в каком ряду все слова являются антонимами
Помоги с русским. Не сложно!
1. В каком варианте ответа слова не являются паронимами?
а) желанный — желательный
б) искусный — искусственный
в) кампания — компания
г) гуманный — гуманистический
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
а) Если вы хотите выпить вкусный, ароматный и наиболее богатый витаминами сок, то готовьте его непосредственно перед употреблением.
б) На улице светило такое яркое солнце, что, выйдя из дома, мне сразу пришлось одеть тёмные солнечные очки.
в) Остро пахло лесной прелью, под ногами хлюпала размокшая болотистая почва и с неприятной бесшумной податливостью оседал толстый слой мха.
г) Дизайнер для новой квартиры предложила строгий и одновременно романтичный стиль.
3. В каком ряду слова не являются антонимами?
а) частый — редкий, сходный — различный, горячий — хладнокровный
б) грамотный — безграмотный, конкретный — отвлеченный, простой — затейливый
в) плодородный — прибыльный, глухой — сплошной, важный — значительный
г) сухой — влажный, геройский — трусливый, откровенный — скрытный
Тридцатиградусный мороз, девятибалльный шторм, переход в тридцать пять километров,купюра в пятьсот рублей,двигатель с двумя цилиндрами,работа в две смены,перерыв в четыре минуты,дом на двести сорок квартир в двенадцать этажей.
Начальная форма: ДАЛЬНИЙ
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, мужской род, неодушевленное, одушевленное, предложный падеж
Формы: дальний, дальнего, дальнему, дальним, дальнем, дальняя, дальней, дальнюю, дальнею, дальнее, дальние, дальних, дальними, дальня, дальне, дальни, подальнее, подальней
Начальная форма: ТЁМНЫЙ
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное, предложный падеж
Формы: тёмный, тёмного, тёмному, тёмным, тёмном, тёмная, тёмной, тёмную, тёмною, тёмное, тёмные, тёмных, тёмными, темён, темна, темно, темны, темнее, темней, потемнее, потемней
Начальная форма: ЛЕСА
Часть речи: существительное
Грамматика: винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное
Формы: леса, лесы, лесе, лесу, лесой, лесою, лес, лесам, лесами, лесах
Начальная форма: ЛЕС
Часть речи: существительное
Грамматика: второй родительный или второй предложный падежи, единственное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж
Формы: лес, леса, лесу, лесом, лесе, лесов, лесам, лесами, лесах
Начальная форма: СЛЫШАТЬСЯ
Часть речи: глагол в личной форме
Грамматика: действительный залог, множественное число, переходный, несовершенный вид, прошедшее время
Формы: слышаться, слышусь, слышимся, слышишься, слышитесь, слышится, слышатся, слышался, слышалась, слышалось, слышались, слышась, слышавшись, слышься, слышьтесь, слышащийся, слышащегося, слышащемуся, слышащимся, слышащемся, слышащаяся, слышащейся, слышащуюся, слышащеюся, слышащееся, слышащиеся, слышащихся, слышащимися, слышавшийся, слышавшегося, слышавшемуся, слышавшимся, слышавшемся, слышавшаяся, слышавшейся, слышавшуюся, слышавшеюся, слышавшееся, слышавшиеся, слышавшихся, слышавшимися
Начальная форма: ПТИЧИЙ
Часть речи: прилагательное
Грамматика: именительный падеж, множественное число, неодушевленное, одушевленное
Формы: птичий, птичьего, птичьему, птичьим, птичьем, птичья, птичьей, птичью, птичьею, птичье, птичьи, птичьих, птичьими
Начальная форма: ГОЛОС
Часть речи: существительное
Грамматика: единственное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж
Формы : голос, голоса, голосу, голосом, голосе, голосов, голосам, голосами, голосах
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык 10-11 класс
1. В каком слове неправильно определено лексическое значение?
а) Инновации — востребованные нововведения.
б) Саммит — встреча на высшем уровне, переговоры глав государств или правительств.
в) Фрилансер — человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем.
г) Волонтёр — человек, вступающий в рыночные отношения с другими субъектами с целью получения прибыли.
2. Какое слово не является многозначным?
а) корпус
б) основание
в) лабиринт
г) сюжет
3. В каком ряду содержится лишнее словосочетание?
а) медвежья берлога, медвежья услуга, медвежья лапа
б) высокий юноша, высокая лестница, высокая трава
в) золотое кольцо, золотая нить, золотые часы
г) толковый словарь, толковый рассказ, толковая Псалтирь
4. В каком ряду содержится лишняя пара слов?
а) лист бумаги — капустный лист, назвать по имени — назвать гостей, стихотворная строчка — ажурная строчка
б) пчелиный рой — рой яму, течь в трюме — течь по капле, пила воду — ручная пила
г) старожил в деревне — сторожил дверь, расплачусь монетой — расплачусь сильно, сорок человек — стая сорок
5. В каком варианте ответа слова не являются паронимами?
а) желанный — желательный
б) искусный — искусственный
в) кампания — компания
г) гуманный — гуманистический
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
а) Если вы хотите выпить вкусный, ароматный и наиболее богатый витаминами сок, то готовьте его непосредственно перед употреблением.
б) На улице светило такое яркое солнце, что, выйдя из дома, мне сразу пришлось одеть тёмные солнечные очки.
в) Остро пахло лесной прелью, под ногами хлюпала размокшая болотистая почва и с неприятной бесшумной податливостью оседал толстый слой мха.
г) Дизайнер для новой квартиры предложила строгий и одновременно романтичный стиль.
7. В каком ряду все слова являются синонимами?
а) легкомысленный — легковесный — ветреный — неосновательный
б) мятеж — бунт — восстание — драка
в) васильковый — синий — аквамариновый — лиловый
г) чаша — глушь — дебри — заросли
8. В каком ряду слова не являются антонимами?
а) частый — редкий, сходный — различный, горячий — хладнокровный
б) грамотный — безграмотный, конкретный — отвлеченный, простой — затейливый
в) плодородный — прибыльный, глухой — сплошной, важный — значительный
г) сухой — влажный, геройский — трусливый, откровенный — скрытный
9. Какое слово не является заимствованным?
а) вулкан
б) пряник
в) шаблон
г) грим
В каком ряду все слова являются антонимами
1. Какое лексическое значение имеет слово парча?
1.тонкая ткань из натурального шёлка
2.плотная шерстяная ткань с мелкими рубчиками по диагонали
3.гладкая, блестящая шёлковая ткань
4.плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными линиями
2. В каком значении употреблено слово масштаб в следующем предложении?
Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы, и, чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.
1.отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине
2.прочность, основательность, солидность
3.размах, охват, значение
4.расстояние между крайними точками чего-либо раскрытого, распростёртого, расставленного
3. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1.багряный – кроваво-красный
2.контекст – относительно законченная в смысловом отношении часть текста
3.яхта – большая и лёгкая парусная лодка
4.экспорт – ввоз товара в страну для продажи
4. В каком ряду не все слова являются синонимами?
1. узы, оковы, путы
2.воображение, фантазия, вымысел
3.усердие, одолжение, услуга
4.холм, пригорок, возвышенность
5. Замените слово выставляют из предложения Есть люди, которые выставляют на улицу свою собаку за то, что она не приносит дохода синонимом. Напишите этот синоним.
6. Какая пара слов не является антонимами?
1. баснословный, мизерный
2.благоговейно, непочтительно
3.равнодушие, индифферентность
4.сумасбродство, благоразумие
7. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
1. распущенный ребёнок
2.рассеянные семена
3.открытая душа
4.танцующая пара
8. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?
1. волк в овечьей шкуре
2.тише воды, ниже травы
3.вольная птица
4.заячья душа
9. Какие фразеологические обороты не являются синонимами?
1. важная птица, птица высокого полёта
2.в мгновение ока, в два счёта
3.во всю ивановскую, во времена оно
4.сломя голову, что есть мочи
10. Каким синонимичным словом можно заменить фразеологизм кот наплакал? Напишите это слово.
Ответы.
1. 4
2. 3
3. 4
4. 3
5. выгоняют
6. 3
7. 4
8. 2
9. 3
10. мало
«Тест по русскому языку» (6 класс)
1. Выбери правильный вариант ответа.
а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения
в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
2. Укажите строку, где все слова являются синонимами.
а) бросать, кидать, швырять
б) ураган, дождь, пурга
в) алфавит, азбука, букварь
3. Укажите антоним к выделенному слову в переложении
Скажу я слово потерял, и скажешь ты….
а) узнал б) понял в) нашёл г) бери
4. Укaжите многозначные слова.
а) лист б) скакалка в) дождь г) полотно
5.Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.
а) сл…зать крем е е е и
б) сп…шите домой и и е е
в) обв…ла карандашом е и и е
г) пос…деть от страха и е и е
6. Новые слова, возникающие в языке, называются
а) историзмы б) неологизмы в) диалектизмы г) профессионализмы
7. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления
а) заимствованные б) жаргонизмы в) диалектизмы г) устаревшие
8. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.
а) выр…стать на грядке а о о а
б) зелёный р…сточек о а о о
в) деревья выр…сли а о а о
г) отр…сли машиностроения о о а а
9. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
10. Укажите предложение(я), в котором используется слово в переносном значении.
а) Сестре подарили золотые серёжки.
б) Золотые колосья пшеницы клонились к земле.
в) В моей коллекции есть золотые монеты.
г) У моей мамы золотые руки.
11. Укажите пары, слова в которых являются антонимами.
б) красивый – уродливый д) мудрец – глупец
12. Укажите пары, слова в которых являются синонимами
13. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению
а) антонимы б) диалектизмы в) омонимы г) синонимы в) архаизмы
14. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.
а) выж…гать рисунок и е е и
б) заб…ру домой е е и и
в) выт…рать пыль и и е е
г) отп…реть замок е и е и
1. Выбери правильный вариант ответа.
а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения
в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
2. Укажите строку, где все слова являются синонимами.
а) ливень, дождь, буран
б) стеречь, караулить, охранять
в) враг, противник, соперник
3) Укажите антоним к выделенному в предложении слову
На поляне всех замучила жара, зато в лесу….
а) холод б) тень в) прохлада г) зной
4. Укажите многозначные слова.
а) иголка б) компас в) приём г) мяч
5.Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.
а) усм…рить зверя и е и е
б) посв…тить в темноте е и и е
в) сл…пить глаза е и е и
г) пос…деть смирно и е и е
6) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления
а) заимствованные б) жаргонизмы в) диалектизмы г) устаревшие
7. Новые слова, возникающие в языке, называются
а) историзмы б) неологизмы в) диалектизмы г) профессионализмы
8. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.
а) заст…лать постель и и е и
б) ст…реть надпись е е е и
в) бл…стать красотой и и и е
г) отп…рать засов и е е е
9. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
10. Укажите предложение(я), в котором используется слово в переносном значении.
а) Вчера день был очень тёплый.
б) Мама дала мне тёплый костюм.
в) В школе первоклашкам оказали тёплый приём.
г) Чайник на плите ещё тёплый.
11. Укажите пары, слова в которых являются антонимами.
а) храбрый – верный г) проезд – проход
в) кислый – горький е) висеть – стоять
12. Укажите пары, слова в которых являются синонимами.
13. Слова, вошедшие в русский язык из других языков
а) устаревшие б) диалектизмы в) заимствованные г) синонимы в) историзмы
14. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.
а) молодые р…стения о а о а
б) ср…слись вместе о о о о
в) отр…щивать волосы а о о а
г) выр…сли на юге а а а о
За 1 – 6 баллов – «2», 7 – 9 – «3», 10 – 13 – «4», 14 – «5»
За 1 – 6 баллов – «2», 7 – 9 – «3», 10 – 13 – «4», 14 – «5»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока русского языка в 3 классе «Изложение.Путешественнница»
Рабочая программа элективных курсов«Русский язык в формате ЕГЭ»
«Н-НН в разных частях речи»
«Правописание гласных в корнях с чередованием»
«Язык. Речь. Общение» (6 класс)
Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак в середине и на конце числительных».
Контрольная работа по теме «Слово» для 3 класса.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5233500 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика(«Многозначность, прямое и переносное значение слова. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы») для 1курса СПО специальности Экономика и бухгалтерский учет
по теме: «Многозначность, прямое и переносное значение слова.
Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы».
Цели: Обобщение и систематизация знаний по теме, закрепление норм правописания, развитие умений использования в речи лексических единиц, воспитание интереса и любви к русскому слову.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для групп, тестовые задания по типу ЕГЭ.
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык
I .Организационный момент.
На прошлом уроке мы говорили о русской лексике, о её происхождении, сферах употреблении. Сегодня мы рассмотрим ещё одну грань русского слова, поговорим о многозначности, о прямом и переносном значении слов, вспомним, какие слова мы называем синонимами, антонимами, омонимами, познакомимся с паронимами и с различными видами омонимии.
II . Проверка домашнего задания :
Как называется раздел языкознания, где изучается лексика?
Что называется общеупотребительной лексикой и лексикой ограниченной
Какой по происхождению является наша лексика?
2) Указать происхождение и дать толкование значений профессиональных
Бартер – (от франц. barater — обменивать) — натуральный товарообмен.
Депозит – ( лат. depositum )— вещь, отданная на хранение) — 1) вклад в банк, денежные средства, временно хранящиеся в банке и принадлежащие другим учреждениям и лицам; 2) ценные бумаги, передаваемые на хранение в кредитные учреждения; 3) взносы в таможенные учреждения в обеспечение оплаты пошлин и сборов; 4) взносы денежных сумм в судебные и административные органы.
Лизинг – (англ, leasing — аренда) долгосрочная (на срок от 6 месяцев) аренда
2) извещение о намерении поставить товар по срочному контракту; 3) форма предложения облигаций или казначейских векселей на рынке; 4) приглашение поставщикам на конкурсной основе оказать услуги определенного качества; 5) конкурентные торги открытого типа; 6) цена на товар, предложенная его производителем; 7) интернациональные конкурсы на право получения заказов.
III Работа по теме : в процессе работы над новой темой мы неоднократно
будем возвращаться к домашнему заданию, а пока посмотрим презентацию,
которую приготовили ребята и запишем основные положения темы.
Обращение к эпиграфу. Русская лексика очень богата и разнообразна. Слова в
русском языке могут иметь одно значение, такие слова называются однозначными. Однако большое количество слов может обладать не одним, а несколькими значениями. Такие слова называются многозначными. Например, у слова подбросить несколько значений: 1) бросить что-либо вверх, 2) добавить (дров впечь) , 3) дать, предоставить дополнительно (денег), 4) тайком положить.
Задание. Посмотрите, есть ли среди слов, записанных в тетрадях многозначные слова?
Наряду с основным — прямым – значением у слова может быть переносное,
Перенос значения происходит при сходстве между предметами по форме, цвету, характеру движения и т.п. называется метафорой: золотая осень, чёрная душа.
Метонимия – перенос на основе смежности предметов, понятий: 1) Между содержимым и содержащим: Три тарелки съел ; 2) между автором и его произведением: Читал Чехова ; 3) часть вместо целого: Все флаги будут в гости к нам ; 4) между предметом и материалом: Фарфор и бронза на столе.
Среди неполных выделяют омоформы – слова различных частей речи, совпадающие по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах: КОС – р.п., мн. ч. от существительного коса; КОС – краткое прилагательное. МОЙ – местоимение, МОЙ – глагол.
Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию: замок и замок, пропасть и пропасть.
Посмотрите, есть ли среди слов, записанных в тетрадях многозначные слова.
Достаточно часто в нашем языке встречаются паронимы – слова, сходные по звучанию, но разные по значению: экономика – экономия, вековой – вечный
Задание. Посмотрите, есть ли среди слов, записанных в тетрадях омонимы?
Может возникнуть вопрос: Чем отличатся омонимы и многозначные слова?
Многозначные слова имеют общее в своих значениях: покрыть- 1) накрыть скатертью стол; 2 ) закрыть собой тучи покрыли небо; 3) обработать поверхность узором ; 4) возместить расходы; 5) заглушить звуки.
Каждый человек стремится наиболее точно передать свою мысль и для этого выбирает из ряда слов, наиболее соответствующие целям и задачам высказывания. Чтобы сделать свою речь яркой и образной, чтобы избежать повторений одних и тех же однокоренных слов, говорящему нередко приходиться пользоваться синонимами.
Синонимы – это слова, различные по звучанию, имеющие общее значение, но отличающиеся оттенками: 1) дружеский, теплый, сердечный, задушевный; 2) небольшой, маленький, крошечный, миниатюрный, карликовый, микроскопический.
Задание. Посмотрите, толкование каких слов вы давали с помощью синонимов?
2) Выполнение упражнений
№ 1. Отгадать загадки.
На каком принципе основано построение этих загадок?
А)Какой птицей можно из колодца воду достать?
Какую строчку не прочтёт ни один грамотей?
Какую часть слова можно найти в земле?
Какое крыло никогда не летает?
В каком гнезде не бывает яиц?
Какая мушка не летает? Что можно разбить, получив при этом не выговор, а благодарность?
Б)В каком челноке нельзя переплыть даже маленький пруд?
Какое государство можно носить на голове?
Какой город летает?
Какую шляпу нельзя носить на голове?
Какую реку найдёшь у себя во рту?
Зубы есть, а ничего не ест.
№ 2. Составьте словосочетания, употребляя слова в прямом и переносном смыслах.
А) Морская волна – волна памяти.
Дорога, луч, холодный, острый, плыть, гореть.
Золото, лёд, горячий, тупой, вставать, умереть.
№ 3. А) Подобрать 10 слов- существительных, обозначающих животных и птиц, имеющих переносное значение . Белая ворона, премудрый пескарь и т. д.
Б) Подобрать 10 слов- существительных, обозначающих деревья, цветы, овощи, фрукты, имеющих переносное значение . Натуральный дуб, майская роза.
№ 4. Составьте предложения, чтобы было понятно значение слов. Какой вид омонимии представлен в парах слов?
№ 5.Подобрать синонимы к выделенным словам.
А) Старый человек обыкновенно любит вспоминать старые происшествия и рассказывать о старых обычаях; если он скуп, то в сундуках его найдёшь много старого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало в старые времена.
Б) О чём бы разговор ни был, он (Чацкий) всегда умел говорить : шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь говорил очень дельные замечания; говорили ли о добродетели, и об этом говорил он очень хорошо.
№ 6. Расположить синонимы
А) в порядке возрастания обозначаемого признака.
Горевать, скорбеть, сокрушаться, тужить, печалиться, огорчаться, убиваться.
Б) в порядке убывания обозначаемого признака.
Пугаться, побаиваться, ужасаться, робеть, страшиться, бояться, дрожать.
№ 7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу антонимы.
Б) … человека кормит, а … портит. На … каравай рот не разивай, а пораньше вставай и … добывай. … дело лучше … безделья … говорун, да … работник. … старится, … растёт. Не бывать бы …, да … помогло.
Слова для справок: счастье – несчастье, добрый – злой, чужой – свой, большой (хороший) – плохой, старый – новый, маленький – большой, труд – лень, свет – тьма, зимой – летом, смелый – трусливый, глупый – умный, старый – молодой.
№ 8. Составить словосочетания с паронимами.
А) Лебединый – лебяжий. Б) Частный – частичный.
Обманный, обманчивый Заразный – заразительный
Эффектный – эффективный Гражданский – гражданственный.
Тайный – таинственный Гористый – горный.
Мудрый – мудрёный Спасительный – спасательный.
Божья – божественная. Океанский – океанический
Чувствительный – чувственный. Шуточный – шутливый.
IV Контроль знаний. Выполнение тестовых заданий.
V Домашнее задание : составить предложения со словами из словаря профессиональной лексики, имеющими несколько значений, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Тестовые упражнения для контроля знаний
1. Укажите, в каком ряду все слова являются однозначными .
1) гамак, абажур, бегемот
2) гамма, безделье, жаворонок
2. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными .
1) теннис, формировать, чабан
2) циркуляр, восстание, дубовый
3) дрязги, залиться, лига 4) либеральный, маленький, масляный
3 В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении ?
3) Пока грохочущая слякоть
4. Укажите слова, имеющие омонимы.
1) ворот 2) печать 3) теплый 4) точка
5. Укажите, чем являются данные пары слов:
А. синонимами 1) рассвет, расцвет
Б. антонимами 2) дерзкий, безрассудный
В. Омонимами 3) надеяться, отчаяться
Г. паронимами 4) дрожать, трепетать
5) влиятельный, авторитетный
6. Какие из перечисленных слов имеют значение «исключительное право, привилегия государственного органа, должностного лица»?
7. Слово употреблено в не свойственном ему значении в предложении
1) Чукотка издавна считается традиционной житницей народов Севера.
2) В интерпретации переводчика острые высказывания посла были сглажены.
3) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными зачинщиками добрых традиций и интересных дел.
4) На приеме подавали экзотические фрукты, привезенные из далеких стран.
8) Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.
9)Какие пары слов не являются омонимами?
1) трудный, легкий 3) твёрдый, мягкий
2) путы, вериги 4) пассивный, апатичный
Тестовые упражнения для контроля знаний
1. Укажите, в каком ряду все слова являются однозначными .
1) вариация, масонство, обломить 3) выключатель, природа, нить
2) варьете, впечатлять, мохер 4) варвар, больной, зонтик
2. Укажите, в каком ряду все слова являются многозначными .
1) раздуть, размочить, сажать 3) семга, переключить, нездоровый
2) свежий, свернуться, секция 4) медведь, нахлынуть, пешеход
3. В каких предложениях выделенные слова употреблены в переносном значении?
3) Аристократка и богачка
4) В сетях соперницы-злодейки.
4.Укажите слова, имеющие омонимы.
1) живой 2) пар 3) крыло 4) свежий
5. Укажите, чем являются данные пары слов:
А. синонимами 1) рассвет, расцвет
Б. антонимами 2) дерзкий, безрассудный
В. Омонимами 3) надеяться, отчаяться
Г. паронимами 4) дрожать, трепетать
5) влиятельный, авторитетный
6.Какие из перечисленных слов имеют значение «невежда, выдающий себя за знатока, грубый обманщик»?
1) шарлатан 3) аферист
2) доктринер 4) знахарь
7. Лексическое значение указано неверно в примере
1) Фиктивный – мнимый, ложный, в действительности не существующий.
2) Апатия – состояние безразличия, отсутствие интереса к жизни.
3) Виртуоз – музыкант, выступающий в составе оркестра.
8. В каких рядах не все слова являются синонимами?
1) магия, колдовство, чары
2) холодный, морозный, ветреный
3) привлекать, прельщать, зазывать
4) подарить, презентовать, поднести
9. Какие пары слов не являются антонимами?