Можно ли утверждать что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Класс: 5.
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Новые понятия: закон, суд, судить.
Изучение нового материала
Учащиеся уже познакомились с Междуречьем, шумерской культурой (богами солнца, воды, плодородия), клинописью.
I. Постановка учебной задачи
Учитель: В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.
– Как вы думаете, чем уникален этот столб?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Потому что древний.
– Единственный.
– Может быть, текстом?
– А может изображенной сценой? И др.
Все версии учитель фиксирует на доске.
В процессе обсуждения версий, учащиеся должны придти к выводу, что для исторической науки данный столб ценен все же содержанием текста.
– Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?
Предполагаемый ответ учащихся: Базальт – очень прочный камень, значит будет стоять очень длительное время. Содержание текста, видимо, касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе.
Учебная задача: Узнать, о чем этот текст?
II. Решение учебной задачи
Учитель (на фоне музыки): Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.
(Слайд с изображением столба)
– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?
Учащиеся высказывают свои предположения (бог и царь Хаммурапи)
Учитель: Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (Следующий слайд)
«Когда высокий Анум,… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку (главный бог вавилонян) первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для блага народа».
Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:
1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? (Чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого)
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране? (С помощью законов)
Решение задачи: Текст на столбе – это могут быть законы, написанные царем Хаммурапи.
III. Изучение законов царя Хаммурапи
Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».
Отрасли хозяйства
Примеры из законов Хаммурапи
Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?
Статьи законов для второй группы:
Вопросы к статьям: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?
Статьи законов для третьей группы учеников:
Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков
Статьи законов для четвертой группы учеников:
128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны ис-следовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?
Статьи законов для пятой группы учеников:
Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: «око за око, зуб за зуб». Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. По ходу ответов на доске оформляется запись:
Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.
Законы сурово наказывали за преступления.
По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.
Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.
IV. Рефлекствно-оценочный этап
Слайд: приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.
Подведение итогов. Выставление оценок
Задание на дом: § 14, вопросы и задания к параграфу
Урок истории в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Выбранный для просмотра документ Группа № 1.Экономисты.docx
Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи. (Ст. 42).
Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. (Ст. 53).
Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей. (Ст. 55).
Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро. (Ст. 233).
Если человек нанимает мастеров, то наемную плату. кирпичного мастера. плату ткача. плату камнереза. плату столяра. плату кожевника, плату плотника. плату корзинщика. плату строителя. В день он должен давать. (Ст. 274).
Выпишите непонятные для Вас слова.
Заполните таблицу « Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».
Что вы узнали о хозяйстве?
Какой труд поощряли законы?
Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?
Выбранный для просмотра документ Группа № 2.Правоведы.docx
Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра. (Ст. 59).
Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем. (Ст. 237).
Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей серебра. (259).
Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра. (Ст. 260).
Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров зерна в год. (Ст. 261).
Выпишите непонятные для Вас слова.
Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб?
О чем это свидетельствует?
Какими способами компенсировали потерю имущества? Приведите примеры.
Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?
Выбранный для просмотра документ Группа № 3.Социологи.docx
Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии. (Ст. 115).
Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить сына ростовщика. (Ст. 116).
Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу. (Ст. 117).
Выпишите непонятные для Вас слова.
Какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям?
Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу?
Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?
Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков?
Выбранный для просмотра документ Группа № 4.Юристы.docx
Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена. (Ст. 128).
Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства. (Ст. 168).
Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду. (Ст. 185).
Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца. (Ст. 186).
Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку. (Ст. 195).
Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (Ст. 196).
Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб. (Ст. 200).
Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз. (Ст. 202).
Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину серебра. (Ст. 203).
Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо. (Ст. 205)
Выпишите непонятные для Вас слова.
Объясните происхождение выражения: «око за око, зуб за зуб».
Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?
Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
Докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей.
Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?
Выбранный для просмотра документ Группа № 5.Историки.docx
Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить. (Ст. 196).
Если человек сломал кость человеку, ему должны сломать кость. (Ст. 197).
Если глаз мушкенуму человек ослепил или кость сломал, он должен отвесить 1 мину серебра. (Ст. 198).
Если человек ослепил глаз раба человека или сломал кость раба человека, половину его цены он должен отвесить. (Ст. 199).
Если редум или баирум, который служит в крепости царской, взят в плен, а его сын службу служить может, поле и сад должны отдать ему, и службу своего отца он будет служить. (Ст. 28)
Если человек ударил человека по щеке, он должен отвесить 1 мину серебра. (Ст. 203).
Если бык человека забодал кого – либо из людей и причинил ему смерь, ½ мины серебра он должен отдать. (Ст. 251).
Если потерпевший – раб человека, он должен отдать 1/3 мины серебра. (Ст. 252).
Если декум или лапуттум забирает в царский поход наемника взамен обязанного лица, декум или лапуттум должен быть убит. (Ст. 33).
Если человек выбил зуб человеку, равному ему, ему самому должны выбить зуб. (Ст. 200).
Если он выбил зуб мушкенуму, он должен отвесить 1/3 мины серебра. (Ст. 201).
Выпишите непонятные для Вас слова.
На какие слои общества разделялось население Вавилонии при царе Хаммурапи?
Как наказывались люди из разных слоев общества за одинаковые преступления?
Назовите статьи законов, в которых речь идет о службе воинов.
Назовите статьи законов, в которых действует «принцип талиона».
Найдите «принцип талиона» в имущественных статьях.
Выбранный для просмотра документ Клинописный алфавит.docx
Выбранный для просмотра документ Объединение в группы.docx
Выбранный для просмотра документ УРОК № 16. «Вавилонский царь Хаммурапи иего законы».doc
«ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ».
Образовательные: Выявить и осмыслить причины образования Вавилонского царства. Воссоздать образ одного из величайших правителей Вавилона царя Хаммурапи.
Воспитательные : Вызвать у школьников познавательный интерес к личности и деятельности Хаммурапи.
Развивающие : Организовать познавательную деятельность учащихся с целью развития навыков работы с историческим документом.
Опрос : презентация «Шумерский календарь»; написать на доске по 3 существительных, прилагательных и глагола, создающих представление о Древнем Двурьчье; русские пословицы, соответствующие пословицам жителей Междуречья.
Творческое задание : Используя пластилин и заострённую палочку, напишите свою фамилию так, как если бы Вы были жителем Древнего Двуречья. (Клинопись. Подсказка в виде шумерского алфавита).
Наряду с шумерскими и аккадскими городами в середине II тыс. до н.э. усилился город Вавилон. Его название означает «Врата бога». И постепенно вокруг этого города стало складываться государство, которое получило название Вавилонское царство. Вавилон, расположенный в среднем течении Евфрата, в месте, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу. Это сделало Вавилон перекрестком торговых путей, самым огромным и богатым городом. Вначале Вавилон был столицей небольшого города – государства. Затем его цари завоевали Шумер и Северную Месопотамию.
В Вавилоне находилось второе из семи чудес света – висячие сады Семирамиды. На огромных искусственно насыпанных террасах были высажены самые прекрасные растения. Действовала система их постоянного полива.
Первым человеком государства был царь. Ступенью ниже его стояли придворные, высшие должностные лица и жрецы. Именно им и принадлежала основная часть земли в государстве. Большим влиянием пользовались командиры отрядов войск. На следующей ступени социальной лестницы находились свободные жители Вавилона. Но они также различались по своему положению. Меньшинство составляли богатые знатные люди, большинство – мелкие ремесленники и крестьяне. На низшей ступени лестницы стояли рабы. Рабами, прежде всего, становились пленные. Но здесь в отличие от Египта, был еще один источник рабства. За долги простые крестьяне и ремесленники продавали своих детей в рабство.
Самый известный вавилонский царь Хаммурапи правил с 1792 по 1750 гг. до н.э . При царе Хаммурапи Вавилон завоевал почти всю Месопотамию. Хаммурапи прославился, прежде всего, созданием сборника законов. «Законы Хаммурапи» были полными и продуманными. Из этих законов мы многое можем узнать о жизни людей того времени.
Задание № 1. Внимательно прочитайте пункт 3 § 14 «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». За 5 минут придумайте как можно больше вопросов и заданий по этому пункту. Предложите свои вопросы и задания любому из одноклассников. ( Выбираются самые интересные вопросы и задания, в которых наиболее детально отражен текст пункта ).
Хаммурапи постарался свести похожие законы в группы. Всего кодекс содержит три части: введение, собственно законы, заключение. Во вступлении говорится, что целью издания законов является установление справедливости в стране. Далее идет перечисление титулов царя, отмечаются благодеяния, оказанные им стране, и прославляется его величие. Основная часть содержит статьи, касающиеся уголовного права, права собственности, права воинов, торговли, семейного права, рабства. В заключительной части перечисляются царские заслуги перед народом. Здесь же призывается благословение на голову тех правителей, которые будут выполнять его законы, и посылаются проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или вовсе решится отменить.
Класс объединяется в 5 групп, выбрав карточки «Правоведы», «Социологи», «Экономисты», «Историки», «Юристы». Для каждой группы раздаются статьи из законов Хаммурапи и задания к ним.
Задание для группы № 1 «Экономисты».
Выпишите непонятные для Вас слова. ( Арык – оросительный канал ).
Заполните таблицу « Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».
Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П
В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.
Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.
В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.
При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.
В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.
Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).
Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.
Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.
В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.
Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.
В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.
В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.
Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.
Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.
Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.