крещение во время пандемии как
Как крестить детей во время коронавируса?
6 июня в Москве открылись православные храмы, а вместе с ними из периода пандемии начинает выходить и Русская православная церковь. Впервые за всё время существования Московской патриархии кризис оказался не столько политическим, сколько социальным и богословским. У церковных иерархов не нашлось не только ответов на вопросы, вызванные пандемией, но и тактики поведения в её условиях. Но самое главное, что ощутили на себе патриарх Кирилл и епископат, – государство заинтересовано в церкви исключительно как в лояльном институте.
Как крестить детей во время коронавируса
Православная церковь приняла решение, что при крещении младенцев вода в купели должна меняться каждый раз, об этом говорится в инструкции для православных священников.
Документ разослан настоятелям приходов, в монастыри в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Как следует из инструкции, которая опубликована на сайте БПЦ, священникам при совершении таинства Крещения нужно строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая.
«Крещение нужно совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией купели и со сменой воды», – сказано в документе.
Кроме этого, при раздаче просфоры (специального хлеба при принятии причастия) служители церкви должны использовать одноразовые гигиенические перчатки. В причастии верующим также рекомендовано воздерживаться от целования Чаши. Кроме этого, священникам рекомендовано при помазании елеем верующих использовать одноразовые ватные палочки с последующим их сожжением.
Также внесены коррективы в связи с коронавирусом в обряд целования креста: теперь по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.
Во время литургии
1. Обтирать после каждого причастника лжицу (ложку) проспиртованным платом. После этого опускать лжицу в воду.
2. Регулярно менять воду и добавлять спирт в плат
3. Запивка после причастия — в одноразовой посуде
4. Раздача антидора (просфоры) — в одноразовых перчатках
5. Вытирать губы причастникам индивидуальными платками. После причастия — платки сжечь.
6. Не целовать чашу после причастия.
Во время крещения и миропомазания
1. Следить за сменой воды в купели после крещения
2. Крестить только индивидуально
3. После крещения дезинфицировать купель
4. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку и бумажную салфетку. Потом — сжечь.
Во время Елеосвящения (Соборования)
1. Использовать для каждого прихожанина индивидуальную ватную палочку. После соборования — сжечь.
Общие рекомендации для священников и приходов
1. Не давать целовать крест верующим в конце службы, а возлагать его на головы верующих.
2. Не целовать руку священника при благословении
3. Раздавать просфоры и освященный хлеб в одноразовых гигиенических перчатках.
4. Совершать помазание на всенощном бдении одноразовыми палочками. После помазания — утилизировать.
5. Дезинфицировать иконы, крест и Евангелие после каждого прихожанина на Всенощном бдении.
6. Тщательно следить за чистотой и дезинфекцией утвари
7. Приостановить работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.
8. Церковным социальным службам помогать пожилым прихожанам доставлять домой продукты и необходимые товары.
Общие указания
1. Сотрудники приходов должны дезинфицировать руки не реже одного раза в два часа.
2. Дополнительно проветривать храмы.
3. Дезинфицировать иконы, мебель и дверные ручки в храмах.
4. Всему духовенству и сотрудникам приходов и монастырей следить за здоровьем. Ежедневно замерять температуру. При первой необходимости — обратиться к врачу.
5. Объяснить прихожанам смысл введения дополнительных мер. Рассказать, что при симптомах ОРВИ в храм ходить не нужно.
Но можно ли отложить крещение в разгар болезней?
— Выбор однозначно будет за родителями. Нужно знать, что Церковь принимает меры по максимальному снижению риска подвергнуть здоровье малыша, родителей и гостей опасности, — отметил батюшка. — Так решением Священного Синода Русской Православной Церкви в период эпидемии благословляется совершать только индивидуальное Крещение с обязательной дезинфекцией купели и сменой освященной воды. Для совершения Таинства Миропомазания также священноначалие благословляет использовать одноразовые приборы, например ватные палочки. Вы можете прийти на Таинство, надев на себя медицинскую маску и никто Вас за это не осудит.
Ничего страшного не произойдет, если мы отложим совершение этого Таинства на несколько недель, чтобы все могли беспрепятственно принять участие в торжестве; никто не откажет совершить Крещение по просьбе родителей и это непростое время; откладывать Таинство в случае смертельной опасности не стоит ни при каких обстоятельствах.
Крещение Господне во время пандемии: что вместо купаний и как отметить этот праздник?
18 января православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а на следующий день – один из самых важных праздников церковного года, Крещение Господне.
В церковных кругах более принято другое название этого дня – Богоявление. Так его называют в память о том, что именно во время Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, которое совершил Иоанн Креститель, была явлена божественная сущность Спасителя. Крещение и Богоявление – это два названия одного и того же праздника, а не два отдельных, как думают многие.
Пожалуй, ни один другой православный праздник не вызывает такого развеселого отклика у людей, как Крещение. Кто только не окунается в этот день в прорубь! И политики, и артисты, и просто любители острых ощущений. Принято считать, что все водные источники в этот день наполняются святой водой, и самое экстремальное купание не может принести вреда. 18 и 19 января будут совершены водосвятные молебны в тысячах церквей. Освящены будут и воды источников под открытым небом, включая специально оборудованные для купаний проруби. Как правило, они имеют форму креста и называются «иорданями» в память о реке, в водах которой был крещен Иисус.
«Крещение Господне» (икона, XVI век)
Стоит ли окунаться в прорубь на Крещение и как правильно отметить этот праздник, рассказали в интервью «МИР 24» православные священники.
Купания как попытка изменить жизнь к лучшему
«Крещение, или Богоявление, – один из любимых праздников в русском народе, потому что он обращен к нашим корням, к самому рождению нового народа из славянских племен, – говорит священник Георгий Кочетков. – Эта любовь к христианскому празднику не ушла даже за столько десятилетий уничтожения и искоренения веры в народе, да и самого русского народа! Веры не только как религии, обращенной не только к Богу, но и друг ко другу: веры как взаимной поддержки, открытости и доверия».
Праздник Крещения обращает нашу память и к тому, о чем часто говорит патриарх Кирилл: о русских, украинцах и белорусах – что мы все изначально один народ, вышедший из Киевской купели. Этот праздник возвращает нас и к словам с Небес, которые услышали люди, пришедшие на Иордан и ставшие свидетелями Крещения Христа: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Все знают слова Достоевского о русском народе-богоносце, хотя часто не понимают, что за ними стоит не самопревозношение, а, по словам священника, скорее, наоборот: интуицитивное понимание, что русский человек, без Христа перестает быть собой. И сейчас нам самое время задуматься, кто мы и откуда. Ведь чтобы обрести свое настоящее лицо, каждый нуждается в том, чтобы слышать голос Небес и быть причастным к высшему смыслу жизни.
«Люди, приходя на иордани или за святой водой, скорее всего, ищут не просто закаливания и укрепления здоровья. Экстремальные для наших зим крещенские купания – это все же не моржевание, а внутренняя потребность смыть свои грехи, которые люди ощущают почти как физическую грязь и хотят от нее очиститься в крещенских водах, пусть иногда и несколько экстравагантно», – говорит Георгий Кочетков.
Церковь, конечно, отвергает всякую магию, всякое суеверие, но радуется, когда люди чувствуют, что что-то меняется в их жизни в лучшую сторону. И если народными традициями не злоупотреблять, если не относиться к ним с каким-то суеверным страхом и не путать купания со своим крещением, то никакого криминала здесь нет.
«Другое дело, что сейчас особое время, и переохлаждение организма, как и стояние в многолюдных очередях за святой водой на фоне высокой опасности заражения вирусом может дорого обойтись человеку и его близким, – говорит священник. – Каждый должен подумать о себе, своей семье и всех, кто от него зависит. Поэтому я бы не рекомендовал в эти дни слишком рисковать».
А вот поискать возможность быть приобщенным к смыслу праздника – это того стоит. Можно всмотреться в иконы Крещения, вспомнить лучшие произведения живописи на эту тему – все-таки об этом событии размышляли и великие художники Возрождения, итальянские и фламандские мастера, и русские живописцы – Александр Иванов, Василий Поленов, Михаил Нестеров и другие.
И конечно, совершенно особым образом смысл праздника раскрывается на богослужении, которое мы, как обычно в дни пандемии, будем совершать на канале «Православное богослужение на русском языке» для всех желающих, вспоминая этот праздник, воспевающий Христа и явление Его ради нас как Вечного Света:
В сей день Ты явился нашему миру,
и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,
познавших Тебя и Тебя воспевающих:
«Пришел Ты и явил Себя,
о Свет недоступный!»
(Кондак праздника Богоявления)
Фото: ТАСС / Феоктистов Дмитрий
И порчу очищает, и грехи смывает?
В церковной среде нет единого отношения к массовым купаниям на Крещение. Священники расходятся во мнении, как к этому относиться. Об этом рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.
«С одной стороны, ежегодно в интернете появляются ролики, демонстрирующие, как батюшки пытаются популяризировать эту традицию, и сами во всем облачении окунаются в прорубь. Так что, конечно, есть сторонники традиции окунания на Крещение, и в массовой практике именно их замечают больше всего, – говорит теолог. – С другой стороны, не могу сказать, что все рады этому религиозному буйству. Потому что чем его больше, тем меньше в людях желания изменить свою жизнь и реально приблизиться к Богу Живому».
«Большинство священников все же не приветствуют ажиотаж вокруг крещенской воды. Потому что это возбуждает в людях ложные надежды, что крещенская вода – особая, «живая», как из сказки, и действует магически: и сглаз снимает, и порчу очищает, и все грехи смывает, и полезна для здоровья. Это суеверие, то есть пустая, напрасная вера», – говорит Владимир Якунцев.
«А купания на Крещение возбуждают в людях поверхностные религиозные чувства. Вот они спустили пар и считают, что угодили Богу и как-то обновили свою жизнь, но продолжают жить той жизнью, в которой Христу места так и не нашлось, которая никак с Евангелием не соотносится. Когда люди питаются ложными надеждами, то это беда для христианства», – считает Якунцев.
«Православие – это путь веры, путь реального изменения себя, путь перерождения, – говорит он. – Так причем же здесь вода, в которую ты окунулся, думая, что это будет сопровождаться некоторым фокусом?»
«В результате окунания в воду никакие грехи не очищаются и никакое здоровье не прибавляется, – говорит теолог. – Для этого нужны совсем другие усилия. Необходим покаянный подвиг, осознание своей жизни, обращенное к Богу вопрошание, очищение своей совести. Вот тогда действительно возможны какие-то изменения».
Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники
Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:
Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан.
Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что надо озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств. Это значит надо прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми стаканчиками для запивки. Мы видим много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.
Надо помнить, голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а думать. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, но и любой другой болезни.
У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. В школу, садик отправляют детей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.
Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:
Следует разделить возможность заражения в храме и возможность заражения через Причастие. В храме заразиться, естественно, можно и не только короновирусом, но и гриппом, и любой другой воздушно-капельной инфекцией. Так же, как в храме может обвалиться потолок и поубивать или покалечить людей. Другое дело — Причастие. В Чаше — Кровь и Тело Христово. Мы в это верим, иначе Причастие бессмысленно. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом случае является злом, даже если Господь обращает её к вящей славе Своей (иначе не нужны были бы врачи, которые, как сказано в Священном Писании, “от Бога” — Сир.38 ). Здесь часто возникает недопонимание — мы знаем, что Святые Дары сохраняют свои физические свойства. На основании этого многие предполагают, что они также могут являться переносчиком вируса. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может оказаться. Но его злотворная способность (собственно возможность заражать) не реализуется. Возможно, что вирусы были и в раю, и никого не заражали. Причастие — это соединение Бога и человека, причём соединение благодатное и физическое, поэтому зла оно не приносит.
Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:
Тело и Кровь Господня, которым мы причащаемся, — святыня, побеждающая всё, и оставленная нам Господом. Вернее, святыня, которая каждый раз подаётся нам Господом для здоровья наших душ и телес.
И мы, православные христиане, верим в то, что инфекция через Причастие передаваться не может, потому что хлеб и вино на литургии таинственным, непостижимым для человека образом претворяются в Тело и Кровь Господни, а в них никакая зараза и никакой вирус не могут жить.
Также следует помнить, что попечение Бога о нас простирается даже до, казалось бы, мелочей: “Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц”( Лк. 12:6–7 ). Неисчислимо количество случаев исцелений и даже прекращения эпидемий при обращении верующих к Богу, множество чудотворных икон, прежде всего Пресвятой Богородицы, помогали во времена “поветрий и моровых язв”.
За годы своего служения я много кого причащал, эти люди имели разные болезни, что не мешало мне потреблять Чашу. Но утверждать, что свойства вина и хлеба, ставшие Телом и Кровью, совершенно лишены способности испортиться, я не стану.
Когда я приехал на первый свой приход, мне пришлось принимать храм от священника, который был изгнан своей старостой.
История была весьма печальная и неправы были обе стороны. Но так уж случилось, что священник не потребил Чашу после своей последней службы, и её содержимое на момент приёма мною прихода превратилось в комок плесени. Епископ благословил сжечь то, что было в потире.
Когда я слышу и читаю критику тех мер, которые предписаны Синодом в связи с пандемией, я думаю о том, что, хотя христианину не нужно бояться заразиться от Причастия, но и придумывать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Например, что в храме можно забыть обо всех предосторожностях. Да, Бог печется о каждом мгновении жизни человека. Но и разум человеку тоже даровал Бог. Как и чувство осторожности.
Нам не запрещено причащаться. Но даны рекомендации, как правильно поступать в период эпидемии. И прислушаться к мнению того, кого мы именуем Великим господином и отцом, думаю, совершенно логично.
В тех храмах, где я несу послушание настоятеля, введены меры безопасности. Закуплена одноразовая посуда, более тщательно протираются иконы, помещения проветриваются. Но мы помним, что “если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” ( Пс 126:1 ), поэтому мы, предпринимая меры безопасности, всё своё упование возлагаем на Бога.
Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:
Эпидемии, экономические кризисы и даже войны — это всё временные явления. А есть то, что приближает к вечности — это молитвы, богослужения и таинства, которые являются для православных христиан мероприятиями безотлагательного характера, подобные походу в поликлинику, лечению в больнице. Верующие люди опытным путем знают, что после таинств многие получают исцеление души и тела. И для многих христиан это жизненно необходимые вещи.
Кстати, даже во время бубонной чумы, пришедшей в Россию в XIV веке, православные храмы не закрывались. Потому что вера для людей в таких ситуациях является сильным мотивирующим фактором, вплоть до укрепления иммунитета, поскольку медики знают, что многие болезни приходят из-за нервных срывов и стрессов. Уже не говорю про укрепляющую силу церковных таинств.
И в те стародавние времена, когда по стране ходили эпидемии оспы, дифтерии и брюшного тифа – Церковь никогда не пренебрегала санитарными мерами. Делается это и сейчас. Более того, известно, что в Благовещенске в начале XX века во время эпидемии тифа, когда над домами реяли черные флаги, указывающие на заражение, после крестного хода с Албазинской иконой Божией Матери – болезнь локализовалась и сошла на нет. И православные благовещенцы верят, что это произошло помощью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но также помним заповедь: на Бога надейся, а сам не плошай.
Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:
Коронавирус не существует сам по себе, всем управляет Господь! И если попускаются эпидемии и другие скорби, то, вероятно, цель одна – остановить распространяющееся безбожие, привести людей к покаянию. Поэтому и эпидемию коронавируса хорошо бы встретить с покаянной молитвой, постараться оставить греховные привычки. В Таинствах действует Господь, верим, что Он и сохранит от всякого заражения! Но чтобы не искушать Господа Бога нашего, следует принять некоторые меры в храме – например, лучше мыть посуду в трапезной, ввести одноразовые полотенца, запивать после Причастия из одноразовых стаканчиков.
Собрала мнения Александра Грипас
Крещение Господне во время пандемии: что вместо купаний и как отметить этот праздник?
18 января православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а на следующий день – один из самых важных праздников церковного года, Крещение Господне.
В церковных кругах более принято другое название этого дня – Богоявление. Так его называют в память о том, что именно во время Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, которое совершил Иоанн Креститель, была явлена божественная сущность Спасителя. Крещение и Богоявление – это два названия одного и того же праздника, а не два отдельных, как думают многие.
Пожалуй, ни один другой православный праздник не вызывает такого развеселого отклика у людей, как Крещение. Кто только не окунается в этот день в прорубь! И политики, и артисты, и просто любители острых ощущений. Принято считать, что все водные источники в этот день наполняются святой водой, и самое экстремальное купание не может принести вреда. 18 и 19 января будут совершены водосвятные молебны в тысячах церквей. Освящены будут и воды источников под открытым небом, включая специально оборудованные для купаний проруби. Как правило, они имеют форму креста и называются «иорданями» в память о реке, в водах которой был крещен Иисус.
«Крещение Господне» (икона, XVI век)
Стоит ли окунаться в прорубь на Крещение и как правильно отметить этот праздник, рассказали в интервью «МИР 24» православные священники.
Купания как попытка изменить жизнь к лучшему
«Крещение, или Богоявление, – один из любимых праздников в русском народе, потому что он обращен к нашим корням, к самому рождению нового народа из славянских племен, – говорит священник Георгий Кочетков. – Эта любовь к христианскому празднику не ушла даже за столько десятилетий уничтожения и искоренения веры в народе, да и самого русского народа! Веры не только как религии, обращенной не только к Богу, но и друг ко другу: веры как взаимной поддержки, открытости и доверия».
Праздник Крещения обращает нашу память и к тому, о чем часто говорит патриарх Кирилл: о русских, украинцах и белорусах – что мы все изначально один народ, вышедший из Киевской купели. Этот праздник возвращает нас и к словам с Небес, которые услышали люди, пришедшие на Иордан и ставшие свидетелями Крещения Христа: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Все знают слова Достоевского о русском народе-богоносце, хотя часто не понимают, что за ними стоит не самопревозношение, а, по словам священника, скорее, наоборот: интуицитивное понимание, что русский человек, без Христа перестает быть собой. И сейчас нам самое время задуматься, кто мы и откуда. Ведь чтобы обрести свое настоящее лицо, каждый нуждается в том, чтобы слышать голос Небес и быть причастным к высшему смыслу жизни.
«Люди, приходя на иордани или за святой водой, скорее всего, ищут не просто закаливания и укрепления здоровья. Экстремальные для наших зим крещенские купания – это все же не моржевание, а внутренняя потребность смыть свои грехи, которые люди ощущают почти как физическую грязь и хотят от нее очиститься в крещенских водах, пусть иногда и несколько экстравагантно», – говорит Георгий Кочетков.
Церковь, конечно, отвергает всякую магию, всякое суеверие, но радуется, когда люди чувствуют, что что-то меняется в их жизни в лучшую сторону. И если народными традициями не злоупотреблять, если не относиться к ним с каким-то суеверным страхом и не путать купания со своим крещением, то никакого криминала здесь нет.
«Другое дело, что сейчас особое время, и переохлаждение организма, как и стояние в многолюдных очередях за святой водой на фоне высокой опасности заражения вирусом может дорого обойтись человеку и его близким, – говорит священник. – Каждый должен подумать о себе, своей семье и всех, кто от него зависит. Поэтому я бы не рекомендовал в эти дни слишком рисковать».
А вот поискать возможность быть приобщенным к смыслу праздника – это того стоит. Можно всмотреться в иконы Крещения, вспомнить лучшие произведения живописи на эту тему – все-таки об этом событии размышляли и великие художники Возрождения, итальянские и фламандские мастера, и русские живописцы – Александр Иванов, Василий Поленов, Михаил Нестеров и другие.
И конечно, совершенно особым образом смысл праздника раскрывается на богослужении, которое мы, как обычно в дни пандемии, будем совершать на канале «Православное богослужение на русском языке» для всех желающих, вспоминая этот праздник, воспевающий Христа и явление Его ради нас как Вечного Света:
В сей день Ты явился нашему миру,
и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,
познавших Тебя и Тебя воспевающих:
«Пришел Ты и явил Себя,
о Свет недоступный!»
(Кондак праздника Богоявления)
Фото: ТАСС / Феоктистов Дмитрий
И порчу очищает, и грехи смывает?
В церковной среде нет единого отношения к массовым купаниям на Крещение. Священники расходятся во мнении, как к этому относиться. Об этом рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.
«С одной стороны, ежегодно в интернете появляются ролики, демонстрирующие, как батюшки пытаются популяризировать эту традицию, и сами во всем облачении окунаются в прорубь. Так что, конечно, есть сторонники традиции окунания на Крещение, и в массовой практике именно их замечают больше всего, – говорит теолог. – С другой стороны, не могу сказать, что все рады этому религиозному буйству. Потому что чем его больше, тем меньше в людях желания изменить свою жизнь и реально приблизиться к Богу Живому».
«Большинство священников все же не приветствуют ажиотаж вокруг крещенской воды. Потому что это возбуждает в людях ложные надежды, что крещенская вода – особая, «живая», как из сказки, и действует магически: и сглаз снимает, и порчу очищает, и все грехи смывает, и полезна для здоровья. Это суеверие, то есть пустая, напрасная вера», – говорит Владимир Якунцев.
«А купания на Крещение возбуждают в людях поверхностные религиозные чувства. Вот они спустили пар и считают, что угодили Богу и как-то обновили свою жизнь, но продолжают жить той жизнью, в которой Христу места так и не нашлось, которая никак с Евангелием не соотносится. Когда люди питаются ложными надеждами, то это беда для христианства», – считает Якунцев.
«Православие – это путь веры, путь реального изменения себя, путь перерождения, – говорит он. – Так причем же здесь вода, в которую ты окунулся, думая, что это будет сопровождаться некоторым фокусом?»
«В результате окунания в воду никакие грехи не очищаются и никакое здоровье не прибавляется, – говорит теолог. – Для этого нужны совсем другие усилия. Необходим покаянный подвиг, осознание своей жизни, обращенное к Богу вопрошание, очищение своей совести. Вот тогда действительно возможны какие-то изменения».