В 8 сезоне «Сверхъестественного» Сэм и Дин наконец-то получили свой постоянный дом. Им стал бункер, некогда принадлежавший тайной организации хранителей знаний. Хотя было забавно наблюдать, как братья кочуют из одного мотеля в другой, фанаты порадовались за них, когда Винчестеры перебрались в бункер.
При слове «бункер» обычно возникает картинка темной и сырой подземной комнаты, заполненной консервами и прочими предметами первой необходимости. Но в «Сверхъестественном» это нечто принципиально иное – многоуровневое помещение, просторное и светлое, полностью автономное, поскольку располагается под электростанцией на реке. Бункер защищает от любой магии, здесь хранится множество книг и секретных материалов, а также стратегический запас пива. Но это еще не все.
Мы собрали факты о бункере Винчестеров, о которых вы могли не знать.
1. Нет секретного хода (пока не найден)
В бункере Винчестеров есть все, что нужно совершенно секретному убежищу, кроме секретных ходов, которые прятались бы позади книжных полок. Во всяком случае, братья их пока не обнаружили. Возможно, это свершится в 15-м сезоне.
2. Карта с городами, которые посетили Винчестеры
На карте Соединенных Штатов, которая лежит в командном центре бункера, отмечены все города, которые Сэм и Дин посетили за 15 сезонов.
3. Не все книги настоящие
Впечатляющее собрание книг в бункере покажется менее грандиозным, если знать, что часть из них – это всего лишь корешки, которые создают видимость заполненных книжных полок.
4. Телескоп 1950-х годов
Неизвестно, зачем в бункере телескоп, и за все 7 лет, что братья прожили там, они им ни разу не пользовались. Создан телескоп был специально для съемок, но на основе реальной модели примерно 1950-го года.
5. В бункере как минимум 32 комнаты
Здесь есть гараж, темница для заключенных, лазарет, кухня, жилые комнаты. И у каждой из них есть свой номер. Так, Дин живет в комнате номер 11, а Дин – 21. Из дешевых мотелей – в секретный подземный особняк с 32 комнатами. Не плохо, правда?
«Сверхъестественное»: весь сюжет. Как смотреть последний сезон и всё понимать
На экраны начал выходить пятнадцатый, финальный сезон «Сверхъестественного». За полтора десятилетия в эфире братья Винчестеры теряли не только близких и друзей, но и фанатов. Далеко не все зрители выдержали многолетний марафон. Теперь многие вернутся посмотреть «Сверхов» в последний раз — но что там сейчас происходит и как всё это понять?
Если вы подзабросили «Сверхъестественное», но хотите узнать, чем сейчас заняты Сэм, Дин, Кас, Бобби и Люси, кто такой Джек и почему главным противником братьев в финальном сезоне станет писатель Чак Ширли, то эта статья — для вас. Мы подготовили небольшой гид по сериалу, в котором кратко (насколько это возможно!) пересказали основные события последних полутора десятков лет.
Итак, за это время Дин и Сэм успели…
Осторожно, спойлеры!
…найти отца и тут же его потерять
В начале «Сверхъестественное» был сериалом о двух братьях — охотниках на нечисть, которые отправились на поиски своего отца, такого же охотника. Джон Винчестер бесследно исчез в ходе очередной охоты, но вскоре выяснилось, что он просто не хочет, чтобы его нашли.
Дело в том, что Джон вышел на след Азазеля, могущественного желтоглазого демона, виновного в смерти Мэри, матери Дина и Сэма, и Джессики, девушки Сэма. Джон выяснил, что Азазель работает над воплощением зловещего и масштабного плана, в котором может быть замешан Сэм. Азазелю помогали другие демоны, способные вселяться в тела людей. Опасаясь за сыновей, Джон попытался выследить Желтоглазого в одиночку, но это оказалось ему не по силам, и он всё же вынужден был обратиться за помощью к Дину и Сэму.
Семейное воссоединение было недолгим. Управляемый демоном грузовик сшиб машину Винчестеров с дороги, и Дин оказался при смерти. В обмен на жизнь сына Джон Винчестер заключил сделку с Желтоглазым, отдал ему свою душу и умер.
…открыть врата Ада
Дин и Сэм выясняют, что цель Азазеля — освобождение Люцифера, падшего архангела, создателя Ада и отца демонов. Несколько тысячелетий назад Люцифера заключили в клетку. Клетка заперта на 600 печатей, но для её открытия достаточно разрушить 66 замков. Сделать это может Лилит, первый созданный Люцифером демон, а для этого Желтоглазому нужно открыть врата Ада и выпустить Лилит и других демонов на землю.
Ключ от врат ада — особый револьвер, отлитый Сэмюэлем Кольтом в 1835 году. Долгие годы кольт хранился у охотника Дэниела Элкинса, а после его смерти попал в руки Винчестеров, но затем Джон отдал кольт Желтоглазому вместе со своей душой в обмен на жизнь Дина. Врата Ада окружены ловушкой для демонов — пентаграммой, пройти мимо которой может лишь человек. Поэтому Азазель долгие годы выращивал «особых детей», подпитывая их своей кровью. Кто-то из детей должен стать военачальником армии демонов, а в перспективе — идеальным сосудом для Люцифера.
Одним из этих детей оказался Сэм. За десять лет до его рождения мать была вынуждена заключить сделку с Азазелем ради спасения Джона. Именно эта сделка позволила Желтоглазому позже ворваться в дом Винчестеров. При этом убийство Мэри было случайностью — она просто не вовремя зашла в комнату.
Азазелю нужен всего один лидер для своей армии, поэтому он собирает вместе всех повзрослевших детей, включая Сэма, и предлагает им перебить друг друга, чтобы последний оставшийся получил всё. В драке Сэм погибает, и ради спасения брата Дин идёт по стопам родителей и заключает новую сделку с Желтоглазым: жизнь Сэма в обмен на его душу. Азазель соглашается и отпускает Дину год жизни.
…начать Апокалипсис
В войне с демонами у Винчестеров появляются могущественные союзники — ангелы Господни во главе с Михаилом. Правда, по-настоящему им помогает лишь один — Кастиэль. Именно он вытаскивает Дина из Ада после того, как истекает отпущенный Желтоглазым год жизни и адские гончие разрывают Дина на части. Остальные ангелы не горят желанием предотвращать освобождение Люцифера. Они ждут наступления Апокалипсиса и финальной битвы Рая и Ада, так как уверены в своей победе, и их не волнует, сколько людей при этом погибнет.
…предотвратить Апокалипсис
Люцифер выходит на свободу, но даже ему нужно время на подготовку Апокалипсиса. В частности, Люси, как его любовно называют фанаты, требовался подходящий сосуд для своей сущности. Такими сосудами для архангелов должны были стать Винчестеры. По божественному плану Люцифер должен был занять место Сэма, а Михаил — Дина. После архангелы сошлись бы в битве, чтобы решить судьбу Ада и Рая.
Сэм соглашается впустить в себя Люцифера, надеясь сохранить контроль над своим сознанием и запереть Люси обратно в Клетку. Пусть и не сразу, но у него это получается, и он прыгает в Клетку, забирая с собой и Михаила. Тем самым Сэм обрекает себя на заточение в Аду. Дин, выполняя данное брату обещание, пытается зажить нормальной жизнью и возвращается к Лизе.
…открыть Чистилище и выпустить Левиафанов
После победы над Люцифером и жертвы Сэма проходит год, и вдруг живой и невредимый Сэм приходит к брату. Оказывается, он практически сразу вернулся из Ада на Землю и целый год охотился на монстров в одиночку, пытаясь дать Дину шанс на нормальную жизнь.
Но возвращение Люцифера в клетку лишь создало для героев новые проблемы. Сэм вернулся из Ада без души, новый правитель Ада Кроули пытается получить доступ к Чистилищу и запертым там душам. А на Небесах после потери Михаила вспыхнула смута, одним из главных участников которой стал Кастиэль.
Братья возвращают Сэму душу, а после выясняют, что Кроули и Кас работают сообща. Касу удаётся добраться до Чистилища, поглотить все находящиеся там души и провозгласить себя новым Богом. Но в процессе он случайно выпускает на волю новых монстров — Левиафанов, которые вроде как уничтожают его.
Спустя целый сезон напряжённой борьбы Винчестеры одолевают Левиафанов. Но в конце Дина и воскрешенного Каса засасывает в Чистилище, где они, разумеется, остаются лишь до следующего сезона.
…обосноваться на одном месте
Много лет единственной базой братьев оставалась «Шевроле Импала» 1967 года выпуска. Винчестеры нигде не задерживались подолгу, ночевали в мотелях или на заднем сиденье, а завтракали в придорожных забегаловках.
Но в восьмом сезоне Дин и Сэм нашли Бункер, секретную базу организации Просвещённых, тысячелетиями копившей знания. Братья оценили удобства и охранную систему Бункера и сделали его своей постоянной резиденцией, в которой со временем поселился даже Кас. Впрочем, верная «Импала» тоже никуда не делась.
…сократить поголовье ангелов
После долгих интриг и махинаций новым Богом становится ангел Метатрон, который едва ли не первым своим деянием низвергает всех ангелов с Небес на Землю. Падшие ангелы винят во всём Кастиэля, но тому удаётся собрать вокруг себя сторонников.
В итоге Касу удаётся одолеть Метатрона, но прежде тот убивает Дина. Метка Каина не даёт Дину умереть, однако он превращается в демона.
Сэму удаётся вернуть Дину нормальный облик. Но метка Каина остаётся у Дина, который, того и гляди, свихнётся и перейдёт на Тёмную сторону. В попытках избавиться от Метки Дин и Сэм обращаются к ведьме Ровене Маклауд, матери нового повелителя Ада Кроули, и к Смерти, одному из четырёх всадников Апокалипсиса.
…помирить Бога с сестрой и обрести мать
Тьма воплощается в теле маленькой девочки по имени Амара и начинает быстро расти, поглощая души. Винчестеры узнают, что Амара — сестра Бога, а Кастиэль обращается за помощью к единственному созданию, уже побеждавшему Амару и созданному для борьбы с нею, — Люциферу. Люцифер обещает помочь, но первым делом после освобождения из Клетки изгоняет Кроули из Ада и убивает Ровену.
Но этого не требуется. Встретив брата, Амара решает, что не хочет все уничтожать, а предпочла бы провести время с ним. Чак и Амара вместе покидают Землю, а на прощание Тьма делает Винчестерам подарок — воскрешает их мать.
…усыновить Антихриста (ну, вроде того)
Бог и Амара мирятся и покидают планету, но на Земле царит хаос, в центре которого мечется освобождённый Люцифер. Он успел дважды побывать правителем Рая, один раз ради победы над Амарой, второй — пообещав вернуть крылья падшим ангелам. Но ничего дельного из этого не вышло.
В поисках достойного вместилища Люцифер кочует из тела в тело, оставляя трупы с выжженными глазницами, пока наконец не оказывается в теле… президента США. В этом обличье он заводит интрижку со своей помощницей Келли. Девушка беременеет, и Люцифер понимает, что скоро станет отцом нефилима. Нефилимы обладают благодатью ангела и душой человека и становятся могущественнее родителя. Законы Небес запрещают создание нефилимов, а нарушивших этот запрет ангелов безжалостно уничтожают вместе с отпрысками.
Ангелы объявляют на Келли охоту, и будущая мать вынуждена спасаться. Сначала за ней присматривает демоница Дагон по приказу Люцифера, а затем девушка попадает под опеку Кастиэля. Но Келли не суждено пережить рождение ребёнка. Пришедшего за сыном Люцифера встречают Дин, Сэм, Кас, Мэри и Кроули. Выделившаяся при рождении нефилима энергия открывает портал в постапокалиптический мир — альтернативную реальность.
В итоге Дин и Сэм оказались опекунами Джека, ребёнка Люцифера и Келли. И пусть парень мгновенно вымахал в юношу и братьям не пришлось возиться с подгузниками, на Винчестеров легла огромная ответственность.
…воспитать охотника
Доверь Винчестерам ребёнка, и они превратят его в охотника. Братья научили Джека пить пиво, рыгать, класть ноги на стол и охотиться на монстров. А чего вы ещё ожидали от Дина?
Джек считал себя членом семьи Винчестеров и искренне пытался творить добро, но не мог совладать с собственной силой, отчего его действия порой приводили к беде. Он самостоятельно отправился в альтернативную реальность ради спасения Мэри Винчестер. После долгих поисков Дин и Сэм нашли путь в другую реальность и не без помощи Люцифера спасли не только Мэри с Джеком, но и пару десятков местных жителей.
К несчастью, при содействии Люцифера (справедливости ради, Сэм его предал и оставил в альтернативном мире) в наш мир проникает альтернативный архангел Михаил, оказавшийся тем ещё фанатиком. Он верит, что все альтернативные вселенные — неудавшиеся божественные черновики, и его задача — уничтожить их вместе со всеми живыми существами.
…убить дьявола
Люцифер притворялся добрым отцом для Джека, но ему нужна была лишь сила нефилима. Когда падший архангел понял, что по-хорошему Джек с ним не пойдёт, он решил забрать сыновью благодать силой.
Ради победы над Люцифером Дин согласился исполнить предназначение и стать сосудом для Михаила из альтернативной реальности, но только на время борьбы с Люцифером. Братья убивают падшего архангела, затем Михаил нарушает условия сделки, захватывает контроль над Дином и решает устроить апокалипсис и в этой версии Земли.
…снова потерять мать
Разошедшийся Михаил перебил всех выходцев из постапокалиптического мира, найденных в бункере Винчестеров. Тогда Джек ради победы над врагом сжёг свою душу.
Прежде чем потерять мать, Винчестеры на один вечер обрели отца. В результате временного парадокса Джон Винчестер из прошлого попал в 2019-й. И хотя ради сохранения континуума его пришлось оперативно отправлять обратно, Винчестеры собрались за одним столом и хоть ненадолго почувствовали себя обычной семьёй.
…поругаться с Богом
После убийства Мэри Джек пошёл вразнос. Он начал создавать новых ангелов, подвергать еретиков библейским казням, заставил людей по всему миру говорить только правду… Стоит ли удивляться, что он разозлил настоящего хозяина Вселенной?
Одно из самых своих забавных приключений Винчестеры испытали в мультяшной форме, попав внутрь мультика про Скуби-Ду
Пусть «Сверхъестественное» существенно изменилось за полтора десятилетия, кое-что осталось неизменным. Братья продолжают ругаться, совершать ошибки и терять близких. Многие катастрофы и вовсе происходят из-за вмешательства Винчестеров. Они открыли врата Ада, освободили Люцифера, выпустили Тьму и привели в наш мир альтернативного Михаила. Большинство героев и особенно героинь погибло, некоторые и не по одному разу. Сами Винчестеры по очереди побывали в аду, оба умирали уже трижды. А что касается Каса, Чак уже потерял счёт, сколько раз он воскрешал своего ангела.
Если подумать, Чак — идеальный финальный босс для «Сверхъестественного». Судя по его словам, он всегда следил за Винчестерами, всегда играючи мог им помочь, но предпочитал ничего не делать, так как похождения братьев — «его любимый сериал». Как знать, может, все их неприятности — дело рук скучающего Бога? В таком случае Чаку давно пора платить по счетам.
После выхода очередного сезона «Сверхъестественного» зрителям представилась возможность заглянуть в «бункер хранителей тайн», который приятно дополнил восьмой сезон сериала. С показом «бункера хранителей тайн» у фанатов «Сверхъестественного» и просто телезрителей появилось ощущение новой тайны, а также нового места действия с новым набором декораций.
Бункер хранителя тайн дался создателям «Сверхъестественного» не легко
На протяжении всех сезонов «Сверхъестественное» снимается по принципу «сериала дорог», в котором постоянными остаются только декорации дома Бобби и хижины Руфуса, в которых периодически останавливались Дин и Сжм. Поэтому бункер внес в сериал загадочность и дополнительное замкнутое пространство, где Сэм и Дин могли пожить некоторое время и поработать.
Наведавшись в «Сверхъестественное» по экскурсии от компании «Уорнер Бразерс», можно было поговорить с главным художником по декорациям Джерри Ванеком, который одновременно участвует в постановочных съемках. Джерри поведал о том, что на создание бункера хранителей тайн сверхъестественного его вдохновил сериал «Звездные войны», который также очень любит режиссер «Сверхъестественного» Эрик Крипке. Помимо Джерри Ванека о бункере можно было узнать лично от звезды сериала Дженсена Эклса, который немного приоткрыл завесу тайн показанных в сериале нескольких комнат бункера.
Над интерьером бункера пришлось поработать всей съемочной группе
Над созданием и обстановкой бункера поработало много человек из огромного талантливого съемочного коллектива. Нахождение всех деталей в хранилище тайн предстояли длительные обсуждения и советы всех участников сериала. По словам участников съемочной группы, отвечающих за декорации, для некоторых эпизодов «Сверхъестественного», например про вампиров, по сценарию необходим был банк крови — некое полуразрушенное здание с окровавленными стенами. Для съемок этого эпизода было найдено и задекорировано разрушенное на половину здание. А вот с созданием бункера дела обстояли сложнее.
По сценарию бункер хранителя тайн шел просто как «бетонный бункер», без каких-либо подробностей. Поэтому для съемок эпизода с ним съемочной группе пришлось поломать голову над его обустройством. В итоге интерьер помещения хранителей тайн был создан на основе мифических данных о Хранителях, которые были учеными людьми и хорошо знали астрономию, биологию и химию. В интерьере помещения Хранителя имеются элементы арт-деко — элегантного стиля который необходимо использовать аккуратно потому что легко перенасытить им помещение. К тому же в данном стиле отмечена многовековая эпоха.
Бункер Хранителей Знаний стал приятным дополнением к «Сверхъестественному» в восьмом сезоне. Он не только добавил новую тайну, но и внес в сериал новое место действия, новый набор декораций.
«Сверхъестественное» всегда был «сериалом дорог», неизменными были лишь дом Бобби или хижина Руфуса, в которые герои заезжали время от времени на протяжении всего сериала, а вот Бункер добавил некое замкнутое пространство, в котором Братья Винчестеры поселились, чтобы жить и работать.
Во время визита к «Суперам» (экскурсию и крышу над головой обеспечила компания Уорнер Бразерс) появилась возможность пройтись по бункеру и пообщаться с Джерри Ванеком, художником-постановщиком сериала. Он вкратце нам рассказал, что вдохновляло его при создании дизайна помещений бункера. Звезда сериала, Дженсен Эклз, также поведал немного про некоторые комнаты, которые уже появлялись на экране.
Происхождение идеи и обстановки бункера. «Всем этим занималось очень много людей. У нас огромный и потрясающе талантливый коллектив. Мы всё время обсуждали каждую черточку, каждую мелочь о Хранителях Знаний, мы говорили об этом почти постоянно, и в чем мы можем быть уверены – так это в том, что мы неплохо проработали дизайн всех этих штучек в бункере, но, как ни крути, это все еще не закончено. До этого частенько, ну, например, в «вампирском эпизоде» (4 или 5 сезон) они просто говорили «о, заброшенный склад или типа того, круто» и, поскольку все крутилось вокруг крови, банка крови, мы находили старое здание и декорировали его под банк крови. А вот с бункером вышло посложнее.
Он описывался в сценарии просто как «бетонный бункер» и все! Но мы, мы сотворили почти настоящий бетонный бункер. Потому что Хранителями был накоплен огромный объем знаний, они были люди ученые, и, судя по всему, они были отлично подготовлены в области астрономии, биологии, химии – во всём. Плюс мифы, по ним была собрана целая библиотека. Запихай мы все это в обычный бетонный бункер, через пару эпизодов стало бы скучно. Бетонные стены – это прикольно, конечно, но я хочу другого. Я хочу чего-то большего».
Историческая основа происхождения бункера. «Я люблю арт-деко, элегантный стиль, но, используя его, следует быть очень аккуратным, потому что этот стиль – целая эпоха и им очень легко переборщить. Думается, что им было нужно место с ооочень мощным и надежным источником электричества. Хранители пользовались бункером примерно в течение двадцати лет, так что мы частично включили его историю в собственную сюжетную линию. Хорошо, что в тридцатых годах по всей территории Соединенных Штатов были построены эти замечательные электростанции. Так почему бы не расположить одну в подвале или где-то поблизости, чтобы мы могли чудесным образом к ним подключиться и привнести в обстановку немного арт-деко. И в самом деле, мы к этому пришли».
Использование в будущих декорациях. У нас есть всякие детали, валяющиеся там и сям еще с предыдущих эпизодов. Например, лестница, ведущая на балкон в бункере взята из пыточной камеры Кроули или из чего того еще, что мы насобирали за 4 или 5 лет. Поэтому мы просто все собрали из разных запчастей».
Отражение легенды в декорациях. Множество маленьких деталей входят в комплекс декораций. «Фризы, бордюры – это чудесные маленькие детали, которые повторяются по всему периметру – мистические печати-сигилы и защитные символы, вплетенных в стиль арт-деко. Справа по центру вы обнаружите один из Енохианских символов или одну из наших печатей-сигилов. Вдоль дверного порога – тоже самое. Таким образом, все входы и выходы прикрыты. И даже если кто-то, кого мы видеть не желаем, войдет, то тут же будет пойман, наша охрана всегда начеку. Все это часть нашей легенды, нашей истории, мы это и этим творим.
Расширение бункера. Экклз говорит: «Вот гигантский гараж (который мы видели в эпизоде 9.04. «В гостях у сказки»). С тех пор как мы ввели в сюжет Хранителей знаний, я его как милостыню выпрашивал, говорил «Эй, да ладно! Просто оставлять Импалу на улице?! Чтобы ее засыпало пылью и всяким дерьмом?!» И, в конце концов, детка получила себе постельку. А у нас, наконец-то, появились кухня и несколько дополнительных спален. Еще мы получили комнату с компьютерами. Мы расширили набор декораций, и это здорово, когда удаётся отхватить такое богачество».