крещение в осознанном возрасте
Почему Православная Церковь крестит младенцев? (+ВИДЕО)
Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).
Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).
Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех
В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).
Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.
Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).
А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).
И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).
Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.
Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).
И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.
Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.
Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров
Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.
Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
О крещении в сознательном возрасте
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Ну для начала никнейм смените, в знак желания изменить свою жизнь.
Во время Крещения, если оно будет не справки ради, Вы умрете со Христом и воскреснете с Ним для новой жизни. Для жизни с чистого листа. Для жизни, где только вера, надежда и любовь.
Я уверен, что нужно проходить тесты. И эти тесты уже есть, можете попробовать их пройти
Нет, ну это полный бред. Это кто ж такое придумал. Вот такими глупостями, иначе это и назвать, возможно, мы сами даем зеленый свет всевозможным сектам, которых как грибов после дождя, все больше и больше. Получается, желающим быть ближе к Богу попасть легче в секту. Не берут ли грех на душу те священники, которые возможно по причинам, понятным только им, лишают человека его законного права, дарованного самим Господом Богом нашим Иисусом Христом- спастись. Все остальное; для какой цели и зачем крестится человек, вообще не наше дело, да и спрос будет с него, а уж судить –это вообще прерогатива Бога.
Я уверен, что нужно проходить тесты. И эти тесты уже есть, можете попробовать их пройти
Подпишусь под каждым словом.
Дайте немноговремени и я отвечу в этой теме, сейчас очень занят.
Ну я собственно какие-то общеизвестные истины говорю, тут от батюшки благословение конечно надо, но меня мой настоятель называет «внештатным миссионером», наверное одобряет:) И Вам спасибо за одобрение.
Только что объяснял одной подруге радости христианской жизни, особенно семейной:) Мне кажется, объяснил и заинтересовал. Дай то Бог.
Исходное сообщение Mystykos
Ничего этого Господь нам не обещает; одно говорит: будешь верить в Воскресение и в жизнь вечную, будешь стараться заповеди исполнять — и не за закон, не за труды твои, а за веру и благодаря жертве Христа тебе будет дана вечная жизнь и спасение».
. а как же все-таки насчет крещения? Что может/должно привести к этому в сознательном возрасте, если вера-то есть
Про необходимость Крещения сказал Господь своему тайному ученику Никодиму (как мне кажется, Вы столь же тайный ученик Христа, так что считайте, что это прямо Вам ответ):
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
. еще раз повторю для особо. /особенных/: Я прошу вас лично не обращаться ко Мне. Теперь дошло? Или еще раз повторить?
Хамил, хамил я, обижал, унижал, оскорблял Вас, простите меня, дурака грешного и самодовольного, больше так не буду!
Алексей Ильич Осипов
Профессор Московской Православной Духовной Академии
Что полезнее – крещение в младенчестве или в сознательном возрасте?
Вопрос: «Как Вы относитесь к крещению в младенчестве?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Мы должны ко всем таинствам относиться с точки зрения его полезности человеку. То есть – спасительно для человека. В связи с этим возникает вопрос: можно ли совершать таинство в отношении человека, если он не понимает, что происходит? Например: она ложится в постель – где-то там, вы ложитесь в постель – здесь, а утром вам говорят: «Вы – обвенчаны!» Или вы легли в постель, а утром встаете в клобуке и монашеской мантии, и вам говорят: «Вы теперь – отец Евтихий!» Смеетесь? А почему смеетесь? Разве нельзя совершить таинство над человеком, который ничего не понимает?! Разве вы против крещения младенцев?
Если мы обратимся к практике древней церкви, то крещение младенцев там проводилось, но лишь в качестве исключения. Основная же практика, о которой нам сообщает история – это крещение во взрослом состоянии. Почему так? Потому что Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Потом постепенно изменили эти слова Христа и стали говорить: «Кто крестится и веру имеет». Таких слов нет, конечно, но практически – это произошло.
Как относиться к крещению младенцев? Можно крестить? Можно. И изначала это было. Но при этом мы должны думать о пользе, которую принесет крещение. Мы уже говорили о том, что можно причаститься, но, как говорил Серафим Саровский: «Не земле причастился, а на Небе остался не причащенным». То есть надо смотреть: когда будет бо́льшая польза от крещения. Ясно, что в бессознательном состоянии польза если и есть – то она минимальна. И, напротив, когда человек принимает крещение осознанно, когда человек сам отрекается от сатаны и всех дел его (не кто-то вместо него отрекается, а он сам – отрекается и обещает Богу добрую совесть!) – тогда понятно, что действие благодати Божьей в нем будет гораздо бо́льшим.
Так что речь идет о степени полезности. Иной может спросить: «Меня крестили? Какой ужас! И за меня кто-то отрекся от сатаны? А за меня кто-то обещал жить по-божьи?» А потом он же и скажет: «Простите, а я вовсе не отрекался и ничего не обещал! Я не признаю этого! Кто отрекался – тот пусть и живет так…» Понимаете, в чем дело?
Итак, крещение младенца возможно? Да! Но надо понять: пока он младенец – вы кидаете зерно на камни. Почву же, на которой может прорасти семя – рождает только вера человека! Сознательная вера, обещание Богу доброй совести и решительное отрицание сатаны и всех дел его! Вот что дает почву, на которой только и может произрасти семя крещения и дать свой плод!
А иначе так и будут вопрошать: «Что нам делать? Каждое воскресенье и все праздники причащали его, а он теперь не хочет ходить в храм!» А вы вместе с ним причащались? Нет. А кто больше нуждается в причастии: ребенок или взрослый? Взрослый! Разве вы не знаете, что ребенок – это пока еще часть вас самих? Если вы хотите, чтобы от причащения была польза ребенку – причащайтесь сами! Иначе вы тот огонь, который получают в причастии – заливаете своей греховной жизнью! Нельзя смотреть на таинство, как на магию! В таинстве мы приобщаемся Богу, а приобщение Богу возможно только тогда, когда есть вера, есть покаяние и есть обещание Богу доброй совести.
Итак, можно младенцев крестить? Можно. Но смотрите, что полезнее: когда вы его окрестите или когда воспитаете его так, что он сам скажет: «Да, я хочу жить по-христиански, а потому хочу креститься!» Вот таков выбор каждого человека.
Надо ли крестить ребенка? Ведь он ничего не понимает
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Действительно ли так необходимо крестить ребенка с рождения?
Разве это правильно — принимать такое важное решение за него? Не считается ли это нарушением его границ и права выбора?
Я хочу крестить малыша только тогда, когда он сам ко мне придет и скажет: «Мама, я хочу принять крещение!» Свекровь настаивает на крещении уже сейчас, обосновывая это тем, что Господь не слышит молитвы за него. Вот в связи с этим еще один вопрос. Как можно верить в Бога и одновременно верить в то, что Он может не слышать твои молитвы, тем более, за маленького безгрешного малыша? Я считаю, что Бог в каждом из нас и всегда рядом с нами, слышит нас, ведет и оберегает.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Уважаемая Екатерина, в Вашем письме два вопроса.
Крещение — это вхождение человека в Церковь, в результате чего он становится частью Тела Христова, церковного организма, и получает возможность участвовать в Таинствах (исповедоваться, причащаться, венчаться и так далее) и быть соучастником общецерковной молитвы и как тот, кто молится, и как тот, о ком молятся. Лично можно молиться можно о любом человеке, а вот церковная, общая молитва возможна только за члена Церкви.
Родители крестят малыша и для этого, и для того, чтобы он мог причащаться, то есть таинственным образом соединяться с Самим Господом и получать через это Божию благодать на то, чтобы жить.
В христианских семьях вопроса о Крещении не возникает: родители участвуют в церковной жизни сами и, конечно же, крестят и приобщают к ней малыша,чтобы он не был лишен тех благ, которые дарованы Богом людям через Церковь.
Что касается пресловутой и такой популярной сегодня темы «нарушения границ», в связи с церковной жизнью она возникает, видимо, от того, что Вы пока еще сама для себя не разобрались, что такое Церковь и для чего она нужна. Очень надеюсь, что этот мой ответ поможет немного открыть для Вас эту тему и Вы по-новому посмотрите и на свою духовную жизнь (есть ли она и в каком виде?) и, далее, на перспективу духовной жизни ребенка.
Связь с Богом — это самое важное, определяющее, что есть в жизни человека. От этого, от отношений с Творцом мира выстраивается все остальное и внутри человека, и вовне. Вы пока видите в Боге некоего хранителя, помощника. Господь, конечно, хранит и помогает, но общение с Ним — это удивительные и глубокие отношения личностей Бога и человека, и перспективы, которые тут открываются, намного больше, чем просто хранение и помощь: речь идет о полноте реализации человека, которая изначально задумана только в общении с Господом.
А по поводу ожиданий, что ребенок придет и скажет Вам о Крещении… Это похоже на миф. Вы же, например, не будете отказываться от обучения его письму и чтению, оберегая его «границы» (какие границы? ограниченность?) и ожидая, когда он придет и скажет: «Мама, научи меня читать и писать?». Вы не будете ждать, пока он сам попросит Вас отвести его в школу, но в 7 лет сама запишете его в школу и поведете, чтобы он возрастал в науках в соответствии со своим возрастом. Вряд ли Вы будете ждать, пока он попросит Вас научить его ходить на горшок или есть с ложки, но Вы сама будете приучать его в первому и давать ложку, чтобы сын становился самостоятельным. Вот то же самое и с духовной жизнью: она дает человеку перспективы, которые выходят за горизонт повседневной жизни, и в детстве, соответственно возрасту, человек должен узнать о них. Потом, когда он вырастет, он сделает свой выбор, как ему быть с этим знанием и опытом церковной жизни, который получен в детстве. Точно так же, как, вырастая, он будет выбирать, например, поступать ли в вуз, ограничиться ли школой или пойти к техникум. Ваша задача — дать ребенку основу, от которой он сможет отталкиваться. Без основы вряд ли что-то получится. Вы понимаете, и английский язык во взрослом возрасте изучать сложнее, чем в детстве, когда правильный фундамент заложен. С духовной жизнью, которая про отношения с Богом, собой и миром, еще сложнее. Поэтому я бы Вам советовал и самой начать разбираться, и подумать о том, чтобы ребенку дать тут правильный фундамент.
Так что Вы правы в том, что должна быть осознанность, свекровь права в том, что это должно быть с детства, а мой ответ, надеюсь, несколько прояснил, как все это выстроить правильно и лучше для Вас и ребенка.
Также о Крещении и конкретно крещении младенцев Вы можете посмотреть следующие материалы:
Крещение в осознанном возрасте
Дороги Братья и Сестры.
По сложившейся традиции в нашем храме каждое воскресенье в 13:00 в здании воскресной школы перед таинством Крещения священнослужителями проводятся огласительные беседы. Подобные беседы необходимы тем, кто крестится уже в осознанном возрасте, а так же крестным и родителям. Во время беседы рассказывают о значении Таинства Крещения, об азах православия, которые необходимы каждому православному христианину принявшим таинство Крещения.
Зачем нужна подготовка?
Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестились во младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после сорокадневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.
В современном богослужении остался возглас священника или диакона на Литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы (которые) оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки (вновь) и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные, присутствовавшие на первой части Литургии, должны были покинуть храм. По уставу Великой Церкви молитвы об оглашенных возносились ежедневно не только на Литургии, но и на вечерне и утрене.