Монолог это что в русском языке
Значение слова монолог
Словарь Ушакова
монол о г, монолога, муж. (греч. monologos) (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
(от греч. monos — один и logos — слово, речь) — это устное или письменное высказывание одного человека. М. — это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность. М. имеет определенную композиционную форму. Степень проявления этих признаков зависит от жанрово-стили-стической (художественный М., ораторская речь и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности. Внутрижанровые различия, устное или письменное осуществление М. обусловливают их особенности: лексический отбор, строение предложений, синтаксические способы их соединения, виды взаимодействия разговорной и книжной речи и пр.
М. обращен не только вовне, но и вовнутрь, т. е. говорящий адресуется не только к партнерам, но и к самому себе, и в связи с этим непременно рассчитывает на словесную реакцию партнеров, поэтому иногда М. определяют как интраперсональный речевой акт. По способу изложения содержания различаются три типа М.: описание, повествование, рассуждение.
Лит.: Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963; Винокур Т.Г. Монологическая речь // ЛЭС. — М., 1990; Гельгардт P.P. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сб. докладов и сообщений лингвистич. общества.— Т. 2.— Вып. 1. — Калинин, 1971; Холодовт А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. — М., 1967.
Словарь лингвистических терминов
(от греч. monologos из monos — один + logos — речь), форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностыо.
Риторика: Словарь-справочник
(моно- + др.-греч. λογος слово)
в риторике: речь одного лица, образующая единое высказывание; выделяются следующие виды монологической речи: а) описание – изображение состояния предмета посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения; б) повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения; в) рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.
Античный мир. Словарь-справочник
в драме речь одного персонажа. Часто строился по правилам ораторского иск-ва.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от греч. monos — один и logos — слово, речь) — в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Асс: язык действующих лиц
* «Внутренние монологи широко использованы в произведениях Л. Толстого и Достоевского. Здесь они порой занимают по нескольку страниц текста и выявляют наиболее значительные и глубокие, «сокровенные» переживания героев» (В.Е. Хализев). *
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Речь действующего лица пьесы, обращённая к самому себе или к зрителям.
Шекспировская энциклопедия
Шекспир в своих пьесах часто прибегал к приему, когда герой обращается вслух к самому себе или зрителям.
Толковый переводоведческий словарь
форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МОНОЛОГ, а, м. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний м.
| прил. монологический, ая, ое. Монологическая речь.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к остановке на данном моменте деиствия. М. не есть неизбежная часть драмы; развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным. Древнеклассическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в своей «Поэтике», говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнее место. Он является у древних или в виде монодрамы (см.), или в виде лирических отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни в «Эдипе в Колоне» Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников (как в «Антигоне» Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значении слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политического характера, а современные философу драматурги — М. риторические, адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь при смене античной «драмы положения» новейшей «драмой характеров» (см. Драма), когда главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека. Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий основам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательно пользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами «Гамлет». М. «Быть иль не быть» до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о жизни и смерти, излюбленное публикой. Верный взгляд на М. выказали в своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить «драму положения» с «драмой характеров»; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда не выходит из границ характеристики действующего лица. Напр. лирический монолог Иоанны в «Орлеанской деве» Шиллера («Молчит гроза военной непогоды») есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и достигающий все б о льшего напряжения. При дальнейшем развитии лирического элемента в европейской драме М. получил еще более важное значение, особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так, байроновский «Манфред» состоит почти целиком из одних М.; в «Вильяме Ратклифе» Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играет первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму. Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направления европейской драмы, и сообразно этому менялись взгляды авторов на роль М. В общем русская драма не злоупотребляет М.: так, в «Борисе Годунове» Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» М. скупца в последнем акте) М. есть в то же время монодрама. В новейшей европейской драме, под влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль «рока» играют бессознательные инстинкты, «природа»), М. перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; то же замечается и у нас («Доктор Мошков» Боборыкина). Это явление знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося как с точки зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических требований одной из законных условностей драматического искусства. Монологам тенденциозного характера с намеками на современность особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в известном месте обращался к зрителям с так наз. «парабасой», т. е. беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущих делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких «парабас» в новой комедии играют М. личностей вроде мольеровского Альцеста, или грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в «Ревизоре» («Чего смеетесь. над собою смеетесь!»). В особенности процветает этого рода М. в новейшей парижской комедии на «злобы дня» Дюма-сына, Сарду и т. п. Они влагаются в уста так наз. «резонера» комедии, заменившего древний комический хор.
Монолог и диалог: особенности построения и употребления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Монолог и диалог как формы коммуникации
Известно, что общение протекает в двух основных формах – монологической и диалогической. Их сравнение позволяет установить черты сходства и различия между данными формами, а также выявить специфику каждой из них.
Диалог является исторически первичной формой коммуникации. По-видимому, его возникновение относится к наиболее ранним формам речевого взаимодействия между людьми. Первоначально диалог сопровождал не только бытовое общение, но и способствовал организации совместной трудовой деятельности, а также помогал в передаче опыта и традиций между поколениями.
Со временем функция диалога расширилась, что связано с появлением новых сфер общественной жизни и усложнением коммуникации в целом. В наше время диалог является универсальным инструментом обмена информацией как в живом, непосредственном общении, так и в культурном плане. Недаром культура в понимании известного русского философа М.М. Бахтина представляет собой пространства диалога, являясь средой взаимодействия сознаний, мировоззрений, индивидуальностей.
В лингвистике диалог понимается как форма коммуникативного взаимодействия, речевое высказывание, зафиксированное в устной или письменной форме и состоящее из последовательности реплик его участников.
Бытует мнение, что диалог в основном характерен для разговорно-бытовой коммуникации, однако он реализуется во всех функциональных стилях, в каждой из которых имеет свои языковые особенности. Так, в научном стиле диалог используется для организации дискуссии, в публицистическом – во время проведения дебатов, в официально-деловом – в ходе пресс-конференций, совещаний, деловых переговоров.
Преимущества диалога как формы речевого взаимодействия заключаются в следующем:
Готовые работы на аналогичную тему
Монолог – это вторичная по отношению к диалогу форма взаимодействия, представляющая собой речевое произведение, структура которого предполагает последовательное изложение какой-либо темы без расчёта на ответные реплики собеседника.
Монолог возникает тогда, когда появляются формы общественной практики, требующие последовательного развёртывания мыслей: например, политика, судебная система, образование, искусство.
Хотя монолог по форме и строению исключает чередование реплик собеседник, он создаётся с ориентацией на адресата, поэтому любой монологической текст по своей природе диалогичен. Он существует в поле культурных смыслов, во взаимодействии с мировоззрением и идеологией своего времени.
Монолог также имеет положительные стороны:
Особенности построения и употребления монолога и диалога
Структура диалога включает как речевые, так и неречевые компоненты. К последним относятся:
К речевым аспектам диалога относятся:
Правила ведения диалога в любой ситуации общения базируются на следующих принципах:
Монолог строится как речевое произведение, посвященное последовательному развертыванию какой-либо темы. В соответствии с выбранным типом текста монолог может представлять собой повествование (рассказ), описание или рассуждение. Особым типом монолога можно признать и художественный нарратив – рассказ об «истории», лежащей в основе художественных произведений.
Общая структура монолога включает три части, среди которых выделяют вступление, в котором даётся общая информация о теме, основную часть, посвящённую её раскрытию, и заключение, подводящее итог сказанному.
Наиболее общие принципы построения монолога таковы:
Являясь двумя основными формами речи, монолог и диалог востребованы в различных ситуациях и сферах общения и необходимы для успешной коммуникации.
Определение и характеристики
Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.
Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:
Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).
Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.
Основными характеристиками монолога являются:
Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.
Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.
Структурные компоненты и виды
Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.
В таблице видов монологов выделяют:
Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.
Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.
В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.
В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.
Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.
Функции и критерии оценивания
Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:
В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.
При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:
Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.
Монолог и диалог
Урок 2. Русский язык 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Монолог и диалог»
· Сегодня мы вспомним, что такое монолог и диалог.
· Поговорим об особенностях монолога и диалога.
· Узнаем несколько неизвестных фактов о монологе и диалоге.
Речь в зависимости от смены говорящего и слушающего делится на диалогическую и монологическую. В диалогической речи говорящий и слушающий меняются местами. В монологической речи – не меняются.
Давайте сначала поговорим о диалогической речи.
Диалогическая речь возникла раньше. Наша речь возникла как средство общения между людьми. И потому в древности именно диалог был совершенно необходим.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики диалога адресованы собеседнику. Поэтому диалог немного напоминает теннис с мячиком, который передается от одного игрока к другому.
Рассмотрим пример типичного диалога.
− У меня как раз возникли вопросы по поводу распределения ролей в нашей постановке.
− Отлично. Мы могли бы встретиться и всё обсудить.
− Это было бы очень хорошо.
Каждая реплика в нашем диалоге зависит от предыдущей. Все реплики связаны.
Любой диалог имеет свою структуру.
В нашем примере первые две реплики будут зачином. Следующие три реплики – основная часть. И две последние – это концовка.
Все реплики диалога объединяются общей темой.
Несколько реплик, объединенных общей темой, составляют диалогическое единство.
Размеры диалога теоретически безграничны.
Однако на практике любой диалог все же имеет концовку.
Диалог получил наибольшее распространение в разговорной речи. Однако он востребован также в официально-деловой, научной и публицистической речи.
В зависимости от целей, задач, роли собеседников, ситуации общения можно выделить следующие типы диалогов:
Диалог – это неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной или официально-деловой речи мы не можем предугадать реплику собеседника полностью. Так часто бывает на экзаменах, когда экзаменатор задает неожиданный вопрос. Допустим, вы рассказываете об образе Ильи Муромца в былинах, а вас неожиданно спрашивают о Святогоре. Как скоро вы сформулируете ответ? Именно поэтому нужно всегда хорошо ориентироваться в теме и тщательно готовиться к любому выступлению.
Как оформляется диалог в тексте?
Каждая реплика в диалоге выделяется при помощи тире. Расстановка других знаков препинания такая же, как и при прямой речи.
Внимание! Каждая реплика диалога пишется с абзацного отступа!
Тетю Жанну, редко приезжающую в город, ребята увидели издалека.
− Здравствуйте! – радостно воскликнула она. – Как поживаете?
− Живем неплохо, − степенно промолвил в ответ Артем, − не жалуемся.
Обратите внимание! Речь автора выделяется с двух сторон тире и пишется со строчной буквы. Во второй реплике диалога предложение разрывается речью автора. Поэтому после первой части прямой речи и после авторской речи ставятся запятые. И прямая речь продолжается со строчной буквы.
А теперь поговорим о монологе.
Монолог – это развернутое высказывание одного лица. Монолог может быть направлен как на собеседника, так и на самого говорящего.
В первом случае монолог представляет собой целенаправленное сообщение слушателю определенной информации. Такой монолог получил распространение в научной, судебной, публичной речи. Когда учитель объясняет новую тему, он тоже произносит вот такой информирующий монолог.
Монологом также называют речь наедине с самим собой. В таком случае монолог не адресован конкретному слушателю и не рассчитан на его реакцию.
Монолог может быть как неподготовленным, так и продуманным заранее. Публичные речи обычно продумываются. При этом монолог все равно стремится перерасти в диалог.
Если оратор умелый, то в его речи будут присутствовать обращения, частицы, риторические вопросы, вводные слова и выражения. И другие средства диалогизации, которые делают монолог более близким и понятным для слушателя.
Рассмотрим, например, такой текст: «Вы не раз слышали о том, как важно бережно относиться к природе. Перечислим, что может сделать каждый из нас для окружающей среды: не выбрасывать мусор во время прогулок или пикников, не сжигать сухую растительность, выбрасывать использованные батарейки в специальные урны… »
Посмотрим, как произнесет этот текст умелый оратор.
«Дорогие слушатели, вы наверняка не раз слышал о том, как важно бережно относиться к природе. Стоит ли повторять это в сотый или в сто первый раз? Давайте же вместе перечислим, что может сделать каждый из нас для окружающей среды. Во-первых – не выбрасывать мусор во время прогулок или пикников. Во-вторых – не сжигать сухую растительность. В-третьих, например, мы можем выбрасывать использованные батарейки в специальные урны…»
Обратите внимание на средства диалогизации. Это и обращение к аудитории, и риторический вопрос, и побуждение, и вводные слова.
Что же нам требуется запомнить?
В зависимости от смены говорящего и слушающего речь бывает монологической и диалогической.
Диалогическая речь – речь двоих и более лиц.
Монологическая – речь одного лица.
И при монологе, и при диалоге большую роль играет умение продумывать речь, гладко выражать свои мысли.