Муаровое стекло что это
Муранское стекло:драгоценные украшения из доступных материалов
Кто мог подумать, что недорогая стеклянная бижутерия однажды станет практически драгоценной – при этом спрос на нее вырастет до уровня всемирной моды, а популярность превысит всякие мыслимые пределы?
Подобные метаморфорзы, разумеется, не случайны и свойственны одному только муранскому стеклу. Просто венецианские стеклоделы, в течение веков создававшие люстры и светильники, статуэтки и вазы, витражи и посуду, решили приблизиться к народу и взялись за выпуск стильных украшений.
Эскизы для первых колец и браслетов, брошей и заколок рисовались гениальными художниками. Свои работы муранцам адресовали Анри Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Пьер Боннар. Украшения из муранского стекла были обречены на успех – и слава не заставила себя ждать!
Но история острова Мурано в Венецианской лагуне состоит не из одних только взлетов.
Муранская ссылка
Стеклоделие в древности считалось родственным алхимии – недаром же Римская империя приложила все усилия к переманиваю древнеегипетских мастеров в метрополию. Для удобства работы приезжих умельцев римские стеклодувы изобрели стальную трубку в деревянном кожухе-мундштуке, позволявшую создавать объемные изделия из расплавленного стекла.
Венецианские стеклоделы переняли и развили римские наработки стекольного искусства. Условия, созданные в Венеции для мастеров-стекловаров, признавались исключительными. Сюда стекались талантливые ремесленники со всей Европы.
Не меньше пяти веков кряду граждане Венеции не только радовались успехам местных стеклоделов, но и проклинали колдовское ремесло. Деревянный в первом тысячелетии после рождества Христова, город неоднократно выгорал из-за неосторожного обращения ремесленников с огнем.
Наконец в 1291-м году терпение венецианских властей лопнуло. Всем стекловарам вместе с семьями, мастерскими и хозяйством предписывалось переселиться на остров Мурано, входящий в городские владения.
Заодно указывалось: стеклоделам жить на острове безвыездно, с возможностью посещения Венеции, но без возможности покинуть город. Под страхом смерти и конфискаций запрещалось публиковать секреты профессии, тем более посвящать в тонкости иноземцев. Взамен мастерам обеспечивался солидный доход, право на почетное гражданство и многие иные весомые привилегии.
Расцвет муранского стеклоделия
Мудрость венецианских дожей дала блистательный экономический эффект. Гордые стеклоделы – а больше никто – носили на поясе по два кинжала для защиты от разбойников; выдавали дочерей замуж за знатных граждан города; ломили такие цены за цветные витражи, зеркала и посуду, что приобретать их изделия решались только богатые церковные общины да аристократические семейства Европы. Тем не менее, в заказах на венецианское стекло недостатка не ощущалось.
В середине XV века на острове Мурано трудилось более трехсот семей мастеров-стеклоделов. Население острова – вместе с учениками и подсобниками – достигало 25 тысяч человек. Но начался XVI век, и грянула буря.
Тяжелые времена
Тяжелые времена, наступившие для Венецианской республики, сказались и на стекольщиках острова Мурано. Привилегии потеряли свое значение, выгодные браки не оправдали надежд, а промышленный шпионаж таки достиг своей цели. Охраняемые некогда как зеница ока, секреты муранских стекловаров просочились на континент, породив конкуренцию и снизив цены на изделия.
Постепенное снижение выгодности стеклоделия привело к тому, что в конце XVIII века вместе с прекращением существования Венецианской республики закатилось солнце и для муранских мастеров. Во времена властвования Наполеона о былом величии знаменитых умельцев лишь вспоминали. Стекла не варил никто.
Возрождение традиций
Интерес к муранскому стеклу вернулся во второй половине XIX века. Именно тогда мало-помалу стали возрождаться стекольные производства острова Мурано, повторяя, совершенствуя и изобретая новые методы работы с художественным стеклом.
Главный инструмент стеклодува оставался прежним: железная трубка с грушевидным утолщением на конце для захвата горячей стеклянной массы. Печь, керамическая емкость да шихта – смесь ингредиентов для варки стекла – менялись мастерами сообразно решаемым задачам.
Не менее полувека ушло на восстановление значимости муранского стеклоделия для мирового потребителя. Лишь к началу ХХ века новое венецианское стекло вернулось на топовые позиции художественного рынка Европы.
Начался новый этап развития.
Новое стекло нового времени
Заполненность рынка – и беда, и стимул для производителя. Муранские стеклоделы с удовольствием вернулись бы к былым товарам, но. Зеркала нынче выпускают все, кому не лень. Витражей заказывают мало. Лидерство в продуцировании хрусталя и прочего декоративного стекла перешло к богемцам.
Волей-неволей муранцам пришлось сосредоточиться на технологиях уникальных и не освоенных прочими ремесленниками. Авантюриновое стекло, изобретенное мастерами Миотти без малого четыреста лет назад, в Германии стали делать с железными опилками – в то время как по венецианской технологии используется лишь медная крошка. Мельчайшие кристаллики меди, густо рассеянные в толще прозрачного стекла, создают эффект сверкающей золотой россыпи.
Филигранное стекло, создаваемое при помощи переплетения контрастных стеклянных нитей, заливаемых прозрачной фоновой стекломассой, тоже относится к давним наработкам муранских мастеров. Национальные европейские школы переиначили старинные венецианские технологии, но не превзошли их. Поэтому новые муранские стеклоделы сочли нужным возродить традиции былых времен.
Техника мозаичного стекла millefiori – изобретение александрийских мастеров начала Новой Эры. Муранские мастера эпохи Ренессанса лишь усовершенствовали методику соединения цветных стеклянных стержней и нитей в монолитные жгуты. Художники нового времени научились создавать в технике «миллефьори» настоящие картины – с мадоннами, младенцами, ангелами и райскими пейзажами.
«Кракелаж» и «пулегозо» – сходные приемы. «Кракелаж» создает на поверхности муранского стекла сетку явственных трещин. «Пулегозо» насыщает стенки сосуда пузырьками. Достигается эффект путем погружения раскаленного стеклянного пузыря в холодную воду. Подогрев заготовки изнутри не дает трещинам пронизать всю толщу стеклянной стенки. Последующее обмакивание растрескавшегося снаружи пузыря в жидкое горячее стекло «залечивает» трещины, но оставляет пузырьки.
Женские украшения из муранского стекла
Однако ни о каком возрождении острова Мурано как центра производства уникального цветного стекла не было бы и речи, если бы мастера не согласились с необходимостью запуска серийного продуцирования колец, браслетов, брошей, заколок и прочих мелочей.
Чего хочет женщина – того хочет бог, как известно! А женщина хочет быть красивой. Поэтому мастера недавнего прошлого решили: браслет Murrina, элементы которого изготовлены по технологии «миллефьори», должен входить в арсенал каждой уважающей себя женщины! И, желательно, в нескольких экземплярах.
Идея прижилась! В 60-х годах прошлого столетия, когда цветная пестрота как нельзя лучше соответствовала бунтарским настроениям в обществе, браслеты «муррина», а следом за ними и серьги, и кольца, и броши с заколками из мозаичного муранского стекла ворвались в жизнь.
Но если в ту пору муранские украшения на женщинах символизировали вызов истеблишменту, то сегодня изделия Murrina наоборот, подчеркивают хороший вкус и финансовые возможности владелицы.
Цветной бисер и фигурные расцвеченные бусины из муранского стекла стали основой для новой (точнее, хорошо забытой старой) модной «фишки». Нити, унизанные яркими бусинками, фигурками, цветочками вплетаются в волосы и помогают дамам обретать желанную индивидуальность.
Выполненные в едином стиле с нитями для кос колье, браслеты, подвески позволяют использовать комплект дробно, поддерживая общую направленность образа, но меняя облик. К радости многочисленных поклонниц натуральных самоцветов, муранцы выпускают бусины, имитирующие жемчуг, агаты, халцедоны. Надо ли говорить, что изделия муранских стеклоделов по красоте и разнообразию превосходят творения природы.
Отличить от подделки
К сожалению, с первого взгляда определить подлинность муранского стекла невозможно. Специалисты, досконально знающие особенности колорита и стилистики продукции Мурано, поголовно живут в Венеции.
Маркировка Murano Glass, равно как и сертификатная документация изделий, повышает вероятность приобретения аутентичного украшения из венецианского стекла, но полной гарантии не дает.
Этими изделиями из муранского стекла, можно порадовать себя в ЗАКУПКА
Муранское стекло
История производства муранского стекла насчитывает почти 1000 лет, материал до сих считается настоящим символом величия и богатства.
Еще несколько веков назад по стоимости изделия приравнивались к ценам драгоценных камней, купить его могли только дворяне.
Материал сохранил популярность и сегодня, позволить себе украшения может каждый. В статье описывается подробно, что такое муранское стекло, его разновидности и правила выбора.
Что такое муранское стекло?
Муранское стекло — это стекло, которое изготавливается в единственном экземпляре по секретным старинным технологиям на острове Мурано близ Венеции.
Из-за многочисленных подделок в 1994 г. появился официальный товарный знак Vetro Artistico Murano, предназначенный для защиты подлинных изделий.
Производители рекомендуют обращать внимание на маркировку на стеклянных изделиях, на 100 % застраховаться от приобретения копий поможет покупка изделий в официальных магазинах.
История происхождения, месторождение
Стекло, как известно, было изобретено в Древнем Египте и Месопотамии, в Древнем Риме появилась технология его изготовления, венецианцы превратили это дело в настоящее искусство.
Венеция считается родиной техники, стекло производилось здесь с 8 в., но на протяжении долгого времени изделия никак не выделялись из массы произведений других производителей из-за невысокой художественной ценности.
Историческим моментом в развитии производства стали события 13 в. когда венецианцы привезли из столицы Византии образцы расписных стеклянных изделий с рецептами.
Это событие дало новый толчок новому направлению, при изготовлении муранского стекла стали использоваться новые методы, в том числе с использованием огня.
Изначально мастерские располагались непосредственно в черте города, из-за повышенной опасности для деревянных построек производственные мощности были перенесены на остров. С этого времени Мурано превратился в центр изготовления стекла.
Изделия стали пользоваться спросом в европейских и азиатских странах, что стало серьезным источником доходов для Венеции.
Метод изготовления хранился в секрете, чему способствовало также размещение стеклодувов в изоляции на острове.
Разглашение секретной технологии каралось смертной казнью, любые попытки вывести стекло с острова строго наказывались. Даже строительством фабрик занимались сами мастера, их дети или причастные к производству люди.
Сотрудникам фабрики предоставлялись определенные привилегии, чтобы они оставались на острове максимально долго. Дочери начальников стеклодувов имели право выйти за представителей венецинской знати, их дети наследовали все титулы и регалии.
Расцвет муранского стекла пришелся на 14-15 в., слава о нем разлетелась очень широко, изделия получили распространение по всей Европе.
Муранское стекло стали преподносить в качестве сувенира важным гостям города, в этот же период стали устанавливаться правила производства разных видов сосудов.
Покупатели были в восторге от прозрачности стекла, которое на тот момент было недостижимым. Внимание привлекали также большое разнообразие оттенков и элементы декора.
1861 г. на острове был открыт Музей венецианского стекла, где была помещена коллекция из выдающихся изделий, произведенных в период с15-20 век.
Изготовление
Каждой изделие изготавливается в единственном экземпляре ручным способом, в линейке невозможно найти два одинаковых экземпляра. Это объясняется тем, что мастер не может два раза в точности повторить рисунок. При изготовлении стекла используется венецианский песок.
Процесс производства со временем претерпевал изменения, совершенствовался, но в целом технология осталась неизменной.
Производство до сих пор базируется на ручной сборке, конвейеры, литьевые машины и другие технологии в производственном процессе участия не принимают.
Несмотря на то, что на протяжении многих веков технологии хранились в секрете, сегодня часть из них все же известна, процесс стекловарения, например.
На начальном этапе к селикатному песку предусмотрено добавление дополнительных компонентов, именно от этого зависит оттенок стекла изделия.
Для получения синего цвета необходимо добавить окись кобальта, красный — после внесения в смесь настоящего золотого порошка.
Полученный раствор помещают в печь, температура которой достигает тысячи градусов, из жидкой смеси мастер выдувает изделие необходимой формы. Для остывания вещь помещается в другую печь на сутки.
Разновидности
Существует несколько разновидностей муранского стекла:
Изделия
Бижутерия
Бижутерия пользуется большим спросом во всем мире, сегодня очень просто купить браслеты, сережки, подвески, кольца, колье, кулоны.
Вставки используются при изготовлении часов, гребней, ободков и заколок. В последнее время стало модным вплетать в изготовленные в стиле Пандора бусины.
Все украшения очень стильные и яркие, их основная особенность заключается в том, что они изготовлены в единственном экземпляре.
Другие изделия
Муранское стекло широко используется при изготовлении скульптур, люстр, светильников, ваз, посуды, кувшинов, настольных часов и т.ж.
За многие века появились коллекционеры, которые скупают все эти предметы. Изделия стоят очень дорого и считаются эксклюзивными, они представлены в галереях, музеях, на выставках.
Как отличить подделку?
О подделке свидетельствуют слабые замки, низкокачественная фурнитура, неровности и шероховатости, плохая полировка.
При падении на каменную поверхность изделия должны разбиваться.
Наличие штампа или наклейки, надписи «Made in Italy»/ «Made in Venice» свидетельствуют о том, что это подделка, также, как и «Made in Murano»/«Murano-style».
Для определения подлинности рекомендуется искать подписи стеклодува, обратиться к каталогу, надписи сертификату аутентичности.
Подпись может быть на самом изделии, известными муранскими мастерами считаются Эрколе Баровье, Аурелиано Тозо, Винченцо Назон и Карло Моретти и другие.
Подпись не должна выглядеть так, как будто она была нацарапана на уже затвердевшем стекле карбидным наконечником, чаще всего это свидетельствует о подделке оригинала.
Распознать настоящее изделие помогут каталоги, в которых описываются места расположения ярлыков и подписей. Можно попытаться также найти свидетельства применения золота или серебра. Асимметрично расположенные в структуре стекла пузырьки также свидетельствуют о том, что украшение было изготовлено вручную.
Отличить подделку поможет изучение «Глоссария муранского стекла».
В крайнем случае можно воспользоваться услугами эксперта, при отсутствии такой возможности рекомендуется разместить фото с информацией на специализированном форуме по антикварному стеклу.
Самый действенный способ не купить подделку — отправиться в Италию самостоятельно и купить муранское стекло в магазине.
На что обратить внимание при покупке?
При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:
Стоимость
Сегодня изделия из муранского стекла продолжают продаваться по всему миру. Скульптуры, люстры и другие крупные предметы могут стоить очень дорого.
Украшения доступны каждому, их стоимость сравнима с аналогами из натуральных самоцветов.
Многое зависит от конкретной модели, браслет можно купить за 300-800 руб., бусы и серьги за 1000-5000 руб., встречаются и недорогие модели за несколько сотен рублей.