крест спас нерукотворный серебро
Тельный крест простой четырехконечной формы в стиле русских крестов XIV–XV вв. Благодаря отсутствию жесткого или подвижного уха, характерного для ювелирных изделий, подобная форма напоминает древнейшие каменные и деревянные крестики.
Особенностью иконографии этого креста является изображение в средокрестии Нерукотворного Образа Спасителя, заменяющего фигуру Распятого между двумя пред-
стоящими – Богородицей и Иоанном Богословом, изображенными на горизонтальной балке креста. Такой иконографический прием иногда встречается на крестах с XIV в. Он становится понятен, если вспомнить, что Нерукотворный Образ, как наиболее ярко выражающий идею Воплощения и Жертвы, начиная с XI в., а с XII в. почти повсеместно, занимает в русских храмах место образа Христа-Иерея. Поэтому подобная композиция с Нерукотворным Образом в центре раскрывает идею Распятия как литургическую жертву Христа. Здесь с большой силой выступает евхаристическая символика Спаса Нерукотворного, так как чудо возникновения нерукотворной иконы сопоставлялось с чудом преложения Святых Даров в таинстве Евхаристии. Роль церковного таинства подчеркивается образом защитника Церкви Святителя Николая, изображенного в нижней части креста.
В оглавии креста над Нерукотворным Образом надпись – ЦР&Ь СЛ&ВЫ І&С Х&С (Царь Славы Иисус Христос), обычно присутствующая над Распятием. Она служит прославлению подвига Христа и напоминает о Его Вознесении во Славе.
На оборотной стороне креста изображена стоящая фигура Божией Матери Оранты, с покровом в руках. Образ Богородицы, возносящей молитвы Христу и простирающей над людьми свой защитный покров, был явлен в начале X в. во Влахернском храме Константинополя и получил свое выражение в многочисленных иконах праздника Покрова Божией Матери, установленного Русской Православной Церковью в XII в. В нем воплотилась вера русского народа в принятии Богородицей под свой омофор Святой Руси.
Серебро, позолота, чернение
Размер: 28 × 18 мм
Вес:
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как уже говорилось ранее, образ Нерукотворного Спаса со времен конца XIII-начала XIV веков характерен для Москвы и отражает тенденцию строительства первых московских храмов в честь Спасителя. Широкое распространение этого образа на тельных крестах подчеркивало принадлежность носившего крест к молодому государству-Московской Руси. Свою лепту в иконографию этих крестов вносили все известные школы влившиеся в Московское княжество и обязанные по указанию церкви следовать образцам созданным московскими мастерами. И конечно местные мастера старались подчеркнуть особенности своей художественной школы в этих произведениях.
Крест под № 76 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы и справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В киле видном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью в две строки образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 79 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа и над изображениями предстоящих ленточные плохо читаемые надписи. В продолжении древа и в килевидном окончании два образа святых обрамленные по краю креста ленточными надписями. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Оформление креста перекликается с оформлением монашеской одежды “схимы”.
Крест под № 85 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам IC ХС. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка Килевидное окончание имеет копьевидное завершение с небольшими вырезами.
Крест под № 89 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. Все художественное решение креста заключается в размещении на его плоскости, в прямоугольных клеймах парных изображений святых. Условность изображений не позволяет точно атрибутировать кто изображен на кресте. Но судя по количеству можно предположить изображение двенадцати апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 90 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в медальоне с арочным верхом. В верхнем расширении древа в круглом медальоне надпись ICX под титлой. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. На древе креста между образом Спаса и килевидным окончанием круглый медальон с надписью НИКО. В килевидном окончании, в арочном медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с не ясным изображением в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 94 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам ICХ CДI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 95 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и надписи В верхнем расширении древа и килевидном окончании.. В верхнем расширении древа надпись ЦРСЛ под титлой. По бокам в ромбических клеймах IИC / ХРС под титлами. Внизу СВNI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в прямоугольном клейме образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 102 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. Вверху возможно изображение Троицы. Внизу образ Николая Угодника под разделяющей надписью. Крест имеет несколько вычурную форму с небольшими украшениями имитирующими расширение древа вверху и внизу. Горизонтальные лопасти с небольшим расширением к концу. Оглавие в виде плоского ушка. Высокие художественные достоинства изображений и размещение вверху образа Троицы, дают возможность предположительно в городское происхождение данного креста.
Крест под № 103 несет в средокрестии образ неизвестного святого. В верхнем расширении древа Спас Нерукотворный. На краях горизонтальных лопастей круглые медальоны с надписями. В килевидном окончании круглый медальон с надписью. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезки. Маленькие размеры креста предполагают его предназначение для ношения детьми.
Двухсторонний крест под №105 на лицевой стороне несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. По бокам, в квадратных клеймах, предстоящие Богородица справа и Иоанн Богослов слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. Внизу, в прямоугольном клейме изображение Николая Угодника под надписью. В средокрестии обратной стороны изображение Голгофского, семиконечного, креста. В прямоугольных клеймах на концах лопастей не читаемые надписи. Оглавие в виде ушка. Крест имеет украшения в виде выступов на концах лопастей и в середине нижней лопасти. Не будучи килевидным, крест представлен как образец развития типа во времени и вероятно принадлежит к местному литью периода второй половины XVI века.
Крест под № 106 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и предстоящие. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись. В килевидном окончании образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде не широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Судя по исполнению крест носит подражательный характер. Крест под № 109 несет в средокрестии образ Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.
Крест под № 107 несет в средокрестии образ Христа “Не рыдай Мене Мати” с предстоящими, Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа изображение Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании изображение не понятно. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Крест отлит в серебре. Очевидно, что изображение на кресте повторяет иконографию одноименной иконы. Плохая отливка не позволяет описать крест более детально. Возможно за основу была взята лицевая створка известного энколпиона “Не рыдай Мене Мати” XVI века.
Не осталась в стороне и новгородская школа. На представленном внизу кресте традиционное для Новгорода изображение Богородицы “Знамение” в средокрестии с избранными святыми.
Крест под № 109 несет в средокрестии образ «Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого.
Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.
Двухсторонний крест под № 110 на лицевой стороне несет в средокрестии фигуру распятого Христа в несколько вычурной позе. В верхнем расширении древа и в нижнем, по три фигуры избранных святых. На горизонтальных лопастях клейма с Богородицей, Женой мироносицей и Иоанна Богослова с Лонгином сотником. Обратная сторона с несколько примитивным изображением Богородицы Оранты на всем поле креста. Небольшой крестик на месте нахождения медальона с изображением Христа сближает с иконографией Богородицы “Знамение”. Примитивизм исполнения выдает мастера-самоучку создавшего свой вариант креста очевидно вдали от основного культурного центра. По насыщению поля креста изображениями, форме килевидного окончания и самого креста, время создания первая половина XVI века.
Следует отметить, что кресты с примитивными изображениями довольно часты для этого периода. Расширение литейного производства, увеличение населения, а соответственно и спроса, были определяющим моментом для создания таких крестов. Чаше всего местный литейщик занимался переливкой продукции центральных мастерских, но иногда возникало предложение от заказчика на определенное изображение. Особенно это касается крестов из серебра. Отсутствие подходящего образца и служило стимулом к попытке собственного творчества. Второй момент это постепенное искажение первоначальной формы и ее исправление. В результате это приводило к большому искажению образа.
Крест под № 112 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в овальном клейме, сам крест прямоконечный, равно сторонний. Сочет ание с украшениями в виде дополнительных прорезных уголков в средокрестии придает кресту квадрифольную форму. В окончаниях лопастей, в квадратных табличках помещены буквы. Вверху НИ под титлой, на горизонтальных лопастях IC ХС под титлами, внизу КА под титлой. Обратная сторона гладкая. Оглавие к этому кресту взято от крестов с подвижным оглавием и видимо, по замыслу автора, имитирует такой крест. Не будучи крестом с килевидным окончанием, данный крест, как и остальные представленные далее кресты, помещен в описание как характерный образец разнообразных художественных решений в мелкой пластике описываемого периода.
Наряду с увеличением числа крестов отлитых в серебре, что характеризует увеличение числа достаточно зажиточных людей, увеличивается количество явно заказных изделий и в медном сплаве. Причем наблюдается объединение различных традиций и школ, что конечно закономерно, учитывая общерусскую направленность политики, как светской так и духовной власти.
Говоря о роли самостоятельных княжеств в развитии общероссийской культуры, в частности по теме этой книги, стоит подчеркнуть и роль Суздальско-Нижегородского княжества. Местоположение княжества на древних торговых путях, политическая поддержка Орды, способствовали его расцвету. С территории этого княжества происходят многочисленные находки оригинальных произведений металлопластики. В частности кресты представленные ниже, рис.113-117, отличаются своеобразием и оригинальностью. Время их бытования- последняя четверть XIV века и первая четверть XV века.
Заключение. Представленные в этой книге предметы личного благочестия православных христиан XV-XVI веков являются материальными свидетелями образования, расширения и укрепления русского централизованного государства-Московской Руси. Являясь результатом работы художников, резчиков, литейщиков, эти произведения искусства характеризуют уровень культуры и искусства той эпохи, а так же духовную составляющую народа, основой которой была православная вера. Безусловно отразить все многообразие крестов XV-XVI вв. задача очень сложная. Новые находки становятся известны далеко не всегда. Да и сам доступный материал не так разнообразен по составу как хотелось бы. Но используя доступную информацию автор попытался систематизировать и описать какую-то часть этих интереснейших предметов личного благочестия.
С примерами русских нательных крестов предыдущей эпохи можно познакомиться в статье » Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков «.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Распятие Христово. Деисус. Святая Троица. Спас Нерукотворный. Архангел Михаил. Молитва Кресту. Православный крест.
На лицевой стороне изображено Распятие Господа Иисуса Христа. С двух сторон Ему предстоят в деисусе Пресвятая Богородица и святой пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель, имеющие особое дерзновение перед Богом молится за всех людей. Сверху изображена Святая Троица, образ явления Триединого Бога праотцу Аврааму. На ухе креста изображен Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа, почитаемый как один из самых сильных защитных символов Православия. На обороте по центру находится икона Архангела Михаила. Могучий Архангел возглавляет Небесное воинство в его противостоянии темным силам. В небесном войске — Ангелы Хранители людей и святые. Они помогают людям защищаться от врагов, вести духовную брань. Вокруг иконы Архангела написан тропарь Животворящему Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
В интернет-магазине «Бронницкий ювелир» Вы можете купить украшения для себя, друзей и близких. В нашем каталоге находятся качественные фотографии ювелирных изделий и их детальные характеристики.
Нужна помощь с выбором? Наши менеджеры Вам с удовольствием помогут! Позвонить в интернет-магазин можно по номеру 8 800 555 25 65.
По действующему постановлению Правительства РФ от 19.01.98 №55 обмен и возврат ювелирных изделий надлежащего качества не производится.
*«Купить» обозначает, что изделие будет зарезервировано для дальнейшей продажи по образцу
Деисус. Святая Троица. Спас Нерукотворный. Архангел Михаил. Молитва Кресту. Крест из серебра 925 пробы с позолотой
Тип украшения | Крест |
Материал | Серебро 925 |
Вставка | Без вставки |
Покрытие | Позолота 999* |
Средний вес | 15,00 гр. |
Высота с кольцом, мм | 50.00 |
Ширина, мм | 25.00 |
Образы по лику | Образы Спасителя, Образы Святых, Образы Ангелов |
Святые лики/символы | Деисус, Михаил Архангел, Троица Св., Спас Нерукотворный |
Название молитвы | Молитва Честному кресту |
Молитва | Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. |
Дополнительно | Изделие освящено и соответствует православным канонам |
КАК ВЫБРАТЬ РАЗМЕР
Если Вы не знаете необходимый Вам размер:
Самым правильным решением для точного дистанционного выбора и заказа изделия, необходимого Вам размера, будет посещение ближайшего ювелирного магазина.
Для определения размера кольца, попросите продавца измерить размер пальца, на который Вы планируете купить кольцо, специальным «КОЛЬЦЕМЕРОМ».
Для определения размера браслета примерьте любой браслет в магазине и уточните Ваш размер на бирке изделия, которое Вам подошло.
В таком случае, покупка в интернет-магазине будет для Вас легкой, простой и безошибочной. Изделия, представленные в нашем магазине, имеют точные размеры в соответствии со стандартами РФ.
ВНИМАНИЕ. Интернет-магазин не несет ответственности за определение вашего размера!
1. Доставка ювелирных изделий осуществляется транспортными курьерскими компаниями, имеющими разрешение на перевозку ювелирных изделий на территории России и других стран.
Подробнее о доставке Вы можете ознакомиться здесь. Пункты выдачи заказов смотрите здесь.
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, позвоните нам по тел. +7-499-39-444-69, +7-925-11-504-18 или напишите на адрес электронной почты E-mail: info@goldlode.ru
На странице изделия указан средний вес всей партии данного артикула. Вес конкретного изделия может незначительно меняться. Цена указана за одно изделие, независимо от веса.
Оплата наличными курьеру. Наличные к оплате принимают курьеры-экспедиторы службы доставки и менеджеры пунктов выдачи заказов.
Банковский перевод по квитанции. Заказанный товар можно оплатить согласно выставленному счету по вашему заказу в любом банке России.
Подробнее о оплате Вы можете ознакомиться здесь.
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, позвоните нам по тел. +7-499-39-444-69, +7-925-11-504-18 или напишите на адрес электронной почты E-mail: info@goldlode.ru
Гарантия государственного контроля
Интернет-магазин «Золотая Жила» работает только напрямую с производителями ювелирных изделий и предоставляет все гарантии, согласно законам РФ, как и производитель. О нас
Каждое продаваемое нами ювелирное изделие имеет бирку с сохранной пломбой, являющейся сертификатом ювелирного изделия. В соответствии с законодательством РФ, каждое ювелирное изделие проходит проверку и контроль Государственной Пробирной Инспекции Российской Федерации Министерства Финансов РФ, по итогам которой на изделие вешается бирка и пломба, подтверждающая подлинность изделия. Подробнее о бирке на ювелирных изделиях ознакомьтесь здесь
Каждое ювелирное изделие полностью соответствует всем характеристикам, указанным на бирке изделия. Проба золота подтверждена Государственной Инспекцией Пробирного Надзора (ГИПН РФ) и указана на каждом ювелирном изделии. Также на каждом изделии есть проба производителя ювелирного изделия, присвоенный производителю ГИПН РФ. Соответствие вставок в изделии – гарантировано производителем, наименование которого также обязательно будет указано на бирке приобретаемого Вами изделия. Подробнее о гарантиях здесь.
Качество представленной продукции подтверждено всеми необходимыми документами, установленными законом РФ. Посмотреть отсканированные документы.
Наше предприятие официально зарегистрировано во всех контролирующих данный вид деятельности органах и имеет разрешение на работу с ювелирными изделиями из драгоценных металлов от Пробирной Палаты РФ. Все гарантии качества.
Если у Вас остались сомнения, посмотрите Отзывы наших покупателей. Мы понимаем, что в наш век все очень заняты и будем очень благодарны, если после покупки Вы также найдете время и напишите отзыв о приобретенном ювелирном изделии.