продление консервации объекта капитального строительства
Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ул. Мира, 104, г. Ханты-Мансийск,
Тюменская область, Россия, 628007
Телефон: (3467) 32-80-03
капитального строительства и ремонта администрации Берёзовского района
Уважаемый Олег Анатольевич!
Рассмотрев Ваше обращение от 31 мая 2018 года № 322, зарегистрированное в Службе жилищного и строительного надзора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба) от 01.06.2018 № 27-Вх-2968, о продлении сроков исполнения ранее выданных участникам строительства объекта капитального строительства «Образовательно-культурный комплекс в п. Теги Берёзовского района» (далее – Объект) предписаний по устранению нарушений обязательных требований, выявленных должностными лицами Службы при проведении проверок, в связи с принятием администрацией Берёзовского района решения о переводе строящегося Объекта на консервацию, сообщаю, что предоставленная Вами информация принята к учету в работе.
При этом информирую Вас о следующем.
В соответствии с п. 1 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 при осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (п. 14 Положения № 54).
В соответствии с положениями пп.2) ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ должностные лица органов государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
Вместе с тем, ч. 2 ст. 25 настоящего Федерального закона предусмотрено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом отмечаем, что Закон № 294-ФЗ, а также законодательство в области градостроительной деятельности не содержат положений, определяющих порядок продления ранее выданных предписаний и неисполненных в установленный срок.
Таким образом, продление ранее выданных Службой предписаний невозможно.
Организация проверок исполнения предписаний будет осуществлена Берёзовским отделом инспектирования Службы в соответствии с требованиями законодательства. В случае установления в рамках таких проверок фактов неисполнения предписаний проверяемому лицу (лицам) по результатам проверки будут выданы новые предписания с новыми сроками. Также, при установлении фактов, предусмотренных ч. 2 ст. 25 Закона № 294-ФЗ, к лицу, допустившему такие нарушения, будут применены меры административного воздействия в установленном законом порядке.
Также дополнительно информирую Вас о следующем.
В соответствии с положениями п. 10 – 13 «Правил проведения консервации объекта капитального строительства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802 (далее – Правила № 802) застройщик (технический заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет о таком решении не только орган государственного строительного надзора, в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, но и подрядчика (лицо, осуществляющее строительство), а также орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) (п. 10 Правил № 802).
Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (технический заказчик) (п. 11 Правил № 802).
При этом в случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации (п. 12 Правил № 802).
Застройщик (технический заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее, чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта (п. 13 Правил № 802).
В этой связи, с учетом положений п. 6, 7, 8, 8.1 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденного приказом Ростехнадзора России от 26.12.2006 № 1129 (РД 1129), ранее утвержденная программа проверок по указанному Объекту подлежит корректировке.
Вышеприведенные положения действующего законодательства являются обязательными требованиям.
Перечень обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора размещен на официальном сайте Службы jsn.admhmao.ru в разделе «Профилактика нарушений» (по видам надзора и контроля Службы).
Также информация для застройщиков содержится в разделах сайта «Информация для застройщика», «Контрольно-надзорная деятельность» (по видам надзора и контроля Службы).
О настоящем письме прошу проинформировать других участником строительства Объекта (представителей застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство).
Расконсервация недостроенного объекта
Следует отметить, что конкретный перечень документов, подтверждающих факт расконсервации незавершенного объекта капитального строительства, законодательством не установлен.
Все документы, по мнению автора, можно условно разделить на два вида, которые связаны:
– с подготовкой расконсервации;
– с проведением расконсервации и продолжением строительства.
1. Приказ руководителя организации (заказчика-застройщика) о расконсервации.
В приказе указываются основания для расконсервации, перечень расконсервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки расконсервации (начало и окончание).
2. Приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации. Комиссия создается из представителей заказчика-застройщика, подрядчика, проектной организации и других заинтересованных лиц. Она должна:
– установить состояние и степень готовности объекта с учетом всех его элементов. При этом производится сверка с данными, зафиксированными в акте по форме № КС-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100), составленном при приостановлении строительства – на момент перевода объекта на консервацию;
– подтвердить объем выполненных работ;
– произвести оценку предстоящих затрат (на расконсервацию объекта и его достройку).
3. Приказ руководителя (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22 – подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.
4. Инвентаризационные описи по формам № ИНВ-1, № ИНВ-3 – составляются в двух экземплярах по каждому месту хранения ценностей. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица.
5. Сличительная ведомость результатов инвентаризации по форме № ИНВ-18. В ней отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному лицу.
6. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ‑26 утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26).
7. Смета расходов на расконсервацию объекта (в сводные сметные расчеты стоимости строительства такие затраты не включают). Стоимость строительной продукции определяется в соответствии с Методикой (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Расходы на консервацию и расконсервацию объекта в ней не предусмотрены.
1. Продление сроков разрешения на строительство (при необходимости).
2. Договор строительного подряда на работы по расконсервации либо письменное уведомление прежнего подрядчика о возобновлении работ и дополнительное соглашение к договору строительного подряда на работы по расконсервации (если строительство продолжает тот же подрядчик, с которым изначальный договор строительного подряда не расторгался, а был приостановлен).
3. Новый договор строительного подряда на оставшуюся часть работ по строительству объекта (с другим подрядчиком, если изначальный договор при приостановлении строительства был расторгнут) либо дополнительное соглашение к договору строительного подряда с прежним подрядчиком.
4. Акты выполненных работ по расконсервации (формы № КС-2, № КС-3) – составляются подрядчиком и подписываются сторонами после выполнения и приемки указанных работ.
5. Акт о расконсервации – подписывается комиссией по расконсервации и утверждается руководителем организации. Унифицированной формы нет, ее нужно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. Для этого, по мнению автора, можно воспользоваться формой № КС-17 (изменив и дополнив состав реквизитов).
В акте должны быть указаны:
– наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;
– дата начала строительства;
– период нахождения объекта на консервации;
– дата предполагаемого возобновления работ;
– полная сметная стоимость строительства;
– сметная стоимость выполненных работ на дату приостановления строительства;
– фактические затраты на дату расконсервации;
– средства, необходимые для окончательного расчета с подрядчиками;
– размер затрат на проведение работ по расконсервации.
6. Акт передачи объекта подрядчику (для возобновления работ). Унифицированной формы акта нет, ее нужно разработать самостоятельно.
Обращаем внимание на то, что при отсутствии одного (нескольких) из указанных участников состав необходимых бумаг соответственно сокращается (например, если застройщик ведет строительство собственными силами, ему не понадобятся договоры (допсоглашения) с подрядчиками.
Первоначальную стоимость объекта строительства они не формируют, поскольку производятся в периоде, когда строительство не велось.
Как было сказано выше, расходы на расконсервацию объекта осуществляются на основании отдельной сметы. В нее включаются:
– затраты на оплату труда своих рабочих, непосредственно выполняющих работы по расконсервации объекта;
– отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;
– материалы, израсходованные на расконсервацию;
– услуги вспомогательного производства;
– услуги сторонних организаций;
– прочие расходы.
Налог на добавленную стоимость
Если в ходе расконсервации привлекаются сторонние организации, то у застройщика возникает проблема принятия к вычету «входного» НДС, предъявленного по выполненным работам.
Предположим, что объект незавершенного строительства является зданием производственного назначения и компания планирует использовать его только в деятельности, облагаемой НДС.
Налоговики выступают против такого вычета, мотивируя это тем, что данные затраты не связаны с производственной деятельностью, направленной на получение дохода (раз учитываются как внереализационные). Иногда эту позицию разделяют и арбитры (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2007 г. № А05-13740/2006-13).
Однако не все судьи столь категоричны: в ряде дел они признали, что при соблюдении требований статей 171, 172 Налогового кодекса РФ налог по расходам на консервацию и расконсервацию объектов принимается к вычету по общим правилам, так как указанные объекты предназначены для деятельности, облагаемой НДС. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2008 г. № А56-51219/2006, ФАС Уральского округа от 3 октября 2006 г. № Ф09-8784/06-С7.
Таким образом, приняв НДС к вычету, организации, вероятнее всего, придется отстаивать свою точку зрения в арбитражном суде.
Поскольку до завершения строительства объекта нельзя сформировать его первоначальную стоимость и объект не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, то обложению налогом на имущество он не подлежит (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 26 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/93).
А вот прекратить уплачивать земельный налог во время приостановки строительства организация не вправе. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на землю признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
То есть основанием для начисления и уплаты земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок и сведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Если же земельный участок находится на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, то налог на землю организация не платит.
Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость. То есть на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открытом к указанному счету. Кроме того, их необходимо разделить на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства. Такой порядок установлен в пункте 3.1.7 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). В нем сказано также, что затраты на консервацию (а значит и на расконсервацию) строительства не предусматриваются в сводных сметных расчетах и они, соответственно, не включаются в стоимость строящегося объекта (но учитываются при этом, как уже отмечалось, на счете 08).
Планом счетов также установлено, что учет капитальных затрат по строительству объектов до их ввода в эксплуатацию заказчики-застройщики ведут на счете 08 (субсчет «Строительство объектов основных средств»). Но в отличие от указанного ПБУ отражать затраты на консервацию объекта и его содержание в Инструкции по применению Плана счетов рекомендовано на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Какой порядок применить, решает сама организация. Представляется, что если строительство ведется за счет инвестиционных средств и инвестор возмещает заказчику-застройщику затраты на расконсервацию объектов строительства, то такие затраты целесообразно учитывать на счете 08.
Если же строительство ведется не по инвестиционному договору, например, объект строится компанией для собственных нужд, то указанные затраты заказчик-застройщик может отразить на счете 91.
Отметим еще одну особенность – по учету процентов в период приостановки строительства.
Если организация привлекает для возведения собственного объекта недвижимости заемные средства, проценты по ним включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).
При этом при консервации строящегося объекта на срок, превышающий три месяца, проценты в стоимость этого актива временно включать прекращают (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приостановления строительства).
В указанный период проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включают в состав прочих расходов организации.
При возобновлении строительства проценты включают в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возобновления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 11 ПБУ 15/2008.
Списание затрат в состав прочих расходов (если организация решила не рисковать) производится с учетом «входного» НДС.
Пример. В декабре 2009 года ООО «Строй-Альянс» законсервировало незавершенное строительством собственное офисное здание.
В июне 2010 года объект был расконсервирован для продолжения работ.
Расходы по расконсервации (силами подрядчиков) составили 100 000 руб. Сумма НДС, предъявленного сторонними организациями за работы, выполненные в связи с расконсервацией объекта, – 18 000 руб.
Строительство ведется с привлечением заемных средств (на два года).
В период выполнения работ по расконсервации (в июне 2010 года) были начислены проценты по кредиту в сумме 17 000 руб. (сумма условная). После расконсервации – в июле 2010 года в той же сумме (для упрощения примера взят лишь один месяц после расконсервации).
Бухгалтер ООО «Строй-Альянс» отра¬зил операции на соответствующие даты так.
В июне 2010 года:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. – учтены расходы на проведение работ по расконсервации, выполненных сторонней организацией;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – выделен налог на добавленную стоимость, предъявленный подрядчиком по работам, выполненным по расконсервации объекта;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19
– 18 000 руб. – списан не принятый к вычету НДС, предъявленный подрядчиком (если организация решила следовать разъяснениям финансистов);
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»
– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (в период расконсервации).
В июле 2010 года:
ДЕБЕТ 08 субсчет « Строительство объектов основных средств»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»
– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (после расконсервации).
Продление консервации объекта капитального строительства
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Порядок консервации объекта капитального строительства, а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации устанавливается Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2020 № 802.
В случае прекращения строительства (реконструкции) объекта или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем застройщиком принимается решение о консервации объекта.
В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки;
в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта; (техническая документацией комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта)
г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Таким образом, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
Невыполнение консервации объекта капитального строительства в случае его приостановке строительства более чем на 6 месяцев влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ застройщика (технического заказчика).
В июле 2019 года в адрес Департамента поступило обращение жителя жилого дома по ул. Декабристов, д. 23 в г. Ирбите с жалобой
Уважаемые проектировщики, заказчики и лица, осуществляющие строительство!
В четвертый раз Генеральная прокуратура Российской Федерации организует Международный молодежный конкурс социальной антикорру
Все новости в категории