крестовоздвиженский храм вязники телефон

Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня (Вязники)

Мiръ Россия Владимирская область Вязники Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня (Вязники)

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня в городе Вязники – кафедральный собор Муромской епархии, построенный в конце XVIII века.

Содержание

История [ править ]

Воздвиженская церковь была построена в 1794 году на средства вязниковского купца Василия Иустиновича Водовозова и прихожан Троицкой церкви. «Местность занимаемая кладбищем около этого храма, как кладбище, нужно полагать, существует от начала основания древнего города Ярополча, исторически известного с первых годов ХIV века. Кладбище это расположено на восточной стороне доселе сохранившегося вала, окружавшего древний град Ярополч, рядом с Московско-Нижегородским шоссе. Местность, занимаемая кладбищем, восхитительная. Существует устное предание, что на этом кладбище, еще в дни Ярополча, когда здесь жили владетельные Князья, был деревянный храм, — но не выдаю это предание за истину, так как никто не помнит никаких останков этого храма. Настоящий храм, построен в начале XIX столетия и в нем когда-то поставлена упоминаемая Икона, признанная знатоками древности за особенно древнюю. Старожилы утверждают, что в былое, не особенно давнее время, икона сия чествуема была нарочитым празднеством 9-го октября, но, приблизительно лет около 30-ти тому назад, празднества сии прекратились, тогда как чествование сей Иконы прихожанами Троицкой церкви и многими Вязниковскими гражданами сохранилось и доселе»..

В 1863 году теплая трапеза при церкви была перестроена на средства вязниковских купцов Ивана и Осипа Сеньковых. С запада к церкви пристроена трехъярусная колокольня.

В 1937 году церковь была закрыта. Крестовоздвиженская церковь была открыта в октябре 1945 года.

В годы советской власти не закрывалась. В настоящее время – кафедральный собор образованной в 2013 Муромской епархии.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Россия, Владимирская область, г. Вязники, ул. Горького, 10

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.

Источник

Крестовоздвиженская церковь

Что тут делать?

Общее описание

В настоящее время главный действующий храм города. Эта церковь единственная, которая действовала в Вязниках в советское время. Потому-то и главная местная святыня Казанская чудотворная икона 1622 года хранится именно здесь.

Церковь снаружи очень яркая. На территории церкви находится Крестовоздвиженское кладбище с братскими могилами русских воинов, погибших от ран в госпиталях города в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

На центральной площади города имеет как филиал отдельную часовню Казанской иконы Божией Матери с помещением для продажи свечей и церковной литературы.

Отзывы

А знаете ли вы что.

В Крестовоздвиженском храме хранится список Казанской иконы Божией Матери именуемый Вязниковской Казанской иконой Божией Матери. От этой иконы совершалось много исцелений. В 1624 году было произведено расследование по благословению Святейшего Патриарха Филарета. Все случаи исцелений подтвердились, и икона была признана чудотворной.

Есть разные версии происхождения иконы. Историк-краевед А.Д. Тельчаров полагает, что это была поминальная икона рода князей Мстиславских, выполненная на заказ. В народе же бытует легенда о том, что эту икону обнаружили в топком месте на берегу Клязьмы и с почестями перенесли из скрывав­ших ее ветвей вяза в Никольскую церковь, где она начала тво­рить чудеса. По другой версии образ Вязниковской Казанской иконы Божией Матери написан около 1622 года иноком и затворником Николо-Шартомской обители Иоакимом.

В годы Великой Отечественной Войны в Крестовоздвиженский храм была принесена спасенная икона Божией Матери, для которой сделали новую ризу, украсили и поставили справа от алтаря.

Источник

Крестовоздвиженский храм вязники телефон

Кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня

Местная Религиозная Организация Православный Приход Кресто-Воздвиженского Кафедрального Собора Города Вязники Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 15 ноября 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета Соловьев Владимир Иванович.
Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, город Вязники, улица Горького, д. 10.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефонкрестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон
Кафедральный собор Воздвижения Честного Креста Господня

Воздвиженская церковь была построена в 1794 г. на средства вязниковского купца Василия Иустиновича Водовозова и прихожан Троицкой церкви.
«Местность занимаемая кладбищем около этого храма, как кладбище, нужно полагать, существует от начала основания древнего города Ярополча, исторически известного с первых годов ХIV века. Кладбище это расположено на восточной стороне доселе сохранившегося вала, окружавшего древний град Ярополч, рядом с Московско-Нижегородским шоссе. Местность, занимаемая кладбищем, восхитительная. Существует устное предание, что на этом кладбище, еще в дни Ярополча, когда здесь жили владетельные Князья, был деревянный храм, — но не выдаю это предание за истину, так как никто не помнит никаких останков этого храма.
Настоящий храм, построен в начале XIX столетия и в нем когда-то поставлена упоминаемая Икона, признанная знатоками древности за особенно древнюю. Старожилы утверждают, что в былое, не особенно давнее время, икона сия чествуема была нарочитым празднеством 9-го октября, но, приблизительно лет около 30-ти тому назад, празднества сии прекратились, тогда как чествование сей Иконы прихожанами Троицкой церкви и многими Вязниковскими гражданами сохранилось и доселе» (Священник Константин Веселовский. 1882).
Кладбищенская Воздвиженская церковь была приписана к Троицкой церкви.
В 1863 г. теплая трапеза при церкви была перестроена на средства вязниковских купцов Ивана и Осипа Сеньковых. С запада к церкви пристроена трехъярусная колокольня.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон
Кладбищенская Воздвиженская церковь

Особым почитанием среди прихожан пользовалась икона Корсунской Божией Матери древнего письма. «1 мая 1881 года, церковный староста Вязниковской Крестовоздвиженской Кладбищенской церкви, приписанной к городской-приходской Троицкой, Вязниковский мещанин Василий Семенов Шеин, с согласия настоятеля прихода и его помощника, обратился к Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением о разрешении во все воскресные дни — летом после вечерни, а зимою после литургии служить молебны с чтением акафиста пред древнею, хранящеюся в Крестовоздвиженском храме, иконою Божией Матери, именуемой Корсунскою с провозглашением многолетия Государю Императору Александру Александровичу и всему Царствующему Дому, а после молебна совершать краткую литию о упокоении души в Бозе почившаго Царя-Мученика Императора Александра Николаевича, — 9-го октября — в день празднования иконы Божией Матери Корсунской, и 1-го марта, в день воспоминания мученической кончины бессмертного Освободителя народов, по окончании литургии, в том храме совершать по Нем великие панихиды. К этому прошению впоследствии присовокупились еще два: от священников Троицкой церкви о разрешении им пред началом вышесказанных молебных пений вести с прихожанами внебогослужебные собеседования, а от церковного старосты Шеина о разрешении на время литургии ежегодно 9-го октября брать из Вязниковского Казанского собора Чудотворную и глубоко здесь чествуемую икону Божией Матери, именуемую Казанскою. На все сии прошения последовало Архипастырское разрешение Его Преосвященства по каждому прошению в свое время.
24 мая 1881 года было совершено первое молебное пение с акафистом и после того краткая лития о упокоении души венценосного Мученика. Священником Константином Веселовским было сказано вступительное слово с объяснением, что «цель начатых молитвословий — испрошение, молитвами Богоматери благопоспешения, покрова и заступления Божия царствованию Государя нашего Императора Александра Александровича, а в Бозе почившему Императору-Мученику Александру Николаевичу вечно блаженнаго упокоения в обителях рая…
Потрясающее событие 1-го марта 1881 года, в сердцах истинных сынов России, возбудило особенно молитвенное настроение духа, — каждый более или менее здравомыслящий понял, что, отозвав к Себе украшенного венцом Мученика-Государя Императора Александра Николаевича, всемогущий Бог вразумил Россиян, что многие из них недостойны тех великих благодеяний, какими наделял своих подданных мудрый Преобразователь. Под влиянием таких впечатлений, у нас явилась мысль, доколе Господь будет хранить дни нашей жизни, учредить пред давно чествуемой древнею Иконою описываемое молитвословие, предоставив продолжение или нарушение оного тем, кто будет наследовать место нашего служения. Нельзя при этом не высказать чувство благодарности и уважения многим нашим согражданам и прихожанам нашей церкви за то сочувствие, которое доселе видно в участии при этих молитвословиях. Нужно заметить, что Крестовоздвижеяская церковь стоит сравнительно далеко за чертою города и, не смотря на дальность расстояния, богомольцев за акафистами бывает много — минимум 50, максимум 200 человек. Церковный староста, еще с ранней весны прошлого лета, озаботился кладбище расчистить и распланировать правильными, довольно широкими тропками, так что в настоящее время это, можно сказать, одно из лучших провинциальных наших кладбищ, — это буквально город мертвых с правильными в нем улицами, по которым не без удовольствия ходят живые люди — будущие жильцы этого города. — Теперь каждое воскресенье здесь слышится вечерний призыв колокола на молитву за здравие нашего Царя-Батюшки и о упокоении Его незабвенного Родителя. В летнее время благовест к вечерни начинается в 6-м часу пополудни, по окончании вечерни предлагается предстоящим собеседование и за тем несколькими ударами в колокол возвещается о начатии молебного пения с акафистом. В ряду бесед о различных правилах веры и нравственности христианской, священником Константином Веселовским в 1881 году было предложено несколько бесед об отношениях подданных к Государю, как верховному Правителю народа, Избраннику и Помазаннику Божию, и о святости самодержавия в России» (Влад. епарх. вед. Неоф. Часть. 1 июля 1882 г. № 13).

В 1937 году церковь была закрыта.
Крестовоздвиженская церковь была открыта в октябре 1945 года.
После открытия храма, в него была принесена Вязниковская Казанская икона Божией Матери, до революции находившаяся в Казанском соборе.
В 1960-е годы были сделаны последние захоронения на кладбище.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

26 июля 1991 года в Вязники была принесена Рака с мощами преподобного Серафима Саровского, мощи сопровождал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Рака с мощами для поклонения на один день была помещена в Воздвиженскую церковь.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефонкрестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон
Колокольня собора
крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон
крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон
Икона на фасаде второго яруса колокольни собора Воздвижения Честного Креста Господня

В Кресто-Воздвиженском кафедральном соборе проводятся внебогослужебные беседы каждое воскресение в 15:30.
25 октября при храме, по благословению Преосвященнейшего Нила, епископа Муромского и Вязниковского, начала работу Воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресным дням в сторожке, сразу по окончании Божественной Литургии (после Причастия).

Территория обнесена с четырех сторон кирпичной оградой с парадными трехчастными воротами на северной стороне ограды.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефонкрестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

На территории церкви находится Крестовоздвиженское кладбище с братскими могилами русских воинов, погибших от ран в госпиталях г. Вязники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефонкрестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон
Интерьер церкви Воздвижения Честного Креста Господня
крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон
Чудотворная икона Казанской Божией Матери. См. Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефонкрестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

К собору приписана часовня Казанской иконы Божией Матери, стоящая на центральной Соборной площади города.

Муромская епархия образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. путем выделения из состава Владимирской епархии. Объединяет приходы в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Муромского, Меленковского и Селивановского районов Владимирской области. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Муромский и Вязниковский». Церковь Воздвижения Честного Креста Господнястала кафедральным собором.

Источник

Чудотворная икона Казанской Божией Матери до сих пор хранится в Вязниках

21 июля православные верующие празднуют День обретения Казанской иконы Божией Матери. В народе этот день также называют Казанская летняя. Эта икона не менее почитаема, чем наша родная, Владимирская. В июле празднуют первое явление чудесного образа: место ее нахождения явилось девятилетней Матроне Онучиной в 1579 году, после ужасного пожара в Казани. Ребенок указал на место, где из-под земли достали икону. Во времена Великой Смуты именно всеобщее обращение русских людей к этому образу Богородицы помогло освободить Москву. Казанская икона стала символизировать покровительство Божией Матери державе Российской.

В начале XVII века повсеместно было написано большое количество списков явленного Казанского образа, очень многие из них стали чудотворными. Так случилось и с двумя иконами, созданными преподобным Иоакимом Шартомским на Владимирской земле. Суздальский список Казанской Божией Матери, к сожалению, утерян, а вот в Вязниках чудесный образ, к счастью, сохранился. Но обо всем по порядку.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

Чудотворная Казанская икона Божией Матери в Вязниках. Фото: photobook33.ru

Всероссийская слава Вязников

Вязниковская Казанская икона была написана преподобным Иоакимом в Николо-Шартомском монастыре около 1622 года по заказу княгини Ирины Мстиславской из Вязниковской слободы. Подвижник этот был известен современникам не только тем, что был искусным изографом, но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений. Вскоре от вязниковской иконы стали происходить многие исцеления: «еже чудодейстовали и сил у еже целбу подаяти приходящим к тем с верою». До июня 1703-го было зафиксировано 270 исцелений, и вязниковская Казанская икона приобрела общерусскую известность. В 1640 году паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович. В память избавления от эпидемии холеры в 1892-м был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Вязников с чудотворной иконой.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

Казанская церковь в г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com

Икона была богато украшена басменным окладом, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. Оставалась она в Казанском соборе вплоть до 1929 года, когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта того же года началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей. Чудотворная икона была сохранена одной из прихожанок храма.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

Крестовоздвиженская церковь г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com

В годы Великой Отечественной войны Казанская икона Божией Матери была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время. Ныне Вязниковско-Казанская икона – чтимая святыня Владимирской епархии. Ее украшает серебряный чеканный оклад 1876 года, изготовленный московскими мастерами для другого образа.

Потеря в Суздале

Суздальская Казанская икона Божией Матери была написана преподобным Иоакимом по повелению Божией Матери, которая явилась иноку-иконописцу в монастыре. По указанию Богородицы икона была перенесена в Суздаль для поставления в церкви Воскресения Христова, на защиту и охранение города от врагов видимых и невидимых.

«Воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския» ежегодно праздновалось в Суздале 23 ноября по старому стилю.

Вскоре икона прославилась чудесами. Слух о них дошел до святейшего Филарета, патриарха Всероссийского. По его повелению суздальский архиепископ Арсений произвел проверку их, и они официально признаны действительными. Суздальско-Казанская икона не отличалась большими размерами: она имела в длину около 25 см, в ширину – примерно 21 см. По свидетельству очевидцев, лик Богоматери был изображен превосходно и поражал свежестью и отчетливостью письма. Риза золотая, с жемчужными венцами; оклад серебряный вызолоченный. Икона была вставлена в другую, изображающую разные события из истории этой самой Казанской иконы Пресвятой Богородицы, например, явление Божией Матери в Николо-Шартомском монастыре преподобному Иоакиму и т.п.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон

Воскресенская и Казанская церкви в Суздале. Фото: lubovbezusl.ru

Послав икону в Суздаль, инок Иоаким через несколько времени сам последовал за нею туда же. Здесь, при Воскресенской церкви, он устроил себе малую келью и начал проводить в ней по прежнему строго-подвижническую жизнь. Здесь он скончался и «положен бысть близ той церкви, на месте весьма незнаменитом». В 1728 году при копании рва под фундамент для западной стены новой теплой Казанской церкви, строившейся в честь написанной преподобным Иоакимом чудотворной Казанской иконы Божией Матери, найден был глубоко в земле гроб этого иконописца. Суздальский епископ Иоаким повелел не трогать его, но обложить каменными плитами и оставить на прежнем месте.

Прах благочестивого инока Иоакима до сих пор хранится под западной стеной суздальской церкви Казанской Богоматери, образ которой он написал по откровению свыше. А местно-чтимая икона хранилась в соседней Воскресенской церкви до 1920-х годов. В послереволюционные годы после закрытия многих суздальских храмов Казанская-Суздальская икона была утрачена, и ее дальнейшая судьба остается неизвестной.

Татьяна Лысова

Заглавное фото: казанская-икона.рф

Источник

Тернистый путь главного городского храма

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон К востоку от старых Вязников, рядом с бывшей деревней Толмачёво, поглощённой быстро растущим гордом, в конце XVIII столетия была построена Крестовоздвиженская церковь, которой много позже судьба отвела роль главного городского храма. Во вновь образованном на Мининой горе городе Ярополче была поставлена деревянная церковь в честь Архистратига Михаила — предтеча нынешнего Троицкого храма. В этой церкви отпевали усопших горожан, да свозили их на погребение на пустырь, что был примерно в одной версте восточнее городских стен. Так образовалось кладбище, на котором были похоронены несколько поколений яропольцев. Менялся облик церквей Ярополча, их посвящение и, наконец, к 1761 году было полностью закончено строительство каменной Троицкой церкви. А на старом кладбище не было даже и часовенки.

«ДОБРОХОТОДАТЕЛЬ» КУПЕЦ ВОДОВОЗОВ
Шло время, и вот уже Вязники императрицей Екатериной II объявлены уездным городом, а Ярополч превратился в угасающую слободку. Вероятно, мысль о возведении кладбищенской церкви давно зародилась у прихожан и священнослужителей Троицкой церкви. Но средств на это попросту не было. Требовались крупные вложения, но уж очень хотелось поставить каменный храм. И «доброхотодатель», способный взять на себя строительство каменной церкви, нашёлся. Им стал вязниковский купец Василий Иустинович Водовозов, взявшийся от щедрот своих покрыть расходы на закупку материала, наём строителей и выдачу им жалованья, а по окончании строительства — на снабжение церковной утварью. Конечно, прихожане тоже участвовали в возведении так нужного им храма, но их пожертвования были несравнимо малы.

После необходимой процедуры получения разрешения на строительство, епископ Суздальский и Владимирский Виктор (Анисимов) благословил возведение вязниковской кладбищенской церкви и подписал храмозданную грамоту.

В 1794 году давняя мечта яропольцев — каменный об одной главе кладбищенский храм — был закончен и освящён в честь Воздвижения Креста Господня. Но это была не та церковь, которую мы привыкли видеть сегодня. Тогда был возведён лишь холодный храм, без придела и колокольни. Церковь приписали к Троицкому храму Ярополченской слободы. Отпевание усопших происходило здесь лишь в тёплое время года, а с наступлением холодов печальные обряды возвращались в Троицкий храм.

Следует отметить, что купец В.И. Водовозов прославился в Вязниках и позднее, когда уже на городском кладбище в 1806 году им была построена каменная Покровская церковь. Строились на средства вязниковского купца храмы и в уезде…

ВО ИМЯ ЧЕРНИГОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ…
В 1810-х годах при холодной церкви появился небольшой придел с двумя престолами. Освятили их в 1812 году во имя мученика Иустина Философа и во имя Черниговских чудотворцев — Михаила и Феодора.

Спустя полвека Крестовоздвиженская церковь снова поменяла свой облик. На средства вязниковских купцов Ивана и Осипа Сеньковых тёплая трапеза была перестроена, увеличена, и с запада к ней пристроена трёхъярусная колокольня.

Богослужения в церкви совершались в праздничные и воскресные дни по- прежнему причтом Троицкого храма. Из клировых ведомостей второй половины XIX столетия и описания церкви видно, что недостатка она ни в чём не испытывала. А про наличие храмовой утвари сказано: «очень достаточна». Особым почитанием среди прихожан пользовалась икона Корсунской Божией Матери древнего письма.

ВЕК ЛИХОЛЕТЬЯ — СКЛАД, КУЗНИЦА, ТЮРЬМА И ПАТРИАРХ
Но настал 1917 год, принесший хаос и разорение. Началось разграбление храмов с их последующим закрытием и зачастую уничтожением. Поборы с приходских религиозных общин были повсеместны. Не устояла и Крестовоздвиженская церковь. В 1937 году она была закрыта. Всё убранство, вся утварь, все иконы были растащены. В стенах церкви устроили кузницу. Побывала она — как же без этого — и складом.

В годы войны Крестовоздвиженский храм стал тюрьмой для пленных чехов и румын. А на кладбище при церкви в братских могилах хоронили умерших от ран красноармейцев — тогда практически все Вязники были превращены в большой тыловой госпиталь.

Сразу после Великой Отечественной войны из Москвы пришло радостное известие. В октябре 1945 года Крестовоздвиженская церковь была открыта. Указ об этом подписал сам «всесоюзный староста» М.И. Калинин. Почти сразу же после открытия в храм была принесена Казанская икона Божией Матери, издавна находившаяся в Казанском соборе, разрушенном в 1929 году. Икону тогда укрыла одна из вязниковских семей, возвратившая реликвию во вновь открытую церковь.

Кстати, недавно в Вязники приезжали учёные мужи, исследовавшие Казанскую икону, хранящуюся в Крестовоздвиженской церкви. Вывод их был однозначен: образ тот самый, писанный старцем Иоакимом и приложенный в первую слободскую вязниковскую церковь. Но скептики продолжают утверждать, что обретённая после войны икона — всего лишь один из ранних списков с образа 1622 года, прославившегося на всю Россию более чем тремя сотнями чудес…
На многие десятилетия храм стал единственной действующей церковью в городе, пережив вторую волну репрессий. По рассказам вязниковцев, в те времена, когда Хрущёв пообещал «показать последнего попа», у входа в церковь стояли некие личности, фотографировавшие входящих туда людей. Потом эти фотографии вывешивались в центре города с целью опозорить, очернить прихожан. Не вышло. Не получилось. Люди продолжали ходить в храм, а партийные чиновники в своих кабинетах лишь скрипели зубами в бессильной злобе.

Всё это время церковное кладбище продолжало действовать, пока места на нём совсем не осталось. Последние захоронения здесь были сделаны в 1960-е годы. Единичные погребения совершались и позже, но тогда уже было открыто новое кладбище на восточной окраине города.

крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть фото крестовоздвиженский храм вязники телефон. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм вязники телефон. Картинка про крестовоздвиженский храм вязники телефон. Фото крестовоздвиженский храм вязники телефон 26 июля 1991 года Вязники посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II «с сонмом епископов и священства», сопровождавший переносимые в Дивеево мощи преподобного Серафима Саровского. Рака с мощами на один день была помещена в Крестовоздвиженскую церковь для поклонения. Тысячи вязниковцев и гостей города заполнили близлежащие улицы. Это было необычайное событие и завораживающее зрелище для провинциального города: ГАИ с проблесковыми маячками, милиция в оцеплении, десятки автобусов и машин сопровождения, волны народа в праздничном одеянии, пение духовенства, заглушаемое людским гомоном. И главное действо, происходящее где-то там, далеко, за церковной оградой. Каждый тогда чувствовал себя причастным к чему-то особенному, важному.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МОГИЛЫ
Крестовоздвиженская церковь, или «толмачёвская», как её теперь называют вязниковцы, продолжает оставаться главным храмом города, являя собой образец благолепия. В чистоте и порядке поддерживается храм, церковная ограда и территория кладбища. Среди более чем десятка старинных надгробий сохранились памятники над прахами именитых горожан и уважаемых жителей города, среди которых вязниковский городничий П.В. Любецкий, «статский генерал» А.А. Акимов, начальник депо станции «Вязники» почётный гражданин Ф.Б. Ланге, врач И.И. Палеховский. Также известны места погребений «повивальной бабки» Е.М. Сурской-Осиповой, педагогов Е.А. Венеранской, Н.С. Максимова, К.Н. Орловского, врачей Е.Г. Тихоновой, П.В Булгакова, родителей Героев Советского Союза Антошкина и Мочалова, брата храмоздателя А.И. Водовозова, протодиакона Н.Б. Цветаева и десятков других горожан. О месте погребения некоторых из них до сих пор нигде не было упомянуто.

Не забыты и места захоронений умерших в годы войны красноармейцев.

Владимир УШАКОВ.
Автор выражает благодарность благочинному протоиерею о. Владимиру Соловьёву, прихожанам Крестовоздвиженской церкви и жителям г. Вязники за помощь при подготовке материала.

На фото:
1. Крестовоздвиженская церковь. Фото 1909 г.
2. Патриарх московский и Всея Руси Алексий II в Вязниках. Фото 1991 г. (фото с сайта Владимира Цыплева \»БЫЛОЕ\»)


Священники, служившие в Крестовоздвиженской церкви после её открытия в 1945 году:

Протоиерей Сергий Васильевич Нефёдов, служил в 1949-1951 гг.
Евгений Никифоров и фронтовик священник Шепотин, служили в 1952 году.
Протоиерей Александр Щербаков, служил в 1952-1953 гг.
Иоанн Оливков, Димитрий Крылов, Василий Крикунов, Александр Переверзев, священники о. Аполлинарий и о. Алексий, фамилии которых, к сожалению, забыты.
Протоиерей Лонгин Тарановский, служил в 1960-1990 гг. Этот батюшка имел все положенные священнику награды, вплоть до открытых Царских врат. Во времена сталинских гонений он был репрессирован в Западной Украине и пробыл в заключении 10 лет.
Более 50 лет старостой церкви была Елизавета Александровна Максимова.
Этот список неполный и составлен по воспоминаниям уже пожилых ныне вязниковцев. Само его наличие говорит о том, что все эти люди оставили о себе Память.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *