крещение короля франков хлодвига дата
Крещение Хлодвига – правителя франков
Хлодвиг I – это легендарный правитель франков, принадлежавший к знаменитой династии Меровингов (длинноволосых королей). Период его властвования приходится на 481–511 гг. Хлодвиг прославился тем, что отказался от язычества, искоренил его на территории Европы и официально принял христианскую веру. Также он поспособствовал существенному расширению границ Франкского государства.
Биографические сведения
Основные сведения о жизни Хлодвига I имеются в трудах епископа Григория Турского, жившего спустя несколько десятилетий после этого короля. Будущий правитель франков появился на свет около 466 г. Он был сыном короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. После смерти своего отца 15-летний наследник сразу вступил на трон.
Политика молодого короля
В период властвования Хлодвига франки не были единым народом и разделялись на две группы – рипуарских, живших на побережье реки Маас, и салических, расположившихся рядом с морем. Поначалу новый король правил небольшой территорией, расположенной рядом с современной Бельгией. Вскоре он стал вести завоевательную политику, захватив Суассон и всю Северную Галлию, подчинив алеманнов на востоке и присоединив Аквитанию. Благодаря такой тактике уже в начале VI века королевство франков стало занимать большую часть Галлии. При Хлодвиге город Париж был выбран столицей.
Жены и наследники
В молодости Холдвиг жил с гражданской супругой по имени Эвохильда, которая происходила из кельтских франков. Скорее всего, эта женщина была дочерью короля рипуаров Сигиберта Хромого. Эвохильда родила своему супругу сына Теодориха, который впоследствии получил немалую часть владений отца.
У Хлодвига и его молодой жены родилось несколько сыновей. По просьбе супруги короля первый из них, Ингомер, был окрещен в христианской вере, которую Клотильда еще ранее приняла под влиянием своей матери Каретены. Вскоре малыш умер, в чем его отец обвинил крестильный обряд. Через небольшой период времени королева родила второго наследника – Хлодомира. Младенца также крестили, после чего он начал серьезно болеть. Отец связывал это с христианским обрядом, однако Клотильде удалось отстоять свою веру и спасти жизнь малыша усердными молитвами.
Крещение Хлодвига
После смерти первенца Клотильды правитель франков еще долгое время настороженно относился к христианству. Несмотря на это, молодая королева постоянно просила его принять учение Спасителя. Язычник Хлодвиг долго колебался и не поддавался на уговоры, поскольку был решительно настроен против чуждой ему религии и считал своих богов самыми сильными помощниками.
Причины принятия христианства
Со временем Хлодвиг изменил свое предвзятое отношение к христианству. Будучи талантливым правителем, он понимал, что для укрепления власти и объединения франков должна существовать единая вера со строгими правилами. Также он желал получить могущественную поддержку галло-римской аристократии и христианского духовенства.
Решение креститься во Христе имело под собой и другие основания. По легенде, во время очередного боя с алеманнами (древнегерманским племенем) войско Хлодвига стало терпеть поражение. Молитвы к языческим богам не оказали никакого воздействия, и тогда правитель франков, вспомнивший наставления своей супруги, обратился с горячей просьбой к Иисусу Христу.
Епископ Григорий Турский описывает, как происходили эти события. Во время молитвы Спасителю воинственный король поклялся, что примет новую веру, если Он поможет ему победить врагов. Сразу после этого воины Хлодвига ощутили серьезный перевес и в итоге одержали победу. После правитель франков решил как можно скорее исполнить данный обет и стать христианином.
Проведение священного ритуала
Хлолвиг принял обряд крещения и стал христианином ортодоксального католического образца вместе со своей шеститысячной военной дружиной. Выражая солидарность с королем, в новой вере покрестились обе его сестры – Альбофледа и Лантехильда.
Точная дата этого исторического события неизвестна. Существует два предположения относительно того, когда проходило крещение Хлодвига. По мнению историков, оно могло состояться как в 496 г., так и в 507 г. Основная версия говорит о том, что крещение проводилось на католическое Рождество (25 декабря). Фредегар, франкский летописец середины VII века, считает, что крестильный обряд мог проходить на Пасху.
Крещение правителя франков состоялось в Реймсе при участии епископа Ремигия. В дальнейшем при проведении раскопок под Реймским собором обнаружили баптистерий, относимый к V столетию. Именно здесь, по мнению историков, имело место крещение франков.
Согласно старинной легенде, незадолго до этого священного ритуала Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с ароматным миром. Этим маслом крестили Хлодвига, его подданных и родных. Утверждается, что в дальнейшем многие французские короли были помазаны таким миром, бережно передающимся представителями духовенства из поколения в поколение.
С крещением Хлодвига связана и другая легенда, которая рассказывает о том, откуда произошла геральдическая лилия – знаменитый символ французских королей. По преданию, ее принес Хлодвигу ангел Господень, явившийся ему во время одной из битв. Посланник небес велел правителю франков сделать ее королевским знаком и завещать потомкам.
Последствия крещения Хлодвига для королевства франков
Приняв крещение, правитель франков получил многие преимущества:
Немаловажное значение имело то, что Хлодвиг принял христианство в ортодоксальной форме, по византийскому образцу. Это подразумевало почитание учения Спасителя как единственно верного, утверждение веры, требующей неукоснительного соблюдения всех заповедей и канонов. Галло-римские епископы считали такой выбор короля огромным достижением и настоящей победой. Также на этой почве возникли благоприятные условия для романо-германского единства, дальнейшего развития европейской культуры.
Принятие Хлодвигом христианства называют «крещением всей Франции». Осенью 1996 г. Папа Римский Иоанн Павел II и около 200 000 человек собрались в Реймсе, чтобы провести торжественную церемонию в честь 1500-летия со дня обращения короля франков в христианство.
Смерть короля франков
В последние годы жизни Хлодвиг продолжал расширять территории франкского государства, захватывая мелкие королевства и области. В результате этого на левом побережье Рейна постепенно не осталось ни одного независимого владения.
Кроме этого, Хлодвиг создал первый сборник законов для франков. Этот документ получил название «Салической правды». За несколько месяцев до своей кончины правитель инициировал проведение первого церковного собора в городе Орлеане. В нем приняли участие несколько десятков епископов, среди которых большая часть происходила из франков.
Правление Хлодвига длилось на протяжении 30 лет. Умер король в возрасте 46 лет в Париже. Датой его смерти принято считать ноябрь 511 года. Правителя похоронили по христианскому обычаю в построенной им церкви Апостолов Петра и Павла. В XVIII веке на этом месте был воздвигнут Пантеон.
Королева Клотильда пережила своего супруга на 32 года. После смерти Хлодвига она приняла решение навсегда оставить королевские чертоги и посвятить себя служению Богу. Когда Клотильда скончалась, ее похоронили рядом с могилой Хлодвига.
Наследники короля приступили к разделу власти сразу после его смерти. Это привело к затяжным междоусобным войнам и постепенному развалу франкского государства.
Причины, по которым Хлодвига не причислили к лику святых
Супруга Хлодвига и мать его детей была канонизирована, однако сам он, несмотря на свои значительные заслуги перед католической церковью, не оказался среди французских святых. После подведения итогов правления короля стало очевидно, что он принимал крещение с прагматичными целями. Именно поэтому христианская вера не привела к изменению личности правителя в лучшую сторону и к покаянию в совершенных грехах.
Епископ Григорий Турский описал следующие события: «Собрав однажды своих, Хлодвиг с сожалением стал вспоминать о погубленных родных, начал жаловаться на то, что остался один и никто не поможет ему в случае беды». В дальнейшем оказалось, что король говорил так вовсе не из сожаления или раскаяния. На самом деле Хлодвиг хитрил и пытался узнать, не осталось ли еще кого-нибудь в живых, чтобы умертвить всех своих потенциальных конкурентов без исключения.
Крещение франков: как король-язычник Хлодвиг I сделал французов христианами
Франки крестились очень романтично. Они тогда ещё были не французами, а суровыми разномастными племенами, но явно предчувствовали: пройдёт какая-то тысяча лет — и их назовут самой романтичной нацией в мире. Так что надо было соответствовать — и поспособствовал этому король-язычник Хлодвиг I.
Франки крестились очень романтично. Они тогда ещё были не французами, а суровыми разномастными племенами, но явно предчувствовали: пройдёт какая-то тысяча лет — и их назовут самой романтичной нацией в мире. Так что надо было соответствовать — и поспособствовал этому король-язычник Хлодвиг I.
Хлодвиг — почти как Зигфрид
Всё началось с того, что жил себе в пятом веке нашей эры король франков Хлодвиг I — и было ему в целом нормально. В пятнадцать он надел корону, унаследовав от отца сравнительно небольшую территорию в районе современной Бельгии.
Со временем Хлодвиг развоевался, надавал по шеям римлянам и присоединил к своим владениям Париж.
От дамского внимания он не страдал, проживая то ли в законном, то ли не очень браке с некой красивой женщиной Эвохильдой из кельтских франков ( её сын Теодорих, кстати, в итоге заполучил бо́льшую часть папашиного королевства). Однако Эвохильда Эвохильдой, а дипломатия дипломатией. Так что в один прекрасный день Хлодвиг перед Эвохильдой извинился и начал искать более выгодную супругу. На тот момент ему стукнуло около тридцати лет, он славился военными победами, изрядно прирастил королевство — в общем, был одним из самых завидных женихов варварской Европы.
Выбор пал на бургундскую принцессу Хлодехильду. Для благозвучности будем называть её, как делают многие, Клотильдой.
Остаток саги все, включая Аттилу, медленно и мучительно убивают друг друга.
Но у Хлодвига с его прекрасной бургундкой всё сложилось благоприятнее. Возможно, потому что бургундскому королю Гундобаду он заранее объяснил, кто тут крутой. Было время, когда Гундобад боролся за власть с братом. Тогда Хлодвиг поначалу договорился с тем самым братом и погонял Гундобада, как зайца. Однако потом позволил ему откупиться и заключил союзный договор. И видимо, расставив все нужные точки и запятые, Хлодвиг наслаждался своей прекрасной бургундкой дома, а к её родичам в гости не ездил. Ну мало ли.
Семейные проблемы
На тот момент одну часть варваров Европы просвещённые римляне уже крестили, а до другой пока как-то не дошли.
Клотильда как раз была крещёной и просвещённой.
Некоторые историки называют её ревностной католичкой. Учитывая, что до раскола церкви на Западную и Восточную оставалось примерно полтысячи лет, приходится признать, что Клотильда серьёзно опередила своё время.
Конечно же, непросвещённость и язычество Хлодвига серьёзно её угнетали, несмотря на все его военные победы.
— Милый, — умоляла Клотильда в тронном зале, на пиру и в постели, — давай ты уже крестишься, это же самый что ни на есть передовой тренд.
— Не могу, — возражал Хлодвиг. — Мои боги лишат меня своего покровительства.
— Зато у тебя будет новый могущественный покровитель на небе, — возражала Клотильда, — а на земле епископ Ремигий Реймсский даст тебе много плюшек и римские консульские регалии.
— Что мне регалии, женщина, — высокомерно отвечал Хлодвиг, хотя при этих словах какой-то червячок скрёбся в его душе. — Боги не поймут. Дружина, кстати, тоже не оценит. Какой-то у вас бог, как бы тебе сказать… Неочевидно, что он из рода богов, в общем.
Споры не помешали чете зачать ребёнка. В положенный срок Клотильда родила мальчика, и радостный Хлодвиг назвал его Ингомером — вполне типичное имя для германского язычника. Клотильда скрипнула зубами и попросила разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг на радостях согласился, а Ингомер после этого взял и умер.
— Вот что ты наделала, женщина! — разъярённо кричал Хлодвиг. — Все это из-за тебя и твоего крещения, из-за которого от мальчика отвернулись боги.
Помирившись, супруги зачали ещё одного ребёнка. Когда Клотильда родила, Хлодвиг строго-настрого запретил его крестить, но мальчик все равно умер.
— Тенденция, однако, — изумился Хлодвиг.
Однако креститься все ещё не собирался.
Крещение в битве
Хлодвиг был выдающийся правитель и всё время сражался.
Воевал он немножко там, немножко сям, но преимущественно с вестготами, у которых в конце концов отжал Аквитанию, и алеманнами ( ещё одно древнегерманское племя).
С алеманнами он воевал регулярно, так что историки до сих пор не могут определиться, в каком именно году крестился Хлодвиг: в 496 или в 507. Во всяком случае, это произошло в одной из многочисленных битв с алеманнами. Легенда утверждает, что в какой-то момент франки начали отступать, призывы к древним богам эффекта не возымели, и, по словам Григория Турского, Хлодвиг выкрикнул следующее:
— Иисус Христос, я с глубоким благоговением обращаюсь к тебе с просьбой о помощи. Если ты доставишь мне победу над этими врагами, я уверую в тебя и буду креститься во имя твоё. Я просил помощи у моих богов, но вижу, что они не хотят оказать мне её… Я обращаюсь теперь к тебе и впредь в тебя буду верить!
После чего франки устыдились, перестали отступать и дали жару алеманнам.
Креститься после этого, разумеется, пришлось.
Во-первых, старые боги себя публично дискредитировали, а новый доказал, что всё-таки из рода богов — то есть и в битве помочь может, и вообще достоин уважения.
Во-вторых, пообещал уже.
— Ну что? — спросил Хлодвиг у дружины. — Крестимся?
— Раз этот бог помогает нам побеждать алеманнов — обязательно, — ответила дружина.
Крестился Хлодвиг в Реймсе, обряд проводил епископ Ремигий. Вместе с ним послушно крестилась и вся дружина в количестве шести тысяч человек.
Войны во имя Христа
Вскоре Хлодвиг стал ревностным христианином. Иногда чересчур ревностным.
Христианское рвение Хлодвига достигло такой силы, что он пошёл войной на Южную Галлию, мотивируя это тем, что в ней засела арианская ересь, которую нужно выкорчевать во имя истинной церкви.
Поскольку Хлодвиг вёл себя очень куртуазно и запретил солдатам грабить местных жителей, последние не имели ничего против. Так Хлодвиг и присоединил Аквитанию к своим владениям, убив короля вестготов. Потом ему понравился Прованс, где засели остготы, и уж непременно бы Хлодвиг нашёл еретиков и там, но « школьных» заблуждений о византийской истории’ data-src=/system/images/000/204/807/teaser/45737fb020010e881506d5f86b94f39a5a459ce5.jpg?1579251204 data-lead=’Как называлась Византия на самом деле, когда в действительности возвели купол Святой Софии и правда ли, что византийцы жгли всех врагов « греческим огнём», словно напалмом? Мы разобрались с каждым заблуждением и мифом о византийской истории.
‘ title=>византийский император понял, что нового Аттилу — теперь под знаменем Христовым — он себе не хочет, поэтому обласкал Хлодвига и назначил его консулом.
В то время это было чем-то вроде признания легитимности от Евросоюза.
Так что Хлодвиг был очень польщён, а Клотильда наконец успокоилась.
Хлодвига до сих пор почитают как первого христианского ‘ title=>владыку Франции — хотя Франция на тот момент была довольно условная, а часть населения и без того уже исповедовала христианство.
Он объединил приличное количество разрозненных франкских племён, и крещение его подданных прошло достаточно легко, поскольку большая часть до этого уже крестилась. Будучи под римлянами, конечно.
Но ведь главное — что? Чтобы король крестился. А там уже и строительство соборов начнётся, и поголовное крещение детей, а через несколько сотен лет далёкого преемника Хлодвига будут называть « христианнейшим королём Европы».
Крещение франков: как король-язычник Хлодвиг I сделал французов христианами
Франки крестились очень романтично. Они тогда ещё были не французами, а суровыми разномастными племенами, но явно предчувствовали: пройдёт какая-то тысяча лет — и их назовут самой романтичной нацией в мире. Так что надо было соответствовать — и поспособствовал этому король-язычник Хлодвиг I.
Хлодвиг — почти как Зигфрид
Всё началось с того, что жил себе в пятом веке нашей эры король франков Хлодвиг I — и было ему в целом нормально. В пятнадцать он надел корону, унаследовав от отца сравнительно небольшую территорию в районе современной Бельгии.
От дамского внимания он не страдал, проживая то ли в законном, то ли не очень браке с некой красивой женщиной Эвохильдой из кельтских франков (её сын Теодорих, кстати, в итоге заполучил бо́льшую часть папашиного королевства). Однако Эвохильда Эвохильдой, а дипломатия дипломатией. Так что в один прекрасный день Хлодвиг перед Эвохильдой извинился и начал искать более выгодную супругу. На тот момент ему стукнуло около тридцати лет, он славился военными победами, изрядно прирастил королевство — в общем, был одним из самых завидных женихов варварской Европы.
Выбор пал на бургундскую принцессу Хлодехильду. Для благозвучности будем называть её, как делают многие, Клотильдой.
Бургундия на тот момент была довольно могущественным и воинственным государством. О недоразумениях между франками и бургундцами написана целая «Песнь о Нибелунгах». События там происходят незадолго до воцарения Хлодвига, в те времена, когда по Европе гулял Аттила и щедро раздавал всем на орехи.
Но у Хлодвига с его прекрасной бургундкой всё сложилось благоприятнее. Возможно, потому что бургундскому королю Гундобаду он заранее объяснил, кто тут крутой. Было время, когда Гундобад боролся за власть с братом. Тогда Хлодвиг поначалу договорился с тем самым братом и погонял Гундобада, как зайца.
Однако потом позволил ему откупиться и заключил союзный договор. И видимо, расставив все нужные точки и запятые, Хлодвиг наслаждался своей прекрасной бургундкой дома, а к её родичам в гости не ездил. Ну мало ли.
На тот момент одну часть варваров Европы просвещённые римляне уже крестили, а до другой пока как-то не дошли.
Клотильда как раз была крещёной и просвещённой.
Некоторые историки называют её ревностной католичкой. Учитывая, что до раскола церкви на Западную и Восточную оставалось примерно полтысячи лет, приходится признать, что Клотильда серьёзно опередила своё время.
Конечно же, непросвещённость и язычество Хлодвига серьёзно её угнетали, несмотря на все его военные победы.
— Милый, — умоляла Клотильда в тронном зале, на пиру и в постели, — давай ты уже крестишься, это же самый что ни на есть передовой тренд.
— Не могу, — возражал Хлодвиг. — Мои боги лишат меня своего покровительства.
— Зато у тебя будет новый могущественный покровитель на небе, — возражала Клотильда, — а на земле епископ Ремигий Реймсский даст тебе много плюшек и римские консульские регалии.
— Что мне регалии, женщина, — высокомерно отвечал Хлодвиг, хотя при этих словах какой-то червячок скрёбся в его душе. — Боги не поймут. Дружина, кстати, тоже не оценит. Какой-то у вас бог, как бы тебе сказать… Неочевидно, что он из рода богов, в общем.
Споры не помешали чете зачать ребёнка. В положенный срок Клотильда родила мальчика, и радостный Хлодвиг назвал его Ингомером — вполне типичное имя для германского язычника. Клотильда скрипнула зубами и попросила разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг на радостях согласился, а Ингомер после этого взял и умер.
— Вот что ты наделала, женщина! — разъярённо кричал Хлодвиг. — Все это из-за тебя и твоего крещения, из-за которого от мальчика отвернулись боги.
Помирившись, супруги зачали ещё одного ребёнка. Когда Клотильда родила, Хлодвиг строго-настрого запретил его крестить, но мальчик все равно умер.
— Тенденция, однако, — изумился Хлодвиг.
Однако креститься все ещё не собирался.
Хлодвиг был выдающийся правитель и всё время сражался.
Воевал он немножко там, немножко сям, но преимущественно с вестготами, у которых в конце концов отжал Аквитанию, и алеманнами (ещё одно древнегерманское племя).
С алеманнами он воевал регулярно, так что историки до сих пор не могут определиться, в каком именно году крестился Хлодвиг: в 496 или в 507. Во всяком случае, это произошло в одной из многочисленных битв с алеманнами. Легенда утверждает, что в какой-то момент франки начали отступать, призывы к древним богам эффекта не возымели, и, по словам Григория Турского, Хлодвиг выкрикнул следующее:
— Иисус Христос, я с глубоким благоговением обращаюсь к тебе с просьбой о помощи. Если ты доставишь мне победу над этими врагами, я уверую в тебя и буду креститься во имя твоё. Я просил помощи у моих богов, но вижу, что они не хотят оказать мне её… Я обращаюсь теперь к тебе и впредь в тебя буду верить!
После чего франки устыдились, перестали отступать и дали жару алеманнам.
Во-первых, старые боги себя публично дискредитировали, а новый доказал, что всё-таки из рода богов — то есть и в битве помочь может, и вообще достоин уважения.
Во-вторых, пообещал уже.
— Ну что? — спросил Хлодвиг у дружины. — Крестимся?
— Раз этот бог помогает нам побеждать алеманнов — обязательно, — ответила дружина.
Крестился Хлодвиг в Реймсе, обряд проводил епископ Ремигий. Вместе с ним послушно крестилась и вся дружина в количестве шести тысяч человек.
Войны во имя Христа
Вскоре Хлодвиг стал ревностным христианином. Иногда чересчур ревностным.
Христианское рвение Хлодвига достигло такой силы, что он пошёл войной на Южную Галлию, мотивируя это тем, что в ней засела арианская ересь, которую нужно выкорчевать во имя истинной церкви.
Поскольку Хлодвиг вёл себя очень куртуазно и запретил солдатам грабить местных жителей, последние не имели ничего против. Так Хлодвиг и присоединил Аквитанию к своим владениям, убив короля вестготов. Потом ему понравился Прованс, где засели остготы, и уж непременно бы Хлодвиг нашёл еретиков и там, но византийский император понял, что нового Аттилу — теперь под знаменем Христовым — он себе не хочет, поэтому обласкал Хлодвига и назначил его консулом.
Так что Хлодвиг был очень польщён, а Клотильда наконец успокоилась.
Хлодвига до сих пор почитают как первого христианского владыку Франции — хотя Франция на тот момент была довольно условная, а часть населения и без того уже исповедовала христианство.
Он объединил приличное количество разрозненных франкских племён, и крещение его подданных прошло достаточно легко, поскольку большая часть до этого уже крестилась. Будучи под римлянами, конечно.
Но ведь главное — что? Чтобы король крестился. А там уже и строительство соборов начнётся, и поголовное крещение детей, а через несколько сотен лет далёкого преемника Хлодвига будут называть «христианнейшим королём Европы».
Крещение короля франков хлодвига дата
В 496 г. король франков Хлодвиг (от этого имени происходит французское имя Людовик) принял католическую религию.
Он был крещен епископом Реймса Святым Реми. Много позже этот прецедент будет взят за образец французскими королями, которые станут короноваться в Реймсе, ведя происхождение этой церемонии от Хлодвига.
Под влиянием своей жены Клотильды, дочери короля бургундов Гомбода, уже крещенного, он заставляет креститься свою армию и народ.
Мы еще вернемся к политическому значению этого крещения.
Европа после вторжений: варварские королевства
После взятия Рима вождь германского племени герулов сверг последнего западноримского императора. Этот последний император, словно в насмешку, носил имя Ромулус (так звали мифического основателя Рима) Августулус (маленький Август). Вождь герулов Одоакр отправил императорские знаки отличия императору Востока, сказав при этом, что теперь достаточно иметь одного императора!
Фактически же Западная Римская империя уже давно перестала существовать. Вторгшиеся германские племена разделили ее территорию.
В Италии с 489 г. герулов сменили остготы; Испания и часть Галлии к югу от Луары составили королевство вестготов. Королевство бургундов (они дали название Бургундии) занимает долины Соны и Роны; вандалы, пройдя через Испанию, остановились в 430 г. в северной Африке, где создали свое королевство; алеманны занимают центральную Германию (Баден-Вюртемберг, немецкую Швейцарию), а также часть прежней Галлии — Эльзас и Лотарингию.
Британия захвачена англами и саксами, которые вытесняют кельтов на запад (в Уэльс) и на север (в Шотландию). Речь идет о том острове, который римляне называли Британией, а мы сегодня — Англией (или Великобританией).
Часть бриттов переправилась через Ла-Манш в область Арморика, которая будет называться Бретань. Это современная французская провинция того же названия.
Франки, уйдя из Центральной Германии (Франкония), заняли левый берег Рейна и север Галлии (современная Бельгия и север Франции). Они делятся на две племенные группы — рипуарских франков в долине Рейна и салических, приморских франков.
Становление Франкского королевства
В 481 г. Хлодвиг становится, после своего отца Хильдерика и деда Меровея (о котором почти ничего не известно, но именно он дал имя династии Меровингов), королем (военным вождем) салических франков района Турнэ.
В 486 г. Хлодвиг напал на владения римского генерала Сиагрия в междуречье Луары и Соммы и захватил их. Затем он добивается своего признания королем всеми салическими франками, уничтожив своих соперников.
Когда вскоре на рипуарских франков напали алеманны, Хлодвиг пришел им на помощь и разгромил алеманнов в 496 г. в битве при Толбиаке (вне сомнения, это Цюльпих, возле Кельна). Именно здесь он принял решение креститься: он будто бы увидел на небе крест и услышал слова: «In hoc signo vinces» («Ты победишь под этим знаком»). Затруднение состоит в том, что подобную легенду рассказывают о Константине и о его битве с Максенцием.
Алеманны были отброшены к югу, а Хлодвиг присоединил значительную часть их территории, включая правый берег Рейна. Он также воспользовался своей победой, чтобы навязать свою власть рипуарским франкам.
В 507 г. Хлодвиг разбил вестготов возле Пуатье, в Вуйе, и оттеснил их в Испанию, завоевав тем самым всю Галлию от Луары до Пиренеев, за исключением района Нарбонны, оставшегося в руках вестготов.
Хлодвиг, таким образом, оказался во главе Франкского королевства, которое занимает почти всю Галлию (кроме королевства бургундов) и часть Германии.
Политическое значение крещения Хлодвига
С падением императорской власти галло-римляне, став объектом варварских завоеваний, сплачиваются вокруг единственного авторитета, существующего в обществе, а именно вокруг церкви, представленной епископами.
Некоторые варварские племена (остготы, вестготы, вандалы) приняли христианство, но присоединились к арианской ереси (по имени Ария, который отрицал божественность Христа), поэтому варвары и галло-римляне оказались противниками как в плане религиозном (галло-римляне были католиками), так и в плане политическом.
Ведущей идеей Хлодвига было стремление получить поддержку крупных галло-римских землевладельцев через посредство их наставников епископов. Принятие им христианства стало залогом этого союза. В конце концов Хлодвиг, первый варварский король, принявший католицизм, получит признание всех католиков, что объясняет ту легкость, с какой он смог распространить свою власть на завоеванных территориях.
Союз Франкского королевства с церковью останется постоянно действующим фактором политики как во времена Меровингов, так и их преемников Каролингов.
Хлодвиг, как мы сказали, вначале был всего лишь племенным вождем.
Укрепив авторитет, он и его наследники еще не думали о государстве. Франкское королевство они рассматривали как наследственное отцовское владение. Хлодвиг поделил королевство между своими четырьмя сыновьями, так как франкская традиция не признавала права «первородства».
Воссоединение франкских земель произошло в 538 г. при правлении Хлотара I, а также при короле Дагобере с 629 по 639 гг. Франкское королевство расширилось за счет Бургундии и германских территорий — Тюрингии и Вестфалии.
В конечном итоге выделились три большие государственные единицы: Нейстрия (между Соммой и Луарой), Австразия (Рейнская область, Лотарингия, Шампань) и Бургундия.
Чтобы заручиться поддержкой знати, меровингские короли раздают ей земли, да так, что сами оказываются малоземельными. Из-за этого их авторитет переходит к «знатным» и к их предводителю — майордому, который вначале ведал доходами и расходами королевского двора, командовал дворцовой стражей. Со временем он превращается в премьер-министра и берет в свои руки всю реальную власть. А меровингских королей несправедливо стали называть «ленивыми королями».