крещение иисуса христа картинки
Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики
Крещение Господне: иконы и картинки
Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком.
Фреска из римских катакомб. III в.
Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества.
Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.
В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему.
В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа.
Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент
Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата.
В середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан.
Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия
В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).
Самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске — сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого — Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).
Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос — новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.
В произведениях средневизантийского времени усиливается повествовательный аспект изображения. Например, на мозаике собора Осиос Лукас изображены древо и секира — указание на пророчество Предтечи «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Крещение Господне: иконы, иконография
Наполнение композиции второстепенными деталями делает ее несколько дробной, многословной, «шумной». Помимо двух апостолов и ангелов начинают изображаться пришедшие креститься от Иоанна люди. Некоторые снимают одежды на берегу, другие — уже плывут по реке. На многих иконах в водах плещутся не только рыбы, но и отроки.
На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан.
Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград
В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца.
Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия
Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент
Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва
Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент
Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция
Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент
Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент
Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань
Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г.
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.
Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.
Икона. Русский Север. Конец XVI — нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва
Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.
Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII — нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия
Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания
Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия
Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия
Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция
Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве
1. Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаики купола. Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. С IV века эти события начинают праздноваться раздельно, однако в церковных службах на Рождество и Крещение остается много общего. Обоим праздникам предшествует сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста.
Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника).
В ранних христианских памятниках IV-V веков, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетке с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
Несмотря на то, что главным источником иконографии рассматриваемого события являлось Евангелие, на свидетельстве которого основывались описания Крещения в апокрифах, образы Богоявления содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника. [1]
Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Однако встречаются и другие варианты. В миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI век, Исторический музей в Москве) два ангела слетают ко Христу с небес.
Крещение. Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес. Рассматриваемая мозаика находится в одном из тромпов, на которых покоится купол храма. Поскольку тромпы имеют криволинейную «вогнутую» поверхность, свет, падающий на мозаику, преломляется таким образом, что особым сиянием выделяется именно центральная часть сцены. Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород. Изображения Крещения в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век) сходны с Богоявлением в Дафни. Наряду с использованной в них лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена более подробная. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, 1199 г.) на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься. Один из них снимает рубаху, а другой изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток – символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.
Крещение. Икона. Середина XIV века. Национальный музей, Белград. В Национальном музее Сербии (г. Белград) находится икона XIV века, обладающая еще большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях – у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева – сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии (Мф. 3, 16), ангелов и Христа Еммануила в небе.
[1] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 277.
[2] Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи Древнего Пскова. М., 2004. С. 318-319.
Самые известные иконы Крещения Господня
Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.
Поделиться статьей с друзьями:
Символизм икон
Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.
Крещение Господне, древняя мозаика
Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.
Греческая икона, XVII век
В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.
Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.
Крещение Господне, современная русская икона
Первые иконы
Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.
Фреска римских катакомб III века
Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.
Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.
Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев
Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).
Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.
Равенская Мозаика
Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.
Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.
Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век
Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.
Русские иконы
Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.
«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.
Икона работы Андрея Рублёва
Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.
Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.
Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе.
Минологий императора Василия II, X век
Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.
Новгородская икона собора Святой Софии
Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение.