крещение ребенка в старообрядческой церкви

Крещение у старообрядцев-поповцев

В древности крещение совершалось в Великую субботу. Крестили обыкновенно в природных водоемах, реках и ручьях. Современное богослужение на Пасху имеет исторический элемент, который сохранился до наших дней: ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, одетых в белые одежды и держащих в руках горящие свечи; а также пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» вместо Трисвятого на Обеднице. Начиная с конца II века, в отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. О практике освящения воды для совершения Таинства Крещения в Греческой Церкви также упоминается со II — III веков. Вода крещения преисполняется таинственной силы… Она — могила ветхого человека, место его истления и место зачатия и образования нового, духовного организма.

В IV-V веках желающие принять Святое Крещение исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин (354-430 гг.) писал, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же установилась традиция крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими христианской веры. Однако священников, отвергающих необходимость крестить младенцев, критиковал Собор.

Чин крещения

Таинство Крещения у старообрядцев-поповцев совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Крещение производится священником, и лишь в исключительных случаях, когда в данной местности старообрядческий священник отсутствует, а человек сильно болеет и существует угроза его смерти некрещёным, крещение совершается мирянами. На восьмой день над новокрещённым производится миропомазание.

Правило св. Никифора Исповедника:

Подобает не крещенныя младенцы аще обрящется некто не сущу иерею крестити, крестит и свой отец, или каков либо человек христианин, несть греха.

Присоединение погружательно крещеных у старообрядцев-поповцев происходит без дополнительного крещения, посредством Таинства Миропомазания. Не имеющие же канонического крещения (прошедшие обряды обливания, окропления) получают полное трехпогружательное крещение.

Крещаемый три раза погружается в воду. Вода должна быть чистой, без примеси. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя рек) во имя Отца, аминь»; при втором погружении: «и Сына, аминь»; при третьем: «и Святого Духа, аминь». Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11, Кол. 2,12-13). Это самое главное в Таинстве Крещения.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церквиТрехпогружательное крещение священником РПсЦ в Суздале на речке Каменке

Крещеный облекается в белую одежду в знак полученной им душевной чистоты и в напоминание о том, что теперь он должен вести жизнь в христианском обществе светлую, святую, чистую. Эту белую одежду крещеные в древности носили целых семь дней и благоговейно проводили все это время, сохраняя под нею помазание святым миром. Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного крест в знак того, что теперь крещеный должен исполнять волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Исуса Христа, хотя бы верующему пришлось нести крест страданий и скорби. Далее крещеный крестообразно постригается на голове, что значит полное послушание Исусу Христу. Затем крещеный младенец обносится восприемниками, а взрослый сам обходит вокруг купели трижды с зажженными свечами, выражая тем свою духовную радость, что он из чада гнева соделался возлюбленным сыном Отца небесного, из мертвого прегрешениями стал живым для Бога, из погибшего — спасенным.

Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека.

Чинопоследования Таинства Крещения старообрядцы-поповцы соблюдают строго. Интересно, что в начале прошлого века известный старообрядческий деятель святитель Арсений (Швецов), епископ Уральский, изучив «Чин крещения», произвел в нем изменения, сделав перестановки, казавшиеся ему более логичными. Были переставлены очистительные молитвы, изменены глаголы и отложены некоторые слова в молитвах, также произведены вставки в чине младенческого погребения, великой ектении, пении трисвятого пред Апостолом и прочие изменения. 29 июля 1908 года Освященный Собор РПсЦ рассмотрел вопросы о некоторых несоответствиях составленного епископом Арсением Уральским «Чина крещения» со старопечатными Потребниками и о расхождениях составленного им «Руководства о сродствах, возбраняющих брак» со старопечатными книгами. Собор незамедлительно вынес постановление, разъяснив, какими книгами можно пользоваться:

Освященнаго Собора старообрядческих епископов Постановление. Освященный Собор, собравшийся в царствующем граде Москве в храме Рожества Христова, 1908-го года июля 29-го дня, рассмотрев «чин святаго крещения», составленный господином Арсением, епископом Уральским и Оренбургским, напечатанный в частной типографии, при сличении котораго с двумя потребниками, изданными при Патриархе Иосифе Московском и всея России в 5-е и 10-е лето Его патриаршества, оказалось разногласие, заключающееся в перестановке очистительных молитв, изменении глаголов и отложении некоторых слов в молитвах. А также вставках в чин младенческого погребения: великой ектеньи, пении трисвятаго пред апостолом и прочих изменений. Освященный Собор предупреждает паству свою, что святая церковь не берет на себя никаких ответственности за исправление и издание богослужебных книг частными лицами, если оригиналы их не просмотрены и не одобрены к печати Освященным Собором епископов, или, если они расходятся с оригиналами, печатаными при первых пяти Московских и всея России Патриархах, почему Собор благословляет руководствоваться только теми книгами, которыя изданы до Никона патриарха, или перепечатаны с них. Что касается «руководства о сродствах, возбраняющих брак, составленный Арсением, старообрядческим епископом Уральским», разрешение недоумений родственных степеней как кровнаго, двухроднаго, трехроднаго, также и духовнаго свойств. Освященный Собор ПОСТАНОВИЛ: Руководиться теми указаниями, кои освящены веками, как восприявшие силу закона, изложенныя в книгах: Кормчей, Номоканоне, Матфея-Властыря. Разрешение брака, обоснованное на определении той или другой из указанных книг, недолжно подлежать зазору, хотя бы оно не согласовалось с другой книгой. Что же касается самопроизвольных сокращений родственных степеней, не согласующихся сказанным книгам, то таковые должны быть отвержено и отнюдь не приемлемо к руководству ни святителями, ни священниками, по изречению: «Власть предстателем ни в чем же дастся ко преступлению велений, но да предлежат тем, иже узаконена суть». (Номоканон, лис. 743, об.) И тако призываем Божие благословение на всех истинно-православных христиан, послушных чад святыя церкви.

Среди подписавших соборное постановление был и епископ Арсений. Но его письменное обращение Антонию, епископу Тобольскому и Пермскому, говорит о том, что он все же не был согласен с Постановлением Собора.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церквиСвятитель Арсений (Швецов), епископ Уральский

Крещение младенцев

Таинству Крещения младенцев предшествует ряд молитв: молитвы родильнице и молитвы при наречении имени младенцу. В молитвах родильнице священник просит Господа о прощении грехов матери младенца, восстановления ее здоровья после родов и сохранения ее жизни и жизни младенца. В молитве при наречении имени младенцу священник молится, чтобы младенец проводил свою жизнь согласно Божиим заповедям и удостоился получить Царствие Небесное. Младенцу дается имя святого в знак того, что он принимается в союз Церкви небесной и земной и должен идти по стопам святого в делах добра, которые ведут из земной Церкви в Церковь небесную.

В XV веке на Руси появился обычай иметь двух восприемников (крестных родителей). Это новшество активно обличал митрополит Киевский и всея Руси Фотий (XIV век — 1431 г.). По древним канонам восприемник должен был быть один, соответственно: мужчина — у мальчика и женщина — у девочки. Тем не менее традиция иметь двух восприемников закрепилась на Руси, и ее придерживаются до сих пор.

Источник

Крещение у старообрядцев-безпоповцев

Устарообрядцев-безпоповцев Таинство Крещения совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Если крещение происходит в купели, то вода после каждого крещаемого обязательно меняется — недопустимо погружать в одну воду двух крещаемых, так как в этой купели как бы остались грехи преждекрещаемого. Чинопоследования таинства крещения соблюдаются строго, однако в силу исторически сложившихся обстоятельств реализуются в практической жизни только те разделы потребников, которые были предназначены мирянам на случай отсутствия священника:

Наш Малый Потребник, аще и в безсвященническое время составлен бысть, но не без Соборного разума по Большому Потребнику, и токмо сокращены иерейские молитвы, да вопросы дополнительные на исповеди помещены. (Ответ духовного наставника о.Владимира Шамарина духовному наставнику о.Александру Хрычеву о чинопоследовании Таинства Крещения)

Безпоповство никогда не отвергало как идею ни одного церковного таинства или обряда, не подвергало сомнению статус священства, как носителя Божьей благодати. В связи с тем, что, согласно учению старообрядцев-безпоповцев, после раскола XVII века пресеклось апостольское преемство православного духовенства, прервалась благодать священства, прекратилась церковная иерархия, проблема чиноприёма новообращённых оказалась одной из первостепенных и очень непростых. Старообрядческие безпоповские мыслители в XVIII веке в своих трудах объясняли, что в сложившейся исторической ситуации невозможно из-за отсутствия древлеправославной церковной иерархии сохранить «неизменную полноту всех внешних форм бытия Церкви», и поэтому частичные отступления неизбежны, о чем свидетельствуют и примеры из Ветхого и Нового Завета, из писаний святых отцов и истории Церкви:

Без нужды дерзающие не в поведенном, яко преступницы закона осуждаются. По нужде же дерзающий не точию осуждаюся, но и хвалам и честем достойни бывают и от всех учителей оправдываются. Обаче же леть есть и в сем разсуждати, яко в таковых есть подобно дерзати, в которых самая крайняя нужда повелевает, да не когда сия к нужде прилежащая предлагающе, и не нужных времен, и к нужде не подлежащыя тайны нужде к действию производити начнем.

Православные каноны позволяют мирянину крестить и перекрещивать, то есть принимать «от ересей приходящих» первым чином. У старообрядцев-безпоповцев (кроме спасовцев) принято совершать перекрещивание надо всеми желающими перейти из официального православия в старообрядчество. Существует также практика повторного перекрещивания при переходе в общину старообрядцев из других толков и согласий. Выговцы, обосновывая перекрещивания, писали, что вообще всякий еретик подлежит повторному крещению, а если церковь прежде и не перекрещивала некоторых еретиков, то это следует понимать не как закон, а как «снисхождение» в надежде их скорейшего обращения. Приём по второму и третьему чину, в условиях отсутствия священства, невозможен.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церквиСтарообрядец поморского согласия. Гравюра, 1794 год

Относительно чиноприёма поповцев, принимавших «никонианское» крещение, изначально единого мнения у безпоповских идеологов не было. Известно, что спор о перекрещивании поповцев в 1710-х годах происходил среди стародубских поморцев. Когда прибывшие в Стародубье выходцы из Керженских лесов стали перекрещивать поповцев, с возражениями выступил местный поморский наставник Спиридон Иванов. Сохранилось его послание на Керженец с обоснованием недопустимости перекрещивания поповцев. Однако вскоре все безпоповцы (опять же, кроме спасовцев) приняли за правило перекрещивать переходящих к ним поповцев.

В первой половине XVIII века в поморском и федосеевском согласиях утверждаются принципы чиноприёма, основанные на православных правилах, относящихся не к еретикам, а к согрешающим. Чиноприём федосеевцев поморцами и наоборот осуществлялся через специальное молитвенное правило — покаянный начал. Польский Федосеевский Собор в 1751 году несколько ужесточил требования к переходящим в федосеевское согласие поморцам, установив, что, кроме начала, они должны класть 300 земных поклонов.

Первые филипповские наставники по-разному осуществляли приём неофитов, переходящих из поморского и федосеевского согласий. Сам инок Филипп и его ученик инок Матфей продолжали применять для приёма новообращенных покаянный начал. Ученик Филиппа, инок Терентий, высказался за применение более жёсткого правила, установив, что обращающиеся безпоповцы должны вынести шестинедельный пост.

Крещение в Древлеправославной Поморской Церкви

Прежде чем человек примет Святое Крещение и станет истинным христианином, он становится «оглашенным», еще не принявшим крещение, но уже наставляемым в основах веры. О необходимости оглашения указано в 46 правиле Лаодикийского и 78 правиле Шестого Вселенского соборов. Оглашение зародилось в первые дни существования Церкви. Так, после проповеди апостола Петра в Иеросалиме на праздник Пятидесятницы около трех тысяч человек приняли христианство (Деян. 2,14-41). Позже он наставлял в вере римского сотника Корнилия с его родными, а затем разрешил им креститься (Деян. 10, 24-48). Также поступали апостолы Павел (Деян. 16, 13-15), Филипп (Деян. 8,35-38) и другие.

Проверялась твердость решения о принятии новой веры. Во время гонений на христиан были случаи их отпадения от Церкви, поэтому в период обучения Церковь обязательно следила за оглашенными — не было ли среди них предателей христианства и ложно принявших Святое Крещение. Если такие обнаруживались, то сразу изгонялись из собрания оглашенных. Период оглашения был длительным — от трех месяцев до трех лет, и это время делилось на несколько этапов, а оглашенные подразделялись на различные классы. До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирила Иеросалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церквиОгласительные поучения Кирила Иеросалимского

Обучаться молитве оглашенные должны были и вне стен Храма, о чем пишет Кирил Иеросалимский: «Молись чаще, чтобы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин». Помимо этого оглашенные должны были вести христианскую жизнь: поститься, соблюдать Заповеди, бороться с грехом, каяться в грехах перед Богом и людьми, исправлять свои душевные пороки.

Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов…, — пишет к оглашенным Тертуллиан.

Исус Христос требовал от тех, кто берется кого-то крестить, обязательно его научить (Мф. 28, 19), и Поморская Церковь ответственно подходит к принятию в свое лоно новых членов, благоговейно относится к самому Таинству Крещения. Впервые приходящие в Поморскую Церковь и желающие креститься проходят собеседование с духовным наставником, рассказывают о себе и причинах своего намерения. Наставник произносит им проповедь о христианской вере, о том, что такое христианская жизнь, чем христианство отличается от других религий, как должен жить христианин.

После этого проходит посвящение в оглашенные, когда оглашенный кладет примирительный начал. Моментом оглашения в Поморской Церкви считается положение приходного начала в кельи наставника при храме. Наставник объясняет и показывает, как правильно полагать крестное знамение и поклоны. Назначается примерный срок крещения, даётся заповедь, определяются будущие восприемники, вручается памятка о крещении. Требования к восприемникам выше, чем к крещаемым взрослым. Восприемники должны принадлежать к Церкви не только формально (то есть быть крещеными), но и фактически (регулярно исповедоваться, присутствовать на соборных службах), суметь научить крестных детей христианской жизни не только словом, но и личным примером.

Несколько позднее происходит исповедный разговор, перед крещением оглашенный должен вспомнить все свои тяжкие грехи. Выясняется, нет ли препятствий, основными из которых являются пьянство, табакокурение, наркомания и многие другие.

В 2008 году съезд духовных наставников Древлеправославной Поморской Церкви, рассмотрев канонические основы и практический порядок совершения таинств, служб и требоисправлений в общинах ДПЦ, установил время подготовки к Святому Крещению (оглашение) согласно христианскому обычаю — 40 дней. При этом конкретный срок может быть уменьшен или увеличен и выбирается духовным наставником в зависимости от готовности крещаемого и иных обстоятельств. Порядок подготовки к крещению (пост, молитва, выполнение заповеди) определяются духовным наставником.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церквиСъезд духовных наставников ДПЦ в Невской обители (декабрь 2008 год)

Крещение в Древлеправославной Поморской Церкви возможно принять вне зависимости от возраста, пола, национальности, состояния здоровья (кроме потери разума, сознания), прежнего вероисповедания. Детей до 12 лет, как правило, крестят, если кто-либо из родителей принадлежит к староверию. Крещение взрослых совершается только после предварительной беседы с духовным наставником (оглашения) и подготовительного периода различной продолжительности. Наставник должен обязательно научить желающего креститься древлеправославной вере, объяснить смысл таинств и их необходимость для спасения души.

С Таинства Крещения начинается новая жизнь человека, которая посвящена служению Богу и ближним, жизнь по законам Христа. Крещение — это духовное рождение нового человека, которое происходит по вере крещаемого. Принимающий крещение без веры подвергается осуждению Господом. Сам Господь Бог сказал:

Кто веру имет и крестится, спасен будет, а кто не имет веры, осужден будет (Евангелие от Марка, зач. 16).

Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, неверным же и зловерным и по крещении не дается. (Преп. Марк Подвижник)

Человек, который принимает крещение лишь формально или для приобретения каких-либо выгод, напрасно приходит к этому таинству. Он омывается только наружно, то есть тело погрузилось в воду и вышло из воды, а душа не спогреблась со Христом и не воскресла с Ним, и вода для таковых остается водою.

Человек его крестит, а Дух Святый крестить не будет, — пишет св. Кирил Иеросалимский.

Новокрещенный, принявший святую веру по своей воле и решивший возродиться духовно и более не грешить, должен на деле исполнить свои обещания Господу Богу. Иначе эти слова-обещания не только не будут способствовать спасению, но и идут в осуждение:

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Екк. 5,4).

Младенцев крестят по вере родителей. Восприемники при крещении младенца обещают Богу, что их крестник будет жить христианской жизнью, станет истинным воином Христовым.

О чине крещения в Поморской Церкви

Кроме крещаемого и наставника, в чине крещения участвуют два крестных (по нужде возможен один) — мужского и женского пола из числа староверов старше 12 лет. Не могут быть одновременно крёстными супруги или жених с невестой. О проблемах со здоровьем следует заранее известить духовного наставника. Участники крещения должны быть одеты по-христиански — с покрытыми руками и ногами, с нательным крестом и поясом, женщины — в платках и платьях (юбках), без косметики, не в состоянии критических дней. Пища в день крещения с утра не вкушается (кроме малых детей). Крестные и крещаемый (взрослый) должны знать Символ Веры.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церквиКрестильная рубашка с длинным рукавом

Для крещения необходимо:

Младенцам: нательный крест на гайтане, пояс, крестильный набор одежды белого (светлого) цвета, пеленка, распашонка, чепчик, малое полотенце.

Взрослым: нательный крест на гайтане, пояс, простыня или большое полотенце, белая крестильная сорочка с рукавами и без изображений, достаточной длины; малое полотенце, женщинам — светлый платок. Белый цвет одежд, в которые облачаются крестившиеся, означают будущую душевную и телесную чистоту, которую они с этого момента обещают хранить.

Следует также приобрести свещи, которые будут стоять перед ликами святых икон, и 4 свещи, которые крепятся на купель. Горящие свещи — это символ просвещенной благодатью души крещеного. Плата за крещение не взимается:

Туне приясте, туне дадите (Евангелие от Матфея, зач.34)

Чин крещения бывает общий для всех пришедших на крещение, но непосредственно крещение совершается по отдельности в разных купелях, в совершенном разоблачении, троекратным полным погружением в воду. В крестильню допускаются только участники крещения. При крещении малых детей возможно присутствие родственников. Фото и видеосъёмка во время чина крещения запрещена. Принявшим крещение до 8-го дня полностью не положено измывать тела и менять крестильную рубаху, а состоящим в супружестве необходимо находиться в воздержании. Все особые случаи крещения (вне храма, в иное время и др.) совершаются по договорённости с духовным наставником.

Источник

Действительно ли мое «беспоповское» крещение?

Павел.интересующийся

Уважаемый отец протодиакон!

Скажите, пожалуйста, имеет ли такое крещение силу? Следует ли мне креститься заново, может достаточно дополнить крещение миропомазанием? Являюсь ли я членом канонической Православной Церкви и причастен ли к благодати Святого Духа, или я по сути еретик? До нынешнего дня причащался и каялся в Православной Цервки. Выходит, что если мое крещение недействительное или неполное, то прошлые таинства не имели надо мной силы, так как я не являлся фактическим членом Цервки. Так?

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви

протодиакон Сергий Шалберов

На нашей «Азбуке» размещено «Практическое руководство при совершении приходских треб»
где подробно рассмотрены церковно-правовые особенности совершения таинства крещения.

Согласно ему:
«В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только: а) чтобы крещающий был православный, б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении и в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению»
(Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).

О староверах же стказано:
«Раскольников, обращающихся к Православной Церкви, которые уже крещены были в расколе, «от попов», т.е. беглых священников, не должно крестить снова, но если крещение над ними было совершено «от мужика проста», то они, должны быть крещены православным священником «за неизвестие перваго крещения»» (Синод, указ. 1722 г.).

Источник

Как проходит обряд крещения у староверов

В этой статье шаман Владислав Викторович отвечает на вопрос читательницы «Как проходит обряд крещения у староверов?».

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви

За последнее время большое число наших соотечественников стало все больше интересоваться вопросами ЗОЖ, а также выживания в непривычных, приближенных к экстремальным, условиях. Объединяет их все одно – желание научиться жить гармонично с природой, при этом духовно совершенствоваться. Именно по этой причине многие обращаются за помощью к опыту предков, который не теряет своей актуальности на протяжении многих тысяч лет.

Мы говорим о староверах. Кто это? Люди, которые не только заселили тысячи лет назад современные земли РФ, но и принесли язык, веру. Опыт староверов без зазрения совести можно назвать уникальным. Эти люди смогли сохранить свою культуру и веру, несмотря на самые сложные испытания природных условий, политических наплывов.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви

К сожалению, о староверах не много известно фактов. Кто-то заявляет, что это простые люди, не имеющие даже примитивное образование, а главная их цель – придерживаться старых способов ведения хозяйства. Другие же уверяют, что это язычники, которые до сих пор поклоняются богам Древнего мира. Предлагаем узнать, кто же такие староверы, и какие обряды они используют.

Староверы имеют массу обрядов. Осветить их все в одной статье не является возможным. Отметим только самые основные аспекты.

Староверы признают одну единственную веру – своих предков. Сохранить эту веру они пытаются сохранить на протяжении многих тысяч лет, прикладывая массу сил. Осеняет себя старовер крестным знамением в 2 перста. Во время богослужения староверы на груди в виде креста складывают руки, делая земные поклоны. Все действия во время обряда должны быть выполнены всеми участниками синхронно.

Главная особенность веры староверов – восьмиконечный крест. На службу принято надевать наряд, выполненный в старорусском стиле. Нательный крест старовера не имеет распятия.

Замечено, что истинный старовер отрешен от окружающего его мира, а все мирское – нечисть, по его мнению.

Обряды староверов имеют массу особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

Традиция жизни и быта староверов регламентирована в соответствии с книгами. Некоторые из традиций передаются старшим поколением к младшим. В семьях мужчины имеют неоспоримую власть. Женщины покоряются и подчиняются мужчинам. Жена только рожает и ведет хозяйство, воспитывает ребенка, муж – добытчик.

Главный грех старовера – брить бороду, сквернословить, курить!

Наряд старовера в возрасте – кафтан, в то время, как парни и мальчики носят косоворотки. Женщины и девушки носят сарафаны, при этом исключено использование косметики, голова должна быть покрыта платком. Чтобы украсить волосы используют плетение из разных ленточек.

Как правило, семья у старовера большая. Воспитание детей заключается в почитании веры и родителей, с малых лет ребят приучают к труду. Пост и молитвы ребенок соблюдают с 7 лет. Дети осваивают письмо и чтение, учат старославянский язык, который позволяет им читать старинные книги.

В жизни старовера есть несколько особых систем оберегов, которые обезопасить способны их на Страшном суде, поддерживают здоровье. Основные материальные обереги – посуда, четки, книги, крест, лестовка. А вот словесные обереги – имя и молитва. Пост распознается староверами, как подчинение тела его душе.

Главная особенность староверов – не менять устой своего бытия, только в современном мире оградиться от окружающих, к сожалению, есть возможность не всегда.

Данный обряд предусматривает троекратное погружение человека в воду, каждое из них должно быть полным. Во время крещения младенцу надевают пояс и крест. Последний представляет собой не только символ веры, но и оберег от нечисти. Именно по этой причине его нужно надеть всем детям, даже если они не прошли еще процесс крещения.

Одеть крест должны родители или же бабка, принявшая роды. Обряд начинается с момента накидывания креста. Тот, кто накинул его, несет аналогичную ответственность, как и крестные родители.

На протяжении последующих 8-ми дней, человек прошедший обряд крещения, не должен мыться, переодеваться. Главная особенность обряда- наречения имени. Его выбирают в соответствии со святцами. Девочек за неделю после или же до рождения, а мальчиков в соответствии с днем обряда крещения. Что касается выбора покровителя для ребенка, то им становился тот святой, чье имя было выбрано.

В это время читалась молитва, которая способствовала оберегу покойного от нечисти. Хоронили человека в специальном гробу – колоде, вычесанном из большой колоды. Некоторые гробы были изготовлены еще при жизни человека.

Выполнять обряд стоит при учете фазы растущей луны, ровно в 12 часов ночи. На стол нужно положить Библию и молитвенник. Обязательно зажгите свечу (коричневого цвета, купить которую нужно в церкви). Скажите слова заговора:

После того, как вы прочитаете эти ритуальные слова, нужно открыть Библию. Страница должна быть выбрана наугад. Прочитайте первых восемь строк. После возьмите молитвослов и прочитайте молитву. После задуйте свечу, и положите ее к иконам. Со стола уберите книги.

Приведем еще один эффективный обряд для привлечения денег. Нужно выполнять его с утра на заре. Для начала нужно на листе написать сумму денег, которая нужна будет для достижения имеющихся целей у заговаривающего. Сумма должна быть подкреплена надписью, для чего она требуется. Затем нужно помять бумагу и сжечь ее. Пепел закапайте во дворе под деревом, которое вам приглянулось больше всего. При этом стоит говорить такие слова:

Еще есть вариант заговора, он должен быть выполнен ровно в 12 часов дня. Выполнять его нужно на кладбище. Нужно найти могилку, за которой никто не ухаживает. Преподнесите в качестве презента покоящемуся стопку водки, прикрыв рюмку куском черного хлеба. Нужно сделать перекрест, и произнести соответствующие слова:

После чего, не оглядываясь, стоит отправиться домой. Как только у вас появиться первое прибавление в бюджете, стоит отнести на выбранную вами ранее могилу черный кусок хлеба и рюмку водку. Так стоит делать каждый раз, когда вы будете проводить обряд.

Обряд крещения, а также религиозная и бытовая ситуация, связанная с крещением, в разных конфессиональных группах отличалась своеобразием.

Крещение в православной церкви совершалось по каноническим правилам. Крещение старообрядцев разных толков исключало миропомазание; на окрещиваемого надевался не только крест, но и пояс. У старообрядцев часовенного согласия наставник совершал крещение в дуплянке — деревянной кадушке. У поморцев и странников наставники совершали крещение в реке в любое время года; исключение делалось для больных или для грудных детей: их зимой крестили в деревянной кадушке. На путях из земли Пермской в Сибирь…С.268.

По правилам православной церкви при крещении нескольких человек перемены воды не требовалось, хотя на практике воду часто меняли. Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Киев.1913.С.983. У старообрядцев-поповцев и беспоповцев — каждый окрещиваемый должен был быть погружен в чистую воду. Такой порядок крещения существовал в православной церкви ещё до раскола и, по-видимому, в числе прочих был сохранен старообрядческой церковью. Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.С.209. Старообрядческое население осуждало православный порядок крещения в одной воде, и, возможно, под их влиянием и православные на Урале предпочитали менять воду.

По правилам поморского согласия, крещение совершали над новорожденным. Однако в середине XX в. постоянные контакты с нестарообрядцами и представителями других старообрядческих групп привело к тому, что поморцы начали креститься в пожилом возрасте, в случае болезни и т.д. Листова Т.А. Указ. соч. С.208.

У православных и поповцев крещение совершалось либо в соборе, либо в доме приехавшим священником или наставником. Поморцы считали, что крестить в доме невозможно.

Обряд крещения включал в себя и имянаречение. Выбор имени определялся по святцам. Имя давал священник, начетчик или повивальная бабка: мальчику — по восьмому дню после рождения, девочке — за неделю до и после дня рождения.. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 271. Соотнесённость имени со днем определённого святого ставила ребёнка под его покровительство.

Большое значение имел выбор крестных. Возраст крестных строго не регламентировался, обычно старались приглашать молодых. лет с 15, иногда и моложе. В старообрядческой среде строго соблюдались связанные с кумовством брачные запреты: ни кумовья, ни их дети не могли вступать между собой в брак.

Для того чтобы избежать расширения круга лиц, связанных духовным родством, в крестные родители в старообрядческих селениях предпочитали приглашать родственников. Там же. С. 272.

Крёстные обычно готовили ребёнку крестик и поясок, и прием — материю, на которую клали ребенка, а также приносили воду для крещения.

Своеобразие крещения в различных конфессиональных группах в свою очередь повлияло и на традицию крестильного обеда. Там же. С. 274.

Поповцы и часовенные устраивали крестины сразу после крещения. Обед проходил не слишком торжественно, обязательно приглашали кумовьев, а также родственников и соседей. На угощение подавались пироги рыбные, каша, пельмени, последнее блюдо — селянка-отказ — запеченное картофельное пюре с молоком и яйцами. в постные дни — крутой гороховый или картофельный кисель. Там же. С. 274. Из напитков подавали сусло, бражку, чай. У поморцев, а тем более странников подобный обед обычно не устраивался.

Таким образом, религиозные учения и толки, возникшие после раскола единой церкви, влияли и на церковный обряд крещения, отличавшийся определенным своеобразием в разных конфессиональных группах. В старообрядческой среде видна неоднородность обрядовой и догматической традиций, разная степень сохранности и трансформации религиозной традиции прошлого. Листова Т.А. Указ. соч. С.212.

В среде старообрядцев-поповцев наблюдалось стремление приспособить каноническую обрядность к народным обычаям и меняющимся условиям реальной жизни. Устав беспоповцев был рассчитан на строгую конфессиональную изоляцию, и втягивание их в широкие контактные связи нарушало, вносило неупорядоченность в обрядовую жизнь. Много неясного в обрядности странников, что объясняется неразработанностью религиозно-обрядового поведения последователей этого вероучения. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 275.

Сегодня многие православные, посещающие церковь, не задумываются, когда крестятся. Еще с детства нас учила мама, как правильно креститься, а ее наша бабушка, а бабушку – прабабушка и так далее. Однако сегодняшняя традиция креститься не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть теперь.

Когда-то существовали иные законы, по которым совершалось крестное знамение, а также другие церковные обряды. Приверженцев этих древних традиций мы называем сейчас старообрядцами, или староверами. Как отличается старообрядчество и православие? В чем разница традиций? Чтобы ответить на вопросы, необходимо обратиться к истокам.

В 988 году князь Владимир крестил Русь. Принятие Православия повлияло на историю страны.

Православие на Руси восходило и основывалось на Византийских традициях церковного служения, а митрополит всея Руси назначался в столице Византии. Константинополь как главный центр Православия, был своего рода авторитетом в кругах Русской церкви.

Однако после подписания Византийским императором Унии о признании верховенства папы, (тем самым возвысив западную традицию христианства над восточной), авторитет Константинополя пошатнулся в кругах Русской церкви, а также самого народа.

Стали появляться критические суждения по некоторым греческим обрядам, подвергаться сомнениям их правильность и достоверность.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Споры о принятии Унии послужили одной из причин обособления Русской Православной церкви от Византии

Окончательное отделение от Византии произошло, когда Московское патриаршество самостоятельно назначило митрополита Киевской и Всея Руси. После захвата Константинополя турками, была упразднена Флорентийская Уния.

Несмотря на господствующих завоевателей, православие на Востоке продолжало существовать, и спустя некоторое время отношения между русской и византийской церквями стали налаживаться. Однако пошатнувшийся однажды авторитет, всему русскому народу вернуть не удалось.

Традиция креститься двумя перстами пришла именно от греков.

Со временем византийская церковь переходит на троеперстие, а также видоизменяет другие традиции православия. Что повлекло за собой некоторую размытость в головах не просвещенного русского православного народа.

Кто-то считал, что православные традиции, доставшиеся от древних греков являются истинными и подлинными. А нововведения воспринимали еретическими, навязанными папой и турецким игом.

О Никоне мы знаем из жития, написанного Шушериным И.К., который был в услужении у патриарха. В нем говорится, что будущий патриарх Московской и Всея Руси родился в 1605 году в семье крестьян. При рождении мальчику было дано имя Никита Минин.

В ранние годы Никита был отдан изучать Священное Писание и грамоту. Вскоре он сам решает поселиться при монастыре, чтобы не пропускать ни одной службы, а также продолжать учиться. После смерти родителей Никита женился и принял сан священника.

Однако спустя 10 лет, после смерти детей, он решает навсегда оставить мирскую жизнь. Убедив свою жену постричься в монахини, он сам в возрасте 30 лет совершил пострижение в монашество под именем Никон.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Д. Вухтерс(?), 1660-1665 гг. Портрет патриарха Никона с клиром

В 1646 году он прибыл в Москву, где сблизился с правившим тогда царем Алексеем Михайловичем, который впоследствии содействовал становлению Никона патриархом Московским.

Чтобы разрешить вопросы и создать единые обычаи и традиции в русском православном мире в 1656 году Патриархом Никоном был созван Церковный Собор в Москве.
На Собор были приглашены представители восточных иерархов, которые в главном вопросе крестного знамения, провозгласили:

В результате последовали нововведения. Главные реформы коснулись унификации церковных обрядов согласно греческим, в первую очередь совершать крестные знамения тремя, а не двумя перстами; Реформа также затронула корректировку русских православных книг по новопечатным греческим.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881гг. Староверы вели рьяную дискуссию со сторонниками реформ о том, какие традиции Православия истинные

После Собора Русской Православной Церкви совершающие крестное знамение двумя перстами были преданы анафеме. Спустя два года анафема распространилась на древние церковные обряды, а тех, кто следовал им, признавали еретиками. Отлучения от церквей стали главными причинами раскола, и появления старообрядчества.

Не смотря на долгие, жестокие гонения и преследования старообрядчества, стоит отметить, что его отличие от православной церкви не столь велико. Изменения в обрядах затронули лишь некоторые составляющие: как крестились, как писали имя Христа, какой крест признавался, каким образом совершали крестные ходы (по солнцу или против) и несколько других.

По символике старообрядческая церковь объясняет это так: каждый палец воплощает одно из трех лиц Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), сложенные вместе они образуют Святую Троицу. Два других пальца символизируют божественную и человеческую природы Христа.

Чуть согнутый средний палец по отношению к выпрямленному указательному, показывает уничижение Христа своей божественной природы. При крещении староверы сначала подносили руку ко лбу, затем опускали на грудь (в области сердца), клали на правое, а потом на левое плечо.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Схема как правильно креститься: вначале подносим правую руку ко лбу, далее к груди, а затем к правому и левому плечу

Кроме различий в крестном знамении, само крещение в старообрядческой церкви имеет свои особенности. Так, например, при крещении должно быть совершено полное троекратное погружение в воду. В то время как православие признает крапление водой или частичное погружение.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Погружаются староверы в воду при обряде крещения с головой и трижды

В остальном происходят схожие обряды по миропомазанию, получение нательного крестика, облачению в белую одежду после крещения и др.

В старообрядчестве использование распятия разрешается только на восьмиконечном кресте, в отличие от православного креста, который может быть как четырех-шести- и восьмиконечным.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Слева представлен восьмиконечный крест, которые используют староверы; справа – четырех, который могут использовать только сторонники православия, но не старообрядцы

Старообрядческий крест восходит к Галгофскому, на котором был распят Христос, именно его староверы считают истинным. Восьмиконечный крест, в отличие от шестиконечного, кроме нижней косой перекладины, имеет еще одну поперечную перекладину над крестом.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Нательные кресты старообрядцев, внутри которых обязательно присутствует восьмиконечный крест

Сегодня Русская Православная Церковь старается наладить отношения и жить в мире со Старообрядческой. После отмены анафемы в 1971 году, Русская Православная Церковь Заграницей принесла искренние извинения перед старообрядцами за все свершенное над ними зло.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Президент В.В.Путин старается наладить отношения со староверами встречаясь с митрополитом старообрядцев Корнилием

В России стараются проводить заседания и круглые столы, на которых решаются актуальные проблемы старообрядчества. Однако возникает ряд вопросов, о взаимоотношении РПЦ и старообрядческой церкви. Например, может ли старовер быть крестным у православного?

На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Сторонники православной церкви отвечают так: допустимо присутствие крестного неправославной веры христианина, если второй крестный является православным. Также иного исповедания крестный должен обещать не воспитывать будущего крестника(цу) в отличных от православных традициях.

крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть фото крещение ребенка в старообрядческой церкви. Смотреть картинку крещение ребенка в старообрядческой церкви. Картинка про крещение ребенка в старообрядческой церкви. Фото крещение ребенка в старообрядческой церкви
Традиции и обряды старообрядцев проводятся свободно и официально по всей России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *