крещение духом святым в библии что значит
Крещение Духом Святым. Знамения. Как происходит крещение Духом
Это та тема, крещение Духом Святым, которая сегодня разделяет людей на два больших лагеря. Давайте разберемся в этом вопросе спокойно, без религиозных шаблонов. Эта тема относится к начаткам учения Иисуса Христа.
Учение о крещениях включает в себя и это крещение, крещение Духом Святым. Начнем.
Крещение – погружение
Прямой перевод с греческого языка этого слова звучит как «баптизо» и переводится погружать, крестить, омывать, окунать.
Я не знаю, почему появилось это слово «крещение» в речи христиан и в нашем синодальном переводе. Версий много, но это не наша тема сейчас. Я, в дальнейшем, буду слово «крещение» дублировать словом «погружение, омытие».
Для описания погружения необходимо то место, КУДА погружается человек, нужен сам человек, и тот, КТО будет погружать. Хотя последнее не всегда обязательно.
Как Иоанн крестил
То, как мне открыл Господь эту тему, может отличаться от того, что вы обычно слышали об этом. Дело в том, что Дух обратил моё внимание на то, что одна фраза, связанная с крещением Духом, повторяется в Евангелии и книге Деяний.
То есть ВСЁ, что мы узнаем из евангелий о Крещении Духом связано с Иоанном.
Крестить водою. Крестить в воде
Мы видим, что описываемый процесс показан нам двумя выражениями. Крестить (погружать, окунать) В ВОДЕ. И крестить (погружать, окунать) ВОДОЮ. Один и тот же процесс, который совершал Иоанн описывается как погружение ВОДОЮ и погружение В ВОДУ. В чём разница? В первом случае подразумевается, что вода ПОКРЫВАЕТ человека (как водопад к примеру), а во втором случае человек при помощи Иоанна погружался в воду.
Почему я так подробно это описываю? Дело в том, что многие люди делают свои выводы на основании, как им кажется, правильного перевода с греческого этого действия. Я не вникаю в суть греческого языка. Нам достаточно знать самое простое – что крещение это погружение. И смотреть на примеры в Библии.
Русский язык
Теперь тоже очень важное понимание. Давайте внимательно посмотрим на распределение «ролей» в этом действии крещения (погружения).
Я крещу (погружаю) водою, в воде. Это означает, что Иоанн брал приходящего к нему человека и окунал (крестил) его в воду.
Он будет крестить вас Духом Святым – это значит, что ИИСУС будет крестить (погружать, окунать) нас Духом Святым или в Дух Святой.
Крещение в Тело Христа
Это ещё одно место из Библии, которое многие относят к теме крещения Духом. Давайте просто ВНИМАТЕЛЬНО прочитаем. Выражение звучит так – Духом погрузились (крестились) в Тело Христа.
То есть, в первом случае говорится, что Иисус погружает нас в Дух Святой. А здесь говорится, что Дух погружает нас в Тело Христа. То есть не в Самого Бога, а в Тело, то есть Церковь. Павел описывает это как превращение Иудеев и Еллинов в ОДНО ТЕЛО, где уже НЕ ИМЕЕТ значения кто ты. А только новая тварь.
Этот вопрос мы более подробно описываем на другой странице. Сюда же я это написал именно потому, что многие процесс возрождения (рождение нашего духа от Духа Святого) соединяют с исполнением Духом, когда происходит погружение, крещение Духом Святым. Это возможно, как мы далее увидим, но не является шаблоном.
Думаю, многим этот вопрос стал понятен, что здесь говорится о РАЗНЫХ крещениях (погружениях). Если в первом случае люди начинали говорить на иных языках, пророчествовать и прославлять Бога, то во втором – рождение свыше символизирует то, что мы стали частью Церкви, Тела Христа.
Исполнение обетования
И дальше мы видим исполнение слов Иисуса и то, как это объясняет Петр.
Небольшая ремарка. Иные языки, которые были проявлены, как знамение для жителей Иерусалима, названы пророчеством. Просто запомним это.
Первая церковь принимает крещение Духом Святым
Давайте посмотрим, КАК в первой церкви люди принимали крещение Духом Святым.
Дом Корнилия
Петр был приглашен к Корнилию и начал проповедовать всем собравшимся об Иисусе и спасении.
Какой вывод можем сделать из прочитанного?
Во-первых, Дух сходит на людей. Сверху вниз, если следовать русскому языку. И далее по тексту – …ИЗЛИЛСЯ НА язычников.
Во-вторых – это уже происходит второй раз. И Петр подтверждает это словами «как и мы». Немного отступлю. Есть учения, которые утверждают, что это второе сошествие было необходимо, чтобы подтвердить избрание язычников. Давайте будем последовательны и вспомним, что подобное действие описывается в Самарии, где проповедовал Филипп, и в Эфесе, когда туда пришел Павел. И те, и другие были язычниками.
В-третьих, сошествие Духа Святого, которое Петр приравнял к исполнению обетования Иоиля, и которое называется крещение Духом Святым, также названо ДАРОМ Святого Духа. Об этом говорил Петр в день Пятидесятницы
Промежуточный вывод
Подчеркнем здесь то, что Петр называет несколько моментов, необходимых для всей полноты спасения – покаяние, водное крещение, получение дара Святого Духа, которое, как мы видим, называется крещение Духом Святым.
В-четвертых, для Петра стало очевидным, что то, что он увидел, является повторением того, что произошло с ними ранее. И доказательством было говорение на языках и величание(прославление) Бога.
Пятое – …получили Святого Духа как и мы. К тем определениям, которые мы уже увидели, добавляется ещё одно. В целом получается, что крещение Духом Святым, получение Духа Святого, получение дара Святого Духа, излияние на людей, сошествие Духа на людей – это всё одно и то же действие.
Противодействие
То, что Петр ходил к язычникам и ел с ними, говорил с ними, привело в ярость «обрезанных». Судя по всему, это были чтители законов Моисея. Общение с язычниками противоречило тому, что было предписано законом. И Петр начинает им объяснять то, что произошло. Его рассказ изобилует сверхъестественным водительством. Давайте посмотрим на апогей.
Петр приводит здесь слова обетования Иисуса, когда говорит о том, что произошло в доме Корнилия. Снова мы видим слово «дар».
И посмотрите, даже обрезанных успокоило происшествие с язычниками. А именно, говорение на языках и прославление Бога.
Филипп в Самарии
Мы видим служение Евангелиста в ещё одном языческом городе. Выделим основное.
– покаяние и принятие спасения
Если исходить из учения нового завета, то этого достаточно для получения спасения. Необходима вера и обещание Богу дорой совести через водное крещение.
Но что мы видим дальше? Туда приходят Апостолы. И один из выводов, который нам важно сделать – Дух Святой сходит не только во время проповеди, но и через возложение рук. Это показывает нам два действия – принятие спасения через покаяние и крещение. А также сошествие Духа на людей. Как мы говорили выше – это процесс может быть объединён.
И ещё одно качество, которое подчеркивается здесь, как и в других местах – это ПРИНЯТИЕ Духа Святого.
Павел в Ефесе
Снова обращаем внимание на то, что Дух нисшел на людей после возложения рук Павла. И ещё видим снова знамение – иные языки и пророчество. Ещё одно важное наблюдение – прежде, чем принять крещение Духом Святым, люди должны услышать проповедь о Христе, и наставление о Духе Святом.
Филипп и евнух
Ещё одно повествование о сошествии Духа Святого. И тоже на язычника. Филиппу Дух сказал заговорить с евнухом, вельможей и он начал проповедовать ему Христа.
Что мы можем почерпнуть из этого места? Обязательная проповедь о Христе. Покаяние и вера евнуха, его исповедание веры. Водное крещение и сошествие Духа на него без участия других людей.
Получили Духа через наставление в вере
Это одно из мест, где говориться о том, КАК принять крещение Духом Святым.
Наставление в вере проявляется во всех случаях. Везде присутствует проповедь о жертве Иисуса. И так же рассказывается о Духе Святом.
Как принять крещение Духом Святым? Просить Духа.
В принципе даже писать ничего не надо. Всё ясно и понятно.
Кто крестит, погружает?
Мы видели с вами из многих мест, что крещение Духом Святым происходит различными способами. Через возложение рук, после наставления, во время проповеди об Иисусе, после водного крещения.
И что очень важно – это делают не люди, в некоторых случаях даже человек не нужен был. Это делает Иисус. Он погружает (крестит) нас в Дух Святой или Духом Святым.
Вывод
Для того, чтобы принять крещение Духом Святым надо
– услышать проповедь о Христе
– уверовать и принять Его как своего спасителя
– согласиться на принятие водного крещения
– услышать весть о Духе Святом, получить наставление в вере
– поверить, что это обетование и дар принадлежат тебе
– принять излияние Духа (Духу не надо постоянно изливаться. Он излит один раз, и теперь уверовавшие принимают Его ) на себя
– начать говорить, как Дух дает говорить
– помнить о сверхъестественных знамениях. Говорение на иных языках, пророчество, восхваление, прославление Бога.
Последствия
Отдав Духу контроль над нашим языком (а вы заметили, что все знамения связаны с языком) мы вверяем Ему себя. Дух становится нашим кормчим.
Мы – водимы Духом Святым, потому что дети Божии. Его водительство проявляется в руководстве Церкви посредством духовных даров, которые могут принять ТОЛЬКО ТЕ, кто доверился Духу и Дух это подтвердил знамением. Если человек НЕ МОЖЕТ перестать контролировать свой язык, то он не сможет следовать указаниям Духа. Когда сходит на нас Дух – мы принимаем силу свыше и сможем быть свидетелями Богу под Его водительством.
Вопрос. Что с теми, кто не крещён Духом Святым?
Крещение Духом предоставляет доступ к СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОМУ водительству посредством духовных даров. Мы принимаем силу Божью для свидетельства.
Братья и сестры, которые отвергают крещение Духом Святым, лишают себя сверхъестественных инструментов для служения Богу. Справедливости ради стоит заметить, что многие верующие, принявшие крещение Духом, так и не используют силу и власть, дарованную Богом. А те, кто отвергают крещение Духом, наоборот, тратят огромное количество СВОИХ сил и ресурсов для выполнения великого поручения Иисуса.
Related Posts
Слава от Бога. Как искать славы от Бога? Преображение в образ Сына
Обсуждение книги «Живое христианство и тайна беззакония»
Комментарии
В первую очередь важно понимать, что в Писании все слова, относящиеся к действию Духа Святого, выражают то, что они означают. Такие слова, связанные с Духом Святым, как: обличение (Иоан. 16:8), наставление (Иоан. 16:13), рождение (Иоан. 3:6), запечатление (Еф. 1:13; 4:30), исполнение (Еф. 5:18; Деян. 2:4, 4:8,33), получение (Гал. 3:2), крещение (Мр. 1:8; 1Кор. 12:13; Деян. 1:5), водительство (Рим. 8:14), ходатайство (Рим. 8:26) и другие, выражают многоразличные действия Духа Святого. Ошибочно считать, что они выражают одно и то же действие Духа Святого. Например, исполнение Духом Святым и крещение Духом Святым не означают одно и то же действие, так как очевидно, что наполнить сосуд чем-то и крестить-погрузить этот сосуд в какую-то среду вовсе не одно и то же.
В Новом Завете семь раз упоминается о крещении Духом Святым: Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16 и 1Кор. 12:13. В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) крещения Духом Святым, и в этих местах не говорится о значении крещения Духом Святым. И только в одном месте, а именно в 1Кор. 12:13, говорится о значении крещения Духом Святым. Там сказано: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Елены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». В этом месте слово «крестились» стоит в форме возвратного глагола, что не совсем точно отражает смысл оригинала. В английской Библии эта фраза звучит более точно: «Ибо все мы одним Духом были крещены в одно тело». Давайте проанализируем эту фразу.
Известно, что слово «крестить» дословно означает «погружать». А что означает «одно тело»? Какое тело имеет в виду апостол Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:27; Еф. 1:22-23; Кол. 1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же апостол Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает «быть погруженным» в Церковь Христову? Иными словами – это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым – это, значит, быть присоединенным к Церкви Христовой. Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, рожденного свыше к Церкви Христовой.
Кто совершает крещение Духом Святым? – не человек, но Иисус Христос, ибо «Он есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33). Поэтому нигде в Новом Завете нет призыва к крещению Духом Святым. Кто присоединяет верующего к Церкви Христовой? – не люди, но Иисус Христос: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). В этом акте крещения-погружения-присоединения Дух Святой выполняет роль ”Инструмента”, или Посредника, с помощью которого Христос осуществляет это крещение-присоединение верующего человека к Церкви. Поэтому во всех текстах о крещении Духом Святым словосочетание ”Дух Святой” стоит в творительном падеже. Какие условия должен выполнить человек, чтобы Господь крестил его в Тело Христово, то есть присоединил его к Своей Церкви? – те условия, которые Христос указал в Своем Великом поручении, то есть вера и принятие святого водного крещения по вере (Мр. 16:16). Эти же условия повторил Апостол Петр в день Пятидесятницы, то есть покаяние и принятие святого водного крещения по вере (Деян. 2:38,41).
Крещение Духом Святым
В основах учения Христова «крещения» упоминаются во множественном числе: «Учению о крещениях, …»
(Евреям 6:2)
1. Водное крещение — это крещение во имя Иисуса Христа:
«И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.»
(Деяния 10:48)
2. Крещение Духом Святым — это полное погружение в Дух Святой. Об этом поговорим подробнее.
3. Крещение огнём.
Об этом крещении проповедовал Иоанн Креститель, упоминая одновременно своё крещение, крещение Духом Святым и крещение огнём: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфея 3:11)
Крещение огнём — это испытание нашей веры, в которое Бог погружает нас в процессе нашего духовного роста после крещения Святым Духом:
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного».
(1-е Петра 4:12)
Это крещение принял и Господь Иисус Христос, когда Дух Святой повёл Его в пустыню (Луки 4:1-14). Крещение огнём делает нас духовно сильнее, когда наши убеждения веры подвергаются испытаниям.
Крещение Духом Святым
Итак, крещение означает полное погружение и выход на поверхность. Когда вас крестят, то буквально окунают с головой. Именно так Бог и погружает нас в Свой Дух при крещении Святым Духом :
«И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.«(Деяния 2:4)
Слово исполнились на греческом «πλήθω — плэфо», означает: «наполнять, наполняться с избытком; быть полным».
Если представить, то Бог окунает нас во Святой Дух, словно кувшин погружают полностью в воду, чтобы одним разом наполнить доверху.
В христианстве есть мнение, что крещение Святым Духом происходит в момент рождения свыше. Однако, это не так. Весь Новый Завет разделяет эти действия.
1) Первым крещение Духом Святым принял Иисус, сразу же после крещения в Иордане:
«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! …
Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана. »
(Луки 3:21-22; 4:1)
Вспомним, что Иисус родился на земле от Марии, но зачат был от Духа Святого. Поэтому и нам, чтобы стать подобными Христу, нужно прежде родиться от Духа Святого.
Служение в Божьем помазании и силе Иисус Христос начал только после крещения Духом Святым и огнём.
Исполненный — это «πλήρης — плэрэс», означает: «полный, исполненный, наполненный».
Апостол Пётр впоследствии проповедовал об этом в доме сотника Корнилия: «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.»
(Деяния 10:38)
Чтобы совершать Своё земное служение Иисус нуждался в силе и помазании Святого Духа. Это лучший пример для нас!
2) Возрождение первых учеников Иисуса произошло после Его воскресения, но до вознесения Христа (Иоанна 20:19-23).
А крещение Духом Святым ученики приняли в день Пятидесятницы, уже после того, как Иисус вернулся к Отцу. Прежде же этого действия, Иисус преподал им учение о крещении Духом: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.»
(Деяния 1:8)
Иные языки
3) Внешнее подтверждение того, что мы были крещены Духом Святым, сопровождается знамением говорения на иных языках: «И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Есть учение, что это было единичное действие говорения обычными иностранными языками.
Однако, слово говорить — это греческое слово «λαλέω — лалео», означающее: «говорить зря, болтать, молоть языком». А слово провещевать, означает: «громко возвещать, изрекать».
Хотя присутствующие посторонние люди и слышали от учеников своё наречие и слова прославления Бога, в основном это были возгласы и несвязные для людей слова, понятные только Богу (1-е Коринфянам 14:2) из-за чего некоторые подумали, что ученики пьяны (Деяния 2:13).
Первое крещение уверовавших язычников, тоже сопровождалось этим знамением:
«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?»
(Деяния 10:44-47)
«Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» — это и есть верное подтверждение принятого крещения.
4) Крещение Святым Духом, со знамением говорения на иных языках, предназначено для всех верующих христиан. Этот дар нужен для полноценной христианской жизни и эффективного свидетельства об Иисусе Христе: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.»
(Деяния 2:38-39)
Дар Святого Духа
В завершении своей проповеди Пётр призвал слушавших к покаянию и водному крещению во имя Иисуса Христа, уверяя, что так они получат дар Святого Духа, который приняли первые ученики. При этом он утверждал, что этот дар — крещение Духом с иными языками — принадлежит не только им и их детям, но и всем, кого призовёт Господь. В подтверждение мы читаем, что Бог продолжал крестить Духом Святым всех, кто верой принимал Иисуса Христа и это сопровождалось знамением говорения на иных языках: «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.»
(Деяния 19:6)
Таким образом, крещение Духом и дар языков принадлежит всем уверовавшим в Иисуса Христа!
Крещение Духом Святым — это погружение верующего в полноту Духа, которое производит Сам Бог. И сопровождает это действие знамением говорения на иных языках.
Что такое крещение Духом Святым
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» КОР. 12:13
Как говорилось выше, Церковь Христова — это общество возрожденных людей, крещенных Духом Святым в одно тело — Его Церковь. Что же такое крещение Духом Святым? По- видимому, никакая другая истина в Слове Божьем не вызывала столько споров, разногласий и даже разделений, на протяжении веков, как истина о крещении Духом Святым. Противник наш диавол не только «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петр. 5:8), но часто «принимает вид ангела света» (2Кор. 11:14), чтобы посредством своего «хитрого искусства обольщения» (Еф. 4:14), вводить в заблуждение детей Божьих. Он приложил немало усилий для того, чтобы скрыть истинный смысл крещения Духом Святым от детей Божьих, чтобы затемнить этот смысл, или извратить его до неузнаваемости, как мы это видим в харизматическом движении. Сторонники этого движения понимают крещение Духом Святым, как проявление в человеке силы Духа Святого, сопровождаемое так называемым «говорением на иных языках». Такое понимание крещения Духом Святым является основной доктриной пятидесятнического и харизматического движений.
В протестантском христианстве было много благословенных тружеников на ниве Божьей (Финней, Торрей, Муди, Пен-Луис, Моррей и др.), которые не были пятидесятниками, но понимали, что крещение Духом Святым — это принятие полноты силы Духа Святого, по словам Христа: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8). Но это обетование Христа относится не к крещению Духом Святым, а к исполнению Духом Святым. И это обетование исполнилось в день Пятидесятницы: «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4).
Мысль о том, что в Деян. 1:5 Христос говорил об исполнении Духом Святым, которое произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2:4) неверная. Эта ошибочная мысль возникла на том основании, что в Деян. 2гл. не говорится о крещении Духом Святым, а только об исполнении. Отсюда произошел неверный вывод, что Христос назвал исполнение Духом Святым в день Пятидесятницы (Деян. 2:4) крещением Духом Святым (Деян. 1:5), тогда как Он это исполнение Духом Святым в день Пятидесятницы назвал »принятием силы, когда сойдет на них Дух Святой» (Деян. 1:8).
Исполнение Духом Святым (в отличие от крещение) имело место многократно в жизни Апостолов и всей ранней Церкви (Деян. 4:8,31; 13:9). Как следует из этих мест Писания, исполнение Духом Святым производит сильные переживания в духе и душе человека и, как правило, проявляется видимым образом в служении детей Божьих. Обетование исполнения Духом Святым исполнялось в жизни многих христиан, в том числе и в жизни и служении указанных выше Божьих работников. К великому сожалению, эти труженики недостаточно внимательно отнеслись к евангельской терминологии и свой опыт исполнения Духом Святым называли крещением Духом Святым, что и привело к путанице в этом вопросе. Более подробно об исполнении Духом Святым говорится в третьей главе.
Среди христиан весьма распространенным является понимание, что выражение «крещение Духом Святым» является синонимом выражения «рождение от Духа Святого», что рождение свыше это и есть крещение Духом Святым. Но такое понимание крещения Духом Святым невозможно подтвердить Писанием, и поэтому такое толкование является произвольным. Несмотря на это, такое понимание очень распространено. Так, например, на сайте «Русский баптист» (www.rus- baptist.narod.ru) помещена статья (без указания автора) под названием «О крещении Духом Святым», в которой говорится:
«Крещение Духом Святым есть ни что иное, как получение верующим «обещанного от Отца» Духа, о чем Он говорил ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Итак, если верующий получил «обещанного от Отца», значит он крещен Духом Святым. Получение верующим обетованного Святого Духа в Слове Божием называется различно. Отсюда происходят различные заблуждения людей, превратно толкующих Слово Божие. Читая его внимательно, мы видим, что в одних местах получение Духа называется «крещением», в других местах это же событие называется «исполнением Духа» (Деян. 9:17), «рождением от Духа» (Ин. 3:5-6), «помазание» (2 Кор. 1:21, 1 Ин. 2:20), «сошествием Святого Духа» (Деян. 1:8) и т. д., верующие «напоены» (1 Кор. 12:13), «запечатлены» (Еф. 1:13, 4:30), «освящены» (2 Фес. 2:13, 1 Пет. 2:22)».
Несомненно, такое рассуждение является поверхностным и примитивным. Конечно, при желании или по непониманию, можно назвать синонимами слова с совершенно различным значением. Возьмем такой пример. Известно, что человек в своем развитии проходит различные стадии: зачатие, внутриутробное развитие, рождение, рост, созревание и, наконец, зрелость. Но при желании, все эти стадии роста можно назвать одним словом, например, развитием, на том основании, что все эти стадии являются единым процессом формирования человеческой личности. Духовная жизнь христианина, как указывалось выше, тоже подчиняется законам духовного развития и роста — от духовного младенчества до «мужа совершенного в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). И хотя каждый этап духовного роста происходит под воздействием Духа Святого, но нельзя не делать различия между действиями Духа Святого на разных этапах этого роста. Например, в процессе обращения грешника Дух Святой в первую очередь «обличает его о грехе» (Иоанн. 16:8), затем производит в нем веру и побуждает к покаянию.
После рождения свыше Дух Святой питает дитя Божие «чистым словесным молоком, чтобы оно возрастало во спасение» (1Петр.2:2). На этапе духовной зрелости Господь призывает христианина к служению и для этого наделяет его силой свыше через «исполнение Духом Святым» (Деян. 1:8; 6:3; Еф. 5:18).
И хотя все это производит один и тот же Дух Святой, но не логично считать, что между этими действиями Духа Святого нет никакой разницы. Все, что производит Дух Святой в человеке, при желании можно, конечно, назвать одним словом. Но если мы желаем более подробно изучить эту работу Духа Святого, то мы должны проанализировать эту работу, то есть разложить ее на составные части. Это обычный метод анализа библейского текста с помощью методов герменевтики и экзегетики. Таким образом, считать выражения «рождение от Духа Святого», «крещение Духом Святым» и «исполнение Духом Святым» просто синонимами — это совершать экзегетическую ошибку. Известный немецкий богослов А. Зайбель в своей книге «Церковь Иисуса: неужели подвергнется обольщению в последнее время?» пишет об этом следующее:
«Если же мы говорим об обретении Духа, о крещении Духом и полноте Духа, то мы должны эти выражения применять в том же смысле, как и в Библии. Мы не можем сказать: это лишь игра слов. Слова являются носителями духовных реалий и опыта, и история последних десятилетий в полной мере доказывает, что путаница слов приводила к духовной путанице. Так, например, известный американский проповедник Чарльз Финней назвал особый случай из своей христианской жизни крещением силой. Его друг и коллега, Аса Махэн, назвал это событие крещением Духом. Евангелист Торрей подхватил это выражение и дал развернутое его определение в своей книге: крещение Духом, считает он, есть особое явление, которое мы можем пережить после нашего покаяния и которое, вооружая на служение, наделяет нас силой свыше. Эту мысль Торрея подхватили основатели пятидесятнического движения и добавили лишь один признак, по которому мы узнаем, что приняли крещение Духом, и этим признаком является говорение языком. И вот уже готово учение, которое ныне перенимают миллионы верующих».
Итак, рассмотрим на основании Священного Писания, что же такое крещение Духом Святым. В Новом Завете семь раз упоминается о крещении Духом Святым: Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16 и 1Кор. 12:13. В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) крещения Духом Святым, и в этих местах не говорится о значении крещения Духом Святым. И только в одном месте, а именно в 1Кор. 12:13 говорится о значении крещения Духом Святым. Там сказано: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Елены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». В этом месте слово «крестились» стоит в форме возвратного глагола, что не совсем точно отражает смысл оригинала. В английской Библии эта фраза звучит более точно: «Ибо все мы одним Духом были крещены в одно тело». Давайте проанализируем эту фразу.
Известно, что слово «крестить» дословно означает «погружать». А что означает «одно тело»? Какое тело имеет в виду апостол Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:27; Еф. 1:22-23; Кол. 1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же апостол Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает «быть погруженным» в Церковь Христову? Нашими словами — это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым — это, значит, быть присоединенным к Церкви Христовой. Пастор В. Домашовец говорит об этом так: «Крещение Духом Святым не означает поливание человека какой-то духовной небесной водой, но тот факт, что Духом Святым мы крещены в тело Христово — в Его Святую Церковь, и стали ее членами, то есть Дух Святой, как Божья Личность, осуществил этот акт крещения для присоединения новорожденного дитяти Божьего к Церкви Христовой».
Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, рожденного свыше, дитяти Божьего к Церкви Христовой.
Отрадно сознавать, что в нашем братстве ЕХБ все больше растет понимание крещения Духом Святым, как погружения возрожденного христианина в тело Христово, как присоединение его к Церкви Христовой. В газете «Наши дни», номер 1828 от 7 июня 2003 года опубликована статья Олега Куксенко под названием «Крещение Духом Святым», в которой говорится:
«При крещении, или завете с нашим Господом (водном крещении), мы крещены Им, то есть Он, Дух Святой, взял нас и крестил, погрузил в Тело Господне… Как только Истинное Слово, Иисус, скажет Свое решение о христианине, заключающем завет с Ним в водном крещении или после водного крещения, в момент искреннего решения и обещания, то мгновенно этот христианин будет крещен Духом Святым в Тело Господа нашего Иисуса Христа».
О крещении Духом Святым, как о присоединении верующего к Церкви Христовой, говорит д-р Санников С. В. в его книге «Подготовка к крещению».
«Чтобы понять, что представляет собой крещение Духом Святым, надо прежде всего задуматься над тем, что такое крещение вообще? Дословный смысл еврейского и греческого слова «крещение» — означает «погружение», но в переносном смысле оно означало «присоединение». Таким образом, крещение Духом Святым есть процесс погружения, или присоединения, человека к Телу Христа; а Тело Его, как указывает Новый Завет, — это Его Невеста, Церковь».
И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония