крещение княгини ольги город
Святая княгиня Ольга. Моменты истории
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Принятие христианства
Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.
На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.
Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».
Как известно, княгиня Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдовой. Согласно летописной легенде, византийскому императору Константину русская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным отцом), он у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.
Жизнь княгини
В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.
После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать.
Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.
Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.
Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.
Потом княгиня приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. После этого древляне прислали Ольге в виде дани птиц, а она велела привязать к их лапам горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись на свои насиженные места и, тем самым, сожгли город древлян.
В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было вполне закономерным.
В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.
Значение в русской истории
Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».
Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.
Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.
В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.
На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г. Фрагмент картины. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение Ольги в Константинополе
Княгиня Ольга стала выдающейся правительницей Руси, официально принявшей христианскую веру и стремившейся распространить ее среди всего народа. Также она известна как первая женщина, взявшая на себя руководство целым государством, отличавшаяся редким умом, заслужившая всеобщую народную любовь и уважение.
Ольга правила русскими землями на протяжении 15 лет, с 945 по 960 гг. В течение этого времени она исполняла функции регента при своем малолетнем сыне Святославе. По решению Православной церкви княгиню канонизировали в середине XVI столетия, включив в соборы киевских, псковских и волынских святых. Дни памяти святой равноапостольной Ольги приходятся на 11 июля (переходящая дата), 24 июля, 23 октября.
Биографические сведения
Ориентировочная дата рождения княгини Ольги – конец IX века. Многие историки полагают, что она появилась на свет в 893–894 гг. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» сообщает, что будущая правительница родилась в городе Пскове.
Принято считать, что Ольга имела варяжское происхождение. Имена ее родителей остались неизвестными. Существуют разные версии относительно рода, к которому принадлежала Ольга. По одной из них, она была незнатного происхождения, по другой – приходилась дочерью легендарному князю, вошедшему в историю под именем Вещего Олега.
Брак с Игорем Рюриковичем
Будучи юной девушкой, Ольга повстречалась с князем Игорем, который стал самостоятельным правителем с 912 года. По одной из версий, ей на этот момент исполнилось всего 10 или 12 лет.
Легенда повествует, что будущие супруги познакомились на переправе под Псковом. Здесь молодой князь охотился, а Ольга была перевозчиком на лодке. Юная девушка была одета в мужское одеяние, однако Игорь сумел рассмотреть в ней настоящую красавицу.
Когда Игорю пришла пора жениться, он вспомнил об Ольге, которая произвела на него большое впечатление умом и красотой, и взял ее в законные жены. Приблизительный период, когда могла состояться свадьба, – с 903 по 912 гг.
Рождение наследника
Летопись утверждает, что Ольга была единственной супругой князя. Во времена язычества это являлось большой редкостью, поскольку многие правители обзаводились многочисленными женами и наложницами.
Игорь и Ольга долгое время не обзаводились детьми. Первенцем супружеской пары стал Святослав, появившийся на свет около 938–943 гг. Других наследников у княжеской четы не было.
Правление и месть за убитого мужа
В 945 г. Игорь, взимавший очередную дань с племени древлян, погиб от их руки. Главному наследнику князя исполнилось на тот момент всего 3 года, поэтому на период его взросления Ольга должна была руководить Русью. Ее правление отличалось мудростью и принятием смелых решений. Дружина Игоря подчинилась княгине, а простой народ полюбил за справедливость.
Причины принятия христианской веры
Будучи язычницей, Ольга со временем все же стала склоняться к принятию христианства. Историки считают, что для этого было несколько существенных причин:
Прежде чем принять крещение, Ольга вместе со своими послами отправилась в город Константинополь (Царьград). В византийской столице княгиня планировала лично встретиться с императором, побывать в православных храмах и познакомиться с особенностями проведения ритуалов, чтобы принять окончательное решение о переходе в новую веру.
Как крестили русскую правительницу
Желая стать примером для будущих славянских поколений и поспособствовать процветанию своей державы, княгиня в 957 году приняла христианство. Ольгу крестил сам византийский император Константин Багрянородный, после чего русская правительница получила имя Елена.
Предание повествует о том, что император Константин был невероятно поражен красотой и интеллектом Ольги. Он предложил ей заключить взаимовыгодный брачный союз, который мог значительно ускорить сближение двух могущественных государств. Княгиня, желающая хранить верность Игорю даже после его смерти, ответила отказом. При этом она поступила мудро и дипломатично, сделав акцент на том, что по христианским понятиям крестный отец не может жениться на собственной крестнице.
После крещения княгини Ольги в Константинополе, которое произошло с небывалой пышностью, русская правительница и ее многочисленная свита отправились обратно в Киев. Император Константин щедро одарил свою крестную дочь, преподнеся ей богатые дары в виде золота, драгоценных каменьев и изысканных сосудов.
После того как Ольга приняла христианство, русское государство ощутило многие положительные последствия: повысился авторитет державы на международной арене, стали постепенно искореняться обычаи, считавшиеся дикими, появилась возможность вступать в династические браки. Крещение оказалось важным политическим событием, поскольку между Византией и Русью был заключен мирный договор. Он имел большое значение при возникновении военных конфликтов и способствовал их разрешению.
Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе
Повторное путешествие в византийскую землю Ольга совершила, уже будучи истинной христианкой. Княгиня отправилась к своему крестному отцу на корабле. Дорога в Константинополь заняла более месяца. Сохранились сведения о том, что ко двору Ольгу приняли не сразу: перед приемом княжне пришлось ожидать около двух месяцев, что было обусловлено определенными правилами.
С собой Ольга привезла роскошные дары. Император встретил свою заморскую крестницу со всеми подобающими почестями и вниманием. В честь ее прибытия состоялась пышная церемония в Золотой палате дворца. Из Царьграда княгиня вернулась с богатыми византийскими иконами, священными христианскими книгами.
Распространение христианства на Руси
В период правления Ольги язычество и христианство продолжали достаточно мирно уживаться на русской земле. Несмотря на то, что княгиня крестилась, ее единственный наследник отказывался перейти в новую веру и продолжал жить согласно старым правилам. Княгиня не раз предлагала сыну принять христианство, однако каждый раз он предпочитал язычество. Вместе с тем Святослав не возбранял своей матери обращать в византийскую веру воинов и других людей.
Став православной, Ольга проявила искреннее желание повсеместно распространить христианство, проповедовать и приобщать к нему русский народ. Время ее пребывания во главе государства, а также период, последовавший после передачи власти Святославу Игоревичу, ознаменовались:
Деятельность княгини в Киевской Руси давала достаточно щедрые плоды. Крещение Ольги было воспринято многими людьми благосклонно и привело к первому этапу искоренения языческих обычаев. Народ любил свою мудрую и смелую правительницу, а потому охотно следовал за ней. Некоторые даже решали отправиться в Константинополь, где, подобно великой княгине, также проходили таинство крещения.
В пожилом возрасте, полностью отойдя от управления государством, Ольга безраздельно посвятила себя воспитанию внуков. Особенно она заботилась о подрастающем Владимире, рожденном от внебрачной связи Святослава с ключницей Малушей. Именно ему предназначалось войти в историю в качестве крестителя всей Киевской Руси, искоренить язычество и быть причисленным к лику святых.
Смерть и почитание княгини Ольги
В старости Ольга заболела, после чего отошла в мир иной. Дата смерти княгини – июль 969 г. Великая правительница Руси была похоронена соответственно христианским обычаям. Позже князь Владимир I Святославович перенес мощи своей бабушки в киевскую церковь Святой Богородицы. Эти события происходили уже после Крещения Руси, в 1007 г. Канонизация Ольги состоялась в 1547 г.
По свидетельствам верующих, мощи княгини в течение нескольких веков проявляли свою целительную силу и избавляли от любых недугов. В XVIII столетии останки Ольги были утрачены. На сегодняшний день их точное местонахождение остается неизвестным. Сохранилась небольшая частица мощей, которая находится в Пыжах, в храме Святого Николая.
Сегодня, как и в прежние времена, великую княгиню почитают как покровительницу новообращенных христиан, одиноких вдов, помощницу всех, кто желает укрепиться в истинной вере, обрести терпение и житейскую мудрость, достойно выйти из тяжелой или конфликтной ситуации. Молитвы к святой равноапостольной Ольге даруют душевный покой, помогают оберегать семью и детей от любых невзгод, защищают от злых людей и негативного воздействия темных сущностей, дают силы в противостоянии бесовским искушениям.
Княгиня Ольга и крещение Руси. В каком году княгиня Ольга приняла христианство?
Согласно хронологии, указанной в летописях, современные историки считают, что крещение Руси относится к 988 году. Эта дата рассматривается и как начало церковной истории в России. Заслуга в осуществлении этого деяния принадлежит Владимиру Красно Солнышко. Но очень часто мы слышим о связи крещения Руси князем Владимиром с княгиней Ольгой, которая приходилась ему бабкой.
Несмотря на то что в начале своего княжения упомянутый правитель был язычником, его семья имела отношение к христианской религии. Так, его мать, супруга князя Святослава, которую звали Малуша, была крещена вместе с Ольгой в Константинополе. Таким образом, у события, сыгравшего огромную роль в истории русского государства, была подготовленная почва. Подробно о предпосылках крещения Владимиром Руси и княгине Ольге, ее роли в подготовке к принятию христианства будет рассказано в статье.
Первая святая на Руси
Прежде чем разобраться, как связано крещение Руси князем Владимиром с Ольгой, его бабкой, рассмотрим некоторые факты из ее биографии. Она правила русичами в продолжение 15 лет. В этот период она предприняла ряд реформ, которые укрепили государство. Христианкой княгиня стала еще до 988 года и почитается как первая русская святая.
В летописях можно встретить немало связанных с ней загадок и хронологических разночтений, но большинство имеющихся там фактов позволяет говорить об их исторической достоверности. Ольга родилась недалеко от Пскова, но в каком году – неизвестно. Впервые она упоминается в рассказе о ее вступлении в брак с Игорем, киевским князем.
После этого о ней говорится в русско-византийском договоре, относящемся к 944 году. Через год Игорь погиб, будучи убитым древлянами, и Ольга стала править Русью. Ей подчинилась дружина мужа, признав представительницей трехлетнего Святослава, законного престолонаследника. При этом Ольга жестоко отомстила древлянам, предприняв против них военный поход.
Правление княгини
Разбираясь в вопросе об отношении княгини Ольги к крещению Руси, нужно отметить, что в летописях много рассказывается о том, что она неустанно находилась в «хождениях» по русским землям. Она занималась построением политической и хозяйственной жизни в государстве. Среди ее достижений отмечаются:
Погосты в то время являлись на Руси административно-территориальными единицами, они ассоциировались с местом, где останавливался князь с дружиной во время сбора дани. Оно называлось погостьем, своего рода постоялым двором, образовавшись от слов «гость», «гостить». Позднее в эти единицы стали входить несколько населенных пунктов, а еще так называли центры этих поселений. С распространением христианства в них стали строиться церкви.
Что сказано в житии?
Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.
Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.
Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.
Предпосылки крещения Руси
В второй половине 10-го века Русь оставалась государством, где княжеская власть не была прочной, она удерживалась только с использованием военной силы. Чтобы ее укрепить, было необходимо создавать централизованное государство. Пестрота верований, в числе других причин, мешала этому процессу. Нужна была общегосударственная идеология.
Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие из соседей, окружавших Древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди прочих «варварских» народов, нужно было повышать авторитет Киевского государства. А также следовало налаживать более прочные связи с христианским миром. Ольга понимала это и так же, как и позднее ее внук Владимир Святославович, присматривалась к различным религиям. Она стала подумывать о византийской вере. С чем это было связано? Выбор этот нельзя назвать случайным.
Взгляд в сторону Византии
Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в ее правление среди славянского населения росло число тех, кто принял христианство. В 944 году князем Игорем с Константинополем был заключен мирный договор, где упоминается о «русских христианах», а также о лицах, принявших крещение.
Византия оказывала на Русь очень большое культурное влияние. Киев и Константинополь находились в давних торговых и дипломатических связях. Кроме того, налаживание тесного взаимодействия с могущественной Византийской державой могло помочь в деле укрепления великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.
Таким образом, о крещении Руси Ольга и Владимир мыслили в одном направлении, что станет понятным по прошествии нескольких десятилетий. Они понимали, что государство нуждается в религии, которая объединит отдельные части страны в одно целое, что должно предотвратить ее распад. И их взоры были обращены в сторону Византии.
Крещена именем Елена
Предварительно определившись со взглядом на крещение Руси, Ольга снарядила большой флот и отправилась в Константинополь. Свое путешествие она рассматривала одновременно и в качестве религиозного паломничества, и в качестве дипломатической миссии, и в качестве демонстрации военного могущества Руси.
Рассматривая вопрос о том, в каком году Ольга приняла христианство, нужно сказать, что однозначного ответа на него пока нет. Если ориентироваться на «Повесть временных лет», то там это событие относится к 955 году, и говорится, что оно свершилось в Константинополе.
При этом отмечается, что ее лично окрестил император Константин VII вместе с патриархом Феофилактом. В крещении ее нарекли Еленой – так же, как и царицу, мать императора Константина I, жившую в 3-4-м веках.
Она прославилась благодаря деятельности, связанной с распространением христианства и проведением раскопок в Иерусалиме, в процессе которых были обретены реликвии, связанные со Страстями Господними. Рядом церквей Елена почитается как равноапостольная святая.
Отвергла притязания императора
И в этой летописи, и в житии обстоятельства крещения украшены историей о том, что мудрой Ольге удалось перехитрить византийского правителя. Он был поражен ее мудростью и красотой и захотел взять ее в жены. Но она отмела его притязания, сказав, что она язычница и христианину не подобает свататься к ней.
Тогда царь с патриархом и окрестили ее. И император вновь приступил к обхаживанию княгини. Но правительница Руси не преминула заметить, что она крестная дочь царя, а христианские каноны не допускают подобных браков.
Правитель Византии щедро наградил ее и с миром отпустил домой. Рассказ, изложенный в ПВЛ, ассоциируется с историей о визите к Соломону царицы Савской, он проникнут библейским символизмом. И по этой причине специалисты считают, что его сложно назвать аутентичным.
Что известно из сочинения «О церемониях»?
Продолжая рассуждение о том, в каком году княгиня Ольга приняла христианство, следует рассмотреть и сведения из византийских источников. Одним из них является сочинение «О церемониях», принадлежащее перу Константина Багрянородного.
Там говорится лишь о единственном посещении Ольгой Константинополя, оно описано довольно подробно, но при этом отсутствует указание на год, в котором произошло данное событие. Но император обозначил две даты официальных приемов. Первая из них – 9 сентября, среда, – в честь прибытия княгини, а вторая – 18 октября, воскресенье. Такое сочетание наблюдалось в 946 и 957 годах.
В этом источнике повествуется о длительном пребывании княгини в византийской столице. При описании приема упоминаются два василевса – Константин и его сын Роман II Младший, который стал формальным соправителем в 945 году.
То, что говорится о присутствии на церемонии детей Романа, который родился в 938 году, свидетельствует в пользу 957 года, что является вторым вариантом ответа на вопрос, в каком году Ольга приняла христианство. Эта версия рассматривается историками в качестве достоверной и на сегодняшний день является общепринятой.
Что сообщает Продолжатель Регино Прюмского?
Однако вопросы на этом не заканчиваются. Константин VII нигде не говорит о том, что Ольга была крещена, и не разъясняет цели ее приезда. Среди сопровождающих правительницы Руси называется священник по имени Григорий. Основываясь на этом, некоторые из историков высказывают предположение о том, что во время приезда в Константинополь княгиня уже приняла христианство. Тогда в связи с чем император называет ее языческим именем?
О крещении в византийской столице говорится и у Продолжателя трудов Регино Прюмского, автора «Всемирной хроники» 10-го века. Там упоминается имя императора Романа II, что наводит на мысль о 957 годе. Свидетельство этого автора считают достоверным, так как историками предполагается, что за этим именем скрывается епископ Адальберт Магдебургский, который находился во главе неудачной миссии в Киев в 961 году и имел сведения из первых рук.
Что сказано у Иоанна Скилицы?
Есть и более поздний византийский источник 11-го века, который говорит о крещении в 950-х годах. Это «История византийских императоров с 811 по 1057 год», написанная Иоанном Скилицей, чиновником у Алексея Комнина и хронистом.
Он сообщает, что Эльга, жена русского архонта, некогда отправившегося в поход против ромеев, после смерти мужа прибыла в Константинополь. Она открыто выбрала истинную веру, была крещена и удостоилась великой чести, а затем вернулась домой.
Таким образом, согласно сведениям из большинства источников, Ольга приняла христианскую веру в столице Византии осенью 957 года. По всей вероятности, крестил ее сына Константина VII Роман вместе с патриархом Полиевктом. На этот шаг Ольга решилась заранее, несмотря на то что изложенная в «Повести временных лет» легенда изображает его как спонтанный.
Апостольский подвиг княгини Ольги
В Киев Ольга привезла иконы и богослужебные книги. Ею был воздвигнут храм во имя святителя Николая. Множество киевлян она обратила ко Христу. Княгиня отправилась на Север, чтобы проповедовать истинную веру. На Киевской и Псковской земле, на отдаленных территориях и на перекрестках дорог она велела устанавливать кресты и уничтожать языческих идолов. В городах возводились храмы.
Апостольским трудам княгини Ольги оказывалось сопротивление язычниками – как явное, так и тайное. В среде дружинников и бояр было немало тех, кто возненавидел ее. Язычники оказали влияние на ее сына Святослава, который не захотел принимать христианство.
В последние годы
В конце жизни Ольга пережила немало скорбей. Сын препятствовал ее попыткам утверждать на Руси христианство. Она учила вере его детей, своих внуков, но крестить их не решалась, боясь гнева князя. Чтобы не вызывать вспышки антихристианских настроений, Ольге приходилось держать при себе священника тайно.
Княгиня ушла из жизни в 969 году. А через 19 лет семена, которые были посеяны ею, дали благодатные всходы. Князь Владимир принес на Русь христианскую веру. Таким образом, хотя к официальной дате крещения Руси Ольга не имеет непосредственного отношения, она стояла у самых истоков этого события.