манифестное и латентное кодирование

Манифестное и латентное кодирование

Известно, что СМИ являются своеобразным индикатором бытующих в общественном сознании представлений. В то же время они являются мощным средством формирования общественного мнения. Анализ образа психиатрии, психической патологии, вообще проблем, связанных с психическим здоровьем, которые представлены в СМИ, позволяет получить ценную информацию об отношении общества к психически больным, к психиатрической помощи, к психиатрам и психиатрии в целом. Общественное мнение, отраженное в материалах прессы, может явиться одним из индикаторов эффективности деятельности психиатрических служб, адекватности организационных и правовых аспектов их деятельности. В связи с этим психиатры и иные специалисты психиатрических служб в своей работе должны учитывать фактор влияния средств массовой информации, который они могут оказывать на общественное мнение при обсуждении вопросов психического здоровья, образа психически больного, психиатра, психиатрии в целом. Особо наглядно эту тенденцию можно было проследить в конце 80-х г.г. прошлого столетия, когда волна демократических преобразований в стране вынесла на широкое обсуждение проблемы советской психиатрии, правового положения психически больных и многие другие вопросы. На страницах центральных газет появился настоящий шквал публикаций, которые были посвящены положению психически больных в обществе, условиям их содержания в психиатрических больницах, описанию образа психиатра, характеристике советской психиатрии. Характерной чертой практически всех публикаций того времени был жесткий, обличительный тон в адрес психиатров, которые представлялись как основные виновники всего происходящего, пособники существующей системы. В рамках научной программы НЦПЗ РАМН в 1987-90 г.г. было проведено специальное социологическое исследование, основной целью которого было изучение общественного мнения о службах психического здоровья и психически больных. Исследование проводилось под руководством д.ф.н,, социолога по специальности, В.О.Рукавишникова [1,2]. Важное место в этом исследовании занял анализ публикуемых в средствах массовой информации статей о психиатрии, психически больных и психиатрах [1]. К сожалению, в течение последующих лет подобные исследования практически не проводились [3].

Между тем, в последние годы проблема психиатрии находит все большее отражение на страницах газет. Возникает закономерный вопрос, каким образом изменилась ситуация за истекшее время.

Целью настоящей работы является анализ образа психиатрии в прессе в контексте проблемы совершенствования службы психического здоровья.

Материалы и методы. Для анализа статей, касающихся психиатрии и психического здоровья был использован метод контент-анализа.

Контент-анализ является методом выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Этот тип анализа относится к неопросным методам исследования, так как при сборе материала отсутствует влияние исследователя на изучаемый объект. Суть метода заключается в выделении в соответствии с целями исследования определенных смысловых единиц содержания и систематическом замере частоты упоминаний этих единиц в определенной совокупности публикуемых текстов. К середине 50-х годов исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию определенных слов, относящихся к определенным категориям в тексте, а связям между категориями, для чего особое внимание обращается на совместную встречаемость слов различных категорий.

Выбор этого метода в нашем исследовании определяется несколькими факторами. Контент-анализ традиционно используется при анализе СМИ. Еще в 1910 г. Макс Вебер [8] на первом заседании Германского Социологического общества предложил использовать его для анализа газетных текстов. Это связано с его эффективностью при решении проблем, предполагающих изучение больших объемов текста с использованием выборки и сложным кодированием, а также возможностью получить информацию, скрытую при поверхностном наблюдении. Когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит. Этот метод позволяет сделать вывод о личностных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и пр.

В отличие от элементарного содержательного анализа, метод контент-анализа позволяет получить информацию отвечающую ряду критериев качества, таким как объективность, надежность и валидность.

В качестве информационного источника была использована база данных Cros, которая включает 2 500 000 статей периодической печати из газет, еженедельных изданий и журналов за 1995-2002 годы. Для определения основных тем статей были отобраны публикации за 2000-2002 г.г., опубликованные в центральной печати, включающие хотя бы одно из следующих слов или словосочетаний «психически больной», «психиатрия», «психиатрический» во всех возможных грамматических формах. Таким образом, было отобрано 3800 статей. Из них методом случайного выбора была сформирована 20 % выборка (760 статей). Из полученной выборки были исключены статьи, не имеющие прямого отношения к психиатрической тематике (таких публикаций оказалось 562), в результате чего было отобрано 198 статей.

Каждая из отобранных статей классифицировалась по следующим параметрам: основная и побочная тема статьи, издание, размер статьи, вид публикации, профессия автора (таблицы №№ 1а, 1б, 1в).

Источник

Как провести исследование средствами контент-анализа

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Существует множество методов получения социологической информации, основанных на прямом взаимодействии с людьми (опросы, фокус-группы, наблюдение). Возможность того, что сам исследователь оказывает влияние (даже простым своим присутствием) на изучаемые им процессы. В случае же с анализом уже существующих текстов, такая проблема снимается. Действительно, измерение социального поведения на основе социальной информации, «разлитой» вокруг.

Текст – написанное, видимое или произнесенное в некотором пространстве коммуникации; включает книги, статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки и пр.

Изучение семейных портретов, относящихся к различным историческим эпохам, для выявления по позам моделей существующих в обществах гендерных отношений.

Антропологи, изучающие особенности урбанизированной культуры, анализировали содержание мусорных свалок, чтобы получить представление о стилях жизни горожан по тому, что выбрасывается, то есть считается мусором (к примеру количество бутылок указывает на уровень потребления алкогольных напитков и пр.).

Интерес к музейным экспонатам замеряли, фиксируя различную стоптанность пола в разных отделах музея.

Анализировали зачетные книжки студентов вузов для выявления того, влияет ли высокая успеваемость в студенческие годы на возникновение впоследствии проблем психологического характера.

Тексты массовой информации выступают незаменимым источником социологической информации. Объективный систематический анализ совокупности текстов дает исследователю надежную информацию об имплицитно присутствующих намерениях коммуникатора, может с помощью количественных индикаторов показать, являются ли предположения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными.

Две группы методов анализа документов: количественно-качественные (содержательный анализ документов с использованием статистических методов) и качественные (направлены на выявление смысла медиа-сообщений и их воздействия на аудиторию).

Контент-анализ

Метод количественно-качественного анализа содержания текстов.

КА используется около 100 лет, область его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, социологию, политические науки, образование, психологию.

Сферы практического применения: государственное и муниципальное управление, связи с общественностью, политологические исследования.

Применяли при исследовании пропагандистской политики государств-участников Второй мировой войны; выявлении причин суицидального поведения; использования гендерных стереотипов в рекламе, анализе программ и заявлений политических партий; при изучении образа того или иного явления, конструируемого в СМИ; темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; идеологический тон газет и учебников; тенденции, отражаемые прессой.

Полезен при исследовании проблем трех типов:

1. плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например многолетних подшивок газет) с использованием выборки.

3. для выявления в тексте таких сообщений, которые трудно увидеть поверхностным взглядом. (специфика бесед в мужских и женских группах: хотя и могут не осознавать, но в женских беседы сосредотачиваются преимущественно на межличностных и социальных отношениях, в то время как мужчины больше говорят о достижениях и на темы, связанные с агрессией).

КА включает в себя одновременно случайную выборку, точное измерение и операциональную работу с понятиями.

Тщательное измерение является решающим в КА, поскольку исследователь рассматривает расплывчатые и неясные символические формы коммуникации и превращает их в точные, объективные количественные данные.

Пример: как часто в телеспектаклях пожилые люди изображаются в негативном плане.

Нас интересует конструкт «негативный стереотип пожилого возраста». Проводим концептуализацию данного конструкта с целью разработки индикаторов измерения этого явления.

Результат концептуализации – перечень стереотипных характеристик или представлений о пожилых, используемых в СМИ (физическая немощь, забывчивость, чудаковатость, глухота, медлительность, болезненность, неспособность ухаживать за собой и пр.).

В ходе исследования выясняем среди прочего, что хотя среди людей в возрасте свыше 65 лет лишь 5% нуждаются в уходе, 50% пожилых людей в телепередачах изображаются неспособными ухаживать за собой = очевидно наличие негативной стереотипизации.

Как провести исследование средствами контент-анализа

Готовим «пакет документов», включающий программу и инструментарий исследования.

Программа анализа документов кроме общих требований к программе социсследования (обоснование и формулировка проблемы, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, гипотезы, описание выборки) + содержит описание методики исследования (классификатор, определение единиц анализа, единиц счета).

+ Инструментарий: описываем инструментарий для измерения и регистрации данных (разрабатываем образцы регистрационных карточек, методические документы по работе с текстом – правила кодирования) + программу обработки и анализа полученных данных.

Выборка. Часто используется при проведении КА в силу работы с большими массивами текстов. Для начала определяют популяцию и элементы выборки.

Популяция: все слова, предложения, абзацы или статьи в документах определенного вида, относящихся к определенному периоду времени. Может включать все беседы, ситуации, сцены, эпизоды, показанные в телепередачах определенного типа в течение некоторого времени.

Обычно в качестве единицы анализа выбираются статьи/номера, новостные сюжеты/выпуски новостей.

Определяются с теми СМИ (газетами, каналами), которые должны быть представлены в выборке; затем – с периодом времени.

Сколько в среднем статей содержит одно издание?

Сколько раз в месяц оно выходит?

= Обрисовывается популяция (генеральная совокупность). Рамочные параметры для выборки задаются вот этой вот совокупностью.

Затем принимается решение об объеме и виде выборки.

Стратификация по журналам (каналам): общий объем выборки/на количество каналов (изданий). + стратификация по временным периодам (по 12 месяцам). Избегать систематической выборки, лучше – случайную (по таблице, в которой отражены все статьи/номера (сюжеты/выпуски).

Классификатор (система кодирования) разрабатывается исходя из цели исследования.

Конструкты в КА операционализируются в рамках системы кодирования – совокупности инструкций/правил для фиксирования и записи содержания, выделяемого из текста на систематической основе. Исследователь соотносит систему кодирования с типом текста или коммуникационного пространства, которые являются объектом изучения (телеспектаклем, романом, оперой, рекламными фотографиями, газетными статьями, телевизионными выпусками новостей и пр.).

Манифестное (открытое, явное) кодирование. Кодирование содержания текста, лежащего на поверхности. То есть подсчитывается частота появлений фразы/словосочетаний/слова в тексте; количество определенных действий (к примеру прикосновений), представленных на фотографиях или в видеосценах. Тогда система кодирования включает перечень терминов, или действий, помещенных в тексте.

Манифестное кодирование весьма надежно, поскольку фраз/слово/действие может либо наличествовать, либо отсутствовать. Но оно не принимает в расчет коннотации слов и фраз, их значения в контексте, возможность использования в различных значениях и пр.

Латентное(скрытое) кодирование. Также называется семантическим анализом. Ищет скрытые, имплицитные значения содержания текста. Система кодирования должна следовать общим правилам, устанавливающим принципы интерпретации текста и определяющим, имеют ли место те или иные темы/значения.

Менее надежно. Зависит от степени владения исследователя языком и общепринятыми значениями. Тем не менее латентное кодирование может быть валиднее манифестного, поскольку люди передают значение множеством неявных способов – в зависимости от контекста/использования тех или иных слов и пр.

Пример вопросов для латентного кодирования телеспектаклей при изучении распространяемых СМИ стереотипов пожилого возраста:

1. Характеристика телеспектакля. В каком спектакле? Когда вышел в эфир? По какому каналу? Длительность. Чему посвящен телеспектакль? Как расположена в сетке вещания?

2. Пожилые люди в данной статье. Какова доля пожилых людей в данном спектакле? Играют ли они значимую роль в спектакле? Их пол, статус и пр.

3. Характеристики пожилых людей. Какими характеристиками обладают герои пожилого возраста?

4. Позитивный или негативный образ пожилого человека. Определите рейтинг позитивности/негативности для каждого пожилого героя, задействованного в спектакле. К примеру: 5 – весьма позитивный, 4 – позитивный, 3 – нейтральный, 2 – негативный, 1 – весьма негативный, 0 – противоречивый.

Можно использовать и то и другое кодирование в одном исследовании. Если в использовании двух подходов нет противоречий, результат будет надежнее; если же эти виды кодирования используются несогласованно, то необходимо будет проверить операциональные и теоретические дефиниции.

Выявляют единицы контекста, смысловые единицы, единицы счета; наличие в единице контекста смысловой единицы.

Могут использоваться самые разные смысловые единицы: ключевые слова, темы сюжетов или газетных статей, характеристики персонажей пр. – зависит от целей и задач исследования. Фиксировать не только смысловые единицы, выраженные словом, но и уметь выделять смысловые единицы, выраженные в суждении или теме. Избегать слишком общих, либо слишком дробных категорий, двусмысленностей и пересечения признаков нескольких категорий.

Дополнительно используются и другие единицы КА: единицы записи, единицы контекста и единицы счета. В несложных проектах все три являются тождественными.

В качестве единицы счета могут быть использованы ключевые слова, которые относительно легко можно выделить в тексте.

В основу системы кодирования должна быть заложена по крайней мере одна (несколько) из следующих четырех характеристик содержания текста: частоты, направленности, интенсивности, пространства.

Частота. Это всего лишь фиксация и подсчет, имеет ли нечто место или нет, а если да, то как часто.

Пример: какова доля программ, в которых появляются пожилые люди, среди остальных программ?

Направленность. Указание направления сообщений внутри содержания некоего континуума (позитивный/негативный, поддерживающий/ опровергающий характер).

Пример: разработать перечень способов показа ситуаций, в которых действуют пожилые люди. Это могут быть позитивные способы показа (дружелюбный, мудрый, уравновешенный человек), или негативные (тупой, самовлюбленный и прочее).

Интенсивность. Анализирует силу и мощь сообщения в заданной направленности.

Пример: негативная характеристика может быть смягчена (забывает ключи, когда уходит из дома) или преувеличена (не помнит, как его зовут).

Пространство. Фиксируется размер сообщения или дается количественная характеристика пространства, им занимаемого.

Система кодирования зависит и от единицы анализа (видеосюжет или статья).

Письменный текст: подсчет слов, предложений, абзацев, или места отведенного на странице (в кв. см).

Аудио-, видеотексты: количественные характеристики времени.

При измерении в КА используется структурированное наблюдение: систематическое, тщательное наблюдение, основывающееся на письменно оформленных правилах. Правила поясняют способы категоризации и классификации наблюдений. Начинают с формулирования правил кодирования.

В дополнении к правилам кодирования исследователь создает таблицу записи (форму кодирования), в которую вносится информация.

Для каждой единицы анализа составляется отдельная таблица записи (использовать файловый карточки). В каждой таблице записи должно быть место для указания порядкового идентификационного номера единицы анализа и свободное пространство для информации о каждой переменной.

Производят отбор документов для анализа в соответствии с требованиями к выборке.

Выполняют кодирование отобранных текстов.

Использовать компы удобно. Специальные компьютерные программы для поиска слов или фраз, и, таким образом, переложить на компьютер всю работу по кодированию. Здесь необходимо представить текст в форме, пригодной для компа.

Результаты кодирования обрабатываются и анализируются с целью доказательства выдвинутых гипотез. На этапе обработки данных подсчитываются частоты, процентное распределение и другие статистические показатели. Устанавливают связь результатов исследования с внетекстовой реальностью.

Дискурсивный анализ: Шевченко А.Ю. Дискурсивный анализ материалов МК.

Традиционный анализ: В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования. – стр. 214.

Источник

Манифестное и латентное кодирование

Известно, что СМИ являются своеобразным индикатором бытующих в общественном сознании представлений. В то же время они являются мощным средством формирования общественного мнения. Анализ образа психиатрии, психической патологии, вообще проблем, связанных с психическим здоровьем, которые представлены в СМИ, позволяет получить ценную информацию об отношении общества к психически больным, к психиатрической помощи, к психиатрам и психиатрии в целом. Общественное мнение, отраженное в материалах прессы, может явиться одним из индикаторов эффективности деятельности психиатрических служб, адекватности организационных и правовых аспектов их деятельности. В связи с этим психиатры и иные специалисты психиатрических служб в своей работе должны учитывать фактор влияния средств массовой информации, который они могут оказывать на общественное мнение при обсуждении вопросов психического здоровья, образа психически больного, психиатра, психиатрии в целом. Особо наглядно эту тенденцию можно было проследить в конце 80-х г.г. прошлого столетия, когда волна демократических преобразований в стране вынесла на широкое обсуждение проблемы советской психиатрии, правового положения психически больных и многие другие вопросы. На страницах центральных газет появился настоящий шквал публикаций, которые были посвящены положению психически больных в обществе, условиям их содержания в психиатрических больницах, описанию образа психиатра, характеристике советской психиатрии. Характерной чертой практически всех публикаций того времени был жесткий, обличительный тон в адрес психиатров, которые представлялись как основные виновники всего происходящего, пособники существующей системы. В рамках научной программы НЦПЗ РАМН в 1987-90 г.г. было проведено специальное социологическое исследование, основной целью которого было изучение общественного мнения о службах психического здоровья и психически больных. Исследование проводилось под руководством д.ф.н,, социолога по специальности, В.О.Рукавишникова [1,2]. Важное место в этом исследовании занял анализ публикуемых в средствах массовой информации статей о психиатрии, психически больных и психиатрах [1]. К сожалению, в течение последующих лет подобные исследования практически не проводились [3].

Между тем, в последние годы проблема психиатрии находит все большее отражение на страницах газет. Возникает закономерный вопрос, каким образом изменилась ситуация за истекшее время.

Целью настоящей работы является анализ образа психиатрии в прессе в контексте проблемы совершенствования службы психического здоровья.

Материалы и методы. Для анализа статей, касающихся психиатрии и психического здоровья был использован метод контент-анализа.

Контент-анализ является методом выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Этот тип анализа относится к неопросным методам исследования, так как при сборе материала отсутствует влияние исследователя на изучаемый объект. Суть метода заключается в выделении в соответствии с целями исследования определенных смысловых единиц содержания и систематическом замере частоты упоминаний этих единиц в определенной совокупности публикуемых текстов. К середине 50-х годов исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию определенных слов, относящихся к определенным категориям в тексте, а связям между категориями, для чего особое внимание обращается на совместную встречаемость слов различных категорий.

Выбор этого метода в нашем исследовании определяется несколькими факторами. Контент-анализ традиционно используется при анализе СМИ. Еще в 1910 г. Макс Вебер [8] на первом заседании Германского Социологического общества предложил использовать его для анализа газетных текстов. Это связано с его эффективностью при решении проблем, предполагающих изучение больших объемов текста с использованием выборки и сложным кодированием, а также возможностью получить информацию, скрытую при поверхностном наблюдении. Когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит. Этот метод позволяет сделать вывод о личностных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и пр.

В отличие от элементарного содержательного анализа, метод контент-анализа позволяет получить информацию отвечающую ряду критериев качества, таким как объективность, надежность и валидность.

В качестве информационного источника была использована база данных Cros, которая включает 2 500 000 статей периодической печати из газет, еженедельных изданий и журналов за 1995-2002 годы. Для определения основных тем статей были отобраны публикации за 2000-2002 г.г., опубликованные в центральной печати, включающие хотя бы одно из следующих слов или словосочетаний «психически больной», «психиатрия», «психиатрический» во всех возможных грамматических формах. Таким образом, было отобрано 3800 статей. Из них методом случайного выбора была сформирована 20 % выборка (760 статей). Из полученной выборки были исключены статьи, не имеющие прямого отношения к психиатрической тематике (таких публикаций оказалось 562), в результате чего было отобрано 198 статей.

Каждая из отобранных статей классифицировалась по следующим параметрам: основная и побочная тема статьи, издание, размер статьи, вид публикации, профессия автора (таблицы №№ 1а, 1б, 1в).

Источник

Лечение железодефицитной анемии и дефицита железа

Лечение железодефицитной анемии и дефицита железа

О современных представлениях коррекции дефицита железа и основных характеристиках железосодержащих препаратов, принципах их выбора и дозирования при железодефицитных состояниях.

Диета при железодефиците и источники железа в пище

Основным источником железа для человека являются продукты животного происхождения. В природе железо существует в двух химических формах: 2-валентное (гемовое) и 3-валентное (негемовое). Гемовое железо хорошо всасывается в кишечнике. Наиболее богаты гемовым железом мясо, особенно говядина, кровяная колбаса. В птице и рыбе гемового железа гораздо меньше. Печень (свиная и телячья), почки, сердце, ливерная колбаса богаты ферритином и гемосидерином, содержащими негемовое железо (последнее плохо всасывается в желудочно-кишечном тракте). Много негемового железа содержится в некоторых марках красного вина, фруктовых соках, яблоках, гранатах, гречневой крупе, молочных продуктах, яйцах, орехах и шоколаде. Биодоступность такого железа минимальна, и все эти продукты не являются источником железа. Вегетарианство является мощным фактором риска железодефицитной анемии (ЖДА) в любом возрасте. При этом в рацион должны входить зелень, овощи, фрукты, т. к. усвоение железа улучшается при наличии в пище витамина С. Всасывание железа ухудшают танин (содержащийся в чае и кофе), фитин (содержащийся в рисе, соевой муке), молоко и творог из-за высокого содержания кальция. Поскольку усвоение железа из пищи ограничено, медикаментозная терапия анемии является основной.

манифестное и латентное кодирование. Смотреть фото манифестное и латентное кодирование. Смотреть картинку манифестное и латентное кодирование. Картинка про манифестное и латентное кодирование. Фото манифестное и латентное кодирование

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1993 – 2005 годах проведено глобальное исследование, показавшее, что 24,4% всех жителей земного шара страдает разными формами анемии. Чаще всего анемия встречается у детей дошкольного возраста (47% от общей популяции), беременных женщин (41,8%) и небеременных женщин детородного возраста (30,2%). В структуре анемий: 37% занимает железодефицитная анемия, 27% – анемия при хронических заболеваниях (АХЗ).

Среди женщин фертильного возраста лидирующие позиции занимает железодефицитная анемия (ЖДА). Анемический синдром является самым частым гематологическим синдромом, встречающимся в клинической практике. Анемия – это не диагноз, а только синдром, требующий особого алгоритма дифференциальной диагностики.

Исследование ВОЗ свидетельствуют о том, что ЖДА является третьей по распространенности причиной временной потери трудоспособности у женщин в возрасте 15–44 лет. Наряду с собственно ЖДА существует скрытый дефицит железа, который в Европе и России составляет 30–40%, в отдельных регионах – 50–60%. По данным ВОЗ, дефицит железа определяется у 20–25% всех младенцев, 43% – у детей в возрасте до 4 лет и до 50% – у подростков (девочки). Таким образом, наиболее частыми анемиями как в Беларуси, так и в других странах, являются ЖДА и АХЗ. Анемия является ведущим фактором ухудшения самочувствия пациента, по приблизительным оценкам ею страдают 2,4 млрд населения земного шара.

Основными причинами развития железодефицитной анемии являются: кровопотери (обильные менструальные кровотечения, беременность, роды, желудочно-кишечные, легочные, при заболевании почек); нарушения всасывания железа (резекция желудка и кишечника, недостаточность поджелудочной железы, глютеновая энтеропатия, болезнь Крона); повышенная потребность в железе (быстрый рост, недоношенные, новорожденные дети, подростки, беременность и лактация); недостаточное поступление с пищей (вегетарианская или веганская диета).

Необходимо помнить, что ЖДА – финал выраженного железодефицита, при котором снижается эритропоэз (кроветворение) и, как следствие, уменьшается содержание гемоглобина.

Предлатентный дефицит железа характеризуется снижением запасов микроэлемента без уменьшения расходования железа на эритропоэз. Латентный дефицит железа наблюдается при полном истощении запасов микроэлемента в депо, однако признаков развития анемии нет. Манифестный дефицит железа, или железодефицитная анемия (ЖДА), возникает при снижении гемоглобинового фонда железа и имеет характерные симптомы. Снижение концентрации сывороточного ферритина ниже 12 мкг/л у здоровых детей и 15 мкг/л у взрослых, с поправкой ниже 30 мкг/л у детей и 70 мкг/л у взрослых с инфекционными или воспалительными заболеваниями, означает неизбежное снижение концентрации гемоглобина в последующем.

Основой патогенетической терапии ЖДА является применение препаратов железа внутрь. Лечение препаратами железа должно быть длительным и зависит от исходной тяжести анемии (уровня гемоглобина и дефицита железа).

На амбулаторном этапе лечение осуществляется при уровне гемоглобина >80 г/л и удовлетворительном общем состоянии пациента. Пероральное назначение железосодержащих ЛС в дозе 200-300 мг/сутки в течение 4-6 недель до нормализации уровня гемоглобина, после чего продолжается прием ЛС в дозе 100 мг/сутки в течение 2-3 месяцев до содержания ферритина не менее 40 мкг/л. Необходим поиск причины дефицита железа и устранение причины дефицита железа – это лечение основного заболевания, вызвавшего дефицит железа.

Принципы выбора препарата железа для терапии

В настоящее время пероральные препараты железа разделены на две основные группы: ионные и неионные (последние представлены протеиновым и гидроксиполимальтозным комплексом 3-валентного железа).

Ионные препараты представлены солями 2-валентного железа, в т. ч. сульфатом железа (феррофол, тардиферон, ферроплекс, сорбифер, ферро-фольгамма и др.); хлоридом железа (гемофер); полисахаридными соединениями – глюконат-фумаратными комбинациями (хеферол, ферронал, мегаферрин). Хелаты 2-валентного железа (цитрат, лактат, глюконат, сукцинат) всасываются лучше, чем сульфат железа. В случае непереносимости солевых препаратов 2-валентного железа, являющихся на сегодняшний день наиболее эффективными в лечении анемии и восполнении депо железа, возможно использование неионных препаратов 3-валентного железа в виде гидроксиполимальтозного комплекса (мальтофер, биофер, феррум лек и др.).

При выборе лекарственного препарата и оптимального режима дозирования необходимо помнить, что адекватный прирост показателей гемоглобина при ЖДА может быть обеспечен поступлением в организм от 30 до 100 мг 2-валентного железа. Учитывая, что при развитии ЖДА всасывание железа увеличивается на 25–30% (при нормальных запасах железа в организме – всего 3–7%), назначают от 100 до 300 мг 2-валентного железа в сутки. Применение более высоких доз не имеет смысла, поскольку всасывание железа при этом не увеличивается. Степень абсорбции 2-валентных солей железа в несколько раз выше, чем 3-валентного, поэтому препараты, содержащие 2-валентное железо, дают быстрый эффект и нормализуют уровень гемоглобина в среднем через 1–2 месяцев, а нормализация уровня железа в депо происходит через 3–4 месяца от начала лечения и зависит от степени тяжести анемии и дозы препарата. Требуется более длительное применение препаратов, содержащих железо в 3-валентном состоянии, в случае дефицита меди в организме они будут неэффективны. Нормализация уровня гемоглобина при лечении препаратом 3-валентного железа наступит только через 2–4 месяца, а восполнение дефицита железа в депо – через 5–7 месяцев от начала терапии. Степень абсорбции отражается и на частоте развития побочных эффектов. Уменьшить нежелательное влияние твердых форм препаратов железа (таблетированных, капсулированных) на слизистую оболочку ЖКТ можно, принимая их во время еды, но при этом уменьшается всасывание железа.

При приеме препаратов в достаточной дозе на 7–10-й день от начала лечения наблюдается повышение количества ретикулоцитов. Нормализация уровня гемоглобина отмечается через 3–4 недели от начала лечения, а в ряде случаев затягивается до 6–8 недель. Общая длительность лечения зависит от исходной тяжести анемии. Стандартные сроки проведения ферротерапии ЖДА: при легкой степени тяжести – 4-6 недель, при средней степени – 8–12 недель, при тяжелой – 16 недель и более. На фоне применения ферропрепаратов внутрь наиболее часто возникают тошнота, рвота, анорексия, запоры (т. к. железо связывает сероводород, являющийся физиологическим стимулятором моторики), реже – поносы, металлический привкус во рту, окрашивание слизистых оболочек и зубов в черный цвет, аллергические реакции, головная боль. Эти побочные эффекты приводят к частым отказам пациентов от лечения.

Биодоступность двухвалентных солей железа в несколько раз выше, чем трехвалентных, так как они свободно диффундируют через каналы ДМТ1-белков и ферропортин. Фармакологический эффект препаратов быстрый, и нормализация уровня гемоглобина в среднем происходит через 2 недели ‒ 2 месяца, а восполнение депо железа происходит уже через 3‒4 месяца от начала лечения, в зависимости от тяжести анемии и дозировки препарата. В связи с чем ВОЗ рекомендует препараты двухвалентного железа в качестве стартовой терапии железодефицитной анемии. Всасывание ионов из препаратов трехвалентного железа более медленное, так как необходима активная (энергозависимая) трансформация с участием феррооксидаз. Поэтому такие препараты требуют более длительного применения, а в случае дефицита меди в организме будут неэффективны вообще.

манифестное и латентное кодирование. Смотреть фото манифестное и латентное кодирование. Смотреть картинку манифестное и латентное кодирование. Картинка про манифестное и латентное кодирование. Фото манифестное и латентное кодирование

Лекарственный препарат Феррофол производства УП «Минскинтеркапс» содержит в одной капсуле 50 мг сульфата железа (II) и 500 мкг фолиевой кислоты. Применяя Феррофол в среднесуточной дозировке по 1 капсуле 2-3 раза в день за 1 час до еды (100-150 мг в сутки), достигается цель лечения железодефицитной анемии – введение железа в количестве, необходимом для нормализации уровня гемоглобина, соответствует рекомендации ВОЗ об оптимальной лечебной дозе.

Лекарственный препарат Феррофол отвечает основным требованиям к проведению лечения препаратами железа:

Преимущества препарата Феррофол:

выпускается в форме капсул пролонгированного действия, активные ингредиенты содержатся в пеллетах (микрогранулах), которые обеспечивают их всасывание в верхнем отделе тонкой кишки, в связи с чем отсутствует местное раздражающее действие на слизистую оболочку желудка, что обеспечивает хорошую желудочно-кишечную переносимость. Использование пеллет в капсулах Феррофол позволяет изолировать друг от друга активные вещества – фолиевую кислоту и железо в одной готовой форме. Фолиевая кислота повышает синтез ДНК в кроветворных клетках, что положительно влияет на скорость синтеза гемоглобина, а значит, более быстрое купирование анемии.

Лекарственный препарат Феррофол показан для профилактики и латентного дефицита железа и железодефицитной анемии, особенно во время беременности.

Профилактика железодефицитной анемии и латентного дефицита железа показана пациентам группы риска, к которым относятся:

Феррофол – комбинированный лекарственный препарат, восполняющий дефицит железа и фолиевой кислоты в организме.

Капсулы нужно глотать целиком, запивая стаканом воды. Капсулу нельзя рассасывать, разжевывать и держать во рту.

Прием осуществляют до или во время приема пищи, в зависимости от желудочно-кишечной переносимости.

Имеются медицинские противопоказания и нежелательные реакции.

ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *