крещение иисуса христа художник

Крещение Господне в мировой живописи

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Крещение Христа. Леонардо да Винчи. 1472-1475

Галерея Уффици, Флоренция

Крещение Христа. Никола Пуссен, 1650

Масло, холст. Филадельфийский музей искусств, США

Крещение Христа

Шамшин Петр Михайлович. 1848 г. Холст, масло. 114×114.

Внизу правее середины подпись и дата: 1848 П. Шамшинъ.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение Христово

Гагарин Григорий Григорьевич. 1860 г.

Крещение Спасителя.

На обороте надпись: Андрея Иванова

Поступила:, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв. № Ж-5471.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Крещение Господне

Семирадский Генрих Ипполитович. 1876 г.

Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве

Холст на картоне, масло. 42?86 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение. Из серии «Жизнь Христа».

Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.

Крещение Господне (Богоявление).

Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.

Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.

Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4х46,7.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение Господне (Богоявление)

Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.

Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

Владимирский собор в Киеве

Явление Христа народу.

Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.

Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение.

И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44,5×60.

Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

«Крещение Господне» (икона, XVI век)

Борис Кустодиев. Крещение. Водосвятие. 1921 год.

Крещение Господне.

Роман Максимович Волков. 1808 г. Холст, масло.

Крещение Христа. Аннибале Карраччи

Крещение Господне. Василий Нестеренко

Крещение Христа. Питер Франс де Греббе

В день Крещения

(См. 2-й тропарь 2-го канона на Богоявление И. Дамаскина)

Принимая смиренно крещение Иоанново,

В Человечестве Своем Господь

Торжественно посвящается на спасение человечества

А человечество освящается в Богочеловеке

На соучастие в деле Его,

По возведению к совершенству

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

5 знаменитых картин о Крещении

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи «Крещение Христа». Примерно 1472-1475 год.

Первоначально заказ на картину от одного из монастырей получил скульптор и в то же время художник Андреа Вероккьо. Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела, находящегося внизу слева). После этой картины и пошла легенда о том, что Вероккьо, увидев работу Леонардо, был поражен ее точностью и «забросил кисть». Правда, затем он написал еще пару работ, но больше стал уделять внимания скульптурам. Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков и тонкого изображения пейзажа за действующими фигурами.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи «Крещение Христа». Примерно 1472-1475 год.

Пьеро делла Франческа «Крещение Христа». Примерно 1450 год.

Это одна из немногих картин, которая передавала на те годы событие в более «человеческой» форме, нежели «божественной». В центре неподвижно стоит Христос, рядом с ним Иоанн Креститель, который омывает голову Сына Божьего водой. За этим рядом наблюдают три ангела, а уже на фоне виднеется еще одна фигура человека, который снимает одежду перед своим крещением у реки Иордан. Многих завораживает в этой картине передача цветов и геометрическая пропорция фигур и предметов. В подобной стилистике итальянский художник, теоретик Пьеро делла Франческа работал и над другими творениями. Говоря о его работах, эксперты отмечают, что в каждой из картин автор пытался передать торжественность, пропорциональность, а также сохранить композицию в каждом образе.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Теодор Аксентович «Праздник Иордана (Благословение воды)». 1893 год.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Теодор Аксентович «Праздник Иордана (Благословение воды)». 1893 год.

Николай Грандковский «Купание после освящения воды шестого января». 1903 год.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Николай Грандковский «Купание после освящения воды шестого января». 1903 год.

Борис Кустодиев «Крещенское водосвятие». 1921 год.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Борис Кустодиев «Крещенское водосвятие». 1921 год. Да-да, художни

СПРАВКА «КП»

Источник

Крещение иисуса христа художник

19 января – один из самых почитаемых и любимых церковных праздников на Руси. Праздник, имеющий два названия: Богоявление и Крещение Господне. Праздник столь древний, что его можно считать первым праздником раннехристианской истории

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Художник Иван Константинович Айвазовский

Все помнят знаменитые шедевры Айвазовского: «Девятый вал», «Чесменский бой», «Волна», «Неаполитанский залив», «Лунная ночь на Босфоре»… Но, думаю, далеко не все читатели «Прихожанина» знают, что художник написал немало потрясающих полотен на библейские темы.

Известно, что Иван Айвазовский был глубоко верующим человеком. Интересный факт: в свое время под влиянием Ивана Константиновича его брат Габриэл отказался от католической веры и вернулся в лоно Армянской Апостольской Церкви, а позже принял монашество и стал архиепископом Гавриилом.

Поскольку тема моря и вообще водного пространства постоянно присутствовала в творчестве Айвазовского, то даже при выборе библейских тем художник нередко делал акцент именно на водной стихии. «Сотворение мира. Хаос», «Всемирный потоп», «Хождение по водам», «Переход евреев через Красное море», «Христос на Генисаретском озере» – вот лишь некоторые шедевры Айвазовского на темы Ветхого и Нового Заветов. Впрочем, библейские полотна Айвазовского заслуживают отдельного рассказа. Здесь же я коснусь лишь его картины «Крещение».

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Крещение. Картина Ивана Айвазовского. 1890-е годы. Феодосийская картинная галерея

Создавая это полотно, Иван Айвазовский сделал акцент на самых главных образах, отбросив всё, что, по его мнению, могло отвлекать зрителя.

Раннее утро, предрассветный туман стелется над рекой и словно бы прячет окружающую действительность в дымке. Размытый берег реки, неясные очертания двух пальм, смутные образы людей, стоящих на берегу и неотрывно смотрящих на то, что происходит перед ними в воде. А там, в центре картины, мы видим главное: смиренно стоящий со сложенными руками Христос, опирающийся на камень Иоанн Креститель и Святой Дух, спускающийся в образе голубя в луче света над головой Спасителя. Всё, как написано в Евангелии от Матфея: «…И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16 – 17).

Конечно, Айвазовский не был бы Айвазовским, если бы не уделил внимание водной стихии. Поэтому особое место на картине занимает река Иордан, написанная зеленоватой краской с чуть заметным желтым оттенком. Иван Константинович, много путешествуя, побывал в самых разных городах и странах, но так и не добрался до Святой Земли. Тем не менее, направляемый каким-то особым чутьем художника, Айвазовский удивительно точно изобразил реку Иордан именно такой, какая она есть сегодня и, возможно, такой, какой она была две тысячи лет назад: мутноватой, непрозрачной, зеленовато-желтой («Прихожанин» подробно писал об этой реке в статье «Священные воды Иордана»).

Неслучайно Айвазовский подбирал особую цветовую гамму для своей картины. Поэтому зеленовато-желтая вода Иордана, в которой Иоанн Предтеча крестил людей, чтобы смыть с них грехи, занимая левый нижний угол полотна, очень четко контрастирует с голубым небом в его правом верхнем углу. Да и само небо на картине словно поделено на две части. Вот желтоватое марево в левой верхней части полотна клубится над головами людей, которые стоят на берегу и ждут своей очереди принять очищение. Оно символизирует людские страсти и порождаемые ими грехи. Тогда как в правой части неба явственно и сильно проступает голубой цвет: в момент Богоявления раскрываются небеса и Господь обращается к людям, сообщая им благую весть о том, что Бог теперь рядом с ними и у них появилась надежда на спасение…

Тем, кто захочет увидеть вживую картину Ивана Айвазовского «Крещение», надо съездить в Феодосию – любимый город Ивана Константиновича, где он провел большую часть жизни и где сейчас на Галерейной улице располагается знаменитая Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского.

…А вот картину «Крещение Господне» другого художника – Генриха Семирадского – в оригинале нам увидеть, увы, не удастся. Остались лишь эскизы, хранящиеся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Автопортрет художника Генриха Семирадского

Польского и русского художника Генриха Ипполитовича Семирадского называли «последним классиком русского искусства». При этом многие его современники – критики искусства и художники-«передвижники» – сильно критиковали Семирадского «за академизм» и «излишнюю итальянщину». На мой взгляд, эта критика была не заслужена, но, возможно, по этой причине сегодня этот художник несправедливо забыт и недостаточно популярен.

А между тем у него много поистине великолепных полотен, среди которых немало блестяще написанных картин на библейские темы. Можно вспомнить, к примеру, шедевр Семирадского «Светочи христианства», за которую на Всемирной выставке в Париже он получил гран-при, или полотна «Грешница», «Христос и самаритянка», «Христос у Марфы и Марии». Картины художника очень содержательны и драматичны, они весьма точно и красочно иллюстрируют страницы Ветхого и Нового Заветов.

Но вернемся к «Крещению» Генриха Семирадского. В конце 1870-х годов художник получил приглашение принять участие в росписи Храма Христа Спасителя. Сначала это был заказ на четыре композиции из жития святого Александра Невского для северной части храма, позже – на запрестольный образ «Тайной вечери», которые он закончил в 1877 году.

Год спустя Семирадский продолжает трудиться в Храме Христа Спасителя. Для хорных окон в северном и южном приделах храма он рисует «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим». Эти шедевры вызвали сильный восторг даже у Ильи Репина, который был одним из главных критиков Семирадского.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Крещение Господне. Генрих Семирадский. 1876 г. Эскиз росписи храма Христа Спасителя. Государственный Русский музей

Считается, что удачно выбранная арочная форма позволила художнику показать, как в момент Богоявления происходит слияние небесных и земных сил. Особый акцент Генрих Семирадский, как и Иван Айвазовский, сделал на противопоставлении цветов. Темная коричнево-зеленая каменистая пустыня – таким виделся художнику грешный мир до того, как туда пришел Спаситель. И ей в противоположность – чистый, светлый, наполненный светом и благодатью и создающий ощущение радости образ Неба…

Увы, как я уже говорил, это творение мы можем увидеть лишь в эскизах. 5 декабря 1931 года по приказу Сталина Храм Христа Спасителя был разрушен и уникальные шедевры величайших русских художников, участвовавших в его росписи, были уничтожены.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

«Крещение». Из серии «Жизнь Христа». Художник – Василий Поленов

Многие поклонники живописи знают Поленова как талантливого мастера пейзажей: «Московский дворик», «Заросший пруд», «Мельница», «Бабушкин сад». Пейзажи просто оживали на полотнах Поленова, и зрителю казалось, что всё это он видит перед собой, – настолько живыми были цветы, деревья, вода в пруду…

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Художник Василий Дмитриевич Поленов

Но, хотя Василий Дмитриевич очень любил рисовать пейзажи, главным делом своей жизни он определил для себя большую серию полотен, посвященных жизни Христа. Трудно сказать, когда впервые у него зародилась мысль проиллюстрировать Святое Евангелие. Возможно, когда четырнадцатилетним подростком Василий Поленов впервые увидел на выставке в Академии художеств потрясшую его картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Или когда студентом Академии он написал картину «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил большую золотую медаль Академии и право в течение шести лет путешествовать по Европе за счет Академии.

Но можно точно сказать, что художник уже начал свою серию картин «Жизнь Христа», когда в 1887 году представил на суд зрителей свой знаменитый шедевр «Христос и грешница», который в итоге приобрел император Александр III за 30 тысяч рублей.

Серия полотен «Жизнь Христа» – это 62 картины, которым Василий Дмитриевич Поленов посвятил 30 лет своей жизни. Шаг за шагом художник воссоздавал на холсте различные эпизоды из земной жизни Спасителя: «Пошла в Нагорную страну», «Возвестила радость плачущим», «На Тивериадском (Генисаретском) озере», «Был в пустыне», «Марфа приняла Его в дом свой», «Самаритянка», «И возвратился в Галилею в силе духа», «За кого Меня почитают люди», «Привели детей», «По засеянным полям» – всё это названия картин Поленова. Приступая к работе над очередной картиной из серии «Жизнь Христа», художник держал у себя возле мольберта все четыре Евангелия, открытые на стихах Священного Писания, которым было посвящено полотно.

И именно поэтому картина «Крещение» (она носит и другое название, выбранное самим художником, – «Крестились от него») так не похожа на картины о Крещении Господня других художников. Но, возможно, тем она и прекрасна. И пусть на первом плане мы видим салатовые воды Иордана и густую зелень деревьев, но зато на этой картине по-своему, по-поленовски, показан один из ключевых моментов христианской истории – Богоявление.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Художник Михаил Васильевич Нестеров

Он был учеником Василия Перова и Алексея Саврасова. Поначалу Нестеров искал себя, создавая жанровые картины на исторические темы. Пока однажды не нашел свой путь в истории живописи. Две темы – Церковь и Россия – соединились у художника в единое целое. Нестеров создал свой особый религиозно-русский стиль живописи; появились даже термины в живописи: «нестеровская девушка», «нестеровский пейзаж». Многим поклонникам творчества художника хорошо знакомы такие работы Нестерова, как «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг», «Под благовест», «Раб Божий Авраамий», «Святая Русь», «Великомученица Варвара». И как на закате жизни говорил сам художник, «жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей“. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

Много сил и времени Михаил Нестеров посвящает церковной росписи. Он участвует в росписи Владимирского собора в Киеве, храма Спаса-на-Крови в Петербурге, Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумани (Грузия).

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

«Крещение Господне (Богоявление)». Художник – Михаил Нестеров

Вот и данная картина «Крещение Господне (Богоявление)» – это роспись, которую Михаил Васильевич Нестеров сделал в крестильне Владимирского собора в Киеве. Прозрачные голубоватые тона реки и неба и мягкий изумрудный цвет окружающей местности служат лишь фоном для главного события. Мы словно становимся свидетелями продолжающегося разговора между Христом и Иоанном, запечатленного в Евангелии от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3, 13 – 15).

Любопытно, что, хотя Нестеров рисовал событие, происшедшее две тысячи лет назад в далекой еврейской Палестине, но вся его картина пронизана какой-то необычайной «русскостью», а в образах Христа и Иоанна Предтечи видны прекрасные образы русских святых, которым Михаил Нестеров посвятил свои жизнь и творчество.

. Для многих праздник Крещения Господня ассоциируется с поистине великим живописным полотном – картиной русского живописца Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Картина «Явление Христа народу»

Избрав библейское направление основным в своем творчестве, Александр Иванов глубоко погружается в изучение Священного Писания, в частности его новозаветных текстов.

Постепенно у художника возникает решение создать большую многофигурную картину на тему, которая его глубоко волнует, – Крещение Христа, или Богоявление. О своей задумке он пишет отцу, а также в Общество поощрения художников, которое направило его в качестве пенсионера в Италию.

Но прежде, чем приступить к реализации своего великого замысла, в качестве подготовительного этапа художник решает написать иную картину на новозаветную тему с двухфигурной композицией – «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения».

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения»

…Момент, воспроизведенный на картине, описан, в частности, в Евангелии от Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: “за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31).

Вполне вероятно, что Александр Иванов особое значение придавал этому моменту в новозаветной истории, считая его поворотным в истории христианства. Бог идет навстречу человеку, чтобы принять на Себя бремя грехов человеческих. Более того, человек обращается лицом к Господу, принимая новую веру – христианство.

Поначалу Александр Иванов начинает работать на холсте обычного размера, потом, понимая, что на таком полотне он не сможет в полной мере выразить свои мысли и чувства, художник берет холст в 7 раз больше и заново начинает рисовать. Картина «Явление Христа народу» считается великой не только по смысловому значению – это одна из самых больших картин в мире по размеру: высота – 5,4 метра, ширина – 7,5 метра.

Поскольку у художника не было денег, чтобы отправиться в Палестину, он вынужден был искать Иорданскую пустыню в итальянских окрестностях. Он ездил и делал бесчисленные зарисовки из самых разных мест. Поэтому на полотне в пейзаже, изображающем реку Иордан в районе библейской Вифавары, соединились окрестности Тиволи и Субиако, Понтийские болота и Аппиева дорога, а долина Ариччи подарила картине оливковое дерево, что нависает над водой.

Как ни парадоксально, на картине «Явление Христа народу» есть две центральные точки, две главные фигуры, почти одновременно притягивающие к себе взгляд зрителя: Иоанн Креститель в одежде из верблюжьего волоса, держащий в руке крест и словно бы говорящий окружающим его людям: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1, 36), – и Христос, в одиночестве неспешно идущий к людям…

Как я уже упоминал выше, художник Александр Иванов сделал сотни набросков разных людей. С одной стороны, ему нужно было найти лица, максимально похожие на древних иудеев, с другой стороны, на картине должны были быть представлены люди разных типов, возрастов, социального положения, характеров, настроения…

За спиной Иоанна Крестителя стоят будущие четыре апостола, четыре ученика Христа. Ближе всего к Иоанну Крестителю Иоанн Богослов, за ним – Петр, он опустил глаза и словно бы застыл, вслушиваясь в слова Иоанна Предтечи. Далее Иаков, спокойный, задумчивый и как бы анализирующий всё услышанное. Последний, в голубой одежде и с опущенными долу глазами, Нафанаил – тот, кто поначалу засомневается, услышав весть о явлении Мессии, и в сомнениях своих произнесет: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1, 46); тот, о ком Христос скажет: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1, 47).

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Апостолы Иоанн, Петр, Иаков и Нафанаил

Чуть ниже будущих апостолов возле самой воды старик и мальчик, вылезающий из воды, – символы старозаветного Израиля и аллегория молодого Израиля, услышавшего и принявшего весть о христианстве.

И кругом на берегу мы видим такими удивительно характерными разные, разные, разные типажи. У ног Крестителя сидит спиной к зрителю обнаженный старик, перед ним его раб с веревкой на шее. Он должен был подать своему господину одежду после омовения, но остановился, услышав слова Иоанна Предтечи. Он вслушивается в слова Крестителя и еще не может до конца поверить в то, что наконец грядет свобода. За ними старик и молодой человек. Рядом еще один явно богатый и знатный эллин, позабывший свою одежду в стремлении выпрямиться во весь рост и увидеть своими глазами Мессию. Подле него замерзли и дрожат то ли от холода, то ли от волнения мальчик и его отец. Все эти люди – старик и юноша, раб и его господин, отец и сын – напряженно прислушиваются к словам проповеди Иоанна Предтечи. Им и радостно, и хочется поверить, и в то же время боязно – а вдруг это всё неправда?

А Креститель, обращаясь ко всем собравшимся на берегу Иордана, продолжает говорить: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “На кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 32–34).

…Контрастом по отношению к первой группе людей, которые ждут прихода Мессии, написана группа иудейских священников – книжников и фарисеев, те, к кому Иоанн Креститель обращался со словами: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 7–8). Эти пришли не креститься, а наблюдать. Они не верят Иоанну Крестителю, как не верят и в приход Спасителя. Поэтому на картине их лица написаны с опущенными вниз глазами. Они не поворачивают головы, всем своим видом выражая презрение. Они пренебрежительно относятся к словам Иоанна Крестителя, и лишь себя в гордыне собственной считают Законом. Именно поэтому, когда первая группа у воды начинает движение навстречу Христу, книжники и фарисеи словно бы удаляются от Него. Молодой юноша из той группы смотрит на Христа и даже словно хочет протянуть к Нему руки, но старый священник удерживает его, как бы увещевая: «Ну что ты! Какой Спаситель! Верь только нам! Лишь нам, книжникам, ведом закон Моисея».

Написал Александр Иванов на этой картине и себя. Вот он под левой рукой Иоанна Крестителя в образе путешественника – в темно-синей блузе и шляпе конусом. А в конце очереди на самом коротком расстоянии от Христа художник поместил своего близкого друга писателя Николая Гоголя. На протяжении этих долгих 20 лет они не раз беседовали о путях Промысла Божия. Иванов решил передать возможные сомнения Гоголя: тот стоит в шеренге людей, которые уходят от Христа, но в последнее мгновение, словно прозревая что-то, писатель поворачивается лицом к Богу.

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Художник Александр Иванов самого себя изобразил на картине в образе странника

крещение иисуса христа художник. Смотреть фото крещение иисуса христа художник. Смотреть картинку крещение иисуса христа художник. Картинка про крещение иисуса христа художник. Фото крещение иисуса христа художник

Близкий друг художника писатель Николай Васильевич Гоголь

Летом 1857 года Александр Иванов открыл двери своей мастерской для итальянской публики, и картина «Явление Христа народу» произвела в Риме небывалый фурор: итальянцы, избалованные художественными шедеврами, были поистине потрясены, увидев картину чужестранного мастера, который на протяжении 20 лет в тиши и уединении творил свой шедевр. Летом 1857 года Рим только и говорил что о русском художнике и его грандиозной картине.

В мае 1858 года художник решил переправить полотно в Россию. Деньги на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. «Явление Христа народу» доставили на корабле, а Иванов плыл вместе со своим шедевром.

Картину вместе с несколькими эскизами и этюдами выставили в самом большом зале Императорской академии художеств. Выставка произвела сильное впечатление на русского зрителя, хотя и не столь большое, как на итальянского.

3 (15) июля, за две недели до своего рождения, художник Александр Андреевич Иванов умер от холеры. Через 3 часа после его смерти в его дом прибыл специальный курьер от императора с известием, что Александр II покупает картину «Явление Христа народу» за 15 тысяч рублей. Немалая сумма по тем временам. На эти деньги любой русской художник мог бы безбедно жить несколько лет.

Но что деньги, если настоящий художник сумел претворить в жизнь главное дело, которое определил для него Господь.

Император Александр II, купив картину, преподнес ее в подарок Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву в дом Пашкова, где для великого шедевра художника Иванова был специально построен отдельный павильон. Уже после революции, когда этот музей был расформирован, картина Александра Иванова «Явление Христа народу» была передана Государственной Третьяковской галерее, где она и находится поныне.

В 1834 году Николай Васильевич Гоголь написал повесть «Портрет». Считается, что фраза из этого произведения «Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление» относится именно к картине «Явление Христа народу», над которой еще только-только начинал работать великий русский живописец Александр Андреевич Иванов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *