кресты на православных храмах фото
ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Форма креста
Четырехконечный крест
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Католический крест | Православный крест |
Полумесяц в основании Креста?
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.
Символы на купольном кресте храма
Как известно, крест – главный символ в христианстве, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. На нашей груди всегда висит крест, крестом мы осеняем себя во время молитвы, изображения крестов есть на церковной утвари, облачениях священнослужителей, иконах… И, конечно, мы не можем представить себе храм без креста на его куполе.
Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо.
Ранее мы писали о том, что значат надписи и символы на нательном православном кресте. Сегодня же расскажем какие бывают кресты на куполах храма.
Стоит сразу сказать, что крест ставится на верх храма по особым правилам.
На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами-символами.
Полумесяц (цата). Под крестом мы можем увидеть полумесяц. Некоторые ошибочно трактуют этот символ как «победа над мусульманским миром». Также можно услышать, что подобные кресты с полумесяцем ставятся в тех городах, где, кроме православного храма, есть мечеть. Это, конечно, заблуждение. На самом деле, этот символ встречается еще со времен постройки древних храмов. Такой крест своим изображением напоминает якорь – символ надежды христиан на Спасение. Также полумесяц внизу креста похож на евхаристическую чашу.
Виноград. Часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа, единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1).
Процветшие побеги. Крест, из основания которого растут побеги, называют «процветшим». Такой растительный орнамент является символом древа жизни, возрождения, Райского Сада.
Капли крови. На купольных крестах бывают цепи с бусинами, которые в народе называют «слезками». Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.
Голубь на купольных крестах – символ Святого Духа.
Корона. На некоторых наглавных крестах на вершине можно увидеть корону. Такой символ, с одной стороны, указывает на Небесного Царя, а, с другой, говорит о том, что храм был построен по указу и на пожертвования правящего российского императора.
Звезды на кресте напоминают нам о Вифлеемской Звезде, которая привела волхвов к рожденному Спасителю. А солнце в центре креста символизирует Свет Жизни.
Ангелы и херувимы. Любопытно, но у храмов, как и у людей, есть свои Ангелы-Хранители. Их изображения можно встретить на крестах, а также в виде статуй и барельефов.
Ангел на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Великий Новгород. Часть 6. Кресты церквей.
Каждый бог имел свой знак. Богов было много. Боги делились на пантеоны. Высшим считался пантеон космических богов. Собственно, подавляющее большинство храмов и посвящалось богам космического (небесного) пантеона. Кроме отличий в знаках на крестах, храмы посвященные разным богам еще отличались и архитектурной концепцией. Например храмы посвященные солнечным богам в обязательном порядке имели алтари, а алтари располагались строго по направлению точки восхода солнца соотвествующей этому самому богу. То есть в случае храма посвященного богу молодого зимнего солнца Коляде, храмы всегда имели алтари ориентированные на юго-восток, ибо зимой солнце встает поздно. Храмы посвященные богу весеннего ярого солнца Яриле (Яру), всегда были ориентированы на северо-восток, ибо летом солнце встает рано. Храмы посвященные богу осеннего умирающего солнца Хорсту ориентировались алтарем в значениях близких к астрономическому востоку, потому что подавляющее большинство отмечаемых дат и праздников связанных с Хорстом приходились на начало осени (осень начиналась со дня осеннего равноденствия). Это благодарение за урожай, проводы птиц, иные даты и праздники, и даже встреча Нового года. Напомню, что на Руси Новый год на Хорста отмечался вплоть до 1700 года, до так называемой календарной реформы Петра I. Правда тут важно отметить и то, что были периоды, когда Новый год отмечали и на Яра (Ярило), и на Коляду. Мы сейчас отмечаем его как раз на Коляду. Все нестыковки в датах, то есть подвижки в несколько дней, исключительно из-за погрешности календарей на протяжении веков.
Если храмы солнечным богам объединялись, то алтари имели две или три апсиды. При этом окна каждой из апсид часто смещались в сторону относительно оси симметрии, таким образом дополнительно характеризуя принадлежность соответствующему богу. Условно схема такова.
И в Новгородском музее и в Новогородской Софии можно увидеть крест Хорста с распятием Христа.
Так, суть ясна, переходим к примерам.
Для начала вот такой крест. Он хоть и не первородно древний, однако всё же достаточно старый и в основном сохранил первичную стилистику и атрибутику. Сейчас, к большому сожалению, даже подобного типа крестов осталось крайне мало, считанные единицы. Это крест Дмитровского собора во Владимире.
Сейчас у староверов это выглядит вот так. Знак Перуна ниже, а выше знак Инглии, веры первопредков.
Позднее со временем была трансформация изображений, но суть в общем-то оставалась прежней. Равносторонний крест с символикой на торцах. Такого примерно типа кресты с незначительными визуальными изменениями были массовыми вплоть до начала 20 века. Повсеместно. По всей стране. И даже за её пределами. И даже ангелы на шпилях были с такого типа крестами. Вот фото питерской Петропавловки.
А сейчас на кончиках крестов современной Русской Православной Церковью как правило стал изображаться просто крестик или любой профильный декор. Если церковь соотносится каким-то образом, допустим, с морем и моряками, то будет символ корабельного якоря. Последним писком моды стала сюрреалистичность. Как говорится, лишь бы пипл хавал, просто бизнес. Вот подобный пример, как раз с якорем. Жуть.
С развитием печатного дела внутри кружочков на торцах крестов стали появляться рисованные изображения, в основном Христа, Марии и разных святых. Как на этом фото.
Теперь, когда основную теоретическую часть я разъяснил, вернемся в Новгород. Да, пока не забыл. Кому эта тема интересна, все подробности найдете в моей статье 2016 года, она подробная, состоит из 5 частей, вот ссылка на 1 часть. Далее по порядку.
Итак Новгород. Сперва два ролика. Они уже были в статье в предыдущих частях, но надо их снова показать. Для наглядности. Это София в Кремле и церковь на Знаменской улице.
Вот кресты Софийского собора на фото. Суть у них одна, отличаются лишь стилистически. Левый крест больше сохранил старое наследие, правый крест меньше. Между прочим, крест который справа, был во время войны вывезен в Испанию и возвращен в Россию в 2004 году.
Как эти кресты выглядели изначально вам уже теперь понятно. На левом кресте на торцах вокруг кружочка никаких дополнительных крестиков не было. Там внутри кружочка просто был символ бога которому предназначался храм. Правый крест это вообще авангардизм какой-то. Думаю после реформы 1905 года, ибо в путеводителе за 1891 год есть картинка Софии и там вот такие кресты. Кликабельно.
Все тоже самое как с Софией. Там один из крестов точно такой. Новодел. Никаких крестиков вокруг кружочка быть не должно. Знак бога должен быть внутри кружочка. Исходя из того, что за пределы кружочка вынесены знаки в виде равностороннего креста, напрашивается вывод о том, что изначально внутри кружочка и был равносторонний крест. То есть знак Хорста. Как на кресте Дмитровского собора во Владимире, чье изображение я показал в начале этой части статьи.
Далее. Спас на Ильине. Новодел. Причем откровенный.
Церковь Федора Стратилата. Новодел. Но стилизованный под старину. Все тоже самое. Опять крестики снаружи кружочка.
Еще пара фоток и заканчиваем.
Красным я выделил перечень земель, это практически весь Северо-Запад современной России. Голубым выделил приказ боярам и христианским священникам на то, что нужно делать с язычниками. Полностью можно прочитать здесь. По ссылке вы найдете еще три документа подобного типа. Правда с этими документами тоже по всей видимости не всё чисто. Это не оригинальный текст, а современная переписка, список, копия, для историков. Лично меня очень смущают фразы про беспутство. У язычников, насколько я знаю, с этим было как раз всё очень строго. Тут прямая аналогия с князем Владимиром крестителем Руси, который по Повести временных лет пребывая в язычестве вел себя крайне распутно и разнузданно, мягко говоря. А затем приняв христианство одумался и стал благочестивым. Очень похоже на то, что эти и подобные им документы писались примерно в одно время и в одном месте. Так же смущает словосочетание «православные христиане». Сейчас в исторической литературе почти повсеместно употребляется именно эта фраза. Однако если поднимать документы в подлиннике, то есть оригиналы, даже те что датируются уже 20 и 21 веком, мы увидим совершенно иную трактовку. Там будут фразы «ортодоксальные христиане», «правоверные христиане» и пр.. В общем, если вдруг, ну случайно, у кого-нибудь из моих читателей найдется фото подлинника этого и подобных документов, выложите пожалуйста в комментариях. Буду крайне признателен. Эта тема в историографии крайне табуирована, нарочито искажена и мало изучена. Энтузиасты вроде меня весь материал собирают по крохам. Правда, тут еще большой вопрос, а существует ли оригинал вообще в природе? Запросто могут сказать что оригинала нет, а есть копия, да еще и какая-нибудь восстановленная.
На последнем фото Макошь.
Ладно, что-то меня опять понесло.
Давайте снова сделаем перерыв. С крестами пожалуй разобрались. Следующую часть наверное сделаю последней. Еще немного будет профильного материала и потом выводы.
Ссылки:
1 часть Возраст города
2 часть Дендрохронология
3 часть Мостовые
4 часть Церкви
5 часть Исторический подлог