кремль и храм василия блаженного фото
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…
Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.
В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
Строительство собора завершено в 1560 году
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.
В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный
По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.
Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.
Сень над могилой Василия Блаженного.
Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.
Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.
Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Попытки уничтожения храма и противостояние им
Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
На Красной Площади стоишь ты до сих пор,
Вещая миру о могучей нашей силе,
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
(Отрывок из стихотворения Василия Марахина)
Необычайно красивый храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, красующийся на Красной площади, — один из известных архитектурных памятников Москвы.
Собор выглядит нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок. Все оттенки выдержаны в едином тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, не переходящую в пестроту. Красный цвет стен доминирует, белым выделены лишь декоративные элементы. При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.
При виде многоцветного храма из уст невольно вырываются возгласы восхищения, а руки тут же хватаются за фотоаппарат.
До очередной поездки в столицу на новогодних каникулах-2019 о Храме Василия Блаженного, представляющего собой уникальное архитектурное сооружение, мимо которого не единожды проходили во время предыдущих визитов, знала немного. Пожалуй, лишь то, что Покровский Собор не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству по велению государя Иоанна Грозного, давшего обет в случае успешного взятия Казани построить в память об этом событии церковь.
Собор, включенный в настоящее время в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, находится в совместном ведении Исторического музея Москвы и Русской православной церкви. По воскресеньям в нём проходят богослужения. Попасть в музей можно шесть дней в неделю (кроме понедельника) согласно расписанию работы музея.
Собор расположен по адресу: г. Москва, Красная площадь, д. 7
Открыт ежедневно с 11:00 до 18:00
Стоимость билетов можно посмотреть здесь: https://shm.ru/visit/tickets/hvb/
Имея намерение заглянуть в Собор в ходе данной поездки, информацию о нем изучила предметно. О самых интересных фактах и загадках поведаю в отзыве.
Оказывается, изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь, вокруг которой во время походов на Казань возводились храмы, отмечающие громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне, желая окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены девять самостоятельных храмов и звонница, соединенные между собой сводчатыми переходами. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, именуемой гульбищем, представлявшим собой своеобразную церковную паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет, с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием Москвы.
Главная битва за Казань, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому храм был освящен в честь этого христианского праздника. Официальное название храма — Собор Покрова на Рву, однако общепринятым является — храм Василия Блаженного.
Святой Василий Блаженный жил в Москве в XVI в. Он был юродивым религиозным подвижником, отринувшим мирские блага. Житие гласит, что круглый год Василий ходил по московским улицам босым, почти без одежды, спал на улице, соблюдал строгий пост, а также проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года.
По преданию Василий Блаженный собирал деньги на строительство Покровского Собора. Когда он умер, его похоронили у Троицкой церкви, а позже его мощи переместили в Покровский Собор. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней.
До сих пор доподлинно неизвестно, кто же построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. По одной версии царь пригласил псковского мастера Постника Яковлева и Ивана Барма, по другой — у Яковлева было прозвище Барма, соответственно это был один человек. По третьей версии Собор — проект некого итальянского зодчего. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно. Существует также предание, что царь приказал выколоть глаза создателю Собора, чтобы он больше не смог повторить свой шедевр. Но если считать автором Собора Постника, то эта легенда не находит документальных подтверждений. Постник не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после окончания строительства Собора работал над проектом Казанского кремля, а также Успенского собора и Никольского храма в Свияжске и Благовещенского собора в Московском Кремле.
По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима, описанного в «Откровении» Иоанна Богослова как райский город, сияющий драгоценными камнями. Храм состоит из девяти церквей и колокольни. Главную столпообразную церковь в честь Покрова Божией Матери с шатром, увенчанным маленькой главкой, с четырех сторон окружают осевые церкви, между которыми устроены еще четыре поменьше, образующие фигуру в форме восьмиконечной звезды, которая служит своеобразным напоминанием о Вифлеемской звезде. Все 9 церквей объединены между собой единым основанием и внутренней обходной галереей, расписанной причудливыми растительными орнаментами. Удивительно, что ни один из куполов не повторяет другой!
Собор Василия Блаженного не всегда был таким пёстрым. Белый камень и кирпич, используемые в строительстве церкви, придавали ей строгость и сдержанность. В XVII веке купола собора украсили керамическими изразцами, добавили асимметричные пристройки, возвели шатры над крыльцами, а стены покрыли затейливыми росписями.
В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал. После реставрации взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.
В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.
Интересно, что в Соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов, вентилировавшийся через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад, в котором хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили. Он был обнаружен лишь во время реставрации 1930-х годов. Предание утверждает, что до 1595 года в подземельях храма хранилась царская казна.
Как упоминала выше, центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы, четыре остальных церкви, Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского, освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода на Казань. В программе посвящений церквей Собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI века: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного фасада. С какой стороны к Собору ни подойдешь — кажется, что именно она и есть главная.
Войдя в храм впервые можно запутаться в его планировке. Но если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, всё становится ясным и понятным.
При колоссальных внешних размерах, внутри Покровский Собор невелик. Все церкви объединены двумя галереями.
Первая ‒ внутренняя, вокруг Покровской церкви, вторая ‒ внешняя, опоясывающая все девять храмов. Когда-то внешняя галерея была открытой, но в XVII в. ее перекрыли сводами. В это же время появились перекрытые шатрами крыльца над лестницами. Чуть раньше, в 1588 г., к Собору пристроили еще один, десятый храм — в честь св. Василия Блаженного.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые XVI веком.
Главным богатством собора являются уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI–XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
Не упустите уникальную возможность пройтись по подклету, служившему ранее сокровищницей. Пространство подклета перекрывается сложными коробовыми сводами. Здесь можно увидеть вериги святого Василия Блаженного, изображения Святого,
старинные книги, отреставрированные выносные иконы, с которыми совершали крестный ход вокруг храма,
История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.
Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.
Предания старины
Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.
Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.
Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.
Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.
Архитектурная композиция собора
Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.
Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.
Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.
В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».
Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».
12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.
Интерьер храма
Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.
Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.
Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.
Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.
Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.
Путешествие сквозь время
В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.
С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.
2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.
Видео: тайна куполов
Храм Василия Блаженного: жемчужина российского зодчества, окутанная легендами
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
У храма несколько названий. До 17 века его называли Троицким храмом, т. к. изначально на том же месте стояла деревянная церковь с таким названием. После победы над Казанским ханством Иван Грозный велел возвести новый собор. Кстати, русские войска разгромили Казань 1 октября 1552 года, а этот день считался праздником Покрова Божьей Матери. Именно поэтому официальное название сооружения – Собор Покрова Божьей Матери на Рву.
Поначалу в храме не проводили службы и даже не отапливали. Он был большей частью мемориальным сооружением. В 1588 году в собор привезли мощи Василия Блаженного. После этого была пристроена церковь, получившая имя Святого. Там стали проводить службы. После этого народная молва окрестила весь собор по названию церкви.
Согласно легенде, сбором средств на возведение храма занимался Василий Блаженный. Ежедневно юродивый приходил на Красную площадь и бросал монету через плечо. Никто не смел прикоснуться к деньгам. А когда средств было достаточно, то Василий Блаженный передал их царю.
Если обратиться к житиям Святого, то дата его смерти – 2 августа 1552 года. А первый камень собора был заложен только в 1555 году, после похода на Казань. Василия Блаженного тогда уже не было в живых.
Многим со школьной скамьи известна легенда о зодчих Храма Василия Блаженного – Барме и Постнике. Иван Грозный был настолько поражен красотой храма, что приказал лишить мастеров зрения, чтобы они не смогли построить ничего краше. Официальных упоминаний того времени об архитекторах собора нет. Имена Постника и Бармы появляются в летописях только 16-17 вв. Одни ученые склоняются к версии, что зодчий был один – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Другие утверждают, что архитектор был из Западной Европы.
Вплоть до 1957 года считалось, что окончание строительства храма датировалось 1560-м годом. Но во время реставрации под слоями росписи была найдена храмозданная надпись – 12 июня 1561 года по новому стилю.
Еще одна легенда, связанная с собором, гласит, что в темных подвалах Покровского храма спрятана библиотека Ивана Грозного. Вот только это не может быть правдой, т. к. собор создавался на насыпном холме, поэтому ни о каких подземельях не может идти речи.
Нет документальных подтверждений еще одному распространенному мифу. В 1930х гг. советская власть активно перестраивала Москву. Ответственным архитектором и реставратором столицы был Петр Барановский. В 1936 году власти приняли решение снести собор Василия Блаженного, т. к. он мешал автомобильному движению. Барановский был категорически против этого, и даже послал телеграмму в Кремль с угрозами: если взорвут храм, то только вместе с ним. Правда это или нет, но Собор Покрова Божьей Матери на Рву так и остался украшать Красную площадь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: