крест никольского собора в кронштадте
Какие тайны хранит «Храм моряков» в Кронштадте, и Почему он так похож на Собор святой Софии в Константинополе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Собор для моряков
Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.
В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь. Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.
Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем. Именно по этому проекту и возведен собор.
Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.
Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский. На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.
О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.
Символичность собора
Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.
По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства, и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.
Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.
Главные образы при оформлении собора выбраны тоже неслучайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.
Собор при большевиках
После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.
Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.
При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.
У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.
А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.
В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.
В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.
Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Морской Никольский собор в Кронштадте
Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому возникла надобность строительства нового, большого собора.
В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков, занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора.
В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров(1848-1904).
27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.
10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих.
В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.
В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.
Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.
Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова.
Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески.
Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.
Галереи второго яруса.
Купол собора.
.
Молебен в честь праздника Военно-морского флота.
Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.
Главная ценность Морского собора — это памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.
В течение многих лет Е.В.Исаковой велась большая работа по этой теме. Внешний вид досок был воссоздан на основании изучения сохранившихся в частных и государственных коллекциях иллюстративных материалов — чертежей, фотографий, а также натурных обследований.
Было воссоздано около 700 записей и около 1000 имен. Текст размещен на 80 досках.
Проект включает исторические тексты досок за период с 1696 по конец 1910 года. — т.е. тех досок, которые были заполнены на момент освящения собора.
В соответствии с идеей храма-памятника, тексты должны быть продолжены и далее, вплоть до настоящего времени.
Планируется продолжить списки, но по предварительным данным и только в период ВОВ погибло более 40 000 офицеров флота, не считая старшинского и рядового состава и пропавших без вести. Разместить эти имена и пополнить новыми из современной истории прежним способом — на памятных досках — невозможно. Очевидно, что продолжить традицию поможет использование компьютерных технологий и баз данных. В Морском соборе сенсорные мониторы, оформленные в виде досок, могут быть помещены в галереях 2-го этажа рядом с экспозицией музея.
Интересное из истории Морского собора:
1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина.
В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.
В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.
Фотография из интернета.
В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».
Восстановительные работы в храме начались в 1995 году. В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест.
28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.
Информация для посетителей:
kirinushka
kirinushka
Никольский морской собор и Якорная площадь. Кронштадт.
Этот самый крупный из морских соборов, построенный по неовизантийскому проекту архитектора Василия Косякова, стал последним морским собором в Российской Империи.
Морской собор святителя Николая Чудотворца или Никольский морской собор – объект культурного наследия Российской Федерации.
В конце XIX века в Кронштадте, на берегу Обводного канала,
на Якорной площади, было решено в память о моряках, погибших во всех морских сражениях, построить Морской собор, о котором я расскажу чуть позже. А сейчас несколько слов о площади.
С конца XVIII века в этом месте находился склад якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов, посему площадь называли Якорной.
В 1861 году территория Якорной площади была отделена от адмиралтейства каменной стеной. Сейчас это Стена Славы. 9 мая 2000 года в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны, на стене было размещено 24 мемориальных доски.
Вдоль Стены Славы расположена историческая чугунная мостовая протяжённостью около 200 метров. Такая же мостовая сохранилась на Пеньковом мосту Кронштадта (о нём я упоминала здесь).
Уникальная кольцевая чугунная мостовая на Якорной площади в марте 2012 года была разобрана и находилась на реставрации до 2013 года, когда все 15 000 чугунных шашек вернулись на свое историческое место.
Фигура обращена лицом к северу, холодный северный ветер треплет бороду адмирала и развевает полы его плаща. Рука адмирала, как бы, указывает направление кораблям его эскадры.
Существует мнение, что если продлить прямую линию в направлении вскинутой руки, то она дойдет до Полярной звезды.
И, наконец, третий барельеф повествует об арктическом плавании ледокола «Ермак». Технические условия для его строительства разрабатывались комиссией под руководством адмирала Макарова. Под его же командованием «Ермак» совершил одно из своих полярных плаваний; в ходе которого была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне Северного Ледовитого океана.
Ледокол там на заднем плане, а первый взгляд устремляется на большого полярного медведя, нос и ухо которого отполированы руками людей, желающих высказать свою просьбу (желание) на ухо бронзовому жителю заполярья.
Ну и теперь переходим к осмотру собора.
Купол украшен богатым позолоченным позументом, якорями и керамической мозаикой.
А так он выглядел до нее.
Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.
В 1950-е годы в здании провели реконструкцию. В нем был устроен гарнизонный военно-морской клуб на 2,5 тысячи мест. Для зрительного зала клуба соорудили подвесной потолок и возвели внутренние стены.
Сейчас на стенах собора их точные копии. Как видно из надписей, память сохранялась не только о погибших в бою.
Колонны из искусственного мрамора отполированы до зеркального блеска.
Ковры из натуральной шерсти были вручную вытканы женами моряков (это единственный уцелевший эпизод ковра).
Бронзовые светильники, как и остальная бронзовая, медная и латунная церковная утварь были изготовлены на заводах и в матерских Хлебникова и Оловянишникова и восстановлены по фотографиям, рисункам и чертежам в мастерских компании «Реставратор» (Санкт-Петербург).
Собор был оборудован по последнему слову техники того времени.
Для уборки имелась стационарная пылесосная станция, которая располагалась в подвале. Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку (именно так по морскому) огромного собора.
В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную систему центрального отопления.
Отопительные котлы располагались в специально построенном по соседству здании. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем.
Вот такие декоративные решетки закрывают современные отопительные приборы. Они также восстановлены по фотографиям и архивным документам компанией «Реставратор».
В соборе круглосуточно горели около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей каждая.
На решетке главного купола располагалось 218 ламп,
Остальные лампы находились в боковых светильниках и освещали алтарь и иконостас. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами, 92 цветные лампы располагались в иконостасе и лампадах.
Кроме основной электрической сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения.
Дольше всего ( почти 6 лет) продолжалось возведение беломраморного иконостаса. В нем участвовали скульптурная мастерская Попова, императорская Петергофская гранильная фабрика, мозаичная мастерская Фролова, мастер скульптурных работ Андреев, художник Петров-Водкин.
Иконостас стал настоящим шедевром каменной резьбы. Тонкие мраморные пластины с искусно выполненной резьбой крепились к каменному каркасу и создавали впечатление резного мраморного монолита.
Ну и, конечно же, не может быть храма без живого огня восковых свечей!
Однако, все это уже восстановленные или отреставрированные шедевры. Оказывается, в первозданном виде до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент внутренних наличников западного входа, выполненных из императорских запасов ляпис-лазури. И, конечно же, именно его фотографии у меня нет!
Морской Собор был передан РПЦ в октябре 2002 года. Тогда же состоялось освящение и установка креста над его главным куполом. Семиметровый крест весит почти 2 тонны.
В 2009 году после обследования собора было выявлено, что здание находится в аварийном состоянии, тогда же было принято решение о его реставрации. Окончательной стоимости реставрационных и восстановительных работ я найти не смогла…
Но известно, что с 2009 по 2013 годы на восстановление и реставрацию храма было потрачено около 1,3 миллиарда рублей. В 2013 году был объявлен конкурс на реставрацию монументальной живописи собора и тогда начальная цена контракта составляла еще почти 200 миллионов рублей.
В середине 2013 года к 100-летнему юбилею храма завершилась его реставрация.
И последняя, на сегодня, достопримечательность Якорной площади Кронштадта
Мост был собран рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца.
Существует легенда, что Николаю мост показался непрочным, и он не решился ступить на него, пока один из офицеров своим примером не показал, что идти по мосту безопасно. За этот поступок офицер получил орден лично из рук императора.
Этот пешеходный мост я вляется памятником истории и архитектуры и находится под охраной государства.
Ну, а территорию вокруг собора и Якорной площади украшают и освещают вот такие восхитительные фонари.
Сюда приходят молодожены.
Здесь прогуливаются с собачками.
Ну и голуби. Посидеть на чьей-нибудь голове для них святое дело в любой стране мира.