крещение детей в храме вооруженных сил кубинка
Главный храм Вооруженных сил РФ
Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации является частью музейно-храмового комплекса, построенного на территории популярного среди жителей Москвы и Подмосковья многофункционального парка «Патриот». Он расположен недалеко от Кубинки, в границах Одинцовского района Московской области. Патриарший собор, освященный в честь Воскресения Христова, стал символом духовности защитников Отечества и ратных подвигов русского народа в разные исторические периоды. Среди православных храмов России он стал третьим по величине после храма Христа Спасителя на Воробьевых горах и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. По высоте он занимает четвертую позицию, уступая еще и Спасо-Преображенскому собору в Хабаровске.
Храм ВС РФ возводился на пожертвования прихожан РПЦ и различных организаций, на личные вклады военнослужащих и бюджетные деньги, выделенные московскими и подмосковными властями. В 2018 г. для благотворительных сборов был специально создан фонд «Воскресение». Общая сумма составила около 6 млрд. руб.
Строительство Главного храма Вооруженных Сил в Подмосковье
Место расположения собора рядом с Кубинкой выбрано не случайно, так как именно здесь проходил оборонительный рубеж Москвы в ноябре 1941 г. и расположился тематический парк «Патриот». К тому же здесь не требовалось ничего сносить. Решение о строительстве было принято 4 сентября 2018 г., а через 10 дней патриарх Кирилл освятил закладной камень.
Храм возводился ускоренными темпами и уже в декабре 2018 г. начались масштабные работы по его внутреннему убранству. Весной-летом 2019 г. здесь работали лучшие художники, мозаичисты и скульпторы, ярославские мастера создавали иконостас, были закончены шестиметровые барельефы святых Ольги и Владимира.
6 февраля 2020 года храм получил свое официальное название, а на следующий день — статус патриаршего собора.
Открытие храма Вооруженных сил в парке «Патриот»
Мероприятия по освящению и открытию храма планировалось провести к 75-й годовщине Победы — 9 Мая 2020 года, и хотя само строительство к намеченной дате было завершено, из-за эпидемии коронавируса события пришлось перенести.
Архитектура
Монументальное здание выполнено в русско-византийском стиле с использованием современных приемов православного храмового зодчества. Каменные фасады украшены многочисленными резными рельефами и обшиты металлическими листами, искусно декорированными патиной. Скульптурные группы из бронзы органично переплетаются с образом воина-защитника.
Собор стоит на 435 15-метровых сваях. Ступени крылец и пандусы отлиты из переплавленной трофейной военной техники вермахта с добавлением чугуна.
Церковь разделена на два яруса. В верхнем храме расположено 4 придела — пророка Илии, великомученицы Варвары, Андрея Первозданного и Александра Невского. С запада к храму пристроена трехуровневая колокольня. Автором проекта является архитектор Д. Смирнов.
Комплекс занимает площадь 11 тыс. кв. м. Он может одновременно вместить до 6 тыс. чел. Размеры здания в плане:
Купола
Храм венчают золоченые купола — центральный, 4 угловых и колокольный. Самый большой был водружен над средокрестием в ноябре 2019 г., его вес составляет 80 т, а размер в плане и по высоте — по 12 м. Масса других — по 34 т. Через месяц на всех 6 куполах установили православные кресты, выполненные в монументальном русском стиле и декорированные эмалевыми вставками.
Колокола
На звоннице находится 18 колоколов весом от 8 кг до 10 т и общей массой 20 т. Они отливались на Воронежском заводе промышленного литья по специально разработанным эскизам барельефов. На главном колоколе — «благовестнике» — символично изображены важные события ВОВ, а на каждом из остальных 17-ти — эмблемы разных родов войск, а также соответствующие им небесные покровители.
Символы
В здании храма Воскресения Христова зашифровано несколько важных дат и цифр.
Высоту храма — 96 м — связывают с годом рождения князя Владимира (предположительно 956–58 гг.), принявшего христианство и крестившего Русь.
Внутри храма: google-панорама
Главный храм Вооруженных сил ВС РФ внутри
Нижний ярус посвящен раннему христианству, поэтому его стены и своды украшены гжельской росписью и выполненными вручную мозаиками из стеклянной смальты, изображающими ангелов и сцены из жития Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. В работе использовалось сусальное золото, ослепительно сверкающее под лучами, струящимися из оригинальных светильников и паникадило. Нижний храм освящен во имя крестителя Руси — святого князя Владимира. В одном из помещений, украшенных керамической мозаикой, находится крестильная купель, выполненная по христианским традициям.
Главный алтарь верхнего храма венчает сияющая на фоне темного неба рельефная фигура возносящегося над древним Иерусалимом Иисуса Христа. Иконостас и иконы выполнены из меди и украшены эмалями наподобие икон, «участвовавших» в военных кампаниях. Напротив, над западным входом в храм, изображена Богоматерь с младенцем на руках, ассоциирующаяся с женским образом общеизвестного плаката военных лет «Родина-мать зовет!». На боковых стенах — мозаики и росписи, где можно увидеть доблестных князей, воинов-победителей, ангелов и святых.
Одной из особенностей собора является самое большое мозаичное изображение лика Спаса Нерукотворного и огромная площадь мозаик, занимающих около 4 тыс. кв. м. Часть из них представляет сцены из военной истории России и знаковые события ВОВ. Другие особенности заключаются в использовании зеленого цвета при отделке фасадов и внутренних поверхностей, что подчеркивает «военную» тематику, а также несвойственных для православных церквей красочных витражных сводов. Последние украшены 40 воинскими орденами разных исторических эпох, в том числе орденом Победы.
Мозаика
В апреле 2020 г. появилась информация, вызвавшая волну возмущений среди общественности. Резкая критика коснулась двух мозаичных полотен — «Парад Победы» и «Присоединение Крыма». На первом красовался портрет Сталина, а на втором были изображены первые лица государства, имевшие отношение к произошедшему событию. Дебаты закончились частичной заменой мозаичных полотен и переносом снятых фрагментов, причисленных к историческим артефактам, в соседний музей.
Святыни
Издревле русское воинство имело небесных защитников, а сегодня они покровительствуют разным родам российских войск. Имена этих святых известны каждому христианину — Георгий Победоносец, архангелы Михаил и Гавриил, Илия Пророк, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Феодор Ушаков, великомученица Варвара, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Иосиф Володский, князья Александр Невский, Дмитрий Донской и Даниил Московский, страстотерпцы Борис и Глеб.
Главной иконой храма ВС РФ является «Спас Нерукотворный», образ которого с давних времен устанавливали над вратами военных крепостей и размещали на флагах. Храмовая икона была написана на деревянной основе, составленной из фрагментов лафета чугунной пушки времен Полтавской битвы, поднятой со дна реки Невы. Икона была освящена 28 апреля 2019 г. и до установки в храме побывала в 45 городах и воинских частях. В сопровождающем икону ларце хранятся частицы мощей святых покровителей воинства.
Другие почитаемые иконы:
С внешней стороны восточной апсиды установлена икона-складень Воскресения Христова, которую церемониально открывают каждую субботу в 17:00 и по большим праздникам. В обычные дни можно увидеть только лик Иисуса над створками и барельефы усмиряющих льва и змия архангелов Гавриила и Михаила.
Расписание богослужений
Утренние Божественные Литургии совершаются ежедневно в 09:00. Вечерние службы — по расписанию в 17:00. В храме проводятся священные таинства — крещение, венчание, отпевание.
Патриарший собор открыт ежедневно с 08:00 до 21:00.
Мемориал «Дорога памяти»
Со всех сторон Главный храм ВС России окружает мультимедийная галерея «Дорога памяти». Длина ее экспозиционных галерей составляет 1418 шагов, что соответствует числу дней ВОВ. В хронологическом порядке здесь увековечена память миллионов погибших, рассказано о каждом дне военного времени и ключевых битвах, начиная с вероломного нападения на СССР нацистской Германии 22 июня 1941 г. и заканчивая Победой 9 мая 1945 г.
Интерес вызывают 174 мемориальные плиты с размещенными в них латунными гильзами (около 15 тыс.). Последние наполнены привезенной с братских могил землей и водой с мест гибели военных судов.
Напротив храма установлена 9-метровая фигура скорбящей Матери победителей. Своей мантией она прикрывает Свечу памяти, зажженную от Вечного огня в Александровском саду Москвы.
«Поле победы»
Музей под открытым небом представлен как собирательный образ боев с фашистами под Москвой в 1941 г. Несколько тематических зон создавалось по фронтовым снимкам и архивным записям.
Вход в Главный храм Вооруженных сил России, осмотр экспозиции «Дорога жизни» и музея под открытым небом «Поле победы» осуществляются бесплатно.
Из Москвы к музейно-храмовому комплексу организовываются однодневные туры. Гиды «Дороги памяти» предлагают участие в комплексных экскурсиях по галерее и верхнему храму. Цена — 720 руб. за каждого в сборной группе от 10 до 20 человек.
Храм на google-панораме:
Как добраться до Главного храма Вооруженных сил
Музейно-храмовый комплекс расположен на 55 км Минского шоссе, между городами Голицыно и Кубинка. Он находится на территории парка «Патриот».
На общественном транспорте из Москвы придется ехать с пересадками. С Белорусского вокзала до Голицыно ходят электрички по расписанию. От железнодорожной станции в сторону парка «Патриот» следует маршрутка № 48П. Выйти нужно на остановке «Парковка — Сектор К».
Как доехать из Москвы на автомобиле
Добраться до храма из столицы можно по Минскому шоссе (М-1/Е30). Съехать с трассы нужно за Зеленой рощей по указателю «Парк Патриот». Недалеко от музейно-храмового комплекса есть большая парковка.
Составьте собственный маршрут с помощью специального сайта.
Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации: новая культурная веха
После торжественного освящения и открытия для широкой публики нового храма, вызвавшего множество споров в процессе строительства, Мы выдвинулись в парк «Патриот», чтобы увидеть его своими глазами. Делимся первыми впечатлениями.
С момента появления первых новостей о планах строительства Главного храма вооружённых сил на территории парка «Патриот» начались громкие споры обо всём, связанном с проектом. О нужности подобного храма в принципе, о месте расположения, архитектуре и внутреннем наполнении, а также об источниках финансирования. Любая заметка, связанная с проектом, или картинка с обликом будущего храма вызывала бурные и часто не относящиеся к делу пререкания.
Вопросы вызвало и финансирование проекта. Первоначально заявлялось, что немалую стоимость строительства полностью покроют добровольными пожертвованиями. Но со временем начала поступать информация, что в вооружённых силах сбор средств проходил старым добрым «добровольно-принудительным» методом, и в конечном итоге проект завершили за счёт госбюджетных вливаний.
Споры спорами, но Храм Воскресения Христова всё же построили — и открыли для прихожан и широкой публики.
То, что храм станет одной из ландшафтных доминант, было понятно задолго до окончания строительства. Его можно было увидеть издалека, проезжая по Минскому шоссе, — особенно в тёмное время суток, когда включали подсветку.
Однако вблизи храм, несмотря на свои немалые размеры, совсем не кажется огромным и тяжеловесным. Построенный официально в русско-византийском стиле (как и, к примеру, Морской собор в Кронштадте), он выглядит необычно, но при этом современно и даже оригинально.
Внешняя отделка наполнена огромным количеством деталей и художественных решений, имеющих самые разнообразные корни — от советской монументалистки до неоготики.
Внутри он производит сильнейшее впечатление: огромное внутреннее пространство, наполненное светом и прекрасными работами художников и мозаичистов. Кроме того, внутреннее убранство, как и внешнее, содержит в себе множество стилей и черт. То совершенная Византия, то традиционные для русского Средневековья черты, то модерн.
Сразу же после входа понимаешь, что это не просто православный, а воинский храм, — посвящённый людям, стоящим на страже Отечества. Это проявляется во всех его элементах и даже мельчайших деталях.
Но, хотя храм и посвящён Победе в Великой Отечественной, только на ней он не зацикливается. Внутри вы найдёте отсылки и к войне 1812 года, и к петровской эпохе, и даже к Цусиме с Первой мировой — и все они очень хорошо сочетаются и дополняют друг друга. Рассматривать их можно (и стóит) часами.
Отрадно отметить — несмотря на то, что мы приехали в середине рабочего дня, храм был полон людей, которые с неподдельным интересом изучали его и обсуждали увиденное.
Весь комплекс включает в себя не только Главный храм, но и опоясывающий его музей, посвящённый Великой Отечественной войне. Музей нас приятно удивил: это современный интерактивный объект, использующий все возможности мультимедиа и дополненную реальность, которая прекрасно сочетается с куда более привычными экспозициями. Важно, что музей прекрасно рассказывает простые человеческие истории участников и свидетелей войны — и делает это без лишнего накручивания и пафоса.
Как человек, повидавший много музеев, могу сказать, что авторам этого я бы точно пожал руку за отличную работу.
Как бы вы ни относились к самой идее Храма вооружённых сил, выносить решительные суждения о нём, не увидев вживую, не стоит. К примеру, по фотографиям многие выносили вердикты об «уродстве», «вархаммере» и «неправославном виде» храма. Но попав на место, не устаёшь удивляться смелости замыслов современных зодчих и готовности делать что-то новое и нестандартное. Храм, без сомнения, уже стал важным культурным объектом — и со временем станет историческим.
Стоит ли туда ехать? Без сомнения! Понравится ли он всем и утихнут ли споры? Вряд ли — каждый увидит лишь то, что захочет.
Но посмотреть на это своими глазами сто́ит — поверьте.
В главном храме Вооруженных сил России прошло первое крещение
В главном храме Вооруженных сил РФ впервые состоялся обряд крещения.
Таинство возглавил ключарь храма епископ Стефан.
«С сегодняшнего дня открыт путь через крещение в церковь и остальным гражданам и воинам Вооруженных сил Российской Федерации», — сказал он.
Храм Вооруженных сил России был открыт 23 июня в парке «Патриот» в Кубинке.
14 июня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм. На службе присутствовал министр обороны России Сергей Шойгу, а также его заместители.
Храм возведен на пожертвования к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которые поступали в специально созданный благотворительный фонд «Воскресение».
Духовенство храма
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Протоиерей Александр Солдатенков
Родился 17 июля 1965 год селе Воскресенское Данковского района Липецкой области. Крещен на дому 12 сентября 1965 года в честь св. Александра Невского.
В сан диакона рукоположен 21 ноября 1990 года митрополитом Тульским и Белевским, Серапионом.
В сан пресвитерской хиротонии рукоположен 27 ноября 1990 года митрополитом Тульским и Белевским, Серапионом. Служит в храмах Тульской Епархии.
С 2004 года переходит в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. С этого времени несет послушание по окормлению воинов гарнизона.
20 февраля 2006 года принят в клир города Москвы и назначен штатным священником храма св. великомученицы Варвары и преподобного Ильи Муромца в поселке Власиха Московской области.
4 марта 2013 года в дополнение к несомому послушанию назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Архангела Михаила – Патриаршего подворья в городе Кубинка Одинцовского района Московской области.
12 октября 2020 года назначен ключарем Патриаршего Собора во имя Воскресения Христова Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в должности настоятеля в храме иконы Божией Матери «Благодатное Небо» (Кубинка).
Женат. Имеет троих детей.
Иерархические (Богослужебные награды):
Церковные и государственные награды:
В подмосковной Кубинке открыли Главный храм Вооруженных сил России
Большой и величественный, с глубоким смыслом и особой миссией. Главный храм Вооруженных сил России сегодня официально открыт. Построенный специально к юбилею Победы в Великой Отечественной, символично, что открылся он в день, когда та страшная война началась.
Это не просто храм — это целый комплекс, где все говорит об истории и боли; о подвиге, который был совершен во имя будущей жизни. Проект называется «Дорога памяти», но, как отметил сегодня президент, который приехал на открытие комплекса, это «дорога в вечность» наших отцов и матерей — всех, кто отстоял Родину.
«Дорога памяти» — это 1 418 шагов, по числу дней и ночей Великой Отечественной. Один шаг — одни сутки. Основные события дня, сводки с фронтов, звуки стрельбы, военные марши, а главное – люди. На посетителя смотрят буквально миллионы глаз. Сотни тысяч микрофотографий солдат, тружеников тыла, партизан складываются в масштабные кадры общего порыва всей страны.
Тут же интерактивная фотогалерея «Река времени». Информацию о своем родственнике — участнике Великой Отечественной для этого проекта может прислать любой желающий. Президенту показали запись о Путине Владимире Спиридоновиче, о его отце.
«По задумке здесь должно быть более 33 миллионов биографий. И уже сейчас здесь очень много собрано», — сказал заместитель директора Центрального музея Вооруженных сил Владимир Лукин.
Сегодня музейный комплекс «Дорога памяти» — это 35 залов, сотни уникальных экспонатов, многие из которых до последнего времени могли видеть только специалисты, — открылся для посещения. Как и храм Воскресения Христова.
«На лафете орудие, которое участвовало в Полтавской битве. Скреплено оно специальными винтами. Это приклады винтовки Мосина внизу. 1944 года винтовка», — рассказал Сергей Шойгу.
Обращаясь к военнослужащим на плацу перед храмом, в День памяти и скорби, в день начала Великой Отечественной, президент говорил о том, что, по его мнению, та война значит для страны сегодня: «Для нас, граждан России, память о Великой Отечественной войне, обо всех, кто сражался и погибал, кто всеми силами приближал победу, абсолютно священна. Мы собрались здесь, у стен главного храма Вооруженных сил России, чтобы с глубоким почтением вспомнить о героях прошлого. Почтить бессмертный подвиг нашего народа и ратную доблесть всех защитников Отечества от Древней Руси до наших дней. Склонить головы в память о тех, кто отдал жизнь за свободу родной земли».
Современное поколение российских солдат и офицеров, по словам президента, достойно хранит верность традициям:
«Мы знаем, что обороноспособность и безопасность государства надежно обеспечены. Вооруженные силы страны совершенствуются, осваивают новую технику, растут их боевые возможности. Но главной основой ратного труда по прежнему остаются и на все времена останутся мужество, верность долгу, честь и безграничная любовь к Отчизне. Равняясь на тысячелетнюю историю страны, на нерушимые заветы поколения победителей, на стальное, непреклонное мужество солдат, принявших первый бой на рассвете 22 июня 1941 года и подаривших всему человечеству мир и само будущее 9 мая 1945 года. Вечная память павшим героям! Низкий поклон ветеранам! Слава Вооруженным силам России!»
Главный храм Вооруженных сил России возвели в подмосковном парке «Патриот» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому неслучайно, что высота звонницы — 75 метров. Диаметр основания центрального купола — 1945 сантиметров, а 1945-й — это год Победы. Здесь почти в каждую деталь вложен особый смысл.
Что символизирует главный собор Министерства обороны в Кубинке
Добраться до главного храма вооруженных сил в Кубинке непросто. Сначала надо поймать электричку до Голицыно, которая ходит раз в час. Потом найти на площади старого подмосковного поселка место, откуда отходит бесплатный автобус. Его пустили недавно, и точку знают далеко не все. «Парк «Патриот»»,— кивает сотрудница правоохранительных органов в новой форме и указывает направление. На месте уже стоит автобус «Мособлтранса» с открытыми дверями. Я пытаюсь провести по турникету карточкой, турникет молчит.
«Бесплатный проезд»,— устало говорит мужчина в зеленой форме без погон. Через двадцать минут дороги по Минскому шоссе и десять минут петляния по просторам парка «Патриот» автобус подвозит меня к остановке «Храм вооруженных сил». Этот новый храм называют «имперским» и «византийским», то и другое определения верны не совсем.
Армия как сословие
Армия и российское государство во многом синонимы. Первое признаваемое историками государство на территории европейской России — Киевская Русь — возможно, было создано частной военной компанией, которая объединила вокруг себя других вооруженных людей, уже местных. Первые договоры Руси и Византии — договоры империи с вооруженной силой, пришедшей с севера: византийцы старались нанимать такие отряды на службу. История России в школьных учебниках — в первую очередь история армии. Главные вехи: Куликовская битва, стояние на Угре, взятие Казани и Астрахани, разгром поляков, Полтава, война 1812 года, Первая мировая война, Вторая мировая (Великая Отечественная) война, 1945 год.
Такой подход к школьной программе можно списать на попытки государства создать удобную историю, но, кажется, за этим стоит и нечто большее. Россия — страна с самыми протяженными границами в мире, она должна эти границы защищать. Без армии она существовать не может. И если в XIX веке, да и даже в середине XX века армия в целом и офицеры в частности были уважаемыми членами русского, а затем советского общества, то в конце XX века отношение к ним изменилось. В современной России армия была и остается отрицаемой частью российского общества, а в образованных кругах военная служба считается не очень почетной. Военнослужащие в российском публичном поле не присутствуют и появляются в центре общественного внимания только во время трагедий и праздников.
Между тем военные — значимая часть российского общества. Только кадровый состав российской армии — примерно 2 млн человек. Сколько с ними связано семей и родственников, мы не знаем, но думаю, что можно смело умножать минимум на два. Таким образом, прямо связано с армией почти 4% населения России. Еще несколько сотен тысяч человек в год проходит через призыв. И хотя далеко не все из этих людей отождествляют себя с вооруженными силами, военных много. Еще больше людей прошли через службу в армии или закончили военные вузы в советское время. Выходцев из армии много среди управленцев и менеджеров.
Имеют ли эти люди, которые защищали и защищают российское государство, право на свое особое место памяти? Нужно ли оно им?
Храм как история
Попасть в храм вооруженных сил не то чтобы очень просто. Лучше всего делать это на машине, однако подъехать прямо к храму не получится. Охранники предлагают гостям храма не идти к нему по лестнице, а обойти его. Следующие десять минут посвящены обходу галереи, которая напоминает стены земляных крепостей эпохи Ивана Грозного или северные русские монастыри. Сходство усиливается из-за искусственной речки, а также из-за камер, которые смотрят на посетителей с высоты. Идущие к храму люди опасливо спрашивают дорогу. После обхода храма справа (противосолонь, по маршруту крестного хода, установленному патриархом Никоном) посетитель оказывается на площади перед храмом. Уже здесь видно, что ничего особо византийского в нем нет.
Создатели храма вдохновлялись петербургской архитектурой ХIХ века. При этом храм вооруженных сил расположен на площадке, которая по стилю больше всего похожа на московский парк Победы. Это неудивительно: и храм, и парк строились к годовщине окончания Второй мировой войны. Однако если в парке Победы перед нами «модерное» и не совсем христианское торжество, то в Кубинке речь идет именно о христианской памяти. В центре стоит храм о четырех главках и колокольня, в землю рядом с храмом закопаны капсулы с землей из захоронений воинов, а в галерее-стене вокруг храма можно посмотреть мультимедийную экспозицию, посвященную войне.
Все это не совсем традиционное окружение для православного собора. Но создатели собора в Кубинке осознанно дистанцируются от предыдущих веков и пытаются на новом месте создать нечто новое и свое.
Далее посетитель храма попадает в нартекс с раздевалкой, откуда уже может попасть в основной объем. Расположенное под землей помещение напоминает скорее крипту или вытянутую в длину домовую церковь. Свет приглушен и исходит не от окон, а от ярких светильников, обращенных к потолку. Лучи светильников отражаются в мозаиках и падают на покрытые эмалью колонны. Цветовая и световая композиция храма не похожа на традиционные византийские образцы и больше напоминает витражи Империума из вселенной «Вархаммер 40 000». Расположенные на столбах и стенах христограммы оригинальной формы усиливают ощущение нереальности происходящего. Однако нижний храм остается храмом: в нем можно молиться и находиться достаточно долго.
Слева и справа от основного нефа размещены мозаики, изображающие Иоанна Предтечу, крестящего израильтян в Иордане, и крещение князя Владимира в Херсонесе. Прототип этих мозаик стоит искать не в Москве, а в Киеве, где в соборе в честь св. Владимира располагаются фрески Виктора Васнецова, в том числе «Крещение Владимира». Сцены крещения Владимира и крещения Иисуса в Иордане присутствуют в работе Васнецова, который в подготовительном картоне использовал именно это сочетание образов. Васнецовские аллюзии позволяют создателям храма провести линию пространственную (из Киева в Москву) и временную (от эпохи Ивана Грозного к эпохе Российской Империи), а от нее — к современности. Более того, нижний храм с его византийскими мотивами и ориентацией на легендарное прошлое становится опорой для верхнего.
С верой за родину
Верхний храм — это попытка написать православную историю военных государства Российского. И если в нижнем храме мозаики и христограммы намекали на Византию, то верхний храм с его арками и стеклянными плафонами напоминает о модерне империи Романовых. Мозаики верхнего храма рассказывают историю борьбы страны с врагами — от благословения Дмитрия Донского до падения Берлина. Перед нами выстраивается единая священная история о взаимодействии армии и Бога. И если памятники парка Победы массовые и анонимные, то солдаты на мозаиках собора в Кубинке уже более индивидуализированы. Перед нами попытка рассказать о верующих людях, которые сражались за Россию. У них есть небесные покровители: на вратах собора выстроились в строй вооруженные русские воинские святые, обозначенные по именам на нимбах.
Вместе с рядами индивидуальных святых в храме появляется и мотив цены победы. Отдельные мозаики собора затрагивают тему пусть и героических, но поражений, например Крымской войны (которую Россия проиграла), и героической обороны Порт-Артура (образ Богоматери, связанной с этим городом, находится справа от входа верхнего храма).
Мотив признания потерь и роста внимания к отдельным погибшим в государственной политике памяти относительно новый. Он проявился отчетливо в этом году, после открытия Ржевского мемориала на Рижском шоссе. Этот памятник, с одной стороны, наследует советские традиции монументальности, а с другой — содержит видимое перечисление имен отдельных погибших, что главным советским памятникам несвойственно. Однако, эта индивидуализация потерь в Храме Вооруженных Сил не доведена до конца.
Отдельных имен павших в храме вооруженных сил нет — информация о них вынесена в галерею вокруг храма, а в самом храме главное все-таки — коллектив.
В отличие от памятника во Ржеве, храм вооруженных сил предлагает не только программу памяти, но и новое видение государства. Создание храма отражает не одно признание военных как сословия — открывается перспектива создавать другие подобные храмы, чтобы сплотить вокруг них целевые группы. В Северном Бутово, например, на бульваре Дмитрия Донского начато строительство храма для российских спортсменов. Так же как и храм в Кубинке, храм в Северном Бутово соединит в себе традиции древнего русского зодчества и модерна со спортивными залами, обещают создатели. Таким образом, перед нами — новый идеал российского общества как собрания сословий, связанных верой к Богу и уважением к лидеру.
Корпоративное (или, точнее, корпоративистское) государство — не российское изобретение. О его формировании говорили в XX веке в Центральной и Южной Европе, в Италии, Испании и особенно в Португалии доктора Салазара. Именно на эти государства как на возможный образец смотрели в середине 1990-х годов некоторые православные интеллектуалы, включая покойного протоиерея Всеволода Чаплина. Именно эти — католические, а не протестантские образцы, как кажется, вдохновляли и создателей собора. Не хватает только табличек отдельных воинских частей.
Появление табличек предсказывает мозаичное панно слева от главного входа. На мозаике под изображением креста и двух коленопреклоненных ангелов изображены солдаты в униформе второй половины XX века. На мозаике перечислены конфликты и операции, в которых принимали участие советские солдаты вне мировых войн. В списке упомянуты операции в Югославии, Нагорном Карабахе, а также конфликты в Чечне. Заканчивается список Крымом, после которого оставлена пустая строка. Именно это — ожидание будущей войны — представляет конкретную программу для России, которую создатели и строители, осознанно или нет, вкладывают в собор. Россия принимала участие в войнах в прошлом и будет принимать участие в войнах в будущем.
Храм или музей
После выхода из храма у посетителя остается впечатление двойственности и недосказанности. Это храм славы или храм памяти? Если храм памяти, то почему в нем нет поименных списков погибших в войну и рассказа о военных, замученных в лагерях? Почему в храме не вспоминают Гражданскую войну, в которой одни военные убивали других военных? Если это храм славы, то возможен ли вообще христианский храм, посвященный воинской славе? Создатели храма вооруженных сил попытались обойти эти вопросы вежливым молчанием. В итоге храм замирает в промежуточном положении и, порождает еще больше вопросов. Будут ли бывшие и нынешние военные ходить в храм? Будут ли в храм специально приезжать военные? Или это больше надежды создателей и спонсоров храма?
Вторая проблема храма — прихожане в целом. Люди приходят в храм, но не стремятся в нем остаться, а идут дальше осматривать мультимедийную галерею или реконструкцию битвы под Москвой. В верхнем храме священники и диаконы ведут богослужение, однако прихожан, в отличие от туристов, не видно. Изредка какая-нибудь женщина останавливается поставить свечку, а затем крестится и уходит. Посетители предпочитают фотографироваться на память в главном нефе, рассматривать отдельные детали и идти дальше. Это похоже на отношение к музею, к памятнику культуры, но не к действующей церкви.
Сможет ли расположенный вдали от населенных пунктов храм стать настоящим местом памяти, сказать трудно. С одной стороны, сложная символика храма и глубокая, непривычная наполненность смыслами вызывают уважение. Это не «храм шаговой доступности», а скорее новый и значимый памятник эпохи. С другой стороны — будущее храма неочевидно. Станет ли он настоящим храмом, как стал им Морской собор в Кронштадте, или останется музейным артефактом? Я думаю, некоторая надежда есть. И по дороге туда, и по дороге обратно я ехал в автобусе с несколькими людьми, которые специально сделали большой крюк, чтобы увидеть храм вооруженных сил, побыть внутри и почувствовать себя по-иному. Молились ли они внутри храма? Не знаю, но надеюсь, что молились.