крещение во время пандемии как

Как крестить детей во время коронавируса?

6 июня в Москве открылись православные храмы, а вместе с ними из периода пандемии начинает выходить и Русская православная церковь. Впервые за всё время существования Московской патриархии кризис оказался не столько политическим, сколько социальным и богословским. У церковных иерархов не нашлось не только ответов на вопросы, вызванные пандемией, но и тактики поведения в её условиях. Но самое главное, что ощутили на себе патриарх Кирилл и епископат, – государство заинтересовано в церкви исключительно как в лояльном институте.крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии как

Как крестить детей во время коронавируса

Православная церковь приняла решение, что при крещении младенцев вода в купели должна меняться каждый раз, об этом говорится в инструкции для православных священников.

Документ разослан настоятелям приходов, в монастыри в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Как следует из инструкции, которая опубликована на сайте БПЦ, священникам при совершении таинства Крещения нужно строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая.

«Крещение нужно совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией купели и со сменой воды», – сказано в документе.

Кроме этого, при раздаче просфоры (специального хлеба при принятии причастия) служители церкви должны использовать одноразовые гигиенические перчатки. В причастии верующим также рекомендовано воздерживаться от целования Чаши. Кроме этого, священникам рекомендовано при помазании елеем верующих использовать одноразовые ватные палочки с последующим их сожжением.

Также внесены коррективы в связи с коронавирусом в обряд целования креста: теперь по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии как

Во время литургии

1. Обтирать после каждого причастника лжицу (ложку) проспиртованным платом. После этого опускать лжицу в воду.
2. Регулярно менять воду и добавлять спирт в плат
3. Запивка после причастия — в одноразовой посуде
4. Раздача антидора (просфоры) — в одноразовых перчатках
5. Вытирать губы причастникам индивидуальными платками. После причастия — платки сжечь.
6. Не целовать чашу после причастия.

Во время крещения и миропомазания

1. Следить за сменой воды в купели после крещения
2. Крестить только индивидуально
3. После крещения дезинфицировать купель
4. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку и бумажную салфетку. Потом — сжечь.

Во время Елеосвящения (Соборования)

1. Использовать для каждого прихожанина индивидуальную ватную палочку. После соборования — сжечь.

Общие рекомендации для священников и приходов

1. Не давать целовать крест верующим в конце службы, а возлагать его на головы верующих.
2. Не целовать руку священника при благословении
3. Раздавать просфоры и освященный хлеб в одноразовых гигиенических перчатках.
4. Совершать помазание на всенощном бдении одноразовыми палочками. После помазания — утилизировать.
5. Дезинфицировать иконы, крест и Евангелие после каждого прихожанина на Всенощном бдении.
6. Тщательно следить за чистотой и дезинфекцией утвари
7. Приостановить работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.
8. Церковным социальным службам помогать пожилым прихожанам доставлять домой продукты и необходимые товары.

Общие указания

1. Сотрудники приходов должны дезинфицировать руки не реже одного раза в два часа.
2. Дополнительно проветривать храмы.
3. Дезинфицировать иконы, мебель и дверные ручки в храмах.
4. Всему духовенству и сотрудникам приходов и монастырей следить за здоровьем. Ежедневно замерять температуру. При первой необходимости — обратиться к врачу.
5. Объяснить прихожанам смысл введения дополнительных мер. Рассказать, что при симптомах ОРВИ в храм ходить не нужно.

крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии какНо можно ли отложить крещение в разгар болезней?

— Выбор однозначно будет за родителями. Нужно знать, что Церковь принимает меры по максимальному снижению риска подвергнуть здоровье малыша, родителей и гостей опасности, — отметил батюшка. — Так решением Священного Синода Русской Православной Церкви в период эпидемии благословляется совершать только индивидуальное Крещение с обязательной дезинфекцией купели и сменой освященной воды. Для совершения Таинства Миропомазания также священноначалие благословляет использовать одноразовые приборы, например ватные палочки. Вы можете прийти на Таинство, надев на себя медицинскую маску и никто Вас за это не осудит.

Ничего страшного не произойдет, если мы отложим совершение этого Таинства на несколько недель, чтобы все могли беспрепятственно принять участие в торжестве; никто не откажет совершить Крещение по просьбе родителей и это непростое время; откладывать Таинство в случае смертельной опасности не стоит ни при каких обстоятельствах.

Источник

Крещение Господне во время пандемии: что вместо купаний и как отметить этот праздник?

крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии как

18 января православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а на следующий день – один из самых важных праздников церковного года, Крещение Господне.

В церковных кругах более принято другое название этого дня – Богоявление. Так его называют в память о том, что именно во время Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, которое совершил Иоанн Креститель, была явлена божественная сущность Спасителя. Крещение и Богоявление – это два названия одного и того же праздника, а не два отдельных, как думают многие.

Пожалуй, ни один другой православный праздник не вызывает такого развеселого отклика у людей, как Крещение. Кто только не окунается в этот день в прорубь! И политики, и артисты, и просто любители острых ощущений. Принято считать, что все водные источники в этот день наполняются святой водой, и самое экстремальное купание не может принести вреда. 18 и 19 января будут совершены водосвятные молебны в тысячах церквей. Освящены будут и воды источников под открытым небом, включая специально оборудованные для купаний проруби. Как правило, они имеют форму креста и называются «иорданями» в память о реке, в водах которой был крещен Иисус.

крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии как «Крещение Господне» (икона, XVI век)

Стоит ли окунаться в прорубь на Крещение и как правильно отметить этот праздник, рассказали в интервью «МИР 24» православные священники.

Купания как попытка изменить жизнь к лучшему

«Крещение, или Богоявление, – один из любимых праздников в русском народе, потому что он обращен к нашим корням, к самому рождению нового народа из славянских племен, – говорит священник Георгий Кочетков. – Эта любовь к христианскому празднику не ушла даже за столько десятилетий уничтожения и искоренения веры в народе, да и самого русского народа! Веры не только как религии, обращенной не только к Богу, но и друг ко другу: веры как взаимной поддержки, открытости и доверия».

Праздник Крещения обращает нашу память и к тому, о чем часто говорит патриарх Кирилл: о русских, украинцах и белорусах – что мы все изначально один народ, вышедший из Киевской купели. Этот праздник возвращает нас и к словам с Небес, которые услышали люди, пришедшие на Иордан и ставшие свидетелями Крещения Христа: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Все знают слова Достоевского о русском народе-богоносце, хотя часто не понимают, что за ними стоит не самопревозношение, а, по словам священника, скорее, наоборот: интуицитивное понимание, что русский человек, без Христа перестает быть собой. И сейчас нам самое время задуматься, кто мы и откуда. Ведь чтобы обрести свое настоящее лицо, каждый нуждается в том, чтобы слышать голос Небес и быть причастным к высшему смыслу жизни.

«Люди, приходя на иордани или за святой водой, скорее всего, ищут не просто закаливания и укрепления здоровья. Экстремальные для наших зим крещенские купания – это все же не моржевание, а внутренняя потребность смыть свои грехи, которые люди ощущают почти как физическую грязь и хотят от нее очиститься в крещенских водах, пусть иногда и несколько экстравагантно», – говорит Георгий Кочетков.

Церковь, конечно, отвергает всякую магию, всякое суеверие, но радуется, когда люди чувствуют, что что-то меняется в их жизни в лучшую сторону. И если народными традициями не злоупотреблять, если не относиться к ним с каким-то суеверным страхом и не путать купания со своим крещением, то никакого криминала здесь нет.

«Другое дело, что сейчас особое время, и переохлаждение организма, как и стояние в многолюдных очередях за святой водой на фоне высокой опасности заражения вирусом может дорого обойтись человеку и его близким, – говорит священник. – Каждый должен подумать о себе, своей семье и всех, кто от него зависит. Поэтому я бы не рекомендовал в эти дни слишком рисковать».

А вот поискать возможность быть приобщенным к смыслу праздника – это того стоит. Можно всмотреться в иконы Крещения, вспомнить лучшие произведения живописи на эту тему – все-таки об этом событии размышляли и великие художники Возрождения, итальянские и фламандские мастера, и русские живописцы – Александр Иванов, Василий Поленов, Михаил Нестеров и другие.

И конечно, совершенно особым образом смысл праздника раскрывается на богослужении, которое мы, как обычно в дни пандемии, будем совершать на канале «Православное богослужение на русском языке» для всех желающих, вспоминая этот праздник, воспевающий Христа и явление Его ради нас как Вечного Света:

В сей день Ты явился нашему миру,

и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,

познавших Тебя и Тебя воспевающих:

«Пришел Ты и явил Себя,

о Свет недоступный!»
(Кондак праздника Богоявления)

крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии какФото: ТАСС / Феоктистов Дмитрий

И порчу очищает, и грехи смывает?

В церковной среде нет единого отношения к массовым купаниям на Крещение. Священники расходятся во мнении, как к этому относиться. Об этом рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.

«С одной стороны, ежегодно в интернете появляются ролики, демонстрирующие, как батюшки пытаются популяризировать эту традицию, и сами во всем облачении окунаются в прорубь. Так что, конечно, есть сторонники традиции окунания на Крещение, и в массовой практике именно их замечают больше всего, – говорит теолог. – С другой стороны, не могу сказать, что все рады этому религиозному буйству. Потому что чем его больше, тем меньше в людях желания изменить свою жизнь и реально приблизиться к Богу Живому».

«Большинство священников все же не приветствуют ажиотаж вокруг крещенской воды. Потому что это возбуждает в людях ложные надежды, что крещенская вода – особая, «живая», как из сказки, и действует магически: и сглаз снимает, и порчу очищает, и все грехи смывает, и полезна для здоровья. Это суеверие, то есть пустая, напрасная вера», – говорит Владимир Якунцев.

«А купания на Крещение возбуждают в людях поверхностные религиозные чувства. Вот они спустили пар и считают, что угодили Богу и как-то обновили свою жизнь, но продолжают жить той жизнью, в которой Христу места так и не нашлось, которая никак с Евангелием не соотносится. Когда люди питаются ложными надеждами, то это беда для христианства», – считает Якунцев.

«Православие – это путь веры, путь реального изменения себя, путь перерождения, – говорит он. – Так причем же здесь вода, в которую ты окунулся, думая, что это будет сопровождаться некоторым фокусом?»

«В результате окунания в воду никакие грехи не очищаются и никакое здоровье не прибавляется, – говорит теолог. – Для этого нужны совсем другие усилия. Необходим покаянный подвиг, осознание своей жизни, обращенное к Богу вопрошание, очищение своей совести. Вот тогда действительно возможны какие-то изменения».

Источник

Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:

Мы не можем не пере­жи­вать за судь­бы людей, пото­му что коро­на­ви­рус — опас­ная болезнь, про­те­ка­ет тяже­ло, осо­бен­но у пожи­лых людей. А имен­но они, как пра­ви­ло, состав­ля­ют боль­шую часть наших прихожан.

Я бы обра­тил вни­ма­ние, что состо­я­лось засе­да­ние Сино­да, где было при­ня­то разум­ное и взве­шен­ное реше­ние о том, что надо оза­бо­тить­ся состо­я­ни­ем сани­тар­ных норм на любом при­хо­де. Это ни в коем слу­чае не свя­за­но с лише­ни­ем цер­ков­ных таинств. Это зна­чит надо при­би­рать­ся вовре­мя в хра­мах, дез­ин­фи­ци­ро­вать руч­ки вход­ных две­рей, поль­зо­вать­ся одно­ра­зо­вой посу­дой в тра­пез­ных хра­ма, одно­ра­зо­вы­ми ста­кан­чи­ка­ми для запив­ки. Мы видим мно­го фак­то­ров рис­ка, кото­рые не свя­за­ны с таин­ством Евхаристии.

Надо пом­нить, голо­ва нам дана не толь­ко для того, что­бы шап­ку носить, а думать. Есть эле­мен­тар­ная куль­ту­ра чело­ве­че­ско­го обще­ния, кото­рая гово­рит о том, что если ты болен, то надо идти в боль­ни­цу или вызы­вать вра­ча на дом, а не под­став­лять дру­гих людей, под­вер­гать их опас­но­сти. Это каса­ет­ся всех слу­ча­ев, а не толь­ко посе­ще­ния хра­ма. Каса­ет­ся не толь­ко коро­на­ви­ру­са, но и любой дру­гой болезни.

У нас поче­му-то люди при пло­хом само­чув­ствии идут на рабо­ту и ещё гор­дят­ся этим. В шко­лу, садик отправ­ля­ют детей, когда те каш­ля­ют, чиха­ют. Так­же и в хра­мы идут, когда боле­ют. Поче­му бы не заду­мать­ся: если чув­ству­е­те себя неваж­но, если есть подо­зре­ние на вирус­ное или респи­ра­тор­ное забо­ле­ва­ние, не надо иску­шать Бога, не надо под­вер­гать окру­жа­ю­щих опас­но­сти. Луч­ше остать­ся дома. А если веру­ю­щий хочет при­ча­стить­ся в таком состо­я­нии, надо при­гла­сить домой свя­щен­ни­ка. Это не какое-то ново­вве­де­ние, извест­ная прак­ти­ка, когда к боль­но­му при­ез­жа­ет батюш­ка. Свя­щен­ник при­е­дет, испо­ве­ду­ет, при­ча­стит. Не под­вер­гать близ­ких опас­но­сти – это ува­же­ние, любовь к ним.

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

Сле­ду­ет раз­де­лить воз­мож­ность зара­же­ния в хра­ме и воз­мож­ность зара­же­ния через При­ча­стие. В хра­ме зара­зить­ся, есте­ствен­но, мож­но и не толь­ко коро­но­ви­ру­сом, но и грип­пом, и любой дру­гой воз­душ­но-капель­ной инфек­ци­ей. Так же, как в хра­ме может обва­лить­ся пото­лок и поуби­вать или пока­ле­чить людей. Дру­гое дело — При­ча­стие. В Чаше — Кровь и Тело Хри­сто­во. Мы в это верим, ина­че При­ча­стие бес­смыс­лен­но. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом слу­чае явля­ет­ся злом, даже если Гос­подь обра­ща­ет её к вящей сла­ве Сво­ей (ина­че не нуж­ны были бы вра­чи, кото­рые, как ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии, “от Бога” — Сир.38 ). Здесь часто воз­ни­ка­ет недо­по­ни­ма­ние — мы зна­ем, что Свя­тые Дары сохра­ня­ют свои физи­че­ские свой­ства. На осно­ва­нии это­го мно­гие пред­по­ла­га­ют, что они так­же могут являть­ся пере­нос­чи­ком виру­са. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может ока­зать­ся. Но его зло­твор­ная спо­соб­ность (соб­ствен­но воз­мож­ность зара­жать) не реа­ли­зу­ет­ся. Воз­мож­но, что виру­сы были и в раю, и нико­го не зара­жа­ли. При­ча­стие — это соеди­не­ние Бога и чело­ве­ка, при­чём соеди­не­ние бла­го­дат­ное и физи­че­ское, поэто­му зла оно не приносит.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:

Тело и Кровь Гос­под­ня, кото­рым мы при­ча­ща­ем­ся, — свя­ты­ня, побеж­да­ю­щая всё, и остав­лен­ная нам Гос­по­дом. Вер­нее, свя­ты­ня, кото­рая каж­дый раз пода­ёт­ся нам Гос­по­дом для здо­ро­вья наших душ и телес.

И мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, верим в то, что инфек­ция через При­ча­стие пере­да­вать­ся не может, пото­му что хлеб и вино на литур­гии таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для чело­ве­ка обра­зом пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­под­ни, а в них ника­кая зара­за и ника­кой вирус не могут жить.

Так­же сле­ду­ет пом­нить, что попе­че­ние Бога о нас про­сти­ра­ет­ся даже до, каза­лось бы, мело­чей: “Не пять ли малых птиц про­да­ют­ся за два асса­рия? и ни одна из них не забы­та у Бога. А у вас и воло­сы на голо­ве все сочте­ны. Итак, не бой­тесь: вы доро­же мно­гих малых птиц”( Лк. 12:6–7 ). Неис­чис­ли­мо коли­че­ство слу­ча­ев исце­ле­ний и даже пре­кра­ще­ния эпи­де­мий при обра­ще­нии веру­ю­щих к Богу, мно­же­ство чудо­твор­ных икон, преж­де все­го Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, помо­га­ли во вре­ме­на “повет­рий и моро­вых язв”.

За годы сво­е­го слу­же­ния я мно­го кого при­ча­щал, эти люди име­ли раз­ные болез­ни, что не меша­ло мне потреб­лять Чашу. Но утвер­ждать, что свой­ства вина и хле­ба, став­шие Телом и Кро­вью, совер­шен­но лише­ны спо­соб­но­сти испор­тить­ся, я не стану.
Когда я при­е­хал на пер­вый свой при­ход, мне при­шлось при­ни­мать храм от свя­щен­ни­ка, кото­рый был изгнан сво­ей старостой.
Исто­рия была весь­ма печаль­ная и непра­вы были обе сто­ро­ны. Но так уж слу­чи­лось, что свя­щен­ник не потре­бил Чашу после сво­ей послед­ней служ­бы, и её содер­жи­мое на момент при­ё­ма мною при­хо­да пре­вра­ти­лось в комок пле­се­ни. Епи­скоп бла­го­сло­вил сжечь то, что было в потире.
Когда я слы­шу и читаю кри­ти­ку тех мер, кото­рые пред­пи­са­ны Сино­дом в свя­зи с пан­де­ми­ей, я думаю о том, что, хотя хри­сти­а­ни­ну не нуж­но боять­ся зара­зить­ся от При­ча­стия, но и при­ду­мы­вать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Напри­мер, что в хра­ме мож­но забыть обо всех предо­сто­рож­но­стях. Да, Бог печет­ся о каж­дом мгно­ве­нии жиз­ни чело­ве­ка. Но и разум чело­ве­ку тоже даро­вал Бог. Как и чув­ство осторожности.
Нам не запре­ще­но при­ча­щать­ся. Но даны реко­мен­да­ции, как пра­виль­но посту­пать в пери­од эпи­де­мии. И при­слу­шать­ся к мне­нию того, кого мы име­ну­ем Вели­ким гос­по­ди­ном и отцом, думаю, совер­шен­но логично.

В тех хра­мах, где я несу послу­ша­ние насто­я­те­ля, вве­де­ны меры без­опас­но­сти. Закуп­ле­на одно­ра­зо­вая посу­да, более тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся ико­ны, поме­ще­ния про­вет­ри­ва­ют­ся. Но мы пом­ним, что “если Гос­подь не охра­нит горо­да, напрас­но бодр­ству­ет страж” ( Пс 126:1 ), поэто­му мы, пред­при­ни­мая меры без­опас­но­сти, всё своё упо­ва­ние воз­ла­га­ем на Бога.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

Эпи­де­мии, эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы и даже вой­ны — это всё вре­мен­ные явле­ния. А есть то, что при­бли­жа­ет к веч­но­сти — это молит­вы, бого­слу­же­ния и таин­ства, кото­рые явля­ют­ся для пра­во­слав­ных хри­сти­ан меро­при­я­ти­я­ми без­от­ла­га­тель­но­го харак­те­ра, подоб­ные похо­ду в поли­кли­ни­ку, лече­нию в боль­ни­це. Веру­ю­щие люди опыт­ным путем зна­ют, что после таинств мно­гие полу­ча­ют исце­ле­ние души и тела. И для мно­гих хри­сти­ан это жиз­нен­но необ­хо­ди­мые вещи.
Кста­ти, даже во вре­мя бубон­ной чумы, при­шед­шей в Рос­сию в XIV веке, пра­во­слав­ные хра­мы не закры­ва­лись. Пото­му что вера для людей в таких ситу­а­ци­ях явля­ет­ся силь­ным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром, вплоть до укреп­ле­ния имму­ни­те­та, посколь­ку меди­ки зна­ют, что мно­гие болез­ни при­хо­дят из-за нерв­ных сры­вов и стрес­сов. Уже не гово­рю про укреп­ля­ю­щую силу цер­ков­ных таинств.
И в те ста­ро­дав­ние вре­ме­на, когда по стране ходи­ли эпи­де­мии оспы, диф­те­рии и брюш­но­го тифа – Цер­ковь нико­гда не пре­не­бре­га­ла сани­тар­ны­ми мера­ми. Дела­ет­ся это и сей­час. Более того, извест­но, что в Бла­го­ве­щен­ске в нача­ле XX века во вре­мя эпи­де­мии тифа, когда над дома­ми рея­ли чер­ные фла­ги, ука­зы­ва­ю­щие на зара­же­ние, после крест­но­го хода с Алба­зин­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри – болезнь лока­ли­зо­ва­лась и сошла на нет. И пра­во­слав­ные бла­го­ве­щен­цы верят, что это про­изо­шло помо­щью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но так­же пом­ним запо­ведь: на Бога надей­ся, а сам не плошай.

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

Коро­на­ви­рус не суще­ству­ет сам по себе, всем управ­ля­ет Гос­подь! И если попус­ка­ют­ся эпи­де­мии и дру­гие скор­би, то, веро­ят­но, цель одна – оста­но­вить рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся без­бо­жие, при­ве­сти людей к пока­я­нию. Поэто­му и эпи­де­мию коро­на­ви­ру­са хоро­шо бы встре­тить с пока­ян­ной молит­вой, поста­рать­ся оста­вить гре­хов­ные при­выч­ки. В Таин­ствах дей­ству­ет Гос­подь, верим, что Он и сохра­нит от вся­ко­го зара­же­ния! Но что­бы не иску­шать Гос­по­да Бога наше­го, сле­ду­ет при­нять неко­то­рые меры в хра­ме – напри­мер, луч­ше мыть посу­ду в тра­пез­ной, вве­сти одно­ра­зо­вые поло­тен­ца, запи­вать после При­ча­стия из одно­ра­зо­вых стаканчиков.

Собра­ла мне­ния Алек­сандра Грипас

Источник

Крещение Господне во время пандемии: что вместо купаний и как отметить этот праздник?

крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии как

18 января православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а на следующий день – один из самых важных праздников церковного года, Крещение Господне.

В церковных кругах более принято другое название этого дня – Богоявление. Так его называют в память о том, что именно во время Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, которое совершил Иоанн Креститель, была явлена божественная сущность Спасителя. Крещение и Богоявление – это два названия одного и того же праздника, а не два отдельных, как думают многие.

Пожалуй, ни один другой православный праздник не вызывает такого развеселого отклика у людей, как Крещение. Кто только не окунается в этот день в прорубь! И политики, и артисты, и просто любители острых ощущений. Принято считать, что все водные источники в этот день наполняются святой водой, и самое экстремальное купание не может принести вреда. 18 и 19 января будут совершены водосвятные молебны в тысячах церквей. Освящены будут и воды источников под открытым небом, включая специально оборудованные для купаний проруби. Как правило, они имеют форму креста и называются «иорданями» в память о реке, в водах которой был крещен Иисус.

крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии как «Крещение Господне» (икона, XVI век)

Стоит ли окунаться в прорубь на Крещение и как правильно отметить этот праздник, рассказали в интервью «МИР 24» православные священники.

Купания как попытка изменить жизнь к лучшему

«Крещение, или Богоявление, – один из любимых праздников в русском народе, потому что он обращен к нашим корням, к самому рождению нового народа из славянских племен, – говорит священник Георгий Кочетков. – Эта любовь к христианскому празднику не ушла даже за столько десятилетий уничтожения и искоренения веры в народе, да и самого русского народа! Веры не только как религии, обращенной не только к Богу, но и друг ко другу: веры как взаимной поддержки, открытости и доверия».

Праздник Крещения обращает нашу память и к тому, о чем часто говорит патриарх Кирилл: о русских, украинцах и белорусах – что мы все изначально один народ, вышедший из Киевской купели. Этот праздник возвращает нас и к словам с Небес, которые услышали люди, пришедшие на Иордан и ставшие свидетелями Крещения Христа: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Все знают слова Достоевского о русском народе-богоносце, хотя часто не понимают, что за ними стоит не самопревозношение, а, по словам священника, скорее, наоборот: интуицитивное понимание, что русский человек, без Христа перестает быть собой. И сейчас нам самое время задуматься, кто мы и откуда. Ведь чтобы обрести свое настоящее лицо, каждый нуждается в том, чтобы слышать голос Небес и быть причастным к высшему смыслу жизни.

«Люди, приходя на иордани или за святой водой, скорее всего, ищут не просто закаливания и укрепления здоровья. Экстремальные для наших зим крещенские купания – это все же не моржевание, а внутренняя потребность смыть свои грехи, которые люди ощущают почти как физическую грязь и хотят от нее очиститься в крещенских водах, пусть иногда и несколько экстравагантно», – говорит Георгий Кочетков.

Церковь, конечно, отвергает всякую магию, всякое суеверие, но радуется, когда люди чувствуют, что что-то меняется в их жизни в лучшую сторону. И если народными традициями не злоупотреблять, если не относиться к ним с каким-то суеверным страхом и не путать купания со своим крещением, то никакого криминала здесь нет.

«Другое дело, что сейчас особое время, и переохлаждение организма, как и стояние в многолюдных очередях за святой водой на фоне высокой опасности заражения вирусом может дорого обойтись человеку и его близким, – говорит священник. – Каждый должен подумать о себе, своей семье и всех, кто от него зависит. Поэтому я бы не рекомендовал в эти дни слишком рисковать».

А вот поискать возможность быть приобщенным к смыслу праздника – это того стоит. Можно всмотреться в иконы Крещения, вспомнить лучшие произведения живописи на эту тему – все-таки об этом событии размышляли и великие художники Возрождения, итальянские и фламандские мастера, и русские живописцы – Александр Иванов, Василий Поленов, Михаил Нестеров и другие.

И конечно, совершенно особым образом смысл праздника раскрывается на богослужении, которое мы, как обычно в дни пандемии, будем совершать на канале «Православное богослужение на русском языке» для всех желающих, вспоминая этот праздник, воспевающий Христа и явление Его ради нас как Вечного Света:

В сей день Ты явился нашему миру,

и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,

познавших Тебя и Тебя воспевающих:

«Пришел Ты и явил Себя,

о Свет недоступный!»
(Кондак праздника Богоявления)

крещение во время пандемии как. Смотреть фото крещение во время пандемии как. Смотреть картинку крещение во время пандемии как. Картинка про крещение во время пандемии как. Фото крещение во время пандемии какФото: ТАСС / Феоктистов Дмитрий

И порчу очищает, и грехи смывает?

В церковной среде нет единого отношения к массовым купаниям на Крещение. Священники расходятся во мнении, как к этому относиться. Об этом рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.

«С одной стороны, ежегодно в интернете появляются ролики, демонстрирующие, как батюшки пытаются популяризировать эту традицию, и сами во всем облачении окунаются в прорубь. Так что, конечно, есть сторонники традиции окунания на Крещение, и в массовой практике именно их замечают больше всего, – говорит теолог. – С другой стороны, не могу сказать, что все рады этому религиозному буйству. Потому что чем его больше, тем меньше в людях желания изменить свою жизнь и реально приблизиться к Богу Живому».

«Большинство священников все же не приветствуют ажиотаж вокруг крещенской воды. Потому что это возбуждает в людях ложные надежды, что крещенская вода – особая, «живая», как из сказки, и действует магически: и сглаз снимает, и порчу очищает, и все грехи смывает, и полезна для здоровья. Это суеверие, то есть пустая, напрасная вера», – говорит Владимир Якунцев.

«А купания на Крещение возбуждают в людях поверхностные религиозные чувства. Вот они спустили пар и считают, что угодили Богу и как-то обновили свою жизнь, но продолжают жить той жизнью, в которой Христу места так и не нашлось, которая никак с Евангелием не соотносится. Когда люди питаются ложными надеждами, то это беда для христианства», – считает Якунцев.

«Православие – это путь веры, путь реального изменения себя, путь перерождения, – говорит он. – Так причем же здесь вода, в которую ты окунулся, думая, что это будет сопровождаться некоторым фокусом?»

«В результате окунания в воду никакие грехи не очищаются и никакое здоровье не прибавляется, – говорит теолог. – Для этого нужны совсем другие усилия. Необходим покаянный подвиг, осознание своей жизни, обращенное к Богу вопрошание, очищение своей совести. Вот тогда действительно возможны какие-то изменения».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *