прихожан и похищены золотые украшения, висевшие на иконах», — скупо сообщили сегодня утром в пресс-службе УМВД России по Казани. Факт проникновения заметил охранник, который и вызвал на место происшествия полицейских. Как сообщил «БИЗНЕС Online» его сменщик, первые сотрудники полиции появились по вызову около 6 утра, следовательно, кража была совершена глубокой ночью или под утро. Ранее прозвучала версия о том, что в краже подозревается несовершеннолетний сын сотрудницы храма, однако в УМВД России по Казани это не подтвердили.
Буквально за несколько секунд до появления корреспондента «БИЗНЕС Online» автомобиль сотрудников полиции выехал с территории Арского кладбища, где расположен храм Ярославских Чудотворцев. Надо отдать должное, внутри храм совсем не выглядит так, как будто несколько часов назад в нем была совершена кража. О вторжении воров говорят только взломанный замок металлического ящика для сбора пожертвований и повышенная настороженность охранника к прихожанам. Сам образ Казанской Божией Матери также не производит впечатление святыни, над которой свершилось надругательство. Прислужницы храма объяснили, что вместо разбитого стекла своими силами и «с божьей помощью» вставили новое. В итоге утренняя служба в 8:00 была проведена так, как будто ничего не случилось.
Вот только пропавшие украшения на иконе уже не вернуть. Их там были десятки — потертые цепочки, крестики, кольца. За каждым из даров — благодарность за конкретное чудо, свершившееся благодаря молитве. Их учет в храме не вели — литургического смысла в этом нет, а мирские ценности лишь украшение поверх богатого оклада. Неизвестна судьба и денег, которые прихожане оставляли в храме в качестве пожертвований. Ящиков в храме несколько. К примеру, отдельно идет сбор средств на восстановление Духосошественского храма. Впрочем, оставляли там копейки, говорят в храме.
Настоятеля храма протоиерея Алексея Чубакова, с недавних пор вернувшегося на пост благочинного Казани, на месте не оказалось, но по телефону он рассказал «БИЗНЕС Online», что пропавшие ценности важны не сами по себе, а скорее как символ. «Для нас это важно не как золотые и ювелирные украшения, а как свидетельство того, что люди получали помощь от чудотворного образа, — сказал Чубаков. — Пропали именно они. Оклад образа сохранился в целости и сохранности. В настоящее время следствие прорабатывает версии относительно того, кто мог это сделать. Но я считаю некорректным озвучивать их раньше времени. Журналисты и так, на мой взгляд, поспешили с выводами».
|
Многие верующие почитают образ Казанской иконы Божией Матери за явленный в 1579 году оригинал |
ДРЕВНИЙ ОБРАЗ: ЯВЛЕННАЯ ИЛИ СПИСОК?
Что за образ хранится в храме Ярославских Чудотворцев? Среди верующих и краеведов давно бытует легенда, что это и есть та самая икона, которая была явлена девочке Матроне в 1579 году и таинственно исчезла в 1904 году. Корреспондент «БИЗНЕС Online» сам слышал эту легенду, когда заходил в церковь Ярославских Чудотворцев и беседовал с прихожанами и священниками. Историк, преподаватель Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев эту версию не поддерживает: по его словам, икона является списком первой половины 40-х годов XVIII века и относится к новоказанскому стилю письма.
Такую датировку дали в июне 2002 года, когда лик был обследован московскими специалистами, отметившими, что стиль ее написания не канонический, а южнорусский. Знаменитый Ватиканский список тоже, как известно, относится к началу «просвещенного» XVIII столетия, но в православных приходах Казани до сих пор не умолкают разговоры, что «Арский список» написан раньше. Быть может, намного раньше.
Дело в том, что женщина-искусствовед, которой выпало честь исследовать икону на предмет ее древности, приезжала в Татарстан на международную научно-практическую конференцию «Христианство в Волго-Уральском регионе» (проходила под эгидой Московской патриархии и международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО). Следовательно, изучение образа изначально не входило в ее задачи как специалиста. И свою работу она сделала практически случайно, «мимоходом». Было ли при этом проведено доскональное и тщательное обследование, неясно. В частности, историк Георгий Мюллер в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что эксперты не изучали икону досконально — никто не давал разрешения снимать стекло, вскрывать оклад, обнажая сам лик. Он отмечает, что разговоры о явленности этого образа действительно не угасают, но в этом довольно много тумана и журналистики.
К примеру, журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова, снимавшая документальный фильм о возвращении Ватиканского списка в Казань, практически уверена, что образ в правом пределе храма на Арском кладбище — тот самый подлинник, который в России разыскивают с 1904 года.
«Разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? — рассуждает в своей статье, опубликованной на просторах рунета, кинорежиссер. — Как раз наоборот! Немногие из современных людей знают, что современные жители Казани — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на волжские берега именно с юга». Значит, и икона, явленная 9-летней казанской девочке Матроне в 1579 году, вряд ли могла принадлежать к какому-то иному письму. В пользу своей версии Аронова приводит также и тот факт, что «Арский список» принадлежит к типу Одигитрии (греч. — Путеводительнице), к которому принадлежал и подлинник. Между тем Ватиканский список относится к совершенно другому типу иконописи.
|
По предварительным данным, были вскрыты ящики для пожертвований от прихожан и похищены золотые украшения, висевшие на иконах |
Поразительна судьба образа Казанской иконы Божией Матери, который то спасает русскую землю от захватчиков (последние такие легенды связаны с Великой Отечественной войной), то сам страдает от рук грабителей. Но одно из самых устойчивых преданий говорит о том, что в начале ХХ века из Богородицкого монастыря пропал не подлинник, а копия. Якобы матушка-настоятельница каждый вечер после закрытия храма повелевала вынимать подлинник из-под ризы и сопровождать его в свои покои, а наутро возвращать на прежнее место. Поэтому, когда плачущие монахини, узнавшие о святотатственной краже, наутро обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им: «Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами». Примерно то же самое, только еще более мирскими словами, сказали корреспонденту нашего издания в храме Ярославских Чудотворцев и сегодня. Кража в храме была, но икона сохранилась в целости, нет поводов для беспокойства, это главное.
«В любом случае наша икона имеет больше отношения к Казани, чем Ватиканский список, — заявил «БИЗНЕС Online» протоиерей Алексей Чубаков. — Этот образ, как известно, хранился в церкви, которая единственной не закрывалась в советское время, и продолжал незримо хранить наш город».
К слову, храм Ярославских Чудотворцев действительно один из самых почитаемых в Казани. Расположенный при Арском кладбище храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев, построен в 1796 году и достраивался позднее. С тех пор он не закрывался, принимая верующих и во времена гонений на церковь в советские времена. Сюда в те годы свезли святыни из окрестных монастырей. Здесь, к примеру, хранилась чудотворная Грузинско-раифская икона Божией Матери, Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери, икона преподобного Сергия Радонежского из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря, икона великомученицы Варвары из Варваринской церкви, Тихвинская икона Божией Матери из Тихвинской церкви Казани. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального, сообщает сайт Казанской митрополии. Поэтому в сознании верующих этот храм — одно из самых намоленных мест города. Сюда не вторгались «строители табачных фабрик» и создатели цехов вместо церквей, здесь всегда горели свечи и звучали молитвы.
|
Храм Ярославских Чудотворцев никогда не закрывался, принимая верующих и во времена гонений на церковь в советские времена |
«КАК ОНИ ПРОЗЕВАЛИ ТАКОЕ СВЯТОТАТСТВО?»
Прокомментировать ситуацию «БИЗНЕС Online» попросил историков.
Георгий Мюллер — краевед:
— Это такая научная проблема — изучение данного списка! Дело в том, что этот список Казанской иконы Божией Матери, который хранится в Храме Ярославских Чудотворцев, малоизучен и не исследован до конца. Для этого его надо вскрывать — снимать оклад, стекло, но, по-моему, никто на это разрешения не дает. Специалисты из Москвы приезжали, но они не получили доступа к этой иконе. Есть версия, что это может быть один из древнейших списков Казанской иконы Божией матери. Может быть, даже точная копия с раннего списка, который был похищен в 1904 году. Высказывается мнение, что это, может быть, и есть та самая икона. Но это никем не доказано, туманная история.
А что касается драгоценностей, то воры кидаются на золото. Украли дары, которые были принесены этой иконе. Но этот список действительно относится к разряду чудотворных. Нам остается только радоваться, что сама икона не пострадала.
|
Храм Ярославских Чудотворцев — одно из самых намоленных мест Казани. Сюда не вторгались «строители табачных фабрик» и создатели цехов вместо церквей, здесь всегда горели свечи и звучали молитвы |
Анатолий Елдашев — доцент Казанской православной духовной семинарии, председатель городского общества историков и краеведов:
— Как же они прозевали в этом храме такое святотатство? У нас в городе три списка Казанской иконы Божией Матери. Один — в храме Ярославских Чудотворцев, второй — так называемый новый казанский или Ватиканский список — в Богородицком мужском монастыре, а также икона последней четверти XVI века, о которой мало кто знает и которая находится в постоянной экспозиции музея изобразительных искусств. Церковь Ярославских Чудотворцев — единственный в нашем регионе, в нашей республике православный храм, который никогда не закрывался. Правда, на 10 лет, до 1934 года, он захватывался обновленцами, но потом от обновленцев был отбит. А все остальные храмы закрывались.
Икона в этом храме является списком первой половины 40-х годов XVIII века. Это так называемый новоказанский стиль. Она достаточно интересная, но те, кто думает, что это та самая икона, которая была явлена девочке Матроне в 1579 году, ошибаются. Но и она нам интересна, почитаема. Образ чудотворный, тем более что он находится в таком храме и представляет собой очень старый список. Люди ведь не просто так несли к ней свои крестики, колечки, цепочки. Значит, исцеление происходит! Значит, она намоленная. То, что произошло, — святотатство. Те, кто это сделал, уподобляют себя варварам, тому самому Чайкину, который похитил настоящую чудотворную икону в 1904 году и уничтожил. Этих людей остается только жалеть, кара божья их настигнет. Она падет на весь их род, что тут говорить!