в честь какой битвы была построена чкаловская лестница
В честь какой битвы была построена чкаловская лестница
2. Чкаловская лестница была нужна не для украшения города.
Идея постройки лестницы вниз по крутому Волжскому откосу изначально была вполне прагматичной. Попасть с площади Минина и Верхневолжской набережной на Нижневолжскую можно было только по Георгиевскому и Зеленскому съездам. Практически в объезд. Новая лестница соединяла бы два знаковых городских пространства напрямую. Потом решили, что лестница должна быть еще и парадной.
3. Тайна третьей ступеньки, слава о которой разнеслась по всей Волге, если не по всей России.
Итак, если темной ночью встать на третью ступеньку сверху Чкаловской лестницы и посмотреть на памятник Валерию Павловичу, то… На самом деле сделать это можно и днем. С третьих ступеней с разных сторон открывается неожиданный ракурс на монумент летчику. Обратите внимание на расположение рук изваяния, и вы поймете, что ничто человеческое памятнику не чуждо.
Внимание: осмотр монумента с третьей ступени только для взрослых!
4. Вместо памятника Чкалову должен был стоять совсем другой монумент.
То, что на этом месте должен стоять памятник, было решено при участии самого прославленного летчика Валерия Чкалова. Но, конечно, он не собирался таким образом увековечивать себя. В 1930-е годы вместе со своим другом, скульптором Исааком Менделевичем, Чкалов подобрал площадку для памятника Максиму Горькому.
После гибели Чкалова горьковчане решили установить бронзовую фигуру летчика на центральной площади города. Это произошло в 1940 году. То есть сначала был памятник, а потом — лестница.
5. Строительство Чкаловской лестницы началось со второй попытки.
Благодаря упорству Александра Шульпина. Сейчас его бы назвали эффективным управленцем. В конце 30-х годов он занимал должность заместителя Горьковского горисполкома (орган власти аналогичный современной администрации города). Именно он в 1939 году предложил построить парадную лестницу на Волжском откосе. Тогда ему отказали из-за дороговизны проекта.
Как ни странно, идею строительства лестницы поддержали в 1943 году, когда Горькому стали выделять деньги для восстановления после немецких бомбежек. Шульпин к тому времени уже возглавлял Горисполком.
6. Чкаловская лестница спасла Волжский откос от разрушения.
Действительно, к 1940-ым годам ландшафтное чудо стало серьезно страдать от оползней. Благодаря участию в проектировании и работе на строительстве нижегородского архитектора Александра Яковлева, лестница стала играть укрепляющую роль.
Кстати, в конкурсе на лучший проект Яковлев уступил именитым ленинградским архитекторам Льву Рудневу и Владимиру Мунцу. В итоге нижегородец и ленинградцы объединились в одну команду и продолжили работать вместе.
7. Самый дорогой проект.
Возведение лестницы обошлось казне в огромные по тем временам деньги — более 7 млн рублей. Это потом аукнулось на карьере самого Александра Шульпина. В 1949 году его обвинили в растратах, он несколько лет провел в лагерях. После смерти Сталина Шульпина освободили, и он руководил городским архитектурным управлением.
8. Построили за одну пятилетку.
Строительство лестницы началось в 1944 году и закончилось в 1949-м. В Советское время любили измерять трудовые подвиги пятилетками. На стройке работали жители города и военнопленные немцы. Говорят, именно те, которые воевали в Сталинграде. Это было очень символично, потому что начало стройки приурочили к победе наших войск в Сталинградской битве.
9. У лестницы было три имени.
Изначально, лестнице присвоили почетное звание — Сталинградская, посвятив ее победе Красной армии. Потом, пытались именовать ее Волжской. То имя, что дошло до сегодняшних дней, лестнице дал народ — Чкаловская. Все-таки начинается она от памятника популярному и любимому нижегородцами герою – Валерию Чкалову.
11. Почему внизу лестницы стоит катер «Герой»?
Легендарное судно появилось в финальной части Чкаловской лестницы в 1985 году, и тоже не случайно. Катер можно назвать старинным, потому что он участвовал в боевых действиях во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Прошел он и Сталинградскую битву, в память о которой построили саму лестницу.
ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА. НИЖНИЙ НОВГОРОД
Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Первоначально лестница называлась Сталинградской. Своим нынешним названием она обязана установленному на верхней смотровой площадке памятнику выдающемуся лётчику Валерию Чкалову.
В 30-40-х годах XIX века, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная.
Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.
В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали. Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.
Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге. Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль.
В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И Шульпину удалось практически невозможное – получить согласие на выделение огромных денег на строительство. Конкурс на проект лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц.
Лев Владимирович Руднев
Владимир Оскарович Мунц
Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева.
В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.
Александр Александрович Яковлев
Александр Яковлев, воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали. Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос. И в 1943 году Шульпин повез в Москву на утверждение проект Яковлева, Руднева и Минца – лестницу по Волжскому откосу.
Итак, в том же 1943 году лестница была заложена и началось строительство.
Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская. К строительству привлекались даже немецкие военнопленные.
катер «Герой»
В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.
В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.
Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Чкаловская лестница – интереснейший культурный объект Нижнего Новгорода. Начинаясь великолепной восьмеркой от памятника Валерию Чкалову, она ковровой дорожкой спускается к реке, где стоит катер «Герой». Удачное расположение и необычная форма лестницы делают ее одной из главных достопримечательностей города, хотя построена она была не так давно – в середине XX века.
История создания Чкаловской лестницы
Лестница находится на высоком берегу реки, носившим прежде название Волжский откос. Издавна на его вершине располагался небольшой выступ, с которого открывались великолепные виды на реку и находившееся на другом берегу село Бор. Поэтому здесь очень любили бывать нижегородцы.
Н. Никонова. Чкаловская лестница весной, 2014 год
Здесь в XVII веке стоял женский монастырь, посвященный празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. После сильнейшего пожара в начале XIX века он был перенесен за пределы тогдашнего города и переименован в Крестовоздвиженский. Остатки же прежних строений монастыря снесли, и их территория стала частью Благовещенской площади.
В 30-40-х годах, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная. У ее начала, на месте нынешней площади Минина и Пожарского, располагалась в те времена церковь Благовещения. Поэтому и сама площадь до революции называлась Благовещенской.
Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. Первый из них также начинался с Благовещенской площади. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.
Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.
В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали.
Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.
Д. Четыре. Чкаловская лестница, 2017 год
Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге.
Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль. Первый проект знаменитой лестницы отличался необыкновенной пышностью: ее украшениями должны были стать фонтаны, изящные вазоны и скульптуры. Однако, в преддверии Отечественной войны, такой план воплотить в жизнь оказалось невозможно.
В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И невероятным образом в 1943 году получает разрешение на строительство. Способствовали этому и достаточно большие средства, выделявшиеся государством на восстановление Горького – крупного промышленного центра, пострадавшего от немецких бомбардировок.
Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская.
Кто был архитектором Чкаловской лестницы?
Конкурс на проект Сталинградской лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева. В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.
[av_one_third first av_uid=’av-5pm2wt’]
Лев Руднев знаменит как создатель здания Московского университета и ряда крупных построек в обеих столицах нашей страны. Но для нижегородцев особенно важна роль в создании лестницы архитектора Александра Яковлева.Воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, Александр Яковлев несколько десятилетий своей жизни отдал служению нижегородской земле. Здесь им был возведен ряд зданий и монументов.
Именно Яковлев был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали.
Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос.
Строительство Чкаловской лестницы
Лестницу строили с 1944 года в течение пяти лет. Основными строителями были жители Горького. Участвовали в стройке и пленные немцы, жившие тогда на месте исторической Немецкой слободы.
Наконец лестница была сооружена, и взгляду горьковчан предстало необычное монументальное сооружение. Спускаясь вниз от памятника Чкалову, лестничные пролеты расходились в стороны и соединялись на двух смотровых площадках, образуя своеобразные кольца, а затем прямым маршем подходили к Волге. Смотровые площадки лестницы были украшены барельефами, обелисками и балюстрадой. Существует версия, согласно которой кольца лестницы символизируют Сталинград в окружении вражеских подразделений, а её нижняя прямая часть – прорыв этой осады советскими войсками.
Н.М. Капелюш. Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Очень важно, что Чкаловская лестница органично вписалась в окружающий ландшафт и ее очертания перекликаются с силуэтом находящегося рядом древнего кремля.
Строительство лестницы обошлось государству в огромную по тем временам сумму – 7 миллионов 760 тысяч рублей. Это стало поводом к тому, чтобы обвинить главу города Горького Александра Шульпина в растрате. В 1949 году, в русле сталинских репрессий, был организован громкий процесс – «Ленинградское дело». Его жертвой стал и Шульпин. По приговору суда он провел несколько лет в концлагере под Мурманском. После смерти «вождя народов» был освобожден и вернулся на Родину и стал главой городского архитектурного управления. Скончался, будучи на пенсии.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Самая длинная лестница в России
Основную уникальность Чкаловской лестницы составляет ее длина. Она считается самой длинной лестницей в России. Основные источники утверждают, что количество ступеней сооружения с учетом круговых пролетов – 560. Если же считать по прямой, то только на правой стороне их 442. Что касается левой стороны, то тут сведения о количестве ступеней разнятся. Поэтому любимым занятием многих туристов, посещающих популярную лестницу, стал точный подсчет количества ее ступеней.
В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.
В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.
Сегодня Чкаловская лестница по-прежнему радует глаз местных жителей и многочисленных туристов. Здесь проводятся народные гулянья, спортивные соревнования и флешмобы, встречаются влюбленные и фотографируются молодожены. Во время авиашоу над памятником знаменитому летчику взлетают ввысь последователи Чкалова, а 9 мая рядом проходит Парад Победы. Старая лестница верно служит своему городу.
Нижний Новгород Чкаловская лестница. Мой взгляд
Приветствую, Вас дорогие подписчики и просто случайные читатели!
Вышел у меня спор с одним знакомым по поводу Чкаловской лестницы, что раньше появилось Памятник Чкалову (в дальнейшем В.П.) или лестница которая в итоге приобрела ныне несущее название. Прям как про курицу и яйцо. Зацепило меня это не по-детски и начал рыть, копать и выискивать как следопыт правда начинающий, да простят меня деканы и профессоры курирующие Нижегородскую историю. Сначала факты на лицо:
1. ДА, на неё ушло 7 мл. 760 тыс. рублей по курсу СССР на период с 43 по 49 год. По тем временам невероятная сумма про которую обычные обыватели даже подумать не могли при свободе рабочего труда за «ВЫМПЕЛо» дни.
2. ДА, в строительстве были «задействованы» военно-пленные из Германии. Существует версия что данные военно-пленные были захвачены при Сталинградской битве. Символично что Сталинградские пленные немцы строили Сталинградскую лестницу (проектное название лестницы). Кстати они еще и Универмаг нам построили у Московского вокзала. Им по «Стахановски» помогали Нижегородцы работающие на чистом оптимизме.
3. ДА, Разница в уровнях подъёма почти в три раза выше, чем у знаменитой Потёмкинской лестницы в Одессе.
Теперь фактом по лицу:
1. ДА, Чкаловская лестница несомненное место паломничества туристов считающих количество ступенек (официальное количество 560) и всегда не досчитывающих их. Если подниматься снизу от катера «Героя» то можно на первом разветвлении «восьмерки» ставить камень с надписью направо пойдешь 442 насчитаешь налево пойдешь 443 найдешь. Но! Не 560… Вооружившись видеокамерой и калькулятором вы точно установите свой вариант, мало совпадающий с официальным.
2. Да, Валерий Павлович замер в исполнении жеста очень похожего на… назовем это культурно накуси-выкуси.
3. ДА, с третьей ступени для озабоченных у В.П. наблюдают (+18). Моей фантазии перелить выступающую часть скульптуры в определенном угле зрения, в «это» не хватило. (Для искателей… Дом связи на пл. Горького если встать со стороны ул. Б. Покровской и посмотреть на барельеф с противоположной стороны дороги чуть позади здания, увидите солдата в каске с очень знакомым лицом по второй мировой войне).
4. ДА, лестница Чкалова выглядит как восьмерка на палочке. Мне больше нравится вариант с листом Мёбиуса уходящим в бесконечность бесконечности (да-да тавтология).
И моя версия появления лестницы у подножия памятника. (аналогов не нашел). От экскурсоводов вряд ли услышите эту версию. И так…
Часть 1. Гибель?
После триумфального беспосадочного перелета через Северный полюс из СССР в США. В 1937 году и набирающий сногсшибательный рейтинг в СССР В.П. Чкалов получает от Иосифа Сталина личное предложение занять должность Наркома НКВД. В.П. отказывается от должности и продолжает заниматься лётной испытательной работой. 1 декабря 1938 года он был СРОЧНО вызван из отпуска для проведения испытания нового истребителя И-180. 15 декабря 1938 года Чкалов погибает при испытаниях самолёта.
В испытуемом истребителе было обнаружено 190 дефектов. Из официального приказа НКО № 70 от 4 июня 1939 года
«2. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В. П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолете с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился и комбриг Чкалов погиб.» Официально Сталин и НКВД молодцы
Чкалов из того же приказа «недисциплинированный и разболтанный, невнимательный и недопустимо халатным отношением к своим обязанностям» (С Гагариным было тоже самое, правда при Хрущёве и с другим промежутком времени… Но, всё таки какое-то дежавю меня не покидает).
Часть 2. Официальная версия.
В.П. был дружен с председателем Горисполкома г. Горького (или губернатором по нынешнему) Александром Шульпиным которому в 1939 г. приходит идея (?) постройки лестницы.
Примерно в это же время зарождается и памятник Чкалову над которым работает и создает его также друг В.П. скульптор И.А. Менделевич. Памятник был установлен в 1940 году на Волжском откосе хотя изначально планировалось установить его на территории Нижегородского кремля. Война помешала осуществить Шульпину этот проект, но только на время. В 1943 году Шульпин везет проект в Москву и совершает невозможное, добивается одобрения проекта и выделения на него неимоверных средств. В 1949 году Сталинградская лестница была готова.
Александр Шульпин осуществил проект и был обвинён в растрате, отстранён от должности, исключён из партии и арестован. Освободили и реабилитировали его только после смерти Сталина.
Часть 3. А может это было так? Моя легенда о дружбе.
Думаю, перенос памятника и установка лестницы у его подножия осознанное решение Шульпина. Место было выбрано не случайно. В.П. любил открывающийся вид с Волжского откоса на «Стрелку» и очень часто прогуливался там как, один так и со своими друзьями. И сожалел о том, что нет возможности спустится к Волге и искупаться о чём не раз и говорил Шульпину(!). Могу лишь предполагать, что у Шульпина идея лестницы зародилась ещё при жизни Чкалова и возможно он даже пообещал её другу. Есть версии, что Сталинградская лестница должна была находится намного правее (ближе к Казанскому съезду) от ныне существующего положения. Но гибель Чкалова изменила расположение лестницы и её название. Шульпин исполнил мечту друга и построил ему лестницу до самой Волги. Возможно Чкалов выбрав удачное время сходит с пьедестала и спускается по лестнице построенной другом до самой реки чтобы искупаться…