крестовоздвиженский собор кий остров

Крестный монастырь на острове Кий

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

Содержание:

Онежский (Кийский) Крестный монастырь — мужской монастырь, расположенный на острове Кий (Онежская губа Белого моря). Основан в 1656 году патриархом Никоном.

Онежский Крестный монастырь принадлежит к числу наиболее труднодоступных, но в то же время наиболее достойных посещения достопримечательностей Русского Севера.

Как и в XVII веке, так и теперь Кий-остров пуст. Только в летние месяцы он видит людей: постояльцев местного дома отдыха, путешественников, а начиная с 1990-х годов — паломников, преимущественно из Онеги. Богослужения в Крестном монастыре совершаются редко, но недавно появилась надежда, что эта ситуация, горькая для монастыря, будет переломлена.

Строительство Крестного монастыря

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

В 1639 году иеромонах Соловецкого монастыря Никон шел Белым морем от острова Анзер. Близ устья Онеги его застигла буря и едва не потопила его лодку. Но, истово помолившись Богу, монах получил спасение и удачно пристал к Кию острову. Тогда же Никон, следуя поморскому обычаю, поставил на острове крест — «на воспоминание того своего спасения».

Прошло тринадцать лет, и Никон вновь посетил остров, некогда спасший ему жизнь. Теперь он был митрополитом Новгородским и сопровождал из Соловецкого монастыря в Москву мощи митрополита Филиппа (Колычёва), умученного по приказу Ивана Грозного. Крест, поставленный им в 1639 году, он обрел в целости и дал обет построить, если Богу будет угодно, на Кие монастырь.

Только в 1656 году, уже будучи Патриархом, он приступил к исполнению своего намерения, испросив соответствующую грамоту у царя Алексея Михайловича.

На первоначальное устроение Онежского Крестного монастыря царь пожаловал 6 000 рублей, а сверх того — рыбные ловли, покосы и пахотные земли, окрестные селенья с 4 537 душами крестьян и самое село Устьенское (с 1780 года — город Онега).

В марте 1657 года уже стояла деревянная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В этом храме был первоначально установлен кипарисовый крест-мощевик, впоследствии поименованный, по месту своего местонахождения, Кийским крестом.

Строительство каменного Крестовоздвиженского собора Онежского монастыря

Одновременно в Крестном монастыре началось каменное строительство. Оно представляло немало трудностей, связанных прежде всего с доставкой на остров белого камня, кирпича, извести и прочего. Каменоломни, где добывали известняк для постройки каменного Крестовоздвиженского собора, находились в среднем течении реки Онеги, там же жгли известь. Кирпич изготавливали ближе, в устье Онеги, на так называемом Белом дворе, принадлежавшем монастырю. Из Онежского устья на Кий-остров строительные материалы доставляли барками, что, конечно, не способствовало быстрому ходу работ.

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий островПатриарх Никон прибыл на Кий-остров в начале 1660 года (по другим сведениям — в конце 1659-го) и прожил здесь около года, что значительно ускорило строительство монастыря.

Ускорение строительных работ с прибытием на Кий Никона удивления не вызывает. Судя по всему, Никон полностью пересмотрел сложившуюся в монастыре за несколько лет систему каменных работ. Есть одна особенность Крестовоздвиженского монастырского собора: его нижняя часть сложена из известняка, материала сравнительно непрочного, тогда как верхняя построена почти полностью из гранита.

Исследователи по этому факту делают предположение: «Монастырские каменоломни находились на материке, далеко от острова, в то же время он по существу весь состоит из гранита. К 1660 г., т.е. к приезду Никона, какая-то часть Воздвиженского храма была уже построена из известняковых блоков. Возможно, Никон счел доставку белого камня издалека нерациональной, тем более что он был хорошо знаком со строительной практикой Соловецкого монастыря, где гранит с успехом использовался в строительстве еще с XVI в. Во время пребывания Никона на Кий-острове именно этот материал стал основным в каменном строительстве».

Естественно, с предпочтением местного материала привозному работа пошла гораздо быстрее. 4 сентября 1661 года Патриарх освятил Крестовоздвиженский соборный храм, 8 сентября — деревянный Всехсвятский храм (он, хотя и в перестроенном виде, сохранился поныне), а 16 сентября — церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня над ископанным им колодцем. Буквально на другой день Никон покинул остров и более не бывал здесь никогда. С его отъездом завершился начальный этап существования монастыря и формирования его архитектурного ансамбля.

История Крестного монастыря на Кий-острове

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

Благополучной история Крестного монастыря была лишь в первые десятилетия его существования. В XVIII—XIX веках он едва сводил концы с концами, хотя в Крестовоздвиженском соборе по-прежнему хранилось немало ценных реликвий и древностей, связанных с Патриархом Никоном.

При основании своем Крестный монастырь был устроен в материальном отношении как нельзя лучше. Вплоть до конца XVII века Крестный монастырь, возвышенный Никоном над всеми другими северными монастырями и архимандричьим управлением, и приданными ему землями и святыней, равной которой не было во всем православном мире, активно строился. Все сколь-нибудь значительные здания возведены здесь именно в эту пору. Начиная с XVIII века монастырь постепенно приходил в упадок, и в XIX столетии обстоятельства его были самые невзрачные — в особенности после разорения в 1854 году англичанами и пожара 1855 года.

Подобно другим удаленным обителям, Крестный монастырь служил не только ковчегом спасения подвизавшимся здесь чернецам, но и тюрьмой. В этом качестве он повидал немало сидельцев. В конце XVII столетия то были мятежные соловецкие иноки. В XIX веке ссыльный контингент был представлен на Кие главным образом раскольниками.

В 1922 году монастырь был закрыт. Реликвии и документы, хранившиеся в нем, частью подверглись разграблению, частью оказались в различных собраниях и архивах. На острове в 1924 году открылся дом отдыха, существующий и поныне. Монастырские здания приспособили под его нужды. В Крестовоздвиженском соборе, как самом поместительном из них, расположился клуб для отдыхающих — со сценой в алтарной части. А деревянная Всехсвятская церковь — современница Никона — долгое время служила жилым корпусом.

Богослужения, хотя и очень нерегулярные, возобновились на монастырском острове лишь в 1990-е годы. В августе 2016 года в Крестовоздвиженском соборе состоялась первая за полтора (по меньшей мере) века архиерейская литургия, давшая надежду на то, что когда-нибудь — пусть и не вдруг и не так скоро — на Кие восстановится полноценная богослужебная и монашеская жизнь.

Крестный Онежский Мужской Монастырь богослужения контакты как добраться расположение на карте

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

Крестный монастырь Кий-острова богослужекния

Регулярных богослужений в храмах Онежского Крестного монастыря не совершается. Добраться до Кий-острова, расположенного в пятнадцати километрах от Онеги, можно только летом, купив однодневную или многодневную путевку в дом отдыха.

Контакты

Как добраться самостоятельно в монастырь на острове Кий

Путешественнику, намеревающемуся посетить Кий-остров, стоит заранее связаться с домом отдыха и забронировать путевку, хотя бы однодневную.

На своей машине до Онеги добраться непросто. Но можно. Например, по дороге Архангельск — Онега с замысловатым номером 11К-572 (около 150 километров). По этой же дороге курсирует автобус №530 «Архангельск — Северодвинск — Онега». Состояние дороги соответствует ее номеру, поэтому некоторые считают более предпочтительным доехать на поезде до станции «Вонгуда», расположенной в 27 километрах от города. От станции до Онеги ходят автобусы, хотя и по странному расписанию.

Существует возможность заказать такси — по телефону визит-центра «Онега». Там же можно и переночевать (а ночевать в Онеге, скорее всего, придется; катер до Кия ходит один-два раза в день, в часы прилива). Таким образом, поездка обещает быть не самой легкой. Но таков Русский Север: его нельзя «просто посетить». Он переключает нас — подчас помимо нашей собственной воли — из регистра «вояж» в регистр «паломничество».

Расположение Онежского Крестного монастыря на карте

Каменные здания Крестного монастыря на острове Кий

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

На фото: Крестовоздвиженский собор Онежского Крестного монастыря.

Ближайшая к Крестовоздвиженскому собору церковь — двухэтажный храм Рождества Пресвятой Богородицы, стоящий несколько южнее соборного храма. Он построен уже в «послениконовскую» эпоху, в 1689 году, из гранита и кирпича. На восток храм Рождества Богородицы выдается одной алтарной апсидой, на запад продолжен двухэтажной трапезной и келарской палатой (назначение этой пристройки, впрочем, не раз менялось — трапезная находилась то в верхнем, то в нижнем этаже здания, «мигрировали» также келарская, ризница и монастырская библиотека).

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

Собственно Богородице-Рождественский храм был верхним. Под ним был еще один, посвященный начиная с 1796 года Рождеству Христову. В 1870-е годы во втором этаже трапезной палаты устроили еще два придела.

Первоначально храм был, по-видимому, одноглавым. По крайней мере, опись 1743 года говорит об одной главе, покрытой лемехом. В 1870-е годы, с устройством двух придельных храмов, на кровле установили еще две главки. Все три примерно в это же время получили металлическое покрытие.

Между церковью Рождества Богородицы и Крестовоздвиженским собором находится колокольня, выстроенная, как и большинство каменных зданий монастыря, из гранитных валунов и кирпича. Ныне ее верхняя часть, представлявшая собой восьмерик, завершенный шатром с главкой, крытой лемехом, разобрана. Колокольня упоминается в монастырских описях с 1693 года. На ней были «часы заводные, стан и одиннадцать колес больших и малых железныя, которыя и минуты являют». С северной стороны к колокольне пристроена усыпальница настоятелей Крестного монастыря. Иногда ее называют еще «часовней Яренгских чудотворцев» или «часовней Иоанна Яренгского».

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

К юго-западу от Крестовоздвиженского собора и Богородице-Рождественского храма расположена надкладезная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Этот храм был выстроен во время пребывания на Кий-острове Патриарха Никона и освящен им же. Он невелик, сложен из гранита и кирпича, своды — кирпичные. Алтарь, снаружи представляющий собой одну граненую апсиду, изнутри отделен от основного помещения стеной с тремя арками, на которой размещался иконостас (согласно описи 1823 года — «простой, крашеной»). Над кровлей храма возвышается единственный барабан, прежде крытый лемехом («чешуею»).

В стену алтаря с наружной стороны храма Происхождения честных древ вмонтирован каменный крест. По всей видимости, этот крест был освящен в связи с освящением ископанного Патриархом Никоном колодца, поскольку храм над ним в это время еще не был построен.

С запада к храму пристроен двухэтажный корпус. История его постройки и «привязки» к церкви пока не выяснена вполне. Как правило, говорится о том, что он возведен или при самом Патриархе Никоне, или в последнее десятилетие XVII века. Документы не подтверждают его постройки при Патриархе, возможно корпус, примыкающий к храму Происхождения честных древ, — позднейшая каменная постройка монастыря.

Деревянные здания Онежского Крестного монастыря

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

На фото: Всехсвятский кладбищенский храм Крестного монастыря — единственная деревянная постройка, сохранившаяся на острове со времен Патриарха Никона.

Самой старой, существующей еще с времен Патриарха Никона, деревянной постройкой Онежского Крестного монастыря является храм во имя Всех Святых. Он стоит на некотором удалении от описанных выше каменных храмов, укрытый от глаз сосновым бором, и отмечает собой место братского кладбища. Всехсвятский храм невелик, принадлежит к простейшему — клетскому — типу деревянных церквей. В течение нескольких столетий своего существования он не раз ремонтировался и перестраивался, причем в начале XX века ремонт происходил под контролем Императорской археологической комиссии, заботившейся о сохранении древнего памятника. С устройством на Кий-острове дома отдыха и храм, и окружавшее его кладбище постигла горькая участь: храм переоборудовали под жилье (в таком виде он оставался до самого недавнего времени), а кладбище вовсе изничтожили.

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий островБыли на острове и другие деревянные церкви. В 1657—1659 годах единственным монастырским храмом являлась деревянная «церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, а в ней крест». С освящением каменного Крестовоздвиженского собора деревянную церковь переосвятили в честь Собора Архистратига Михаила. Просуществовала она, по-видимому, до конца XVII — начала XVIII века. В 1694 году в описи упоминается, что она «обветшала и стоит ветха». А в 1708 году Архистратигу Михаилу посвятили придел на хорах Крестовоздвиженского собора. Стало быть, деревянный храм к этому времени уже не функционировал.

В 1659 году, вскоре после возведения деревянной монастырской ограды, над Святыми воротами была освящена вторая церковь — в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. О ее дальнейшей судьбе нам ничего не известно. Зато можно кое-что сказать о самой ограде. Первую выстроили в 1658 году, и она просуществовала до 1780-х годов. В 1782— 1784 году монастырскую ограду перестроили. А последний ремонт (точнее — полное восстановление после пожара 1855 года) монастырь пережил в 1871 году. Сейчас от монастырской стены остался лишь небольшой участок — что очень жаль, поскольку подобных деревянных оград, характерных для Русского Севера, вообще сбереглось очень мало.

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий островЖилые и хозяйственные постройки в Крестном монастыре возводились также большей частью — кроме уже описанных выше «келий над погребами» и трапезной палаты при Богородице-Рождественской церкви — из дерева. Так, в описании монастыря конца XIX столетия упоминаются «на восточной стороне против святых храмов настоятельский деревянный одноэтажный корпус с мезонином, выстроенный в 1871 году, келии братские деревянные двухэтажные; нижний этаж построен в 1749 году, а верхний в 1760 году. за оградой. хозяйственные деревянные постройки, как то: конный и коровий двор, кузница и баня». Братский корпус XVIII века, упомянутый в этом описании, в начале XX века разобрали, а на его месте возвели новый, частично используя старый материал. Сейчас здесь — один из корпусов для отдыхающих. В настоятельском доме находится администрация дома отдыха.

Источник

КИЙ-ОСТРОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть фото крестовоздвиженский собор кий остров. Смотреть картинку крестовоздвиженский собор кий остров. Картинка про крестовоздвиженский собор кий остров. Фото крестовоздвиженский собор кий остров

К.-О. м. основан патриархом Московским и всея Руси Никоном наряду с Валдайским Святоозерским в честь Иверской иконы Божией Матери и Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мон-рями. Инициатива строительства принадлежала патриарху, иноческий путь к-рого начался на Севере: ок. 1636 г. он принял постриг от прп. Елеазара Анзерского в Троицком скиту Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, а затем служил иеромонахом и игуменом Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря. Известно, что патриарх Никон посещал Кий-остров: в 1639 г., после оставления Соловецкой обители; в 1652 г., когда направлялся в Соловецкий монастырь для перенесения мощей митр. Московского свт. Филиппа (Колычева), и в 1660-1661 гг., в период строительства К.-О. м.

Место для устроения К.-О. м. было выбрано патриархом Никоном по обету. В 1639 г. его судно, следовавшее по Белому м. из Анзерского скита к устью р. Онеги, попало в шторм и было выброшено на берег острова. В память о спасении на Кий-острове игум. Никон водрузил деревянный крест. В 1652 г., вторично посетив остров, Новгородский митр. Никон нашел этот крест невредимым и услышал предание о том, что поморы в молитвах перед крестом «от морского потопления спасаются» (Царская грамота. 1842. С. 244-245).

13 июня 1656 г. царь Алексей Михайлович подписал грамоту с повелением «на том острову церковь поставить и монастырь соградить, именуемый Ставрос», что в переводе с греческого означает «крест» (Там же. С. 245). На строительство сразу было выделено 6 тыс. р. Стремясь подчеркнуть значение новой обители, патриарх Никон заказал в Палестине кипарисовый крест-реликварий (см. Кийский крест), который торжественно отправил из Москвы. «Под звон колоколов всей Москвы» патриарх провожал святыню в далекий путь. К марту 1657 г. крест был установлен в деревянном соборе в честь Воздвижения Креста Господня на Кий-острове.

Первые монахи пришли на остров из Сырьинского мон-ря. В кон. ХVII в. в К.-О. м. числилось 80 насельников, ок. 200 чел. работников и трудников (Ист. описание. 1903. С. 9). После секуляризации К.-О. м. был объявлен второклассным, вскоре пришел в упадок. В 1884 г. в К.-О. м. проживали 4 чел., в 1917 г.- 9 монашествующих. 9 июля 1854 г., во время Крымской войны, на остров высадились англ. войска, разорившие нек-рые постройки. Кийский крест и др. реликвии монахи предусмотрительно эвакуировали на материк. Строения монастыря, уцелевшие после интервентов, пострадали в 1855 г. от пожара, уничтожившего почти все деревянные здания. Восстановление комплекса К.-О. м., производившееся под наблюдением особой комиссии, затянулось на годы. Деньги на работы были выделены только в 1870 г. (Там же. С. 18). Писатель С. В. Максимов, посетивший Кий-остров в 1856 г., сообщал, что мон-рь беден и существует «весьма незначительными и редкими вкладами Соловецких богомольцев» ( Максимов. 1890. С. 70). Среди немногих паломников, останавливавшихся в монастырской гостинице на Кий-острове в нач. ХХ в., был худож. А. Е. Архипов. В 10-х гг. XX в. островные пейзажи привлекли сев. художника и писателя С. Г. Писахова, картины к-рого хранятся в собрании АМИИ (Инв. № 208-ж, 186-ж, 756-ж).

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса.

С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников.

Настоятели

О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов), к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. ХVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в ХIХ в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19).

Материальное положение

Царскими указами начиная с 1656 г. к К.-О. м. были приписаны многочисленные сев. деревни, в к-рых проживало 4537 крестьян ( Иванов. 1899. С. 6). В основу неопубликованной рукописи 1966 г. А. Г. Гемпа «Вотчины и вотчинные крестьяне Онежского Крестного монастыря (2-я пол. ХVII в.)» легли документы монастырского архива ( Гемп. 1966. Л. 1-20). Мон-рь способствовал расширению традиц. промыслов и ремесел сев. населения. Наиболее доходной отраслью экономики К.-О. м. в ХVII-ХVIII вв. был рыбный промысел. Только в 1679 г. «на пропитание братии и того монастыря служебникам и детенышем и приезжим разных чинов людем» израсходовано «356 пудов семги, 888 пудов палтуса, 347 пудов трески, 49 пудов трескового сала», добытых на мурманских тонях (Там же. Л. 6). Рыбу ловили не только в Белом м., но и в озерах и реках. Ежегодно ок. 30 пудов отсылали в Москву «на великого князя обиход на Кормовой дворец оброчные рыбы семги Порожской и Подпорожской волостей», располагавшихся на р. Онеге (Там же. Л. 3). Из этих же волостей рыбу отправляли и на «патриарший обиход». Рыбу добывали крестьяне монастырских волостей, она поступала в обитель в качестве оброка. Кроме того, К.-О. м. снаряжал на отдаленные рыбные промыслы в Кольский у. работников «на лодейках и мелких судах» во главе с монастырскими старцами, к-рые везли с собой правосл. служебники ( Иванов. 1899. С. 10). Традиц. занятием поморских вотчин был «зверобойный промысел» и солеварение. В качестве оброка с крестьян взималось «сало ворванье». К.-О. м. самостоятельно добывал соль на р. Онеге. Соль также взималась в качестве оброка с вотчинных крестьян (в 1679 г.- 1550 пудов). Часть рыбы, звериного сала, соли и др. продуктов и товаров обитель продавала через свои подворья, до 1679 г. не выплачивая таможенных сборов ( Гемп. 1966. Л. 4-6).

Крестьяне, населявшие более юж. вотчины мон-ря, Каргопольский и Турчасовский уезды, занимались земледелием и скотоводством. В 1679 г. с крестьян взималось 500 четвертей «хлебных и всяких припасов». Своего хлеба населению вотчин не хватало, и его выменивали в Каргополе и на Ваге на соль, звериное сало и рыбу. Архим. Сергий писал, что «без покупного хлеба кормитце им будет нечем, потому что живут близко моря, межи мхи и болота и хлеб по вся годы позябает» (Там же. Л. 7-8).

В 1660-1670 гг. положение вотчинных крестьян ухудшилось из-за введения медных денег. Как следует из челобитной архим. Феофана царю, в 1667 г. крестьяне более чем 20 волостей и деревень отказались платить «денежные и всякие оброки и подати царские и монастырские» и «изделий никаких не делают» (Там же. Л. 12). В 1673 г. крестьяне приходили в К.-О. м. и говорили «недобре вежливо», чтобы им «монастырской страды не страдать и за всякие взносы и сделья платить по 2 р. с выти вместо прежних 10». Для расправы с бунтовщиками был послан дворянин со стрельцами. Выступления крестьян усмиряли и при помощи монастырских стрельцов, к-рых набирали из населения вотчин; они получали монастырское жалованье ( Иванов. 1899. С. 34, 36).

В 1682 г. на 3 месяца К.-О. м. был приписан к Новоиерусалимскому Воскресенскому мон-рю, затем указ был отменен. В период преобразований имп. Петра I с вотчин К.-О. м. собирали деньги на «корабельное строение», из монастырской казны направлялись средства на возведение Новодвинской крепости, монастырские крестьяне были ее строителями (Там же. Л. 18). Только в 1702 г. от К.-О. м. потребовали 99 чел. (по одному с 5 дворов), с лопатами, кирками и др. инвентарем, а также 27 лошадей ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь // Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444. Л. 38). В ХVIII в. земли по р. Онеге, богатые лесными угодьями, стали интересовать иностранцев. С 1756 г. при мон-ре на рогу (мысе), как на удобном и безопасном месте для пристанища всякого рода судов, устраивалась купеческая лесная биржа с таможней. На рейде у Кий-острова была стоянка и осуществлялась погрузка судов с лесоматериалами. Англ. купец У. Гом в юго-вост. части острова выстроил лесную биржу. Остров стал местом временного хранения лесоматериалов. За период навигации корабли совершали до 70 рейсов к острову. Лес доставляли на корабли, стоящие на рейде, на плоскодонных лодках ( Пошман. 1866. С. 144; Максимов. 1890. С. 68-70). В нач. ХIХ в. на содержание К.-О. м. из казны ежегодно выделялось 1684 р. 66 к. Монастырю были оставлены более 193 дес. земли с лесными угодьями на материке, из к-рых 150 дес. занимали леса. Земли сдавались в аренду, от чего К.-О. м. получал небольшой доход.

Подворья

Во 2-й пол. ХVII в. К.-О. м. вел строительство подворья в Архангельске, в Устьянской вол. (Усть-Онеге), имел «дворы» в Москве, Каргополе и Турчасове, фактории на Терском берегу Белого м.- на реках Поной и Лахта и в зал. Мурман. Фактории были предназначены для продажи или обмена монастырских товаров на товары, привозимые иностранными судами. Дольше всех просуществовало подворье в Онеге, сгоревшее в 1886 г. На его месте был построен флигель, а в 1888 г.- часовня Успения Пресв. Богородицы. «Назначение сей часовни собственно для приходящих богомольцев, следующих в Соловецкий монастырь». Сохранился ее чертеж (ГААО. Ф. 29. Оп. 3. Т. 3. Д. 3489. Л. 18; Оп. 4. Т. 3. Д. 708, 892; [Легатов]. 1890. С. 19).

Монастырская тюрьма

Подобно Соловецкому и другим мон-рям, К.-О. м. был местом ссылки и заточения. В 1721 г. в К.-О. м. был сослан запрещенный в служении иеродиак. Иоасаф «за оскопление себя» и побег из с.-петербургского Александро-Невского мон-ря (ОДДС. Т. 1. С. 428), в 1722 г.- насельник Козеручьевского Спасского мон-ря Архангельской губ. иером. Виталий. В 1730 г. в К.-О. м. на 12 лет сослали лишенного сана Воронежского еп. Льва (Юрлова), в 1770 г.- насельника Мгарского в честь Преображения Господня мон-ря иером. Вениамина († 1771). В ХIХ в. в К.-О. м. ссылали раскольников. В 1825-1843 гг. здесь пребывал раскольник Исаия Алексеев, сосланный по повелению императора. Другой раскольник, Димитрий Алексеев, умер в мон-ре, отсидев 25 лет (1830-1855), но так и не раскаявшись. В 1838-1843 гг. «за побег к раскольникам» и исполнение у них треб в К.-О. м. был отправлен лишенный сана священник Тамбовской губ. Е. Парфеньев (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1456. Л. 1-180; Д. 1463. Л. 1-63). Данных о раскольниках в монастырских вотчинах мало. П. И. Иванов приводит слова из письма стольника В. П. Поскочина о рассылке по приходам новых «служебников»: «А какой поп не будет служить по служебникам Патриарха Никона, того посылать в монастырь и сажать на цепь муку сеять» ( Иванов. 1899. С. 36). Земли бывшей вотчин обители после секуляризации вошли в Онежский у., «едва ли не единственный в Архангельской губернии, в котором почти нет раскольников» (Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3. С. 3).

Строительство в монастыре

Сохранились каменные собор Воздвижения Креста Господня (1657-1661), ц. в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (1661) с примыкающими каменными кельями (1753) на погребах (1693), ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной и келарской палатами, колокольней и усыпальницей (1689), деревянная ц. во имя Всех святых (1661), фрагмент деревянной ограды с башней (1871), деревянные настоятельский (1871) и братский корпуса (1903).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *