в чем особенности детской литературы какой писатель поэт вам понравился больше и почему
Детская литература и ее специфика
Евгения Тузова
Детская литература и ее специфика
Детская литература и ее специфика
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)
Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.
Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.
Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :
1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)
2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)
3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество
Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.
Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.
Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.
Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.
Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.
Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.
И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.
Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.
Специфика работы по рисованию с детьми с ОВЗ В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит развитию мелкой моторики рук, что в свою.
«Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие» В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают;.
«Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника» Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В.
Детская литература и дети Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей.
Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.
Специфика питания у незрячих детей Одна из самых важных и трудных задач для воспитателей компенсирующей группы для незрячих детей – формирование у них навыков самообслуживания.
Специфика семейного воспитания дошкольников Среди различных факторов, влияющих на становление личности, одним из главнейших является семья. Семейное воспитание воздействует на человека.
Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети.
Тематические досуговые мероприятия как специфика работы хореографов дошкольных учреждений Тематические досуговые мероприятия как специфика работы хореографов дошкольных учрежденийТема: «Такие вот истории на нашей территории»(досуговые.
Заключение. Литература. Заключение Проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников посвящены работы Е. Т. Смирновой,.
Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века
Гребенщикова Ирина Петровна
воспитатель МАДОУ «Детский сад №147»
«Чтение — это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя»
Что может быть важнее для человека, чем его активная жизненная позиция, осознание своего места в обществе. Отношение к работе, членам семьи, увлечения и интересы как пазлы собственного портрета создают целостную историю жизни человека. Какой становится эта картинка? Все ли фрагменты совпали? Может каких-нибудь недостает? Где нужно искать причину сбоя?
С ранних лет человек позиционирует себя в обществе достаточно четко: мое личное «я» всегда главенствующее. Может для становления личности и для достижения чего-то в жизни и нужно быть везде «перехватывающим первопроходцем»,но возникает вопрос: до какой степени нужно развивать в человеке это качество и где граница между человеком преуспевающим и нарушителем нравственных норм, склонным к поведенческому крену.
Нужен нам завтра высоконравственный человек с моральными устоями или нет? Хотим мы сохранить все лучшее в будущем поколении? Да, если мы хотим уверенно идти вперед, смотреть в светлое будущее, то конечно нам нужно духовно здоровое общество.
В формировании нового поколения большую роль играет художественная классическая литература. Герои произведений А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. писателей провоцируют взрослого читателя на определенную реакцию. Это субъективная оценка, работа эмоций, душевные переживания, поиск своего пути на месте героя. Это трудный, но интересный процесс, обогащавший взрослых детей жизненным опытом.
Но как максимально использовать детскую литературу в процессе воспитания дошкольников? Ведь что было заложено в ребенка изначально, с тем он и отправляется в жизнь. Психологи и педагоги, разбираясь в формировании и развитии личности дошкольника, пришли к выводу, что ребенка воспитывают приблизительно до 5 лет, а потом идет процесс перевоспитания. Теперь можно только представить какой колоссальный труд нужно вложить в маленького человечка, чтобы из него выросла зрелая личность, способная на нравственные поступки.
Художественная детская литература является основой в становлении гармонически развитой личности. Через ознакомление с текстами, беседы на этические темы, театральное проигрывание сцен, «Закончи историю сам», рассуждения и впечатления о героях произведений, дидактические игры необходимо донести до ребенка идею автора, которая посеет верное зерно в детской душе.
К. Д. Ушинский высоко ценил нравственное воспитание ребенка и считал,что нравственность составляет главную задачу воспитания: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».*
Сегодня, как никогда, родители должны быть правильно ориентированы в подборе литературы для своего ребенка. Взрослым очень трудно определиться на огромном рынке продаж детских книг. Современная зарубежная литература спорно воспринимается педагогами и психологами, коммерческие сказки и рассказы иногда приводят в недоумение даже неразборчивых взрослых читателей. Так что же читать сегодняшнему дошкольнику, искушенному современными технологиями и непонятными мультяшными героями? Все очень просто. Если нравственные догмы незыблемы и являются величиной постоянной, то и книги, на которых воспитано не одно русскоязычное поколение, являются таковыми же.
Никто не заменит сказки, притчи, рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского и других детских писателей прошлых столетий. Не нужно ничего изобретать. Нужно просто внимательно прочитать сказку с ребенком и порассуждать на заданную тему.
Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, созданные для детей, («Два товарища», «Белка и волк», «Баба и курица», «Галка и кувшин», «Еж и заяц», «Зайцы и лягушки», «Дележ наследства», «Как мужик убрал камень», «Комар и лев», «Как волки учат своих детей», «Лгун», «Курица и золотые яйца», «Муравей и голубка», «Орел», «Обезьяна и горох» и др.) через столетия передают огромный опыт человеческой мудрости, смекалку. Коротко, несколькими фразами писатель заставляет ребенка задуматься, принять к сведению житейский опыт, спровоцировать его на правильный поступок.
Рассказ «Лгун»в несколько строк составляет образную картинку: к чему может привести ложь, необдуманная шутка. Прочитав тут же рассказ «Косточка» дается еще одна ситуация, где ложь закрепляется в психике ребенка как нечто нежелательное, постыдное. В беседе с детьми проводится аналогия с житейской ситуацией и можно сказать, что зерно правдивости заложено в душе ребенка. Рассказы «Обезьяна и горох» и «Баба и курица» научат рационально подходить к решению жизненных проблем, знакомят с таким понятием как жадность. «Белка и волк» учит позитивному отношению к происходящему. «Муравей и голубка» сформирует межличностное отношение, а ироничный рассказик «Саша был трус» поможет избавиться от неоправданного страха.И так с каждым текстом: что ни история или сказка, то урок нравственности для ребенка.
Особенностью этих произведений является то, что они по объему небольшие, но глубокие по смыслу, заставляют читателей задуматься, поразмышлять, провести аналогию с какой-либо жизненной ситуацией и, что не маловажно, развить устойчивый интерес к чтению.
Являясь в первую очередь педагогом, К. Д. Ушинский писал рассказы, сказки, притчи для детей воспитательного характера. Небольшие тексты также творят чудеса в формировании детских душ. Сказка «Два козлика» легко воспринимается детьми, тут же проигрывается сценка и затем проецируется на ситуацию из жизни человека. «Ветер и солнце» учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева. Чтение сказки «Два плуга» специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие. «Слепая лошадь»учит детей тому, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует. «Лиса и козел», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Охотник до сказок» и другие рассказы несут не только поучительный смысл, но еще и правильную речь, обогащенную яркими языковыми средствами.
Нашим детям также важно читать сказки В. Ф. Одоевского, список которых не так велик. «Сказки дедушки Иринея»наглядно демонстрируют малышам все лучшие качества людей: трудолюбие, сдержанность, любознательность. Они читаются легко и непринужденно и могут послужить хорошей иллюстрацией для детей о том, как нужно поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как реагировать на поступки людей и почему нужно делать так, а не иначе.
Знакомство с жизнью общества, его традициями, обычаями через художественную литературу позволит дошкольнику успешно адаптироваться в современном мире. Каждое произведение классиков детской литературы становится для ребенка «окном» в те далекие времена,когда люди жили по-другому: если трудились, то до «седьмого пота», если верили, то всей душой, а если воевали, то до самой победы.
Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи.
Деловая игра с педагогами ДОУ «Знатоки детской художественной литературы» В ДОУ, в рамках регионального проекта «PROчтение» прошла деловая игра с педагогами «Знатоки детской художественной литературы». Цель: •.
Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка» Материал подготовила: Воспитатель МБДОУ д\с «Светлячок» Дегтярева Лариса Николаевна. В своей работе очень серьезное внимание уделяю ознакомлению.
Конспект родительского собрания «Роль игрушки в жизни ребенка» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Консультация для родителей «Роль свежего воздуха в жизни вашего ребенка» Консультация для родителей Составила Парфенович Анастасия Леонидовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 46 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья» РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности.
Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.
Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.
Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи» Социологическое исследование на тему: Место классической музыки в жизни современной семьи. В связи с началом проекта «Классическая музыка.
Роль домашнего питомца в жизни ребенка Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте. Особое значение в этом имеет ознакомление.
Творчество детских писателей и поэтов
К середине 19 в. прогрессивные революционно – демократические идеи в критике и литературе для детей одержали победу и укрепили свои позиции.
С начала 19 в. входят в детское чтение басни Крылова –
почти сразу же после появления первых сборников (в 1809, 1811, 1915 г.). Много сделали Белинский, Чернышевский, Добролюбов для расширения круга детского чтения произведениями современных им прогрессивных писателей.
Сила сатирического воздействия басен И. А. Крылова – это результат мастерского владения словом и ритмом. Мораль его басен, как правило, заключает в себе яркие, точные и образные выводы, ставшие широко известными пословицами и поговорками. Басни И. А.Крылова такие как:»Ворона и лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» и др. известны большому кругу читателей.
В детское чтение постепенно вошли сказки А. С. Пушкина, сказка «Конек–Горбунок»П. П. Ершова, стихи М. Ю. Лермонтова,
Повести Н. В. Гоголя, «Записки охотника» И. С. Тургенева.
В первой половине 19 в. Появились в русской детской литературе специально для детей написанныеталантливые произведения: стихи для младшего возраста В. А. Жуковского; повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского; рассказы и сказки В. Ф. Одоевского.
Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского 1787-1836г.)–автор первой волшебно-фантастической повести для детей младшего возраста «Черная курица, или Подземные жители» (1829г.). волшебная повесть А. Погорельского построена доступно для детского восприятия. Создается впечатление, что она была первоначально рассказана писателем племяннику Алеше (будущему поэту А. К. Толстому, которого с любовью и заботой воспитывал А. Погорельский. Все сцены в повести даются конкретно выпукло, с выразительными подробностями, картинной точностью. Вот, например,одна из них: «…Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе. Панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из чистого золота. Алеша очень любовался этим убранством. Но странным показалось ему, что все это было в самом маленьком виде как будто для небольших кукол».
Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика. Он вызывает симпатии ребенка-читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию.
Прогрессивный писатель и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский (1803-1862г.) серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой «Наука до наук», которую задумал как педагогический трактат, посвященный основным принципам воспитания человека с детских лет.
В. Одоевский начал писать для детей в 30-е гг. 19 в., когда стал участвовать в издании альманаха «Детская книжка для
воскресных детей» и сотрудничать в журнале «Детская библиотека» А. Н. Очкина. Работал он под псевдонимом «дедушка Ириней». В 1834 г. отдельным изданием была напечатана сказка В. Одоевского «Городок в табакерке».
В 40-гг.появляются его сборники для детей: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840г.) и «Детские песенки дедушки Иринея» (1847г.).он создал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки, волшебные сказки, рассказы.
«Городок в табакерке»-первая в детской литературе научно-познавательная сказка. В. Одоевским созданы также сказки «Червячок», «Мороз Иванович», рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко» и др.
Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783-1852г., поэта-романтика, обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. И в оригинальном творчестве, и в качестве переводчика Жуковский более всего интересовался идеализированным, романтически истолкованным прошлым-античностью, средними веками.
Многие из его оригинальных и переводных произведений вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течение всей его жизни, нашли свое отражение и в его литературной деятельности.
Поэт заботился о том, чтобы его переводы знало подрастающие поколение.
В. А. Жуковским была создана, как он сам говорил, «педагогическая поэма»— книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственно художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Каждое стихотворение в этом цикле обладает художественным и педагогическими достоинствами.
В стихотворении «птичка» поэт выразил светлую печаль, навеянную скоро минувшей порой красного лета. Стихотворению присущи свойства детских фольклорных прибауток.
В стихотворении «Жаворонок» поэтвоспроизвел радостные приметы пробуждающего дня: зарделся на солнце лес, тонкий пар еще держится в долине, а в лазурном небе уже запел жаворонок.
Стихотворение «Котик и козлик» написано в духе народных прибауток с их энергичной сменой картин и с той детализацией, которая придает всему изложению изобразительную живость.
Стихотворная сказка «Мальчик с пальчик» вводит ребенка в такой мир, в сравнении с которым он может себя чувствовать великаном.
Детские стихотворения В. А. Жуковского впервые увидели свет в 1852г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги.
В течение многих лет, начиная с 1826г., Жуковский переводит несколько сказок братьев Гримм, сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». В 1831г. в творческом состязании с Пушкиным он пишет «Сказку о царе Берендее», «Спящую красавицу», сказки «Война мышей и лягушек», «Иван-царевич и серый волк».
Популярность сказок В. А. Жуковского была в свое время очень велика.
Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.
Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.
В 1830г. Пушкин начинает работать над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831г. были закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». В 1833г. были написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке».
Сказки А. С. Пушкина-сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831г. эта была первая сказка Пушкина.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833г. в ней положительные персонажи наделены такими чертами характера,которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском, но и зарубежном фольклоре. Сказка представляет собой сатиру на самодержавие и крепостничество. В ней отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства.
В «Сказке о золотом петушке», создан сатирический образ царя Дадона, предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку».царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей.
Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу.
Идейные и творческие искания Льва Николаевича Толстого (1828-1910 г.) неразрывно связаны его любовью к русскому народу. Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е гг., относятся к той части литературного наследства Л. Н. Толстого, которое «не отошло в прошлое».
Л. Н. Толстой начал работать над «Азбукой» в 1859 г. Он переработал для нее многие рассказы, напечатанные в приложении к журналу «Ясная Поляна», и рассказы учеников народной школы в Ясной Поляне. Жанр короткого рассказа характерен для «Азбуки», так как Толстой учитывал специфику детского восприятия. В период переработки «Азбуки» было написано более 100 новых сказок и рассказов,например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения.
Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Вначале даются небольшие рассказы, всего в несколько строк. Постепенно содержание произведений расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказки, то быль.
Пословицы, поговорки, загадки, сказки,былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое».
В каждом рассказе и сказке Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования и обучения.
Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично, остро. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее. Басни воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек») и т. д.
Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки-русские и зарубежные (народные и литературные).
Сказка «Три медведя» была написана Л. Толстым в 1872 г. для «Новой азбуки».Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки.
Сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро, сколько русскую народную «Мальчик с пальчик и людоед».В сказке Толстого присутствуют конкретные приметы быта бедной крестьянской семьи: «У одного бедного человека было семеро детей – мал мала меньше».
Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.) они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных.
Произведения Л. Н. Толстого для детей разрабатывают важные нравственные проблемы, дают проникновенный анализ внутреннего мира героев, отличаются художественным совершенством формы, поэтической ясностью и лаконизмом языка.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873г.) как художник сложился на рубеже 10-30-х гг. 19 столетия. Уже первые его стихотворения, написанные в эту пору,-«Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер»— были признаны подлинными шедеврами русской поэзии.
В 1836 г. Ф. И. Тютчев написал стихотворение «Зима недаром злится…»Борьба зимней стужи и весны представлена в нем как действие сказочных существ: злой Зимы-ведьмы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. В сборник стихотворений поэта вошли не забываемые произведения,такие как: «Есть в осени первоначальной…», Весенняя гроза», «Вечер», «Еще земли печален вид…» т. д.
Поэта отличали чуткость к родному языку, способность глубоко и точно передавать в своих стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.
Из стихов И. Бунина возникает не только картины весны, лета, осени и зимы, но создается неповторимый в своей красочности образ Родины.
Сергей Есенин (1895-1925 г.) посвятил детям многие стихотворения, напечатанные в разные годы.
Примечательно, что первым опубликованным в печати стихотворением поэта было стихотворение «Береза», появившееся в детском журнале «Мирок» за 1914 г. (№1)
Есенин знакомит юных читателей с повседневными крестьянскими делами и заботами («Топи да болота», рассказывает о горе старой крестьянке, потерявшей сына («Молитва матери», о раннем сиротстве детей («Побирушка»).
Поэтический талант Есенина одушевляет все, что он сам видел, чувствовал, знал, поэтому его стихотворения для детей остаются в ряду лучших произведений не только русской но и советской литературы.
Досуг. Литературная гостиная. «Осень в лирике русских поэтов» Цель: Воспитание у детей интереса к природе, любви к ней, умение видеть красоту окружающего мира, через поэтический образ. Задачи: Помочь.
Фотоотчет о детских поделках с 5 по октября 2015 г. Пролетела еще одна неделька творчества. На которой лепили с детками из пластилина. С подготовительными группами «Почемучки».
Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.
Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.
Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.
Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Творчество детских писателей» Главная цель проекта это приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством известных детских.
Сценарий конкурса выразительного чтения «Калейдоскоп сказок русских поэтов» МБДОУ «Березовский детский сад № 9» Сценарий конкурса чтецов «Калейдоскоп сказок русских поэтов» Автор и ведущая конкурса: Плахова Ю. В.
Занятие по знакомству с творчеством поэтов-земляков А. Афоньшиным и Н. Маравиным в мини-музее детского сада Программное содержание 1. Воспитывать у детей чувство радости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к родному краю. 2.