В честь какого мореплавателя названы оба американских континента
Известный на весь мир путешественник Америго Веспуччи, человек отважный и образованный, обладал широким кругозором. Его манили неизведанные края, и он упорно шёл к своей мечте, в итоге открыв для европейцев новые земли, которые незадолго до него посетил Колумб, так и не узнавший, что он открыл новый материк.
Веспуччи повезло больше — он целенаправленно собирался исследовать новый континент, что с успехом и проделал.
15 удивителтных фактов об Америго Веспуччи: Показать полностью.
1) Ещё в детстве будущий путешественник научился читать и писать на латыни. Его обучил дядя, который был монахом.
2) Америго Веспуччи был весьма учёным человеком. Он превосходно разбирался в физике, географии и астрономии.
3) Он был лично знаком с Христофором Колумбом.
4) Будучи весьма богатым и успешным торговцем, Америго Веспуччи предпринял свою первую экспедицию, когда ему было 47 лет. Причём сам он был в ней не капитаном, а штурманом.
5) Именно он дал название стране Венесуэла, что в переводе с его родного итальянского языка означает «маленькая Венеция». Это название пришло Веспуччи в голову, когда он увидел индейские дома на сваях, напомнившие ему венецианскую архитектуру.
6) Всего Америго Веспуччи предпринял три значительные экспедиции, но он никогда управлял непосредственно кораблями. Он обычно выполнял вспомогательные и исследовательские обязанности, и лишь в последнем плавании был назначен капитаном одного из судов. Впрочем, он всё равно всегда оставался главой экспедиции, и остальные полагались на его знания и навыки.
7) Америка получила своё название в его честь уже после смерти самого Америго Веспуччи, хотя подобные предложения озвучивались ещё когда он был жив. Исходили они, впрочем, не от него — сам он не был тщеславен.
8) Именно Америго Веспуччи, изучив отчёты об экспедиции Колумба, пришёл к выводу, что тот нашёл не другой путь в Индию, а совершенно новый материк.
9) Именно с его лёгкой руки для обеих Америк прижилось неофициальное название «Новый Свет».
10) Веспуччи никогда не присваивал себе честь открытия нового континента, справедливо оставляя её Колумбу. Но общество рассудило иначе.
11) За 8 лет до смерти мореплавателя в Испании была издана книга «Новый Свет», посвящённая его экспедициям, но в его авторстве сомневаются до сих пор. Многие факты в книге противоречивы, и стиль написания совсем не похож на то, как писал Веспуччи в своих письмах, дошедших до наших дней.
12) Свои экспедиции он совершал под испанским и португальским флагами. Причём в Испании он занимал высокую должность, соответствующую его талантам. Сейчас она упразднена, а её ближайшим аналогом можно было бы назвать «министра морских дел».
13) Лично Христофор Колумб ходатайствовал перед королём Испании, чтобы Веспуччи позволили возглавить экспедицию.
14) Одна из основных улиц в Сантьяго, столице Республики Чили, названа в честь Америго Веспуччи Также улица и аэропорт, названные в честь великого мореплавателя, есть на его родине, во Флоренции.
15) Именно Америго Веспуччи назвал так остров Кюрасао, что переводится с португальского, как «исцеление». Экспедиция была вынуждена на время оставить там страдавших от цинги матросов, а на обратном пути их забрали. Нормально питаясь, они полностью выздоровели.
Откуда взялось слово «Америка», которое служит названием для двух материков? Согласно общепринятой версии, оно происходит от имени картографа Америго Веспуччи, составившего первые карты южной части Нового Света. Однако, скорее всего, это не так. Дело в том, что впервые эту землю назвал Америкой Джон Кабот, который не был знаком с Веспуччи.
Сегодня каждый школьник знает, что Америку открыл Христофор Колумб. И тем не менее, мало кто из этих знающих школьников (и не школьников, впрочем, тоже), задумывается над абсурдностью данной фразы. Ну, скажите, пожалуйста, как Колумб мог в 1492 году открыть эту самую Америку, если само слово «Америка» появилось на географических картах не раньше 1498 года? Кстати, сам великий мореплаватель называл открытые им земли как угодно, но только не Америкой.
Кстати, откуда вообще появилось это слово — Америка? И почему его использовали для названия недавно открытого континента? Об этом и пойдет речь в данной статье. Следует заметить: нам опять придется заниматься разоблачением очередного мифа.
Изначально Америку называли Новым Светом
Считается, что новый континент (а точнее, целых два), были названы в честь великого флорентийского путешественника, астронома и картографа Америго Веспуччи. Этот ученый, состоявший на службе сначала у испанского, а затем и у португальского монархов совершил в качестве штурмана три путешествия к берегам земли, которую впоследствии назовут Южной Америкой — в
годах. В этих странствиях им было составлено несколько карт новой территории, однако их оригиналы не сохранились. Правда, в дальнейшем с них были сделаны копии, на которых неизвестный континент назван никакой не Америкой, а «Новым светом» (Terra Nova).
Итак, как видите, сам Веспуччи исследованные им земли Америкой вовсе не называл (да и, согласитесь, это было бы нескромно с его стороны). Нет никакого упоминания об этом названии и в его письмах — единственных документах, которые сохранились из наследия великого мореплавателя (как выяснили ученые уже в наше время, то, что долго считалось путевым дневником Веспуччи, на самом деле вышло из-под пера другого человека, возможно — его спутника).
Название «Америка» появилось только в 1507-м году
Впервые же на карте слово «Америка» появилось в 1507 году, на иллюстрации к так называемому «Третьему путешествию в Новый Свет» (автором которого как раз долгое время ошибочно считали самого Веспуччи), которое выпустил немецкий любитель картографии, а также издатель и книготорговец Мартин Вальдзеемюллер (или Вальтцемюллер — как пишут его фамилию некоторые историки)
На этой иллюстрации изображены (правда, весьма схематично) обе Америки — Северная и Южная. Но, что самое интересное, южный континент назван так же, как и его именовал Веспуччи — Terra Nova. А вот рядом с северным в скобках указано другое название — Ameriqosland, то есть «земля Америка». В комментариях герр Вальдзеемюллер указал, что, возможно, это название было дано континенту в честь заслуг Америго Веспуччи, который много потрудился, составляя его карту. Однако о том, кто и при каких обстоятельствах дал это название, почтенный издатель не сообщил ничего.
Сразу видно, что версия Мартина Вальдзеемюллера содержит, по крайней мере, два слабых места. Во-первых, совершенно непонятно, почему неизвестный почитатель Веспуччи назвал в честь него северный континент, который флорентийский ученый в глаза не видел (он никогда там не бывал). А вот южный кусок заокеанской суши, исследованный этим ученым весьма тщательно, почему-то сохранил свое исходное название. Не логичнее ли было подписать материки по-другому?
Во-вторых, по традиции того времени, новые земли никогда не называли по имени первооткрывателя или первоописателя. Всегда только по фамилии или по титулу. Конечно же, имена использовались в географической номенклатуре — например, имена святых, мифологических персонажей или царствующих особ. Однако Америго Веспуччи не являлся ни одним из вышеперечисленных персонажей. Поэтому было бы правильнее назвать в честь него континент «Веспуччией» или «Веспуччиландом», но никак уж не «Америкой».
Итак, как видите, версия герра Вальдзеемюллера не выдерживает никакой критики. В то же время для того, чтобы разобраться, откуда взялось название «Америка», следует разрешить другую загадку — а откуда в книге, изданной немецким издателем, вообще могла появиться карта северного континента. Она явно не могла быть копией испанских или португальских карт — хотя бы потому, что моряки этих стран так далеко на север в те времена не заплывали. Да и сухопутные путешественники из Испании побывали там куда позже.
Джон Кабот первым назвал Америку Америкой
Судя по всему, оригинал этой карты в те времена мог составить только один человек — Джон Кабота, который в 1497 и 1498 годах доплыл до побережья земли, позже названной Северной Америкой. Хотя на самом деле этого мореплавателя звали Джованни Кабото (он, как и Колумб, был родом из Генуи). Однако его путешествия были совершены под английским флагом, и поэтому в историю географических открытий этот человек вошел как Джон Кабот.
Собственно говоря, как и Христофор Колумб, Джон Кабот никакой Америки не открывал и даже не собирался — целью его путешествия была разведка новых рыбных промыслов в Северной Атлантике. Однако, раз уж открыл что-то новое, так будь добр составить карту и подробное описание, а то не поверят. Что мореплаватель и сделал.
Правда, оригинал этой карты опять-таки не сохранился, однако в отчете Кабота о своих путешествиях, представленных английскому монарху Генриху VII Тюдору (именно он в 1496 году вручил Джону Каботу документ, в котором дал ему право плыть под английским флагом и объявлять все открытия владениями английской короны), есть упоминания о том, что эта карта существовала и была представлена королю.
Америку назвали по имени Ричарда Америка, давшего деньги на экспедицию Джона Кабота
Как видите, предположение о том, что северный континент «Нового Света» был скопирован Вальдзеемюллером именно с этого документа, вполне логично. Также резонно предположить, что и название «земля Америка» попала на иллюстрацию оттуда же. Но кто же в таком случае был этот загадочный Америк? Неужели матрос, который первым увидел таинственные берега? На самом деле, нет. Таковой была фамилия человека, который дал денег на экспедицию Джона Кабота.
Хоть Генрих VII и дал генуэзскому мореплавателю добро на путешествие, однако деньгами не снабдил — этот монарх, как следует из всех исторических хроник, был весьма скуп. Средствами же Каботу помог его знакомый, богатый купец и начальник королевской таможни города Бристоля Ричард Америк — он выделил не только деньги, но и материалы на постройку судов. Кстати, в том же самом отчете Америк фигурирует как главный казначей экспедиции. Так что не удивительно, что Кабот, в благодарность за помощь, назвал новые земли не в честь скупердяя Генриха, а в честь щедрого спонсора.
Кстати, этому имеется и документальное подтверждение. В Бристольском архиве за тот год сохранилась запись:
«В день Иоанна Крестителя страна Америка была открыта купцом из Бристоля. Корабль называется «Мэтью», и это то, что произошло».
Кстати, это единственный официальный документ, сохранившийся до наших дней, который подтверждает открытие Джона Кабота. А именем «Мэтью» был назван тот самый корабль, для постройки которого Ричард Америк выделили бревна и доски.
И хотя в этой записи ни слова не говорится о том, что новые земли Кабот назвал в честь своего друга и спонсора, однако, по логике вещей, именно так и должно было быть. Ведь других людей с такой необычной фамилией, согласно документам, Кабот не знал. Поэтому предположение о том, что континент был назван именно в честь Ричарда Америка, выглядит весьма логичным.
Название «Америка» происходит от отчества Ричарда, ставшего фамилией
А, кстати, каково происхождение столь необычной фамилии? На самом деле «Америк», скорее, является не фамилией, а отчеством (которое впоследствии стало фамилией). И писалось это отчество исходно несколько по-другому — «ам Меррик», что означает всего-навсего «сын Меррика». То есть имя начальника королевской таможни и друга Джона Кабота в переводе на русский язык означает ни что иное, как «Ричард, сын Меррика».
Дело в том, что Ричард Америк был уроженцем Уэльса, то есть валлийцем. А у этих потомков древних кельтских племен было принято присоединять к личному имени имя или прозвище своего отца через приставку «ап» (точно также, как шотландцы делают это через приставку «мак» — таким образом, Пол Маккартни означает всего лишь «Пол, сын Картни»). Однако у некоторых валлийских кланов эта приставка произносилась как «ам». Судя по всему, Ричард Америк как раз происходил из подобного клана.
Следует заметить, что подобную версию происхождения названия «Америка» в настоящее время разделяют далеко не все историки. Препятствием, как и в случае с альтернативной версией, является отсутствие прямого свидетельства — карты Кабота, где материк обозначен под этим названием. Но вряд ли когда-нибудь ученым удастся найти ее — скорее всего, она погибла вместе с кораблем Кабота во время второго путешествия к берегам нового континента в 1498 году. Копия же, представленная Генриху VII, была утеряна при его сыне Генрихе VIII, который, как мы помним, — большой любитель женщин, а не географических открытий…
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Почему Америку назвали не в честь её первооткрывателя Христофора Колумба?
Христофор Колумб – один из мореплавателей, начавших колонизацию Нового Света европейцами. Он совершил первые экспедиции в Америку и подготовил карты ранее неизвестного материка. Но почему средневековые картографы не назвали открытую землю в его честь?
Обнаруженный континент был назван в честь Америго Веспуччи. Флорентийский мореплаватель отправился в Новый Свет в 1499 году в составе испанской эскадры.
К тому моменту Христофор Колумб успел посетить будущую Америку трижды: в 1493, 1494 и 1496 годах. Однако всё это время путешественник считал, что навещает не новый континент, а Индию – страну, в которую должен был найти короткий западный путь. Именно для этой цели он и получил деньги на экспедицию от испанской короны.
В свою очередь Америго Веспуччи, ведя другую экспедицию по Новому Свету, засомневался в выводах Колумба. Испанцы проплыли 3000 км вдоль берегов Южной Америки, но так и не нашли конца суши. Штурман первым сделал вывод, что это неизвестный материк.
Стоит заметить, что кроме Колумба и Веспучи Новый Свет исследовали другие мореплаватели: Висенте Яньес, Родриго де Бастидас, Педру Кабрал и многие другие. Они также составляли географические карты, привозили золото и жемчуг, но оказались забыты историками.
Дело в том, что Веспуччи имел много друзей среди учёных и знатных персон, с которыми обсуждал свои путешествия и географические открытия. Они, в свою очередь, распространяли эти сведения дальше посредством собственных научных трудов.
Когда немецкий картограф Мартин Вальдземюллер принялся составлять карту в 1507 году, он просто списал название с испанских источников. Так же поступил голландский учёный Герард Меркатор. Благодаря им название «Америка» просочилось в другие европейские страны.
Почему Америка называется Америкой? На самом деле ее открыли викинги? День благодарения появился после того, как индейцы помогли колонистам собрать урожай? А индейцы всегда там жили или тоже приплыли? Рассказываем все об открытии Америки
1. Откуда взялась идея, что Америка существует?
Впервые об открытии новой части света заявил итальянец Америго Веспуччи (1454–1512), участник испанских и португальских экспедиций к берегам Южной Америки. Веспуччи лично проследил линию ее побережья на протяжении нескольких тысяч километров. В 1503–1504 годах он рассказал о своих плаваниях в двух письмах, которые пользовались огромной популярностью и многократно переиздавались. В них он подчеркивал, что речь идет о прежде неизвестной части света — Новом Свете.
Фрагмент карты мира Мартина Вальдземюллера. Страсбург, 1507 год Library of Congress
В 1507 году картограф из Лотарингии Мартин Вальдземюллер в книге «Введение в космографию» предложил назвать ее в честь Веспуччи — Америкой. На карте Вальдземюллера, датированной тем же годом, название Америка появляется впервые: оно помещено в южной части Южной Америки. Постепенно оно утвердилось и на картах Северной Америки. Ни Веспуччи, ни Вальдземюллер не собирались отбирать у Колумба лавры первооткрывателя: речь сначала шла о том, что Колумб и Веспуччи открывали земли в разных местах и название Америка относилось лишь к землям, открытым Веспуччи. Ко всей части света, открытой Колумбом, его стали прилагать позже — без ведома Веспуччи и против воли Вальдземюллера.
2. Кто и когда открыл Америку?
Довольно часто открытием считается первое посещение новых земель европейцами, а людям, появившимся там раньше, в статусе первооткрывателей отказывают. Например, выходцам из Азии, попавшим в Америку через Берингов перешеек. Но и с европейцами все не так просто. Известно, что на рубеже X–XI веков в Америку плавали викинги, а на острове Ньюфаундленд и в Гренландии существовали их поселения. Но открытие Америки не воспринималось ими как нечто принципиально отличающееся от открытия Исландии или Фарерских островов. Оно не оказало серьезного влияния ни на американских аборигенов, ни на самих викингов. К тому же сведения об этом, судя по всему, не вышли за рамки скандинавского мира, а к концу XV века были забыты и там. Но для историков, в отличие от географов, важно не столько первопосещение той или иной территории, сколько установление контактов между «открывшими» и «открытыми» — регулярных и важных для обеих сторон.
Открытие, сделанное Колумбом 12 октября 1492 года, наоборот, в считаные недели стало сенсацией в разных концах Европы: началась настоящая гонка за открытиями у берегов Америки. За десять лет после возвращения Колумба из первого плавания было осуществлено не меньше двенадцати экспедиций: испанских, португальских и английских. Это событие буквально за несколько десятилетий сильно изменило жизнь европейцев. Так что «настоящее» открытие Америки совершил Колумб. Но при этом он только положил начало длительному процессу открытия и освоения разных уголков Америки, в котором участвовали сотни экспедиций из многих стран Европы.
3. Северную и Южную Америку открыли в разное время?
, мы не можем быть уверены в том, что современным исследователям известно обо всех плаваниях того времени. Не исключено (но маловероятно), что обнаружатся сведения, хотя бы косвенные, об открытии материковой части Северной или Южной Америки до лета 1498 года. Например, есть версии, что португальцы знали о Бразилии еще до первого плавания Колумба и именно поэтому при обсуждении условий Тордесильясского договора настаивали на переносе разграничительной линии дальше к западу, но документальных подтверждений этому нет.
4. Какими были первые колонисты?
Как только слухи о богатствах Америки стали подкрепляться успехами конкистадоров Конкистадор — в XVI веке завоеватель Нового Света, участник Конкисты — испанского завоевания Америки. в Мексике и Перу, поток переселенцев вырос. Примерно до середины XVI века туда ехали в основном потенциальные конкистадоры, то есть те, кто рассчитывал на свою шпагу, а не на плуг (хотя хлебопашцы и ремесленники среди первых колонистов тоже имелись). В основном это были небогатые выходцы из юго-западных районов Испании, Эстремадуры и Андалусии, переселявшиеся не от хорошей жизни. Их отличали энергичность и упорство — другие там просто не выживали. При этом прагматизм у них удивительным образом сочетался с наивной верой в чудеса: они были убеждены в существовании на просторах Америки великанов и амазонок, золотых городов и источника вечной молодости.
Мало кому повезло стать участником одной из немногих действительно удачных экспедиций, обогативших всех выживших (повезло, например, людям Франсиско Писарро, пленившим Сапа Инку Сапа Инка — титул верховного правителя инков, дословно — «Единственный Инка» или, как иногда переводят, «Верховный Инка». Атауальпу и получившим за него фантастический выкуп В ноябре 1532 года 132 испанца во главе с Писарро достигли города Кахамарка, где находился Атауальпа с пятитысячным войском. При встрече с ним испанцы устроили засаду и сумели захватить правителя инков в плен. В качестве выкупа за свою жизнь тот предложил заполнить золотом большую комнату, где его содержали. Писарро получил от индейцев бóльшую часть выкупа (около 6 тонн золота), после чего вероломно приказал казнить Атауальпу. ). Еще меньше среди них было тех, кто вернулся в Испанию и зажил припеваючи во дворцах, построенных на захваченные сокровища. Все остальные либо быстро промотали свою долю, либо так и не нажили состояния и зависели от милостей центральной власти, в том числе от пожалования земель, которые передавались вместе с проживающими на них индейцами и назывались энкомьендами. Формально владельцы энкомьенд (энкомендеро) должны были о них заботиться, но фактически жили за счет труда местного населения.
Как раз в середине XVI века, когда заканчивалась Конкиста, на территории нынешних Мексики и Боливии были найдены богатейшие месторождения серебра, и с этого времени их эксплуатация стала главной целью испанской короны, а сельскохозяйственное освоение захваченных земель надолго отошло на второй план. Именно тогда окончательно оформились основные черты испанской колонизации и испанского колониста: он живет рядом с огромными богатствами и в значительной мере причастен к их эксплуатации — организует ее, обеспечивает охрану и то, что сейчас назвали бы инфраструктурой; он очень зависит от метрополии, находится под ее постоянным контролем; перед ним, как правило, не стоит проблема выживания, и он далеко не всегда готов зарабатывать на жизнь собственным трудом. Этому способствовали и широко распространенные в Испании XVI века представления о том, что ручной труд — недостойное и даже презираемое занятие.
Португальские колонисты тоже искали быстрого обогащения, но им, в отличие от испанцев, не довелось найти в своих владениях таких залежей серебра. Позже они обнаружили у себя золото и алмазы, но это произошло только в конце XVII — первой трети XVIII века. В XVI столетии источниками обогащения для них были заготовка ценной красной древесины, востребованной в Европе, и организация пока еще технически несовершенного, но уже прибыльного производства сахара из тростника, завезенного в Бразилию с Канарских островов. Представление о том, что собственный ручной труд неблагороден, проявилось и здесь: рабочей силой на кустарных производствах, которые назывались энженью, были зависимые индейцы и африканские невольники. Начало массового ввоза в Бразилию африканских рабов связано именно с разрастанием плантационного хозяйства и производства тростникового сахара, а вот хозяева именовались не иначе как сеньоры/господа энженью.
Договор Уильяма Пенна с индейцами. Картина Бенджамина Уэста. 1771–1772 годы Pennsylvania Academy of the Fine Arts
Если испанские и португальские владения были неотъемлемой частью пиренейских монархий и все находились в равном правовом положении по отношению к метрополии, то британские колонии с самого начала были разными. Существовало три вида колоний. Королевские колонии принадлежали непосредственно короне и управлялись назначенными из Лондона чиновниками. В корпоративных колониях корона (или в 1649–1660 годы парламент) наделяла правами управления особое акционерное общество. В собственнических колониях эти права получал тот или иной человек.
В королевские колонии ехали в основном бедняки с надеждами на лучшую жизнь и собственный земельный надел в Новом Свете. Большинство из них не могли самостоятельно оплатить переезд и потом отрабатывали эту «ссуду» в течение 4–7 лет. Поэтому их называли законтрактованными слугами. На выходе они получали землю, иногда с сельскохозяйственным инвентарем для ее обработки. Из примерно 75 000 человек, переселившихся в Виргинию и Мэриленд в годах, две трети приехали именно как законтрактованные слуги.
, природно-климатические условия для европейцев здесь были тяжелыми, а помощь из метрополии — минимальной. Выжить можно было только благодаря ежедневному тяжелому труду и жесткой дисциплине. В самой первой постоянной колонии (Джеймстаун, Виргиния), основанной в 1607 году, зиму и весну 1608 года пережили всего несколько десятков из полутора сотен колонистов, и такие цифры не были исключением.
В-третьих, иначе складывались отношения с индейцами, да и сами индейцы были другими. Здесь не было высокоразвитых цивилизаций, накопивших запасы драгоценных металлов, как на территории Мексики или Перу, и европейцам нечего было отнимать у индейцев, кроме земли. В первые годы контакты колонистов с индейцами складывались : от частых кровавых стычек (весной 1622 года индейцы алгонкины убили 347 колонистов — не менее четверти населения Виргинии) до взаимопомощи. Например, в новоанглийском Новом Плимуте индейцы вампаноаги помогли колонистам пережить первую зиму, и те в благодарность отпраздновали сбор первого урожая вместе с индейцами. Так появился праздник День благодарения. В то же время плотность индейского населения на территории США и Канады была гораздо ниже, чем в государствах ацтеков или инков, и индейцы довольно быстро отступали от прибрежных районов, где селились колонисты.
Первый День благодарения в 1621 году. Картина Жана Леона Жерома Ферриса. 1912–1915 годы Частное собрание / Library of Congress
Первые британские колонисты были, как правило, людьми трудолюбивыми и упорными, решительными и умеющими за себя постоять, глубоко верующими и нетерпимыми в отношении религиозного инакомыслия. Нужда приучила их к дисциплине. По сравнению с выходцами из пиренейских стран они относительно мало зависели от метрополии и привыкли во всем полагаться на свои силы.
5. Что они ели и на что жили?
Спутником практически всех первопоселенцев (во всяком случае, в первые годы) был голод. Колонисты рассчитывали на быстрое обогащение и помощь из метрополии; пахать землю и разводить скот очень часто не входило в их намерения. Кроме того, индейская пища могла восприниматься как недостойная или ослабляющая тело. Сложность представляли одновременно и отсутствие привычных продуктов питания, и изобилие незнакомых. Значительно отличался и рацион: если для европейцев были привычны мясные и молочные продукты, то для коренного населения Южной Америки (при всем разнообразии климатических зон и хозяйственных укладов в регионе) важнейшей частью рациона была растительная пища, а белковая включала не только мясо диких животных и рыбу, но и насекомых. Молочных же продуктов индейцы не знали.
Еще одним различием в отношении к пище было употребление сырых, не прошедших термическую обработку продуктов. Для выходцев из Старого Света это было дикостью и варварством: считалось, что сырую пищу поедают только животные. Помимо этого, важным психологическим барьером для европейцев оказалось отсутствие в Новом Свете двух важнейших для них культур: пшеницы и виноградной лозы. Поскольку в христианском богослужении используются именно пшеничный хлеб и виноградное вино, местные аналоги (кукуруза, маниок Маниок — съедобный тропический корнеплод. и ферментированные напитки из них) считались недостойными заменителями.
Попытки вести в Новом Свете сельское хозяйство европейского типа поначалу сталкивались с серьезными трудностями: другой уровень влажности, освещенности, другие химические свойства почвы, отсутствие природных опылителей, разные времена года в Северном и Южном полушарии. Не хватало и рабочих рук: как уже говорилось, испанские и португальские колонисты вывезли с родины представление о ручном труде как о неблагородном занятии, а привлечение (зачастую насильственное) индейцев не всегда удовлетворяло все их потребности. Кроме того, у тех индейцев из тропических регионов, которые существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, было совершенно другое отношение к труду ради пропитания. Им не было свойственно стремление собрать (выловить, настрелять) больше, чем они съедят, или трудиться изо дня в день ради запасов. В то же время колонисты и испанской, и португальской Америки хотели получить от них все больше и больше продуктов. В донесениях португальской короне в первой половине XVI века было много сообщений о голоде среди поселенцев. Он был связан именно с организацией снабжения продовольствием и с предвзятым отношением к местным продуктам, а не с отсутствием ресурсов.
Тем не менее такие культуры, как маниок, кукуруза и картофель, все же проникали в рацион колонистов, хотя изначально предназначались для индейцев. В некоторых регионах испанской Америки этими продуктами собирали оброк с местного населения. Позднее их продолжали использовать в пищу наряду с завезенными пшеницей, рисом и некоторыми видами бобовых. Что касается вина, то оно долгое время импортировалось и было атрибутом роскоши. Регулируя его поставки, метрополии стремились усилить зависимость колоний и теснее привязать их к себе. При этом уже во второй половине XVI века в испанских владениях на территории современного Перу, а затем в Парагвае, Аргентине и Чили началось возделывание виноградной лозы. Жители португальской Америки с ее климатическими условиями больше зависели от привозного вина, а его масштабное производство началось только в XIX веке.
Подготовка к барбекю. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Первыми сельскохозяйственными животными, завезенными испанцами, стали свиньи и быки. Их не только держали при поселениях, но и специально выпускали на безлюдные острова Карибского бассейна в качестве резервного источника пропитания для сбившихся с курса или потерпевших крушение моряков. После Антильских островов их завезли и в другие регионы испанской Америки. Европейские свиньи быстро освоились в новых условиях и стали питаться тропической растительностью. Пьетро Мартире д’Ангьера Пьетро Мартире д’Ангьера (1457–1526) — итальянский гуманист, историк, поэт. C 1487 года жил в Испании, где именовался Педро Мартир де Англериа. Он одним из первых оценил важность заморских открытий, которые стали темой его книги «Декады о Новом Свете» («De orbe novo decades», 1511). Она принесла ему славу первого историка Америки. Там он никогда не был, но лично знал Колумба и других мореплавателей и конкистадоров. Его труд является важным источником по истории Америки эпохи ее открытия и колонизации. и Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес (1478–1557) — испанский историк и писатель, автор «Всеобщей и естественной истории Индий», ценнейшего источника по истории Америки эпохи Конкисты и важного памятника исторической мысли. Фернандес де Овьедо считал испанцев богоизбранным народом и утверждал их право владеть Новым Светом, чтобы выполнить высокую духовную миссию христианизации индейцев, которых он считал неполноценными людьми. с удовлетворением отмечали, насколько новый рацион улучшил вкусовые качества мяса таких свиней. При этом в глобальном отношении новая кормовая база для свиней и быков дала им возможность быстро размножиться и из-за отсутствия естественных хищников серьезно изменить экологический баланс отдельных регионов (например, островов Карибского бассейна). Но европейские колонизаторы не мыслили этими категориями: они стремились обеспечить привычной мясной пищей и себя, и прибывающие из метрополии флоты, и завоевательные экспедиции Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Эрнандо де Сото и других. Кроме того, быки были нужны колонистам и как тягловая сила на плантациях и рудниках.
6. Откуда в Америке индейцы — они там всегда были или приплыли?
7. Сколько их там было, как жили разные племена и что вообще о них известно?
Европейские завоеватели встретили в Новом Свете разные сложноустроенные общества — от полукочевых племен охотников, рыболовов и собирателей до мощных государственных образований (империй ацтеков и инков). Известно более тысячи индейских языков, образующих сотни разнообразных языковых семей. Попытки воссоздать праиндейский язык, на котором говорили первые переселенцы через Берингов пролив, пока не увенчались успехом.
Вопрос численности коренного населения ко времени открытия Америки сильно идеологизирован и связан со спорами о геноциде. Оценки разнятся от 8 000 000 до более чем 100 000 000 человек. Венесуэльский исследователь Анхель Розенблат (1902–1984) оценивал коренное население Нового Света на момент завоевания в 13 300 000 человек, а в 1650 году — в 10 000 000. В учебниках часто можно встретить число 55 000 000: эти данные приводит североамериканский географ Уильям Деневан. В своих более поздних работах начала он уточнил этот расчет: 53,9 млн ± 20 %.
8. Как происходил геноцид индейцев и почему?
Южная Америка
Ответ на этот непростой вопрос стоит начать с определений. Конвенция ООН 1948 года считает геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Очевидно, что эта формулировка сложилась под влиянием трагических событий ХХ столетия и автоматически переносить ее на предыдущие исторические эпохи нельзя. При этом, на первый взгляд, оснований для того, чтобы говорить о геноциде индейского населения Латинской Америки, немало: здесь и падение доколумбовых цивилизаций после встречи с конкистадорами, полностью исчезнувшее коренное население на Кубе и практически полностью — в Аргентине и Уругвае, значительные людские потери среди индейцев тропических и прибрежных зон Южной Америки, а также огромная смертность из-за завезенных европейцами болезней и непосильного принудительного труда на рудниках и плантациях.
С другой стороны, контакты европейцев с коренным населением были многообразными, политика колониальных властей — изменчивой и зачастую непоследовательной, а противоречия между законами, диктуемыми из Европы, и обстановкой на местах, — весьма значительными. Все это не позволяет свести такую пеструю картину исключительно к методичному и последовательному геноциду. Впрочем, традиция приписывать испанцам одни лишь зверства и кровавые расправы над индейцами не нова и насчитывает несколько столетий. Это в том числе влияние так называемой черной легенды — резко антииспанских представлений, распространявшихся противниками династии Габсбургов в Европе по мере того, как Испанская империя завоевывала все новые и новые территории.
При этом в исторической перспективе, когда стал очевиден масштаб потерь среди коренного населения, невозможно не задуматься об уничтожении индейцев — даже невольном и сопутствующем, а не только осознанном и целенаправленном (если предлогом была война с язычниками, идолопоклонниками или приверженцами человеческих жертвоприношений). Однако для того, чтобы назвать это геноцидом, нужно доказать, что колонисты сознательно хотели стереть индейский народ с лица земли, а не подчинить, усмирить, провести показательную акцию устрашения и так далее. Бывали случаи, когда подданные испанского короля вели политику, приводившую к уничтожению индейцев, а сам король осуждал «перегибы на местах» и заявлял, что такие действия противоречат службе ему и Богу.
Испанцы уничтожают идолов мексиканских индейцев. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Помимо вопроса о геноциде во времена Конкисты, исследователи обращаются к смежным проблемам: экоциду и этноциду. Уже упоминавшийся выше экоцид — это хищническое разграбление европейцами природных ресурсов в погоне за наживой и уничтожение экосистем, в которые было встроено существование охотников и собирателей в Карибском бассейне и континентальной тропической зоне. К нему относят колонизацию островов Карибского бассейна, повлекшую за собой быстрое (в течение нескольких десятилетий) исчезновение племени таино и некоторых других, а также значительное сокращение площади прибрежных атлантических лесов в Бразилии в результате вырубки ценного красного дерева. Ключевой элемент современной борьбы за права индейцев Амазонии — сохранение именно природной среды, в которой они обитают.
Что же касается этноцида, то под ним понимают уничтожение этноса через разрушение его культуры и воспрепятствование использованию, развитию и передаче следующим поколениям языка и культуры (включая религиозные верования). В самом деле, отрицать стремление испанцев и португальцев обратить коренное население Латинской Америки в свою религию и насадить христианский образ жизни невозможно. Никто из защитников индейцев в XVI–XVII веках — будь то падре Бартоломе де Лас Касас Бартоломе де Лас Касас (1474 или 1484 —1566) — испанский священник и историк Нового Света. Лас Касас известен своими протестами против жестокости и зверств по отношению к коренному населению Америки со стороны испанских колонистов. Считается одним из первых борцов за права человека. или португальские и испанские иезуиты, спасавшие индейцев тупи-гуарани от набегов жестоких охотников за рабами, — не ставил под сомнение превосходство христианства над язычеством и невозможность сохранения прежних обрядов и образа жизни. Ими двигало искреннее убеждение в единственно возможном спасении души через принятие католической веры. Реалии Конкисты показали, что лозунги распространения христианства во благо самих индейцев слишком часто прикрывали грабежи и беспощадную эксплуатацию. Тем не менее возражения современников могли вызывать лишь методы обращения, но не его глобальные цели.
Таким образом, геноцидом (исходя из конвенции ООН 1948 года) действия европейцев в Южной Америке во время Конкисты и колонизации не были. Наиболее емкой общей формулировкой, под которой, как кажется, подписались бы и противники, и сторонники идеи геноцида, представляется следующее определение: насильственное изменение судеб народов после того, как Старый Свет открыл для себя Новый и подчинил его.
Северная Америка
Рекламное объявление о продаже индейских земель. 1911 год United States Department of the Interior
9. Как возникли Мексика, США и Канада?
Мексика
Все эти современные страны в географическом отношении относятся к Северной Америке, но с точки зрения истории и культуры представляют собой разные регионы. Мексика — это часть Латинской Америки, после открытия Нового Света она была частью колониальных владений Испании. США возникли на основе британских колоний, хотя некоторые их современные территории одно время были и испанскими, и даже французскими колониями. Современная Канада включает в свой состав земли, принадлежавшие и французской, и британской короне.
24 февраля 1821 года командующий испанскими войсками на юге Мексики Агустин де Итурбиде выступил с «планом Игуала» (по названию городка в юго-западной Мексике) под лозунгом «Религия, единство, независимость»: в Мексике провозглашалась конституционная монархия, гарантировалось сохранение привилегий Католической церкви, объявлялось равенство всех мексиканцев, независимо от их расы и происхождения. «План Игуала» стал тем историческим компромиссом, который объединил силы радикалов и консерваторов в борьбе против власти метрополии.
28 сентября 1821 года был провозглашен акт о независимости Мексиканской империи, но уже в марте 1823 года республиканцы свергли императора Агустина I Итурбиде. А 4 октября 1824 года была обнародована республиканская конституция Мексиканских Соединенных Штатов.
США и Канада
Смерть генерала Монтгомери под Квебеком 31 декабря 1775 года. Картина Джона Трамбулла. 1786 год Yale University Art Gallery, New Haven
10. Какой самый старый город в Америке?
Если говорить о городах, основанных в Новом Свете европейцами, то безусловная пальма первенства — за городом Санто-Доминго на острове Гаити. Он появился в 1496 году благодаря Бартоломео Колумбу, брату Христофора. Если говорить о материке, то в Центральной Америке вне конкуренции панамский город Номбре-де-Диос, который основал Диего де Никуэса в 1510 году. В Южной Америке, похоже, самым старым ныне существующим городом (опять же, с оговоркой, что мы не считаем города доколумбовой Америки) был порт Санта-Марта на территории нынешней Колумбии: Родриго де Бастидас основал его в 1525 году. Наконец, в Северной Америке (без учета Центральной, то есть на территории США и Канады) самый старый город — Сент-Огастин (испанское название Сан-Агустин); сейчас это земля штата Флорида в США. На его месте в 1564 году был основан французский форт Каролин, но уже на следующий год испанский адмирал Педро Менендес де Авилес разорил французскую колонию и заложил на ее месте форт Святого Августина (Сан-Агустин).
11. Как открытие Америки повлияло на европейскую экономику?
В результате открытия Америки быстро расширялись не только ее торговые контакты с Европой, но и системные связи между Азией и Америкой (воплощенные в манильских галеонах — огромных кораблях, курсировавших между Манилой на Филиппинах и Акапулько в Мексике), а также между Америкой и Африкой. В Атлантике в XVI–XVII веках сложился торговый треугольник: корабли везли европейские товары в Африку, оттуда перевозили невольников в Новый Свет и возвращались в Европу с грузом табака, сахара и других товаров. Все это свидетельствовало о формировании мирового рынка.
Вместе с экономикой на просторы океанов выходит и политика. Неотъемлемой частью международных отношений становится соперничество за контроль над торговыми путями, стремление европейских держав обзавестись собственными колониями, борьба за их передел. Благодаря богатствам колоний метрополии заметно усиливали свои позиции в Европе.
12. А как изменило европейскую культуру?
Научная революция XVI–XVII веков во многом стала возможна потому, что открытие Америки, будучи важнейшей частью Великих географических открытий, привело к резкому расширению представлений европейцев о мире. В Америке собирались новые обширные материалы для естественных наук и этнографии, истории и языкознания. Контакты с племенами индейцев, обладавшими другим социальным устройством, стимулировали развитие общественной мысли. Приобретая опыт общения с носителями иных культур и религий, европейцы более отчетливо осознавали свое культурно-историческое единство. В то же время наиболее критически мыслящие из них убеждались, что мир многолик, что чужая культура и религия могут быть не хуже своих и что европейцу есть чему поучиться у обитателей заморских земель. Неслучайно знаменитый французский гуманист Мишель де Монтень (1533–1592) подчеркивал, что индейцы в отношении нравственности ничем не уступают европейцам, а Томас Мор поместил идеальный остров Утопия близ берегов Южной Америки. Алонсо де Эрсилья в эпической поэме «Араукана», описывая войны испанцев с индейцами арауканами, не подвергает сомнению право Испании подчинить их, но фактически представляет их в героическом ореоле борцов за свободу, правда которых уравнивается с правдой испанцев. Испанские гуманисты и служители Церкви (Бартоломе де Лас Касас, Васко де Кирога и другие) пытались воплотить в Новом Свете утопические идеи, рожденные в Европе. Размышления о золотом веке и неиспорченной вере обитателей Америки органично вплетались в идейный мир Возрождения и Реформации.
Открытие Америки и последовавшая за ним Конкиста вызвали к жизни литературные произведения разных жанров: «Донесения» Эрнана Кортеса, «Сообщение потерпевших кораблекрушение» Альвара Нуньеса Кабесы де Вака и другие. Появились новаторские сводные труды, содержавшие сведения о географии и природе новых земель, об обычаях и истории их народов: «Декады о Новом Свете» Пьетро Мартире д’Ангиера, «История Индий» Лас Касаса, «Общая история о делах Новой Испании» Бернардино де Саагун и другие. Образы Америки эпохи Великих географических открытий и Конкисты прослеживаются также в европейской литературе и искусстве, в частности в творчестве Шекспира и Кальдерона.
13. А еду?
Европейцы познакомились с новыми видами домашней птицы (индейки), сельскохозяйственными культурами (картофель, кукуруза, томаты, фасоль, красный острый перец, тыква, какао), а также с фруктами (ананас, авокадо). И хотя внедрение новых продуктов из-за консервативности сознания большинства колонистов затянулось надолго, со временем они заметно изменили рацион питания европейцев, произведя своего рода «пищевую революцию». Особенно велико было значение картофеля и кукурузы, заметно снизивших угрозу голода. Большое влияние оказали и культуры, завезенные европейцами в Америку и там активно возделывавшиеся для экспорта именно в Старый Свет (кофе, сахарный тростник, из которого получали не только сахар, но и ром).
Отдельно следует отметить табак: он не является съедобной культурой, но первоначально ценился европейцами как средство избавления от чувства голода; параллельно он использовался как лекарство (вспомним, что позже Робинзон Крузо на своем необитаемом острове лечился именно табачной настойкой), а затем жевать, нюхать и курить табак в Старом Свете стали для удовольствия. Именно табак сделался основной культурой в британских Виргинии и Мэриленде в XVII–XVIII веках.
Испанцы завезли на остров Гаити и бананы, ныне считающиеся неотъемлемой частью американской флоры. Существуют предположения, что в Южной Америке банан был известен и до прихода европейцев; в любом случае именно испанцы широко расселили его по своим владениям.
Европейские колонисты способствовали также распространению американских видов культурных растений и одомашненных животных за пределы их изначальных ареалов обитания. К примеру, они завезли мексиканскую по своему происхождению индейку в Перу. В дальнейшем перемешивание в рационе жителей обеих Америк индейских и европейских продуктов питания и видов их обработки породило самобытную кухню. Некоторые ставшие традиционными блюда по обе стороны Атлантики включают в себя завезенные ингредиенты, но их американское или, напротив, европейское происхождение уже забылось (например, у испанской картофельной тортильи — не путать с мексиканской кукурузной тортильей — или у блюд на основе риса и молока из Аргентины).