крещение ольги в византии
КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ
КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ
Завершив «устроение» государства и упорядочив сбор дани, княгиня Ольга задумалась о выборе новой веры. Она первой из правителей Руси приняла христианство.
Оставаясь язычницей, Ольга долгие годы наблюдала жизнь христиан, которых в Киеве было уже немало. Еще в конце 866 года константинопольский патриарх Фотий в «Окружном послании», разосланном иерархам Восточной церкви, сообщал о крещении киевских руссов в Византии. В русско-византийском договоре 944 года о мире в составе дружины и свите князя Игоря были упомянуты, помимо язычников, и христиане. Они приносили клятву на верность пунктам соглашения в соборе Святой Софии. В Киеве в эпоху Ольги существовало несколько христианских церквей и соборный храм Святого Ильи.
Интерес Ольги к христианству. Став правительницей Киевского государства, княгиня Ольга начала присматриваться к религиозному учению, которому следовали многие страны Европы. Постепенно Ольга пришла к мысли о том, что принятие новой веры может еще более объединить страну, поставить ее в один ряд с другими христианскими государствами мира. Ею овладело желание посетить Константинополь, увидеть великолепие его храмов и встретиться с императором, а затем принять святое крещение.
Летопись о крещении Ольги. Летописный рассказ о поездке Ольги в Константинополь относится к 954-955 годам и сообщает, что отправилась княгиня «в греки» и достигла Царьграда. Византийский император Константин Багрянородный принял ее и удостоил беседой. Его поразили красота и ум гостьи, и он сказал, намекая на возможный супружеский союз с ней: «Достойна ты царствовать в граде с нами!» Ольга же от прямого ответа уклонилась. Она пожелала принять веру Христову и просила, чтобы император стал ее восприемником от купели. Это было исполнено. Когда же басилевс вновь предложил Ольге стать его женой, она отвечала, что у христиан не приняты браки между крестными отцами и крестницами. Император оценил ее хитроумный ход и не разгневался. «И дал ей дары многие — золото, серебро, паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее…» — сообщает «Повесть временных лет». Названная при крещении Еленой, княгиня вернулась в Киев.
Свидетельство современника. О крещении русской княгини упоминают немецкая «Хроника» и византийские источники, среди которых трактат Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора», где он описывает два приема Ольги Росской в Константинополе, представляет для нас особый интерес. Сочинение басилевса позволяет восстановить истинный ход событий, приведших к крещению Ольги.
Посольство «архонтиссы». Историки полагают, что летом 957 года княгиня водным путем отправилась в Константинополь. Она везла с собой богатые дары императору Византии. В дороге ее сопровождала большая свита, общим числом примерно в тысячу человек. Ее путь в Царьград занимал не менее сорока дней. Наконец караван русских судов вошел в бухту Золотой Рог. Там Ольге пришлось пережить томительное ожидание: византийские власти никак не могли решить, как им надлежит принимать высокую гостью. Наконец, 9 сентября ей было назначено предстать перед очами императора.
Пышная церемония. Император Константин принимал княгиню Ольгу в Золотой палате Большого дворца. Церемония была обставлена с обычной пышностью. Государь восседал на троне, представлявшем собой удивительное произведение искусства. Ольга вошла в зал в сопровождении близких родственниц. Помимо них, в свите было 20 послов и 43 купца. С достоинством поклонившись императору, она преподнесла ему свои дары. Басилевс ромеев не проронил ни слова. От его имени говорил придворный — дромологофет. На этом прием завершился.
Пребывдние в Константинополе. В тот же день княгиню Ольгу принимала супруга императора Елена на своей половине дворца. После вручения даров Ольгу и ее спутниц препроводили в покои для отдыха. Позже княгиню пригласили для беседы с императором, где она смогла обсудить с ним государственные вопросы. Историки также предполагают, что Ольга хотела выяснить возможность династического брака своего сына Святослава и одной из византийских царевен. На это Константин Багрянородный ответил отказом, что оскорбило княгиню. Договор о мире между двумя странами был подтвержден: Константин нуждался в военной помощи руссов в борьбе с доместиком Никифором Фокой. В честь пребывания княгини в Константинополе августа Елена дала обед, после которого гостям вручили дары от императора. Княгиня получила «золотую, покрытую драгоценными камнями чашу«, а в ней 500 серебряных монет. Вскоре состоялся второй прием у византийского императора. Никаких новых подробностей Константин Багрянородный о нем не сообщил. Для нас важно, что на этот прием княгиня Ольга явилась уже христианкой. Версия русской летописи о причастности басилевса к крещению Ольги имеет явно мифологический характер. В действительности, таинство совершил константинопольский патриарх Полиевкт в Софийском соборе. В дар храму Ольга передала золотое богослужебное блюдо.
Крещение святой Ольги
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Крещению Руси предшествовало одно важное событие, прочно связавшее род великих князей киевских с христианством.
К 955 году русская летопись относит путешествие княгини Ольги в Константинополь. По другим источникам, это произошло осенью 957 года. Вторая дата более достоверна. К тому времени ее сын Святослав должен был подрасти и принять бразды правления – хотя бы отчасти. Поэтому не стоит видеть в плавании его матери к грекам визит главы государства.
Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить византийскую столицу. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным князем Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику. Византия поддерживала с Киевским княжеским домом тесные связи. Речь идет не только, и даже не столько о походах русов на земли императоров. Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага – Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.
История, рассказанная летописцем, возвеличивает княгиню. Но она как будто нарочно составлена так, чтобы оттенить действительные резоны ее поездки, а также то, насколько Ольга решила поставленные задачи.
«И был тогда царь Константин, сын Льва, — говорит летопись, — и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же, поразмыслив, ответила царю: “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь”. И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: “Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих”. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: “Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских”. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: “Хочу взять тебя в жены”. Она же ответила: “Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь”. И сказал ей царь: “Перехитрила ты меня, Ольга”. И дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху и попросила у него благословения дому, и сказала ему: “Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла”. И сказал патриарх: “Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его”. И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев…».
Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. К середине X века здесь его прекрасно знали, появились и первые храмы. Совершать дорогостоящее и опасное путешествие за услугами иерея – бессмыслица.
Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, — могли способствовать подобному движению души. Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил у нее прислать воинов, но та отказала.
Хотел ли на самом деле император Константин VII, женатый правитель зрелых лет, брака с иноземкой — регентшей при взрослом или почти взрослом сыне? Вот уж вряд ли.
Неизвестно, когда родилась Ольга, сколько жен было у Игоря, сколько его детей осталось в живых к тому времени, когда Игоря убили древляне. О ее молодых годах твердо установлено немногое: она происходила из варяжского рода, жившего на Псковской земле, и стала супругой Игоря еще при жизни Олега. А значит, появилась на свет в конце IX, самое позднее – в первых годах X столетия. Редкий, скажем так, случай, когда дама весьма зрелых лет (к 957-то году!) способна кому-либо заворожить взор до потери здравого смысла. В одном из современных фэнтезийных романов автор, сделав соответствующие вычисления и оторопев от цифр, объяснил страсть, якобы внезапно вспыхнувшую у Константина VII. проделками славянской ведьмы! Это, конечно, забавное объяснение, но какая-то реальная основа для разговора о «матримониальных планах» у летописца, скорее всего, имелась. Брачная тема, как уже говорилось, вполне могла звучать на переговорах. Просто она отразилась в сказаниях о путешествии Ольги искаженным образом, поставив в центр повествования княгиню, а не тех, с кем была реально связана.
Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.
Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня. Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится примером для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. К полутора десятилетиям, проведенным Ольгой во христианстве, восходит предание, согласно которому княгиня сначала поставила крест у слияния рек Псковы и Великой, а затем дала средства на основание там собора Святой Троицы. Впоследствии Троицкая церковь станет главнейшей на всей Псковщине.
Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».
Так поступал и ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.
Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия». Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Вполне возможно, что на него еще в детстве повлияла мудрая бабка.
Крещение княгини Ольги
Будущему живописцу и академику Ивану Акимову ещё не было 10 лет, когда он, осиротев, написал письмо в Академию художеств, приложил рисунки и попросил взять его на обучение за казённый счёт. Учился успешно, получив образование, отправился в путешествие по Европе, вернувшись в Россию, продолжил писать и стал преподавателем в той же императорской академии, которую впоследствии несколько лет возглавлял. К старости большую часть времени уделял ученикам, а после смерти всё нажитое и заработанное передал опять же в академию, на поддержку малообеспеченных студентов.
Собор Святой Софии — один из шедевров византийских архитекторов, возведённый по приказу императора Юстиниана I в 6-м веке. Новый храм должен был превзойти все построенные к тому моменту здания в мире. Работы велись 5 лет, в них участвовали десятки тысяч рабочих, а затраты, похоже, были сопоставимы с годовым бюджетом государства. После падения Константинополя в 1453 году собор по воле султана Мехмеда II был трансформирован в мечеть, к ней пристроили минареты. Сейчас архитектурный комплекс превращён в музей, службы там не проводятся.
«Крещение княгини Ольги», 1792 г. И. А. Акимов. Источник: wikimedia.org
Таинство крещения
Христианство стало появляться на Руси уже в 9-м веке, к середине следующего столетия стали возводиться первые храмы. При желании священника для таинства крещения можно было найти и в стольном граде. Визит Ольги в Константинополь и её крещение не ускорили процесс христианизации. Язычники к новой вере и её приверженцам относились издевательски. Князь Святослав отклонял просьбы матери креститься. Однако увещевания Ольги всё же не были напрасны. В 988 году Русь крестил её внук Владимир.
Год крещения Ольги и количество её поездок в Константинополь на протяжении многих лет остаются предметом спора среди историков. Если верить «Повести временных лет», то крещение состоялось в 955 году. Патриархом тогда был сын византийского императора Романа I Лакапина Феофилакт, которого называют одним из слабейших управленцев Восточной церковью той эпохи. Патриархом он стал в 13 лет, а жизнь его оборвалась, когда ему не было и 40, в результате несчастного случая: Феофилакт погиб, упав с лошади.
Происхождение княгини Ольги
Относительно происхождения княгини Ольги есть много версий. Ряд источников сходятся в том, что она не была славянкой, на что указывает её имя — Хельга. О её участии в политической жизни до гибели мужа, князя Игоря, нет никаких сведений. Став правительницей в Киевском княжестве, Ольга отомстила древлянам за убийство супруга, занялась вопросами внутреннего устройства. Не забывала и про внешние связи, отдавая предпочтение дипломатии, а не крупным войнам.
Константин VII Багрянородный (905−959 гг.) византийским императором стал ещё ребёнком. Но управлять страной единолично смог лишь во второй половине своей жизни. До этого царствовал при регенте, отчиме Романе Лакапине.
При крещении Ольги Константин стал её крёстным отцом. Правитель много внимания уделял развитию культуры и образования, открывал школы, сам писал трактаты, например, «Об управлении империей», где изложены основы внешней политики и дипломатии Византии. В заслугу ему ставят создание сборников и энциклопедий.
Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Когда празднуется память святой равноапостольной великой княгини Ольги
Память святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) православные христиане празднуют 24 июля по новому стилю (11 июля по старому стилю).
Когда правила великая княгиня Ольга
Годы жизни святой равноапостольной великой княгини Ольги: 890-969. Великая княгиня вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич.
Происхождение великой княгини Ольги
Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга.
Правление великой княгини Ольги до принятия христианства
Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.
После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.
Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены; ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.
Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.
Крещение великой княгини Ольги
Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Интересно, что после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.
Как говорит «Повесть временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».
Существуют и другие версии, кто, когда и при каких политических обстоятельствах крестил великую княгиню Ольгу. Одно известно точно — произошло это в столице Византии. В Киев правительница вернулась уже христианкой.
Смерть, почитание и прославление великой княгини Ольги
Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю).
В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.
Иконография святой равноапостольной великой княгини Ольги
Иконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и князь Владимир, крестивший Русь; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга.
Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.
Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром.
Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков, составленная святой равноапостольной великой княгиней Ольгой
О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.
Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.
Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.
Молитвы святой равноапостольной великой княгине Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Величание святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене
Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую, и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.
Тропарь святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене
Крилами Богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимая твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: древа животнаго наслаждающися, нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.
Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе
Исторически усадьба была собственностью Великого князя Михаила, младшего сына Николая I. Это был целый комплекс зданий с домовой церковью в центре. Ее по желанию князя освятили в честь святой покровительницы его жены — Ольги Феодоровны, урожденной Цецилии-Августы, принцессы Баденской. По традиции, отчество Феодоровна давали всем немецким принцессам, принявшим православие, — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
Церковь в русском стиле в 1864 году спроектировал петербургский архитектор Давид Гримм. С трех сторон к храму примыкала открытая галерея, окруженная восемнадцатью колоннами. Венчал церковь купол из красной меди. Роспись стен, к сожалению, до наших дней не сохранилась.
Последний владелец Михайловской усадьбы — великий князь Сергей Михайлович Романов — был расстрелян в 1918 году вместе со святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной. Произошло это в Алапаевске, на старой заброшенной шахте — именно туда палачи сбросили тела мучеников.
В советские годы усадебные постройки использовали для самых разных нужд. С 1918 года церковь принадлежала детскому дому «Красные Зори», в ней хранили семена. Во время Великой Отечественной войны Михайловка была в оккупации — в зданиях усадьбы размещался немецкий госпиталь. После победы церковь стала продовольственным магазином. В 1968 году она сильно пострадала от пожара, затем год от года разрушалась. К 90-м годам от некогда величественного храма остались только стены с дверными и оконными проемами.
Возрождение храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе началось в 1998 году. Первую после долгих лет забвения Литургию здесь отслужили в 2002-ом.
Современный адрес храма: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, корп. 5.
Орден святой равноапостольной княгини Ольги
Орден святой равноапостольной княгини Ольги — женский. В 1988 году его учредил Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви — в честь 1000-летия крещения Руси. Если считать по времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви.
Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые так или иначе служат Церкви и делу христианского просвещения.
Памятник великой княгине Ольге в Киеве
Памятников святой равноапостольной великой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа.
Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.
Городские власти организовали конкурс на памятник великой княгине Ольге. Победила работа скульптора Ф.П. Балавенского, но после долгих споров жюри выбрало для монумента других авторов — скульпторов И.П. Кавалеридзе, с Ф.П. Балавенского, П.В. Сниткина и В.Н. Рыкова. Композицию выполнили из модного в те годы бетона. На постаменте установили таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву».
Интересно, что пышных торжеств по случаю открытия памятника не получилось: в одной из киевских больниц в те дни умирал великий Петр Столыпин.
В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.
В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника— Ивана Кавалеридзе.
Читайте также другие публикации о святой княгине Ольге.
На заставке фрагмент: Сазонов Василий Кондратьевич. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824
Напоминаем читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:
за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.
Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!